Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Путешествуя по Германии»
для 5-х классов
на 2021/2022 учебный год
количество часов в неделю:1
количество часов в год: 34
2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Путешествуя по Германии»
для 5-х классов составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Приказом Министерства и образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 №1897
Учебник, на который ориентирована рабочая программа М.М. Аверин, Ф. Джин, Л.Роман УМК «Горизонт» для 5 класса. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2013.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предметные результаты освоения обучающимися предмета:
формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
А. В коммуникативной сфере (то есть владение вторым иностранным языком как средством общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорении
умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
аудировании
воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/интервью);
воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку и контекст краткие, несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты с выделением нужной/ интересующей информации;
чтении
читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания;
читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (выборочного перевода, языковой догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык), а также справочных материалов;
читать аутентичные тексты с выборочным пониманием нужной/интересующей информации;
письменной речи
заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка;
составлять план, тезисы устного или письменного сообщения.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами и действиями с ними):
применение правил написания изученных слов;
адекватное произношение и различение на слух всех звуков второго иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
Социокультурная компетенция
знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; их применение в стандартных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка; знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
Компенсаторная компетенция
Умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Б. В познавательной сфере:
умение сравнивать языковые явления родного и изучаемых иностранных языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
владение приемами работы с текстом: умение пользоваться определенной стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах изучаемой тематики;
В. В ценностно-ориентационной сфере:
представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, как основе культуры мышления;
представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах.
Г. В эстетической сфере:
владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на втором иностранном языке;
развитие чувства прекрасного при знакомстве с образцами живописи, музыки, литературы стран изучаемых иностранных языков.
Д. В трудовой сфере
Умение рационально планировать свой учебный труд и работать в соответствии с намеченным планом.
Е. В физической сфере
Стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
Выпускник научится:
вести диалог (диалог этикетного характер, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию; комбинированный диалог) в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться:
вести диалог-обмен мнениями;
брать и давать интервью;
вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т. д.)
Говорение. Монологическая речь
Выпускник научится:
строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики;
описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы);
давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/план/вопросы;
описывать картинку/фото с опорой или без опоры на ключевые слова/план/вопросы.
Выпускник получит возможность научиться:
делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/прослушанному;
кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т. п.)
кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Аудирование
Выпускник научится:
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.
Выпускник получит возможность научиться:
выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.
Чтение
Выпускник научится:
читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащие отдельные неизученные языковые явления;
читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/интересующую/запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде;
читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале;
выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.
Выпускник получит возможность научиться:
устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте;
восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов.
Письменная речь
Выпускник научится:
заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т. д.);
писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, выражать пожелания (объемом 30-40 слов, включая адрес);
писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 120 слов, включая адрес);
писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/план.
Выпускник получит возможность научиться:
делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмо-стимул;
составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности;
писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т. п.).
Языковые навыки и средства оперирования ими
Орфография и пунктуация
Выпускник научится:
правильно писать изученные слова;
правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения;
расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться:
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:
различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова изучаемого иностранного языка;
соблюдать правильное ударение в изученных словах;
различать коммуникативные типы предложений по их интонации;
членить предложение на смысловые группы;
адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение; общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), в том числе, соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах.
Выпускник получит возможность научиться:
выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации;
различать британские и американские варианты английского языка в прослушанных высказываниях.
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах тематики основной школы;
употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
соблюдать существующие в английском языке нормы лексической сочетаемости;
распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения и конверсии в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей:
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы;
знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;
распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы;
распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам;
использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/ родным языком, по словообразовательным элементам.
