Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
познавательно-речевого развития детей №28 «Колосок» города Ессентуки
Проект
«Снеговик»
«Развитие интереса к изучению образа снеговика у детей
посредством проекта по художественно – эстетическому развитию»
Авторы и участники проекта:
Воспитатели
подготовительной к школе группы
2018 год
Проект «Снеговик»
Информационная карта проекта
Полное название проекта: «Развитие интереса к изучению образа снеговика у детей посредством проекта по художественно – эстетическому развитию «Снеговик».
Авторы проекта: воспитатели подготовительной к школе группы
Участники проекта: дети, родители и воспитатели группы.
Вид проекта: групповой, краткосрочный, творчески – информационный.
Цель, направление деятельности проекта: проектирование предметно-развивающей среды (создание выставки снеговиков из подручного материала) в условиях обогащения художественно-эстетического развития дошкольников.
Задачи:
- Конкретизировать и углубить представления детей о зиме (состояние погоды, характерные осадки), снеговике;
- Формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с объектами неживой природы (снег, вода, лед), наблюдения, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом.
- Развивать творческую активность детей, умение создавать образ снеговика различными способами.
- Воспитывать интерес к совместному с родителями творчеству.
- Способствовать развитию познавательной активности, логическому мышлению, умению замечать изменения в природе, коммуникативных качеств.
Краткое содержание проекта:
- накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке;
- систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования;
- анализ поведения человека в природе зимой;
- отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).
Сроки проведения: декабрь 2018 года.
Предполагаемый результат проекта:
- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной деятельности детей с педагогом.
- развитие творческих способностей детей.
- развитие памяти детей посредством запоминания стихотворений о снеговике.
- приобщение родителей к творческой работе с детьми, они заинтересованы в сотрудничестве с детским садом.
- углубление знаний детей о сезонных изменениях в природе в зимнее время года.
- выставка снеговиков «Парад снеговиков».
Сущность проекта: все мероприятия, запланированные в данном проекте, направлены на достижение главной цели – дать представление о времени года – зиме, его характерных особенностях. Участвуя в мероприятиях, дети смогут приобрести новые знания о зиме, об зимних народных приметах и традициях, о животных и птицах малой родины через беседы, чтение художественной литературы, лепку, аппликацию, рисование, рассматривание иллюстраций.
Так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то детям предлагается много игр. В игре в непринужденной форме дети вступают в сотрудничество друг с другом, приобретают новые знания.
В образовательной деятельности участвуют не только дети и воспитатели, но и родители. Им в помощь в родительском уголке предложены рекомендации, и информация о зиме, игры, загадки и стихи.
Актуальность проекта:
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, снег и град. Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о снеговике. В процессе беседы с детьми играли в игру «Родные слова», придумывая родственные слова к слову - снег. Дети называли слова снежинка, снежный, снегурочка, снежок, снеговик и др. после игры предложила детям рассказать истории из личного опыта связанные со снеговиками.
Дети делились опытом о том, как они строили снеговиков из снега, украшали ёлку игрушками - снеговиками, включали светильники – снеговики, и т.д. В дошкольном возрасте ребенок лучше воспринимает полученную информацию, если задействованы все органы чувств, если он сможет не только увидеть, но и попробовать на вкус, поиграть, сделать что-то своими руками.
Так была сформирована идея проекта – узнать о снеговиках и сделать их своими руками различными способами (лепка, аппликация, рисование), организовать выставку снеговиков сделанных совместно с родителями.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
Определение темы проекта.
Формулировка цели и задач.
Привлечение родителей.
Поиск художественных произведений о снеговиках.
Основной этап:
Упражнение «Составь предложение со словом снеговик».
Аппликация «Снеговик», Лепка «Весёлый снеговик», Рисование «Варежки для снеговика», «Мой снеговик».
Опыты со снегом и льдом.
Чтение художественных произведений: «Как снеговики маму искали», Елена Павлова «Снеговик», Ольга Корнеева «Снеговик».
Заключительный этап:
Создание выставки «Парад снеговиков»
Этапы реализации проекта –
«Снеговик».
