СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса «Обществознание: теория и практика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «Обществознание: теория и практика»»











Программа

элективного курса по обществознанию

«Обществознание: теория и практика»

для обучающихся ___9_____класса



Разработала:

Хазимуллина Е. М.

учитель истории и обществознания

высшая квалификационная категория



























Североуральс



Пояснительная записка

Обществознание как учебный предмет представляет собой синтез наук, объектом изучения которых является человеческое общество и отдельные стороны его жизни. Поэтому обществознание включает в себя основы экономики, политологии, права, философии, социологии, психологии и других наук. Знания основ обществознания помогает обществу в эффективном решении множества проблем, стоящих перед ним в экономической, политической, социальной или духовной сфере.

Элективный курс адресован учащимся 9 классов, как выбравшим предмет «обществознание» для ОГЭ, проявляющим интерес к предмету.

Программа элективного курса составлена с учётом и на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г)

Программа рассчитана на 34 часа в год. Теоретическая часть составляет 12 часов, практическая – 22 часа. Темы занятий сформулированы согласно содержанию образовательных линий Кодификатора ОГЭ-2016.

Занятия элективного курса, реализующего данную программу, должны:

  • в соответствии с запросами учащихся и их родителей помочь организовать работу по подготовке к успешной государственной итоговой аттестации по курсу обществознания в рамках элективного курса по подготовке к ОГЭ с учётом разного уровня подготовленности учащихся (исходя из их текущей успеваемости и степени обученности по предмету, разного уровня сформированности метапредметных умений и навыков, разного уровня правовой культуры, разного интеллектуального уровня развития детей);

  • конкретизировать содержание предметных тем Государственного стандарта;



Цель курса: систематизировать и обобщить знания и умения обучающихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ОГЭ.

Задачи курса:

  • формирование у обучающихся целостной картины общества, соответствующей и адекватной современному уровню знаний о нём доступной по содержанию для подростков 14-15-летнего возраста;

  • закрепление у обучающихся знаний об основных сферах жизни общества, о формах регулирования общественных отношений, выполнении типичных социальных ролей человека и гражданина;

  • развитие умений находить и систематизировать, критически осмысливать социальную информацию из различных источников, анализировать и обобщать полученные данные;

  • применять знания, полученные в ходе социальной практики, для решения конкретных обществоведческих задач

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни, для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений.





Принципы программы

  • Актуальность

Создание условий для подготовки учащихся к сдаче ОГЭ посредством актуализации их знаний.

  • Научность

Обществознание - учебная дисциплина, представляющая собой синтез наук, объектом изучения которых является человеческое общество и отдельные стороны его жизни.

  • Системность

Курс строится от актуализации теоретических знаний к практическим их применениям, от решения частных задач (конкретных заданий первого уровня конкретной образовательной линии) к решению общих (уровень второй части КИМа).

  • Практическая направленность

Содержание элективного курса направлено на актуализацию знаний и развитие необходимых умений, помогающих как успешно пройти ОГЭ, так и применять их в повседневной социальной практике.

  • Обеспечение мотивации

Развитие и поддержание интереса к обществознанию как к науке.

Прохождение данного курса способствует систематизации знаний по обществознанию и, тем самым, облегчает стартовые возможности для изучения предмета в старшей школе.

Основные виды деятельности учащихся

• индивидуальная самостоятельная работа по систематизации теоретических сведений по теме занятия в процессе предварительной подготовки к занятию (прочтение и осмысление теоретического материала, составление плана конспекта, схемы, предварительный подбор ситуативных примеров социальной действительности в соответствии с темой);

• индивидуальная работа по выполнению заданий ОГЭ:

- решение тестовых заданий

- решение заданий на анализ признаков событий или явлений

-решение заданий на классификацию событий, явлений;

-решение заданий на умение дать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

-составление простого плана.

• парная работа

• групповая работа

• прохождение компьютерного тестирования по теоретическим основам образовательных линий (в соответствии с Кодификатором)

• онлайн тестирование на проверенных учителем бесплатных сайтах Интернета.

