МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ
ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОНЕЦКА
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №120 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
СОГЛАСОВАНО Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования Протокол заседания Ученого совета от__ _______ 20___ №_____ | | УТВЕРДЖЕНО Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики Приказ от __ _______ 20___ |
| | |
Программа среднего общего образования
«Аэробика 5-9 класс»
Донецк – 2018
Рецензенты:
Батищева Марина Робертовна, зав.кафедрой ТМФК Государственной образовательной организации высшего профессионального образования «Донецкий институт физической культуры и спорта», к.пед.н., доцент;
Прийменко Алина Валерьевна, директор Центра непрерывного образования ДонНУ, доцент кафедры физвоспитания и спорта Донецкого национального унивеситета, заслуженный тренер по спортивной аэробике;
Руденко Оксана Викторовна, учитель высшей категории, «учитель-методист» МОУ «Специализированная школа № 135 города Донецка».
Составители:
Гасанова Ирина Михайловна, учитель физической культуры МОУ «Школа №120 города Донецка», специалист высшей категории, «учитель-методист»;
Настругова Ольга Вячеславовна, учитель физической культуры, специалист высшей категории, «учитель-методист».
Данная Программа «Аэробика 5-9 класс» учитывает региональные условия, интересы и желания современного ученика, материально-техническую базу учебных заведений Республики.
Аэробика как третий урок по физической культуре дает возможность учителю разнообразить учебный процесс и сформировать стойкий интерес к занятиям физической культурой, являясь действенным средством подготовки учащихся к сдаче нормативов комплекса «ГТО ДНР».
Представленный учебный материал рассчитан на 5 лет обучения и позволяет развивать двигательные умения и навыки, изучать элементы танцевальной аэробики, а также ориентировать детей на здоровый образ жизни и занятия спортом.
Авторы:
Гасанова Ирина Михайловна, учитель физической культуры, специалист высшей категории, «учитель-методист»;
Настругова Ольга Вячеславовна, учитель физической культуры, специалист высшей категории, «учитель-методист»
Рецензенты:
Батищева Марина Робертовна, зав.кафедрой ТМФК Государственной образовательной организации высшего профессионального образования «Донецкий институт физической культуры и спорта», к.пед.н., доцент;
Прийменко Алина Валерьевна, директор Центра непрерывного образования ДонНУ, доцент кафедры физвоспитания и спорта Донецкого национального унивеситета, заслуженный тренер по спортивной аэробике;
Руденко Оксана Викторовна, учитель высшей категории, «учитель-методист» МОУ «Специализированная школа № 135 города Донецка»
Утверждено педагогическим советом школы
(протокол № от «______» ____________ 201___)
Директор _______________ Н.П.Чешковская
Согласовано с методическим центром (кабинетом)
Заведующий РМК ___________________ Н.А.Шишова
Научно-методическая экспертиза ИППО:
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Пояснительная записка
Программа «Аэробика 5-9 класс» по содержанию и направленности разработана на основе Программы среднего общего образования «Физическая культура 1-11 классы» Мельничук Ю.В., Хрип К.В., Киселева Л.Л., Макущенко И.В., Москалец Т.В., Сидорова В.В., Тарапата Н.В., Хромых Н.И. – 2-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2017.
Актуальность Программы «Аэробика 5-9 класс» заключается в том, что она позволяет расширить спектр физкультурно-спортивных направлений в образовательных учреждениях в зависимости от спортивной базы, педагогических кадров и ввести аэробику как третий урок по физической культуре.
Материал Программы «Аэробика 5-9 класс» направлен на формирование стойкого интереса к занятиям физической культурой, развитие соответствующих двигательных способностей, умений и навыков (аэробной выносливости, координационных, силовых способностей и гибкости), ориентацию детей на здоровый образ жизни и занятия спортом. Упражнения выполняются группой учащихся под музыкальное сопровождение, что обеспечивает положительное эмоциональное настроение на занятиях и влияет на повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями. Она реализуется путем применения комплексного подхода к решению оздоровительных, образовательных, воспитательных, развивающих и прикладных задач, являясь действенным средством подготовки учащихся к сдаче нормативов комплекса «ГТО ДНР».
Занятия по аэробике проводятся как самостоятельные уроки физической культуры в сочетании с другими видами программного материала, входящих в Программу среднего общего образования «Физическая культура 1-11 классы». Программа «Аэробика 5-9 класс» ориентирована на 35 часов в соответствии с примерным учебно-тематическим планом. Представленное количество часов может быть использовано и в другой последовательности по усмотрению учителя. Так как компонент является вариативным, учитель может самостоятельно подбирать содержание занятий для реализации учебного материала.
Программа «Аэробика 5-9 класс» включает: содержание учебного материала, государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся и учебные нормативы. В раздел «Содержание учебного материала» внесены теоретические сведения, физическая, специальная и техническая подготовка учащихся.
Раздел «Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся» ориентирован на качественное усвоение знаний, умений и навыков. Представленный учебный материал рассчитан на 5 лет обучения и позволяет изучать базовые шаги танцевальной аэробики, выполнять их одновременно с различными движениями рук, соединять шаги в комплексы упражнений, перемещаясь в различных направлениях, с разной интенсивностью. На 5-ом году обучения учащиеся самостоятельно составляют и выполняют комплексы упражнений танцевальной аэробики, интервальной тренировки и комплексы упражнений для развития гибкости. Упражнения выполняются группой учащихся под музыкальное сопровождение, что обеспечивает положительное эмоциональное настроение на занятиях и влияет на повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями.
Программный материал каждый год усложняется (при переходе ученика из класса в класс) за счет увеличения сложности технических элементов, моторной плотности проведения занятий, интенсивности выполнения заданий на базе ранее пройденного материала.
Для отслеживания уровня физической подготовленности учащихся представлены ориентировочные контрольные нормативы в виде тестов на гибкость и скоростно-силовых качеств, а также даны примерные комплексы упражнений танцевальной аэробики.
В процессе изучения Программы «Аэробика 5-9 класс» осуществляется интеграция с анатомией, физиологией человека, гигиеной, физикой, химией, историей физической культуры и спорта. С целью профилактики травматизма на каждом уроке аэробики следует обращать внимание на правила безопасности жизнедеятельности.
