СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа радиотехнического кружка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данной программы является формирование  научно – технических знаний, развитие творческих познавательных, изобретательских и профессиональных  способностей студентов через приобщение к  техническому творчеству.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа радиотехнического кружка»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Владимирской области

«Владимирский индустриальный колледж»





СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ ВО «ВИК»

________________________ ______________ А. Н. Уланов

«___» _____________ 20__ г. «___» ________________ 20__ г.








ПРОГРАММА

РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО КРУЖКА

«СДЕЛАЙ САМ»























2017








Автор:

Н.Н.Мелентьева - мастер производственного обучения ГБПОУ ВО «ВИК»



Рассмотрена и рекомендована к утверждению


на заседании ПЦК электротехнического профиля

Протокол № ____ от ___________ 2016 г.

Председатель ___________ Н.Н.Мелентьева




























Содержание

лист

Пояснительная записка…………………………………………………………4

Учебно-тематический план ………………………………..………………….7

Содержание учебной дисциплины………………………………………….. 8

Материально-техническое оснащение кружка…………….…………….…..11

Литература……………….…………….………………………………… ….. 13









































2. Пояснительная записка



Большую роль в формировании личности подростков, адаптации их в современных социальных условиях играют занятия в кружках технического творчества. Все блага цивилизации – это результат технического творчества. Начиная с древних времен, когда было изобретено колесо, и до сегодняшнего дня технический прогресс обязан творческим людям, создающим новую технику, облегчающую жизнь и деятельность человека. В последние годы, с оживлением экономики, требуется все больше и больше грамотных инженеров, особенно в области высоких технологий, однако среди молодежи престиж инженерных профессий падает.

Объединения технического творчества – это именно та среда, где раскрывается талант и дарования ребенка, именно здесь происходит его становление как творческой личности. Занимаясь техническим творчеством, подрастающее поколение осваивает азы инженерной науки, приобретает необходимые умения и навыки практической деятельности, учится самостоятельно решать поставленные перед ними конструкторские задачи. Создавая модель того или иного изделия ребенок превращается в талантливого конструктора или изобретателя, учится самостоятельно находить единственно верное решение на пути к успеху.

Развитие творческих способностей подростков  является важнейшим психологическим условием овладения не только глубокими знаниями, но и способами их добывания. Умения работать руками, инструментом, достигать требуемого качества сопутствуют всей жизни каждого «кружковца» технического творчества и обеспечивают устойчивый интерес к технике, стремление изобретать и совершенствовать всевозможные устройства. Обучение в технических объединениях дает еще один важный эффект – это сокращение времени становления специалиста, и, следовательно, продление времени продуктивной работы.

Кроме формирования специальных компетентностей в области деятельности, занятия в детском объединении дают подросткам возможность развить познавательную, информационную, коммуникативную, социальную и организаторскую компетентность.

Курс обучения рассчитан на 36 часов - 18 часов теоретической подготовки и 18 часов практических работ.

Программа предназначена для студентов колледжа, обучающихся по профессиям электротехнического профиля.

Целью данной программы является формирование  научно – технических знаний, развитие творческих познавательных, изобретательских и профессиональных  способностей студентов через приобщение к  техническому творчеству.





Основными задачами программы являются:

Образовательные:

  • формировать специальные компетентности обучающихся в области  технического конструирования;

  • способствовать развитию творческого потенциала воспитанников

средствами радиотехнического моделирования;

Воспитательные:

  • воспитание профессионального интереса к профилю специальности;

  • воспитание современного конструктивно-технического мышления.

Развивающие:

  • развивать любознательность и интерес к решению творческих и изобретательских задач, проектированию, изготовлению изделий

  • расширение информационного поля;

  • формирование активной творческой позиции;

  • развитие самостоятельности, аккуратности и ответственности


При изучении данного курса студенты должны знать:

-основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;

-нормативные требования по проведению сборки и монтажа;

-структурно-алгоритмичную организацию сборки и монтажа;

-технологическое оборудование, применяемое для сборки и монтажа;

-назначение, технические характеристики, конструктивные особенности, принципы работы и правила эксплуатации используемого оборудования.

