СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Знакомство с миром профессий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Знакомство с миром профессий"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18 п.Теплоозёрск»




Рассмотрено на

методическом совете

Протокол от г.



Согласовано»

заместитель директора по УВР

___________

( )

Дата: _____________ г.

«Утверждена»

приказом директора

МБОУ СОШ № 18 п. Теплоозёрск

от _____________ г.__________









Рабочая программа

внеурочной деятельности

по организации профориентационной работе

Кружок «Знакомство с миром профессий»


Возраст детей: 8 – 9 лет

Срок реализации: 1 год




Составитель программы:

Лемешева Галина Александровна

ФИО учителя

учитель начальных классов

должность

первая квалификационная категория

квалификационная категория


















2024 – 2025 учебный год

1. Поснительна записка

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения — метапредметная задача, требующая осмысленной и слаженной работы педагогов-психологов, классных руководителей, учителей-предметников, которая должна решаться в течение всего обучения в школе при поддержке семьи и общества.

Процесс профессионального самоопределения проходит несколько этапов. На начальную школу приходится пропедевтический этап, на котором происходит формирование начальных трудовых навыков и позитивного отношения к профессиональной деятельности.

Основные методы обучения младших школьников: словесные (рассказ, беседа, чтение и обсуждение литературных произведений), наглядные (демонстрация мультфильмов и познавательных видеороликов, рисунков, плакатов, схем, фотографий) и практические (выполнение упражнений, творческих заданий, решение кроссвордов; познавательные игры, экскурсии, встречи с интересными людьми, проектные работы, постановка спектакля). Для лучшего усвоения новой информации учащимися педагогу рекомендуется применять объяснительно-иллюстративный метод с использованием информационно-компьютерных технологий (ИКТ). Важна эмоциональная насыщенность занятий, которая достигается благодаря использованию обучающих и развивающих мультфильмов, музыкальных и литературных произведений, примеров из жизни. Занятия включают элементы психологической диагностики, направленной на определение интереса детей к раз личным видам деятельности.


Учебно-методический комплект для начальной школы «Знакомство с миром профессий» открывает серию пособий «Твой билет в будущее» издательства «Русское слово — учебник». В УМК входят рабочие тетради с развивающими, творческими и диагностическими заданиями для школьников, методические рекомендации для проведения занятий в 1–4 классах и программа.

Программа составлена на основе требований к результатам обучения, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Программа способствует сохранению единого образовательного пространства России, не ограничивая творческие инициативы учителей, предоставляя им выбор возможностей для реализации авторского подхода к решению задач профессионального самоопределения школьников. Программа построена с учётом индивидуальных способностей и интересов детей, а также специфики образовательных организаций, культурно-исторических и социально-экономических особенностей региона (города, села), требований рынка труда.

Цели и задачи изучения курса

Цель: психолого-педагогическое сопровождение профессио нального самоопределения младших школьников.

Задачи:
  • формирование осознанного отношения к труду у младших школьников, интереса к профессионально-трудовой деятельности;

  • знакомство с понятиями «труд», «профессия», «предметы труда», «средства труда», «результаты труда», «униформа» и др.;

  • развитие речи, памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления на материале, связанном с миром профессий;

  • воспитание личностных качеств, необходимых в любой профессиональной деятельности (трудолюбие, ответственность, аккуратность, дисциплинированность, доброжелательность, реалистичная самооценка);

  • воспитание уважительного отношения к труду;

  • создание условий для осознания учащимися своих способностей, интересов и возможностей в мире профессий;

  • формирование реалистичной самооценки у детей младшего школьного возраста;

  • развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников.

Задачи и содержание программы с каждым годом усложняются. В процессе обучения школьники получают системное представление о профессиях в контексте основных сфер трудовой деятельности человека (медицина, бытовое обслуживание, промышленность, наука, искусство, транспорт, строительство, сельское хозяйство и т.д.).

Занятия в 3 классе формируют системное понимание мира профессий, профессиональной деятельности, создают условия для осознания детьми своих склонностей, способностей, интересов и возможностей. Большое внимание уделяется профессионально важным качествам и созидательным жизненным ценностям. Важное значение в этот год обучения имеют игровые пробы, в ходе которых учащиеся применяют свои силы и способности в разных сферах деятельности, определяя свои возможности и их границы в среде самоопределения. В конце учебного года учащиеся участвуют в конкурсах творческих работ.


