СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В структуру программы входят следующие разделы: паспорт программы, пояснительная записка, содержание программы, ожидаемые результаты, методическое сопровождение, формы и методы работы, механизм реализации программы, кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение, план-сетка мероприятий.  Данная программа по своей направленности является комплексной.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей»

Утверждена:

Директор ОУ

_______________/ _____________/

(подпись) (расшифровка)

Приказ №____от 2019 г.



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Сурская средняя школа №2»

муниципального образования «Пинежский муниципальный район»






Программа внеурочной деятельности

в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей

«СОЛНЫШКО»








Составитель: А.В. Фофанова,

руководитель ДОЛ








д. Городецк

2019 г.



СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт программы……………………………………………... стр. 3

  2. Пояснительная записка…………………………………………..стр. 4

  3. Содержание программы………………………………………….стр. 7

  4. Ожидаемые результаты…………………………………………..стр. 10

  5. Методическое сопровождение программы……………………..стр. 11

  6. Формы и методы работы…………………………………………стр. 12

  7. Механизм реализации программы……………………………....стр. 13

  8. Кадровое обеспечение……………...…………………………….стр. 15

  9. Материально-техническое обеспечение………………………...стр. 16

  10. План-сетка мероприятий………………………………………....стр. 17















































  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ



Название лагеря: «Солнышко»


Тип лагеря: лагерь дневного пребывания детей


Профиль лагеря: комплексный


Модель лагеря: разновозрастное объединение школьников


Кадровое обеспечение: педагоги школы, медицинский работник (фельдшер ФАП), привлеченные специалисты (библиотекарь, работник ДК.


Название проводящей организации: МБОУ «Сурская СШ №2» структурное подразделение Начальная школа - детский сад д. Городецк


Адрес: ул.Лесная д.4, д. Городецк, Пинежский район.

Телефон: 5-51-81


Возраст участников:6,5-17 лет


Срок проведения смены: 27.05.2019 г.- 15.06.2017 г.


Продолжительность смены: 18 дней


Количество детей: 40 человек


Количество отрядов: 2

















  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами.

Ежегодно для обучающихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе МБОУ « Сурская СШ №2» структурное подразделение Начальная школа – детский сад д. Городецк. В нем отдыхают дети 6,5 – 17 лет.

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.

Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив школы, привлеченные специалисты, медицинский работник.

Основная идея программы лагеря «Солнышко» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе. По продолжительности программа считается краткосрочной, т.е реализуется в течение лагерной смены.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления развития личности (художественно-эстетическое, спортивно – оздоровительное, профилактическое, экологическое, патриотическое) в соответствии с ФГОС ОО. Является составной частью плана внеурочной деятельности основной образовательной программы.

Целью пришкольного оздоровительного лагеря является – создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и развитие.

Задачи:

  1. Организация разнообразной досуговой деятельности.

  2. Развитие лидерских и организаторских способностей через коллективно – творческие дела смены.

  3. Расширение кругозора ребенка через игровой сюжет с учетом интереса возрастных особенностей и интеллектуального уровня.

  4. Сплочение детского коллектива, поддержания духа сотрудничества и взаимопомощи.

  5. Создание  системы  физического  оздоровления  детей  в  условиях  временного  коллектива.

  6. Формирование у школьников навыков общения и толерантности.

  7. Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.

  8. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.

  9. Пропаганда физической культуры.

  10. Формирование культурного поведения, санитарно – гигиенической культуры.


Принципы

Программа  летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» опирается на следующие принципы:

  • Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.


  • Принцип сотрудничества: результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.


  • Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе  развития творческих способностей.


  • Принцип  дифференциации  воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

- активное участие детей во всех видах деятельности.


  • Принцип  творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это  характеристика  личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.


Направления деятельности пришкольного оздоровительного лагеря

  • Экологическое

  • Спортивно –оздоровительное

  • Патриотическое

  • Общеинтеллектуальное

  • Художественно - эстетическое


































  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Экологическое направление

Экологическое направление является центральным направлением и реализуется совместно с другими направлениями работы лагерной смены.