Уметь:

-анализировать конструкторско-технологическую документацию;

-выбирать материалы и элементную базу для выполнения задания;

-использовать технологию изготовления и монтажа печатных плат;

-выполнять операции по установке на печатную плату компонентов;

выполнять слесарно-сборочные операции при изготовлении корпусов блоков и приборов;

-выполнять проверку качества и правильности установки компонентов;

-устранять обнаруженные дефекты;

-выбирать и настраивать технологическое оснащение и оборудование к выполнению задания;

-осуществлять наладку основных видов технологического оборудования;

-выполнять электромонтажные и сборочные работы при ручном монтаже;

-осуществлять несложные регулировки радиотехнических устройств.

Иметь практический опыт:

- конструирования и изготовления несложных радиоэлектронных устройств;

-выполнения технологического процесса сборки и монтажа радиотехнических приборов, устройств и блоков в соответствии с технической документацией.

Режим занятий

Режим занятий по программе соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.1251–03 в части определения рекомендуемого режима занятий, а также требованиям к обеспечению безопасности обучающихся согласно нормативно-инструктивным документам Министерства образования РФ.



Формы занятий:

  • теоретические учебные занятия;

  • практические учебные занятия;

  • творческие учебные занятия;

  • экскурсии;

  • выставки;

  • проектная деятельность;

  • изучение специальной литературы;

  • ознакомление с новинками техники;

  • изготовление изделий согласно программы;

  • консультации специалистов.



Ожидаемые результаты:

●  умение учащихся  изготавливать технические объекты по образцу, чертежу, по рационализаторским предложениям;

● умение учащихся использовать в речи правильной технической терминологии, технических понятий и сведений;

● формирование навыков безопасной работы с инструментом и приспособлениями при обработке различных материалов;

●  формирование интереса к техническим видам творчества;

●  воспитание гражданских качеств личности, патриотизма;

● формирование потребностей в самоорганизации: аккуратности, трудолюбия, основ самоконтроля, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;

●  развитие логического  и технического мышления обучающихся;

●  развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде.





3. Учебно-тематический план


Наименование разделов и тем

Обязательная

учебная

нагрузка

Всего часов

Лекции

Практич. задания

1

2

3

4

Тема 1.1 Вводное занятие

1

-

1

Тема 1.2 Основные конструкторско – технологические  понятия

2

-

2

Тема 1.3 Электротехнические устройства

2

2

4

Тема 1.4 Электронные измерительные приборы

2

2

4

Тема 1.5 Полупроводниковые приборы

2

2

4

Тема 1.6 Источники питания. Обработка и генерирование аналоговых сигналов

2

4

6

Тема 1.7 Решение изобретательских и рационализаторских задач на предприятии  во время прохождения производственной практики.

2

2

4

Тема 1.8 Выполнение творческих заданий с использованием приемов фантазирования

3

6

9

Тема 1.9 Зачетное занятие

2

-

2

Всего:

18

18

36



4.Содержание учебной дисциплины

Тема 1.1 Вводное занятие

Правила поведения в мастерской. Знакомство с материально-технической базой кружка. Обсуждение плана работы кружка. История развития технического творчества в мире и в России. Вклад русских учёных в развитии техники. Экскурсия на выставку технического творчества техникума и в управление технических работ предприятия.


Тема 1.2 Основные конструкторско-технологические  понятия

Конструирование поделок, технических  объектов. Организация изобретательской  и рационализаторской работы. Роль научно-технической и патентной информации в развитии творчества. Понятие об интеллектуальной собственности и её защите. Открытия, изобретения, рацпредложения, товарные знаки и их основные признаки.                                               

П р а к т и ч е с к а я  р а б о т а.

Выполнение творческих заданий. Проектирование, конструирование и изготовление предметов бытового назначения (различные полезные вещи для мастерской, дома, дачи, сада). Выполнение творческих проектов


Тема 1.3 Электротехнические устройства

Кнопки и переключатели. Условные и графические обозначения. Типы, назначение, характеристики и применение. Электромагнитные реле и шаговые искатели. Условные графические обозначения. Типы, основные характеристики и применение.

Элементы индикации и сигнализации: лампы накаливания, газоразрядные индикаторы, полупроводниковые излучающие приборы, знаковые и цифровые индикаторы, устройства акустической сигнализации. Условные графические обозначения. Назначение, основные характеристики и способы включения в электронных устройствах.

Электрические машины. Условное графическое обозначение. Принцип действия. Микроэлектродвигатели постоянного тока: основные типы и их характеристики.

Трансформаторы. Условное графическое обозначение. Принцип действия. Расчет трансформаторов.

