Программа
элективного курса по обществознанию
«Обществознание: теория и практика»
для обучающихся ___9_____класса
Разработала:
Хазимуллина Е. М.
учитель истории и обществознания
высшая квалификационная категория
Североуральс
Пояснительная записка
Обществознание как учебный предмет представляет собой синтез наук, объектом изучения которых является человеческое общество и отдельные стороны его жизни. Поэтому обществознание включает в себя основы экономики, политологии, права, философии, социологии, психологии и других наук. Знания основ обществознания помогает обществу в эффективном решении множества проблем, стоящих перед ним в экономической, политической, социальной или духовной сфере.
Элективный курс адресован учащимся 9 классов, как выбравшим предмет «обществознание» для ОГЭ, проявляющим интерес к предмету.
Программа элективного курса составлена с учётом и на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г)
Программа рассчитана на 34 часа в год. Теоретическая часть составляет 12 часов, практическая – 22 часа. Темы занятий сформулированы согласно содержанию образовательных линий Кодификатора ОГЭ-2016.
Занятия элективного курса, реализующего данную программу, должны:
в соответствии с запросами учащихся и их родителей помочь организовать работу по подготовке к успешной государственной итоговой аттестации по курсу обществознания в рамках элективного курса по подготовке к ОГЭ с учётом разного уровня подготовленности учащихся (исходя из их текущей успеваемости и степени обученности по предмету, разного уровня сформированности метапредметных умений и навыков, разного уровня правовой культуры, разного интеллектуального уровня развития детей);
конкретизировать содержание предметных тем Государственного стандарта;
Цель курса: систематизировать и обобщить знания и умения обучающихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ОГЭ.
Задачи курса:
формирование у обучающихся целостной картины общества, соответствующей и адекватной современному уровню знаний о нём доступной по содержанию для подростков 14-15-летнего возраста;
закрепление у обучающихся знаний об основных сферах жизни общества, о формах регулирования общественных отношений, выполнении типичных социальных ролей человека и гражданина;
развитие умений находить и систематизировать, критически осмысливать социальную информацию из различных источников, анализировать и обобщать полученные данные;
применять знания, полученные в ходе социальной практики, для решения конкретных обществоведческих задач
формирование опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни, для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений.
Принципы программы
Создание условий для подготовки учащихся к сдаче ОГЭ посредством актуализации их знаний.
Обществознание - учебная дисциплина, представляющая собой синтез наук, объектом изучения которых является человеческое общество и отдельные стороны его жизни.
Курс строится от актуализации теоретических знаний к практическим их применениям, от решения частных задач (конкретных заданий первого уровня конкретной образовательной линии) к решению общих (уровень второй части КИМа).
Содержание элективного курса направлено на актуализацию знаний и развитие необходимых умений, помогающих как успешно пройти ОГЭ, так и применять их в повседневной социальной практике.
Развитие и поддержание интереса к обществознанию как к науке.
Прохождение данного курса способствует систематизации знаний по обществознанию и, тем самым, облегчает стартовые возможности для изучения предмета в старшей школе.
Основные виды деятельности учащихся
• индивидуальная самостоятельная работа по систематизации теоретических сведений по теме занятия в процессе предварительной подготовки к занятию (прочтение и осмысление теоретического материала, составление плана конспекта, схемы, предварительный подбор ситуативных примеров социальной действительности в соответствии с темой);
• индивидуальная работа по выполнению заданий ОГЭ:
- решение тестовых заданий
- решение заданий на анализ признаков событий или явлений
-решение заданий на классификацию событий, явлений;
-решение заданий на умение дать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
-составление простого плана.
• парная работа
• групповая работа
• прохождение компьютерного тестирования по теоретическим основам образовательных линий (в соответствии с Кодификатором)
• онлайн тестирование на проверенных учителем бесплатных сайтах Интернета.
Формы контроля:
проверка планов-конспектов, схем, составленных учащимися дома
взаимопроверка теоретической подготовленности учащихся по образовательным линиям Кодификатора
проверка подготовки (теоретической) во время работы с презентацией, содержащей частичные сведения
письменное тестирование
контроль знания основных терминов и понятий
контроль знания и умения оперировать основными терминами и понятиями (работа с текстом, в который требуется вставить буквы, которые соответствуют понятиям, приведённым вслед за текстом).
