Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
« Селинская средняя общеобразовательная школа»
Дмитриевского района Курской области
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ___________/Н.А. Басенко/ «31» августа 2019 г. | «Утверждено» Педагогическим советом школы протокол № _____ от «_____» _______ 2019 г. | «Введено в действие» приказ № _______ от «___» __________2019 г. Директор МКОУ «Селинская СОШ» ______________/В.В. Воробьёва/ |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
технической направленности
«Лего-конструирование»
Возраст обучающихся: 8-11 лет, 12-14 лет, 17 лет
Срок реализации: 1 год
Программу разработала:
Автор – составитель:
Солопова Людмила Николаевна,
село Селино
2019 г.
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Лего – конструирование» составлена с учетом ФГОС НОО. Так как одним из образовательных результатов является умение конструировать, а разработанных готовых программ нет, появилась необходимость в создании объединения, который мог бы привить учащимся эти навыки.
Направленность дополнительной образовательной программы: техническая
Актуальность программы заключается в том, что работа с образовательными конструкторами ЛЕГО позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.
Применение конструкторов ЛЕГО в школе, позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу
Отличительной особенностью данной программы является развитие коммуникативных умений в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей
Адресат программы
Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста 1 группа(2-4 класс), 2 группа - учащихся 5-6 классов, 3 группа – учащиеся 11 класса.
Объем и сроки освоения программы
Занятия в 1 группе проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (68 часов), во 2 группе 1 раз в неделю по 1 часу (35 часов) и в 3 группе 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа). Количественный состав групп: 9 человек (1 группа), 7 человек (2 группа), 2 человека (3 группа).
Продолжительность академического часа – 45 минут
Форма обучения: очная
Основные цели обучения:
Исследование, моделирование и конструирование решений.
Вовлечение учеников в изучение предметов естественно-научного цикла с помощью практико-ориентированного подхода.
Развитие базовых навыков программирования и алгоритмического мышления.
Развитие навыков совместной работы, коммуникативных и презентационных компетенций, умения аргументированно представить свою точку зрения.
Развитие критического мышления, навыков поиска решений поставленных задач.
Использование научного подхода при изучении физических явлений и законов.
Задачи программы:
Развивать регулятивную структуры деятельности, включающую целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
Сформировать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
Развивать коммуникативную компетентность школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества);
Развивать индивидуальные способности ребенка;
Изучить детали простых механизмов;
Повысить интерес к учебным предметам посредством конструктора ЛЕГО.
Перспективы развития программы
Решение поставленных задач позволит создать в МАОУ СОШ №12 условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности младших школьников на основе ЛЕГО - конструирования в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе младшего школьного возраста начальные технические навыки.
Методы преподавания: занятия включают лекционную и практическую часть. Важной составляющей каждого занятия является самостоятельная работа.
Основные методы – индивидуальная и совместная творческая работа.
Для развития познавательной активности детей, творческой инициативы у младших школьников используется метод проектов.
В рамках программы деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов. На занятиях дети создают свои истории. Каждое занятие начинается со слов «Создай свою историю».
Виды организации занятий:
По образцу
По карточкам
По собственному замыслу
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать.
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
Конструирование тесно связано с учебными дисциплинами.
Предметными результатами изучения программы «Лего-конструирование» является формирование следующих знаний и умений:
Учащиеся должны научиться:
- простейшим основам механики
- видам конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижным соединениям деталей;
- технологической последовательности изготовления несложных конструкций
Обучающийся получит возможность научиться:
- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей.
- реализовывать творческий замысел.
Метапредметными результатами изучения курса «Лего-конструирование» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
определять, различать и называть детали конструктора,
конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные УУД:
уметь работать по предложенным инструкциям.
умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять
обязанности.
Программа содержит разделы:
Моделирование транспорта
Моделирование архитектуры
Моделирование космоса
Моделирование флоры и фауны.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
«ЛЕГО-конструирование»
Организация выставки лучших работ.
Представление собственных моделей.
Ожидаемые успехи и достижения
1. Устойчивый интерес к конструированию, технике;
2. Способность быстро и эффективно решить творческую задачу на заданную тему;
3. Умение легко собрать собственную модель и по готовой схеме;
4. Четкая речь и культура речевого поведения.
