СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психокоррекционная работа, направленная на снижение уровня агрессивности у подростков.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА, 

НАПРАВЛЕННАЯ НА СНИЖЕНИЕ 

УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ

 У  ПОДРОСТКОВ.  

!V!

Просмотр содержимого документа
«Психокоррекционная работа, направленная на снижение уровня агрессивности у подростков.»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ



Подростковая агрессия






психокоррекционная работа,


направленная на снижение


уровня агрессивности


у подростков












1

психокоррекционная работа, направленная на снижение уровня агрессивности у подростков


Введение


Основная цельгрупповой коррекции агрессивных подростков —

снижение уровня агрессивности путем обучения навыкам адаптив­ного поведения.


Для достижения этой цели специалист в процессе коррекции должен решить

следующие задачи:


1)дать подростку возможность осознать неконструктивность его агрессивного поведения;


  1. научить подростка понимать переживания, состояния и интере­сы других людей;


  1. выработать у подростка умение грамотно проявлять свои эмо­ции и сдерживать агрессивные реакции;

  2. сформировать навыки конструктивного разрешения межлич­ностных конфликтов.


Выполнение данных задач дает возможность подросткам сни­зить уровень агрессивности до приемлемого и таким путем добиться более адекватной социализации

.

Занятия проводятся по четырем направлениям:

  1. изъятие из привычного окружения и помещение в корригирую­щую группу;


  1. участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения;

  2. игра;

  3. релаксационные техники и техники визуализаций.


Программа рассчитана на 11-12 встреч по 2 часа.

Лучше встречаться 1-2 раза в неделю.


Психокоррекционное воздействие осуществляется в три этапа.




Этап 1.Ориентировочный


Основная задача ориентировочного этапа

получение допол­нительной информации о личностных особенностях детей, особен­ностях их взаимоотношений.


На 1-м этапе акцент делается не на сложившиеся роли, а на устранение равенства и пересечение привилегий. Здесь существуют определенные признаки.

Во-первых, водящие чувствуют направлен­ную на них агрессию;

во-вторых, возникают спонтанные позитивные контакты между членами группы;

в-третьих, появляется серьезное, уважительное отношение к ритуалу окончания занятия.


К данному этапу относятся занятия 1 и 2 (1-я и 2-я встречи).



2 Занятие 1

Цели.

  • Знакомство участников группы друг с другом и ведущим,

  • установление правил поведения в группе;

  • снятие эмоционального напряжения,

  • создание рабочей атмосферы.


План проведения.


1. Представление участников занятий друг другу, определение правил работы группы.

2. Разминка: упражнения на знакомство и синхронизацию.

3. Основная часть:

упражнения, направленные на снятие эмоционального и телесного напряжения, повышение эмоционального тонуса и самооценки участников.

  1. Обсуждение итогов занятия.

  2. Ритуал прощания.


Упражнение 1. «Приветствие»— на знакомство.


Дети стоят в кругу. Ведущий называет свое имя и делает приветственный жест. Затем перебрасывает мяч одному из играющих. Подросток должен поймать мяч и назвать себя так, как ему бы хотелось, чтобы его называли в этой группе (это может быть любая приятная для под­ростка ласкательная, уменьшительная или другая форма его имени, или вовсе любое другое имя), и со своим приветственным жестом бросить мяч другому участнику.


На первом занятии психолог совместно с членами группы вы­рабатывают правила работы группы.

Правила могут быть примерно следующего содержания:

  1. Доверительный стиль общения. Рассказывая другим о себе, мы надеемся на взаимность

  2. Искренность в общении. Если не будет искренности, мы не сможем общаться.

  3. Конфиденциальность. Никто не может говорить за пределами группы о том, что в ней происходит. Каждый должен быть уверен в том, что его личные откровения остаются в группе.

  4. Группа оказывает поддержку каждому (возможностью выслу­шать, добрым словом).

  5. Активная работа. Каждый должен принимать активное уча­стие во всех вариантах работы группы.

  6. Правило «стоп». Любой участник может временно не прини­мать активного участия в работе группы, если это чрезмерно тяжело для него.

  7. Обязательное присутствие. Работая в группе, участники долж­ны посещать каждое занятие. Допускаются пропуски по «очень ува­жительным причинам».


Упражнение 2. «Договор»— на доверие и установление правил в группе.


