СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Просвещённый абсолютизм

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация даёт представление об общих и отличительных национальных особенностях политики "Просвещённого абсолютизма"

Просмотр содержимого документа
«Просвещённый абсолютизм»

Просвещённый абсолютизм   Выполнил: учитель истории Кожин О.В. г. Саратов

Просвещённый абсолютизм

Выполнил:

учитель истории

Кожин О.В.

г. Саратов

Определим вопросы и проблему к теме

Определим вопросы и проблему к теме

 Цель урока:    дать характеристику Просвещённому абсолютизму

Цель урока: дать характеристику Просвещённому абсолютизму

Просвещённый абсолютизм  Пруссия Одним из первых идеи Просвещения начал воплощать в жизнь прусский король   Фридрих II Великий   (1740–1786). прекрасно образован отличался любовью к искусству, философии: (король сам сочинял стихи, прозу и музыку, прекрасно играл на флейте;), отличался бережливостью (противопоставляя себя разгульному образу жизни других монархов) состоял в переписке с Вольтером разделял учение Т. Гоббса и Дж. Локка о естественных правах и общественном договоре.  Фридрих II Великий, Старый Фриц (1712- 1786) король Пруссии 1740- 1786 династия Гогенцоллернов, основоположник прусско-германской государственности

Просвещённый абсолютизм Пруссия

Одним из первых идеи Просвещения начал воплощать в жизнь прусский король   Фридрих II Великий   (1740–1786).

  • прекрасно образован
  • отличался любовью к искусству, философии: (король сам сочинял стихи, прозу и музыку, прекрасно играл на флейте;),
  • отличался бережливостью (противопоставляя себя разгульному образу жизни других монархов)
  • состоял в переписке с Вольтером
  • разделял учение Т. Гоббса и Дж. Локка о естественных правах и общественном договоре. 

Фридрих II Великий,

Старый Фриц

(1712- 1786)

король Пруссии

1740- 1786

династия Гогенцоллернов, основоположник прусско-германской государственности

Просвещённый абсолютизм  Пруссия Вступив на престол, Фридрих II отменил цензуру и пытки, издал указ о веротерпимости Цензура  (от лат. censeo — оцениваю) — система надзора власти за распространяемой информацией проведена судебная реформа→ судебная власть была отделена от исполнительной; судам предписывалось решать дела, основываясь на единых требованиях закона и справедливости, невзирая на сословные привилегии. 1763 г.- введено обязательное начальное образование для всего населения. попытка отмены крепостное право в одном из районов страны, но натолкнулся на сильное сопротивление дворянства.  создана Академия наук, первая публичная библиотека в Берлине, построено здание Берлинской оперы. Фридрих II Великий, Старый Фриц (1712- 1786) король Пруссии 1740- 1786 династия Гогенцоллернов, основоположник прусско-германской государственности

Просвещённый абсолютизм Пруссия

Вступив на престол, Фридрих II

  • отменил цензуру и пытки, издал указ о веротерпимости

Цензура  (от лат. censeo — оцениваю) — система надзора власти за распространяемой информацией

  • проведена судебная реформа→ судебная власть была отделена от исполнительной; судам предписывалось решать дела, основываясь на единых требованиях закона и справедливости, невзирая на сословные привилегии.
  • 1763 г.- введено обязательное начальное образование для всего населения.
  • попытка отмены крепостное право в одном из районов страны, но натолкнулся на сильное сопротивление дворянства. 
  • создана Академия наук, первая публичная библиотека в Берлине, построено здание Берлинской оперы.