Формы контроля:

  • проверка планов-конспектов, схем, составленных учащимися дома

  • взаимопроверка теоретической подготовленности учащихся по образовательным линиям Кодификатора

  • проверка подготовки (теоретической) во время работы с презентацией, содержащей частичные сведения

  • письменное тестирование

  • контроль знания основных терминов и понятий

  • контроль знания и умения оперировать основными терминами и понятиями (работа с текстом, в который требуется вставить буквы, которые соответствуют понятиям, приведённым вслед за текстом).



Критерии оценки за устные ответы

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформулированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.

Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет



Критерии оценки за письменные работы (тесты)

Оценка «5» - 85-100% выполненных заданий

Оценка «4» - 70-84% выполненных заданий

Оценка «3» - 50-69% выполненных заданий

Оценка «2» - менее 50% выполненных заданий





Основные требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса обществознания обучающиеся должны

знать/понимать:

  • основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;

  • Конституция РФ –основной закон страны;

  • основные положения разделов курса – «Политика», «Право»;

  • разъяснять смысл высказываний по основным разделам.



уметь:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия;

  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);

  • различать в социальной информации факты и мнения;

  • объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;

  • характеризовать смысл основных понятий по курсу;

  • анализировать текст Конституции и других нормативных актов.

  • давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.



Владеть компетенциями.

• Информационно- поисковой;

• Учебно-познавательной;

• Коммуникативной;

• Рефлексивной;

• Смыслопоисковой.



Практическое использование приобретенных знаний в повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.





















































Содержание тем курса



1. Особенности ОГЭ по обществознанию. Кодификатор. Спецификатор. Система оценивания. Демоверсия.

2. Человек и общество Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие природы и общества. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учеба). Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и их конструктивное разрешение. Человек и общество. Решение типичных заданий 1-4.

Человек и общество. Решение типичных заданий 20-25. Человек и общество. Решение типичных заданий 26-31.

3. Сфера духовной культуры Сфера духовной культуры и её особенности. Наука в жизни современного общества. Образование и его значение в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий 5-6.

Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий 20-25. Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий 26-31.

4. Экономика. Экономика, её роль в жизни общества. Товары и услуги, потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предприятие и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства. Экономика. Решение типичных заданий 7-10. Экономика. Решение типичных заданий 20-25. Экономика. Решение типичных заданий 26-31.

5. Социальная сфера. Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные нормы и ценности. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения. Социальная сфера. Решение типичных заданий 11-13.

Социальная сфера. Решение типичных заданий 20-25. Социальная сфера. Решение типичных заданий 26-31.

6. Сфера политики и социального управления. Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни страны. Гражданское общество и правовое государство. Сфера политики и социального управления. Решение типичных заданий 14-16.

Сфера политики и социального управления. Решение типичных заданий 20-25. Сфера политики и социального управления. Решение типичных заданий 26-31

7. Право. Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Право. Решение типичных заданий 17-20. Право. Решение типичных заданий 20-25. Право. Решение типичных заданий 26-31.

8. Практическое применение знаний теории в практике решения заданий второй части КИМа.

9. Практическое решение тестовых заданий

10. Итоговое занятие по наиболее сложным вопросам теории и практики ОГЕ.

















































Календарно-тематическое планирование



п/п

Раздел/кол. часов

Тема занятия

Дата проведения

Форма проведения

Форма контроля

план

факт



Введение. Знакомство с особенностями ГИА по обществознанию.

1 нед сент


Урок-практикум

Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов

1

Человек и общество

5 часов

Человек и общество

2 нед. сент


Лекция с элементами беседы


1.1



Личность. Особенности подросткового возраста

3 нед сент


Лекция с элементами беседы


1.2


Человек и общество. Решение типичных заданий 1-4, 11-13.

4 нед сент


Урок- практикум

Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов

1.3


Человек и общество. Решение типичных заданий 20-25

1 нед окт


Урок-практикум

Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов

1.4


Человек и общество. Решение типичных заданий 26-31.

2 нед окт


Урок - практикум

Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов

2

Сфера духовной культуры

5 часов






2.1


Сфера духовной культуры

3 нед

окт


Лекция с элементами беседы


2.2


Наука в жизни современного общества.

