Утверждена:
Директор ОУ
_______________/ _____________/
(подпись) (расшифровка)
Приказ №____от 2019 г.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Сурская средняя школа №2»
муниципального образования «Пинежский муниципальный район»
Программа внеурочной деятельности
в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей
«СОЛНЫШКО»
Составитель: А.В. Фофанова,
руководитель ДОЛ
д. Городецк
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы……………………………………………... стр. 3
Пояснительная записка…………………………………………..стр. 4
Содержание программы………………………………………….стр. 7
Ожидаемые результаты…………………………………………..стр. 10
Методическое сопровождение программы……………………..стр. 11
Формы и методы работы…………………………………………стр. 12
Механизм реализации программы……………………………....стр. 13
Кадровое обеспечение……………...…………………………….стр. 15
Материально-техническое обеспечение………………………...стр. 16
План-сетка мероприятий………………………………………....стр. 17
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название лагеря: «Солнышко»
Тип лагеря: лагерь дневного пребывания детей
Профиль лагеря: комплексный
Модель лагеря: разновозрастное объединение школьников
Кадровое обеспечение: педагоги школы, медицинский работник (фельдшер ФАП), привлеченные специалисты (библиотекарь, работник ДК.
Название проводящей организации: МБОУ «Сурская СШ №2» структурное подразделение Начальная школа - детский сад д. Городецк
Адрес: ул.Лесная д.4, д. Городецк, Пинежский район.
Телефон: 5-51-81
Возраст участников:6,5-17 лет
Срок проведения смены: 27.05.2019 г.- 15.06.2017 г.
Продолжительность смены: 18 дней
Количество детей: 40 человек
Количество отрядов: 2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами.
Ежегодно для обучающихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе МБОУ « Сурская СШ №2» структурное подразделение Начальная школа – детский сад д. Городецк. В нем отдыхают дети 6,5 – 17 лет.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив школы, привлеченные специалисты, медицинский работник.
Основная идея программы лагеря «Солнышко» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе. По продолжительности программа считается краткосрочной, т.е реализуется в течение лагерной смены.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления развития личности (художественно-эстетическое, спортивно – оздоровительное, профилактическое, экологическое, патриотическое) в соответствии с ФГОС ОО. Является составной частью плана внеурочной деятельности основной образовательной программы.
Целью пришкольного оздоровительного лагеря является – создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и развитие.
Задачи:
Организация разнообразной досуговой деятельности.
Развитие лидерских и организаторских способностей через коллективно – творческие дела смены.
Расширение кругозора ребенка через игровой сюжет с учетом интереса возрастных особенностей и интеллектуального уровня.
Сплочение детского коллектива, поддержания духа сотрудничества и взаимопомощи.
Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.
Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Пропаганда физической культуры.
Формирование культурного поведения, санитарно – гигиенической культуры.
Принципы
Программа летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип сотрудничества: результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Направления деятельности пришкольного оздоровительного лагеря
Экологическое
Спортивно –оздоровительное
Патриотическое
Общеинтеллектуальное
Художественно - эстетическое
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Экологическое направление
Экологическое направление является центральным направлением и реализуется совместно с другими направлениями работы лагерной смены.
Задачи экологической деятельности:
воспитать бережное отношение к природе
повысить уровень пропаганды здорового образа жизни,
уровень экологической культуры детей.
Основные формы работы:
развлекательная программа «В гостях у природы» (День природы)
участие в экологических акциях
экскурсии и походы по родному краю
конкурсная программа «Кто твой друг: Чистюлькин или Грязнулькин?»;
Спортивно–оздоровительная работа
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
Выработка и укрепление гигиенических навыков;
Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
Спортивные игры на спортивной площадке.
Беседы о здоровом образе жизни
Подвижные игры на свежем воздухе
Минутки здоровья (беседы медицинского работника): «Чистота – залог здоровья», «Значение спорта для здоровья человека».
День спорта, эстафеты (игровая программа: «Наши верные друзья: спорт, здоровье, красота»)
Весёлые старты;
Спортивно – познавательная программа «В поисках приключений и клада»
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях.
Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Патриотическое направление
Задачи патриотической деятельности:
Пробуждать в детях чувство любви к родине, семье;
формирование уважительного отношения к памятникам истории и развития интереса к изучению родного края;
формирование национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений;
возрождение нравственных, духовных ценностей семьи и поиск эффективных
путей социального партнерства детей и взрослых.
Основные формы работы:
Конкурсная программа «Я горжусь своей страной!»
Экскурсии и походы по родному краю, День природы
Конкурсная программа «Старину мы помним, старину мы чтим».
Художественно – эстетическое направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.
Задачи эстетической деятельности:
Пробуждать в детях чувство прекрасного;
Формировать навыки культурного поведения и общения;
Прививать детям эстетический вкус.