Грамматическая сторона речи
Выпускник научится:
оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте:
распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные;
распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке;
распознавать и употреблять в речи предложения с начальным It;
использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени;
распознавать и употреблять в речи условные предложения реального характера и нереального характера;
распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе, образованные по правилу, и исключения;
распознавать и употреблять в речи существительные с определенным/неопределенным/нулевым артиклем;
распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (в именительном и объектном падежах, в абсолютной форме), притяжательные, возвратные, указательные, неопределенные и их производные, относительные, вопросительные;
распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения;
распознавать и употреблять в речи наречия времени и образа действия и слова, выражающие количество; наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу и исключения;
распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные;
распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного залога;
распознавать и употреблять в речи различные грамматические средства для выражения будущего времени;
распознавать и употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты;
распознавать и употреблять в речи глаголы в следующих формах страдательного залога;
распознавать и употреблять в речи предлоги места, времени, направления; предлоги, употребляемые при глаголах в страдательном залоге.
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать сложноподчиненные предложения распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами;
распознавать и употреблять в речи определения, выраженные прилагательными, в правильном порядке их следования;
распознавать и употреблять в речи глаголы во временных формах действительного залога;
распознавать и употреблять в речи глаголы в формах страдательного залога ;
Социокультурные знания и умения
Выпускник научится:
употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
представлять родную страну и культуру на английском языке;
понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала
Выпускник получит возможность научиться:
использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;
находить сходство и различие в традициях родной страны и страны/стран изучаемого языка.
Компенсаторные умения
Выпускник научится:
• выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос при говорении.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении;
пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Урок-игра;
Групповая работа;
Дискуссия.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание обучения организуется исходя из сфер общения и их предметно- тематического содержания, определяемых государственным стандартом общего среднего образования и учебной программой по иностранным языкам для данного этапа обучения. В содержании данного курса представлены типичные ситуации этикетного общения, основные коммуникативные задачи и речевые функции, реализуемые в ходе общения.
Систематизация сведений о стране изучаемого языка
Формулы этикета в ситуации «знакомство», принятые в немецкоговорящих странах
Знакомство с немецким языком и немецко-говорящими странами (их географическое положение, столицы, великие люди)
Речевые образцы:
Wie heißt du? Wie bitte? Ich heiße…
Ich komme aus Russland. Ich bin aus Moskau. Und du?
Учимся в игре
Инсценируем диалоги к ситуации “Знакомство”
Рассказываем и поем о себе
Устный счет (примеры на сложение и вычитание)
Представляем свою семью (семейный альбом)
Речевые образцы:
Grüß dich!
Wer bist du? -Ich bin…
Wie heißt du? -Ich heiße…
Wie alt bist du? - Ich bin…
Das ist meine Familie.
Das ist mein Vater. Er heiβt…
Das ist meine Mutter. Sie heiβt… Das bin ich!
• Das ist der Onkel von…
• Wie heiβt dein Bruder / deine Schwester? - Er/sie heiβt...
Wer ist das?
Праздничные традиции Германии
Творческие мастерские
Виртуальные путешествия
Участие в конкурса поделок
Разучивание песенок
Подготовка и проведение викторины
Германия на карте Европы
Города и регионы Германии
Карта Германии и Европы
Немецкоговорящие страны, крупные города
Речевые образцы:
Wie viele seid ihr zu Hause?
Wo wohnt ihr?
Wo liegt das?
Wie ist deine Adresse?
Wie ist deine E-Mail-Adresse?
Где живут немецкие сверстники
Описание дома, квартиры
Оценочная характеристика: цвета, качества
Песня „Was ist denn das?“
Игра для запоминания слов
Речевые образцы:
Das ist die Küche. Sie ist praktisch.
Wie ist das Wohnzimmer? – Es ist gemütlich.
Ist das ein Bett? – Nein, das ist kein Bett, (sondern ein Sofa).
