Просмотр содержимого документа
«Профилактика профессионального выгорания педагогов»
Психотехнические игры
Психотехнические игры способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению психической напряжённости, расширению профессионального самосознания. Регулярное выполнение учителем психотехнических игровых упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и эффективно управлять собой для сохранения и укрепления психического здоровья и достижения успеха в профессиональной деятельности.
Занятия психотехническими упражнениями не требуют большого количества примени и специальных помещений. Педагог может практиковать их в перерывах между уроками, на уроках, когда школьники самостоятельно выполняют полученное задание, по дороге на работу или домой.
Упражнения взяты из книги Н. В. Самоукиной «Игры в школе и дома».
У
пражнение 1. «Дыхание»
Упражнение желательно выполнять перед началом урока. Устройтесь в кресле или на стуле. Расслабьтесь и закройте глаза. По собственной команде постарайтесь отключить внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на своём дыхании. При этом не следует специально управлять дыханием, не нужно нарушать его естественный ритм. Упражнение выполняется в течение 5—10 минут
Упражнение 2. «Психоэнергетический зонтик»
Упражнение проводится в первые минуты после начала урока, а также, при необходимости, периодически в течение всего урока.
Учитель встаёт перед классом, желательно — в центре классной комнаты, и в процессе объяснения старается представить, что за счёт его воли и сознания над классом образуется своеобразный «зонтик», плотно накрывающий всех учеников. Цель самого учителя: уверенно, крепко и стабильно держать ручку этого «зонтика» на протяжении всего урока. Упражнение формирует способность контролировать ситуацию в классе.
3 «Распределение внимания»
Важно также научиться эффективно распределять своё внимание в учебной ситуации в классе. Основными её элементами выступают: учащиеся (каждый ученик со своим характером и уровнем успеваемости), подача учебного материала и регулирование учителем собственного состояния.
Упражнение выполняется в течение 15—20 минут, в домашней обстановке. Включите телевизор и раскройте незнакомую вам книгу (для начала лучше взять художественную или публицистическую). Попробуйте одновременно читать книгу и «краем глаза» смотреть и слушать телевизор. Последите за собой: через сколько минут вы почувствуете себя утомлённым? Если утомление наступило уже через 4—5 минут, значит, ваша способность к распределению внимания слабо развита. Потом попробуйте для себя на бумаге кратко воспроизвести то, что вы читали, и восстановить виденное на телеэкране. По мере того, как часто вы будете практиковать упражнение, с каждым разом вы будете эффективнее распределять своё внимание.
Упражнение 4 «Мудрец»
Советы психологов помогут вам во многих проблемных ситуациях. Во многих, но не во всех. Вы можете столкнуться со сложными вопросами, решение которых трудно найти. Что же делать в таких случаях? У кого спросить мудрого совета? Опыт показывает, что лучший советчик для вас — вы сами, точнее, ваше подсознание. Как наладить с ним диалог? Предлагаем вам упражнение, помогающее спросить совета у собственного «Я».
Сядьте в удобное кресло. Закройте глаза. Используйте релаксационную музыку. Представьте поляну, на ней — большой развесистый дуб. Под дубом сидит старый мудрец, который может ответить на любой вопрос, какой вы только сможете ему задать. Сформулируйте свой вопрос (в уме). Выслушайте (в уме) ответ мудреца. Можно ограничиться вопросом-ответом, а можно организовать диалог с мудрецом. За спиной мудреца висит календарь. Прочитайте и запомните дату вашей беседы.