Беляева Елена Михайловна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7»
Педагог психолог
Профилактика подросткового суицида в школе
Учреждение образования, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств. Вашему вниманию я хочу предложить модель суицидальной превенции (система мер, направленная на предупреждение преступлений, правонарушений) на уровне отдельного образовательного учреждения. Три базовых вопроса могут быть заданы в этой связи: что должно быть сделано, чтобы предотвратить самоубийство, что должно быть сделано, когда молодой человек угрожает кончить жизнь самоубийством, и что необходимо делать, когда самоубийство произошло. Предлагаемая модель является многоуровневой: охватывает все уровни формирования суицидального поведения несовершеннолетних, сформулированы цели и продумана система мер по предупреждению суицидального поведения на каждом уровне суицидальной превенции.
Диагностика суицидального поведения
Для диагностики эмоциональных отношений в семье, ее микроклимата, взаимоотношений между ее членами рекомендуется использование проективной методики: «Рисунок семьи».
С целью более образного проецирования характерологических особенностей членов семьи и характера эмоциональных связей между ними можно предложить учащимся изобразить свою семью в виде несуществующих животных. При этом в диагностической беседе следует сделать акцент на вопросах, позволяющих выяснить, кто из членов семьи изображен в роли конкретного несуществующего животного и почему в роли именно этого животного, могут ли все эти животные жить вместе и т.д.
Работа с проективной методикой «Несуществующее животное» с целью рассмотреть проекцию самоотношения испытуемого, его самооценки, общего эмоционального фона настроения рисунка, наличия и выраженности внутреннего конфликта. Особое место в проведении данной методики приобретает диагностическая беседа о сюжете и главном герое рисунка / т.е. «Животное» /. При этом диагностические вопросы могут подсказать сферу в которой происходит «внешний» конфликт: школа, семья и т.д.
С целью диагностики типа акцентуации предлагается использовать «Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуации характера у подростков». Выбор именно данного опросника был определен наличием отработанных корректурных моделей по коррекции каждого типа акцентуации, выявленного в ходе работы именно с этой методикой.
Попытки к совершению демонстративного суицида отмечаются у:
- демонстративного типа акцентуации.
- гипертимного типа акцентуации.
- гипертимно-неустойчивого типа акцентуации.
- возбудимо-демонстративного типа акцентуации.
К аффективному суициду склонны:
- лабильный тип акцентуации.
- сенситивный тип акцентуации.
- возбудимый тип акцентуации.
- неустойчиво-демонстративный.
К истинному суициду склонны:
- сенситивный тип акцентуации.
При этом фоном является высокий уровень агрессивности подростков.
С целью диагностики степени нервно-психической неустойчивости учащихся рекомендуем блок методик:
1. Методика самооценки нервной депрессии (Балашовой)
2. Методика «Прогноз».
3. Методики «САН» (самочувствие, активность, настроение).
4. Методика самооценки Спилберга-Ханина
5. Патохарактерологический диагностический опросник ПДО.
Тестирование подростков девиантного поведения.
1.Тест для выявления типов акцентуаций характера у подростков Шмишека.
2.Методика изучения форм отклоняющегося поведения, учащихся ДАП-П.
3.Методика незаконченное предложение Сакса-Леви, диагностирующая обобщенные смысловые установки, она позволяет определить наличие сфер, в которых наиболее вероятно проявление отклоняющегося поведения данного подростка.
4.Диагностика психоэмоционального состояния с помощью цветового теста М. Люшера - позволяет спрогнозировать степень выраженности отклоняющегося поведения.
Работа с подростками
Формы и методы выявления детей «группы риска», работа педагога-психолога по профилактике суицидов, предупреждению и предотвращению суицидальных попыток среди несовершеннолетних.
Психологический мониторинг (интеллектуальная деятельность, тревожность, социометрия, мотивация, классно-обобщающий контроль):
1-е классы, 4-е классы, 5-е классы, 9-е классы, 10-е классы и 11-е классы.
5-е классы – определяется уровень адаптации в среднем звене – выделяется «группа риска» для проведения групповых и индивидуальных занятии психологом.
6 – 8-е классы – проводятся профилактические занятия и беседы о ценности человеческой жизни, здоровом образе жизни.
9-е классы – определяется уровень готовности к школьному обучению в старшей школе; проводятся групповые и индивидуальные занятия по психологической подготовке обучающихся к ОГЭ; индивидуальные обращения, связанные с вопросами самоопределения и саморазвития, общения со сверстниками… .
Запросы на работу психолога со стороны классных руководителей, учителей-предметников, родителей.
