СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа театрального кружка "Зеркало"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Театральная деятельность, на мой взгляд, является одним из средств развития творческого потенциала детей. Театр – это целая система воздействия на человека, благодаря которой, в совокупности с другими факторами формируется всесторонняя и гармоничная личность.

Просмотр содержимого документа
«Программа театрального кружка "Зеркало"»

Отдел образования, спорта и туризма Пинского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Берёзовичская средняя школа» Пинского района





УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________И.И.Иванов

«__»_______2017г.








ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ

кружок


«Зеркало»















Педагог дополнительного образования

Воробей Марина Макаровна

Возраст учащихся:14-16 лет

Срок реализации программы:1 год



2017

Структура образовательной программы



1.Титульный лист

2.Пояснительная записка

3.Учебно-тематический план

4.Содержание изучаемого курса

5.Методическое обеспечение образовательной программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Дети должны жить в мире красоты и фантазии,

сказки, музыки, творчества»

В.А. Сухомлинский

Формирование и развитие творческой личности – одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Проблема развития творческих способностей детей не нова, но до сих пор актуальна. Только творческий человек становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения. У него более высокая работоспособность, но самое главное, у человека развивается его эмоциональная сфера, чувства, душа, чего так не хватает в современной жизни.

Именно театральная деятельность, на мой взгляд, является одним из средств развития творческого потенциала детей.

Ведь театр – это целая система воздействия на человека, благодаря которой, в совокупности с другими факторами формируется всесторонняя и гармоничная личность.

Данная программа составлена на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодёжи(художественный профиль), утверждённой Министерством образования Республики

Занятия проводятся со всеми желающими детьми, без какого-либо отбора. Оптимальное количество детей на занятиях 15 человек. Занятия желательно проводить в просторном помещении. Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.

Направление : художественный профиль.

Программа рассчитана для детей 14-16 лет.

Программа реализуется в течении года по два часа в неделю (1час=45минут). Занятия кружка могут проводиться при наличии 80% учащихся от общей численности. В каникулярное время занятия кружка могут проводиться при

наличии 50% учащихся от общей численности.



Цель реализации программы – создание условий для разностороннего развития личности, его творческого потенциала, формирование активной жизненной позиции.



Задачи:

-обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей; -адаптация их к жизни в обществе; -формирование общей культуры; -организация содержательного досуга; воспитание чувства прекрасного.

Посещение занятий драматического кружка способствует развитию у школьников наблюдательности, фантазии, учит образному восприятию окружающего мира, вводит детей в мир прекрасного, пробуждает способность к состраданию и сопереживанию, развивает речь, активизирует мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощает творческие возможности ребенка и помогает его психологической адаптации в детском коллективе.

В наш кружок нет специального отбора среди желающих детей. Он открыт для каждого ребенка. Все они обладают различными способностями, навыками, умениями, поэтому и возникает особая атмосфера, которая так необходима при синтетическом характере театрального искусства. Кружок объединяет не только «детей – актеров», но и художников, певцов, танцоров. С самого начала между кружковцами распределяются обязанности: кто хорошо рисует, тот занимается оформительской работой – делает эскиз костюмов, декораций; другие – изготавливают эти декорации; танцоры разучивают танцевальные «заставки» в спектакле. Таким образом, кружковцы знакомятся с профессиями театрального мира, естественно и непринужденно приобретают знания о «театральных профессиях». Постигая  технику актерской работы, дети учатся правильному дыханию, дикции, артикуляции, осваивают приемы постижения нужного художественного образа, учатся вести себя на сцене в соответствии с ролью и взаимодействовать не только с товарищами, но и со зрителями. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств: пробуждают чувства соучастия, сострадания, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Из многолетнего опыта работы известно, что дети, посещающие драматический кружок, показывают в учебе более высокие результаты, чем их сверстники. А происходит это за счет более развитого произвольного внимания, тренинга памяти, приобретенных навыков выразительного чтения, активизации мышления и познавательного интереса, развития творческого потенциала на театральных занятиях. Курс рассчитан на 72 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Учебно-тематическое планирование кружка

Наименование раздела,тема

Теория

Практика

Всего часов

Дата

Раздел 1 Азбука театра 6

1

Вводное занятие. Ознакомление детей с правилами техники безопасности

1

1

2

06.09

2

Речевая подготовка . Белоруские народные игры.