Фридрих II Великий,

Старый Фриц

(1712- 1786)

король Пруссии

1740- 1786

династия Гогенцоллернов, основоположник прусско-германской государственности

В пригороде Берлина Потсдаме был возведён дворец Сан-Суси (в переводе с французского — «без забот») — любимая резиденция прусского короля.  Похоронили Фридриха II на территории этого дворца, и немцы до сих пор приносят на неё… клубни картофеля. Так жители Германии выражают благодарность за то, что король познакомил их с этим растением. В XVIII в. прусские крестьяне относились к картофелю с подозрением и не хотели выращивать его. Тогда Фридрих II пошёл на хитрость. Он объявил, что картофель могут есть только члены королевской семьи, а вокруг картофельных полей велел выставить охрану. Это вызвало у крестьян любопытство, и они начали потихоньку воровать клубни картофеля с королевских полей. Солдаты, охранявшие картошку, по приказу короля смотрели на воровство сквозь пальцы. Так картофель постепенно распространился в Пруссии , а затем и в остальных немецких землях. «Фридрих II наблюдает за сбором картофеля»  Р. Миллер

В пригороде Берлина Потсдаме был возведён дворец Сан-Суси (в переводе с французского — «без забот») — любимая резиденция прусского короля. Похоронили Фридриха II на территории этого дворца, и немцы до сих пор приносят на неё… клубни картофеля. Так жители Германии выражают благодарность за то, что король познакомил их с этим растением.

В XVIII в. прусские крестьяне относились к картофелю с подозрением и не хотели выращивать его. Тогда Фридрих II пошёл на хитрость. Он объявил, что картофель могут есть только члены королевской семьи, а вокруг картофельных полей велел выставить охрану. Это вызвало у крестьян любопытство, и они начали потихоньку воровать клубни картофеля с королевских полей. Солдаты, охранявшие картошку, по приказу короля смотрели на воровство сквозь пальцы. Так картофель постепенно распространился в Пруссии , а затем и в остальных немецких землях.

«Фридрих II наблюдает за сбором картофеля» 

Р. Миллер

Просвещённый абсолютизм  монархия австрийских Габсбургов В 1740-е гг. начались преобразования и во владениях австрийских Габсбургов.  Мария Тере́зия (1740–1780): ввела подоходный налог, который были обязаны платить в том числе духовенство и дворяне. Как называется процесс ограничения прав церкви?  ограничение власти дворян над крестьянами (но до конца крепостное право так и не отменила) введение в оборот новых с/х культурных, например картофеля поддержание ремесел, развитие фабричного производства, расширение внутренней и внешней торговли, открытие новых консульств, портов как и Фридрих II, Мария-Терезия запретила пытки и ограничила смертную казнь способствовала распространению начального образования. организация прививок против оспы секуляризация Мария Тере́зия (1717- 1780) правитель монархия австрийских Габсбургов 1740- 1780 яростная католичка

Просвещённый абсолютизм монархия австрийских Габсбургов

В 1740-е гг. начались преобразования и во владениях австрийских Габсбургов. 

Мария Тере́зия (1740–1780):

  • ввела подоходный налог, который были обязаны платить в том числе духовенство и дворяне.

Как называется процесс ограничения прав церкви?

  • ограничение власти дворян над крестьянами (но до конца крепостное право так и не отменила)
  • введение в оборот новых с/х культурных, например картофеля
  • поддержание ремесел, развитие фабричного производства, расширение внутренней и внешней торговли, открытие новых консульств, портов
  • как и Фридрих II, Мария-Терезия запретила пытки и ограничила смертную казнь
  • способствовала распространению начального образования.
  • организация прививок против оспы

секуляризация

Мария Тере́зия

(1717- 1780)

правитель монархия

австрийских Габсбургов

1740- 1780

яростная католичка

Просвещённый абсолютизм  монархия австрийских Габсбургов Реформы Марии-Терезии продолжил её сын  Иосиф II  (1780–1790): 1781 г.- отмена крепостного права указ о веротерпимости (прежде всего в отношении протестантов закрыл около 100 монастырей владения которых перешли к государству→ процесс секуляризации насаждал немецкий язык как общегосударственный открытие больниц, приютов для глухонемых Иосиф II  лично посещал различные регионы страны, выясняя проблемы населения. Многие нововведения копировал с зарубежных правителей. Иосиф II Габсбург-Лотарингский  (1741-1790) старший сын Марии Терезии (соправитель до смерти матери в 1780 г.) 1780- 1790 самостоятельное правление

Просвещённый абсолютизм монархия австрийских Габсбургов

Реформы Марии-Терезии продолжил её сын  Иосиф II  (1780–1790):

  • 1781 г.- отмена крепостного права
  • указ о веротерпимости (прежде всего в отношении протестантов
  • закрыл около 100 монастырей владения которых перешли к государству→ процесс секуляризации
  • насаждал немецкий язык как общегосударственный
  • открытие больниц, приютов для глухонемых

Иосиф II  лично посещал различные регионы страны, выясняя проблемы населения. Многие нововведения копировал с зарубежных правителей.

Иосиф II Габсбург-Лотарингский

(1741-1790)

старший сын Марии Терезии

(соправитель до смерти матери в 1780 г.)

1780- 1790

самостоятельное правление

Просвещённый абсолютизм  Швеция В начале XVIII в. эта страна была одной из сильнейших в Европе. Молодой король Карл XII (1697–1718) почти всю жизнь провёл в войнах. ↓ 1700- 1721 гг.- поражение Швеции в Северной войне с Россией. После внешнеполитического ослабления страны шведский престол занимает Густав III  (1771–1792), являвшийся поборником идей просвещённого абсолютизма. Густав III (1746- 1792) король Швеции 1771- 1790

Просвещённый абсолютизм Швеция

В начале XVIII в. эта страна была одной из сильнейших в Европе. Молодой король Карл XII (1697–1718) почти всю жизнь провёл в войнах.

1700- 1721 гг.- поражение Швеции в Северной войне с Россией.

После внешнеполитического ослабления страны шведский престол занимает Густав III  (1771–1792), являвшийся поборником идей просвещённого абсолютизма.

Густав III

(1746- 1792)

король Швеции

1771- 1790

Просвещённый абсолютизм  Швеция После войны в Швеции усилилась власть парламента  — риксдага. Этот период называли «эрой свободы». После занятия престола Густав III провёл ряд реформ в духе просвещённого абсолютизма: 1772, 1789 гг.- Густав III заставил риксдаг принять новые конституции , усиливавшие власть монарха  1774 г.- принят закон о свободе слова отменена монополия на торговлю хлебом смягчены наказания за преступления, отменены пытки и смертная казнь за колдовство В 1780-е гг. шведские крестьяне получили право покупать государственные земли и распоряжаться собственными владениями Густав III (1746- 1792) король Швеции 1771- 1790

Просвещённый абсолютизм Швеция

После войны в Швеции усилилась власть парламента  — риксдага. Этот период называли «эрой свободы».

После занятия престола Густав III провёл ряд реформ в духе просвещённого абсолютизма:

  • 1772, 1789 гг.- Густав III заставил риксдаг принять новые конституции , усиливавшие власть монарха
  • 1774 г.- принят закон о свободе слова
  • отменена монополия на торговлю хлебом
  • смягчены наказания за преступления, отменены пытки и смертная казнь за колдовство
  • В 1780-е гг. шведские крестьяне получили право покупать государственные земли и распоряжаться собственными владениями

Густав III

(1746- 1792)

король Швеции

1771- 1790

Реваншистские планы Густава III 1788- 1790 гг.

Реваншистские планы Густава III

1788- 1790 гг.

Просвещённый абсолютизм  Швеция Дворянство, привилегии которого были ограничены, роптало. В 1792 г. один из аристократов нанёс Густаву III смертельное ранение. «Густав III во время переворота 1772 г». П. Хрллестрём 

Просвещённый абсолютизм Швеция

Дворянство, привилегии которого были ограничены, роптало. В 1792 г. один из аристократов нанёс Густаву III смертельное ранение.

«Густав III во время переворота 1772 г». П. Хрллестрём 

Просвещённый абсолютизм  Россия  Софья Августа Фредерика Анхальт-Цербстская 1729- 1796  8-я императрица всероссийская   1762 –1796

Просвещённый абсолютизм Россия

Софья Августа Фредерика Анхальт-Цербстская

1729- 1796

8-я императрица всероссийская 1762 –1796

Просвещённый абсолютизм  Россия Дидро вел переписку с Екатериной II, гостил в Петербурге в 1773—1774 годы и редактировал здесь «планы и уставы» воспитательных учреждений. По просьбе императрицы Дидро занимался также составлением проекта организации в России народного образования. «Ах, друзья, что за государыня, что за необыкновенная женщина: это душа Брута в образе Клеопатры!»  — восторженно писал Дидро по возвращении из России.

Просвещённый абсолютизм Россия

Дидро вел переписку с Екатериной II, гостил в Петербурге в 1773—1774 годы и редактировал здесь «планы и уставы» воспитательных учреждений. По просьбе императрицы Дидро занимался также составлением проекта организации в России народного образования. «Ах, друзья, что за государыня, что за необыкновенная женщина: это душа Брута в образе Клеопатры!»  — восторженно писал Дидро по возвращении из России.

1767-1768 гг. – работа Уложенной комиссии Цели: составление нового кодекса законов (вместо СУ 1649), выяснение настроений в обществе  «Наказ» Екатерины II идеи Просвещения стремление облегчить  положение крестьян Какими идеями руководствовалась Екатерина на первом этапе своего правления? Екатерина Великая с текстом «Наказа» в руках

1767-1768 гг. – работа Уложенной комиссии

Цели: составление нового кодекса законов (вместо СУ 1649),

выяснение настроений в обществе

«Наказ» Екатерины II

  • идеи Просвещения
  • стремление облегчить

положение крестьян

Какими идеями руководствовалась Екатерина на первом этапе своего правления?

Екатерина Великая с текстом

«Наказа» в руках

Политика «просвещенного абсолютизма»

  • 1764 г. - указ о секуляризации церковных земель - передачи в государственное управление монастырских и церковных земель. Два миллиона бывших монастырских крестьян были переведены на положение государственных.
  • 1765 г. - учреждение дворянского Вольного экономического общества.
  • Упорядочение крестьянских повинностей в западных (прибалтийских) губерниях.
  • 1767 г. - разрешение всем желающим заводить ткацкие станы и заниматься промыслами.
  • 1775 г. - введение права на открытие предприятий без разрешения правительства.
  • 1771 г. - запрещение публичной продажи крепостных крестьян за долги помещиков.

Просвещение народа , распространение научных знаний в обществе

  • 1783 г. - разрешение создания вольных типографий.
  • 1786 г. - начало проведения школьной реформы (первая попытка создать государственную систему народного образования; в основу новой школы были положены принципы всесословности и бесплатности обучения; для создания системы образования не хватило необходимых средств и, что самое главное,  не было еще потребности в образовании у широких слоев населения)
НО!!! Социальная политика Ухудшение положения крестьян→ Месячина Месячина  — содержание, получаемое натурой от помещиков за шестидневную барщину безземельными крепостными крестьянами ( крестьяне лишались надела ), в том числе дворовыми. В месячину входили как продукты питания, так и одежда. ↓ 6-дневная барщина безземельных крестьян за получение месячного продовольственного запаса 1765 г.- указ, разрешающий помещикам отправлять крестьян на каторгу 1767 г.- указ, запрещающий крестьянам жаловаться на помещиков  Распространение крепостного права на новые территории (р-ны р. Яик, Дон) Указ 1783 г.- указ, вводивший крепостное право на Украине  Широкомасштабная раздача государственных крестьян помещикам (360 тыс. за 34 года) Рост налогового бремени и повинностей в связи с активной внешней политикой Расслоение деревни на богатых и бедных Разорение массы крестьян  Крепостничество при Екатерине II достигло своего пика

НО!!!

Социальная политика

  • Ухудшение положения крестьян→ Месячина

Месячина  — содержание, получаемое натурой от помещиков за шестидневную барщину безземельными крепостными крестьянами ( крестьяне лишались надела ), в том числе дворовыми. В месячину входили как продукты питания, так и одежда.

6-дневная барщина безземельных крестьян за получение месячного продовольственного запаса

  • 1765 г.- указ, разрешающий помещикам отправлять крестьян на каторгу
  • 1767 г.- указ, запрещающий крестьянам жаловаться на помещиков

  • Распространение крепостного права на новые территории (р-ны р. Яик, Дон)
  • Указ 1783 г.- указ, вводивший крепостное право на Украине

  • Широкомасштабная раздача государственных крестьян помещикам (360 тыс. за 34 года)
  • Рост налогового бремени и повинностей в связи с активной внешней политикой
  • Расслоение деревни на богатых и бедных
  • Разорение массы крестьян

  • Крепостничество при Екатерине II достигло своего пика
Дарья Николаевна Салтыкова  по прозвищу  Салтычиха  (в девичестве- Ивано́ва; 1730 — 1801) — русская помещица, вошедшая в историю как изощрённая садистка и серийная убийца  нескольких десятков подвластных ей крепостных крестьян (в подмосковной усадьбе). Решением Сената и императрицы Екатерины Второй была лишена достоинства столбовой дворянки и приговорена к пожизненному заключению в монастырской тюрьме (в 1768 г.), где и умерла.

Дарья Николаевна Салтыкова  по прозвищу  Салтычиха  (в девичестве- Ивано́ва; 1730 — 1801) — русская помещица, вошедшая в историю как изощрённая садистка и серийная убийца  нескольких десятков подвластных ей крепостных крестьян (в подмосковной усадьбе). Решением Сената и императрицы Екатерины Второй была лишена достоинства столбовой дворянки и приговорена к пожизненному заключению в монастырской тюрьме (в 1768 г.), где и умерла.

 Цель урока:    дать характеристику Просвещённому абсолютизму

Цель урока: дать характеристику Просвещённому абсолютизму

Просвещённый абсолютизм — политика, сочетавшая в себе принципы абсолютной монархии и идеи мыслителей эпохи Просвещения (Ш. Монтескье, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо): соблюдение монархом законности → недопущение произвола проведение реформ, защищающих естественные права человека (реформы, уничтожавшие некоторые сословные привилегии и прочие). необходимость заботы монарха о своих подданных в соответствии с законом - устранение пережитков средневекового строя – феодальной раздробленности, крепостничества, феодальных монополий. - проведение церковных реформ, с помощью которых церковь переходила в подчинение государству, передавала в государственную собственность церковные земли и богатства смягчение цензуры в центре преобразований образ «просвещенного монарха»- образованного правителя, способного править своим государством разумно, на благо всего народонаселения

Просвещённый абсолютизм — политика, сочетавшая в себе принципы абсолютной монархии и идеи мыслителей эпохи Просвещения (Ш. Монтескье, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо):

  • соблюдение монархом законности → недопущение произвола
  • проведение реформ, защищающих естественные права человека (реформы, уничтожавшие некоторые сословные привилегии и прочие).
  • необходимость заботы монарха о своих подданных в соответствии с законом

- устранение пережитков средневекового строя – феодальной раздробленности, крепостничества, феодальных монополий.

- проведение церковных реформ, с помощью которых церковь переходила в подчинение государству, передавала в государственную собственность церковные земли и богатства

  • смягчение цензуры
  • в центре преобразований образ «просвещенного монарха»- образованного правителя, способного править своим государством разумно, на благо всего народонаселения
Всегда ли планы европейских правителей по преобразованию общества и государства соответствовали реальным поступкам?

Всегда ли планы европейских правителей по преобразованию общества и государства соответствовали реальным поступкам?

 Вспомним основные формы правления?

Вспомним основные формы правления?

Домашнее задание знать  основные термины, понятия, даты, события, характерные черты, имена исторических личностей; составить сравнительную таблицу с национальными особенностями политики «Просвещённого абсолютизма»

Домашнее задание

знать основные термины, понятия, даты, события, характерные черты, имена исторических личностей;

составить сравнительную таблицу с национальными особенностями политики «Просвещённого абсолютизма»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!