СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Лего – конструирование»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности «Лего – конструирование» составлена с учетом ФГОС НОО. Так как одним из образовательных результатов является умение конструировать, а разработанных готовых программ нет, появилась необходимость в создании объединения, который мог бы привить учащимся эти навыки.

Направленность дополнительной образовательной программы: техническая

Актуальность программы заключается в том, что работа с образовательными конструкторами ЛЕГО  позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.

 Применение конструкторов ЛЕГО в школе, позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Лего – конструирование»»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

« Селинская средняя общеобразовательная школа»

Дмитриевского района Курской области



«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР

___________/Н.А. Басенко/

«31» августа 2019 г.

«Утверждено»

Педагогическим советом школы протокол № _____

от «_____» _______ 2019 г.


«Введено в действие»

приказ № _______

от «___» __________2019 г.

Директор МКОУ «Селинская СОШ» ______________/В.В. Воробьёва/






Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

технической направленности

«Лего-конструирование»


Возраст обучающихся: 8-11 лет, 12-14 лет, 17 лет

Срок реализации: 1 год





Программу разработала:

Автор – составитель:

Солопова Людмила Николаевна,






село Селино

2019 г.

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»


Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности «Лего – конструирование» составлена с учетом ФГОС НОО. Так как одним из образовательных результатов является умение конструировать, а разработанных готовых программ нет, появилась необходимость в создании объединения, который мог бы привить учащимся эти навыки.

Направленность дополнительной образовательной программы: техническая

Актуальность программы заключается в том, что работа с образовательными конструкторами ЛЕГО позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.

Применение конструкторов ЛЕГО в школе, позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу

Отличительной особенностью данной программы является развитие коммуникативных умений в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.

Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей

Адресат программы

Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста 1 группа(2-4 класс), 2 группа - учащихся 5-6 классов, 3 группа – учащиеся 11 класса.


Объем и сроки освоения программы

Занятия в 1 группе проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (68 часов), во 2 группе 1 раз в неделю по 1 часу (35 часов) и в 3 группе 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа). Количественный состав групп: 9 человек (1 группа), 7 человек (2 группа), 2 человека (3 группа).

Продолжительность академического часа – 45 минут

Форма обучения: очная

Основные цели обучения:

  • Исследование, моделирование и конструирование решений.

  • Вовлечение учеников в изучение предметов естественно-научного цикла с помощью практико-ориентированного подхода.

  • Развитие базовых навыков программирования и алгоритмического мышления.

  • Развитие навыков совместной работы, коммуникативных и презентационных компетенций, умения аргументированно представить свою точку зрения.

  • Развитие критического мышления, навыков поиска решений поставленных задач.

  • Использование научного подхода при изучении физических явлений и законов.

Задачи программы: 

  1. Развивать регулятивную структуры деятельности, включающую целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; 

  2. Сформировать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

  3. Развивать коммуникативную компетентность школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества);

  4. Развивать индивидуальные способности ребенка; 

  5. Изучить детали простых механизмов; 

  6. Повысить интерес к учебным предметам посредством конструктора ЛЕГО.

Перспективы развития программы

Решение поставленных задач позволит создать в МАОУ СОШ №12 условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности младших школьников на основе ЛЕГО - конструирования в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе младшего школьного возраста начальные технические навыки.

Методы преподавания: занятия включают лекционную и практическую часть. Важной составляющей каждого занятия является самостоятельная работа.

Основные методы – индивидуальная и совместная творческая работа.

Для развития познавательной активности детей, творческой инициативы у младших школьников используется метод проектов.

В рамках программы деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов. На занятиях дети создают свои истории. Каждое занятие начинается со слов «Создай свою историю».



Виды организации занятий:

  • По образцу

  • По карточкам

  • По собственному замыслу

Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). 
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать. 
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности. 

Конструирование тесно связано с учебными дисциплинами.
Предметными результатами изучения программы «Лего-конструирование» является формирование следующих знаний и умений:

Учащиеся должны научиться:

- простейшим основам механики

- видам конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижным соединениям деталей;

- технологической последовательности изготовления несложных конструкций

Обучающийся получит возможность научиться:

- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей.

- реализовывать творческий замысел.

Метапредметными результатами изучения курса «Лего-конструирование» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 

Познавательные УУД

  • определять, различать и называть детали конструктора, 

  • конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему. 