2

2

4

13.09

Раздел 2 Театр – искусство коллективное 10

3

Театральные игры. Путешествие с театральной программой, знакомство с театральными профессиями

2

4

6

20.09,27.09,

04.10,11.10

4

Выбор пьесы и обсуждение её с детьми

1

1

2

18.10

5

Распределение ролей

1

1

2

25.10

Раздел 3 Культура и техника речи 16

6

Работа над выразительностью речи

2

2

4

01.11,08.11

7

Работа над отдельными эпизодами

2

2

4

15.11,22.11

8

Чтение в лицах

1

1

2

29.11

9

Эскизы декораций


2

2

06.12

10

Эскизы костюмом


2

2

13.12

11

Музыкальное оформление пьесы

1

1

2

20.12

Раздел 4 Ритмопластика 26

12

Репетиция отдельных картин. Игра мимики и жестов


2

2

4

27.12

13

Пластические игры и упражнения. Игра рук и движений без слов. Игра «Интересные басни». Тест «Театр вокруг нас.

2

4

6

03.01,10.01,17.01

14

Репетиция всего спектакля

2

10

12

24.01,31.01,07.02,

14,02,21,02,28.02

15

Генеральная репетиц. Свобода движений на сцене. Презентация спектакля. Обсуждение спектак.

2

4

6

07.03,14.03,21.03

Раздел 5 Обобщение и систематизация знаний 14

16

Театр, как вид искусства Премьера спектакля

1

1

2

28.03

17

Актёрское мастерство Летопись драматического кружка: фотовыставка

3

3

6

04.04,11.04,18.04

18

Инсценирование мини-сценок

1

1

2

25.04

19

Показ мини-сценок в детском саду

1

1

2

02.05

20

Итоговое занятие



2

16.05


Итого



72




Содержание изучаемого курса

Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки театральных инсценировок для детей и взрослых. В рамках кружка предусмотрены показательные чтения стихов и их последующее обсуждение, постановка театральных миниатюр. Учащиеся кружка будут принимать активное участие в организации общешкольных мероприятий. Важная роль отводится непосредственно репетициям, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка.

Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов:

Раздел 1. Введение. Азбука театра.

Театр – как вид искусства.

Театр – одно из древнейших искусств.

Родина театрального искусства.

Народные истоки театрального искусства – обряды, игры, праздники.

Охотничье маскирование.

Культ предков.

Возникновение русского театра.

Скоморохи – первые профессиональные актеры.

Возникновение театра в г.Пинске.

Практическая работа

Беседы с учащимися: «Что такое театр?», «Театр в твоей жизни», «Зачем люди ходят в театр?».

Викторина «Сдаем экзамен на воспитанность» (по правилам поведения в театре, кино).

Белорусские народные игры; игры – импровизации.

Раздел 2. Театр – искусство коллективное.

Путешествие по театральной программке.

Знакомство с театральными профессиями: актер, режиссер-постановщик, художник, декоратор, костюмер, гример, бутафор, суфлер, капельдинер и другие.

 Оформление спектакля: свет, шум, декорационное искусство.

Практическая работа

Работа в творческих мастерских: костюмерный цех, цех по изготовлению декораций и т. д.

Конкурсы по актерскому мастерству.

Актерские разминки.

Театральные игры:  общеразвивающие, специальные (см. приложение)

Разыгрывание мини-сценок.

Раздел 3. Культура и техника речи.

Выразительность речи – основное требование к языку актеров.

Языковые средства выразительности речи.

Речевое дыхание, артикуляция, голос, дикция.

Громкость речи.

Основной тон высказывания. Какой окраски твой голос?

Практическая работа

Дыхательные и артикуляционные упражнения.

Дикционные упражнения.

Творческие игры со словами.

Скороговорки, считалки.

Диалоги.

Речевые ситуации, их анализ.

Создание, репетиции  и постановки мини-спектаклей на сказочные сюжеты.

Раздел 4. Ритмопластика.

Неязыковые средства выразительности.

Игра мимики и жестов.

Свобода выразительности движений.

Практическая работа

Имитационные речевые игры.

Пластические игры и упражнения.



Раздел 5 Обобщение и систематизация знаний


Повторение теоретических знаний о возникновении театра, как вида искусства; о театральных профессиях, первых профессиональных актерах.

