СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по русскому языку 2 класс коррекции 8 вида для индивидуального обучения на дому

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по русскому языку скорректирована на 102 часа.

Просмотр содержимого документа
«Программа по русскому языку 2 класс коррекции 8 вида для индивидуального обучения на дому»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Филиппово

Кирово-Чепецкого района Кировской области



«Согласовано»

на заседании методического совета

«___»_________2016 г

протокол № ___



с заместителем директора по УВР



_____________Л.Н.Кожевниковой



«Утверждаю».

Директор школы __________В.С.Солоницына

«___»_____________2016г

Приказ №_________











Рабочая программа

учебного предмета «Письмо и развитие речи»

специального (коррекционного) обучения VIII вида

(индивидуальное надомное обучение)

на 2016-2017учебный год



2 класс



Разработана Козьминых Н.В.,

учителем начальных классов первой

квалификационной категории





с. Филиппово

2016 г

Пояснительная  записка

        Рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи» разработана и составлена на основе:
1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (с последующими изменениями и дополнениями);
2. Приказ МО РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;

3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288;
4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение» 2011г;

5. В.В. Воронкова. Учебник русского языка для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, - М.: «Владос», 2006.-127с. ISBN 5-691-01228 -2

6. Учебный план специального (коррекционного) обучения VIII вида МКОУ СОШ с.Филиппово на 2016- 2017 учебный год, скорректированный для индивидуального надомного обучения



Практическая и коррекционная направленность обучения русскому языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. В младших классах детям с ограниченными возможностями здоровья даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка.

Место в учебном плане

На реализацию программы по русскому языку  в базисном учебном плане для индивидуального надомного обучения предусмотрено 102 часа: 3 часа в неделю, 34 учебных недели.


Цель обучения: обеспечить целостный процесс обучения письму ребёнка с нарушением интеллекта, нуждающегося в комплексной реабилитации.

Задачи:

1. Адаптация учебной программы по чтению и письму для 2 класса к индивидуальным возможностям детей, нуждающихся в комплексной реабилитации.

2. Обеспечение овладения обучающимися конкретными навыками чтения и письма:

- выделение на слух звука в слове при произношении;

- соотнесение звука и буквы;

- слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур;

- умение отвечать на вопросы.

3. При обучении письму научить грамотному начертанию букв, соединению их в слоги, в слова.

4. Упражнения в написании элементов букв, букв, слогов и слов на основе звуко-буквенного анализа.

5. На уроках значительное место отводится развитию речи.

Принципы реализации программы:

· индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;

· креативность (творчество);

· ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;

· научность;

· сознательность и активность учащихся;

· наглядность.

Особенности реализации программы

Рабочая программа составлена на основании изложения материала в учебнике.

        В том случае, когда программой предусмотрен большой объем материала, основная тема в соответствии с материалом учебника, разделена на блоки.

        Упражнения в связной устной и письменной речи, словарные слова, обозначенные в программе, изучаются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку.  Упражнения по чистописанию проводятся на каждом уроке, содержание занятий связывается с материалом урока.


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА

Ведущее место предмета «Письмо и развитие речи» обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка формируется позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному пользованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках ученики получают начальные представления о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации их личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.


Основное содержание учебного предмета.

Повторение

     1.  Звуки и буквы

     2.  Слово.

Звуки и буквы

Звуки гласные и согласные, их различение.

Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения.

Слог.

Слова с гласной э.

Слова с буквами и и й, их различение.

Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.

Согласные звонкие и глухие, артикулярно - сходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.

Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.

Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.

Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.

Слово

Изучение слов, обозначающих предметы:

      называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;

      называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы);

      различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки);

      сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван).

      Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).

Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.

Изучение слов, обозначающих действия:

      называние действий предметов по вопросам  что делает?  что делают?

      группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается);

      различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает);

      умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.

Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря.

Предложение

Практическое знакомство с построением простого предложения:

      -составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;

     - заканчивание начатого предложения (Собака громко...);

      -составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;

      -выделение предложения из текста.

Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.  

Связная речь

Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.

      Во 2 классе проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом.

Графические навыки

У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

Повторение пройденного за год


Требования к уровню подготовки обучающихся.

 Учащиеся должны уметь:

анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р — л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;

списывать по слогам с рукописного и печатного текста;

писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;

писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;

составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

знать:

прописные и строчные буквы;

гласные и согласные буквы;

звонкие и глухие согласные;

твердые и мягкие согласные;

знак ударения;

правила переноса слов;

правила правописания имен и фамилий людей, кличек животных;

правила оформления предложения.