Задачи экологической деятельности:

  • воспитать бережное отношение к природе

  • повысить уровень пропаганды здорового образа жизни, 

  • уровень экологической культуры детей.


Основные формы работы:

  • развлекательная программа «В гостях у природы» (День природы)

  • участие в экологических акциях

  • экскурсии и походы по родному краю

  • конкурсная программа «Кто твой друг: Чистюлькин или Грязнулькин?»;


Спортивно–оздоровительная работа

Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:

  • Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

  • Выработка и укрепление гигиенических навыков;

  • Расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы организации:

  • Спортивные игры на спортивной площадке.

  • Беседы о здоровом образе жизни

  • Подвижные игры на свежем воздухе

  • Минутки здоровья (беседы медицинского работника): «Чистота – залог здоровья», «Значение спорта для здоровья человека».

  • День спорта, эстафеты  (игровая программа: «Наши верные друзья: спорт, здоровье, красота»)

  • Весёлые старты;

  • Спортивно – познавательная программа «В поисках приключений и клада»


Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях.

Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.  

  • Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.


Патриотическое направление

Задачи патриотической деятельности:

  • Пробуждать в детях чувство любви к родине, семье;

  • формирование уважительного отношения к памятникам истории и развития интереса к изучению родного края;

  • формирование национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений;

  • возрождение нравственных, духовных ценностей семьи и поиск эффективных

путей социального партнерства детей и взрослых.

Основные формы работы:

  • Конкурсная программа «Я горжусь своей страной!»

  • Экскурсии и походы по родному краю, День природы

  • Конкурсная программа «Старину мы помним, старину мы чтим».


Художественно – эстетическое направление

Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях  между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.

Задачи эстетической деятельности:

  • Пробуждать в детях чувство прекрасного;

  • Формировать навыки культурного поведения и общения;

  • Прививать детям эстетический вкус.

  • В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.

Основные формы проведения:

  • Посещение библиотеки, ДК, музея;

  • Конкурсы рисунков

  • Экскурсии

  • Часы книги или литературные часы

  • Викторины

  • Конкурс оформления отрядных уголков


Основным назначением художественно- эстетической деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Формы организации художественно- эстетической деятельности:

  • Изобразительная деятельность (оформление отрядных уголков, конкурсы рисунков «Мой любимый герой», коллективная работа по выпуску стенгазет «Словно трубы не дымите, мы Вас просим НЕ курите!»)

  • Конкурсные программы

  • Творческие конкурсы («День талантов и рекордов»)

  • Игровые творческие программы

  • Творческие игры («Рекордсмены в стиле Геннеса»)

  • Выставки (акция «Откажись от курения!»)

  • День «Энергия цвета»

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

Общеинтеллектуальное направление

Задачи:

  • Приобретение новых знаний, умений, навыков в творческой деятельности

  • Развитие желания познавать новое

  • Развитие умения слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение.

Формы проведения:

  • Викторины

  • Беседы с презентациями («О вредных привычках и о здоровом образе жизни»)

  • Познавательно–развлекательные мероприятия ( « Поле чудес» по сказкам и т.д)

  • Познавательно-игровая программа: «В дружбе – сила!»

  • Интеллектуальные игры («О правилах дорожного движения говорим с уважением!», «Деньги»)


Сроки реализации программы: конец мая - июнь 2019 года (смена 18 дней)



  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В ходе реализации данной программы ожидается:

  • Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.

  • Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

  • Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности, умение работать в коллективе.

  • Развитие коммуникативных способностей и толерантности

  • Развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом.

формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры.

  • Проявление чувства гражданственности, патриотизма, уважения к правам, обязанностям и свободам человека.


Критерии оценки результатов программы:

- Поведение ребенка.

- Умение взаимодействовать c другими членами временного детского коллектива.

- Отношение ребенка к себе и окружающим.

- Эмоциональное состояние ребенка.

- Уровень представления ребенка о ценностях человеческой жизни.

Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.

















V. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ

-Основными методами организации деятельности являются:

    • Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);

    • Методы театрализации (реализуется через костюмирование, постановки, инсценировки);

    • Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);

    • Метод коллективной творческой деятельности (КТД).