Примерный учебно-тематический план
Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала (сетка часов)
5-9 классы
№ | | | | Количество часов | | |
Вид программного материала | | | Классы | | | |
п/п | | | | | |
| | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
| | | |
1. | Базовая часть | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока или не более 2 часов в теме | |
| |
| | | | | | |
1.2 | Гимнастика | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | |
1.3 | Легкая атлетика | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | |
1.4 | Спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол, гандбол) | 26 | 26 | 26 | 26 | 26 | |
| |
| | | | | | |
1.5 | Туризм | | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | |
1.6 | Мониторинг физического развития | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | |
| |
| | | | | | |
2. | Вариативный компонент Аэробика | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 | |
| Всего | | 105 | 105 | 105 | 105 | 105 | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Учебный материал 5 класс
Содержание учебного материала | Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся |
Теоретическая подготовка Понятие о здоровом образе жизни. Влияние физических упражнений на организм. Названия базовых шагов аэробики. Невербальные команды. Правила безопасности жизнедеятельности на занятиях аэробикой. Запрещенные упражнения в аэробике. | Ученик, ученица: раскрывает понятие о здоровом образе жизни; обосновывает влияние физических упражнений на организм; знает правила безопасности жизнедеятельности на занятиях аэробикой; знает запрещеные упражнения в аэробике; владеет терминологией базовых шагов аэробики, невербальными командами; |
Физическая и специальная подготовка Организационные упражнения; общеразвивающие упражнения; упражнения для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия; для мышц шеи; для мышц рук и плечевого пояса; для мышц туловища из разных исходных положений; для мышц передней стенки живота; для мышц ног; без предметов и с предметами; упражнения для развития гибкости: элементы стретчинга (индивидуально, в парах) на полу и гимнастической стенке; упражнения для развития силы: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, на гимнастической скамейке; передвижения на руках в упоре; сгибание и разгибание рук в упоре сзади на гимнастической скамейке; в висе лежа на низкой перекладине; поднимание прямых (согнутых) ног до уровня прямого угла в висе на перекладине (гимнастической стенке); поднимание туловища и ног; приседания; упражнения для развития ловкости: разнообразные симметричные и асимметричные движения; разновидности передвижений; упражнения на равновесие на ограниченной плоскости; прыжки с поворотом на 90-180-3600, с продвижением; упражнения для развития быстроты: бег с высоким подниманием бедра, со сгибанием ног назад (на месте, с продвижением вперед); «челночный» бег 4x9м; сведение и разведение ног из положения лежа на спине под углом 45-900; попеременное сгибание и разгибание ног из положения лежа; на спине, из положения лежа «березка», бег 30 м; упражнения для развития скоростно-силовых качеств: темповые подскоки с различными положениями рук и ног, с опорой, по одному и в парах; через гимнастическую скамейку на месте и продвижением; со скакалкой; прыжки на месте с поворотом на 90-180-3600, прыжки в низком приседе, выпрыгивание из глубокого приседа; прыжки на одной ноге на месте и с продвижением; подвижные и спортивные игры, эстафеты с предметами и без. | выполняет организационные упражнения; общеразвивающие упражнения; упражнения для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия; для мышц шеи; для мышц рук и плечевого пояса; для мышц туловища из разных исходных положений; для мышц передней стенки живота; для мышц ног; без предметов и с предметами; выполняет упражнения для развития гибкости: элементы стретчинга (индивидуально, в парах) на полу и гимнастической стенке; выполняет упражнения для развития силы: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, на гимнастической скамейке; передвижения на руках в упоре; сгибание и разгибание рук в упоре сзади на гимнастической скамейке; в висе лежа на низкой перекладине; поднимание прямых (согнутых) ног до уровня прямого угла в висе на перекладине (гимнастической стенке); поднимание туловища и ног; приседания; выполняет упражнения для развития ловкости: разнообразные симметричные и асимметричные движения; разновидности передвижений; упражнения на равновесие на ограниченной плоскости; прыжки с поворотом на 90-180-3600, с продвижением; выполняет упражнения для развития быстроты: бег с высоким подниманием бедра, со сгибанием ног назад (на месте, с продвижением вперед); «челночный» бег 4x9м; сведение и разведение ног из положения лежа на спине под углом 45-900; попеременное сгибание и разгибание ног из положения лежа; на спине, из положения лежа «березка», бег 30 м; выполняет упражнения для развития скоростно-силовых качеств: темповые подскоки с различными положениями рук и ног, с опорой, по одному и в парах; через гимнастическую скамейку на месте и продвижением; со скакалкой; прыжки на месте с поворотом на 90-180-3600, прыжки в низком приседе, выпрыгивание из глубокого приседа; прыжки на одной ноге на месте и с продвижением; подвижные и спортивные игры, эстафеты с предметами и без; |
Техническая подготовка Повторение базовых шагов аэробики изученных ранее. Освоение основных движений и базовых шагов аэробики. Обучение техники выполнения базовых шагов аэробики: СR0SS (шаг накрест); LOW KICK (мах ногой с ударом голенью); СНАSSЕ (галоп); СНА-СНА-СНА (часть основного танцевального шага «ча-ча-ча»); TWIST JUMP (прыжки на двух ногах с поворотом бедер); SKIP (подскок). Сочетание работы рук и ног при выполнении базовых шагов аэробики. Сочетание базовых шагов аэробики с разнообразными движениями рук в комплексе упражнений. | знает и выполняет базовые шаги аэробики: СR0SS (шаг накрест); LOW KICK (мах ногой с ударом голенью); СНАSSЕ (галоп); СНА-СНА-СНА (часть основного танцевального шага «ча-ча-ча»); TWIST JUMP (прыжки на двух ногах с поворотом бедер); SKIP (подскок). владеет навыками соединения работы руками и ногами при выполнении базовых шагов аэробики; владеет навыками соединения базовых шагов аэробики с разнообразными движениями рук в комплексе упражнений; соблюдает правила техники безопасности во время занятий аэробикой. |
Учебный материал 6 класс
Содержание учебного материала | Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся |
Теоретическая подготовка Содержание физкультурно-оздоровительных занятий. Характеристика различных видов аэробики. Причины травматизма во время занятий аэробикой. | Ученик, ученица: раскрывает содержание физкультурно-оздоровительных занятий; называет разновидности аэробики; владеет знаниями по предупреждению травматизма во время занятий аэробикой; |
Физическая и специальная подготовка Организационные упражнения; общеразвивающие упражнения; упражнения для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия; для мышц шеи; для мышц рук и плечевого пояса; для мышц туловища из разных исходных положений; для мышц передней стенки живота; для мышц ног; без предметов и с предметами; упражнения для развития гибкости: элементы стретчинга (индивидуально, в парах) на полу и гимнастической стенке; упражнения для развития силы: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, на гимнастической скамейке; передвижения на руках в упоре; сгибание и разгибание рук в упоре сзади на гимнастической скамейке; в висе лежа на низкой перекладине; поднимание прямых (согнутых) ног до уровня прямого угла в висе на перекладине (гимнастической стенке); поднимание туловища и ног; приседания; упражнения для развития ловкости: разнообразные симметричные и асимметричные движения; разновидности передвижений; упражнения на равновесие на ограниченной плоскости; прыжки с поворотом на 90-180-3600, с продвижением; упражнения для развития быстроты: бег с высоким подниманием бедра, со сгибанием ног назад (на месте, с продвижением вперед); «челночный» бег 4x9м; сведение и разведение ног из положения лежа на спине под углом 45-900; попеременное сгибание и разгибание ног из положения лежа; на спине, из положения лежа «березка», бег 30 м; упражнения для развития скоростно-силовых качеств: темповые подскоки с различными положениями рук и ног, с опорой, по одному и в парах; через гимнастическую скамейку на месте и продвижением; со скакалкой; прыжки на месте с поворотом на 90-180-3600, прыжки в низком приседе, выпрыгивания из глубокого приседа; прыжки на одной ноге на месте и с продвижением; подвижные и спортивные игры, эстафеты с предметами и без. | выполняет организационные упражнения; общеразвивающие упражнения; упражнения для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия; для мышц шеи; для мышц рук и плечевого пояса; для мышц туловища из разных исходных положений; для мышц передней стенки живота; для мышц ног; без предметов и с предметами; выполняет упражнения для развития гибкости: элементы стретчинга (индивидуально, в парах) на полу и гимнастической стенке; выполняет упражнения для развития силы: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, на гимнастической скамейке; передвижения на руках в упоре; сгибание и разгибание рук в упоре сзади на гимнастической скамейке; в висе лежа на низкой перекладине; поднимание прямых (согнутых) ног до уровня прямого угла в висе на перекладине (гимнастической стенке); поднимание туловища и ног; приседания; выполняет упражнения для развития ловкости: разнообразные симметричные и асимметричные движения; разновидности передвижений; упражнения на равновесие на ограниченной плоскости; прыжки с поворотом на 90-180-3600, с продвижением; выполняет упражнения для развития быстроты: бег с высоким подниманием бедра, со сгибанием ног назад (на месте, с продвижением вперед); «челночный» бег 4x9м; сведение и разведение ног из положения лежа на спине под углом 45-900; попеременное сгибание и разгибание ног из положения лежа; на спине, из положения лежа «березка», бег 30 м; выполняет упражнения для развития скоростно-силовых качеств: темповые подскоки с различными положениями рук и ног, с опорой, по одному и в парах; через гимнастическую скамейку на месте и продвижением; со скакалкой; прыжки на месте с поворотом на 90-180-3600, прыжки в низком приседе, выпрыгивания из глубокого приседа; прыжки на одной ноге на месте и с продвижением; подвижные и спортивные игры, эстафеты с предметами и без; |
Техническая подготовка Повторение базовых шагов аэробики, изученных ранее. Изучение невербальных команд. Выполнение базовых шагов аэробики и их соединений с перемещением вперед-назад, вправо-влево, по диагонали, с разнообразными движениями рук. | знает и умеет выполнять базовые шаги аэробики, невербальные команды («повторить еще 4, 3, 2, 1 раза», «стоп», «сначала», «маршировать», «руки сюда», «вперед, назад, вправо/ влево»; выполняет базовые шаги аэробики и их соединения с перемещением вперед-назад, вправо-влево, по диагонали, с разнообразными движениями рук; соблюдает правила техники безопасности во время занятий аэробикой. |
Учебный материал 7 класс
Содержание учебного материала | Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся |
Теоретическая подготовка Материально-техническое обеспечение занятий. Аэробика с использованием специального оборудования (степ-аэробика, фитбол-гимнастика и фитбол-аэробика). Причины травматизма во время занятий аэробикой. | Ученик, ученица: владеет знаниями о материально-техническом обеспечении занятий (оборудование для проведения занятий степ-аэробикой, фитбол-аэробикой и фитбол-гимнастикой); по предупреждению травматизма во время занятий аэробикой; |
Физическая и специальная подготовка Организационные упражнения; общеразвивающие упражнения; упражнения для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия; для мышц шеи; для мышц рук и плечевого пояса; для мышц туловища из разных исходных положений; для мышц передней стенки живота; для мышц ног; без предметов и с предметами; упражнения для развития гибкости: элементы стретчинга (индивидуально, в парах) на полу и гимнастической стенке; упражнения для развития силы: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, на гимнастической скамейке; передвижения на руках в упоре; сгибание и разгибание рук в упоре сзади на гимнастической скамейке; в висе лежа на низкой перекладине; поднимание прямых (согнутых) ног до уровня прямого угла в висе на перекладине (гимнастической стенке); поднимание туловища и ног; приседания; упражнения для развития ловкости: разнообразные симметричные и асимметричные движения; разновидности передвижений; упражнения на равновесие на ограниченной плоскости; прыжки с поворотом на 90-180-3600, с продвижением; упражнения для развития быстроты: темповые прыжки на месте, с продвижением вперед, влево, вправо с различными положениями рук; бег с высоким подниманием бедра, со сгибанием ног назад; «челночный» бег 4x9м; сведение и разведение ног из положения лежа на спине под углом 45-900; попеременное сгибание и разгибание ног из положения лежа; на спине, из положения лежа «березка», бег 30 