Описание места учебного курса

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.


2. Планируемые результаты:

Общими показателями эффективности обучения по программе курса «Знакомство с миром профессий» можно считать следующие личностные результаты:

  • осознание младшими школьниками значимости труда и важности любой профессии;

  • развитие учебной мотивации, ассоциативного и логического мышления на материале, связанном с миром профессий;

  • развитие целеустремлённости, инициативности, самостоятельности;

  • сформированность эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферы в соответствии с психолого-возрастными особенностями и интересами ребёнка к профессионально-трудовой деятельности;

  • воспитание личностных качеств, необходимых в любой профессиональной деятельности (трудолюбие, ответственность, аккуратность, дисциплинированность, доброжелательность, реалистичная самооценка).

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий и коммуникативных умений:

  • ставить реалистичные цели;

  • планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • владеть навыками самостоятельной работы и работы в группах;

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку своей деятельности;

  • анализировать возможные причины успеха и неуспеха в учебной деятельности;

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при работе с информацией;

  • объективно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • вести диалог, слушать и понимать собеседника.

Предметными результатами изучения курса «Знакомство с миром профессий» для младших школьников являются:

  • общие представления об отраслях профессиональной деятельности и профессиях;

  • освоение понятий «труд», «профессия», «предметы труда», «средства труда», «результаты труда», «условия труда» и т.д.;

  • способность выделять основные характеристики профессиональной деятельности и устанавливать взаимосвязь между их видами;

  • уважение к труду и различным видам профессиональной деятельности;

  • потребность в оказании взрослым посильной помощи;

  • осознание необходимости развития способностей, важных для получения избираемой профессии.



3. Содержание учебного предмета.( 34 ч.)


Раздел 1. Как люди выбирают профессию? (10 часов) Тема 1. Что мы знаем о себе? (4 часа)

Мир моих интересов и увлечений. Повторение изученного во 2 классе. Понятия «труд», «работа», «профессия». Беседа на тему: «Роль увлечений в жизни человека» («Как через увлечения человек может реализовать свои интересы, развивать возможности и помогать окружающим?»). Выполнение заданий в рабочих тетрадях «Ромашка увлечений», «Закончи предложения». Игровое упражнение «Мои увлечения».

Мои достижения и мои недостатки. Знакомство детей с содержанием профориентационного портфолио. Роль портфолио и творческих успехов ребёнка в выборе профессии. Игра

«Я умею, я могу». Роль самопознания в выборе профессии. Знакомство с понятиями «медицинские противопоказания», «способности», «склонности». Выполнение задания в рабочей тетради «Какой я?». Творческие задания «Мои достижения», «Я мечтаю быть…».

Презентация портфолио «Мои достижения».

Кем я хочу стать? Просмотр и обсуждение мультфильма «Кем я хочу стать, когда вырасту» (проект «Навигатум», кинокомпания «Парамульт»). Беседа на тему «Самые интересные и востре- бованные профессии». Профориентационная игра «Загадки-обманки». Тематическая игра «Конкурс знатоков профессий». Дискуссия на тему «Мой характер и выбор сферы деятельности». Выполнение задания в рабочей тетради «Мой герой». Игра «Я мечтаю быть...»


Тема 2. Профессиональные качества (5 часов)

Личностные качества и выбор профессии. Беседа на тему «Личностные качества и выбор профессии». Выполнение задания в рабочей тетради «Подходящие профессии» («Кем бы могли работать герои сказок?»). Упражнение на соотнесение профессий и личностных качеств.

Талант, способности, успех. Почему важно развивать свои способности? Упражнение на соотнесение способностей с профессиями. Беседа на тему «Как развивать свои способности?». Понятия «талант» и «способности». Притча о талантах. Что такое «остро вок гениальности»? Что значит «достичь успеха»? Беседа на тему «У каждого — свой собственный успех».

Знания и опыт. Зачем нужно учиться? Значимость труда в жизни человека и общества. Беседа на тему «Зачем нужно учиться?». Связь профессии и образования. Дискуссия на тему

«Связь школьных предметов с современными профессиями». Навыки и выбор профессии. Формирование системного представления о мире профессий. Выполнение задания в рабочей тетради «Где пригодится?» (на соотнесение учебных предметов с профессиями).