Психолог предлагает внести определенность в отношения подростков в ходе занятий. Он предлагает им сформулировать общие условия, принимаемые всеми членами группы, обсудить их, а фак­том принятия «подготовленного договора» станут подписи ребят.


Упражнение 3. «Шаг вперед все, кто...»на знакомство и дви­жение.


Ребята встают в круг, и каждый по очереди называет харак­теристики людей, которые могут вызвать остальных в центр круга, например: «Шаг вперед все, кто любит теплую погоду» или «Шаг вперед все, у кого карие глаза» и т. д. Упражнение помогает ребя­там лучше узнать друг друга, снять эмоциональное напряжение, соз­дать рабочую атмосферу и объединить группу общими интересами и сходствами.


Упражнение 4. «Мое личное место» — на синхронизацию.


Пси­холог дает подросткам инструкцию: «Ребята, начните ходить по классу в поисках такого места, которое вам больше всего нравится. Не спешите, постарайтесь выбрать себе приятное местечко, не очень близкое к другим ребятам. Место, в котором ты сейчас находишься, и есть твое

3

личное место. Это твое место, и никто другой не мо­жет находиться на этом месте. Почувствуй почву под ногами. Тебе уютно здесь? Удобно? Это уютное местечко для симпатичного, хоро­шего, доброго

человека». Упражнение направлено также на снятие эмоционального и телесного напряжения, повышение эмоциональ­ного тонуса и самооценки учащихся. Оно помогает подростку при­слушаться к своему внутреннему состоянию, к своим ощущениям и притязаниям, осознать себя и свое поведение.

Занятие 2

Цели.

  • Продолжение знакомства и синхронизация группы;

  • уста­новление контактов между участниками; снятие эмоционального и телесного напряжения;

  • развитие навыков совместной игры.


План проведения:


1. Обсуждение впечатления от предыдущего занятия.

  1. Разминка: упражнения на знакомство, синхронизацию, до­верие.

  2. Основная часть: упражнения на осознание себя и своего по­ведения, обсуждение различных ситуаций.

  1. Заключительное обсуждение итогов занятия.

  2. Ритуал прощания.


Упражнение 1. «Имена по кругу»на знакомство.

Ребята вста­ют в круг и по очереди представляются, напоминая друг другу свои имена.


Упражнение 2. «Ладушки»на синхронизацию.

Ребята вста­ют в круг и хлопают в ладоши по очереди или синхронно, в рифму.

создавая определенный мотив, повторяя друг за другом или допол­няя друг друга.


Упражнение 3. «Жучок»— веселая, азартная игра. Она снимает первоначальную настороженность подростка.


В то же время дан­ная игра — хороший диагностический прием, выявляющий исхо­дный уровень самостоятельной активности группы, эмоциональные всплески, а также уровень агрессивности подростков.

Ребята встают в шеренгу за водящим, который стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Каждый касается руки ведущего, который, в свою очередь, должен угадать того, кто дотронулся до его руки (по выражению лица, дви­жению, поведению). Водящего выбирают с помощью считалки и во­дит он, пока не угадает каждого участника.


Упражнение 4. «Сиамские близнецы»— на взаимодействие.


Пси­холог просит ребят «разбиться» на пары и дает каждой паре опре­деленное задание, которое они должны сделать совместно, общими усилиями, сплетясь при этом руками или плотно прислонившись друг к другу.

Это упражнение поможет подросткам познакомиться поближе, установить доверительные отношения, научиться работать в паре «рука об руку» и подстраиваться под другого человека.


Упражнение 5. «Волшебные шарики»(авт. — Я. А. Павлова) на­правлено на снятие эмоционального напряжения.


Подростки сидят в кругу. Психолог просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «ло­дочку». Затем он вкладывает каждому подростку в ладошки стеклян­ный шарик и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрей­те его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. От­кройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения».

4

Этап 2. Реконструктивный


Задачи.

  • Актуализация и реконструкция конфликтных ситуаций,

  • формирование адекватного способа поведения в конфликтных си­туациях;

  • объективирование негативных тенденций личностного раз­вития;

  • эмоциональноеотреагирование чувств и переживаний;

  • раз­витие коммуникативной компетентности;

  • развитие способности к осознанию чувств и переживаний.


К данному этапу относятся занятия 3-8.


Занятие 3

Цели.

