Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №47 г. Пензы»
Номинация «Культура дома и декоративно- прикладное творчество»
Технологический проект
« Вязаное чудо»
Выполнила:
учащаяся 9 А класса
Суренкова Юлия
Руководитель:
Дерябина Ольга Анатольевна,
учитель технологии
Пенза, 2018г
Содержание
Аннотация
Обоснование темы проекта
Историческая справка
Материалы для изготовления вязаных игрушек
Организация рабочего места
Выявление основных требований к изделию
Технология выполнения изделия
Экономическое и экологическое обоснование проекта
Самооценка проекта
Рекламный проспект
Приложение
1.Аннотация.
1) ФИ автора: Суренкова Юлия, обучающаяся 9а класса, возрастная категория 15 лет.
2) Наименование ОУ: МБОУ СОШ №47 г. Пензы
3) Творческий проект «Вязаное чудо»
4) ФИО руководителя: Дерябина Ольга Анатольевна
5) Краткое описание работы: Проект посвящён изготовлению подарочного сувенира в технике вязания крючком.
Цель проекта:
выполнить игрушку- сувенир «Енот».
Задачи проекта:
- использовать в работе доступные подручные материалы;
- учиться применять дизайнерский подход к творческой работе и креативно мыслить;
- формировать и развивать мотивацию творческой деятельности на основе проявления положительных эмоций от выполнения своей работы.
Результаты работы: изготовление подарочного сувенира «Енот»
2.Обоснование темы проекта.
Приближаются весенние праздники! Я очень люблю делать подарки своим близким. Сейчас трудно удивить кого-то подарком из магазина, хочется чего-то особенного. Я сделаю подарок своими руками. Он будет сделан из самых простых и доступных всем материалов.
Цель проекта:
выполнить игрушку- сувенир «Енот».
Задачи проекта:
- использовать в работе доступные подручные материалы;
- учиться применять дизайнерский подход к творческой работе и креативно мыслить;
- формировать и развивать мотивацию творческой деятельности на основе проявления положительных эмоций от выполнения своей работы.
3. Историческая справка.
Искусство изготовления игрушек - один из древнейших видов народного художественного творчества.
Различного рода игрушки были найдены в захоронениях Египта, Греции, Римской империи. В далекие времена, когда еще не было специальных мастерских, производящих игрушки, их создавали народные умельцы – кустари, которые работали в одиночку или членами семьи. Это были первые народные художники – игрушечники, которые передавали свое мастерство из поколения в поколение. Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями и используемым материалом. Так в областях богатых лесами, игрушки, как правило, делались из дерева, в местах богатых залежами глины - из глины.
Самые древние игрушки России датируются X-XV вв. и найдены на территории древних русских городов – Киева, Новгорода, Москвы, Коломны. Персонажами игрушек были кони, птицы, медведи, фигурки всадников... В забавных игрушках не копировались черты реальных героев, а подчеркивались наиболее яркие особенности.
Шло время. Совершенствовались приемы изготовления игрушек из различных материалов и развивались местные традиции. Часто народное творчество обращалось к таким материалам, как солома, лен, пряжа. Иногда куклы вязались крючком и спицами. Игрушки из дерева, глины, кости, камня постепенно утратили свое значение – с ними не играют дети. Это игрушки-сувениры.
Технология изготовления игрушки настолько проста, что ею может овладеть любой желающий, а материалы и инструменты найдутся в любом доме. Процесс создания игрушек очень интересен и увлекателен. Любители вязания могут выполнить игрушку на спицах или крючком. Как правило, способ вязки здесь используется простой — лицевая гладь или столбики без накида. Главное — в создании нужной формы и отделке готового изделия.
Вязаные игрушки наделены каким-то особым шармом - они приятны на ощупь и просто излучают тепло рук, которые их изготовили.
4. Материалы для изготовления вязаных игрушек.
Иголки.
Ручные швейные иголки бывают разной толщины и длины. Иголки обозначаются номерами от №1 до №12, и чем выше номер, тем иголка толще, причем толщина иголок двух соседних номеров одинаковая, а длина при этом разная. Иголки нечетных номеров длиннее, чем иголки четных номеров. Стандартные иголки выпускаются длиной от 35 до 80мм и толщиной от 0.6 до 1.8мм. Нужная иголка подбирается в зависимости от толщины ткани, с которой предстоит работать. Чем толще ткань, тем выше номер иглы и наоборот.
Нитки.
Также шерстяные нитки подойдут для оформления игрушек. Из них можно сделать волосы для куклы, хвосты для зверушек, ими можно вышить отдельные детали мордочки: глаза, нос, рот. Мулине, цветной шелк, цветные катушечные нитки №50 – 80, люрекс, ирис, гарус используют для отделочных работ, вышивки деталей одежды и оформления мордочек зверушек.
Набивочные материалы.
Для набивки игрушек используется вата, синтетические материалы - синтопон, синтепух и поролон. С натуральной ватой работать сложнее, так как при набивке часто образуются комки. Искусственная вата - синтепон и синтепух более объемные, легкие и не образуют комков. Работать с ними намного легче.
Крючки.
Крючки бывают металлические, пластмассовые и деревянные. Удобно использовать деревянные крючки. Крючки имеют диаметр от 1 до 8 мм и длину приблизительно 140 мм. Номер крючка (1; 1,5; 2; 2,5; 3 и т. д.) соответствует его диаметру. Например, крючок №2 имеет диаметр 2 мм. Чем выше номер, тем больше диаметр крючка. Вязальщице желательно иметь набор крючков разных диаметров.
Для получения качественного вязаного полотна необходимо диаметр крючка подбирать соответственно толщине ниток и выбранному узору. Вязание тонким крючком толстых ниток дает слишком плотную грубую вязку, вязать трудно. Вязание толстым крючком тонких ниток дает рыхлую неравномерную вязку. При неправильном подборе диаметра крючка и толщины нити может теряться узор.
Фурнитура.
Фурнитура – это множество красивых мелочей, без которых нам невозможно завершить изготовление игрушки, сделать ее выразительной, придать ей индивидуальный характер. Что же это за мелочи? Разноцветный бисер, белые жемчужины разных размеров с дырочкой посередине, стеклярус, стразы, кисточки, тесьма и кружево, пуговицы, кусочки кожи, клеенки и меха можно использовать для оформления мордочек, глаз, украшения одежды, аппликаций, панно, ковриков и подушек.
5. Организация рабочего места.
Рабочее место для вязания должно быть хорошо освещено, причем свет должен падать на работу с левой стороны.
Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.
Расстояние от глаз до работы не должно быть меньше 30…40 см, чтобы не развивать близорукость и в глаза не попадали частички шерсти.
Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи.
Для того чтобы в процессе вязания шерсть не загрязнилась, советуем вложить клубок в небольшой, лучше целлофановый, мешочек, стянутый сверху так, чтобы нить проходила из него через небольшое отверстие.
При вязании спицами или крючком могут понадобиться также и дополнительные инструменты: штопальная игла, ножницы, сантиметровая лента
Во время вязания клубок лучше держать в специальной клубочнице, небольшой корзине или коробке, стоящей на полу с левой стороны от работающего.
По окончании работы все инструменты следует убирать в рабочую коробку, концы спиц или крючок – вкалывать в клубок и убирать вместе с неоконченной работой.
6. Выявление основных требований к изделию.
Моя игрушка должна быть:
- красиво и качественно изготовлена;
- из мягкой пряжи;
- натурального цвета;
- безопасной для ребенка;
- выполнена из экологически чистых материалов;
- с низкой себестоимостью.
7. Технология выполнения изделия.
Для работы нам понадобится:
- пряжа белого, серого и черного цветов;
- белые нитки для вышивания
- пластиковые глаза и клей;
- наполнитель;
- пуговицы;
-крючок 3.00 мм
-ножницы, игла.
Сокращения:
КА – кольцо амигуруми
ВП – воздушная петля
Сбн - столбик без накида
Пр – прибавка
Уб – убавка