м; упражнения для развития скоростно-силовых качеств: темповые подскоки с различными положениями рук и ног, с опорой, по одному и в парах; через гимнастическую скамейку на месте и продвижением; со скакалкой; прыжки на месте с поворотом на 90-180-3600, прыжки в низком приседе, выпрыгивания из глубокого приседа; прыжки на одной ноге на месте и с продвижением; спортивные игры. | выполняет организационные упражнения; общеразвивающие упражнения; упражнения для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия; для мышц шеи; для мышц рук и плечевого пояса; для мышц туловища из разных исходных положений; для мышц передней стенки живота; для мышц ног; без предметов и с предметами; выполняет упражнения для развития гибкости: элементы стретчинга (индивидуально, в парах) на полу и гимнастической стенке; выполняет упражнения для развития силы: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, на гимнастической скамейке; передвижения на руках в упоре; сгибание и разгибание рук в упоре сзади на гимнастической скамейке; в висе лежа на низкой перекладине; поднимание прямых (согнутых) ног до уровня прямого угла в висе на перекладине (гимнастической стенке); поднимание туловища и ног; приседания; выполняет упражнения для развития ловкости: разнообразные симметричные и асимметричные движения; разновидности передвижений; упражнения на равновесие на ограниченной плоскости; прыжки с поворотом на 90-180-3600, с продвижением; выполняет упражнения для развития быстроты: темповые прыжки на месте, с продвижением вперед, влево, вправо с различными положениями рук; бег с высоким подниманием бедра, со сгибанием ног назад; «челночный» бег 4x9м; сведение и разведение ног из положения лежа на спине под углом 45-900; попеременное сгибание и разгибание ног из положения лежа; на спине, из положення лежа «березка», бег 30 м; выполняет упражнения для развития скоростно-силовых качеств: темповые подскоки с различными положениями рук и ног, с опорой, по одному и в парах; через гимнастическую скамейку на месте и продвижением; со скакалкой; прыжки на месте с поворотом на 90-180-3600, прыжки в низком приседе, выпрыгивания из глубокого приседа; прыжки на одной ноге на месте и с продвижением; спортивные игры; |
Техническая подготовка Повторение базовых шагов аэробики, изученных ранее. Изучение невербальных команд. Выполнение базовых шагов аэробики и их соединений с перемещением вперед-назад, вправо-влево, по диагонали, по кругу, с разнообразными движениями рук. Выполнение упражнений по хореографии. | знает и умеет выполнять базовые шаги аэробики, невербальные команды («повторить еще 4, 3, 2,1 раза», «стоп», «сначала», «маршировать», «руки сюда», «вперед, назад, вправо/влево», «хорошо», «поворот», «лоу-импакт», «хай-импакт», «только смотреть»; выполняет базовые шаги аэробики и их соединения с перемещением вперед-назад, вправо-влево, по диагонали, по кругу, с разнообразными движениями рук; упражнения по хореографии; соблюдает правила техники безопасности во время занятий аэробикой. |
Учебный материал 8 класс
Содержание учебного материала | Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся |
Теоретическая подготовка Характеристика аэробных и силовых упражнений. Срочный и долгосрочный эффект аэробной и силовой тренировки. Профилактика травматизма, правила оказания первой медицинской помощи при травмах. | Ученик, ученица: характеризует аэробные и силовые упражнения, срочный и долгосрочный эффект аэробной и силовой тренировки; соблюдает правила безопасности с целью профилактики травматизма на занятиях; владеет навыками оказания первой медицинской помощи при травмах; |
Физическая и специальная подготовка Организационные упражнения; общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; упражнения для развития гибкости: элементы стретчинга (индивидуально, в парах) на полу, гимнастической стенке, скамейке; упражнения для развития силы: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, на гимнастической скамейке (стенке); передвижения на руках в упоре; сгибание и разгибание рук в упоре сзади на гимнастической скамейке; подтягивание в висе лежа на низкой перекладине; поднимание прямых (согнутых) ног до уровня прямого угла в висе на перекладине (гимнастической стенке); поднимание туловища и ног из разных исходных положений; приседания на двух и одной ноге с помощью и без; упражнения для развития ловкости: разнообразные симметричные и асимметричные движения; упражнения на равновесие на ограниченной плоскости; акробатические упражнения; прыжки с поворотом на 90-180-3600, с продвижением, через препятствия; упражнения для развития быстроты: бег с высоким подниманием бедра, со сгибанием ног назад (на месте, с продвижением в разных направлениях); «челночный» бег 4x9м; сведение и разведение ног из положения лежа на спине под углом 45-900; попеременное сгибание и разгибание ног из положения лежа на спине, из положения лежа «березка»; бег 30, 60 м; упражнения для развития скоростно-силовых качеств: темповые подскоки с различными положениями рук и ног, с опорой и без опоры по одному и в парах; через гимнастическую скамейку на месте и продвижением; прыжки через скакалку; прыжки на месте с поворотом на 90-180-3600; прыжки в низком приседе на месте и с продвижением; выпрыгивания из глубокого приседа на месте и с продвижением; прыжки на одной ноге на месте и с продвижением; спортивные игры. | выполняет организационные упражнения; общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; выполняет упражнения для развития гибкости: элементы стретчинга (индивидуально, в парах) на полу, гимнастической стенке, скамейке; выполняет упражнения для развития силы: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, на гимнастической скамейке (стенке; передвижения на руках в упоре; сгибание и разгибание рук в упоре сзади на гимнастической скамейке; подтягивание в висе лежа на низкой перекладине; поднимание прямых (согнутых) ног до уровня прямого угла в висе на перекладине (гимнастической стенке); поднимание туловища и ног из разных исходных положений; приседания на двух и одной ноге с помощью и без; выполняет упражнения для развития ловкости: разнообразные симметричные и асимметричные движения; упражнения на равновесие на ограниченной плоскости; акробатические упражнения; прыжки с поворотом на 90-180-3600, с продвижением, через препятствия; выполняет упражнения для развития быстроты: бег с высоким подниманием бедра, со сгибанием ног назад (на месте, с продвижением в разных направлениях); «челночный» бег 4x9м; сведение и разведение ног из положения лежа на спине под углом 45-900; попеременное сгибание и разгибание ног из положения лежа на спине, из положения лежа «березка»; бег 30, 60 м; выполняет упражнения для развития скоростно-силовых качеств: темповые подскоки с различными положениями рук и ног, с опорой и без опоры по одному и в парах; через гимнастическую скамейку на месте и продвижением; прыжки через скакалку; прыжки на месте с поворотом на 90-180-3600; прыжки в низком приседе на месте и с продвижением; выпрыгивания из глубокого приседа на месте и с продвижением; прыжки на одной ноге на месте и с продвижением; спортивные игры; |
