Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МКОУ «Торбеевская основная школа имени А.И.Данилова», составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Она дополняет и конкретизирует деятельность учителя математики по социализации обучающихся. Программа рассчитана на обучающихся 5 – 9 классов и действует в течение всего периода обучения детей в основной школе.
Социализация – непрерывный и творческий процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в школьные годы, когда закладываются все человеческие ценности, усваиваются основные социальные нормы, формируется основа социального поведения. Этот процесс в себя включает целенаправленное воздействие на личность в ходе обучения и воспитания и стихийное влияние на ее формирование различных условий и обстоятельств жизни.
Социальная компетентность – это особый навык, умение находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением, умение добиваться максимума осуществления собственных желаний, не ущемляя при этом права других на осуществление их собственных желаний.
Необходимость развития социальной компетентности вызвана тем, что, к сожалению, у современных школьников всё ещё распространено элементарное неумение общаться, слушать другого человека, выражать свои чувства, адекватно реагировать на высказывания и действия других людей, и как следствие, совместно принимать решения, регулировать конфликты, прибегая к компромиссам. Поэтому образовательные учреждения в условиях ФГОС сориентированы на создание условий для развития личности, способной к социально – прогрессивной самореализации
в обществе, выражающейся в стремлении человека реализовать себя как части социума, на основе социальной компетентности.
Показателями социальной компетентности школьников являются:
сотрудничество, работа в команде;
коммуникативные навыки;
способность принимать собственные решения;
способность делать осознанный выбор;
стремление к осознанию собственных потребностей и целей;
социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей;
владение приёмами разрешения конфликтов;
развитие личностных качеств: саморегулирование, идентификация: способность поставить себя на место другого и разрешать конфликты в соответствии с ситуацией, поддерживать баланс «близость и дистанция», осознавать собственные возможности и границы.
Цель программы: средствами математики и математического образования способствовать воспитанию и социализации обучающихся
Задачи:
создание условий для оптимального развития, самореализация учащихся в соответствии со способностями через сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
обучение деятельности — умению ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда;
формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творчески способностей, познавательных мотивов деятельности;
формирование у обучающихся навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;
обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.
развитие личности учащегося через включение его в различные виды деятельности, развитие математической культуры.
Планируемые результаты
Личностные:
российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, ответственность и долг перед Родиной;
ответственное отношение к учению; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению и взглядам;
социальные нормы и правила поведения,
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношения к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной деятельности;
ценностное отношение к здоровью и безопасному образу жизни, к семье;
экологическая культура и эстетическое сознание.
Регулятивные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия;
контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными задачами и технологиями;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных задач;
формирование умения коллективного взаимодействия.
Познавательные:
умение актуализировать математические знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач;
умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами и технологиями.
Предметные результаты:
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, умениями вести измерения, пересчет, прикидку и оценку.
Основные условия социализации личности обучающегося
Учителю необходимо:
учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и развивать его творческий потенциал (нет бесталанных людей, есть люди, в которых не увидели их способности и вовремя не развили), в этой связи организовать дифференцированное обучение (разноуровневое, в малых группах, методом проектов); учитывать условия внешней среды (семья, окружение, друзья, родственники);
формировать общеучебные умения и навыки в сотрудничестве с другими учителями; научить работать с учебником, справочной и дополнительной литературой;
научить работать с инструкциями и памятками;
формировать вычислительную и алгоритмическую культуру (составление карточек-инструкций);
формировать навыки работы с измерительными и чертежными инструментами;
обучить оформлению тетрадей; выполнению единых требований к обучающимся;
развивать устную и письменную речь.
формировать коммуникативные умения, которые в настоящее время помогают успешному учению по всем предметам, комфортному проживанию в различных ситуациях с разными людьми.
выбирать современные педагогические технологии и способы организации учебно-воспитательного процесса;
создавать разнообразные условия для расширения социума для предметного общения. А именно:
использование компьютерных технологий в обучении - для расширения круга общения с ровесниками и педагогами через сеть Интернет;
организация проведения презентаций результатов собственных исследований, презентаций творческих и самостоятельных работ (групповых или индивидуальных);
сотрудничество с библиотекой;
размещение в Интернете своих творческих работ по программному материалу;
участие в районных, областных, всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах.
Основные направления и содержание работы
Мотивирование учащихся не только на обучение, но и на всестороннее саморазвитие и самосовершенствование. Одним из мотивов выступает практическая значимость и польза предлагаемых знаний для самих школьников.
