ПРОГРАММА
«Новое поколение»
(социальное направление
внеурочной деятельности)
для 5 классов
на 2016-2017 учебный год
Содержание
Паспорт программы
Пояснительная записка
Личностные и метапредметные результаты к концу 5 класса
Календарно-тематический план
Учебно-методическое обеспечение программы
Диагностика учащихся
Лист внесения изменений и дополнений
Паспорт программы
Тип программы: программа внеурочной деятельности
Статус программы: рабочая программа для 5 А класса
Назначение программы:
для обучающихся образовательная программа обеспечивает развитие личностно-патриотических качеств;
для педагогических работников МБОУ СОШ №28 программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
для администрации МБОУ СОШ №28 программа является основанием для определения качества реализации основного общего образования.
Категория обучающихся: учащиеся 5А класса МБОУ СОШ №28
Сроки освоения программы: 1 год
Объем учебного времени: 35 часов
Режим занятий: 1 час в неделю
Формы контроля: выставки рисунков, творческих работ, проектов.
Пояснительная записка
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Подготовить ребёнка к жизни – это конечная цель системы. Принципиально важно – что и как формировать у него для её достижения.
Любой ребёнок, в каком бы возрасте он ни был, требует к себе самого пристального внимания. Он не просто член коллектива, он прежде всего личность. Обращение к личности ребёнка, к его жизненным силам и потенциальным возможностям, к его самовоспитанию является одним из средств решения вопросов воспитания.
Цель:
развитие эмоционально-ценностного отношения к жизни, необходимого для становления здорового человека с активной гражданской позицией.
Задачи:
развитие эмоционально-ценностного отношения к жизни, общечеловеческих и национальных духовных ценностей;
формировать активную жизненную позицию личности, приобретение опыта гражданских действий, демократического поведения и общения;
развивать умения и навыки конструктивно-критического мышления, инициативы, самостоятельности, навыков коллективной деятельности;
воспитывать уважение к народным традициям и культуре, уважительного и толерантного отношения культуре и традициям других народов;
научить детей действовать в соответствии со своими правами, не ущемляя при этом права других людей;
сформировать у учащихся понимание принципов и ценностей демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе, научить правовым способам влияния граждан на жизнь и политику своей школы, города и государства в целом.
Программа рассчитана для реализации в 5 – 9 классах и включает в себя следующие направления:
Гражданско-патриотическое воспитание
Нравственное и духовное воспитание
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Интеллектуальное воспитание
Здоровьесберегающее воспитание
Социокультурное и медиакультурное воспитание
Правовое воспитание и культура безопасности
Формирование коммуникативной культуры
Экологическое воспитание
Культуротворческое и эстетическое воспитание
Программа воспитательной работы «Новое поколение» выстраивается в соответствии со школьной программой развития и поэтому и ставит своей целью, прежде всего, личностный рост ученика. Личностный рост ученика возможен при условии становления системы личностных образовательных смыслов каждым воспитанником. Это позволяет выйти на компетентностный подход в обучении и воспитании, так как компетентности:
отражают и развивают личностные смыслы ученика в направлении объектов изучаемых им областей реальности;
представляют собой интегральные характеристики личности учащихся;
характеризуют деятельностный компонент образования ученика, степень его практической подготовленности;
дают минимальный опыт предметной деятельности;
многофункциональны, поскольку позволяет ученику решать проблемы из разных сфер жизни;
формируются средствами содержания образования;
позволяют построить четкие измерители по проверке успешности их освоения учениками;
обеспечивают личностный рост учащихся в отношении к общечеловеческим ценностям
Принципы воспитательной работы:
Принцип самоактуализации: в каждом ребенке заложена потребность в самоактуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей, важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
Принцип неделимости процессов воспитания и обучения.
Принцип индивидуальности: создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и учителя, необходимость не только учитывать индивидуальные особенности ребенка и взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
Принцип субъектности: следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта; межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в школьном сообществе.
Принцип выбора: педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
Принцип творчества и успеха: индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы; достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».
Принцип доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации.