Техническая подготовка Повторение базовых шагов аэробики, изученных ранее. Повторение невербальных команд. Выполнение базовых шагов аэробики и их соединений в разных направлениях с симметричными и асимметричными движениями рук в такт (110-120 ударов в минуту). Выполнение упражнений по хореографии. | знает и умеет выполнять базовые шаги аэробики, невербальные команды; выполняет базовые шаги аэробики и их соединения в разных направлениях с симметричными и асимметричными движениями рук в такт (110-120 ударов в минуту); упражнения по хореографии; соблюдает правила техники безопасности во время занятий аэробикой. |
Учебный материал 9 класс
Содержание учебного материала | Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся |
Теоретическая подготовка Принципы построения занятий по аэробике. Регулирующий эффект аэробных и силовых упражнений. Профилактика травматизма, правила оказания первой медицинской помощи при травмах. | Ученик, ученица: обосновывает регулирующий эффект аэробных и силовых упражнений; соблюдает правила безопасности с целью профилактики травматизма на занятиях; владеет навыками оказания первой медицинской помощи при травмах; принципами построения занятий по аэробике; |
Физическая и специальная подготовка Организационные упражнения; общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; упражнения для развития гибкости: элементы стретчинга (индивидуально, в парах) на полу, гимнастической стенке, скамейке; упражнения для развития силы: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, на гимнастической скамейке (стенке); передвижения на руках в упоре; сгибание и разгибание рук в упоре сзади на гимнастической скамейке; подтягивание в висе лежа на низкой перекладине; поднимание прямых (согнутых) ног до уровня прямого угла в висе на перекладине (гимнастической стенке); поднимание туловища и ног из разных исходных положений; приседания на двух и одной ноге с помощью и без; упражнения с гантелями 0,5- 2 кг; упражнения для развития ловкости: разнообразные симметричные и асимметричные движения; упражнения на равновесие на ограниченной плоскости; акробатические упражнения; прыжки с поворотом на 90-180-3600, с продвижением, через препятствия; упражнения для развития быстроты: бег с высоким подниманием бедра, со сгибанием ног назад (на месте, с продвижением в разных направлениях); «челночный» бег 4x9м; сведение и разведение ног из положения лежа на спине под углом 45-900; попеременное сгибание и разгибание ног из положения лежа на спине, из положения лежа «березка»; бег 30, 60 м; упражнения для развития скоростно-силовых качеств: темповые подскоки с различными положениями рук и ног, с опорой и без опоры по одному и в парах; через гимнастическую скамейку на месте и продвижением; прыжки через скакалку; прыжки на месте с поворотом на 90-180-3600; прыжки в низком приседе на месте и с продвижением; выпрыгивания из глубокого приседа на месте и с продвижением; прыжки на одной ноге на месте и с продвижением; спортивные игры; упражнения для развития специальной (аэробной) выносливости: многократное выполнение беговых, силовых, скоростно-силовых, прыжковых упражнений. | выполняет организационные упражнения; общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; выполняет упражнения для развития гибкости: элементы стретчинга (индивидуально, в парах) на полу, гимнастической стенке, скамейке; выполняет упражнения для развития силы: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, на гимнастической скамейке (стенке); передвижения на руках в упоре; сгибание и разгибание рук в упоре сзади на гимнастической скамейке; подтягивание в висе лежа на низкой перекладине; поднимание прямых (согнутых) ног до уровня прямого угла в висе на перекладине (гимнастической стенке); поднимание туловища и ног из разных исходных положений; приседания на двух и одной ноге с помощью и без; упражнения с гантелями 0,5- 2 кг; выполняет упражнения для развития ловкости: разнообразные симметричные и асимметричные движения; упражнения на равновесие на ограниченной плоскости; акробатические упражнения; прыжки с поворотом на 90-180-3600, с продвижением, через препятствия; выполняет упражнения для развития быстроты: бег с высоким подниманием бедра, со сгибанием ног назад (на месте, с продвижением в разных направлениях); «челночный» бег 4x9м; сведение и разведение ног из положения лежа на спине под углом 45-900; попеременное сгибание и разгибание ног из положения лежа на спине, из положения лежа «березка»; бег 30, 60 м; выполняет упражнения для развития скоростно-силовых качеств: темповые подскоки с различными положениями рук и ног, с опорой и без опоры по одному и в парах; через гимнастическую скамейку на месте и продвижением; прыжки через скакалку; прыжки на месте с поворотом на 90-180-3600; прыжки в низком приседе на месте и с продвижением; выпрыгивания из глубокого приседа на месте и с продвижением; прыжки на одной ноге на месте и с продвижением; спортивные игры; выполняет упражнения для развития специальной (аэробной) выносливости: многократное выполнение беговых, силовых, скоростно-силовых, прыжковых упражнений; |
Техническая подготовка Повторение базовых шагов аэробики, изученных ранее. Повторение невербальных команд. Выполнение базовых шагов аэробики и их соединений в разных направлениях с симметричными и асимметричными движениями рук в такт (120-130 ударов в минуту), с увеличением нагрузки за счет координационной сложности, аплитуды и интенсивности движений; Выполнение упражнений по хореографии. | знает и умеет выполнять базовые шаги аэробики, невербальные команды; выполняет базовые шаги аэробики и их соединения в разных направлениях с симметричными и асимметричными движениями рук в такт (120-130 ударов в минуту), с увеличением нагрузки за счет координационной сложности, аплитуды и интенсивности движений; упражнения по хореографии; соблюдает правила техники безопасности во время занятий аэробикой. |
Ориентировочные контрольные нормативы
Гибкость (10-15 лет)
Из исходного положения сидя на полу наклон туловища вперед.
