Просмотр содержимого документа
«Профессионально - педагогическая подготовка студентов факультетов физического воспитания»
Профессионально - педагогическая подготовка студентов
факультетов физического воспитания
Сегодня проблема совершенствования форм и методов обучения в высшей школе поставлена с особой остротой и значимостью, особенно в вузах, готовящих педагогические кадры.
На факультетах физического воспитания педагогических институтов осуществляется подготовка учителя данного профиля. Основой подготовки специалистов является программа – документ государственный, определяющий, чему учить и в каком объеме. А вот как учить будущего учителя?
Руководители школьной педагогической практики часто сетуют, что студенты практиканты упражнения знают, но не владеют методикой преподавания, не знают, когда и для чего эти упражнения применять, уроки проводят шаблонно, без творческой выдумки. От чего это происходит? От того, что в учебном процессе профессионально - педагогическая подготовка, направленная на формирование педагогического мастерства будущих учителей, реализуется лишь частично, хотя резервов и путей ее совершенствования много.
Упражнений для формирования различных двигательных навыков много, и будущий учитель должен знать их все и каждое из них уметь правильно, целенаправленно применять.
На практических занятиях студенты должны не только хорошо осваивать все упражнения, но и знать степень воздействия каждого из них на формирование техники, на развитие физических качеств общей и специальной направленности, на устранение ошибок в технике движений, уметь определять целесообразность применения упражнений, в каждом конкретном случае. Большинство упражнений имеет комплексное воздействие, но здесь речь идет о преимущественно направленных именно на формирование навыка. Если упражнение решает эту задачу – оно применимо и изучать его следует особо тщательно. При этом обязательное детальное объяснение техники каждого упражнения, его направленности, избирательности, доступности. Лучше всего это достигается одновременно с демонстрацией и объяснениями, применением методических приемов, являющихся в большинстве случаев творчеством педагога.
Где учить студентов методам ведения уроков, культуре речи, манере держаться, знанию терминологии, «рабочих» жестов, звуковых и зрительных сигналов, умению подавать команды и распоряжаться при работе с различными возрастными контингентами, выбирать место на уроке, управлять группой, работать в изменившихся условиях? Только на практических занятиях при условии постоянного акцента на этих важных составляющих педагогического мастерства с последующим анализом деятельности проводящего урок.
Обзорно – методические занятия должны посвящаться не только обобщению пройденного материала. Здесь преподаватель формулирует четкую и обоснованную систему всех применявшихся на практических занятиях упражнений и методических приемов, формирующих технику вообще и различных уровнях подготовленности занимающихся, в частности детализирует задачи упражнений, их направленность, целесообразность применения в каждом конкретном случае и педагогические приемы их подачи.
Учебная практика. Как правило, ею заканчивается изучение практического раздела дисциплины. Никакие лекции, беседы, опросы не заменят непосредственного участия студентов в проведении занятий. Диапазон заданий огромен – от нахождения самой распространенной, характерной ошибки в технике движений до анализа деятельности преподавателя, ведущего урок. И обязательна оценка работы студентов.
Таким образом, формирование профессионально – педагогических навыков средствами практических дисциплин приобретает стройную систему, необходимость которой, особенно в педагогических учебных заведениях, продиктовано самой жизнью.