   

Календарно - тематическое планирование


№п/п

Наименование раздела и темы урока

Часы учебного времени

Даты


  Повторение ( 7 часов)


 1

 

Понятие о предложении. Оформление предложения при письме. Предложение и его схема.

1


2

Составление схемы предложения.

Распространение предложений.

1


3

Слово. Составление предложений с данным словом.

1


4

Звуки и буквы. Алфавит.

Выделение первого и последнего звука в заданных словах.

1


5

Заглавные и строчные буквы. Письмо слов и предложений

1


6

Контрольное списывание по теме «Повторение»

1


7

Работа над ошибками. Письмо слов и предложений

1



         Звуки и буквы

Звуки гласные и согласные и их различие ( 11 часов)




8

Гласные  звуки и буквы.

1


9

Согласные звуки и буквы. Различение гласных и согласных звуков и букв.

1


10

Слово. Выделение звука из слова. Установление количества и последовательности звуков и букв в слове.

1


11

Слова, которые отличаются одним звуком.

1


12

Слова, которые различаются количеством звуков.

1


13

Слова, которые отличаются последовательностью звуков.

1


14

Слова с гласной э.

1


15

Слова со стечением согласных.

1


16

Сравнение слов вида сон – слон, мосты – мост.

1


17

Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы»

1


18

Работа над ошибками.

1



Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения. (4часов)




19

Ударение. Выделение ударного гласного в слове. Постановка знака ударения.

1


20

Ударные и безударные гласные. Постановка знака ударения в двухсложных словах.

1


21

Ударные и безударные гласные. Постановка знака ударения.

1


22

Ударные и безударные гласные. Постановка знака ударения.

1



Слог. ( 9 часов)



23

Слог как часть слова. Определение количества слогов в слове по числу гласных букв. Деление слов на слоги.

1


24

Слог. Деление слов на слоги.

1


25

Перенос слов. Перенос части слова при письме. Перенос слов по слогам.

1


26

Перенос слов по слогам. Правила переноса.

1


27

Слова с буквами и  -  й, их различие, деление на слоги

1


28

Согласные артикуляционно сходные р – л. Их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными

1


29

Повторение пройденного материала по теме «Звуки и буквы».

1


30

Контрольное списывание по теме «Звуки и буквы»

1


31

Работа над ошибками.

1



Согласные звонкие и глухие.(12 часов)




32

Определение звонких и глухих согласных. Дифференциация б - п.

1


33

34

Дифференциация в – ф.

1


Дифференциация г – к.

1


35

Дифференциация д – т.

1


36

Дифференциация ж – ш.

1


37

Дифференциация з – с.

1


38

Повторение пройденного материала по теме «Согласные звонкие и глухие».

1


39

Контрольный диктант по теме «Согласные звонкие и глухие».

1


40

Работа над ошибками

1



Шипящие и свистящие согласные звуки.(3 часа)




41

Шипящие согласные. Различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.

1


42

Свистящие согласные. Различение на слух и произношении. Написание слов с этими согласными.

1


43

Дифференциация свистящих и шипящих согласных: (ч-ть-щ, щ-ть-с).

1




Звуки и буквы.(4часа)



44-45

Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных. Буквы е,ё,ю,я вначале слова или слога.

2


46

Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных. Деление слов на слоги.

1


47

Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных. Деление слов на слоги.

1



Согласные твердые и мягкие ( 12 часов)



48

Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных гласными  буквами е.ё, и, ю, я.

1


49

Различение на слух и произношению твердых и мягких согласных. Обозначение мягкости согласных гласными  буквами е, ё, и, ю, я.

 Гласные ы – и после твердых и мягких согласных.

1


50

Гласные о  - ё  после твердых и мягких согласных.

1


51

Гласные у - ю  после твердых и мягких согласных

1


52

Гласные а - я  после твердых и мягких согласных

1


53

Гласная е после мягких согласных.

1


54

Различение твердых и мягких согласных.

1


55

Контрольный диктант по теме «Согласные твёрдые и мягкие».

1


56

Работа над ошибками.

1


57


Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.

Сравнение пар слов типа угол – уголь по смыслу, произношению.

1


58

Правила правописания мягкого знака на конце слова.

1


59

Правописание слов с мягким знаком на конце слова.

1



Разделительный ь и ъ. (3 часа)



60

Разделительный мягкий знак.

1


61

Разделительный твёрдый знак

1


62

Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаками

1



Слово

Слова, обозначающие предметы. ( 8 часов)



63

Предмет и его название.

Названия предметов, отвечающие на вопрос что это?

1


64

Различение названий частей предмета.

Различение сходных предметов и их названий.

1


65

Обобщающие слова для группы однородных предметов.

1


66

Названия предметов, отвечающие на вопрос кто это?

1


67

Различение слов, отвечающих на вопросы кто это?  что это?