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Основные формы проведения:
Посещение библиотеки, ДК, музея;
Конкурсы рисунков
Экскурсии
Часы книги или литературные часы
Викторины
Конкурс оформления отрядных уголков
Основным назначением художественно- эстетической деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно- эстетической деятельности:
Изобразительная деятельность (оформление отрядных уголков, конкурсы рисунков «Мой любимый герой», коллективная работа по выпуску стенгазет «Словно трубы не дымите, мы Вас просим НЕ курите!»)
Конкурсные программы
Творческие конкурсы («День талантов и рекордов»)
Игровые творческие программы
Творческие игры («Рекордсмены в стиле Геннеса»)
Выставки (акция «Откажись от курения!»)
День «Энергия цвета»
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Общеинтеллектуальное направление
Задачи:
Приобретение новых знаний, умений, навыков в творческой деятельности
Развитие желания познавать новое
Развитие умения слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение.
Формы проведения:
Викторины
Беседы с презентациями («О вредных привычках и о здоровом образе жизни»)
Познавательно–развлекательные мероприятия ( « Поле чудес» по сказкам и т.д)
Познавательно-игровая программа: «В дружбе – сила!»
Интеллектуальные игры («О правилах дорожного движения говорим с уважением!», «Деньги»)
Сроки реализации программы: конец мая - июнь 2019 года (смена 18 дней)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе реализации данной программы ожидается:
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности, умение работать в коллективе.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности
Развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом.
формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры.
Проявление чувства гражданственности, патриотизма, уважения к правам, обязанностям и свободам человека.
Критерии оценки результатов программы:
- Поведение ребенка.
- Умение взаимодействовать c другими членами временного детского коллектива.
- Отношение ребенка к себе и окружающим.
- Эмоциональное состояние ребенка.
- Уровень представления ребенка о ценностях человеческой жизни.
Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ
-Основными методами организации деятельности являются:
Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
Методы театрализации (реализуется через костюмирование, постановки, инсценировки);
Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
-Психологические услуги.
Психологические услуги предоставляются в следующих формах:
Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, КТД, концерты, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (ролевые игры, дискуссии), в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации; методики коллективно-творческого воспитания.
Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.
В конце каждого дня подводятся итоги и заполняется шкала достижений за день (Рейтинг – результат деятельности отрядов или индивидуальные достижения)
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I этап: подготовительный (февраль – апрель)
Этот этап характеризуется тем, что за два месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
участие в совещаниях посвященных подготовке к проведению летней оздоровительной компании;
знакомство с правовыми документами нормативной базы, обеспечивающей качественный отдых детей в текущем году;
проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
выступление на родительском собрании на тему «Летний отдых детей»;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (документы в СЭС, заявки, заключение договоров с родителями, прием заявлений, план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
создание рабочей группы по подготовке методического материала для работников лагеря;
организация помещений лагеря согласно СанПину;
обеспечение допуска сотрудников к работе с детьми.
II этап: организационный ( 2-3 дня в начале смены)
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, знакомство, формирование отрядов;
проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы «Солнышко»;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
проведение инструктажей;
оформление уголков отрядов.
III этап: основной (июнь)
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
IV этап: заключительный
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности;
анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Условия реализации программы
Нормативно-правовые условия:
положение о лагере дневного пребывания;
правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;
инструкции по организации и проведению экскурсий;
должностные инструкции работников;
санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;
заявления от родителей; договор с родителями
правила регистрации детей при поступлении и выбытии;
экспертное заключение о приемке лагеря;
планы работы, режим работы, список персонала;
договор с сельским ФАПом на оказание медицинского обслуживания,
договор с поставщиками.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов.
Педагогический коллектив представлен педагогами МБОУ «Сурская СШ №2», имеющими опыт работы с детьми.
Кадровое обеспечение программы:
Руководитель лагеря
3 воспитателя (в том числе руководитель ДОЛ)
Фельдшер (по договору)
Обслуживающий персонал (повар, завхоз, уборщик призв.помещений)
Подбор руководителя лагеря, воспитателей проводит администрация школы.
Руководитель лагеря руководит всей работой лагеря и несёт ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни детей, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Медицинский работник осуществляет периодический контроль над санитарным состоянием лагеря, мониторинга здоровья, беседы с детьми.
Педагоги организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников.
Руководитель, педагоги и обслуживающий персонал отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья детей во время участия в соревнованиях, праздниках и других мероприятиях.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическая литература,
компьютер,
мультимедийный проектор,
канцелярские принадлежности,
игровая площадка,
настольные и развивающие игры (шахматы, шашки, головоломки, пазлы, домино и др.),
спортивный зал,
спортивный инвентарь (сетка для волейбола, мячи, обручи, скакалки и др.)
План - сетка мероприятий
Дата | Мероприятия | Ответствен- ные |
1 день 27.05. | Организационный день «Лагерь – наш дом» День традиций в летнем лагере. -торжественная линейка; -знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря; инструктажи по ТБ (поведение в лагере, безопасное пребывание в лагере, режим дня, поведение в столовой и др.). -игровая программа: «Будем знакомы!» -игры с элементами тренинга на сплочение коллектива; -просмотр мультфильмов | Руководитель лагеря, отрядные воспитатели. |
2 день 28.05 | День «Я дизайнер» -оформление отрядного уголка (придумывание названия отряда, эмблемы). -игры на свежем воздухе. -беседа мед.работника «Тепловой и солнечный удар, первая помощь пострадавшему». -минутка здоровья «Мой рост, мой вес». | отрядные воспитатели мед.работник |
3 день 29.05 | День открытия лагерной смены - инструктаж по ТБ при проведении массовых мероприятий; - торжественная линейка, конкурсная развлекательная программа «Ура, каникулы!»; -игры на свежем воздухе | Руководитель лагеря, отрядные воспитатели |
4 день 30.05 | День дружбы. -познавательно-игровая программа: «В дружбе – сила!» -просмотр мультфильмов; -командные соревнования: «Один за всех и все за одного»; -настольные игры и игры на свежем отдыхе. | отрядные воспитатели |
5 день 31.05 | День без вредных привычек. -Акция: «Откажись от курения!», -выпуск стенгазет «Словно трубы не дымите, мы Вас просим НЕ курите!» -Беседа: «О вредных привычках и о здоровом образе жизни» | Руководитель лагеря, отрядные воспитатели, члены Совета женщин |
6 день 1.06 | День природы -инструктаж по охране труда при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий; -развлекательная программа «В гостях у природы». -игры на свежем воздухе. | Руководитель лагеря, отрядные воспитатели |
7 день 3.06 | День пешехода -интеллектуальная игра «О правилах дорожного движения говорим с уважением!»; -оказание первой медицинской помощи при ДТП; -конкурс рисунков: «Мой друг – светофор» | Руководитель лагеря, отрядные воспитатели |
8 день 4.06. | День здоровья -игровая программа: «Наши верные друзья: спорт, здоровье, красота»; - весёлые старты; -минутка здоровья: «Значение спорта для здоровья человека». | |
9 день 5.06 | День сказок - инструктаж по правилам поведения в библиотеке; - игра «Поле чудес»: «В гостях у сказки»; - просмотр фильма-сказки; - конкурс рисунков «Мой любимый герой»; - подвижные игры. | отрядные воспитатели |
10 день 6.06 | Пушкинский день - игровая программа по сказкам А.С. Пушкина; - литературный час «Путешествие по страницам любимых книг» -конкурс рисунков по сказкам Пушкина; -игры на свежем воздухе. | Библиотекарь, отрядные воспитатели |
11 день 7.06 | День кладоискателей - беседа мед.работника «Осторожно, клещи!»; -спортивно–развлекательная программа «В поисках приключений и клада»; -просмотр мультфильмов; -подвижные игры на свежем отдыхе. | мед.работник, отрядные воспитатели |
12 день 8.06 | День народных традиций -конкурсная программа «Старину мы помним, старину мы чтим». -экскурсия в музей «Музей для друзей»; -народные игры | работник ДК, отрядные воспитатели |
13 день 10.06 | День финансовой грамотности - интеллектуальная игра «Деньги»; -презентация "Экономить и беречь мы учимся с детства"; -игры на свежем воздухе; | отрядные воспитатели |
14 день 11.06 | День Мойдодыра День «Чистых тарелок» -конкурсная программа «Кто твой друг: Чистюлькин или Грязнулькин?»; -минутка здоровья «Чистота – залог здоровья»; -игры на свежем воздухе. | отрядные воспитатели |
15 день 12.06 | День России - экскурсия по родному краю -конкурсная программа «Я горжусь своей страной!» -игры на свежем воздухе. | отрядные воспитатели |
16 день 13.06 | День талантов и рекордов - развлекательная программа «Рекордсмены в стиле Геннеса»; -игры на свежем воздухе. | отрядные воспитатели |
17 день 14.06 | День «Энергия цвета» -игровая программа - викторина «Семицветик»; -конкурс владельцев предметов одежды, аксессуаров зеленого цвета; -игры на свежем воздухе - минутка здоровья «Мой рост, мой вес». | отрядные воспитатели |
18 день 15.06 | День закрытия лагерной смены - концертная программа «Расстаются друзья!»; - торжественная линейка; - награждение и подведение итогов. | отрядные воспитатели, руководитель ДОЛ |