Что такое человеческие ценности? Понятия «человеческие ценности», «материальные ценности», «духовные ценности», «нравственные качества». Что может ценить человек? Дискуссия на тему «Ценности разных эпох». Что делает человека человеком?

Объяснение ценности нравственных качеств (доброта, умение помогать людям, честность, ответственность и др.). Выполнение задания в рабочей тетради «Прочитай пословицы». Беседа на тему «Как книги помогают нам быть хорошими людьми?». Выполнение задания в рабочей тетради «Ценности героев». Влияние ценностей человека на выбор профессии.

Здоровый образ жизни как профессиональная ценность. Полезные привычки и здоровый образ жизни. Понятие «ответственность перед собой». Беседа на тему «Какие профессии помогают нам вести здоровый образ жизни?». Чтение и обсуждение отрывка из повести-сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Составление списка полезных привычек в рабочей тетради. Про смотр мультфильмов про зарядку и личную гигиену («Смешарики. Азбука здоровья», студия «Петербург»). Беседа на тему «Здоровый образ жизни как профессиональная ценность».

Тема 3. Правила и ошибки выбора профессии (1 час)

Правила и ошибки выбора профессии. Просмотр мультфильма «Все профессии нужны…» (проект «Навигатум», кинокомпания «Парамульт»). Беседа по теме «Для чего нужна профессия?». Обсуждение основных принципов выбора профессии. Между «хочу», «могу» и «буду полезен»: условия правильного выбора профессии. Понятия «цель», «средства», «целеполагание», «целеустремлённость». Беседа на тему «Ошибки при выборе профессии». Выполнение задания в рабочей тетради «Хочу, могу и буду полезен». Игровое упражнение «Верно — не верно».

Раздел 2. Играя, выбираем (16 часов) Тема 4. Профессии в сфере образования (6 часов)

Кто работает в школе? Школьные профессии и их функции. Упражнение «Цепочка вопросов». Тематическая игра «Чьи это вещи?» (средства труда тех, кто работает в школе). Выполнение заданий в рабочей тетради «Кто работает в школе?», «Один день из жизни…» (условия труда одной из школьных профессий).

Профессионально важные качества педагога. Просмотр мультфильма «Профессия педагог» (проект «Навигатум», кинокомпания «Парамульт»). Выполнение задания в рабочих тетрадях «Важные качества педагога». Требования к личностным и профессиональным качествам педагога. Игровая проба «Учитель».

Экскурсия в учебные кабинеты средней школы.

Кто работает в кружках и секциях? Условия труда, личностные и профессиональные качества педагогов дополнительного образования. Просмотр мультфильма «Профессия тренер» киноком- пании «Парамульт» (проект «Навигатум»). Выполнение задания в рабочей тетради «Профессия тренер» (синквейн). Игровая проба «Тренер».

Профессия воспитатель. Основные требования к профессии воспитатель. Выполнения заданий в рабочей тетради «Что необходимо воспитателю для работы?», «Профессиональные качества воспитателя». Игровая проба «Воспитатель».

Встреча с профессионалом (психологом, логопедом или воспитателем группы продлённого дня).

Тема 5. Профессии в сфере культуры и искусства (8 часов)

Библиотекарь — хранитель книг. Профессии в сфере культуры и искусства. История профессии библиотекарь. Профессионально важные качества и средства труда работников библиотеки. Понятия «абонемент», «формуляр», «читатель», «читальный зал», «книжные полки». Выполнение задания в рабочей тетради «Библиотекарь» (заполнение формуляра читателя).

Экскурсия в библиотеку. Знакомство школьников с залами библиотеки, с особенностями и условиями труда библиотекаря, правилами поведения в библиотеке, правилами обращения с книгами. Игровое упражнение «Найди книгу читателю».

Кто работает в музее? Знакомство с музейными профессиями (хранитель, реставратор, музейный художник, экскурсовод, научный сотрудник, смотритель, музейный педагог и др.), их функциями, условиями и средствами труда. Профессиональные качества экскурсовода. Дискуссия на тему «Музейные секреты». Выполнение задания в рабочей тетради «Профессия экскурсовод». Игровая проба «Экскурсовод».

Экскурсия в музей. Знакомство с профессионально важными качествами, условиями и средствами труда реставратора, музейного художника, экскурсовода, смотрителя и научного сотрудника в музее.