1


68

Различение слов, обозначающих один и несколько одинаковых предметов.

1


69

Контрольное списывание по теме «Слово»

1


70

Работа над ошибками.

1



Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.(5 часов)




71

Большая буква в именах и  фамилиях.

1


72

Правописание имен и фамилий людей, употребление их в предложении.

1


73

Большая буква в кличках животных.

1


74

Контрольный диктант по теме «Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных»

1


75

Работа над ошибками

1



Слова, обозначающие действия предметов.(9 часов)




76

Действие и его название.

Название действий предметов по вопросам что делает?

1


77

Название действий предметов по вопросам  что делают?

1


78

Название действий предметов по вопросам что делает?  что делают?

1


79

Группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается).

1


80

Различение предметов по их действиям. Согласование слов, обозначающих действия со словами, обозначающими предметы.

1


81

Название предметов и действий. Выделение названий предметов и действий по вопросам.

1


82

Согласование слов, обозначающих действия, со словами, обозначающими предметы.

1


83

Контрольный диктант по теме «Слова, обозначающие действия предметов»

1


84

Работа над ошибками.

1



Предлог (4 часа)



85


Предлог  как отдельное слово. Предлоги в, из, на, у, с.

1


86

Раздельное написание предлогов со словами, к которым они относятся.

1


87

Раздельное написание предлогов со словами, к которым они относятся.

1


88

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря.


1


Предложение (8 часов)

89

Понятие о предложении. Выделение предложения из текста.

Правила записи предложения.

1


90

Предложение и его схема. Связь слов в предложении.

1


91

Порядок слов в предложении.

1


92

Составление предложений по предметной и сюжетной картинке.

1


93

Составление предложения по вопросу.

1


94

Обобщение по теме «Предложение»

1


95

Контрольный диктант по теме «Предложение»

1


96

Работа над ошибками.

1


Повторение пройденного за год (6 часов)

97

Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме.

1


98

Слова, обозначающие название предметов и название действий.

Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных.

1


99

Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится.

1


100

Предложение. Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.

1


101

Итоговый контрольный диктант «Дружба».

1


102

Работа над ошибками

1



Всего за год:

102 ч


               

                     

Учебно-методические средства обучения


Учебник:

1. В.В. Воронкова. Учебник русского языка для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, - М.: «Владос», 2006.-127с. ISBN 5-691-01228 -2


Дополнительная литература:

1. В.В.Воронкова Программы подготовительного и 1 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида, - М., .»Просвещение», 2009.

2. Э.В.Якубовская, Рабочая тетрадь по русскому языку в двух частях. – М., «Просвещение», 2009.

3. В.В.Воронкова, «Уроки русского языка во 2 классе». Пособие для учителей, - М., «ВЛАДОС», 2003.

4. Е.М.Матвеева. Русский язык. 2 класс: конспекты уроков в двух частях, - Волгоград: Учитель, 2009.




Приложение 1

Контрольные работы за курс 2 класса

Контрольная работа №1 Контрольное списывание.

Синий карандаш рисовал капусту. Капуста плакала. Она же белая!

Диктант

1. Мальчики.

Дети любят рисовать. Юра принѐс краски. Лѐня – кисти. Папа дал бумагу.

(12 слов)

Задания. 1)Во 2-ом предложения подчеркнуть буквы

а, я, о, ѐ, у, ю, э, е, ы, и.

2)Подчеркнуть имена детей.

2. Гроза.

Ребята пошли в лес. Налетела буря. Сверкнула молния. Грянул гром.

Пошѐл дождь. (13 слов)

Задания. 1)В 1-ом предложении подчеркнуть буквы

а, я, о, ѐ, у, ю, э, е, ы, и.

2)Написать цифрой сколько предложений в тексте.

3. Лиса.

В лесу живѐт рыжая лиса. У неѐ пушистый хвост, острые зубки. Лиса

роет нору. (15 слов)

Задания. 1)В 1-ом предложении подчеркнуть буквы

а, я, о, ѐ, у, ю, э, е, ы, и.

2)Написать цифрой сколько предложений в тексте


Контрольное списывание

Кот Васька.

Кот Васька увидел гнездо. Он полез на дерево. Дрозд клюнул Ваську.

(13 слов)

Задания. 1)В 3-ем предложении подчеркнуть буквы

а, я, о, ѐ, у, ю, э, е, ы, и.

2)Подчеркнуть кличку кота.



Диктант

1. Осень.

Пришла осень. Солнце бывает редко. Дуют ветры. Идут дожди. Вянет

трава.

(12 слов)

Задания. 1)В 1-ом предложении подчеркнуть гласные.

2)В 3-ем предложении подчеркнуть парные звонкие и глухие

согласные.