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. 

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;

Регулятивные УУД: 

  • уметь работать по предложенным инструкциям. 

  • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. 

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; 



Коммуникативные УУД: 

  • уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о построенной модели. 

  • уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять

  • обязанности. 

Программа содержит разделы:

  1. Моделирование транспорта

  2. Моделирование архитектуры

  3. Моделирование космоса

  4. Моделирование флоры и фауны.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

«ЛЕГО-конструирование»

  1. Организация выставки лучших работ.

  2. Представление собственных моделей.

Ожидаемые успехи и достижения

1. Устойчивый интерес к конструированию, технике;

2. Способность быстро и эффективно решить творческую задачу на заданную тему;

3. Умение легко собрать собственную модель и по готовой схеме;

4. Четкая речь и культура речевого поведения.



Календарно – тематическое планирование

1 группа

п/п

Тема

Дата проведения

1

Знакомство с ЛЕГО – деталями.


2

Диктант ЛЕГО.


3

Мир ЛЕГО – фантазий.


4

Фантазируем!


5

ЛЕГО – сочинители. Загадки.


6

Путешествие во времени: деревянные дома.


7

Путешествие во времени: замки.


8

Путешествие во времени: дома сегодня.


9

Путешествие во времени: дома будущего.


10

Строим город (коллективная работа).


11

7 чудес света.


12

Зоопарк.


13

Фантастические животные.


14

Новый год.


15

Диктант ЛЕГО. Работа со схемами.


16

ЛЕГО – мозаика.


17

Храмы.


18

Знакомство с мелкими деталями ЛЕГО.


19

Виды крепежей. Простые модели.


20

Комические модели. Игра.


21

Весна! Модели цветов.


22

Подарок маме.


23

Рассказы Носова. Сюжетно-ролевая игра.


24

Рассказы Носова. Сюжетно-ролевая игра.


25

Комические модели.


26

Транспорт.


27

Улицы города.


28

Авиатехника.


29

Авиатехника.


30

Военная техника.


31

Военная техника.


32

Парад побед.


33

Фантазируем!


34

Фантазируем!


ИТОГО:

34





2 группа



п/п

Тема

Дата проведения

1

Знакомство с ЛЕГО - конструктором.


2

Знакомство с ЛЕГО – деталями.


3

Работа по технологической карте (простые

механизмы).


4

Применение простых механизмов.


5

Равновесие.


6

Ременная передача.


7

Создание собственной модели с ременной передачей.


8

Старинные автомобили. Групповая работа.


9

Цепная передача.


10

Военная техника.


11

Взаимодействие механизмов.


12

Групповая работа: парк развлечений.


13

Подъемные механизмы.


14

Групповая работа: техника на службе у людей.


15

Снегокаты.


16

На фабрике.


17

Погрузчики.


18

Конвейеры.


19

Краны.


20

Штамповщик.


21

Групповая работа: модель фабричного цеха.


22

Бытовая техника: миксер.


23

Бытовая техника: машина для отжима белья.


24

Бытовая техника: стиральная машина.


25

Групповая работа: уютный дом.


26

Космос.


27

Космическая техника.


28

Групповая работа: изучаем космос.


29

Модель космического корабля в будущем.


30

ЛЕГО – викторина: Что? Где? Когда?


31

Создание ЛЕГО – газеты: «Итоги года».


32-35

Фантазируй!


ИТОГО

35











3 группа

п/п

Тема

Дата проведения

1

Знакомство с ЛЕГО – деталями.


2

Знакомство с ЛЕГО – деталями.


3

Сила и энергия.


4

Сохранение энергии.


5

Преобразование энергии.


6

Сборка модели по образцу. Объяснение принципа работы механизма.


7

Групповая работа: машина на аккумуляторе.


8

Солнечная энергия.


9

Автомобиль на солнечных батарейках.


10

Солнечная энергия: теплица (групповая работа).


11

Энергия ветра: ветряки.


12

Энергия ветра: парусник (групповая работа).


13

Энергия воды: водяная мельница.


14

Энергия воды: водяная мельница.


15

Альтернативные виды энергии на службе у людей

(групповая работа).


16

Альтернативные виды энергии на службе у людей

(групповая работа).


17

ЛЕГО – мозаика: экологические знаки.


18

Создание ЛЕГО – газеты: «Спасем мир!».