Критерии оценки за устные ответы
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформулированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет
Критерии оценки за письменные работы (тесты)
Оценка «5» - 85-100% выполненных заданий
Оценка «4» - 70-84% выполненных заданий
Оценка «3» - 50-69% выполненных заданий
Оценка «2» - менее 50% выполненных заданий
Основные требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса обществознания обучающиеся должны
знать/понимать:
основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
Конституция РФ –основной закон страны;
основные положения разделов курса – «Политика», «Право»;
разъяснять смысл высказываний по основным разделам.
уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);
различать в социальной информации факты и мнения;
объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;
характеризовать смысл основных понятий по курсу;
анализировать текст Конституции и других нормативных актов.
давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.
Владеть компетенциями.
• Информационно- поисковой;
• Учебно-познавательной;
• Коммуникативной;
• Рефлексивной;
• Смыслопоисковой.
Практическое использование приобретенных знаний в повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Содержание тем курса
1. Особенности ОГЭ по обществознанию. Кодификатор. Спецификатор. Система оценивания. Демоверсия.
2. Человек и общество Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие природы и общества. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учеба). Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и их конструктивное разрешение. Человек и общество. Решение типичных заданий 1-4.
Человек и общество. Решение типичных заданий 20-25. Человек и общество. Решение типичных заданий 26-31.
3. Сфера духовной культуры Сфера духовной культуры и её особенности. Наука в жизни современного общества. Образование и его значение в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий 5-6.
Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий 20-25. Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий 26-31.
4. Экономика. Экономика, её роль в жизни общества. Товары и услуги, потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предприятие и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства. Экономика. Решение типичных заданий 7-10. Экономика. Решение типичных заданий 20-25. Экономика. Решение типичных заданий 26-31.
5. Социальная сфера. Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные нормы и ценности. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения. Социальная сфера. Решение типичных заданий 11-13.
Социальная сфера. Решение типичных заданий 20-25. Социальная сфера. Решение типичных заданий 26-31.
6. Сфера политики и социального управления. Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни страны. Гражданское общество и правовое государство. Сфера политики и социального управления. Решение типичных заданий 14-16.
Сфера политики и социального управления. Решение типичных заданий 20-25. Сфера политики и социального управления. Решение типичных заданий 26-31
7. Право. Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Право. Решение типичных заданий 17-20. Право. Решение типичных заданий 20-25. Право. Решение типичных заданий 26-31.
8. Практическое применение знаний теории в практике решения заданий второй части КИМа.
9. Практическое решение тестовых заданий
10. Итоговое занятие по наиболее сложным вопросам теории и практики ОГЕ.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел/кол. часов | Тема занятия | Дата проведения | Форма проведения | Форма контроля |
план | факт |
| | Введение. Знакомство с особенностями ГИА по обществознанию. | 1 нед сент | | Урок-практикум | Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов |
1 | Человек и общество 5 часов | Человек и общество | 2 нед. сент | | Лекция с элементами беседы | |
1.1 | | Личность. Особенности подросткового возраста | 3 нед сент | | Лекция с элементами беседы | |
1.2 | | Человек и общество. Решение типичных заданий 1-4, 11-13. | 4 нед сент | | Урок- практикум | Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов |
1.3 | | Человек и общество. Решение типичных заданий 20-25 | 1 нед окт | | Урок-практикум | Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов |
1.4 | | Человек и общество. Решение типичных заданий 26-31. | 2 нед окт | | Урок - практикум | Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов |
2 | Сфера духовной культуры 5 часов | | | | | |
2.1 | | Сфера духовной культуры | 3 нед окт | | Лекция с элементами беседы | |
2.2 | | Наука в жизни современного общества. | 4 нед окт | | Лекция с элементами беседы | |
2.3 | | Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий 5-6 | 1 нед нояб | | Урок - практикум | Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов |
2.4 | | Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий 20-25 | 2 нед нояб | | Урок - практикум | Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов |
2.5 | | Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий 26-31 | 3 нед нояб | | Урок - практикум | Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов |
3 | Экономика 5 часов | | | | | |
3.1 | | Экономика, её роль в жизни общества. Экономические системы и собственность. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предприятие и фермерское хозяйство. | 4 нед нояб | | Лекция с элементами беседы | |
3.2 | | Деньги. Заработная плата и стимулирование труда | 1 нед дек | | Лекция с элементами беседы | |
3.3 | | Экономика. Решение типичных заданий 7-10 | 2 нед декаб | | Урок - практикум | Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов |
3.4 | | Экономика. Решение типичных заданий 20-25 | 3 нед дек | | Урок - практикум | Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов |
3.5 | | Экономика. Решение типичных заданий 26-31 | 4 нед дек | | Урок - практикум | Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов |
4 | Социальная сфера 5 часов | | | | | |
4.1 | | Социальная структура общества. Семья как малая группа. Социальные нормы и ценности. Отклоняющееся поведение. Социальная значимость здорового образа жизни | 2 нед янв | | Лекция с элементами беседы | |
4.2 | | Социальный конфликт и пути его решения. | 3 нед янв | | Лекция с элементами беседы | |
4.3 | | Социальная сфера. Решение типичных заданий 11-13 | 4 нед янв | | Урок - практикум | Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов |
4.4 | | Социальная сфера. Решение типичных заданий 20-25 | 1 нед февр | | Урок - практикум | Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов |
4.5 | | Социальная сфера. Решение типичных заданий 26-31 | 2 нед февр | | Урок - практикум | Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов |
5 | Сфера политики и социального управления 5 часов | | 3 нед февр | | | |
5.1 | | Власть. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. | 4 нед февр | | Лекция с элементами беседы | |
5.2 | | Выборы. Референдум. Политические партии и движения | 1 нед марта | | Лекция с элементами беседы | |
5.3 | | Сфера политики и социального управления. Решение типичных заданий 14-16 | 2 нед марта | | Урок - практикум | Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов |
5.4 | | Сфера политики и социального управления. Решение типичных заданий 20-25 | 3 нед марта | | Урок - практикум | Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов |
5.5 | | Сфера политики и социального управления. Решение типичных заданий 26-31 | 4 нед марта | | Урок - практикум | Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов |
6 | Право 5 часов | | | | | |
6.1 | | Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы права. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Отрасли права. | 1 нед апр | | Лекция с элементами беседы | |
6.2 | | Правоохранительные органы. Судебная система. | | | Лекция с элементами беседы | |
6.3 | | Право. Решение типичных заданий 17-20. | 2 нед апр | | Урок - практикум | Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов |
6.4 | | Право. Решение типичных заданий 21-25. | 3 нед апр | | Урок - практикум | Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов |
6.5 | | Право. Решение типичных заданий 26-31 | 4 нед апр | | Урок - практикум | Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов |
7 | 1 час | Практическое применение знаний теории в практике решения заданий второй части КИМа. | 1 нед мая | | Урок - практикум | Индивидуальная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов |
8 | 1 час | Практическое решение тестовых заданий | 2 нед мая | | Урок - практикум | Индивидуальная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов |
9 | 2 часа | Итоговое занятие по наиболее сложным вопросам теории и практики ОГЕ. | 3 нед мая | | Урок - практикум | Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов |
Литература для учителя и учащихся
Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. : Дрофа, 2008.
Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ГИА: 9 кл. – М: Астель, 2014.
3. Обществознание. Право. Экономика: сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области/ авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. - Волгофад: Учитель, 2006. - 123 с.
4. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
5. Конституция Российской Федерации.
6. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Обществознание/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Эксмо, 2011.
7. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание. 2012/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова– М.: Интеллект-Центр, 2011
Электронные ресурсы
1. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
2. http://www.edu.ru/ - каталог образовательных Интернет-ресурсов
3. http://www.humanities.edu.ru - портал социально - гуманитарное образование
4. http://lib.thewalls.ru/ - электронная библиотека политической литературы
5. http://www.vmoisto.narod.ru/index.html - Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
6. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2715&tmpl=com - Интернет-сообщество учителей истории и обществознания на сайте «Сеть творческих учителей»
7. http://www.fipi.ru/view/sections/223/docs/579.html - сайт ФИПИ, раздел КИМов ОГЕ 2016