Основные формы воспитательной работы:
Социальные проекты.
Коллективные творческие дела.
Групповые дискуссии.
Тренинги общения.
Групповая проблемная работа.
Интеллектуальные игры.
Традиционные мероприятия: конкурсы, беседы, викторины, праздники, устные журналы, экскурсии, соревнования, трудовые десанты, выставки.
Личностные и метапредметные результаты к концу 5 класса
Целью данной программы является направленность на достижение воспитательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:
Личностные результаты:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование познавательной и информационной культуры;
формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы.
умение извлекать информацию из различных источников.
умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Воспитание – длительный процесс, состоящий их огромного количества составляющих, поэтому явный результат можно получить только по окончании обучения. Явным результатом является формирование полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.
Конечную цель своей работы я вижу в становлении личности, обладающей следующими качествами:
умею взаимодействовать с другими людьми
способен к обучению
умею управлять своими эмоциями
веду здоровый образ жизни
обладаю гражданской позицией.
чувствую сопричастность в судьбе страны.
испытываю гордость за свою страну
умею самостоятельно строить свою жизнь
Календарно-тематический план программы «Новое поколение»
№ п/п | Направление воспитательной работы | Мероприятие | Форма проведения | Дата |
1 | Гражданско-патриотическое воспитание | Символы государства | Устный журнал | 07.09 |
2 | Формирование коммуникативной культуры | Я – частица класса | Дискуссия | 14.09 |
3 | Экологическое воспитание | Загадки осени | Экскурсия в ДЭБЦ | 21.09 |
4 | Правовое воспитание и культура безопасности | Улицы и движение в нашем городе | Беседа по плану занятий ПДД | 28.09 |
5 | Нравственное и духовное воспитание | Ежели вы вежливы… | Викторина | 05.10 |
6 | Нравственное и духовное воспитание | О красоте души и сердца | Социальный проект. Поздравление ветерана | 19.10 |
7 | Нравственное и духовное воспитание | Люди пожилые, сердцем молодые | Коллективное творческое дело | 26.10 |
8 | Экологическое воспитание | В защиту Матери-Земли | Устный журнал | 02.11 |
9 | Правовое воспитание и культура безопасности | Дорожные знаки и дополнительные средства информации | Беседа по плану занятий ПДД | 09.11 |
10 | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству. Здоровьесберегающее воспитание | Мои первые успехи в 5 классе | Творческая выставка Беседа о правилах ТБ | |
11 | Нравственное и духовное воспитание | О матери можно говорить бесконечно | Коллективное творческое дело | |
12 | Правовое воспитание и культура безопасности | Правила пользования транспортом | Беседа по плану занятий ПДД | |
13 | Здоровьесберегающее воспитание | Здоровье – бесценное богатство | Устный журнал, викторина | |
14 | Правовое воспитание и культура безопасности | Основные понятия и термины ПДД | Беседа по плану занятий ПДД | |
15 | Гражданско-патриотическое воспитание | Конституция – основной закон гражданина | Коллективное творческое дело | |
16 | Культуротворческое и эстетическое воспитание | Новый год ворот! | Праздник | |
17 | Интеллектуальное воспитание Экологическое воспитание | Знай и люби свой край | Экскурсия в краеведческий музей | |
18 | Здоровьесберегающее воспитание | Влияние компьютера на наше здоровье | Устный журнал, викторина | |
19 | Формирование коммуникативной культуры | Дружба начинается с улыбки | Тренинг общения | |
20 | Правовое воспитание и культура безопасности | Элементы улиц и дорог | Беседа по плану занятий ПДД | |
21 | Здоровьесберегающее воспитание | Как уберечься от гриппа? | Беседа с участием школьного медика | |
22 | Гражданско-патриотическое воспитание Формирование коммуникативной культуры | Аты-баты! Стань солдатом! | Праздник | |
23 | Правовое воспитание и культура безопасности | От «бытовой» привычки – к трагедии на дороге | Беседа по плану занятий ПДД | |
24 | Культуротворческое и эстетическое воспитание Формирование коммуникативной культуры | Русские традиции | Коллективное творческое дело | |
25 | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству Правовое воспитание и культура безопасности | Операция «Уют» «На железной дороге» | Трудовой десант Беседа по плану занятий ПДД | |
26 | Формирование коммуникативной культуры Экологическое воспитание | Мир вокруг нас | Краеведческая поездка | |