При выполнении упражнения ноги держать ровными, не сгибать в коленях.
Оценка | Критерии |
1 | коснуться руками колен прямых ног, удерживать 3 сек. |
2 | коснуться руками носков прямых ног, удерживать 3 сек. |
3 | коснуться головой коленей прямых ног, удерживать 3 сек. |
4 | коснуться головой пола, ноги врозь, удерживать 3 сек. |
5 | коснуться грудью пола, ноги врозь, удерживать 3 сек. |
Выпрыгивание из глубокого приседа
И.п. - глубокий присед.
мощное выпрыгивание вверх до полного разгибания туловища, рук и ног;
приземление в и.п.
| Оценка (мальчики), раз | Оценка (девочки), раз |
Возраст | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
10 | 18 | 15 | 13 | 8 | 5 | 14 | 12 | 8 | 5 | 3 |
11 | 19 | 17 | 15 | 10 | 6 | 15 | 13 | 9 | 6 | 4 |
12 | 21 | 19 | 17 | 12 | 7 | 17 | 14 | 10 | 7 | 4 |
13 | 22 | 20 | 17 | 13 | 8 | 19 | 15 | 11 | 8 | 4 |
14 | 24 | 21 | 17 | 13 | 9 | 20 | 16 | 12 | 9 | 5 |
15 | 25 | 21 | 18 | 14 | 9 | 22 | 17 | 13 | 10 | 6 |
Примерные комплексы упражнений танцевальной аэробики
5 класс
Самостоятельное выполнение в темпе музыки танцевальной связки:
Счет | Базовый шаг | Движения руками | Направление движения |
1-8 | МАRСНING (ходьба) | (плавно) через стороны вверх-вниз | на месте |
1-4 | DOUBLE SТЕР ТОUСН (2 приставных шага) | в стороны-перед грудью-в стороны-вверх (хлопок) | влево-вправо |
1-4 | SТЕР ТОUСН (приставной шаг) | в стороны-за голову | влево-вправо |
1-4 | DOUBLE SТЕР ТОUСН (2 приставных шага) | в стороны-перед грудью-в стороны-вверх (хлопок) | влево-вправо |
1-4 | SIDE TO SIDE (открытый шаг, перекат) | на пояс | влево-вправо |
1-4 | МАRСНING (ходьба) | свободно | на месте |
1-4 | V-SТЕР (шаг вперед в стойку «ноги врозь») | поочередно вперед-вниз | вперед |
1-4 | МАRСНING (ходьба) | свободно | на месте |
1-4 | TOE TAP (нога в сторону на носок); | в стороны | влево-вправо |
1-4 | GRAPE WINE (скрестный шаг) | в стороны | влево-вправо |
1-4 | KNEE UP (колено поднимается вверх) | вперед | влево-вправо |
1-4 | GRAPE WINE (скрестный шаг) | в стороны | влево-вправо |
1-4 | LEG KURL (согнуть ногу назад) | вверх | влево-вправо |
1-8 | НЕЕL ТОUСН (свободная нога выставляется вперед на пятку) | на пояс | вперед |
1-4 | JOGGING (бег) | свободно | вперед |
1-4 | LUNGE (выпад) | вперед | назад |
1-4 | JOGGING (бег) | свободно | назад |
1-4 | JUMPING JACK (прыжок «ноги врозь» - «ноги вместе») | в стороны-вниз | на месте |
1-8 | KICK (мах ногой) | в стороны | вперед |
1-2 | СНАSSЕ (галоп) | в стороны | влево-вправо |
1-2 | МАМBО (танцевальный шаг мамбо) | вперед-в стороны | назад |
1-2 | СНАSSЕ (галоп) | в стороны | влево-вправо |
1-2 | PIVOT TURN (мамбо в поворотом) | в стороны | вперед |
1-4 | СR0SS (шаг накрест) | согнутые в локтях | вперед |
1-4 | LOW KICK (мах ногой с ударом голенью) | «защитная стойка» | вперед |
1-2 | СНА-СНА-СНА (часть основного танцевального шага «ча-ча-ча») | на пояс | влево-вправо |
1-2 | SKIP (подскок) | на пояс | на месте |
1-2 | СНА-СНА-СНА (часть основного танцевального шага «ча-ча-ча») | на пояс | влево-вправо |
1-2 | SKIP (подскок) | на пояс | на месте |
1-8 | TWIST JUMP (прыжки на двух ногах с поворотом бедер) | свободно | на месте |
1-8 | МАRСНING (ходьба) | (плавно) через стороны вверх-вниз | на месте |
6 класс
Самостоятельное выполнение в темпе музыки танцевальной связки:
Счет | Базовый шаг | Движения руками | Направление движения |
1-8 | МАRСНING (ходьба) | (плавно) через стороны вверх-вниз | на месте |
1-4 | DOUBLE SТЕР ТОUСН (2 приставных шага) | в стороны-перед грудью-в стороны-вверх (хлопок) | влево-вправо |
1-4 | SТЕР ТОUСН (приставной шаг) | в стороны-за голову | влево-вправо |
1-4 | DOUBLE SТЕР ТОUСН (2 приставных шага) | в стороны-перед грудью-в стороны-вверх (хлопок) | влево-вправо |
1-8 | SIDE TO SIDE (открытый шаг, перекат) | на пояс | влево-вправо |
1-4 | МАRСНING (ходьба) | свободно | вперед |
1-4 | V-SТЕР (шаг вперед в стойку «ноги врозь») | поочередно вперед-вниз | вперед |
1-4 | МАRСНING (ходьба) | свободно | назад |
1-4 | TOE TAP (нога в сторону на носок) | в стороны | влево-вправо |
1-4 | GRAPE WINE (скрестный шаг) | круг руками наружу | по диагонали вперед |
1-4 | KNEE UP (колено поднимается вверх) | вперед | влево-вправо |
1-4 | GRAPE WINE (скрестный шаг) | круг руками наружу | по диагонали назад |
1-4 | LEG KURL (согнуть ногу назад) | вверх | вперед |
1-8 | НЕЕL ТОUСН (свободная нога выставляется вперед на пятку) | на пояс | вперед |
1-4 | JOGGING (бег) | свободно | вперед |
1-4 | LUNGE (выпад) | вперед | вперед |
1-4 | JOGGING (бег) | свободно | назад |
1-4 | JUMPING JACK (прыжок «ноги врозь» - «ноги вместе») | в стороны-вниз | на месте |
1-8 | KICK (мах ногой) | по одной вперед | вперед |
1-8 | СНАSSЕ (галоп) | в стороны | по квадрату |
1-4 | МАМBО (танцевальный шаг мамбо) | вперед-в стороны | вперед-назад |
1-4 | PIVOT TURN (мамбо в поворотом) | в стороны | вперед-назад |
1-4 | СR0SS (шаг накрест) | согнутые в локтях | вперед |
1-4 | LOW KICK (мах ногой с ударом голенью) | «защитная стойка» | вперед |
1-2 | СНА-СНА-СНА (часть основного танцевального шага «ча-ча-ча») | на пояс | влево-вправо |
1-2 | SKIP (подскок) | на пояс | на месте |
1-2 | СНА-СНА-СНА (часть основного танцевального шага «ча-ча-ча») | на пояс | влево-вправо |
1-2 | SKIP (подскок) | на пояс | на месте |
1-8 | TWIST JUMP (прыжки на двух ногах с поворотом бедер) | свободно | на месте с поворотом на 3600 |
1-8 | МАRСНING (ходьба) | (плавно) через стороны вверх-вниз | на месте |
7 класс
Самостоятельное выполнение в темпе музыки танцевальной связки:
Счет | Базовый шаг | Движения руками | Направление движения |
1-8 | МАRСНING (ходьба) | (плавно) через стороны вверх-вниз | на месте |
1-16 | DOUBLE SТЕР ТОUСН (2 приставных шага) | в стороны-перед грудью-в стороны-вверх (хлопок) | по квадрату |
1-8 | SТЕР ТОUСН (приставной шаг) | в стороны-за голову | влево-вправо |
1-8 | SIDE TO SIDE (открытый шаг, перекат) | на пояс | влево-вправо |
1-4 | МАRСНING (ходьба) | свободно | по диагонали вперед |
1-4 | V-SТЕР (шаг вперед в стойку «ноги врозь») | поочередно вперед-вниз | вперед |
1-4 | МАRСНING (ходьба) | свободно | по диагонали назад |
1-4 | TOE TAP (нога в сторону на носок); | в стороны | влево-вправо |
1-4 | GRAPE WINE (скрестный шаг) | круг руками наружу | по диагонали вперед |
1-4 | KNEE UP (колено поднимается вверх) | вперед | влево-вправо |
1-4 | GRAPE WINE (скрестный шаг) | круг руками наружу | по диагонали назад |
1-4 | НЕЕL ТОUСН (свободная нога выставляется вперед на пятку) | на пояс | вперед |
1-8 | LEG KURL (согнуть ногу назад) | вверх | по квадрату |
1-8 | SТЕР ТОUСН (приставной шаг) | в стороны-за голову | влево-вправо |
1-8 | JOGGING (бег) | свободно | по кругу |
1-8 | LUNGE (выпад) | вперед | вперед |
1-8 | JOGGING (бег) | свободно | по кругу |
1-8 | JUMPING JACK (прыжок «ноги врозь» - «ноги вместе») | в стороны-вниз | на месте с поворотом на 3600 |
1-8 | KICK (мах ногой) | по одной вперед | вперед |
1-8 | СНАSSЕ (галоп) | в стороны | по квадрату |
1-4 | МАМBО (танцевальный шаг мамбо) | вперед-в стороны | вперед-назад |
1-4 | PIVOT TURN (мамбо в поворотом) | в стороны | вперед-назад |
1-4 | СR0SS (шаг накрест) | согнутые в локтях | вперед |
1-4 | LOW KICK (мах ногой с ударом голенью) | «защитная стойка» | вперед |
1-8 | СНА-СНА-СНА (часть основного танцевального шага «ча-ча-ча») | на пояс | влево-вправо |
1-8 | SKIP (подскок) | на пояс | на месте |
1-8 | TWIST JUMP (прыжки на двух ногах с поворотом бедер) | свободно | на месте с поворотом на 3600 |
1-8 | МАRСНING (ходьба) | (плавно) через стороны вверх-вниз | на месте |
8 класс
Самостоятельное выполнение в темпе музыки танцевальной связки:
Счет | Базовый шаг | Движения руками | Направление движения |
1-8 | МАRСНING (ходьба) | (плавно) через стороны вверх-вниз | на месте |
1-8 | DOUBLE SТЕР ТОUСН (2 приставных шага) | в стороны-перед грудью-в стороны-вверх (хлопок) | по квадрату (1/2) |
1-8 | SТЕР ТОUСН (приставной шаг) | в стороны-за голову | влево-вправо |
1-8 | DOUBLE SТЕР ТОUСН (2 приставных шага) | в стороны-перед грудью-в стороны-вверх (хлопок) | по квадрату (1/2) |
1-8 | SТЕР ТОUСН (приставной шаг) | в стороны-за голову | влево-вправо |
1-8 | SIDE TO SIDE (открытый шаг, перекат) | на пояс | влево-вправо |
1-4 | МАRСНING (ходьба) | свободно | по диагонали вперед |
1-4 | V-SТЕР (шаг вперед в стойку «ноги врозь») | поочередно вперед-вниз | вперед |
1-4 | МАRСНING (ходьба) | свободно | по диагонали назад |
1-4 | TOE TAP (нога в сторону на носок); | в стороны | влево-вправо |
1-3 | GRAPE WINE (скрестный шаг) | круг руками наружу | по диагонали вперед |
4 | KNEE UP (колено поднимается вверх) | вперед | влево-вправо |
1-3 | GRAPE WINE (скрестный шаг) | круг руками наружу | по диагонали назад |
4 | НЕЕL ТОUСН (свободная нога выставляется вперед на пятку) | на пояс | вперед |
1-4 | LEG KURL (согнуть ногу назад) | вверх | по квадрату |
1-4 | SТЕР ТОUСН (приставной шаг) | в стороны-за голову | влево-вправо |
1-4 | LEG KURL (согнуть ногу назад) | вверх | по квадрату |
1-4 | SТЕР ТОUСН (приставной шаг) | в сторону-за голову | влево-вправо |
1-4 | JOGGING (бег) | свободно | по кругу |
1-4 | LUNGE (выпад) | вперед | вперед |
1-4 | JOGGING (бег) | свободно | по кругу |
1-4 | JUMPING JACK (прыжок «ноги врозь» - «ноги вместе») | в стороны-вниз | на месте |
1-8 | KICK (мах ногой) | по одной вперед | вперед |
1-2 | СНАSSЕ (галоп) | в стороны | влево-вправо |
1-2 | МАМBО (танцевальный шаг мамбо) | вперед-в стороны | вперед-назад |
