Проект
по нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе
«Мой дом, моя семья, моя малая Родина»
Белово
2022г.
МБДОУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БЕЛОВО»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 59 «Рябинка» комбинированного вида города Белово»
(МБДОУ детский сад №59 города Белово)
Проект
Составили:
Субботина Л.А. воспитатель, высшей квалификационной категории.
Дистарикова О.С. воспитатель первой квалификационной категории
Краткая аннотация
Проект, который мы хотим описать, называется « Мой дом, моя семья, моя малая Родина».
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям.
В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой «семьи».
Проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому, людям, Родине.
Содержание:
Введение… ……………………………………………. 5
Обоснование значимости проекта…………………… 7
Этапы работы над проектом……………………………11
Ресурсное обеспечение работы над проектом…………
Полученный результат………………………………… 11
Список литературы………………………………………14
Приложения……………………………………………… 15
Введение
Последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема нравственно-патриотического воспитания детей. Россия переживает один из не простых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перемены. Но как бы ни менялось общество, мы не должны переставать любить свою Родину, как мать любит своего больного ребенка. И, самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
В данный момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение к людям разных национальностей. Однако в самые последние годы наука стала возвращаться к этой проблеме, стали появляться исследования по воспитанию – нравственно патриотических чувств.
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В.А.Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему посёлку, своей Родине.
Одним из важных направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром»
Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников.
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.
Нравственно- патриотическое воспитание является актуальной проблемой
воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится.
Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство
гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой
страны.
Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий. Так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине. (В. А. Сухомлинский)
Нужно помнить, воспитание патриотизма — это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Обоснование значимости проекта
Тема: « Моя семья, мой дом, моя малая Родина»
Название: « Юные патриоты»
Вид проекта: познавательно- речевой, творческий, информационный
Актуальность: Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Патриотизм-это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Прививать любовь к Родине, к родному поселку, к родной природе, нужно начинать в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно.
Знакомясь с родным посёлком, её достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Дети должны знать и любить свою малую Родину, тот уголок, где они родились и живут.
Воспитывая у детей любовь к своему поселку, необходимо подвести их к пониманию, что их посёлок — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
-повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
-везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
-повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
-люди берегут и охраняют природу;
-есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
целью ознакомления и расширения знаний о родном посёлок, о людях, проживающих в ней, о значимости станицы для всей страны; формирования чувств любви и уважения к своей малой Родине возникла идея разработать совместно с детьми и родителями проект под названием «Мой любимый посёлок».
Цель проекта: расширение представлений о родном посёлке, любви к родным местам. Формирование у детей понятие «Семья», «Дом» « Малая Родина».Воспитание чувства гордости и любви к своей малой Родине.
Задачи проекта:
•Прививать любовь к , родному городу, поселку , детскому саду, семье, родным людям. Развивать игровые, познавательные, речевые способности детей;
•Знакомить детей с народными традициями, обычаями.
•Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
•Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
•Формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;
•Учить жить дружно, помогать друг другу;
•Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
•Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, формировать умение проявлять заботу о родных людях;
•Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту •Родного края.
Время реализации проекта: краткосрочный, групповой.
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители.
Предполагаемый результат:
• У детей в ходе реализации проекта сформируются интерес и знания о родном городе, поселке, семье, о людях, работающих в детском саду.
Развитие любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Дети научатся понимать смысл образного содержания стихов, пословиц, поговорок. Активизируется словарь детей.
• У детей появится интерес к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
• Установятся более тесные взаимоотношения между детьми и родителями.
• Активизируется желание родителей участвовать в жизни группы и детского сада.
• Возрастёт компетентность родителей по вопросам воспитания детей в семье
Продукт проектной деятельности:
Стенгазеты: «Мама – солнышко моё», «Наши мамы лучше всех», «Наши папы смелые»
Создание фотоальбомов «Бачатский-наш дом», «Моя семья», «Семейные увлечения»
Создание альбомов «Русский народный сарафан», «Животные и растения Кузбасса»,
Альбомы народного промысла: «Гжель», «Хохлома», «Городенская роспись», «Дымковская игрушка»
Оформления патриотического уголка в группе
Картотека дидактических игр
Разрезные картинки по народным промыслам
Раскраски с образцом по народным промыслам
Методы проекта:
метод эвристической беседы;
метод ролевой игры;
поисково-познавательный метод;
игровой метод;
иллюстративный метод;
метод «обратной связи».
• Беседы с детьми и родителями;
• Консультация для родителей через папки-передвижки.
• Организация тематических центров по проекту;
• Игровая деятельность;
• Выполнение работ по изобразительной деятельности;
• Чтение сказок, стихов;
• Совместная деятельность по конструированию.