П р а к т и ч е с к а я  р а б о т а.  Сигнализатор перегорания предохранителя, кодовый замок на реле, игровой автомат на реле, устройство защиты на реле, устройство управления скоростью вращения якоря электродвигателя и т.п.


Тема 1.4 Электронные измерительные приборы

Назначение и краткая характеристика приборов для контроля параметров и наладки электронных устройств.

Генератор сигналов низкой частоты. Генератор сигналов высокой частоты. Генератор сигналов специальной формы. Осциллограф. Частотомер. Электронные приборы для измерения напряжения, силы тока, сопротивления, емкости, индуктивности.

Безопасность труда при проведении измерений. Правила эксплуатации приборов и методика проведения измерений.


Тема 1.5 Полупроводниковые приборы

Полупроводниковые материалы. Полупроводниковый диод. Условное графическое обозначение. Вольт-амперная характеристика диода. Основные типы, параметры и применение полупроводниковых диодов.

Биполярный транзистор. Принцип действия. Условные графические обозначения. Транзисторы структуры р – n и  npn. Основные характеристики биополярных транзисторов.

Транзистор  усилитель электрического сигнала. Схемы включения транзистора и их основные характеристики. Классификация биополярных транзисторов.

Полевые транзисторы. Условные графические обозначения. Принцип действия и характерные особенности применения.

Правила монтажа полупроводниковых приборов.

Многослойные полупроводниковые приборы: динистор, тринистор, семистор. Условные графические обозначения. Принцип действия. Основные типы и применение.

Интегральные микросхемы. Технология изготовления. Гибридные ИМС.

П р а к т и ч е с к а я  р а б о т а. Изготовление несложных электронных устройств с применением полупроводниковых приборов: кодовый замок, охранное устройство, контролер влажности, контролер уровня жидкости, регулятор температуры нагревательных приборов, реле времени и т.д.

Тема 1.6 Источники питания.

Обработка и генерирование аналоговых сигналов

Выпрямление напряжения переменного тока.  Принцип действия одно- и двухполупериодного выпрямителей. Схемы выпрямителей. Расчет мостовой схемы выпрямителя.Перспективы развития источников вторичного электропитания.

Усилители аналоговых сигналов в устройствах автоматики. Усилительный каскад на транзисторе. Установка режима работы транзистора по постоянном току. Простейший расчет параметров элементов усилительного каскада на транзисторе. Входные и выходные характеристики каскада.

Усилитель напряжения. Виды связи между каскадами усилителя. Обратная связь в усилителе. Усилитель постоянного тока. Усилитель мощности.

Генерация гармонических колебаний. LC-  и  RC-автогенераторы.

Аналоговые интегральные микросхемы. Классификация аналоговых ИМС. ИМС дифференциального усилителя. Условное графическое обозначение. Принцип действия и применение ИМС дифференциального усилителя.

ИМС операционного усилителя. Условное графическое обозначение. Принцип действия и назначение. Основные схемы использования ИМС операционного усилителя

П р а к т и ч е с к а я  р а б о т а. Изготовление источников вторичного электропитания для нужд кружка, социально-реабилитационного центра.

Усилитель звуковой частоты, переговорное устройство, имитаторы звуков, электронная сирена, пробники для проверки трактов усилителей, электромузыкальный звонок, электронный замок со звуковым, ультразвуковым или оптическим ключом, селективные устройства управления

Тема 1.7 Решение изобретательских и рационализаторских задач на предприятии  во время прохождения производственной практики.

Особенности бережливого производства. Причины возникновения необходимости перехода к бережливому производству. История возникновения бережливого производства. Принципы бережливого производства. Виды потерь: перепроизводство, транспортировка, ожидание, запасы, дефекты, излишняя обработка, движение, потери творческого потенциала. Устранение потерь. Основные инструменты бережливого производства. Понятие корпоративной производственной системы. Корпоративная производственная система ОАО «Завод «Автоприбор».

Международные стандарты. Международная система менеджмента качества. Система экологического менеджмента. Требования к персоналу. Ключевые компетенции.

Тема 1.8 Выполнение творческих заданий с использованием приемов фантазирования

Смотр конкурс на лучшее изделие. Изготовление эталонов изделий для уроков производственного обучения по темам программы. Выполнение практических дипломных работ и экспонатов на техническую конференцию.