1-2 | СНАSSЕ (галоп) | в стороны | влево-вправо |
1-2 | PIVOT TURN (мамбо в поворотом) | в стороны | вперед-назад |
1-4 | СR0SS (шаг накрест) | согнутые в локтях | вперед |
1-4 | LOW KICK (мах ногой с ударом голенью) | «защитная стойка» | вперед |
1-8 | СНА-СНА-СНА (часть основного танцевального шага «ча-ча-ча») | на пояс | по диагонали, вперед-вперед-назад-назад |
1-4 | SKIP (подскок) | на пояс | на месте |
1-4 | TWIST JUMP (прыжки на двух ногах с поворотом бедер) | свободно | на месте с поворотом на 1800 |
1-4 | SKIP (подскок) | на пояс | на месте |
1-4 | TWIST JUMP (прыжки на двух ногах с поворотом бедер) | свободно | на месте с поворотом на 1800 |
1-8 | МАRСНING (ходьба) | (плавно) через стороны вверх-вниз | на месте |
9 класс
Учащиеся самостоятельно составляют и выполняют в темпе музыки комплексы танцевальной аэробики, интервальной тренировки и комплексы упражнений на развитие гибкости (стретчинг). Для индивидуализации нагрузки во время выполнения комплексов можно использовать гантели весом 0,5-1 кг.
Критерии оценивания выполнения танцевальной связки
Оценка | Критерии |
1 | грубые ошибки в последовательности выполнения упражнений, нечеткость движений под музыку, грубые ошибки при выполнении базовых шагов и движений руками |
2 | ошибки в последовательности выполнения упражнений, нечеткость движений под музыку, ошибки при выполнении базовых шагов и движений руками |
3 | последовательное выполнение упражнений в темпе музыкального сопровождения без ошибок, ошибки при выполнении базовых шагов и движений руками |
4 | последовательное выполнение упражнений в темпе музыкального сопровождения без ошибок, соблюдения техники выполнения базовых шагов, нечеткие движения |
5 | последовательное выполнение упражнений в темпе музыкального сопровождения без ошибок, соблюдения техники выполнения базовых шагов, правильные движения руками, соблюдение осанки |
Оборудование для изучения темы «Аэробика»
№ п/п | Наименование | Количество |
1. | Музыкальная аппаратура | 1 шт. |
2. | Секундомер | 1 шт. |
3. | Скакалки | 30 шт. |
4. | Фитбол | 30 шт. |
5. | Гимнастические платформы | 30 шт. |
6. | Резиновые жгуты | 30 шт. |
7. | Гимнастические скамейки | 4 шт. |
8. | Гимнастические маты | 10 шт. |
9. | Коврики для фитнеса | 30 шт. |
10. | Набивные мячи (1кг) | 30 шт. |
11. | Гимнастическая стенка | 8 шт. |
12. | Гантели 0,5-2 кг | 30 шт. |
13. | Гимнастические палки | 30 шт. |
14. | Координационная лестница | 2 шт. |
Литература, использованная при подготовке программы
Физическая культура : 1-11 кл. : программа для общеобразоват. организаций / сост. Мельничук Ю.В., Хрип К.В., Киселева Л.Л., Макущенко И.В., Москалец Т.В., Сидорова В.В., Тарапата Н.В., Хромых Н.И. ; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 148 с.
Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковников Е.Н. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 1984. - 288 с.
Дени Г., Дассвиль Л. Все танцы. - К.: Музична Україна, 1983. - 342 с.
Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. - М.: Советский спорт, 1990. - 64 с.
Международная федерация гимнастики. Аэробная гимнастика. Правила соревнований 2009-2012, октябрь 2009. - 81с.
Немов Р.С. Психология. - М.: Педагогика, 1991. - 248 с.
Садыкова С.Л., Лебедева Е.И. Физическая культура. 1-11 классы: подвижные игры на уроках и во внеурочное время. - Волгоград.: Учитель, 2007. - 93 с.
Черненко О.Є., Кокарева С.М., Кокарев Б.В. Базова аеробіка методикою викладання. Методичні рекомендації для студентів факультету фізичного виховання, вчителів фізичного виховання та інструкторів з аеробіки. - Запоріжжя, 2004. - 39 с.
Хоули Э.Т., Френкс Б.Д. Оздоровительный фитнесс. - К.: Олимпийская литература, 2000. - 337 с.
Литература, рекомендованная для учителя
Годик М.А., Барамидзе А.М., Киселева Т.Г. Стретчинг. - М.: Советский спорт, 1991. - 96 с.
Демчишин А.А., Мухин В.И. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков. - К.: Здоровье, 1989. - 167 с.
Зефирова Е.В., Платонова В.В. Оздоровительная аэробика: содержание и методика / Учебно-методическое пособие – СПб: СПбГУ ИТМО, 2006.- 25с.
Ко Ын Джу. Социально-педагогические основы формирования мотиваций занятия спортивными танцами: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: РГАФК, 2000. 24 с.
Кристофер Освальд, Стенли Баско. Стретчинг для всех. М.: Экспо-пресс, 2001. 192 с.
Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий. М.: Олимпия-Пресс, 2001. 64 с.
Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Хореография в аэробике. М.: Тровант; Троицк, 2000. 18 с
Сиднева Л.В., Гониянц С.А. Оздоровительная аэробика и методика ее преподавания: Учеб. пособие. М., 2000. 74 с.
Шипилина И.А. Аэробика. Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2004.