  • Взаимодействие;

  • отреагирование чувств;

  • осознавание не­конструктивных способов выражения агрессии.


План проведения:

  1. Разминка; упражнения на синхронизацию, доверие и взаимо­действие.

  2. Основная часть: упражнение на осознание своей агрессивно­сти и неконструктивности поведения (психодраматическая рекон­струкция недавних реальных конфликтов).

  3. Заключительное обсуждение.

  4. Ритуал прощания (проведение групповых релаксационных дыхательных упражнений).


Упражнение 1. «Приветствие»— на взаимодействие и сплочен­ность в группе.


Психолог задает вопрос о том, какое настроение в данный момент у каждого подростка. Затем просит тех ребят, ко­торые оценивают свое настроение как положительное, поделиться им с теми, у кого оно недостаточно хорошее. Для этого подросток свое настроение перекидывает другому человеку вместе с резино­вым мячиком. И вновь психолог интересуется настроением каждого участника группы.


Упражнение 2. «Слепой и поводырь»— на доверие.


Психолог предлагает подросткам разбиться на пары и встать один за другим. Тот, кто стоит впереди, — слепой, сзади — поводырь. Поводырь бе­рет партнера за талию. Слепой закрывает глаза и не открывает их, пока играет музыка. Поводырь должен быстро, но очень аккуратно водить слепого по комнате. Задача поводыря — вести своего слепо­го так, чтобы он не наткнулся на другие пары, стены, стулья. Когда музыка замолчит, ребята меняются ролями.

Это упражнение дает наглядную информацию о том, насколько ребята доверяют друг другу, как работается в паре. Затем подростки обмениваются ощущениями.


Обсуждение.

  • Что чувствовали подростки?

  • В какой роли было легче?

  • Следует поднять вопрос о доверии поводырю, жизни, окру­жающим.

  • Может ли быть общение без доверия?


Упражнение 3. «Рецепт: как сделать ребенка агрессивным»на осознание своей агрессивности и неконструктивности поведения.


Упражнение состоит из двух частей. Для его выполнения каждо­му подростку понадобятся бумага, ручка и фломастеры.


5

Первая часть:

1.Психолог просит ребят представить агрессивного человека и проследить мысленно, что обычно делает агрессивный человек, как он себя ведет, что говорит.

  1. Подросткам предлагается взять бумагу и написать небольшой рецепт, следуя которому можно создать агрессивного ребенка, а так­же предлагается нарисовать портрет такого ребенка.

  2. Затем подростки зачитывают свои рецепты и изображают агрессивного ребенка (как он ходит, как смотрит, что делает, какой у него голос).

  3. Психолог обсуждает с ребятами: что им нравится в агрессив­ном ребенке; что не нравится; что бы они хотели изменить в таком ребенке.

Вторая часть:

  1. Психолог просит подростков подумать о том, когда и как они стали проявлять агрессию. Каким образом они могут вызвать агрес­сию по отношению к себе?

  2. Ребятам предлагается взять еще лист бумаги и разделить его вертикальной линией пополам на левую и правую части. Слева за­писывается, как окружающие в течение учебного дня проявляли агрессию по отношению к ним. В правой части записывается, как сам подросток проявлял агрессию по отношению к другим ребятам.

  3. После того как все сделают упражнение, можно обсудить с подростками:

  • знают ли они таких подростков, которые бывают агрессивными;

  • как они считают, почему люди бывают агрессивными;

  • всегда ли стоит прибегать к агрессии в сложной ситуации или можно иногда решать проблему другим способом (например, каким?);

  • как ведет себя жертва агрессии;

  • что можно сделать, чтобы не быть жертвой.


В ходе этой игры подростки могут разобраться в том, что они называют агрессивным поведением. Они могут разобраться также в собственном агрессивном поведении и исследовать чужое агрессив­ное поведение.


Мышечная релаксация для подростков с использованием глубокого дыхания и визуальных образов.

Прежде чем приступить к прогрессив­ной мышечной релаксации, необходимо обучить ребят глубокому дыханию.

Расслаблению способствует медленное и глубокое дыха­ние с помощью диафрагмы. Подросткам предлагают сделать следую­щее:


а) при вдохе постараться наполнить воздухом живот, а потом, продолжая вдох, заполнить воздухом грудь. Когда подросток почувствует, что продолжать вдох далее ему тяжело, пусть слегка сожмет диафрагму (перед упражнением надо показать ему, где находится диафрагма) и плавно выдохнет, живот при этом начнет втягиваться;


б) когда подросток освоит дыхание животом с помощью диафрагмы, нужно обучить его задержке дыхания. Для этого, после того как он сделает вдох, пусть постарается не сразу выдохнуть воздух,
а слегка задержать его и уже после плавно выдохнуть.


Глубокий вдох — задержка дыхания — плавный выдох.


Желательно постепенно довести вдох до пяти ударов пульса, задержку дыхания — до трех ударов, а плавный выдох — до пяти ударов пульса (5-3-5);


в) после того как подросток освоил глубокое дыхание с задержкой и со счетом, можно подключать к дыханию визуальные образы.


Для этого необходимо:


  • сесть поудобнее или лечь;

  • сделать глубокий вдох;

  • при задержке дыхания представить человека, на которого разо­злился (или ситуацию);

  • выдохнуть свой гнев (злость) в виде облачка;

  • сделать упражнение несколько раз.


6


Иногда на задержке дыхания у детей возникает зрительный (символический) образ гнева (пусть они его тоже выдохнут в виде облачка);


г) когда подросток научился делать предыдущие упражнения, можно переходить к упражнениям с использованием мышечной релаксации (модификация релаксационных упражнений Алворда,
1998).


Пусть ребенок сядет поудобнее или, лучше, ляжет.

Попросите его представить ситуацию, которая злит, или человека, который вы­зывает данное чувство, и отметить, в каких частях тела при этом возникает наибольшее напряжение.

Пусть ребенок сообщит вам об этих напряженных зонах в своем теле.

На первых порах (пока ре­бенок еще не освоился с данной техникой) нужно проследить, все ли участки тела ребенок отметил, так как их может быть несколько (например, шея, плечи, ноги).

После того как все участки тела будут определены, следует приступить непосредственно к упражнению по мышечному расслаблению.

Расслаблять мышцы необходимо в такой последовательности: руки (кисть, предплечье, плечо); шея; живот; ноги; голова, в основ­ном лицевая часть (рот, нос, лоб).

Например, если ребенок чувствует напряжение в лобной части головы, руках и животе, то расслабляющие упражнения начинают с рук, потом работают с мышцами живота, а затем уже приступают к лицу (лоб).


Упражнение выполняется следующим образом.


  1. Ребенок уже удобно сидит или лежит:


  • делает глубокий вдох;

  • на задержке дыхания сильно напрягает мышцы того участка тела, с которым вы работаете, и представляет того человека, на которого разозлился;

  • на выдохе в виде облачка выдыхает свой гнев (отпускает его). Затем какое-то время отдыхает.

Упражнение с каждым участком тела следует повторить 1-2 раза.

  1. Затем переходят к следующему участку тела. И так до тех пор, пока все участки тела, которые отзывались на проблемную ситуа­цию, не будут проработаны.


  1. После этого делается упражнение «Морская звезда», чтобы тело полностью отдохнуло и релаксировало.


  1. Следует обсудить упражнение с ребенком:


  • что было легко сделать, а что трудно;

  • как менялось его состояние в процессе работы;

  • изменились ли его чувства к концу упражнения; если да, чем они отличаются от первоначальных.


Упражнение 4. «Расслабление в позе морской звезды».


Это упраж­нение следует делать как завершающее после предыдущего комплек­са или каких-либо других упражнений, содержащих элементы на­пряжения и расслабления.


Желательно выполнять его под музыку.

Попросите детей закрыть глаза и представить место, где они любят отдыхать, где они всегда себя хорошо и безопасно чувствуют.

Затем пусть они представят, что нахо­дятся в этом месте и делают в этом месте то, от чего они испытывают радость и удовольствие (в другом варианте — то, что им хочется).


Продолжительность упражнения 1-2 мин.

В конце упражнения попросите детей открыть глаза, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вдохнуть и встать.




7

Занятие 4

Цели.

  • Осознание агрессивного поведения и выражение своего отношения к нему;

  • обучение методам релаксации.


План проведения:

  1. Промежуточное тестирование.

  2. Разминка: упражнения на доверие, взаимодействие и движение.

3. Основная часть: ролевая игра с целью выявления агрессивно-
го поведения; обучение методам релаксации.

  1. Заключительное обсуждение с оценкой результатов занятия.

  2. Ритуал прощания.


Упражнение 1. «Приветствие»— взаимодействие и взаимоуваже­ние.


Психолог предлагает каждому подростку приветствовать других каким-то необычным образом, но с обязательным условием, что это приветствие вызвало бы только положительные реакции у других.


Упражнение 2. «Дом»— на взаимодействие, на сплоченность в груп­пе, создание рабочей атмосферы.


Участникам раздается равное количе­ство спичечных коробков и предлагается что-нибудь из них построить.

Из малого количества коробков красивого сооружения не получится.

Это тот вывод, к которому должны прийти участники.

Тогда психо­лог предлагает им сгруппироваться по нескольку человек и построить вместе дом из общего количества коробков.

Ребята, разделившись на группы, строят вместе 2-3 домика, но красивых домов все равно не по­лучается, так как недостает нужного количества деталей.

Психолог просит участников объяснить, почему их единичные усилия не дают желаемого результата.


Упражнение 3. «Кто здесь будет жить?»— на доверие и взаи­модействие.


Ребята обращаются к своей постройке дома.

Психолог просит похвалить и положительно оценить их дом, предваряя вы­сказывание фразой: «Какой хороший и красивый дом мы построи­ли!»

После того как похвалы прозвучали, он задает участникам во­прос: «Кто в этом доме будет жить?» Ведущий принимает предложе­ния детей, останавливаясь на тех, в которых участники предлагают жить в этом доме вместе, после чего начинается образное заселение и его благоустройство.

Подростки должны рассказать не только о том, где они будут жить, в каких комнатах, но и о том, как будут выглядеть их комнаты, как будут строиться их отношения.

Ребята рассказывают только о хороших аспектах отношений, как правило, исключая противоречия.

Психолог указывает на то, что в реальной жизни часто встречаются ситуации, в которых отношения строят­ся как конфликты, и предлагает участникам так же, как они вместе строили дом, вместе разрешать конфликты.


Данное упражнение помогает подросткам научиться терпению, быть внимательными друг к другу, уступчивыми, взаимовежливыми, идти на компромисс, если это необходимо.


Ролевая игра с целью выявления агрессивного поведения.


В ходе занятия разыгрываются ситуации, в которых подростки выбирают себе роли каких-то сказочных героев или героев фильма и участву­ют в решении спорных вопросов и проблем. Сначала героям пред­лагают самостоятельно разрешить эти вопросы, а затем психолог предлагает решение этих проблем с использованием приемов не­конфликтного реагирования.

В заключение занятия подростков просят объяснить, какие спо­собы реагирования привели к положительному решению ситуации и почему. Игра помогает сформировать у подростков умения и на­выки неконфликтных реакций.

8


Обучение дыхательным релаксационным техникам и технике ви­зуализации.


  1. Задействование выдоха.


Инструкция:

«Сядь удобно, выпрямись, чтобы шея, голова и по­звоночник являли собой одну прямую линию, не горбись, но и не на­прягайся.

Поставь ступни ног плотно на пол, кисти рук положи на колени (слово „бедра" подростков, особенно девушек, может напрячь) так, как тебе удобно.

Ни руки, ни ноги не должны соприкасаться.

Если ты можешь закрыть глаза — закрой, если нет, посиди с открытыми глазами.

Сейчас нужно будет сосредоточиться на своем дыхании».


(Проводится одно-два дыхательных упражнения.)


«Расслабься, делая вдох — медленно, вдыхая столько, сколько мо­жешь вдохнуть без напряжения.

Затем так же спокойно выдыхай, тоже медленно, сколько можешь выдохнуть без напряжения. Выдоху удобно придать форму звука „а-а-а". Совершая его, постарайся ощутить чув­ство расслабления.

Повторяй это упражнение в течение двух минут.

Открой глаза.

Как ты себя чувствуешь?

Что ты ощущал во время выполнения упражнения?


А сейчас снова закрой глаза и представь лицо самого любимого человека.

Снова открой глаза.

Как самочувствие?

Кого представлял?

Какое сейчас настроение?

И еще раз закрой глаза».



(Далее — текст визуа­лизации «Прогулка на теплоходе», автор — Н. А. Богданова.)