27 | Социокультурное и медиокультурное | В школе ты гость и хозяин | Устный журнал, викторина | |
28 | Здоровьесберегающее воспитание | Формула здоровья | Викторина | |
29 | Формирование коммуникативной культуры | Мы живем среди людей | Дискуссия, тренинг общения | |
30 | Правовое воспитание и культура безопасности Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП (при кровотечениях и ожогах) В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души | Беседа по плану занятий ПДД Трудовой десант | |
31 | Гражданско-патриотическое воспитание | Военно-историческая викторина | Военно-историческая викторина | |
32 | Нравственное и духовное воспитание | Без друзей меня чуть-чуть… | Дискуссия, тренинг общения | |
33 | Интеллектуальное воспитание Формирование коммуникативной культуры | Времена года | Интеллектуальная игра | |
34 | Правовое воспитание и культура безопасности | Езда на велосипеде | Беседа по плану занятий ПДД | |
35 | Формирование коммуникативной культуры | Вот и стали мы на год взрослей! | Праздник | |
Учебно-методическое обеспечение программы
“О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы”. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р
Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов н/Д, 1995.
Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания /Педагогика. 1995. № 4
Блинов В.И., Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности / Школьное образование. М.2007.
Вагина Л.А., Дорошенко Е.Ю. Педагогические советы / В помощь администрации школы. Волгоград. Издательство «Учитель». 2006. № 2
Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2009
Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! М., 2000.
Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru
http://nsportal.ru
http://ped-kopilka.ru
http://www.uchportal.ru
http://standart.edu.ru
Диагностика учащихся
Для того чтобы воспитание было успешным, классному руководителю необходимо его строить на основе объективных сведений о школьниках и детском коллективе. Говоря словами К.Д. Ушинского, чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях. Неоценимую помощь в этом учителю оказывает психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и коллектива.
Используя диагностические методики, классному руководителю следует иметь в виду:
1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
2. Проводя психолого-педагогическую диагностику личности учащегося и коллектива, учитель руководствуется принципом «не навреди». Результаты исследования не могут обсуждаться с людьми, не имеющими отношения к делам учащихся и класса.
3. Результаты психолого-педагогической диагностики являются основанием для корректирования и планирования воспитательной деятельности классного руководителя.
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой
1.Тебе нравится в школе?
не очень
нравится
не нравится
2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
чаще хочется остаться дома
бывает по-разному
иду с радостью
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
не знаю
остался бы дома
пошел бы в школу
4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
не нравится
бывает по-разному
нравится
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
хотел бы
не хотел бы
не знаю
6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
не знаю
не хотел бы
хотел бы
7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?
часто
редко
не рассказываю
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
точно не знаю
хотел бы
не хотел бы
9.У тебя в классе много друзей?
мало
много
нет друзей
10.Тебе нравятся твои одноклассники?
не очень
не нравятся
нравятся
Ключ
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
№ вопроса | оценка за 1-й ответ | оценка за 2-й ответ | оценка за 3-й ответ |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 0 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Диагностика нравственных приоритетов личности учащегося.
1. Методика неоконченных предложений.
Зависть – это…
Зло – это…
Добро – это…
Ненависть – это …
Дружба – это
Совесть – это…
Честность – это…
Хитрость – это…
Порядочность – это…
Честь – это…
Надежность – это…
Если учащиеся не могут объяснить понятия, организуйте работу по их изучению.
2. Ранжирование понятий.
Проранжируйте понятия по степени личной значимости:
семья, друзья, здоровье, отечество, обучение, успех, карьера, деньги, благосостояние, слава, известность, способности, трудолюбие, учеба.
Лист внесения изменений и дополнений
№ | Тема | Причина отмены | Дата проведения |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |