СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика подросткового суицида

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактическая работа с детьми "группы риска": формы и методы выявления детей "группы риска", работа педагога-психолога по профилактике суицидов, предупреждению и предотвращению суицидальных попыток среди несовершеннолетних.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика подросткового суицида»

Беляева Елена Михайловна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7»

Педагог психолог


Профилактика подросткового суицида в школе

Учреждение образования, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств. Вашему вниманию я хочу предложить модель суицидальной превенции (система мер, направленная на предупреждение преступлений, правонарушений) на уровне отдельного образовательного учреждения. Три базовых вопроса могут быть заданы в этой связи: что должно быть сделано, чтобы предотвратить самоубийство, что должно быть сделано, когда молодой человек угрожает кончить жизнь самоубийством, и что необходимо делать, когда самоубийство произошло. Предлагаемая модель является многоуровневой: охватывает все уровни формирования суицидального поведения несовершеннолетних, сформулированы цели и продумана система мер по предупреждению суицидального поведения на каждом уровне суицидальной превенции.

Диагностика суицидального поведения

Для диагностики эмоциональных отношений в семье, ее микроклимата, взаимоотношений между ее членами рекомендуется использование проективной методики: «Рисунок семьи».

С целью более образного проецирования характерологических особенностей членов семьи и характера эмоциональных связей между ними можно предложить учащимся изобразить свою семью в виде несуществующих животных. При этом в диагностической беседе следует сделать акцент на вопросах, позволяющих выяснить, кто из членов семьи изображен в роли конкретного несуществующего животного и почему в роли именно этого животного, могут ли все эти животные жить вместе и т.д.

Работа с проективной методикой «Несуществующее животное» с целью рассмотреть проекцию самоотношения испытуемого, его самооценки, общего эмоционального фона настроения рисунка, наличия и выраженности внутреннего конфликта. Особое место в проведении данной методики приобретает диагностическая беседа о сюжете и главном герое рисунка / т.е. «Животное» /. При этом диагностические вопросы могут подсказать сферу в которой происходит «внешний» конфликт: школа, семья и т.д.

С целью диагностики типа акцентуации предлагается использовать «Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуации характера у подростков». Выбор именно данного опросника был определен наличием отработанных корректурных моделей по коррекции каждого типа акцентуации, выявленного в ходе работы именно с этой методикой.

Попытки к совершению демонстративного суицида отмечаются у:

- демонстративного типа акцентуации.

- гипертимного типа акцентуации.

- гипертимно-неустойчивого типа акцентуации.

- возбудимо-демонстративного типа акцентуации.

К аффективному суициду склонны:

- лабильный тип акцентуации.

- сенситивный тип акцентуации.

- возбудимый тип акцентуации.

- неустойчиво-демонстративный.

К истинному суициду склонны:

- сенситивный тип акцентуации.

При этом фоном является высокий уровень агрессивности подростков.

С целью диагностики степени нервно-психической неустойчивости учащихся рекомендуем блок методик:

1. Методика самооценки нервной депрессии (Балашовой)

2. Методика «Прогноз».

3. Методики «САН» (самочувствие, активность, настроение).

4. Методика самооценки Спилберга-Ханина

5. Патохарактерологический диагностический опросник ПДО.

Тестирование подростков девиантного поведения.

1.Тест для выявления типов акцентуаций характера у подростков Шмишека.

2.Методика изучения форм отклоняющегося поведения, учащихся ДАП-П.

3.Методика незаконченное предложение Сакса-Леви, диагностирующая обобщенные смысловые установки, она позволяет определить наличие сфер, в которых наиболее вероятно проявление отклоняющегося поведения данного подростка.

4.Диагностика психоэмоционального состояния с помощью цветового теста М. Люшера - позволяет спрогнозировать степень выраженности отклоняющегося поведения.

Работа с подростками

  1. Формы и методы выявления детей «группы риска», работа педагога-психолога по профилактике суицидов, предупреждению и предотвращению суицидальных попыток среди несовершеннолетних.

  1. Психологический мониторинг (интеллектуальная деятельность, тревожность, социометрия, мотивация, классно-обобщающий контроль):

1-е классы, 4-е классы, 5-е классы, 9-е классы, 10-е классы и 11-е классы.

5-е классы – определяется уровень адаптации в среднем звене – выделяется «группа риска» для проведения групповых и индивидуальных занятии психологом.

6 – 8-е классы – проводятся профилактические занятия и беседы о ценности человеческой жизни, здоровом образе жизни.

9-е классы – определяется уровень готовности к школьному обучению в старшей школе; проводятся групповые и индивидуальные занятия по психологической подготовке обучающихся к ОГЭ; индивидуальные обращения, связанные с вопросами самоопределения и саморазвития, общения со сверстниками… .

  1. Запросы на работу психолога со стороны классных руководителей, учителей-предметников, родителей.