8. Экономическое и экологическое обоснование проекта.
Учитывая расчёт стоимости данной работы, я могу сказать, что материальные затраты на изготовление Енотика совсем небольшие. При выполнении работы у меня не остаётся вредных отходов, я не наношу вреда окружающей среде. Моя игрушка экологически чистая.
Примерная стоимость изделия указана в таблице
Материалы | Количество | Стоимость |
Пряжа | 3 небольших клубка различного цвета | 50 руб |
Фурнитура | Пара глаз | 5 руб |
Набивка ( синтепон) | 50 гр | 10 руб |
Нитки швейные | 2 м | - |
Итого | | 65 руб |
9. Самооценка проекта.
У меня получился отличный Енот! Мне очень нравится моя работа. Я смогла найти и использовать в работе доступные всем и недорогие материалы. У меня ушло совсем немного времени на выполнение самой игрушки. И ещё у меня родилось очень много идей для изготовления других Енотов.
10. Рекламный проспект.
Вязание - очень увлекательное и полезное занятие. Те, кто любит и умеет вязать, согласятся со мной, а тем, кто в этом сомневается, я могу сказать: попробуйте, не пожалеете! Вязать же игрушки интересно вдвойне: это и польза, и удовольствие. Результаты такой работы просто восхищают. Только посмотрите на эти игрушки - просто чудо! И времени на это надо не так много, как, скажем, на вязание пуловера.
11.Приложение
Технология вязания крючком.
Начиная вязание, нить кладут на указательный палец, левой руки, придерживая ее большим пальцем.