№ пп | Мероприятия | Цели | Ответственные |
1 этап – подготовительный. |
1 | Анкетирование родителей «Зимние семейные развлечения». | определить место семейных развлечений в жизни и развитии ребенка | Воспитатели Родители. |
2 | Беседа с родителями «Знакомство с проектом». | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. | Воспитатели Родители. |
3 | Консультация для родителей «О чем беседовать с ребенком», «История снеговика», «Что символизирует снеговик». | Просвещать родителей по данной теме. | Воспитатели Родители. |
4 | Оформление выставки художественных произведений о снеговиках | Привлечение родителей к сбору книг для выставки. | Воспитатели Родители. |
5 | Папка – передвижка «Зимние забавы». | Просвещать родителей по данной теме. | Воспитатели |
6 | Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. | Создать условия для реализации проекта «Он не мал и не велик, Снежно белый снеговик». | Воспитатели Родители. |
2 этап – основной. Практический этап |
7 | Наблюдение за снегопадом на участке | Понаблюдать за падающим снегом, выяснить у детей какой снег (холодный, белый), что можно с ним сделать (потрогать, лепить,) | Воспитатели |
8 | Опытно-экспериментальная работа: «Снег и его свойства» | Выявить свойства снега: от тепла тает. В процессе наблюдений за конкретными фактами воспитатель обсуждает вместе с детьми происходящие явления природы: на улице холодно, вода замерзает и превращается в лед, лед в холодильнике, на реке, в луже и т.д.; лед и снег тают в руке, в помещении. | Воспитатели |
9 | Беседы «История появления снеговика?» «Почему снеговик любит холод? » «Помощник Деда Мороза» | Развивать речь, её интонационную выразительность; развивать мышление, память, внимание. | Воспитатели |
10 | Показ презентации «Один зимний день», «Красивые зимние пейзажи». | Обобщить и систематизировать представление детей о зиме. | Воспитатели |
11 | Рассматривание книг, иллюстраций о снеговиках. Рассматривание иллюстраций, картин «Забавные снеговики»; серия иллюстраций «Художники о зиме». Составление рассказов с опорой на иллюстрации. | Помочь увидеть многообразие зимы, чувствовать и понимать красоту окружающего мира. | Воспитатели Родители. |
12 | Чтение художественных произведений: «Как снеговики маму искали», Елена Павлова «Снеговик», Ольга Корнеева «Снеговик», В.Глухих «Сказка о снеговиках», Е.Павлова «Как снеговики маму искали», «Снеговик»; стихов о снеговиках: А.Барто «Не одна», В.Степанов «Зимние качели», Ж.Превер «Зимняя песенка для детей», В. Савончик "Снежно белый снеговик" В. Павленюк "Я леплю снеговика" В. Степанов «Раз – два, раз – два, лепим мы Снеговика» М. Бойкова «Раскраснелась детвора» Л. Шайтанова «Что стоишь и ждёшь, дружок?» Г. Радионова «Что такое? - красный нос! Снеговик простужен?..» Г. Османова «Ох, работа не легка - Лепим мы снеговика». Ю. Чичев «Снег летал, летал – устал». | Продолжать приучать слушать авторские произведения. Воспитывать устойчивый интерес к художественной литературе. Побуждать высказывать свои впечатления после прослушивания. | Воспитатели Родители. |
13 | Просмотр мультфильмов «Снеговик - почтовик», «Когда зажигаются ёлки», «Крот и Снеговик». | Расширять представления об окружающем мире, знакомить с новыми словами, явлениями, ситуациями; формировать оценочное отношения к миру, развивать мышления, понимание причинно-следственных связей; развивать эстетический вкус, чувство юмора; мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности. | Воспитатели Родители. |
14 | Дидактические игры: «Слова-антонимы», «Назови ласково», «Найди по описанию», «Составь предложения со словом снеговик», «Родные слова» (придумывание родственных слов к слову снег), «Сложи снеговика из геометрических фигур» Подвижные игры « Снежиночки – пушиночки», «Мороз», «Зима пришла!», «Зайка беленький сидит», «Снежинки и ветер», «Берегись, заморожу», «Зимние забавы», « Мороз – красный нос». | Совершенствование знаний о приметах зимы. Игры направлены на развитие устной речи, внимания, памяти. Прививать любовь к родине, родному краю; в подвижных играх, способствовать проявлению детьми элементов коллективной ответственности за выполнение правил, исход игры. | Воспитатели |
15 | Пальчиковые игры по теме «Снежок», «Маленький Егорка», «Мы во двор пришли гулять», Физминутки «Зимние забавы», «Снеговик», «Мы погреемся немножко» | развитие речи; формирование правильного звукопроизношения; умение быстро и чисто говорить; развитие мелкой моторики, координации движений; развитие памяти, внимания; умение согласовывать движения и речь. | Воспитатели |
16 | Артикуляционная гимнастика по теме «Зима». | Выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. | Воспитатели |
17 | Психогимнастика. Пластические этюды по теме «Зима». | Направленны на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы (внимания, памяти, воображения, эмоций, нравственных представлений). | Воспитатели |
18 | Дыхательная гимнастика: «Снежинка», «Снегопад». | Выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции. | Воспитатели |
19 | Слушание: И. П. Чайковского «Времена года. Зима», «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П. И. Чайковского. | Познакомить детей с музыкальным альбомом П. И. Чайковского «Времена года»; учить детей слушать классическую музыку, высказываться о содержании и характере музыки. | Воспитатели |
20 | Рисование «Снеговики»; «Снеговики на елка», «Зимние забавы» Лепка «Новогодняя елочка» , «Снеговик на елке» Аппликация «Заснеженная Кулунда», Создание коллективной аппликации из детских ладошек «Снеговик», обрывная аппликация «Веселые снеговички». Коллаж «Помощники Деда Мороза» | Развитие творческих способностей детей, понимание взаимосвязи природных явлений. Воспитание положительного ответственного отношения к природе, временам года. | Воспитатели |
21 | Изготовление книжек-самоделок «Мой веселый снеговик» | Научить делать разными способами книжки-самоделки. | Воспитатели Родители. |
3 этап – заключительный. |
22 | Интервью детей «Что я знаю о снеговике…» (Знает ли мой папа и моя мама кто такой снеговик) | Побуждать высказывать свои впечатления после полученных знаний о снеговике. | Воспитатели |
23 | Лепка снеговиков совместно с родителями на участке детского сада. | Вовлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс. | Воспитатели Родители. |
24 | Выставка детского творчества, сотворчество детей и родителей: «Парад снеговиков». | Вовлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс. | Воспитатели Родители. |
25 | Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации | Подводятся итоги, подготавливается презентация. | Воспитатели |
Результаты реализации проекта:
Проект «Снеговик» длился две недели. Во время проведения проекта «Снеговик» дети всесторонне исследовали снег: на прогулках и в группе в экспериментальной зоне, рассмотрели его, потрогали, понюхали, все дети с большим интересом проявляли активность при проведении опытов, делали выводы.