-Психологические услуги.

Психологические услуги предоставляются в следующих формах:

  • Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;

  • Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.



























  1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, КТД, концерты, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (ролевые игры, дискуссии), в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации; методики коллективно-творческого воспитания.

Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.

В конце каждого дня подводятся итоги и заполняется шкала достижений за день (Рейтинг – результат деятельности отрядов или индивидуальные достижения)





























  1. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I этап: подготовительный (февраль – апрель)

Этот этап характеризуется тем, что за два месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  • участие в совещаниях посвященных подготовке к проведению летней оздоровительной компании;

  • знакомство с правовыми документами нормативной базы, обеспечивающей качественный отдых детей в текущем году;

  • проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;

  • выступление на родительском собрании на тему «Летний отдых детей»;

  • издание приказа по школе о проведении летней кампании;

  • разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;

  • отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (документы в СЭС, заявки, заключение договоров с родителями, прием заявлений, план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

  • создание рабочей группы по подготовке методического материала для работников лагеря;

  • организация помещений лагеря согласно СанПину;

  • обеспечение допуска сотрудников к работе с детьми.


II этап: организационный ( 2-3 дня в начале смены)

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, знакомство, формирование отрядов;

  • проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

  • запуск программы «Солнышко»;

  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;

  • проведение инструктажей;

  • оформление уголков отрядов.


III этап: основной (июнь)

Основной деятельностью этого этапа является:

  • реализация основной идеи смены;

  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;


IV этап: заключительный

  • подведение итогов смены;

  • выработка перспектив деятельности;

  • анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.


Условия реализации программы

Нормативно-правовые условия:

  • положение о лагере дневного пребывания;

  • правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;

  • правила по технике безопасности, пожарной безопасности;

  • рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;

  • инструкции по организации и проведению экскурсий;

  • должностные инструкции работников;

  • санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;

  • заявления от родителей; договор с родителями

  • правила регистрации детей при поступлении и выбытии;

  • экспертное заключение о приемке лагеря;

  • планы работы, режим работы, список персонала;

  • договор с сельским ФАПом на оказание медицинского обслуживания,

  • договор с поставщиками.




















  1. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов.

Педагогический коллектив представлен педагогами МБОУ «Сурская СШ №2», имеющими опыт работы с детьми.

Кадровое обеспечение программы:

    1. Руководитель лагеря

    2. 3 воспитателя (в том числе руководитель ДОЛ)

    3. Фельдшер (по договору)

    4. Обслуживающий персонал (повар, завхоз, уборщик призв.помещений)


Подбор руководителя лагеря, воспитателей проводит администрация школы.

Руководитель лагеря руководит всей работой лагеря и несёт ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни детей, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.

Медицинский работник осуществляет периодический контроль над санитарным состоянием лагеря, мониторинга здоровья, беседы с детьми.

Педагоги организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников.

Руководитель, педагоги и обслуживающий персонал отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья детей во время участия в соревнованиях, праздниках и других мероприятиях.



















  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  • Методическая литература,

  • компьютер,

  • мультимедийный проектор,

  • канцелярские принадлежности,

  • игровая площадка,

  • настольные и развивающие игры (шахматы, шашки, головоломки, пазлы, домино и др.),

  • спортивный зал,

  • спортивный инвентарь (сетка для волейбола, мячи, обручи, скакалки и др.)





























  1. План - сетка мероприятий

Дата

Мероприятия

Ответствен-

ные



1 день

27.05.

Организационный день «Лагерь – наш дом»

День традиций в летнем лагере.

-торжественная линейка;

-знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря; инструктажи по ТБ (поведение в лагере, безопасное пребывание в лагере, режим дня, поведение в столовой и др.).

-игровая программа: «Будем знакомы!»

-игры с элементами тренинга на сплочение коллектива;

-просмотр мультфильмов


Руководитель лагеря,

отрядные воспитатели.

2 день

28.05

День «Я дизайнер»

-оформление отрядного уголка (придумывание названия отряда, эмблемы).

-игры на свежем воздухе.

