СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование данной программы элективного курса поможет углубить знания учащихся в области правоведения.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по обществознанию»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АКСУБАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»











ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ДЛЯ 9 КЛАССА «ТРУДОВОЕ ПРАВО»

УЧИТЕЛЯ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

ГАВРИЛОВА МИХАИЛА ПЕТРОВИЧА





























АКСУБАЕВО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Трудовые правоотношения сопровождают человека на протяжении почти всей жизни. После окончания жизненного периода, в котором доминирует учебная деятельность, каждый трудоспособный гражданин может и обязан реализовать на практике свое конституционное право на труд. Полученные знания, умения и навыки должны принести пользу как конкретному человеку, так и обществу в целом.

Рынок труда и мир профессий становится все более интересным и разнообразным. У граждан появляются большие возможности получить профессию, повысить квалификацию, освоить новую профессию, открыть для себя новую сферу деятельности. Но юридическая практика показывает, что в сфере трудовых отношений правовая безграмотность характерна не только для работников, но и для части работодателей. Эта проблема имеет много причин, но одним из способов улучшения ситуации является глубокое изучение основ трудового права уже со школьной скамьи. Так как сегодняшние школьники - девятиклассники - это завтрашние потенциальные работники.

Современный мир характеризуется активными военными действиями, техногенными катастрофами, экологическим кризисом. Эти и ряд других причин приводят к росту численности инвалидов в обществе, значительная часть которых занимает активную жизненную позицию. Поэтому в данный курс введена тема, посвященная законодательному регулированию трудовых отношений лиц с ограниченными возможностями.

Данная программа предназначена для школьников 9 классов.

ЦЕЛЬ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Формирование у школьников правовой компетентности в сфере трудовых правоотношений.

ЗАДАЧИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Познакомить школьников с основной терминологией трудового права и особенностями данной отрасли права.

Показать значимость и актуальность правовой трудовой компетентности в современных условиях для гражданина страны.

Активизировать познавательную деятельность школьников по осмыслению и пониманию правовых ситуаций в сфере трудовых отношений.

Показать модели правомерного поведения между работодателями и работниками.

ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ МАТЕРИАЛА

Системность.

Научность.

Целостность.

Доступность.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- фронтальная;

- индивидуальная;

- групповая, парная.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

УЧАЩИЕСЯ ПОЛУЧАТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

- о трудовом праве и трудовых отношениях;

- об основных правах и обязанностях работника и работодателя;

- о трудовом контракте;

- о рабочем времени и времени отдыха;

- о дисциплинарных взысканиях и особенностях труда лиц с ограниченными возможностями.

УЧАЩИЕСЯ ПОЛУЧАТ ОПЫТ:

- работы (самостоятельной и под руководством учителя) с правовыми документами;

- поиска информации по определенному юридическому направлению;

- решения правовых задач из области трудового права.

УЧАЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ:

- различать трудовой договор, коллективный договор и коллективное соглашение;

- объяснять особенности правового регулирования труда инвалидов;

- характеризовать индивидуальные трудовые споры и коллективные трудовые споры, порядок их разрешения;

- составлять документы: заявления.



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ (1 час). ЛЕКЦИЯ. ТРУДОВОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА.

Понятие, предмет, метод, источники, принципы и функции трудового права.

ТЕМА 1. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ (2 ЧАСА)

ЛЕКЦИЯ (1 ЧАС)

Основные и дополнительные субъекты трудовых отношений. Виды трудовых отношений. Основные права и обязанности работников. Основные права и обязанности работодателей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (1 ЧАС)

Работа в группах. Анализ материалов средств массовой информации о соблюдении и нарушениях конституционного права на труд.

ТЕМА 2. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ (2 ЧАСА)

ЛЕКЦИЯ (1 ЧАС)

Коллективные договоры. Порядок их заключения и решения спорных вопросов. Коллективные соглашения: генеральные, отраслевые, специальные.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (1 ЧАС)

Работа с документом. Изучение школьного коллективного договора.

ТЕМА 3. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР (2 ЧАСА)

ЛЕКЦИЯ (1 ЧАС)

Понятие и виды трудового договора. Порядок приема на работу. Испытательный срок. Трудовые книжки. Перевод на другую работу. Основания прекращения трудового договора: по соглашению сторон, по инициативе работника, по инициативе работодателя, по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (1 ЧАС)

Решение правовых задач. Порядок трудоустройства, оформление трудового договора, порядок увольнения и решение проблем, возникающих при расторжении трудового договора.

ТЕМА 4. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА (2 ЧАСА)

ЛЕКЦИЯ (1 ЧАС)

Нормальная продолжительность рабочего времени. Сокращенная продолжительность рабочего времени. Неполное рабочее время. Виды времени отдыха: перерывы в течении рабочего дня, еженедельный отдых (выходные и праздничные дни), ежегодные очередные отпуска, отпуска без сохранения заработной платы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (1 ЧАС)

Индивидуальная и групповая работа. Решение задач, смоделированных учителем по данной теме.

ТЕМА 5. ТРУДОВАЯ ДИСЦИПЛИНА (2 ЧАСА)

ЛЕКЦИЯ (1 ЧАС)

Понятие трудовой дисциплины. Меры поощрения работников. Меры дисциплинарного взыскания.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (1 ЧАС)

Решение правовых задач по данной теме.

ТЕМА 6. ТРУДОВЫЕ СПОРЫ (2 ЧАСА)

ЛЕКЦИЯ (1 ЧАС)

Индивидуальные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам. Коллективные трудовые споры. Разрешение коллективных трудовых споров. Право на забастовку. Ограничения права на забастовку.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (1 ЧАС)

Групповая работа. Составление искового заявления с суд общей юрисдикции о защите своего нарушенного права.

ТЕМА 7. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (1 ЧАС)

ЛЕКЦИЯ (1 ЧАС)

Государственные гарантии трудовой занятости инвалидов. Условия и охрана труда инвалидов. Ответственность за нарушение прав инвалидов в сфере трудоустройства и занятости.

ТЕМА 8. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (2 ЧАСА)

Работа с документами, решение правовых задач.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

КОЛ – ВО ЧАСОВ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Введение. Трудовое право как отрасль права

1

1


Трудовые отношения

2

1

1

Коллективные договоры и соглашения

2

1

1

Трудовой договор

2

1

1

Рабочее время и время отдыха

2

1

1

Трудовая дисциплина

2

1

1

Трудовые споры

2

1

1

Правовое регулирование труда людей с ограниченными возможностями

1

1


Итоговое повторение

2


2

Итого

16

8

8



ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

- Правоведение: учебник/ В. М. Шумилов. М.: Изд – во Проспект, 2006.

- Основы государства и права. 10 – 11 класс. А. Ф. Никитин. М.: Дрофа.

- Конституция Российской Федерации

- Трудовой кодекс РФ.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

- Введение в обществознание: Учебное пособие для 8 – 9 кл. общеобразовательных учреждений/Л. Н. Боголюбов и др. М.: Просвещение. 2005.

- Основы правоведения (учебник для основной школы). В. О. Мушинский. М.: Международные отношения.

- Право и политика: Тесты. 9 класс. А. Ф. Никитин. М.: Дрофа, 2002.

- Право и политика. 9 класс. А. Ф. Никитин. М.: Просвещение.

- Основы государства и права. 9 класс. Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. М.: Вита – Пресс.