Крючок держат большим, указательным и средним пальцами правой руки, как ручку или карандаш. Средний палец лежит на крючке несколько ниже, чем большой и указательный. Крючок вводят от себя под нить! Оттянув нить вверх от указательного пальца левой руки, крючок с нитью поворачивают на 360° против часовой стрелки.
Виды петель
Столбики без накида называют простыми столбиками. После того как связана "косичка", крючок вводят во вторую петлю "косички", подхватывают нить, лежащую на указательном пальце левой руки, и протаскивают через петлю. Затем снова накидывают пить на крючок и протаскивают ее через обе петли, находящиеся на крючке. Второй и следующий столбики выполняют на следующих петлях.

Полустолбики без накида
Крючок вводят во вторую петлю "косички", подхватывают нить, лежащую на указательном пальце левой руки, и провязывают петлю.

Полустолбики с накидом
Делают накид на крючок, затем вводят крючок во вторую петлю "косички", подхватывают нить с указательного пальца левой руки и провязывают через все петли, находящиеся на крючке.

Столбики с накидом
Делают накид на крючок, вводят крючок во вторую петлю "косички", подхватывают нить, лежащую на указательном пальце левой руки, и провязывают через 2 петли, после чего снова подхватывают нить с указательного пальца и провязывают через оставшиеся на крючке 2 петли. 
Столбики с двумя накидами
Делают 2 накида. Подхватив нить, лежащую на указательном пальце левой руки, провязывают через 2 петли, снова подхватывают нить с указательного пальца и провязывают через 2 петли, после чего снова подхватывают нить с указательного пальца и провязывают через оставшиеся 2 петли.

Столбики могут быть с тремя и более накидами.
Столбики с вытянутыми петлями
Вводят крючок во вторую петлю "косички", вытягивают нить нужной длины с указательного пальца левой руки, подравнивают ее, затем подхватывают нить с указательного пальца и провязывают через одну петлю, снова подхватывают пить с указательного пальца и провязывают через оставшиеся на крючке 2 петли.

Полустолбик с накидом и вытянутой петлей
Сначала делают 2 воздушные петли и 1 накид, затем вводят крючок во вторую петлю, подхватывают нить с указательного пальца левой руки и протаскивают через первую петлю, подравнивают все петли, находящиеся на крючке, снова подхватывают нить с указательного пальца и провязывают все петли вместе.

Столбики с воздушными петлями
В нижнем ряду пропускают две петли "косички" и из третьей петли вяжут столбик с накидом, одну воздушную петлю и второй столбик с накидом в эту же петлю.

Выпуклые столбики
Предварительно вяжут ряд столбиков с накидом. Затем делают накид на крючок, вводят крючок спереди под столбик нижнего ряда, подхватывают нить, лежащую на указательном пальце левой руки, протаскивают и провязывают через две петли, после чего снова подхватывают нить с указательного пальца и провязывают все оставшиеся на крючке петли. 
Вогнутые столбики
Предварительно вяжут ряд столбиков с накидом. Делают накид на крючок, вводят крючок сзади поверх столбика нижнего ряда, подхватывают нить, лежащую на указательном пальце левой руки, протаскивают ее и провязывают через две петли, после чего снова подхватывают нить с указательного пальца и провязывают через все оставшиеся на крючке петли. 
Бугорки
Делают накид на крючок, вводят крючок во вторую петлю, вытягивают нить нужной длины. Затем снова делают накид и из той же петли вытягивают новую петлю. Так вытягивают три, пять и более петель в зависимости от толщины нити, причем необходимо следить, чтобы все петли были одинаковой длины. Наконец, провязывают все петли, образовавшиеся на крючке, вместе. 
Пико (узелок)
Вяжут 3 воздушные петли, крючок вводят в первую петлю "косички", подхватывают нить, лежащую на указательном пальце левой руки, и провязывают через две петли.
Закрепление последнего ряда делается не справа налево, как обычно, а слева направо. Тогда край становится более жестким и предохраняет изделие от растягивания. Последний ряд закрепляют простыми столбиками без накида.

12.Список литературы
1. Джулиано Марелли « Волшебный клубок», ООО Издательство «Премьера», 2004;
2. Первые уроки вязания. – М., АСТ, Астрель, 2001;
3. Столярова А. «Вязаные игрушки», М.,Издательство «Культура и традиции», 1997;
4. Козик Н.П. «Идеи для тех, кто вяжет.Минск, ООО «Хэлтон», 1999;
5. Павлович С.С. «Узоры вязания на спицах и крючком». Минск, ООО «Хэлтон», 2000;