Зачет:

Демонстрация изготовленного радиоприбора для выставки технического творчества или защита практической дипломной работы



5. Материально-техническое оснащение кружка

Слесарный набор инструментов:

 ножовка по металлу, щлицовка, зубило, слесарный молоток, напильники и надфили разной формы и номеров насечки, ручная дрель, комплект сверл диаметром 1-10мм, пассатижи, ножницы по металлу, кернер, металлическая линейка, металлический угольник, чертилка по металлу, ручные тиски, штангенциркуль, микрометр, резак для пластмасс и листового металла, крейсмессель, гаечные ключи (№4-16).

Набор монтажного инструмента и приспособлений: 

  • рабочие места по количеству обучающихся

  • рабочее место мастера;

  • местная вытяжная вентиляция;

  • местное освещение рабочих мест;

  • набор монтажного инструмента;

  • оборудование и приспособления по темам программы;

  • элементная база и расходные материалы;

  • комплект учебно-наглядных пособий;

  • комплект технологической документации;

  • образцы работ;

  • рабочая одежда.

Контрольно-измерительные приборы:

  • тестеры – 5 - 8 шт.;

  • осциллограф;

  • источники питания;

  • прибор для измерения параметров транзисторов;

  • генератор низкочастотный;

  • генератор высокочастотный;

  • генератор прямоугольных импульсов;

  • осциллограф;

  • измеритель параметров индуктивностей и емкостей;

  • частотомер;

  • цифровой вольтметр;

  • универсальный источник питания;

  • трансформатор с плавной регулировкой выходного напряжения.

Расходные материалы:

  • стеклотекстолит, (гетинакс) фольгированный толщиной 1-2,5 мм;

  • полистирол листовой разных цветов толщиной 0,5-3 мм;

  • органическое стекло листовое толщиной 4 мм;

  • пластилин твердый для макетных работ;

  • алюминий листовой толщиной 1-2 мм;

  • дюралюминий листовой толщиной 1,5-2,5мм;

  • дюралюминиевый профиль (уголок, тавр, двутавр);

  • припой ПОС-60 в прутках и проволоке;

  • канифоль светлая, спирто-канифольный флюс;

  • клеи разные (ПВА, БФ-2, «Уникум», «Момент», «Феникс» и др.);

  • лакоткань, трубки ПВХ и ПЭ разных размеров;

  • лента изоляционная хлопчатобумажная и ПВХ;

  • провода монтажные и обмоточные;

  • нитрошпатлевка, нитрокраски, растворители разные, метизы;

  • сердечники для силовых трансформаторов мощностью 5-50 Вт,

  • кассы резисторов мощностью 0,125-1 Вт, ряд Е-24;

  • кассы низкочастотных и высокочастотных конденсаторов, ряд Е-24;

  • электролитические конденсаторы 1-4000 мкФ;

  • низкочастотные согласующие и выходные трансформаторы типа ТОТ или аналогичные;

  • элементы индикации (лампы накаливания, светоизлучающие диоды, цифровые и знаковые индикаторы т. п.);

  • полупроводниковые диоды, триоды, интегральные микросхемы, тиристоры;

  • электродинамические головки прямого излучения;

  • ушные или головные телефоны, капсюли, (ТМ-2, ТМ-4, ВТМ, ТОН и т.д.);

  • электромагнитные реле с рабочим напряжением до 48 В;

  • измерительные головки магнитоэлектрической системы с силой тока полного отклонения до 1 мА;

  • коммутационные изделия;

  • круглые и плоские стержни из феррита марок 100 НН - 600 НН;

  • кольца из феррита марок 600НН – 2000 НН;

  • держатели предохранителей с плавкими вставками;

  • электротехническая арматура и т.д.













6. Литература

  1. Ярочкина Г. В. Радиоэлектронная аппаратура и проборы: Монтаж и регулировка: учебник для нач. проф. образования – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с.

  2. Гуляева Л. Н. Технология монтажа и регулировка радиоэлектронной аппаратуры и приборов: учеб. пособие для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с.

  3. Б.С.Иванов Электроника в самоделках,1995.

  4. Шадрин С..В. Научно-техническое творчество и технология его организации.// Дополнительное образование, №11, 2000.

  5. Борисов В.Г. Юный радиолюбитель. - М.: "Радио и связь", 1992

  6. Борисов В.Г. Кружок радиотехнического конструирования:Пособие для руководителей кружков. – М.: Просвещение, 1986.

  7. Пономарев Л.Д., Евсеев А.Н. Конструкции юных радиолюбителей. – М.: Радио и связь,1989.

8. Журналы: «Радио», «Радиолюбитель», «Радиохобби».





17