  2. На сайт школы ежеквартально выкладывается информация по данной теме (листовки, буклеты, статьи).

  1. Показатели эффективности работы – отсутствие суицидальных попыток среди обучающихся.

Работа с родителями

Ребенок находится в нескольких средах: дома, в школе, в компании друзей. И все-таки бывает одинок.

Нет ничего страшнее одиночества. В 14-15 лет школьник сознает свою ненужность и кончает жизнь самоубийством.

Одним из главных направлений профилактической работы является четкая организация досуга. Акценты сегодня сдвигаются. Одетым, обутым, сытым детям, живущим под мирным небом, не хватает понимания, терпимости. Они мечтают о любви. В семье ребенок получает признание своего «я», утверждается как личность, находит круг друзей, с которыми может поделиться своими переживаниями. В раннем детстве родители и другие члены семьи составляют сферу обитания ребенка, от которой зависит развитие его психики. Истосковавшись по родительской нежности и ласке, ребенок покупает ее ценой жизни. «Вот умру - поймешь, как плохо без меня...». До самой последней минуты он надеется, что кто-то ему помешает, что кто-то спасет его. И родители, увидев, на какой шаг он решился, испугаются за него и будут его любить. К сожалению, семейные проблемы являются причиной в 72% случая суицида. Итак, поводом может служить: развод родителей, болезнь или смерть близких, плохие отношения с матерью, безразличие отца, частые вспышки гнева у родителей, гиперопека, насилие в семье, в т.ч. физическое, алкоголизм одного из родителей, экономические проблемы в семье.

Итак, если Вы заметили перемены в поведении и настроении ребенка, попробуйте:

  1. Выслушать. Не пытайтесь успокоить общими фразами. Дайте возможность высказаться, внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным, обидам и жалобам.

  2. Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.

  3. Совместный поиск выхода из данной ситуации (снять суженное сознание, оттягивание времени). Приемы психологического воздействия.

  1. Напоминание о значимых для него людях.

  2. Подчеркнуть временный характер проблемы. Взгляд из будущего. Нет ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: сегодня - «Нет», завтра-«Да».

  3. Прием взвешивания - что сегодня плохо, что сегодня хорошо.

  4. Доведение до абсурда (показать что в данный момент происходит сгущение красок, накручивание).

  5. Метод контрастов (сравнить свою ситуацию с другой, сравнение вести себя с самим собой).

  6. Использование имеющегося своего опыта в решении проблем (помнишь, когда то, у тебя было.. То есть рациональное внушение уверенности.)

Американцы провели социологическое исследование и выяснили, что дети пытаются совершить самоубийство, когда кто-то есть рядом. Это, наверное, потому, что до последней минуты им отчаянно хочется жить. И в «Скорой помощи», едва шевеля губами, они умоляют спасти их.

И в заключении, Вам предлагается психологическое тестирование, чтобы понять: правильна ли ваша позиция по отношению к своему ребенку, (тест «Я и мой ребенок», тест «Моя позиция по отношению к своему ребенку -старшекласснику» Г.Пэйн).

Хотелось бы, чтобы каждый из Вас задумался: где проблема (какая) у моего ребенка? Заинтересованность в судьбе ребенка, ваша готовность помочь, дадут ему эмоциональную опору. Убедить его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Рекомендации родителям:

  1. Не вмешивайте детей в решение междоусобных семейных конфликтов. Оберегайте юную, ранимую душу от скверных ругательств и оскорблений!

  2. Позвольте ребенку участвовать в распределении средств семейного бюджета. Уважительно относитесь к его позиции.

  3. Старайтесь изучать психологию личности своего ребенка, свою личность. Будьте честными.

  4. Нет ничего важнее в жизни человека, чем умение выслушать ребенка, ответить на его вопросы, обсудить его проблемы. Главное при этом - акцент на мысли: «Я — не просто родитель, я — твой друг».

  5. Содействуйте ребенку в решении разных вопросов:

  • помогите выбрать телепрограмму по интересам;

  • читайте и обсуждайте журналы, статьи из газет;

  • ходите с ним пешком, на лыжах, ездите на дачу, в отпуск;
    Словом, живите рядом по-настоящему, а не формально, живите в его
    жизни.

6. Доверяйте ребенку, прощайте случайные шалости, будьте честными в требованиях, последовательными.

  1. Умейте четко определить права и обязанности ребенка: дома, в школе, на улице. Здесь необходима твердость, но не оскорбление, а только на основе понимания.

  2. Если хотите, чтобы ваш ребенок жил в понимании и дружелюбии, умел находить в мире любовь и красоту, то:

  • не критикуйте его недостатки;

  • не упрекайте, не обвиняйте его;

  • не поселяйте его в мир страха, лжи, вражды;

  • не шантажируйте друг друга властью над ребенком.



Статью подготовила педагог-психолог: Беляева Е.М.