Защита проекта на тему: «Совесть»
Тема: | Совесть |
Название проекта: | Совесть. Определение качественных (нравственных, личностных) характеристик порядочного человека. |
Тип проекта: | Исследовательский, творческий, краткосрочный |
Руководитель проекта: Алабжина Галина Ивановна
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: светская этика
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: история зло, совесть, литература.
Состав учащихся: 4 класс
Цели проекта Осмысление и понимание таких понятий, добро и и раскаяние.
Задачи проекта: научиться прислушиваться к себе и слушать свою совесть;
- воспитывать умение видеть, признавать и исправлять свои ошибки
Вопросы проекта:
- Что такое совесть?
- Что обозначают понятия «совесть», «долг»?
- Какими нравственными качествами должен обладать совестливый человек?
Выступление ребят
Артём. Мы приготовили проект на тему « Совесть».
Юля. Думаю, вас иногда мучает совесть.
Герман. Совесть - это один из наших внутренних качеств
Юля. Что такое совесть? Совесть – это то, что заставляет задуматься над своими поступками, сомневаться, огорчаться. Совесть есть у каждого человека, и она очень часто мешает спать по ночам.
Именно совесть не дает совершать плохие поступки, она заставляет осмыслить свое поведение. Возможно, совесть это то светлое и хорошее, что находится в глубине души каждого человека. Но почему тогда люди совершают плохие поступки? Они просто не слушают свою совесть, когда она призывает их к добру, они отворачиваются от нее, закрывают уши.
Но от совести не убежишь.
Герман. Вот пример. Мальчик сбежал с урока и пошел играть в футбол. Как вы думаете, каков его долг?
Конечно, учиться, а не играть. Это должен понимать каждый человек.
Став взрослым, станет ли он хорошим врачом или полицейским? Наверное, нет. Ведь если он не хочет учиться, то есть не выполняет долг перед самим собой, то как же он выполнит его перед другими людьми? Люди, ставшие врачами, полицейскими, военными, учителями, пожарными готовы выполнить свой долг при первой необходимости.
Подведем итог: оказывается, не каждый человек способен жертвовать собой или рисковать жизнью ради других.
Спасибо людям, которые жертвуя своей, спасают другие жизни.
Я сделал рисунки.
На первом рисунке я изобразил упавший самолет. Произошла трагедия, в воздухе загорелся двигатель, пилоты могли бы катапультироваться, но в этом случае самолет упадет на жилые дома. Пилоты принимают решение не катапультироваться, а попытаться отвести самолет как можно дальше от города. У них получилось, но в результате, пилоты погибли.
Пилоты выполнили свой долг.
На втором рисунке я изобразил командира, который накрыл собой взорвавшуюся гранату, когда на учениях по неосторожности военнослужащий выдернул чеку и мог бы погибнуть, его жизнь спас старший по званию командир.
Артём. Давайте рассмотрим некоторые произведения.
Н.Носов «На горке». Ребята строили горку все вместе, а Котька сидел дома притворялся больным. Когда ребята ушли, он засыпал горку песком и не мог уже кататься.
-Котька должен был сам исправить свою ошибку. Его мучила совесть, и он начал засыпать горку снегом, а ребята полили водой. Кроме того он сделал сбоку ступеньки, чтобы больше никто не совершал его ошибки.
Герман. В. Драгунский «Друг детства». Мама дала старого медведя, для того, чтобы Дениска использовал его вместо груши для битья. И тут Дениска вспомнил, как давным-давно он с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил… и любил его тогда, любил всей душой, готов был отдать тогда за него жизнь.
В этот момент Дениса стала мучить совесть.
– Дениска должен был помнить своего друга детства и хранить его бережно всегда.
Артём. В. Осеева «Сыновья». В своем рассказе Валентина Осеева показала, что только у одного сына из трех было чувство долга и совесть. Лишь один сын без напоминаний взял у матери ведра и помог донести до дома.
Юля. Я написала небольшую сказку.
«Жил – был мальчик, рос он ничего хорошего и ничего плохого не делал. А совесть в нём молчала, она боялась, что никому не нужна. «Если понадобиться, мальчик сам ко мне обратится», - думала совесть. Мальчик и не думал о совести, рос он капризным, жадным, эгоистичным. Вот и жили они бок о бок – совесть молчала, а дитя делало что хотело.
Исполнилось ему 10 лет. Грубил родителям и учителям, обижал маленьких, убегал с уроков. И тут задумалась совесть: «Не пора ли мне проснуться и обжечь его капризное сердце?» Ночью мальчик проснулся от тихого странного голоса. Он шёл изнутри, ласково, но строго шептал: зачем обманул? Зачем грубишь? Кем ты будешь в будущем?
И с тех пор жил мальчик с совестью в сердце. А совесть сидит в каждом из нас. ДОБРОТА, ЧЕСТНОСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ – всё это голоса совести. Прислушайтесь к своему сердцу, пусть в нём будет честность, справедливость и доброта и пусть милым будет другая – добрая, любящая, спокойная и дарующая людям радость.
Артём. Мы приготовили для вас тест
Тест «Есть ли у вас совесть»
1. Вы заняли последнее свободное место в автобусе. Заходит бабушка. Вы:
А) Уступите место
Б) Попросите друга уступить место
В) Не обратите на бабушку внимания
2.Старенький дедушка попросил вас перевести его через дорогу.
Вы:
А) Поможете перейти
Б) Убежите
В) Переведете, но за деньги
3.Вы разбили случайно окно. Вы:
А) Признаетесь в случившемся и извинитесь
Б) Свалите на товарища
В) Убежите и никому не скажите о случившемся
4. Мама попросила вас помыть посуду. Вы:
А) Сначала поиграете в компьютер, а потом помоете
Б) Не станете мыть, скажите, что болит голова
В) Помоете посуду сразу, как попросит мама
5.На лестничной площадке вы случайно столкнулись с прохожим. Вы:
А) Даже не обратите внимания и пойдете дальше
Б) Сначала возмутитесь, но в итоге принесете свои извинения
В0 Принесете свои извинения и пропустите вперед
6. У вашего товарища появилась вещь, о которой вы давно мечтали. Вы:
А) Возьмете без спроса
Б) Возьмете без спроса, а потом скажете, что взяли
В) Спросите разрешение посмотреть эту вещь
Подведем итоги:
1, 2, 3
а. 2
б. 1
в. 0
4, 5, 6
а. 0
б. 1
в. 2
От 0 до 3 – у вас совсем нет совести
От 4 до 7 – ваша совесть спит, но время от времени просыпается
От 8 до 12 – вы очень совестливый человек.
В своей совместной работе мы пытались выяснить «Кто такой совестливый человек?» Ответив на несколько вопросов, мы получим образ совестливого человека.
Он работает с душой - да.
Не пройдёт мимо чужой беды - да.
Всё делает по совести - да.
Он добр, честен, правдив - да .
Ищет оправдание своим поступкам - нет.
Ищет снисхождение к себе - нет.
Вот он какой – совестливый человек. Совесть нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. Рядом с совестливым человеком легче живётся.
Он, как светлячок, излучает невидимый свет, который и есть нравственное здоровье человека.
Остаться людьми и быть честным по отношению к себе и окружающим, не скупиться на доброту, учат нас наши учителя и родители. Спасибо им!
Совесть, Благородство, Достоинство
Вот оно – святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен,
Посвяти ему свой краткий век,
Может… и не станешь победителем,
Но зато будешь – совестливый человек.
А закончим мы народной пословицей:
Худые дела не доведут до добра.