Лепили снеговика, упражнялись в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями, в соединении комочков вместе.
Также научились рисовать снеговика (предметы круглой формы), отражая в своих работах впечатления о зиме; закрепили навыки закрашивания округлых форм слитными линиями сверху вниз и слева направо всем ворсом кисти.
За это время дети наблюдали за снегопадом во время прогулки, рассматривали снежинки, сделали вывод, что снег холодный, тает на ладошке. послушали издаваемые снегом звуки (снег хрустит под ногами).
В ходе проекта «Снеговик» у детей возник устойчивый интерес к творческой, познавательной деятельности; сформирован ряд навыков, дети приобрели и закрепили элементарные знания о снеге, они хорошо знают, что снег белого цвета, холодный, тает на ладошке от её тепла. Снег – это капельки воды, которые зимой превращаются в снежинки. Снег - это много снежинок.
На прогулке дети не смогли слепить снеговика (снег был рассыпчатый), а получилась снежная барыня, насыпав снег в большую кучу и украсив её цветными льдинками и кусками снега.
В течении всего проекта дети с удовольствием и желанием играли в подвижные и речевые игры «Выпал беленький снежок», «Два Мороза», «Снежинки», «Заморожу» - научились соотносить собственные действия с действиями участников игры в соответствии с текстом.
Дети познакомились с новыми художественными произведениями: «Как снеговики маму искали», Елена Павлова «Снеговик», Ольга Корнеева «Снеговик», «Хотел я снежинку домой принести… », были проведены беседы: «Как появился снеговик?», «Почему снеговик любит холод?», «С днём рождения, Снеговик», «История снеговика?»; чтение сказок «Морозко», «Снегурочка», «Мороз Иванович», «Снегурушка и лиса»; рассматривали иллюстративно-наглядный материал с изображением зимних пейзажей и зимних забав. Выучили наизусть стихотворение А. Барто «Не одна».
Во время экспериментальной деятельности были проведены опыты со снегом: «Снег и его свойства», «Что такое снег?», «Лёд и его свойства», в процессе чего дети узнали, что снег холодный, пушистый, белый, рассыпчатый, а когда он влажный из него можно лепить; в тепле снег превращается в воду. Ещё узнали, что вода имеет свойство замерзать и превращаться в лёд (твёрдый, хрупкий, холодный, прозрачный).
Во время проекта дети заметно сблизились друг с другом, активизировалась речь, у детей развились наблюдательность, внимание, научились элементарному экспериментированию.
Итоговым продуктом проекта стала творческая выставка поделок «Парад снеговиков».
Материальная база:
- различный материал для творчества.
- ноутбук, программное обеспечение.
- иллюстрации снеговиков.
Практическая часть:
- познакомить детей со снеговиком через просмотр иллюстраций, игрушек, мультфильмов.
- выполнение работы с детьми из различных материалов, предлагая разнообразные способы.
- предложить родителям принять участие в творческой выставке поделок «Мой любимый снеговик».
- консультации, беседы с родителями по теме проекта.
- оформить творческую выставку поделок «Мой любимый снеговик».
- провести непосредственную образовательную деятельность по художественно-эстетическому развитию (аппликации, рисованию, лепке).
- разместить информацию на сайте ДОУ.
- подвести итоги проекта. Фотоотчёт реализация проекта «Снеговик».
Список литературы:
1. Веракса Н. Е., Комарова Т.С.. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы"
2.Дыбина, О.В. Рахманова, Н. П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М:-2001г.
3. Кудейко М.В. «Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазеров», Минск, 2007год
4. Хрестоматия для чтения в детском саду и дома 5 -6 лет. В.В.Гербова,1996год
5. Материалы из интернета.

Реализация проекта
«Снеговик»