4 нед окт


Лекция с элементами беседы


2.3


Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий 5-6

1 нед

нояб


Урок - практикум

Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов

2.4


Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий

20-25

2 нед нояб


Урок - практикум

Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов

2.5


Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий

26-31

3 нед нояб


Урок - практикум

Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов

3

Экономика

5 часов






3.1


Экономика, её роль в жизни общества. Экономические системы и собственность. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предприятие и фермерское хозяйство.

4 нед нояб


Лекция с элементами беседы


3.2


Деньги. Заработная плата и стимулирование труда

1 нед дек


Лекция с элементами беседы


3.3


Экономика. Решение типичных заданий 7-10

2 нед декаб


Урок - практикум

Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов

3.4


Экономика. Решение типичных заданий 20-25

3 нед дек


Урок - практикум

Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов

3.5


Экономика. Решение типичных заданий 26-31

4 нед дек


Урок - практикум

Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов

4

Социальная сфера

5 часов






4.1


Социальная структура общества. Семья как малая группа. Социальные нормы и ценности. Отклоняющееся поведение. Социальная значимость здорового образа жизни

2 нед янв


Лекция с элементами беседы


4.2


Социальный конфликт и пути его решения.

3 нед янв


Лекция с элементами беседы


4.3


Социальная сфера. Решение типичных заданий 11-13

4 нед янв


Урок - практикум

Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов

4.4


Социальная сфера. Решение типичных заданий 20-25

1 нед февр


Урок - практикум

Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов

4.5


Социальная сфера. Решение типичных заданий 26-31

2 нед февр


Урок - практикум

Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов

5

Сфера политики и социального управления

5 часов


3 нед февр




5.1


Власть. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни.

4 нед февр


Лекция с элементами беседы


5.2


Выборы. Референдум. Политические партии и движения

1 нед марта


Лекция с элементами беседы


5.3


Сфера политики и социального управления. Решение типичных заданий 14-16

2 нед марта


Урок - практикум

Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов

5.4


Сфера политики и социального управления. Решение типичных заданий 20-25

3 нед марта


Урок - практикум

Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов

5.5


Сфера политики и социального управления. Решение типичных заданий 26-31

4 нед марта


Урок - практикум

Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов

6

Право

5 часов






6.1


Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы права. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Отрасли права.

1 нед апр


Лекция с элементами беседы


6.2


Правоохранительные органы. Судебная система.



Лекция с элементами беседы


6.3


Право. Решение типичных заданий 17-20.

2 нед апр


Урок - практикум

Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов

6.4


Право. Решение типичных заданий 21-25.

3 нед апр


Урок - практикум

Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов

6.5


Право. Решение типичных заданий 26-31

4 нед апр


Урок - практикум

Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов

7

1 час

Практическое применение знаний теории в практике решения заданий второй части КИМа.

1 нед мая


Урок - практикум

Индивидуальная

работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов

8

1 час

Практическое решение тестовых заданий

2 нед мая


Урок - практикум

Индивидуальная

работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов

9

2 часа

Итоговое занятие по наиболее сложным вопросам теории и практики ОГЕ.


3 нед мая


Урок - практикум

Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов

































































































Литература для учителя и учащихся



  1. Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. : Дрофа, 2008.

  2. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ГИА: 9 кл. – М: Астель, 2014.

3. Обществознание. Право. Экономика: сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области/ авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. - Волгофад: Учитель, 2006. - 123 с.

4. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

5. Конституция Российской Федерации.

6. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Обществознание/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Эксмо, 2011.

7. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание. 2012/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова– М.: Интеллект-Центр, 2011

Электронные ресурсы

1. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

2. http://www.edu.ru/ - каталог образовательных Интернет-ресурсов

3. http://www.humanities.edu.ru - портал социально - гуманитарное образование

4. http://lib.thewalls.ru/ - электронная библиотека политической литературы

5. http://www.vmoisto.narod.ru/index.html - Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин

6. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2715&tmpl=com - Интернет-сообщество учителей истории и обществознания на сайте «Сеть творческих учителей»

7. http://www.fipi.ru/view/sections/223/docs/579.html - сайт ФИПИ, раздел КИМов ОГЕ 2016