2. Осенний лес.

Вот и осень. Заяц надел белую шубку. Белка сушит грибы. (12 слов)

Задания. 1)В 1-ом предложении подчеркнуть гласные.

2)В 3-ем предложении подчеркнуть парные звонкие и глухие

согласные.

3. Осень.

Пришла осень. Ветер стал злым. На землю падают листья. Они греют кор-

ни растений. (14 слов)

Задания. 1)В 3-ем предложении подчеркнуть гласные.

2)В 4-ом предложении подчеркнуть парные звонкие и глухие

согласные.

Диктант

1. Зимой.

Настала зима. Пошѐл снег. В саду столик для птиц. Катя сыпала корм.

(13 слов)

Задания. 1)В 1-ом предложении подчеркнуть гласные.

2)В 4-ом предложении подчеркнуть согласные.

2. Забавы зимой.

Зимний день. Ваня строит горку. У Юли санки. Петя идѐт на каток.

(14 слов)

Задания. 1)Подчеркнуть имена детей.

2)Во 2-ом предложении подчеркнуть согласные.

3. Художники.

Олег и Люся хорошо рисуют. Мы рисовали картинки к сказкам. У на –

ших художников рисунки лучшие. ( 16 слов)

Задания. 1)Подчеркнуть имена детей.

2)Во 2-ом предложении подчеркнуть согласные.

Диктант

1. Ферма.

Тѐтя Люба идѐт на ферму. Там ждѐт работа. На пруду утки и гуси. В

больших клетках живут куры. (19 слов)

Задания. 1)Поставить знак ударения над словами 3-го предложения.

2)Написать по 2 слова для каждого из вопросов кто? что?

2. Сын и дочка.

Пятый час. Идут с работы мама и папа. Юля ставит на стол чашки.

Вася принѐс свежие булки. (20 слов)

Задания. 1)Поставить знак ударения над словами 2-го предложения.

2)Написать по 2 слова для каждого из вопросов кто? что?

14

3. Снег идѐт.

В лесу снег по колено. На ветках пушистые подушки. Тонкие берѐзки

согнулись, а ели опустили мохнатые лапы. Всюду снег. (20 слов)

Задания. 1)Разделить на слоги слова лапы, снега, колено.

2)Написать по 2 слова для каждого из вопросов кто? что?


Контрольное списывание

Лепка.

Саша и Лена взяли глину. Девочка лепит репку. Вот хвостик. У Саши

вышли зайка и слон. (17 слов)

Задания. 1)Разделить на слоги слова Саша, Лена, глина.

2)Подчеркнуть имена детей.

Диктант

1. Друзья птиц.

Костя с Витей бегут в рощу. Поют птицы. От стволов на земле тени. В

гнезде птенцы. Мать несѐт им корм. (22 слова)

Задания. 1)Найти в тексте предлоги и подчеркнуть их.

2)В 1, 2 предложениях подчеркнуть слова, обозначающие

действия предметов.

2. Весной.

С земли сошѐл снег. В небе плывут облака. Лѐд на реке растаял. На

деревьях набухли почки. Вот и первые цветы. (21 слово)

Задания. 1)Найти в тексте предлоги и подчеркнуть их.

2)В 3 - 5 предложениях подчеркнуть слова, отвечающие на

вопросы кто? что?

3. Птичье жильѐ.

Грачи и соловьи вьют гнѐзда на деревьях. Аист строит гнездо на крыше

дома, на старом дереве. У орла жилище из толстых сучьев. (24 слова)

16

Задания. 1)Найти в тексте предлоги и подчеркнуть их.

2)В 1, 2 предложениях подчеркнуть слова, отвечающие на

вопрос кто?

Диктант (Годовой)

1. Яшка.

Ребята пошли в парк. У Жени там есть друг Яшка. Это белка. Женя принѐс

орехи. Яшка взял еду и убежал. (21 слово)

Задания. 1)Выписать имя мальчика и кличку белки.

2)В 5-ом предложении подчеркнуть слова, обозначающие

действия предмета.

2. Дружба.

У Шуры есть собака Дружок и кот Пушок. Дружок белый, а Пушок серый.

Собака и кот живут хорошо. Они друзья. (21 слово)

Задания. 1)Выписать имя девочки и клички животных.

2)В 3-ем предложении подчеркнуть слова, отвечающие на

вопросы кто? что?

3. Радость.

Прошли сильные дожди. Журчат по оврагам ручьи. Мальчики делают

запруду. Юра и Андрей спускают на воду лодочки из бумаги. Вот где

раздолье! (23 слова)

Задания. 1)Выписать имена мальчиков.

2)В 1 – 3 предложениях подчеркнуть слова, обозначающие

действия предметов.


12