Профессия дизайнер. Понятия «творчество», «творческие профессии», «декоративно-прикладное искусство». Профессионально важные качества и условия труда дизайнера. Обучающий мульт- фильм для детей «Дизайнер интерьера» (Детский телеканал «0!»). Выполнение задания в рабочих тетрадях «Дизайн моей комнаты». Ролевая игра «Творческая мастерская».

Профессия флорист. Профессионально важные качества и условия труда флориста. Выполнение задания в рабочих тетрадях «Составь букет». Знакомство с правилами составления букетов из сухоцветов и живых цветов. Составление букетов из сухоцветов и еловых веток. Конкурс творческих работ «Зимний букет».

Профессия фотограф. История профессии фотограф. Условия труда и профессионально важные качества фотографа. Понятия «фотобутафория», «реквизит». Познавательный мультфильм для детей «Фиксики. Фотоаппарат» (ЗАО «Аэроплан», 2013). Игровая проба «Фотограф» (позирование и фотографирование, фотоколлаж). Выполнение задания в рабочей тетради «Дорисуй фигуры».

Экскурсия в фотоателье или фотостудию.

Тема 6. Профессии в сфере торговли (2 часа)

Кто работает в магазине? Знакомство с профессиями сферы торговли: продавец, кассир, товаровед, маркетолог, логист, менеджер по продажам. Условия, средства, предметы труда этих профессий, их функции. Игра «Волшебный магазин». Выполнение зада- ния в рабочих тетрадях «Менеджер по продажам».

Профессиональные качества продавца. Просмотр мультфильма

«Продавец» кинокомпании «Парамульт» (проект «Навигатум»). Выполнение задания в рабочих тетрадях «Важные качества продавца». Риски профессии продавец. Ролевая игра «Продавец». Вы- полнение задания в рабочих тетрадях «Распредели товары по группам». Игра «Книга жалоб» (решение проблемных ситуаций).

Раздел 3. Индивидуальные творческие проекты (8 часов) Тема 7. Профессии моей семьи (4 часа)

Подготовка проекта «Дерево профессий моей семьи» (вместе с родителями).

Презентация проектов «Дерево профессий моей семьи».

Тема 8. Праздник профессий (4 часа)

Подготовка праздника профессий. Создание творческих работ на темы «Моё любимое занятие» (рисунки и рассказы), «Путешествие в профессию» (фотографии, сделанные во время экскур- сий), «Профессионалы в моей семье» (фотографии близких родственников в процессе их профессиональной деятельности), «Са мая интересная профессия» (рисунки и рассказы).

Праздник профессий. Выставка рисунков и чтение рассказов на тему «Моё любимое занятие». Фотовыставка/фотоконкурс «Путешествие в профессию» (выставка/конкурс фотографий, сделанных во время экскурсий). Фотовыставка/фотоконкурс «Профессионалы в моей семье». Выставка рисунков и чтение рассказов на тему «Самая интересная профессия».





4. Календарно-тематическое планирование ( 34 часа)


занятия

Название разделов и тем

Кол-во часов


Раздел 1. Как люди выбирают профессию? (10 часов)



Тема 1. Что мы знаем о себе?

4

1

1.1. Мир моих интересов и увлечений


2

1.2. Мои достижения и мои недостатки


3

1.3. Презентация портфолио «Мои достиже- ния»


4

1.4. Кем я хочу стать?



Тема 2. Профессиональные качества

5

5

2.1. Личностные качества и выбор профессии


6

2.2. Талант, способности, успех


7

2.3. Знания и опыт. Зачем нужно учиться?


8

2.4. Что такое человеческие ценности?


9

2.5. Здоровый образ жизни как профессиональ- ная ценность


10

Тема 3. Правила и ошибки выбора профессии

1


Раздел 2. Играя, выбираем (16 часов)



Тема 4. Профессии в сфере образования

6

11

4.1. Кто работает в школе?


12

4.2. Профессионально важные качества педа- гога


13

4.3. Экскурсия в учебные кабинеты средней школы


14

4.4. Кто работает в кружках и секциях?


