Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30 города Тюмени
имени Федора Ефимовича Федорова
«Рассмотрено» на заседании МО _____________________ Протокол № _____ от «__» ________2020 г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________ от «__» ______2020 г | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ № 30 _________________ Приказ № _________ от«__»_______2020 г |
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По математике
Начальное общее образование,
1 – 4 классы
Количество часов - 34
Учитель Степанова М.А.
Программа разработана на основе примерных рабочих программ «Математика» М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой.- М.: Просвещение; учебника «Математика» М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова.-М.: Просвещение.
1. Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ) (в действующей редакции);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, в ред. Приказов Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 №1576;
- ФГОС для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- АООП начального общего образования для обучающихся с задержкой умственного развития (вариант 7);
А также в соответствии с авторской программой М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика».
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №30 города Тюмени на 2020-2021 учебный год на коррекционные занятия по предмету отведено 1 час в неделю, 34 часа в год.
2. Планируемые результаты к концу 1 класса
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
- начальные представления о математических способах познания мира;
- начальные представления о целостности окружающего мира;
- понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого;
- проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика;
- осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
- понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
- начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
- приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- основ внутренней позиции школьника с положительным отношением к школе, к учебной деятельности (проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
- учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;
- способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
- понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
- принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
- выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
- осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки;
- определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;
- выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: число, величина, геометрическая фигура;
- находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио и видео материалы использовать ИКТ.);
- выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
- находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
- устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;
- применять полученные знания в измененных условиях;
- объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
- выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;
- систематизировать собранную в результате расширенного поиска Информацию и представлять ее в предложенной форме.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
- воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
- уважительно вести диалог с товарищами;
- принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
- понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Обучающийся получит возможность научиться:
- применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- аргументировано выражать свое мнение;
- совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
- оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
Предметные результаты
Числа и величины
Обучающийся научится:
- считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счета;
- читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «», «
- объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, и что обозначает каждая цифра в их записи;
- выполнять действия нумерационного характера: 15 + 1, 18 – 1, 10 + 6, 12 – 10, 14 – 4;
- распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу; устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20) и продолжать ее;
- выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр)и соотношение между ними: 1 дм = 10 см
Обучающийся получит возможность научиться:
- вести счет десятками;
- обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие двадцати.
Арифметические действия
Обучающийся научится:
- понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства;
- выполнять сложение и вычитание, используя общий прием прибавления (вычитания) по частям; выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения;
- выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);
- объяснять прием сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;
- называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента;
- проверять и исправлять выполненные действия.
Работа с текстовыми задачами
Обучающийся научится:
- решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
- составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;
- отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужные изменения;
- устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать ее на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи;
- составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению.
Обучающийся получит возможность научиться:
- составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям решения;
- находить несколько способов решения одной и той же задачи и объяснять их;
- отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или ее условия и отмечать изменения в задаче при изменении ее решения;
- решать задачи в 2 действия;
- проверять и исправлять неверное решение задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
- понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;
- описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа (левее – правее), вверху, внизу (выше – ниже), перед, за, между и др.;
- находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырехугольника и т.д., круга);
-распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг).
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
-читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона: записывать результат сравнения, используя знаки (больше),
-представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых; -объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
-пользоваться изученной математической терминологией;
-записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них);
-находить числовые значения буквенных выражений вида а + 3, 8 - г, d : 2, а + d, с-d ,c•d, к : п при заданных числовых значениях входящих в них букв;
-выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях сводимых к действиям в пределах 100;
-выполнять вычисления с нулём;
-выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел)
-умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные числа), проверку вычислений;
-решать уравнения вида х±60 = 320, 125+х = 750, 2000-х= 1450, х-12 = 2400,х:420, 600:х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
-решать задачи в 1 — 3 действия;
-находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
-находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
-узнавать время по часам;
-выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
-применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами;
-строить заданный отрезок;
-строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся получит возможность научиться:
-выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр площадь и др.);
-выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними:
-определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки:
-формировать речевые математические умения и навыки, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий;
-выделять слова (словосочетания и т. д.),помогающие понять его смысл;
-ставить вопросы по ходу выполнения задания;
-выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения задачи, уравнения и др.;
-развивать организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы. определять последовательность предстоящих действий: -осуществлять контроль и оценку правильности действий, поиск путей преодоления
-сформировать умения читать и записывать числа, знание состава чисел, которые понадобятся при выполнении устных, а в дальнейшем и письменных вычислений:
-сформировать и отрабатывать навыки устных и письменных вычислений, табличные случаи умножения и деления, внетабличные вычисления в пределах 100, разнообразные примеры на применение правил о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и без них.