Was ist das? – Das ist…
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п. | Тема | Модуль программы Воспитания «Курса внеурочной деятельности» | Количество часов |
| |
1 | Первое знакомство с немецкоговорящими странами. | День знаний. | 5 |
2 | Магия чисел. | Международный день учителя. | 2 |
3 | Приветствие/прощание. | День добровольца. | 2 |
4 | Череда зимних праздников. | Рождество | 6 |
5 | Работа с географической картой. | День народного единства. | 6 |
6 | Анкетные данные. | День российской науки. | 6 |
7 | Дом, где я живу. | Международный день семьи. | 2 |
8 | Посещение зарубежного сверстника. | Международный день защиты детей | 3 |
9 | Викторина. | День славянской письменности. | 2 |
Итого | | | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата урока | Тема | Количество часов |
| план | факт | | |
Первое знакомство с немецкоговорящими странами. |
1 | 5а -1.09 5б -6.09 5в -7.09 | | Формулы этикета. | 1 |
2 | 5а -8.09 5б -13.09 5в -14.09 | | Знакомство с немецким языком и немецко-говорящими странами. | 1 |
3 | 5а -15.09 5б -20.09 5в -21.09 | | Географическое положение Германии | 1 |
4 | 5а -22.09 5б -27.09 5в -28.09 | | Столица Германии | 1 |
5 | 5а -29.09 5б -4.10 5в -5.10 | | Великие люди Германии. | 1 |
Магия чисел. |
6 | 5а -6.10 5б -11.10 5в -12.10 | | Веселые числительные. | 1 |
7 | 5а -13.10 5б -18.10 5в -19.10 | | Устный счет. | 1 |
| | | Приветствие/прощание. | |
8 | 5а -20.10 5б -25.10 5в -26.10 | | Приветствие. | 1 |
9 | 5а -27.10 5б -8.11 5в -9.11 | | Прощание. | 1 |
Череда зимних праздников. |
10 | 5а -10.11 5б -15.11 5в -16.11 | | Канун Рождества. | 1 |
11 | 5а -17.11 5б -22.11 5в -23.11 | | Новый год. | 1 |
12 | 5а -24.11 5б -29.11 5в -30.11 | | Адвент календарь. | 1 |
13 | 5а -1.12 5б -6.12 5в -7.12 | | Подарки. | 1 |
14 | 5а -8.12 5б -13.12 5в -14.12 | | Игры. | 1 |
15 | 5а -15.12 5б -20.12 5в -21.12 | | Традиции. | 1 |
Работа с географической картой. |
16 | 5а -22.12 5б -27.12 5в -28.12 | | Города и регионы Германии. | 1 |
17 | 5а -29.12 5б -10.01 5в -11.01 | | Карта Германии и Европы. | 1 |
18 | 5а -12.01 5б -17.01 5в -18.01 | | Крупные города. | 1 |
19 | 5а -19.01 5б -24.01 5в -25.01 | | Достопримечательности Германии. | 1 |
20 | 5а -26.01 5б -31.01 5в -1.02 | | Крупные реки Европы. | 1 |
21 | 5а -2.02 5б -7.02 5в -8.02 | | Мое путешествие. | 1 |
Анкетные данные. |
22 | 5а -9.02 5б -14.02 5в -15.02 | | Моя семья. | 1 |
23 | 5а -16.02 5б -21.02 5в -22.02 | | Описание человека. | 1 |
24 | 5а -2.03 5б -28.02 5в -1.03 | | Мой внешний вид. | 1 |
25 | 5а -9.03 5б –7.03 5в -15.03 | | Заполнение анкеты. | 1 |
26 | 5а -16.03 5б -14.03 5в -29.03 | | Задай вопрос. | 1 |
23 | 5а -30.03 5б -28.03 5в -5.04 | | Характеристика. | 1 |
Дом, где я живу. |
28 | 5а -6.04 5б -4.04 5в -12.04 | | Мой дом. | 1 |
29 | 5а -13.04 5б -11.04 5в -19.04 | | Моя комната. | 1 |
Посещение зарубежного сверстника. |
30 | 5а -20.04 5б -18.04 5в -26.04 | | Друг по переписке. | 1 |
31 | 5а -27.04 5б -16.05 5в -17.05 | | В семье у друга. | 1 |
32 | 5а -4.05 5б -23.05 5в -19.05 | | Приемные родители. | 1 |
Викторина. |
33 | 5а -11.05 5б -25.05 5в -24.05 | | Игры. | 1 |
34 | 5а -18.05 5б -30.05 5в -26.05 | | Знатоки немецкого. | 1 |