15

4.5. Профессия воспитатель


16

4.6. Встреча с профессионалом (психологом, логопедом, воспитателем группы продлённого дня)




Тема 5. Профессии в сфере культуры и искусства

8

17

5.1. Библиотекарь — хранитель книг


18

5.2. Экскурсия в библиотеку


19

5.3. Кто работает в музее?


20

5.4. Экскурсия в музей


21

5.5. Профессия дизайнер


22

5.6. Профессия флорист


23

5.7. Профессия фотограф


24

5.8. Экскурсия в фотоателье или фотостудию



Тема 6. Профессии в сфере торговли

2

25

6.1. Кто работает в магазине?


26

6.2. Профессиональные качества продавца



Раздел 3. Индивидуальные творческие проекты (8 часов)



Тема 7. Профессии моей семьи

4

27–28

Подготовка проекта «Дерево профессий моей семьи», выполненного вместе с родителями


29–30

Презентация проектов «Дерево профессий моей семьи»



Тема 8. Праздник профессий

4

31–32

Подготовка праздника профессий. Создание творческих работ на темы «Моё любимое заня- тие», «Путешествие в профессию», «Профес- сионалы в моей семье», «Самая интересная профессия»


33

Выставка рисунков и чтение рассказов по теме

«Моё любимое занятие»


34

Фотовыставка/фотоконкурс «Путешествие в про- фессию» (выставка/конкурс фотографий, сде- ланных во время экскурсий). Фотовыставка/ фотоконкурс «Профессионалы в моей семье». Выставка рисунков и чтение рассказов на темы

«Самая интересная профессия»








5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Учебно-методическое и информационное обеспечение

К необходимым составляющим учебно-методического и информационного обеспечения курса «Знакомство с миром профессий» для младших школьников относятся программа, методические рекомендации для организации занятий, рабочие тетради для учащихся, а также дополнительная литература и интернет-ресурсы, перечисленные ниже.


Дополнительная литература
  1. Андерсен Х.К. «Девочка, которая наступила на хлеб»

  2. Волков А.М. «Волшебник Изумрудного города»

  3. Гольденберг А.В., Макрица А.Н. «Приключения Кости Цзю и его друзей»

  4. Граубин Г.Р. «Прадеды»

  5. Катаев В.П. «Цветик-семицветик»

  6. Ларри Ян. «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

  7. Маршак С.Я. «Рассказ о неизвестном герое»

  8. Маяковский В.В. «Кем быть?»

  9. Михалков С.В. «Дядя Стёпа»

  10. Михалков С.В. «Три поросёнка»

  11. Носов Н.Н. «Незнайка в Солнечном городе»

  12. Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей»

  13. Пантелеев Л. «Честное слово»

  14. Пермяк Е.А. «Как самовар запрягли»

  15. Пермяк Е.А. «Самоходные лапотки»

  16. Родари Дж. «Чем пахнут ремёсла?», «Какого цвета ремёсла?»

  17. Скарри Р. «Город добрых дел»

  18. Смирнов А., Новак В., Кравченко А. «Приключения Бабахина и его друзей»

  19. Толстой А.Н. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

  20. Ушинский К.Д. «Дети в роще»


Интернет-ресурсы
  1. Атлас новых профессий. Навигатор по рынку труда будущего: https://new.atlas100.ru/

  2. «Галилео» — телевизионная познавательная программа об устройстве мира: https://www.youtube.com/c/GalileoRU/videos

  3. Каталог мультфильмов: https://mults.info/mults/

  4. Мини-игры по самоопределению: www.iz-i.ru

  5. Образовательный и научно-исследовательский проект «Навигатум»: https://navigatum.ru/

  6. Рынок труда в России онлайн: RuTrud.com

  7. Сайт о подвигах и героях нашего времени: http://ruheroes.ru/

  8. «Смешарики»: анимационные сериалы образовательной и культурно-просветительской направленности: https://www.smeshariki.ru

  9. «Фиксики» — российский компьютерный мультипликационный сериал об устройстве различных приборов и техники

Материально-технические условия реализации программы Компьютерное и мультимедийное оборудование:
  • компьютер с возможностью выхода в Интернет;

  • мультимедийный проектор;

  • проекционный экран.


Программное обеспечение:
  • текстовый редактор (Microsoft Word или подобный);

  • редактор презентаций (Microsoft PowerPoint или подобный);

  • интернет-браузер;

  • видеоредактор (Windows Live или подобный).





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!