ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования,
повышения квалификации и переподготовки работников образования
Кафедра специального и инклюзивного образования
Тема проекта: «Социализация и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья»
Выполнила: Кирша Карина Ивановна,
учитель МКОУ « СОШ №1» г. Благодарного
Ставрополь, 2017 год
Введение
Сегодня проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и часто обсуждаемой на различных уровнях российского образования. Социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Личное и социальное благополучие любого человека зависит от его успешного труда, условий его быта, интересного досуга. Но у детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее напрямую зависит от умения трудиться, зарабатывать себе на жизнь, от умения создать свой быт, выстроить отношения с окружающими, организовать свой досуг. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Таким образом проект по социализации детей с ОВЗ «Мы разные, но мы вместе» необходим для интеграции детей с ОВЗ в общество.
Раздел 1.
Главной проблемой проекта «Мы разные, но мы вместе» является адаптация детей с ОВЗ к социальному миру, осознание себя, как части общества, усвоение ребенком норм и правил общения, принятых в обществе. Кроме того, одной и главных проблем проекта можно назвать развитие принятия и эмпатии по отношению к детям с особыми образовательными потребностями.
Цель проекта: Внедрение активных форм работы, позволяющих организовать досуг и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные задачи проекта
Создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;
вовлечь детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом медицинских показаний в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям,
оказать психологическую помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья;
развить навыки общения у обучающихся с ОВЗ;
способствовать воспитанию принятия и эмпатии к детям с особыми образовательными потребностями в обществе.
Результат проекта « Мы разные, но мы вместе»:
● Участие детей в ОВЗ социальной деятельности, творческих конкурсах различного уровня;
● возможность успешной самореализации в процессе социализации;
●наличие навыков социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками;
● формирование у общества положительного отношения к детям с ОВЗ;
●уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов.
Срок реализации проекта 2017-2018 учебный год
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации проекта
Сопровождение детей с ОВЗ проводят взрослые участники службы сопровождения:
школьный психолог;
социальный педагог;
специалисты кружков, секций и школьной библиотеки;
педагоги дополнительного образования;
педагоги и администрация ОУ.
Раздел 2.
Совместное образование и участие во внеурочной деятельности очень полезно для общения и формирования личности обеих сторон: детям с ограниченными возможностями оно даёт возможность развиваться, а здоровые дети получают опыт и навыки качеств, которые пригодятся в дальнейшей жизни.
Детям с ОВЗ на протяжении всего периода обучения необходимо психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение. Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе, поэтому родители должны консультативную помощь в воспитании и обучении данной категории детей.
Необходимыми являются и консультации по организации социально-педагогической и психологической помощи детям и родителям с целью повышения уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении.
Проведение в рамках декады инвалидов совместных встреч с учителями и родителями детей с ОВЗ «Равные возможности равным людям». Создание родительского «Клуба общения». Одним из важных условий является просветительская работа, в связи с чем совместно с администрацией школы, специалистами ,учителями и родителями проводятся лектории по различным темам в течении всего года
Для того, чтобы привлечь внимание общества к проблемам детей с ОВЗ,
важным является проведение общественных мероприятий.
Например, в рамках недели инклюзивного образования проводить уроки доброты « я и другие», « я в мире доброты». Педагогом- библиотекарем проводятся тематические выставки «Школа для всех»,
« Равные возможности для всех» и.т.д. Необходимым условиям социализации детей является привлечение организаций дополнительного образования. Предполагается выставка творческих работ детей с ОВЗ на базе ДШИ г. Благодарного.
В рамках реализации проекта лучшей социализации детей с ОВЗ будет способствовать и включение этой категории детей в общественную деятельность. Например, вовлечение детей с ОВЗ в кружки по интересам, участие детей в конкурсах и олимпиадах, спортивных соревнованиях.
Таким образом реализуется сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе, направленное на поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями, полноценной социализации и адаптации в образовательном пространстве и за его пределами.
Подраздел 2.1.
Календарный план реализации мероприятий проекта
«Мы разные, но мы вместе»
Содержание работы | Сроки | Ответственные за проведение мероприятия |
Создание нормативно-правовой базы по организации инклюзивного образования в ОУ | | Администрация ОУ |
Работа по реализации механизма мониторинга эффективности решения образовательных, коррекционных и адаптационных задач в условиях инклюзивной образовательной среды. | В течение года | Администрация ОУ, специалисты ППМК |
Разработка рекомендаций психолога, социального педагога, медиков для педагогов организующих работу с детьми с ОВЗ | Сентябрь | Психолог Социальный педагог |
Социализация детей с ОВЗ посредством внеурочной деятельности, воспитательной работы | В течении года | Педагоги |
Вовлечение детей с ОВЗ в кружки по интересам | Октябрь- ноябрь | Педагог-организатор |
Лекторий для родителей -Патологические привычки у детей. -Мини – лекция с проведением практической работы: «Здоровьесберегающее пространство дома». -Семья как социальная и нравственная ценность. Стили семейного воспитания». -Во что играют наши дети. Правила организации игровой деятельности. -Семья и школа вчера, сегодня, завтра. Три лика школы: дети – родители – учителя» | Ноябрь Декабрь Январь Март Май | Педагог-психолог Школьный мед.работник Педагог ОУ Педагог ОУ Педагог ОУ |
Тематическая выставка « Школа для всех» | январь | Педагог-библиотекарь |
Открытая выставка творческих работ детей с ОВЗ . | февраль | Педагог ОУ ДШИ |
Неделя доброты, посвященная инклюзивному образованию « я и другие» | Март | Зам.директора по ВР. Педагоги ОУ |
Представление на школьном сайте информации для родителей о реализации проекта, рекомендаций специалистов школы. | В течение года | Администрация ОУ |
Организация участия детей в играх «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЧИП», «КИТ», «Золотое руно» и т. д. | В течение года | Ответственная за методическую и опытно-инновационную работу в школе, |
Методическое совещание МО классных руководителей «Социальный патронаж и облегчение средовой адаптации учащихся с ОВЗ» | Апрель | социальные педагоги |
Общешкольный классный час "Я в мире – Мир во мне" | май | Педагог ОУ |
Спортивное мероприятие « Папа,мама, я –спортивная семья» | май | Педагог ОУ |
Заключение
Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация ребенка к социальной реальности, его способность к самореализации в современном обществе. Таким образом, представленный опыт по созданию условий для успешной социализации детей, формированию позитивного общественного мнения о таких детях, достижений ими достойных (значимых) результатов на основе гуманистических ценностей и прав свободного человека является целенаправленной и системной работой всех участников проекта.
Эффективность, которого выражается в формировании социальных навыков и умений социальной безопасности детей и родителей, творческой самореализации и становления личности в общественной и культурной жизни в рамках современного образования.
Литература
1.https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2016/02/19/tema-proekta-organizatsiya-usloviy-uspeshnoy
2.https://infourok.ru/statya_socializaciya_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya__problemy_i_puti_ih-344632.html
3. Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. – М.: Академия, 2005. – 172
4.https://infourok.ru/proekt-programmi-socializacii-detey-s-ovz-ti-ne-odin-263824.html
7