1этап – организационный
Методическая работа | Работа воспитателя с детьми | Работа воспитателя с родителями |
1.Определение целей и задач проекта. 2. Подбор предметных картинок 3, Подбор стихов и рассказов, подвижных и дидактических игр и иллюстраций о своей малой Родине. | Беседа«Моя группа», «Мои друзья». 3.Изготовление поделок из природного материала. 4.Цикл бесед «Кого мы называем добрым (честным, вежливым)?». 5.Заучивание потешек «Котик-коток», «Кошка Мурка», «Сорока-ворона». 6.С/р игра «Детский сад». 7. Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду. 8. Пение песен и чтение стихотворений о детском саде. 9. Помощь в уборке листьев на участке ДОУ. Дать общее представление о детском саде (функции, для чего нужен детский сад). Развивать элементарные представления о дружеских отношениях. Знакомить с малыми фольклорными формами (потешки, песенки, загадки и др.). Помочь понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом. Воспитывать добрые, теплые отношения между детьми в группе. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края. | Беседа. Консультации для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Оформление папки-передвижки «История и достопримечательности нашего города» Консультация для родителей «Как воспитывать патриота» |
2этап – основной
Методическая работа | Работа воспитателя с детьми | Работа воспитателя с родителями |
1 Пополнение развивающей предметно-пространственной среды | Стенгазеты: «Мама – солнышко моё», «Наши мамы лучше всех», «Наши папы смелые» 2. Выставка детских работ; «Подарки для мам и пап» 3. Утренник ко дню матери «Матрешки» 4. Новогодний утренник «Петрушкины башмачки» 5. Физкультурный досуг к 23 февраля « Пират на корабле» 6. Утренник Марта Открытое занятие «Дидактическая игра – повар» 7. Открытое занятие «Сюжетно – ролевая игра – Больница» 8. Театр « Айболит» 9. Строительная игра «Дом для Буратино» 10. Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию | 1. Подбор материала для создания альбомов: «Бачатский-наш дом», «Моя семья», «Семейные увлечения», «Русский народный сарафан», «Животные и растения Кузбасса», «Гжель», «Хохлома», «Городенская роспись», «Дымковская игрушка» 2. Подбор игрушек, предметов «Народно прикладного творчества» |
3 этап – заключительный
Изготовление альбомов: «Бачатский-наш дом», «Моя семья», «Семейные увлечения», «Русский народный сарафан», «Животные и растения Кузбасса», «Гжель», «Хохлома», «Городенская роспись», «Дымковская игрушка»
Создание мини-музея «Шкатулка»
Презентация патриотического уголка
Ресурсное обеспечение:
Научно-методическое:
подбор печатных, теоретических материалов;
методическое сопровождение проектной деятельности;
разработка системы планирования, методических материалов (конспекты, сценарии, картотека и т. п.);
Организационное:
- проведение строительной игры « Улица нашего поселка»– педагогами совместно с детьми ;
Информационное:
Заключение
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях проходимых в детском саду.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, любви к своим корням, своему дому, детскому саду, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Список литературы
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М: АРКТИ, 2005г.
Поклон из Вязьмы. Альманах «Памятники Отечества», 1996г.
Альбом «Вязьма. Город воинской славы». – Смоленск, 2012г.
Вяземские святыни. – Смоленск: Свиток, 2010г.
Набор открыток «Вязьма», 2013г.
Наглядно-дидактические пособия: «Профессии», «Семья», «Животные леса»
Произведения русского народного фольклора
https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/presentacii/proiekt-интернет ресурс
http://uidou24.ru/pedagogam/dukhovno - интернет ресурс
Предварительная работа:
Консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.
Чтение художественных произведений о маме, папе, бабушке, дедушке, семье, праздниках.
Подбор иллюстраций и сюжетных картинок по теме проекта.
Подбор стихотворений по теме проекта.
Пальчиковые игры «Моя семья…», «Этот пальчик в лес пошёл…» и др.
Взаимодействие с родителями:
1. Консультации для родителей: «Особенности развития ребенка 3-4 лет», «Можно ли обойтись без наказания?», «Права ребенка в семье», «Роль дидактической игры в семье и детском саду», «Ошибки семейного воспитания», «Роль отца в семейном воспитании»,
2. Стенгазета: «Мама –солнышко моё».
3. Выставка детских работ.
4. Подарки для мам и пап.
5. Пополнение совместно с родителями атрибутов для сюжетно ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин», «Столовая» и развивающей среды.
6. Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
«Здравствуй , детский сад»
1.Знакомство с трудом сотрудников детского сада.
2.Беседы «Моя группа», «Мои друзья».
3.Изготовление поделок из природного материала.
4.Цикл бесед «Кого мы называем добрым (честным, вежливым)?».
5.Заучивание потешек «Котик-коток», «Кошка Мурка», «Сорока-ворона».
6.С/р игра «Детский сад».
7. Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.