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования. Без математики невозможно выработать адекватное представление о мире. Математически образованному человеку легче войти в любую новую проблематику. Математика позволяет успешно решать практические задачи: оптимизировать свой бюджет и правильно распределять время, критически ориентироваться в реальных ситуациях, проводить математические расчёты для практических задач и т.д.
Формирование навыков и приёмов работы обобщенного характера, которые возможно применять как на уроке, так и в жизни за пределами школы (операции логического мышления, навыки осознанного чтения, способы и приёмы исследовательской деятельности, рациональные способы решения задач, приёмы самоорганизации в учебной деятельности)
Формирование социальной компетентности школьников.
Формирование навыков сотрудничества, работы в команде;
Формирование коммуникативных навыков;
Развитие способности принимать собственные решения, способности делать осознанный выбор;
Формирование стремления к осознанию собственных потребностей и целей;
социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
приобретение обучающимися опыта выполнения разнообразных социальных ролей;
приобретение обучающимися опыта разрешения конфликтов;
развитие личностных качеств, навыков саморегулирования.
Совместная деятельность вырабатывает у учащихся необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.
Совершенствование навыков проектной деятельности.
Проектная деятельность формируют у школьников умения добывать и применять знания, планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими.
V. Основные средства, формы и технологии социализации личности обучающихся
через учебную деятельность при обучении математике
Методические средства:
Договор. Ценность договорных тактик обусловлена тем, что они способствуют формированию активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения;
Диалог. При этом приобретаются навыки делового общения, умение формулировать вопросы, вести дискуссию;
Обратная связь. Ученик или учитель определенным образом выражают свою реакцию на поведение других с целью его коррекции.
Создание ситуаций выбора. Под этим подразумевается выбор домашнего задания, выбор конкретной роли при проведении игры, выбор объема и уровня сложности контрольного задания, выбор линии поведения в предлагаемой ситуации;
Создание ситуации успеха – намеренное сочетание определенных условий, позволяющих ученику достичь собственной успешности. Учитывая эмоциональный подъем учащегося, учитель мотивирует его дальнейшую деятельность, способствуя проявлению активности.
Учебное сотрудничество - взаимопомощь, взаимоконтроль в процессе учебной деятельности. Формирование коммуникативных действий, распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы, обмен способами действия, взаимопонимание, коммуникация; планирование общих способов работы, рефлексия.
Совместная деятельность - обмен действиями и операциями, вербальными и невербальными средствами. Цель: сформировать умение ставить цели, определять способы и средства их достижения, учитывать позиции других .Реализуется через организацию совместного действия.
Разновозрастное сотрудничество - младшим подросткам предоставляется новое место в системе учебных отношений: «пробую учить других», «учу себя сам». Создает условия для опробования, анализа и обобщения освоенных учащимся средств и способов учебных действий .
Дискуссия - диалог обучающихся в устной и письменной форме. Цель : сформировать свою точку зрения, скоординировать разные точки зрения для достижения общей цели, становление способности к самообразованию .
Тренинги - способ психологической коррекции когнитивных и эмоционально-личностных способностей. Вырабатывают положительное отношение к другому, развивают навыки взаимодействия, создают положительное настроение, учат познавать себя через восприятие других, развивают положительную самооценку.
Педагогическое общение - сотрудничество учителя и ученика. Развитие коммуникативных действий, формирование самосознания и чувства взрослости. Партнерская позиция педагога и ученика на различных этапах организации учебного процесса: целеполагание, выбор форм и методов работы, рефлексия.
Формы и средства социализации личности
Групповая и парная форма работы – эффективная организация деятельности учащихся, так как соответствует реальной организации деятельности взрослых. При этом повышается учебная и познавательная мотивация учеников, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным.
Проведение уроков в форме учебных деловых игр также способствует формированию социальной компетентности учащихся. Их отличительными свойствами являются:
- моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций и отношений;
- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предыдущего этапа влияет на ход следующего;
- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
- контроль игрового времени.
Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности формируют у школьников умения добывать и применять знания, планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими .
Технологии социализации личности
В основе социализации личности лежит системно-деятельностный подход, суть которого состоит в том, что знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности.