Календарно-тематическое планирование занятий в 1 классе
(1 раз в неделю, 33 часа)
№ | Дата план | Дата факт | Раздел, тема | Виды учебной деятельности |
Подготовка и изучению чисел. Пространственные и временные представления (2) |
1 | | | Счет предметов. Пространственные представления. | Называние чисел в порядке их следования при счёте. Отсчитывание из множества предметов заданного количества (8-10 отдельных предметов). Моделирование способов расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию, описание расположения объектов. |
2 | | | Столько же. Больше. Меньше. На сколько больше (меньше)? | Сравнение двух групп предметов. Рисование взаимно соответствующих по количеству групп предметов |
Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация. (7 ч.) |
3 | | | Числа 1,2,3. Состав чисел | Счет различных объектов (предметы, группы предметов, звуки, слова и т.п.) и устанавливание порядкового номера того или иного объекта при заданном порядке счёта. Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. |
4 | | | Знаки +, –, =. «Прибавить», «вычесть», «получится». | Оперирование математическими терминами: «прибавить», «вычесть», «получится». Образование следующего числа прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. |
5 | | | Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав чисел до 5 из двух слагаемых. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Образование следующего числа прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, складывать и вычитать в пределах 5 разными способами присчитывания и отсчитывания нескольких единиц на числовом отрезке. |
6 | | | Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок. Ломаная линия. Звено ломаной, вершины. | Различение и называние прямой линии, кривой, отрезка, луча, ломаной. Выделять ломаную линию среди других фигур, отличать замкнутые линии от незамкнутых, выполнять простейшие геометрические построения. |
7 | | | Знаки «больше», «меньше», «равно». Равенства и неравенства. | Сравнение двух чисел и запись результата сравнения с использованием знаков сравнения «», «Составление числовых равенств и неравенств. Сравнение двух групп предметов. |
8 | | | Числа от 6 до 10. Состав чисел. | Выполнять сложение и вычитание в пределах 10, называть и записывать числа первого десятка, соотносить число и цифру. |
9 | | | Сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах | Измерение отрезков и выражение их длины в сантиметрах. Построение отрезков заданной длины (в см). Сравнение отрезков различной длины. |
Числа от 1 до 10 . Сложение и вычитание. (14 ч.) |
10 | | | Слагаемые. Сумма. | Чтение примеров на сложение различными способами. Составление и решение примеров с 1 и 2. Использовать термины «слагаемое», «сумма» при чтении примеров. |
11 | | | Задача. Условие и вопрос, решение. | Моделирование действий сложения и вычитания с помощью предметов (разрезного материала). |
12 | | | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. | Моделирование с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решение задач, раскрывающих смысл действий сложения и вычитания. Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). |
13 | | | Закрепление умения решать текстовые задачи в 1 действие | Выделять в задаче условие, вопрос; самостоятельно анализировать задачу, находить ход ее решения. Правильно оформлять задачу в тетради. |
14 | | | Сложение и соответствующие случаи состава чисел. | Знание таблиц сложения и вычитания с числами 1, 2, 3. Решать примеры изученных видов с опорой на таблицу сложения. Читать примеры на сложение и вычитание различными способами. |
15 | | | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. | Знание состава чисел первого десятка. Решать задачи изученных видов, пользоваться изученными приемами сложения и вычитания. |
16 | | | + 4. Приемы вычислений. | Знание таблицы сложения и вычитания с числом 4. Решать примеры с «окошками». |
17 | | | Решение задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц, на разностное сравнение. | Решение задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц, на разностное сравнение. |
18 | | | Перестановка слагаемых. | Знать взаимосвязь между сложением и вычитанием, использовать это знание при решении примеров, применять на практике переместительное свойства сложения. |
19 | | | Перестановка слагаемых и ее применение для случаев вида: + 5, 6, 7, 8, 9. | Знать состав чисел первого десятка, применять правило перестановки слагаемых при сложении вида: + 5, 6, 7, 8, 9. |
20 | | | Состав чисел в пределах 10. Закрепление. | Сравнение разных способов сложения, выбор наиболее удобного. |
21 | | | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. | Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств. |
22 | | | Прием вычитания в случаях «вычесть из 10». | Выполнение вычислений вида 10 – □ с применением знания состава чисел 10 и знаний о связи суммы и слагаемых. |
23 | | | Килограмм. Сравнение предметов по массе. | Взвешивание предметов с точностью до килограмма. Сравнение предметов по массе. Упорядочивание предметов в порядке увеличения (уменьшения) массы. |
Числа от 1 до 20. Табличное сложение и вычитание. (3 ч.) |
24 | | | Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. | Сравнение чисел в пределах 20 с опорой на порядок их следования при счёте. Чтение и запись чисел второго десятка. |
25 | | | Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации. | Решать задачи и примеры изученных видов, представлять двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых. Знание нумерации чисел второго десятка. |
26 | | | Решение задач в два действия. | Составление плана решения задачи в два действия. Решение задач в два действия. Отработка знаний и умений, приобретенных на уроках. |
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание. (7 ч.) |
27 | | | Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | Знание состава чисел в пределах 10, переместительного свойства сложения. Решать примеры в два действия (вида 6 + 4 + 3); объяснять выбранный порядок действий. |
28 | | | Прием сложения вида + 6, +7 | Выполнение сложения чисел с переходом через десяток в пределах 20. Отработка знаний и умений, приобретенных на уроках. |
29 | | | Приемы сложения вида *+ 8, *+ 9. | Выполнять сложение с переходом через десяток для случаев + 8, + 9. Использовать числовой луч для решения примеров. |
30 | | | Общие приемы вычитания с переходом через десяток. | Моделирование приёмов выполнения действия вычитания с переходом через десяток. |
31 | | | Вычитание вида 11–*, 12-* | Моделировать приёмы выполнения действия вычитания с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. |
32 | | | Повторение пройденного по теме «Вычитание с переходом через десяток». | Решать примеры на сложение и вычитание, основываясь на знании нумерации чисел второго десятка. |
33 | | | Числовая последовательность. Сложение и вычитание с переходом через десяток. | Решать примеры на сложение и вычитание без перехода и с переходом через десяток. |