Календарно – тематическое планирование
1 группа
№ п/п | Тема | Дата проведения |
1 | Знакомство с ЛЕГО – деталями. | |
2 | Диктант ЛЕГО. | |
3 | Мир ЛЕГО – фантазий. | |
4 | Фантазируем! | |
5 | ЛЕГО – сочинители. Загадки. | |
6 | Путешествие во времени: деревянные дома. | |
7 | Путешествие во времени: замки. | |
8 | Путешествие во времени: дома сегодня. | |
9 | Путешествие во времени: дома будущего. | |
10 | Строим город (коллективная работа). | |
11 | 7 чудес света. | |
12 | Зоопарк. | |
13 | Фантастические животные. | |
14 | Новый год. | |
15 | Диктант ЛЕГО. Работа со схемами. | |
16 | ЛЕГО – мозаика. | |
17 | Храмы. | |
18 | Знакомство с мелкими деталями ЛЕГО. | |
19 | Виды крепежей. Простые модели. | |
20 | Комические модели. Игра. | |
21 | Весна! Модели цветов. | |
22 | Подарок маме. | |
23 | Рассказы Носова. Сюжетно-ролевая игра. | |
24 | Рассказы Носова. Сюжетно-ролевая игра. | |
25 | Комические модели. | |
26 | Транспорт. | |
27 | Улицы города. | |
28 | Авиатехника. | |
29 | Авиатехника. | |
30 | Военная техника. | |
31 | Военная техника. | |
32 | Парад побед. | |
33 | Фантазируем! | |
34 | Фантазируем! | |
ИТОГО: | 34 |
2 группа
№ п/п | Тема | Дата проведения |
1 | Знакомство с ЛЕГО - конструктором. | |
2 | Знакомство с ЛЕГО – деталями. | |
3 | Работа по технологической карте (простые механизмы). | |
4 | Применение простых механизмов. | |
5 | Равновесие. | |
6 | Ременная передача. | |
7 | Создание собственной модели с ременной передачей. | |
8 | Старинные автомобили. Групповая работа. | |
9 | Цепная передача. | |
10 | Военная техника. | |
11 | Взаимодействие механизмов. | |
12 | Групповая работа: парк развлечений. | |
13 | Подъемные механизмы. | |
14 | Групповая работа: техника на службе у людей. | |
15 | Снегокаты. | |
16 | На фабрике. | |
17 | Погрузчики. | |
18 | Конвейеры. | |
19 | Краны. | |
20 | Штамповщик. | |
21 | Групповая работа: модель фабричного цеха. | |
22 | Бытовая техника: миксер. | |
23 | Бытовая техника: машина для отжима белья. | |
24 | Бытовая техника: стиральная машина. | |
25 | Групповая работа: уютный дом. | |
26 | Космос. | |
27 | Космическая техника. | |
28 | Групповая работа: изучаем космос. | |
29 | Модель космического корабля в будущем. | |
30 | ЛЕГО – викторина: Что? Где? Когда? | |
31 | Создание ЛЕГО – газеты: «Итоги года». | |
32-35 | Фантазируй! | |
ИТОГО | 35 |
3 группа
№ п/п | Тема | Дата проведения |
1 | Знакомство с ЛЕГО – деталями. | |
2 | Знакомство с ЛЕГО – деталями. | |
3 | Сила и энергия. | |
4 | Сохранение энергии. | |
5 | Преобразование энергии. | |
6 | Сборка модели по образцу. Объяснение принципа работы механизма. | |
7 | Групповая работа: машина на аккумуляторе. | |
8 | Солнечная энергия. | |
9 | Автомобиль на солнечных батарейках. | |
10 | Солнечная энергия: теплица (групповая работа). | |
11 | Энергия ветра: ветряки. | |
12 | Энергия ветра: парусник (групповая работа). | |
13 | Энергия воды: водяная мельница. | |
14 | Энергия воды: водяная мельница. | |
15 | Альтернативные виды энергии на службе у людей (групповая работа). | |
16 | Альтернативные виды энергии на службе у людей (групповая работа). | |
17 | ЛЕГО – мозаика: экологические знаки. | |
18 | Создание ЛЕГО – газеты: «Спасем мир!». | |
19 | Роботехника: умный дом (сборка модели). | |
20 | Роботехника: умный дом. | |
21 | Роботехника: роботы – насекомые (сборка модели). | |
22 | Роботехника: роботы – насекомые. | |
23 | Роботехника: автокар (сборка модели). | |
24 | Роботехника: автокар. Автопробег с препятствиями. | |
25 | Роботехника: модель робота (сборка модели). | |
26 | Роботехника: модель робота. | |
27 | Роботехника: шагающий робот(сборка модели). | |
28 | Роботехника: шагающий робот. | |
29 | Роботехника: сборка групповой модели. Защита работ. | |
30 | Создание ЛЕГО – газеты: «В мире роботов». | |
31 | Фантазируй! | |
32-34 | Фантазируй! | |
ИТОГО: | 34 |
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график
Календарный учебный график __________ года обучения
реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы
«ЛЕГО – конструирование» на 2019 – 2020 учебный год
| Перечень образовательной деятельности по годам обучения | Формы и сроки проведения | Всего |
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
1 | Учебные занятия: теория практика | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
2 | Учебно-тренировочные занятия | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
3 | Конкурсы | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
4 | Повторение | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
5 | Промежуточная аттестация | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
6 | Каникулярный период | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| Итого: | | | | | | | | | | |
Условия реализации программы:
Курс предполагает использование образовательных конструкторов ЛЕГО как инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию на занятиях кружка «Лего – конструирование» с элементами программирования. Для занятий используются: Базовый набор WeDo 2.0, ПО и Комплект учебных проектов представляют собой готовое образовательное решение, поощряющее любопытство учеников и развивающее их навыки научной деятельности, инженерного проектирования и программирования. Базовый набор поставляется в удобной для использования в классе пластиковой коробке. В комплект поставки входят: СмартХаб WeDo 2.0, электромотор, датчики движения и наклона, детали LEGO, лотки и наклейки для сортировки деталей.
Простое и понятное в использовании ПО WeDo 2.0 представляет собой отличный инструмент для изучения учениками начальной школы научного метода, моделирования реальности, проведению исследовательских и дизайнерских работ. Это ПО также как нельзя лучше подойдет для изучения алгоритмического мышления и программирования. Помимо удобного и красочного визуального языка программирования программное обеспечение WeDo 2.0 предлагает удобные инструменты для документирования проектной деятельности учеников.
Сроки реализации программы – 1 год
Формы аттестации и контроля
Формы аттестации/контроля | Формы отслеживания и фиксации образовательных ресурсов | Формы предъявления и демонстрации образовательных ресурсов |
Самостоятельная работа Творческая работа Проектная работа Коллективный анализ работ Творческий проект и его защита | Журнал посещаемости Отзывы детей и родителей Аналитический материал Готовые работы | Аналитические справки Готовые изделия Конкурсы Защиты творческих работ Открытые занятия Отчёты в прессе |
Формы контроля
1. Входной контроль
2. Текущий контроль
❖ устные;
❖ практические;
❖ индивидуальные;
❖ наблюдения.
3.Тематический (практические; индивидуальные и фронтальные; комбинированные;
самоконтроль.
4. Итоговый контроль.
Контрольно-измерительные материалы
диагностический инструментарий (тестовые задания, анкеты, опросники и т.п.);
методики контроля;
папки контрольных заданий.
Методические материалы
❖ методы обучения (словесный, наглядный практический, объяснительно-иллюстративный,репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный, игровой, дискуссионный, проблемный) и воспитания;
❖ формы организации образовательного процесса (индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая);
❖ формы организации учебного занятия (выставка, защита проектов, игра, мастер-класс, «мозговой штурм»)
❖ педагогические технологии;
алгоритм учебного занятия;
дидактические материалы.
Список литературы
1. Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие. - Пересказ с англ.-М.: Инт, 1998.
2. С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009.
3. «Уроки Лего –конструирования в школе», Злаказов А.С., Горшков Г.А., 2011 г., БИНОМ.
Интернет-ресурсы:
http://9151394.ru/?fuseaction=proj.lego
http://9151394.ru/index.php?fuseaction=konkurs.konkurs
http://www.lego.com/education/
http://www.wroboto.org/
http://www.roboclub.ru/
http://robosport.ru/
http://lego.rkc-74.ru/
http://legoclab.pbwiki.com/
http://www.int-edu.ru/