Марковский филиал
муниципального бюджетного образовательного учреждения
Глубокинская школа Краснинского района Смоленской области
Руководитель проекта: Чернина Наталья Михайловна
Содержание:
1. Что такое загадки.
2. Попробуй разгадать…
3. Имена прилагательные в загадках.
4. Вывод.
5. Список литературы.
Паспорт проектной работы
Тема проекта: «Имя прилагательное в загадках»
Руководитель проекта: Чернина Наталья Михайловна
Автор проекта: Вазьмитель Настя
Образовательная область: русский язык
Класс 4
Учреждение, на база которого выполнялся проект:
Марковский филиал МБОУ Глубокинская школа
Направление проекта: - проект направлен на сбор информации по данной теме с целью её анализа, обобщения
Цель моего проекта:
способствовать расширению и углублению представлений учащихся об имени прилагательном как части речи, обозначающей признаки предмета.
доказать, что имя прилагательное – важная часть речи.
Задачи моего проекта:
углубить знания об имени прилагательном, как части речи, обозначающей признак предмета;
- развивать орфографическую зоркость, умение различать части речи, находить в тексте имена прилагательные;
- вызвать интерес к самостоятельной деятельности по подбору загадок с именами прилагательными;
активизировать совместную деятельность учителя, детей, родителей;
-формировать умение самостоятельно составлять загадки, употребляя имена прилагательные, описывающие признаки предметов;
- оформить собранный материал, подготовить публичную презентацию собственного проекта в классе.
Гипотеза.
1.Гипотеза – это идея, которую нужно доказать.
2.Итак, гипотеза :
Если из загадок убрать имена прилагательные, то отгадать их будет трудно или невозможно
Вот план, по которому я работала:
Взять в библиотеке детские сборники загадок.
Выбрать загадки, в которых содержатся имена прилагательные.
Провести в классе конкурс загадок.
Нарисовать рисунки - отгадки.
Сочинить свои загадки.
Использованные средства:
-беседы с родителями, справочная литература, Интернет.
Предполагаемый продукт(ы) проекта:
-создание доклада и презентации проекта для использования на уроках русского языка ,литературного чтения и во внеклассных мероприятия
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный
1.Постановка цели и задач работы.
2.Создание буклета в помощь детям и родителям.
3.Предварительная работа с детьми и родителями.
2 этап – практический.
1.Работа по подбору загадок и самостоятельное составление загадок по теме.
2.Коллективное чтение художественной литературы с богатым содержанием описательных текстов.
3.Подбор иллюстративного материала.
4.Работа над оформлением собранного материала по усмотрению учащихся.
5.Подготовка публичной презентации проектов
3 этап – обобщающий (заключительный).
1.Обобщение результатов работы.
2.Публичная защита проектов.
Методы, которые я использовала:
-анализ литературы;
-изучение различных источников;
-работа в сети Интернет;
-консультация с руководителем.
Предполагаемый результат:
-выставка детских работ ( письменные работы, печатные работы, презентации, книжки-раскладушки, стенгазеты и другое);
-публичная презентация работ.
Актуальность:
Проект актуален в первую очередь тем, что является видом творческой деятельности , направленной на решение учебных задач урока русского языка; во-вторых, он развивает творческий потенциал, который в процессе работы над проектом читает дополнительную литературу, работает со справочной литературой, собирает информацию в сети Интернет, упражняется в самостоятельном составлении загадок, расширяют и обогащают словарный запас.
В загадках часто используются имена прилагательные.
Имя прилагательное – это часть речи
Отвечает на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие?
Обозначает признак предмета.
Даёт описание предмета, делает речь красочной.
Дружит с существительным и подчиняется ему в роде, числе и падеже.
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет-
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна и удивительна.
Чтоб красиво говорить ,
Мною нужно дорожить !
Загадка- один из древних жанров устного народного творчества.
Слово « загадка» произошло от слова « гадати», что в переводе означает « думать, размышлять».
