СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по технологии по изготовлению обережной куклы-мотанки Берегиня

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по ДПИ. Изготовление куклы мотанки Берегиня. Славянские куклы-обереги.Технологическая карта изготовления куклы -мотанки. История возникновения кукол-оберегов. Правила создания кукол-оберегов.

Просмотр содержимого документа
«Проект по технологии по изготовлению обережной куклы-мотанки Берегиня»

Проект по технологии

по изготовлению обережной куклы-мотанки Берегиня



Славянские куклы-обереги — это огромный своеобразный мир фантазии и мастерства. Куклы-обереги сопровождали наших предков на протяжении всей жизни: с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они были рядом на свадьбах и при рождении младенцев. С ними встречали гостей и дарили их на праздники, придумывали о них сказки, делились радостями и невзгодами.




История возникновения кукол-оберегов


В наш век куклы - это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда.

Всё, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным и часто жестоким и пугающим.

С неба лилась вода, и падал стрелами огонь (дождь и молния). Вода, если это был сильный ливень, смывала и уносила жилища, людей, посевы. Солнце тоже не всегда ласково согревало человека и землю. Были времена, когда оно сжигало всё засеянное, лишая людей урожая. Ветер вырывал с корнями деревья, разрушал жилища.


И человек задавался вопросом: кто это всё делает? Конечно, это были, какие–то высшие и могущественные существа – боги. Люди создали скульптуры богов, дали им имена, и теперь человеку было, у кого просить помощи и защиты, было, кому поклоняться. Так появились боги: Сварог, Дажьбог, Макошь, Перун и многие другие.

Чаще всего богов делали в виде человеческих фигур. Наверное, это и были самые первые куклы.

Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг»), и означает свернутый пучок соломы, который девочки с незапамятных времен пеленали и баюкали, подражая своим матерям.

Когда люди придумали богов, они почувствовали себя уютнее в этом огромном и непонятном мире. Люди, сотворившие богов, верили им, поклонялись и надеялись на их защиту. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей.

Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. У наших предков был ужасный обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды кому – то пришло в голову предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла – полено спасла человека.


Появились и другие куклы – чучела, которых приносили в жертву разным богам. У каждой куклы было своё имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило…

В древности славяне к ним относились вполне серьезно. Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности». Большинство отождествлялось с образом женских божеств.

Славянские самодельные куклы-обереги всегда играли значимую роль в жизни людей на Руси. Помимо их основного предназначения — охранять и оберегать, с куклами играли дети, ими украшали убранство дома. Наши предки были уверены в том, что куклы-обереги имеют влияние на жизнь, здоровье, судьбу и благополучие людей. Поэтому куколки изготавливались как символы обряда или хранительницы домашнего очага, их часто преподносили и в качестве подарков.


Куклы – обереги на Руси выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда".


Разновидности обережных кукол

Самыми распространенными куклами оберегами считаются следующие:

Зольная кукла — оберегала семейное благополучие и очаг

Крупеничка – оберег на сытость и достаток

Кубышка-травница – на очищение атмосферы и энергетики в доме

Пеленашка – оберег еще не родившегося ребенка

Неразлучники – свадебная кукла на совместное счастье

Желанница – оберег на исполнение желания

Очистительная кукла — избавляла от болезней и недугов


Берегиня (Столбушка) — одна из древнейших кукол-оберегов. Считается первой помощницей хозяйки. Хранительница семейного очага, защищает семью от злых людей. Обычно её ставят возле входной двери, чтобы берегла дом. Её внешний вид может варьироваться, но главным отличительным знаком этой куклы является её большая грудь, как символ материнства, плодородия, достатка. При её создании обычно используются красные нитки. Этот цвет на Руси издавна считался обережным. 


Комплект материалов для изготовления куклы – Берегини

1. скрученная береста для тулова диаметром 4 см и высотой 28 см

2.Квадрат красной или цветной ткани 20 х 20 см., 3 шт. – платье и грудь куклы

3.Треугольник цветной ткани 12 х 12 х 19 см. – косынка

4.Полоска яркой ткани или тесьмы – повойник

5.Прямоугольник цветной ткани 5 х 8 см. – фартук

6.Квадрат для котомки 10х10 см;

7.Красная нитка (хлопковая или «Ирис»)

8.Узкая атласная лента или декоративный шнур для пояса

9.Ножницы (фигурные ножницы – для оформления краев фартука)

10.Дополнительные элементы декора



1


Оформляем голову синтепоном. Намечая далее шею, талию и грудь. Имейте в виду, что голова укладывается по высоте тела 8 раз.


2


Из тонкой ткани и синтепона делаем грудь и накладочку для ягодиц.


3


Из тонкой ткани и синтепона делаем грудь и накладочку для ягодиц.



Приклеиваем Моментом Кристалл ткань, на бересте она держится отлично и нам удаётся избежать узлов.


4


Берём белый лоскут для тулова и традиционным способом оформляем голову и руки.

5


Наносим обережный крест.


6


Обвязываем всё тело донизу.


7


Примеряем и прикрепляем нижнюю юбку.


8


Разрезаем горловину лоскута, сложенного по диагонали, по линии реглана.



9


Надеваем рубашку.


10


Выворачиваем.

11


Перевязываем по загнутым уголкам разреза горловины.


12


Присбариваем лоскут для юбки, повязываем повойник и очелье из бисера или вышивки.


13


Повязываем платок.

15


В котомку кладём то, что считаем важным оберегать в своем доме. Тут решение и приоритет главного каждый решает сам.


16


Делаем поясок и повязываем им фартук.




Правила создания кукол-оберегов.

  • Проводить работу по изготовлению куклы следует только тогда, когда вы действительно этого хотите.

  • Ваши мысли должны быть только положительными, иначе вы рискуете перенести их на куклу, а это отрицательно скажется на ее магических способностях.

  • День недели, в который вы создадите куклу, не повлияет на ее защитную магию, а вот лунный период лучше всего выбирать растущий. В прибывающий месяц ваш оберег получит максимум силы.

  • Создавать куклу оберег нельзя с использованием острых и режущих предметов. Все нити следует обрывать, а не отрезать, а сшивание заменить связыванием.



Занятия рукоделием повышают концентрацию внимания, стимулируют процесс придумывания чего-то нового и развивают собственный стиль и вкус к жизни. Не всегда профессия, которую выбирает себе человек, связана с творческой деятельностью, поэтому многие люди в свободное от работы время находят себе увлечения по душе и реализовывают свой творческий потенциал в каком-то хобби, которым зачастую является рукоделие.

Данное занятие, как одно из видов рукоделия, безусловно, имеет практическую направленность, и способствует:

 воспитанию уважения к народным традициям;

 формированию у учащихся эстетического восприятия, чувства прекрасного;

 развитию творческих и нравственных качеств личности;

 накоплению практического опыта;  созданию эмоциональной среды – «ситуации успеха»

Дает возможность развить ключевые компетенции, такие как:

 учебно-познавательную, как способность к самостоятельной деятельности, владение знаниями и умениями организации, целеполагания, планирования, рефлексии и самооценки учебнопознавательной деятельности;

 коммуникативную компетенцию, как знание способов организации учебного сотрудничества, владение навыками совместной работы в группе;

 компетенцию личностного самосовершенствования, как стремление к развитию творческого потенциала, формирование самомотивации, саморазвитие, владение навыками эмоциональной саморегуляции;

 информационную компетенцию, как умение при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;

 профессиональную компетенцию, как способность использовать накопленные знания и профессиональные умения на практике.




https://youtu.be/_9W8vrZjJe8?si=8mhRL59j_V0pGj9M


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!