8. Пение песен и чтение стихотворений о детском саде.
9. Помощь в уборке листьев на участке ДОУ.
Дать общее представление о детском саде (функции, для чего нужен детский сад).
Развивать элементарные представления о дружеских отношениях.
Знакомить с малыми фольклорными формами (потешки, песенки, загадки и др.).
Помочь понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом.
Воспитывать добрые, теплые отношения между детьми в группе.
Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.
Октябрь
1.Беседа «Для чего человеку имя?»
2.Игра «Назови ласково».
3.«Полное» и «неполное» имя.
4.Игра «Кто я?»
5.Составление рассказов: «Я люблю, когда…», «Я боюсь, когда…», «Когда мне плохо…».
6.Чтение сказки «Волк и семеро козлят»
Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким, родителям.
Дать представление о семейных обязанностях.
Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям.
Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.
Ноябрь
«Я и моя семья»
1.Рассказы детей о членах своей семьи.
2.С/р игра «семья».
3.Заучивание потешек «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса
4.Беседа «Что значит любить родителей?»
5. «Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи), «Как я помогаю дома».
6.Д/и «Назови ласково», «Назови по имени»
Развивать представление о том, что такое дружба.
Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликтов.
Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств.
Воспитывать необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения.
Дать представление о труде взрослых, различных профессиях; воспитывать уважение к людям труда.
Дать представление о семейных обязанностях.
Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям.
Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.
Декабрь
«Я и моя семья»
1.Заучивание стихотворений к празднику «Новый год», потешек, закличек о зиме.
2. Беседа о встрече Нового года.
3.Праздник «Новый год».
4. Выставка работ на конкурс «Подарок Деду Морозу» (Вместе с родителями)
Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким, родителям.
Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.
Январь
«Я и мои друзья»
1.Беседы «Друзья», «С кем я дружу»,
2.Игры «Ласковые слова», «Назови ласково».
Развивать представление о том, что такое дружба.
Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликтов.
Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств.
Воспитывать необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения.
Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.
Февраль
«Наши защитники»,
1.Беседа с детьми о папе
2.Изготовление подарков для пап.
3.Пение песен, заучивание стихов об армии.
4.С/р игра «Мы солдаты»
5.Рисование «По морям, по волнам…».
6.Лепка «Самолёт».
7.Пение песен, заучивание стихов об армии.
8. Праздник, посвященный Дню защитника Отечества.
9.Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к Родному краю
Осуществлять патриотическое воспитание.
Знакомить с военными профессиями.
Воспитывать любовь к Родине.
Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильным, смелым, стать защитником Родины).
Дать представление о том, что мужчина – это защитник семьи, Родины.
Познакомить с русскими народными героями, защитниками.
Расширить представления детей о трудовых действиях, обязанностях мужчин.
Познакомить с видами российских войск.
Март
«Моя мама»
1.Беседа с детьми о своих мамах.
2.Изготовление подарков для мам.
3.Рисование «Красивое платье для мамы»
4.Пение песен, чтение стихов о маме.
5.С/р игра «Дочки – матери».
6.Беседа с детьми о своих мамах «Я люблю свою мамочку», «Бабушкины руки», «Чтобы не огорчать мамочку» (как заботиться о своём здоровье).
7.Изготовление музыкально видео открытки для мам, бабушек.
8.Рисование «Цветочки для любимой мамочки».
9. Праздник 8 Марта.
10. Конкурс патриотических центров.
11. Строительная игра «Построим дом для Буратино»
Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям.
Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага.
Воспитывать уважение к женскому полу, оберегать и защищать мам, сестер, подруг.
Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.
Апрель
Знакомство с народной культурой и традициями», «Моя улица»
2. Использование фольклора при организации всех видов детской деятельности.
3.Беседы с детьми «Мой адрес», «Улица, на которой я живу».
4.Рассматривание фотографий, слайдов с различными улицами посёлка.
7.Прослушивание песен о Родном крае.
8.Рассматривание фотографий с изображением знаменитых мест в посёлке.
Расширять представления о народной игрушке. Знакомство с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.
Знакомить с понятиями «улица», «адрес».
Способствовать запоминанию своего адреса.
Воспитывать любовь, уважение к своей улице, желание облагородить ее.
Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.
Расширять представления детей, пополнять словарный запас и активизировать в речи детей новые и знакомые слова.
Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким, родителям.
Май
«Мой город»
1.Беседа «Город, в котором я живу».
2.Рассматривание фотографий «Достопримечательности посёлка».
3.Рисование «Деревья и кустарники»
4.Конструирование «Дом для куклы»
5.Беседа о правилах поведения в общественных местах, транспорте, на улице.
6.С/р игра «Больница».
Продолжать знакомить с понятием «посёлок», с его названием.
Знакомить с достопримечательностями посёлка.
Воспитывать любовь, уважение к посёлку, в котором живешь.