19

Роботехника: умный дом (сборка модели).


20

Роботехника: умный дом.


21

Роботехника: роботы – насекомые (сборка модели).


22

Роботехника: роботы – насекомые.


23

Роботехника: автокар (сборка модели).


24

Роботехника: автокар. Автопробег с препятствиями.


25

Роботехника: модель робота (сборка модели).


26

Роботехника: модель робота.


27

Роботехника: шагающий робот(сборка модели).


28

Роботехника: шагающий робот.


29

Роботехника: сборка групповой модели. Защита работ.


30

Создание ЛЕГО – газеты: «В мире роботов».


31

Фантазируй!


32-34

Фантазируй!


ИТОГО:

34





Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

Календарный учебный график

Календарный учебный график __________ года обучения

реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы

«ЛЕГО – конструирование» на 2019 – 2020 учебный год


Перечень образовательной деятельности по годам обучения

Формы и сроки проведения



Всего

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май


1

Учебные занятия:

теория

практика































2

Учебно-тренировочные занятия































3

Конкурсы































4

Повторение































5

Промежуточная аттестация































6

Каникулярный период
































Итого:













Условия реализации программы:

Курс предполагает использование образовательных конструкторов ЛЕГО как инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию на занятиях кружка «Лего – конструирование» с элементами программирования. Для занятий используются: Базовый набор WeDo 2.0, ПО и Комплект учебных проектов представляют собой готовое образовательное решение, поощряющее любопытство учеников и развивающее их навыки научной деятельности, инженерного проектирования и программирования. Базовый набор поставляется в удобной для использования в классе пластиковой коробке. В комплект поставки входят: СмартХаб WeDo 2.0, электромотор, датчики движения и наклона, детали LEGO, лотки и наклейки для сортировки деталей.

Простое и понятное в использовании ПО WeDo 2.0 представляет собой отличный инструмент для изучения учениками начальной школы научного метода, моделирования реальности, проведению исследовательских и дизайнерских работ. Это ПО также как нельзя лучше подойдет для изучения алгоритмического мышления и программирования. Помимо удобного и красочного визуального языка программирования программное обеспечение WeDo 2.0 предлагает удобные инструменты для документирования проектной деятельности учеников.

Сроки реализации программы – 1 год


Формы аттестации и контроля


Формы аттестации/контроля

Формы отслеживания и фиксации образовательных ресурсов

Формы предъявления и демонстрации образовательных ресурсов

Самостоятельная работа

Творческая работа

Проектная работа

Коллективный анализ работ

Творческий проект и его защита


Журнал посещаемости

Отзывы детей и родителей

Аналитический материал

Готовые работы

Аналитические справки

Готовые изделия

Конкурсы

Защиты творческих работ

Открытые занятия

Отчёты в прессе


Формы контроля

1. Входной контроль

2. Текущий контроль

❖ устные;

❖ практические;

❖ индивидуальные;

❖ наблюдения.

3.Тематический (практические; индивидуальные и фронтальные; комбинированные;

самоконтроль.

4. Итоговый контроль.





Контрольно-измерительные материалы

  • диагностический инструментарий (тестовые задания, анкеты, опросники и т.п.);

  • методики контроля;

  • папки контрольных заданий.

Методические материалы

❖ методы обучения (словесный, наглядный практический, объяснительно-иллюстративный,репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный, игровой, дискуссионный, проблемный) и воспитания;

❖ формы организации образовательного процесса (индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая);

❖ формы организации учебного занятия (выставка, защита проектов, игра, мастер-класс, «мозговой штурм»)

❖ педагогические технологии;

алгоритм учебного занятия;

дидактические материалы.

Список литературы



1. Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие. - Пересказ с англ.-М.: Инт, 1998.

2. С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009.

3. «Уроки Лего –конструирования в школе», Злаказов А.С., Горшков Г.А., 2011 г., БИНОМ.

Интернет-ресурсы:

  1. http://9151394.ru/?fuseaction=proj.lego

  2. http://9151394.ru/index.php?fuseaction=konkurs.konkurs

  3. http://www.lego.com/education/

  4. http://www.wroboto.org/

  5. http://www.roboclub.ru/

  6. http://robosport.ru/

  7. http://lego.rkc-74.ru/

  8. http://legoclab.pbwiki.com/

  9. http://www.int-edu.ru/