По признакам загаданного предмета можно отгадать сам предмет. Например:
| Нагоняет страха Стальная черепаха: Бензином питается, Огнём кусается. (ТАНК) |
| Вперёд, сквозь облака и тучи Несётся зверь стальной, могучий. Уверено и твёрдо опытный пилот Ведет мощнейший реактивный… (САМОЛЁТ) |
| Конь добрый, хвост долгий, Грива густая, башка пустая, Бежит – не устанет, А ляжет – не встанет. (Л О Д К А ) |
Имя прилагательное единственного числа мужского рода.
Сам алый, сахарный, кафтан зелёный , бархатный.
( арбуз)
2) Замечательный цветок словно яркий огонёк . Пышный , важный , словно пан , нежный бархатный …( тюльпан)
3) Как зовут меня, скажи? Часто прячусь я во ржи .
Скромный полевой цветок , синеглазый …( василёк)
Имя прилагательное единственного числа среднего рода.
Дорогое ожерелье засверкало на деревьях, белое, искристое, морозное, ветвистое .
(иней)
2 ) Рыбам жить зимой тепло, крыша толстое стекло.
(лёд)
3) Дел у меня немало, я белым одеялом всю землю укрываю, в лёд реки убираю. Белю поля, дома, а зовут меня…
(зима)
Имя прилагательное единственного числа женского рода.
1) Птица длиннохвостая , птица говорливая , самая болтливая.
(сорока)
2) Рыжая плутовка, хитрая да ловкая , в сарай попала, кур пересчитала.
(лиса)
3) Я стою на ножке тонкой , я стою на ножке гладкой под коричневою шапкой сбархатной подкладкой.
(гриб)
Имя прилагательное множественного числа.
Что за звёздочки сквозные на пальто и на платке. Все сквозные, вырезные , а возьмёшь вода в руке.
(снежинки)
2) У него глаза цветные , не глаза, а три огня. Он по очереди ими сверху смотрит на меня.
(светофор)
3 ) В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке.
Только желтые лучи у него не горячи.
(подсолнух)
Когда мы готовились к конкурсу загадок, то решили провести такой эксперимент: загадки поделили на две группы. В первой группе оставили все имена прилагательные, а во второй группе прилагательные убрали.
Получилось вот что. Попробуйте разгадать.
То ………… , то ………… ,
А в лапках шишка …………
(рыжая, серая, спелая)
Доктор ……… ,
Халат………. .
(лесной, расписной)
шейка, ………. носок,
Плавает в речке, как поплавок.
(серая, желтый, )
Носит ……… калоши,
А еще драчун ……… .
(красные, хороший)
В той группе, где прилагательные остались, загадки были разгаданы почти все.
А в группе, без прилагательных почти ничего разгадать не удалось.
Таким образом, гипотеза оказалась верна.
Если из загадок убрать имена прилагательные, то разгадать их будет трудно или невозможно.
В загадках часто используются имена прилагательные. По признакам загаданного предмета можно отгадать сам предмет.
Например:
Щечки розовые, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(Щечки розовые, нос белый, зеленая рубашка- это же редиска.)
Или вот еще одна загадка:
В длинном домике зеленом
Много кругленьких ребят.
Меж собой они знакомы
И все рядышком сидят.
(длинный зеленый домик, кругленькие ребята – горох, горошины в стручке)
Именно прилагательные помогли нам представить предмет и отгадать загадки.
Когда мы готовились к конкурсу загадок, то решили провести такой эксперимент: загадки поделили на две группы. В первой группе оставили все имена прилагательные, а во второй группе прилагательные убрали.
Получилось вот что. Попробуйте разгадать.
То ………… , то ………… ,
А в лапках шишка …………
(рыжая, серая, спелая)
Доктор ……… ,
Халат………. .
(лесной, расписной)
………… шейка, ………. носок,
Плавает в речке, как поплавок.
(серая, желтый, )
Носит ……… калоши,
А еще драчун ……… .
(красные, хороший)
В той группе, где прилагательные остались, загадки были разгаданы почти все.
А в группе, без прилагательных почти ничего разгадать не удалось.
