Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12 г. Урай
ПРОГРАММА
Приёмы развития скорочтения
на уроках литературы
в 5-9 классах
Автор: Никитина О.Ю.,
учитель начальных классов,
заместитель директора по УВР
Урай, 2019 г.
«Кто владеет информацией – тот владеет миром»
Натан Майер Ротшильд
(немецкий бизнесмен)
Цель: Обучить педагогов основным приёмам скорочтения.
Задачи: 1) познакомить с методическими приёмами работы над скорочтением и пониманием текста для обучающихся 5-9 классов, с примерами мониторингов скорочтения и понимания прочитанного;
2) научить самостоятельно разрабатывать дидактический материал /тренажёры для работы над скорочтением;
3) обучить педагогов приёмам самостоятельной работы по развитию собственной скорости и понимания прочитанного.
Проблемы, решаемые программой:
Во-первых, каждому понятно, что мы живём в век информационного цунами, когда количество информации удваивается каждые два года. И очень важно уметь грамотно с ней работать, «процеживать», «пропускать» огромные её объёмы через себя, вычленять ненужное и отбрасывать «мусор». Исследования показали, что в среднем «избыточность текста» составляет 75%! Поэтому чем раньше человек овладеет навыком «фильтрации» – тем лучше.
Во-вторых, жизнь школьника по своей насыщенности и нагрузке не намного отличается от жизни взрослого человека. У ребёнка ежедневно в расписании большое количество уроков, не считая кружков и секций. В таких условиях навык быстрого, рационального чтения с пониманием и последующим запоминанием текстов существенно сэкономит время.
В-третьих, педагог, который не развивается сам, рискует тормозить в развитии своих учеников. Поэтому быстрая осознанная работа с информацией позволит педагогу шагать в ногу со временем и быть в курсе современных обновлений.
И в-четвёртых, по результатам онлайн-опроса Международного института маркетинговых исследований GfK в 2017 году Россия уверенно вошла в тройку лидеров по количеству времени, затраченного на чтение.
Казалось, можно было бы уже и гордиться, но… больше всего читают люди от 50 и старше. А молодёжь сидит в интернете и смотрит «вайны» или «скетчи».
Ещё 1 интересный момент: опрос GfK показал также, что богатые читают на 9% чаще (35%), чем бедные (24%).
Хочет ли любой ребёнок быть успешным? Вопрос реторичен. Следовательно, рациональное чтение – это то, над чем нужно работать с учащимися среднего звена.
Содержание программы:
№ занятия | Дата Тема | Основная цель | Тип занятия, виды и формы работы | Кол-во часов | Задания, рекомендуемые участникам |
1 | 30.10.2019 г. Приёмы развития скорочтения обучающихся при чтении вслух. | Цель: Обучение приёмам скорочтения. Задачи: 1.Познакомить с основными этапами работы над скорочтением. 2. Научить самостоятельно создавать дидактический материал/тренажёры для работы над скорочтением. 3. Познакомить с инструментами мониторинга скорости и осознанности чтения. | Мастер-класс | 1 ч. | Создать 2 тренажёра для конкретного урока: 1-для развития поля зрения, 2-для отработки скорочтения. Мониторинг параметров чтения учащихся (участникам будет предоставлена цифровая информация с приёмами, рекомендуемыми к использованию в практической деятельности) |
2 | 11.12.2019 г. Внимание, регрессия и интегральный алгоритм чтения. | Цель: Тренировка внимания, скорости и осознанности чтения педагогов. Стартовый мониторинг. Задачи: 1.Тренировать в выполнении упражнений, воздействующих на развитие, организацию и управление вниманием. 2. Проанализировать количественные и качественные показатели чтения, а также обучить первому упражнению техники быстрого чтения. 3. Ввести эффективную программу чтения в сознание и подсознание с целью быстрого извлечения значимой информации. | Тренинг №1 | 1,5 ч. | Выполнение тренировочных упражнений (участникам будет предоставлен печатный и электронный материал для самостоятельной отработки навыков скорочтения) |
3 | 05.02.2020 г. Дифференциаль-ный алгоритм чтения, артикуляция, чтение по диагонали и резервы памяти. Рефлексия. | Цель: Совершенствование процессов восприятия текста. Промежуточный мониторинг. Задачи: 1.Создание программы умственных действий, обеспечивающей иное качественное понимание текста. 2. Сокращение артикуляции и формирование нового нейродинамического кода восприятия и обработки информации путем использования метода аритмического постукивания. 3. Расширение поля зрения. | Тренинг №2 | 1.5 ч. | Выполнение тренировочных упражнений (участникам будет предоставлен печатный и электронный материал для самостоятельной отработки навыков скорочтения) |
4 | 23.04.2020 г. Чтение и память. Рефлексия. | Цель: завершить знакомство с основными приёмами скорочтения и запоминания текста, подвести итог. Итоговый мониторинг. Задачи: 1.Формирование навыков чтения текста вертикальным движением глаз. 2. Научить эффективно использовать параметры памяти. 3. Проанализировать результаты мониторингов чтения обучающихся, а также личные достижения педагогов в процессе реализации программы. | Круглый стол | 1 ч. | Анализ мониторинга техники чтения на родительском собрании. Индивидуальные консультации родителям. |
Список литературы и интернет-источников:
Ахмадуллин Ш.Т. Скорочтение для детей. Как научить ребёнка правильно читать и понимать прочитанное: учебное издание. – Чебоксары: «БИЛИНГВА», 2015. - 159 с.
Иванов С.Г. Методическое пособие по обучению скорочтению детей 8-12 лет. – Санкт-Петербург: Изд.РГПУ им. Герцена, 2017.
Иванов С.Г. Методическое пособие по обучению скорочтению взрослых. – Санкт-Петербург: Изд. РГПУ им. Герцена, 2017.
Шутова М.В. Методологические аспекты реализации курса «Скорочтение и развитие памяти» - Санкт-Петербург:«IQlike», 2017.
https://www.b17.ru/courses/speedreading30days/?coupon=for-brain (автор курса – Антон Овчинников)