-беседа мед.работника «Тепловой и солнечный удар, первая помощь пострадавшему».

-минутка здоровья «Мой рост, мой вес».


отрядные воспитатели


мед.работник

3 день

29.05

День открытия лагерной смены

- инструктаж по ТБ при проведении массовых мероприятий;

- торжественная линейка, конкурсная развлекательная программа «Ура, каникулы!»;

-игры на свежем воздухе


Руководитель лагеря,

отрядные воспитатели

4 день

30.05

День дружбы.

-познавательно-игровая программа: «В дружбе – сила!»

-просмотр мультфильмов;

-командные соревнования: «Один за всех и все за одного»;

-настольные игры и игры на свежем отдыхе.


отрядные воспитатели

5 день

31.05

День без вредных привычек.

-Акция: «Откажись от курения!»,

-выпуск стенгазет «Словно трубы не дымите, мы Вас просим НЕ курите!»

-Беседа: «О вредных привычках и о здоровом образе жизни»

Руководитель лагеря,

отрядные воспитатели,

члены Совета женщин

6 день

1.06

День природы

-инструктаж по охране труда при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий;

-развлекательная программа «В гостях у природы».

-игры на свежем воздухе.


Руководитель лагеря,

отрядные воспитатели

7 день

3.06

День пешехода

-интеллектуальная игра «О правилах дорожного движения говорим с уважением!»;

-оказание первой медицинской помощи при ДТП;

-конкурс рисунков: «Мой друг – светофор»

Руководитель лагеря,

отрядные воспитатели

8 день

4.06.

День здоровья

-игровая программа: «Наши верные друзья: спорт, здоровье, красота»;

- весёлые старты;

-минутка здоровья: «Значение спорта для здоровья человека».


9 день

5.06

День сказок

- инструктаж по правилам поведения в библиотеке;

- игра «Поле чудес»: «В гостях у сказки»;

- просмотр фильма-сказки;

- конкурс рисунков «Мой любимый герой»;

- подвижные игры.


отрядные воспитатели

10 день

6.06

Пушкинский день

- игровая программа по сказкам А.С. Пушкина;

- литературный час «Путешествие по страницам любимых книг»

-конкурс рисунков по сказкам Пушкина;

-игры на свежем воздухе.


Библиотекарь, отрядные воспитатели

11 день

7.06

День кладоискателей

- беседа мед.работника «Осторожно, клещи!»;

-спортивно–развлекательная программа «В поисках приключений и клада»;

-просмотр мультфильмов;

-подвижные игры на свежем отдыхе.


мед.работник,


отрядные воспитатели

12 день

8.06

День народных традиций

-конкурсная программа «Старину мы помним, старину мы чтим».

-экскурсия в музей «Музей для друзей»;

-народные игры


работник ДК,

отрядные воспитатели

13 день

10.06

День финансовой грамотности

- интеллектуальная игра «Деньги»;

-презентация "Экономить и беречь мы учимся с детства";

-игры на свежем воздухе;


отрядные воспитатели

14 день

11.06

День Мойдодыра

День «Чистых тарелок»

-конкурсная программа «Кто твой друг: Чистюлькин или Грязнулькин?»;

-минутка здоровья «Чистота – залог здоровья»;

-игры на свежем воздухе.


отрядные воспитатели

15 день

12.06

День России

- экскурсия по родному краю

-конкурсная программа «Я горжусь своей страной!»

-игры на свежем воздухе.


отрядные воспитатели

16 день

13.06

День талантов и рекордов

- развлекательная программа «Рекордсмены в стиле Геннеса»;

-игры на свежем воздухе.

отрядные воспитатели

17 день

14.06

День «Энергия цвета»

-игровая программа - викторина «Семицветик»;

-конкурс владельцев предметов одежды, аксессуаров зеленого цвета;

-игры на свежем воздухе

- минутка здоровья «Мой рост, мой вес».


отрядные воспитатели

18 день

15.06

День закрытия лагерной смены

- концертная программа «Расстаются друзья!»;
- торжественная линейка;

- награждение и подведение итогов.

отрядные воспитатели,

руководитель

ДОЛ