Вывод: имена прилагательные отображают самые важные признаки слов – существительных, такие, как: цвет, вкус, запах, размер, форма, качество, внешний вид и другие.
Благодаря прилагательным , мы представляем предмет, про который нам говорят.
Имена прилагательные делают нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна.
И в заключение мы представим вам загадки собственного сочинения, а вы отгадывайте.
В загадках часто используются имена прилагательные. По признакам загаданного предмета можно отгадать сам предмет.
Загадка - это вопрос, ответ на который может дать любой человек, имеющий острый ум и привыкший мыслить нестандартно. Загадки, как правило, дают точный, но описательный, образный намек на ответ.
Пример загадки:
я настолько хрупкая, что, как только вы произносите мое имя вслух, вы нарушаете мой покой. (Тишина)
А эту загадку я придумала самостоятельно. Для ее решения можно раздать ученикам зефир, завернутый в салфетку. И спросить: что у меня в руке: мягкое, гладкое, чуть хрустящее и очень ароматное?
2) Теперь переходим непосредственное к именам прилагательным. Какие прилагательные помогли нам отгадать наши загадки? Перечислите их все (в тексте я выделила их жирным шрифтом).
**
Вывод: прилагательные есть почти в каждой загадке, благодаря им у слушателя формируется адекватное представление и, как следствие, рождается правильный ответ.
Большое количество загадок про имя прилагательное можно найти в этом ответе.
Для выполнения проекта "Имена прилагательные в загадках" для 3 класса нам потребуется найти несколько загадок, в которых бы важную роль играли прилагательные. Составить одну или несколько собственных загадок с именами прилагательными.
Показать какие прилагательные помогают найти ответ к загадкам.
Проиллюстрировать загадки.
Например отбираем три загадки.
Про животных:
Какие прилагательные нам помогают найти ответ:
Горбатый - сразу ясно что речь про верблюда.
Ярок-красных, черных, белых - только смородина бывает всех этих цветов.
Ярко-синий и пушистый цветок - это конечно василек.
Составим свою загадку с прилагательными:
Я круглый как мяч,
Но не прыгаю вскачь
Зеленый снаружи,
Но красный внутри.
Это арбуз и понять это помогают прилагательные Красный, Зеленый, Круглый.
2. Какие имена прилагательные помогают отгадать эти загадки? Какие признаки загаданного предмета они обозначают?
1. Маленькие, серенькие, остренькие. 2. Клейкие, зелёные листочки, с белой. 3. Тоненькое, кругленькое, чёрненькое. 4. Частый, зубастый, вихрастый.
Проведите в классе конкурс загадок. Придумайте свои загадки, используя в них имена прилагательные. Нарисуйте к загадкам картинки.
Круглые, квадратные,
Для глаз очень приятные.
Лучше видеть помогают,
Умным имидж поднимают. (Очки)
| Круглые,квадратные, Для глаз очень приятные. Лучше видеть помогают, Умным имидж поднимают. (Очки) |
| Зелёный и чёрный Большой мяч футбольный. Внутри ярко-красный И вкусный ужасно. (Арбуз) |
| Коричневыйи бурый Лежит он под сосной, А летом ест малину И мёд у пчёл весной. (Медведь) |
| Зелёные подружки Живут в болоте, в тине. А спят эти квакушки В кувшинках на перине. (Лягушки |
Работы детей
Вывод: имена прилагательные отображают самые важные признаки слов – существительных, такие, как: цвет, вкус, запах, размер, форма, качество, внешний вид и другие.
Благодаря прилагательным , мы представляем предмет, про который нам говорят.
Имена прилагательные делают нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна.
В ходе работы над проектом учащимися собран богатый материл.
Проекты красочно и вариативно оформлены: презентации, стенгазеты, книжки-раскладушки, листовки.
Тематика собранных загадок разнообразна: о природе, о животных, о народных промыслах, о цветах и другие.
Результат совместной деятельности родителей и детей положительный.
Публичная презентация проектов состоялась в форме внеклассного мероприятия, проведенного совместно с родителями.