На сайт школы ежеквартально выкладывается информация по данной теме (листовки, буклеты, статьи).
Показатели эффективности работы – отсутствие суицидальных попыток среди обучающихся.
Работа с родителями
Ребенок находится в нескольких средах: дома, в школе, в компании друзей. И все-таки бывает одинок.
Нет ничего страшнее одиночества. В 14-15 лет школьник сознает свою ненужность и кончает жизнь самоубийством.
Одним из главных направлений профилактической работы является четкая организация досуга. Акценты сегодня сдвигаются. Одетым, обутым, сытым детям, живущим под мирным небом, не хватает понимания, терпимости. Они мечтают о любви. В семье ребенок получает признание своего «я», утверждается как личность, находит круг друзей, с которыми может поделиться своими переживаниями. В раннем детстве родители и другие члены семьи составляют сферу обитания ребенка, от которой зависит развитие его психики. Истосковавшись по родительской нежности и ласке, ребенок покупает ее ценой жизни. «Вот умру - поймешь, как плохо без меня...». До самой последней минуты он надеется, что кто-то ему помешает, что кто-то спасет его. И родители, увидев, на какой шаг он решился, испугаются за него и будут его любить. К сожалению, семейные проблемы являются причиной в 72% случая суицида. Итак, поводом может служить: развод родителей, болезнь или смерть близких, плохие отношения с матерью, безразличие отца, частые вспышки гнева у родителей, гиперопека, насилие в семье, в т.ч. физическое, алкоголизм одного из родителей, экономические проблемы в семье.
Итак, если Вы заметили перемены в поведении и настроении ребенка, попробуйте:
Выслушать. Не пытайтесь успокоить общими фразами. Дайте возможность высказаться, внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным, обидам и жалобам.
Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.
Совместный поиск выхода из данной ситуации (снять суженное сознание, оттягивание времени). Приемы психологического воздействия.
Напоминание о значимых для него людях.
Подчеркнуть временный характер проблемы. Взгляд из будущего. Нет ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: сегодня - «Нет», завтра-«Да».
Прием взвешивания - что сегодня плохо, что сегодня хорошо.
Доведение до абсурда (показать что в данный момент происходит сгущение красок, накручивание).
Метод контрастов (сравнить свою ситуацию с другой, сравнение вести себя с самим собой).
Использование имеющегося своего опыта в решении проблем (помнишь, когда то, у тебя было.. То есть рациональное внушение уверенности.)
Американцы провели социологическое исследование и выяснили, что дети пытаются совершить самоубийство, когда кто-то есть рядом. Это, наверное, потому, что до последней минуты им отчаянно хочется жить. И в «Скорой помощи», едва шевеля губами, они умоляют спасти их.
И в заключении, Вам предлагается психологическое тестирование, чтобы понять: правильна ли ваша позиция по отношению к своему ребенку, (тест «Я и мой ребенок», тест «Моя позиция по отношению к своему ребенку -старшекласснику» Г.Пэйн).
Хотелось бы, чтобы каждый из Вас задумался: где проблема (какая) у моего ребенка? Заинтересованность в судьбе ребенка, ваша готовность помочь, дадут ему эмоциональную опору. Убедить его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Рекомендации родителям:
Не вмешивайте детей в решение междоусобных семейных конфликтов. Оберегайте юную, ранимую душу от скверных ругательств и оскорблений!
Позвольте ребенку участвовать в распределении средств семейного бюджета. Уважительно относитесь к его позиции.
Старайтесь изучать психологию личности своего ребенка, свою личность. Будьте честными.
Нет ничего важнее в жизни человека, чем умение выслушать ребенка, ответить на его вопросы, обсудить его проблемы. Главное при этом - акцент на мысли: «Я — не просто родитель, я — твой друг».
Содействуйте ребенку в решении разных вопросов:
помогите выбрать телепрограмму по интересам;
читайте и обсуждайте журналы, статьи из газет;
ходите с ним пешком, на лыжах, ездите на дачу, в отпуск;
Словом, живите рядом по-настоящему, а не формально, живите в его
жизни.
6. Доверяйте ребенку, прощайте случайные шалости, будьте честными в требованиях, последовательными.
Умейте четко определить права и обязанности ребенка: дома, в школе, на улице. Здесь необходима твердость, но не оскорбление, а только на основе понимания.
Если хотите, чтобы ваш ребенок жил в понимании и дружелюбии, умел находить в мире любовь и красоту, то:
не поселяйте его в мир страха, лжи, вражды;
не шантажируйте друг друга властью над ребенком.
Статью подготовила педагог-психолог: Беляева Е.М.