Педагогические технологии
Технология развития критического мышления
Технология проектной деятельности
Метод исследования
ИКТ – технологии
Проблемное обучение
Технология дискуссий
Технологии групповой работы
Дидактические игры
Социально – значимые игры
Виды деятельности и формы занятий
Решение задачи социализации личности происходит не только на уроках математики, но и в ходе внеурочной деятельности:
Урок (интегрированный, урок-путешествие, межпредметный, тематический ,…),
Факультативное занятие,
Элективное занятие,
Занятие курса по выбору,
Занятие кружка внеурочной деятельности,
Предметная олимпиада (конкурс, интеллектуальный марафон, викторина, …)
Научно-практическая конференция (смотр учебных проектов и исследовательских работ),
Экскурсия (виртуальная экскурсия),
Математический фестиваль(вечер, праздник),
Математическая игра (турнир, квест, … )
Предметная неделя,
Дни самоуправления
Вечер встречи с выпускниками и т.д.
Сроки реализации программы
Кл. | Урочная деятельность | Внеурочная деятельность |
| Предметная олимпиада, «Кенгуру», математический турнир предметная неделя,… |
5 | 170ч. (5ч/нед) | |
6 | 170ч. (5ч/нед) | |
7 | 170ч. (5ч/нед) | Кружок (курс) ВД 34ч. (1ч/нед) |
8 | 170ч. (5ч/нед) | Курс по выбору (факультатив) 17ч.(0,5 ч/нед) |
9 | 170ч. (5ч/нед) | Курс по выбору (факультатив) 17ч.(0,5 ч/нед) |
Программа циклична: работа по ней повторяется в последующие учебные годы с учетом смены видов деятельности обучающихся, характеристик творческой самореализации и достигнутых результатов деятельности. |
Предполагаемые результаты реализации программы
Повышение социальной активности обучающихся, усвоение ими определённой системы социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих им активно и успешно действовать в современном обществе.
Приложение 1.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ
СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ.
(разработана профессором М.И. Рожковым)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения: Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 - всегда;
3 - почти всегда;
2 - иногда;
1 - очень редко;
О - никогда.
1. Стараюсь слушаться во все своих учителей и родителей.
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравится помогать другим.
13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Переживаю неприятности других, как свои.
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
19.Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
1 | 5 | 9 | 13 | 17 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 |
Обработка полученных данных: Среднюю оценку социальной адаптнрованности обучающихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на 5. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности - с третьей строчкой. Оценка приверженности детей к гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный обучающийся (или группа учеников) - имеет низкий уровень социальной адаптированности.
Приложение 2.
Методика изучения уровня развития детского коллектива
«Какой у нас коллектив».
(составлена А.Н. Лутошкиным)
Цель данной диагностической методики состоит в выявлении степени сплоченности детского коллектива - школьного класса, творческого кружка, спортивной секции, клуба, школьного детского объединения и т. д.
Ход выполнения.
Педагог объясняет школьникам, что любой коллектив (в том числе и их собственный) в своем развитии проходит ряд ступеней и предлагает им ознакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллективов. Далее педагог просит ребят определить, на какой стадии развития находится их коллектив. Образное описание стадий развития коллектива.
1. ступень. «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь - сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок - отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней - разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в то же время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. Водном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом - не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.
2.ступень. «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть в группе и формальный лидер детского объединения, и просто авторитетный школьник, и классный руководитель или руководитель кружка) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины. На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают, внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора покинет или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.
3.ступень. «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк и начинающему и опытному мореходу приносит уверенность, что, курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».
Формирующийся в группе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание - это еще не все. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частых вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.
Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и во всей школе. Видим проявления активности всплесками, да и то не у всех.
4.ступень. «Алый парус». Алый парус - символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника - знающие и надежные организаторы, и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, отрядах, и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом.
Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.
5.ступень. «Горящий факел». Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса». Но не только это. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на вершины, спускаясь в ущелья, пробивая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплоченного объединения. Настоящий коллектив - тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим группам плохо; тот, который ведет за собой, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего пылающего сердца дорогу другим.
Обработка полученных данных.
На основании ответов школьников педагог может определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива) степень их удовлетворенности своим классным коллективом, узнать, как оцени его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удается определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистических отношений, довольных и недовольных этими отношениями.
Приложение 3.
Предполагаемые примерные темы проектов:
Зачем обывателю математика?
Грамотный продавец и грамотный покупатель.
Математика против курения
Математика в борьбе с загрязнением окружающей среды.
Математика против обмана
Чертежи, фигуры, линии и математические расчёты в кройке и шитье.
Статистика не существует без процентов
Умение планировать бюджет
Сколько стоит ремонт?
Математика на страже здоровья.
Расчет стоимости коммунальных услуг своей семьи
Бизнес план «Моё предприятие»