Постановка спектакля по сказочным сюжетам.

Летопись школьного театра: фотовыставка.


Методическое обеспечение программы:


1.Методические виды продукции (разработки игр, бесед, конкурсов и т. д.);

2.Мультимедийные пособия и разработки;

3.Рекомендации по проведению практических занятий:


. Дикция. Орфоэпия.

В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.

          • Логика чтения. Логические паузы.

Вычленение логической стороны звучания необходимо и постоянно совершенствовать. Средством воссоздания логического скелета читаемого, произносимого текста является расчленения его на части, осуществление логических ударений в пределах этих частей, изменение темпа произнесения речевых тактов, звеньев, кусков.

          • Речевой слух.

Понятие о речевом слухе включает в себя совокупность таких компонентов:

  • Физический слух – способность воспринимать звуки разной степени громкости и силы;

  • Фонематический слух – способность различать и воссоздавать все речевые звуки в соответствии с требованиями фонетической системы данного языка;

  • Звуковысотный слух – способность ощущать и воссоздавать мелодичность (мелодику) речи, характер интонации, чувство темпа и ритма.

Наличие этих способностей обеспечивает развитие умения пользоваться «шестью рычагами»:

Громче – тише,

Выше – ниже,

Быстрее – медленнее.

Голос – одежда живой речи, а душой является интонация.

Волшебный посредник – видение образа.

Если сам чтец, актер не будет ясно видеть перед собою те образы, которые он хочет передать аудитории, которыми он стремится увлечь воображение своих слушателей, эти образы не смогут «увидеть» и слушатели, зрители, а сами слова, не освещенные внутренним представлением, будут скользить мимо их сознания и воображения. Они останутся только сочетанием звуков, обозначающими понятия. Но смысл этих понятий и их значение, выявлены не будут.

Видение поэта – посредник между жизнью и произведением в процессе его создания, благодаря видению устанавливается действенная связь между поэтическим творением и чтецом, видение содействует установленным контактам между исполнителем и зрителем, слушателем. Пропускать через себя, в своем воображении, видение образа.

Механизм видения не всегда срабатывает, так как люди делятся на три категории, три типа:

Образный (сигналы I сигн. системы);

Мыслительный (II сигн. Системы);

Средний.

Поэтому художественное воображение, видение, надо развивать.

  • Позиция и поза.

.Позиция – принципиальное отношение к кому-либо или чему-либо.

  • Поза – это перенесение, перевоплощение, чтобы лучше, ярче, убедительнее изобразить то или иное явление, демонстрируя свое к нему отношение. Исполнителю необходимо уяснить позицию автора и уточнить свою, которая может совпадать, а может и не совпадать с авторской.

  • Поза и авторская и исполнительская может быть доброжелательной и недоброжелательной, дружественной и враждебной, она может отображать одобрение или отрицание, осуждение.

  • Людям, лишенным чувства юмора, бывает просто невмоготу принять чужую позу, говоря, что они «не умеют и не хотят лицемерить». Но занимающему позу обличителя какого-либо недостатка не грозит опасность заразиться этим пороком.

  • Истинная артистичность состоит в способности быстро и свободно переходить из одного душевного состояния в другое. Эту способность необходимо поддерживать и развивать, во избежание эмоциональной глухоты, бесчувствия.

  • Основой дикламационного искусства должен быть ритм.

  • Задача исполнителя состоит в том, чтобы пробуждать реакцию слушателя – зрителя на ритм. Владение ритмом, живым пульсом стиха дает необходимое для чтения стиха естественность и разнообразие. Чтобы ритмом овладеть надо его уловить и ощутить.

Предполагаемые результаты:

К концу учебного года обучения ученик:


ЗНАЕТ:

1. Что такое театр

2. Чем отличается театр от других видов искусств

3. С чего зародился театр

4. Какие виды театров существуют

5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)


ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:


1. Об элементарных технических средствах сцены

2. Об оформлении сцены

3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале


УМЕЕТ:


1. Направлять свою фантазию по заданному руслу

2. Образно мыслить

3. Концентрировать внимание

4. Ощущать себя в сценическом пространстве


ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:


1. Общения с партнером (одноклассниками)

2. Элементарного актёрского мастерства

3. Образного восприятия окружающего мира

4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

5. Коллективного творчества

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!