«Представь, что ты находишься на борту красивого современ­ного белого теплохода. На борту этого лайнера тебе предстоит пу­тешествие по самому сказочному, теплому, бескрайнему и безопас­ному морю на Земле. Ты поднимаешься по трапу и с каждым шагом чувствуешь, как приближается приятное, таинственное долгождан­ное путешествие. Ты ходишь по кораблю, поднимаешься на самую верхнюю палубу.


Ты чувствуешь, как теплый морской ветерок обдувает плечи и лицо. Ты вдыхаешь солоноватый запах моря. Солнце своими те­плыми лучами окутывает твое тело. Этой энергией солнца напол­няется каждая клеточка твоего тела. Уходят напряжение и скован­ность. Движения становятся медленными, ленивыми. Ты подходишь к борту теплохода, смотришь, как медленно удаляется берег, он ста­новится все меньше и меньше. Вместе с ним остались твои невзгоды, плохое настроение, однообразие, усталость.


Ты поворачиваешь голову в сторону моря и понимаешь, что сейчас тебя ничто не беспокоит. С каждым вдохом тебе становится легче, душа наполняется чувством радости и беззаботности».



Визуализации предназначены для влияния на эмоциональ­ное состояние людей, в основном — для успокоения, расслабления и улучшения настроения. Они даются безо всякой классификации, в адаптированном для детей виде. В некоторых из них отчетливо выражен суггестивный компонент, в других — нет.





9

Занятие 5

Цели.

  • Повышение активности и самооценки детей;

  • принятие ими своих негативных качеств.

План проведения:

  1. Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

  2. Разминка: упражнения на доверие, взаимодействие и движение.

3. Основная часть: разыгрывание конфликтных ситуаций с об-
суждением агрессивных проявлений участников.

  1. Релаксационные упражнения.

  2. Ритуал прощания.


Упражнение 1. «Приветствие»на взаимодействие и сплочен­ность в группе.


Каждый участник встает и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: «Добрый день!» или «Рад вас видеть!». Ведущий просит, чтобы фразы и пожелания не повторялись.


Упражнение 2. «Выражение доверия»на доверие, взаимодей­ствие и отреагирование эмоций.


Психолог предлагает каждому под­ростку выразить свое доверие всем членам группы. Он может сде­лать это и по отношению к каждому в отдельности. Положительным откликом на оказанное доверие должны стать улыбки. Если улыбки доверия возникают на лице, значит, доверие принято, оно было ис­кренним.


Упражнение 3. «Толкалки» - на движение и выражение эмоций.


«Разбейтесь на пары. Встаньте друг к другу на расстоянии вытяну­той руки. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями на своего партнера. По моему сигналу начните толкать партнера с места при условии, что никто никому не должен причинять боль. По моему сигналу „СТОП" прекратите толкаться».

Данное упражнение позволяет разыграть конфликтную ситуа­цию и отработать агрессию через игру и позитивное движение.

После выполнения упражнения можно обсудить с участниками, какие эмоции вызвало это упражнение, понравилось оно или нет, почему. Что испытывал каждый участник, когда его толкали?


Упражнение 4. «Переменное дыхание».

Инструкция: «Делай вдохи и выдохи, медленно пока не возникает напряжение. Медленно вдыхай носом, можешь при этом считать „один-два-три". Как только появит­ся напряжение, делай выдох. Выдыхай ртом, также до ощущения на­пряжения, тоже можешь считать. Постарайся, чтобы выдохи были несколько длиннее вдохов, если выдыхать трудно, можешь несколь­ко приоткрыть рот. Повторяй это упражнение в течение двух минут.

Открой глаза. Как ты себя чувствуешь? Что ты ощущал во время выполнения упражнения? А сейчас снова закрой глаза и представь лицо самого любимого человека.

Снова открой глаза, как самочувствие, кого представлял, какое сейчас настроение? И еще раз закрой глаза». (Далее — текст визуа­лизации «Летнее поле», автор — Е. В. Трошева.)

«Представь себе, что ты идешь по летнему залитому солнцем полю. Поле усыпано цветами, словно мягкий разноцветный ковер.

Ты чувствуешь теплый воздух. Легкий ветерок приятно овевает твое лицо. Ты вдыхаешь легкий аромат цветов, слышишь, как поют птицы. Посмотри, какие красочные цветы вокруг: красные, голубые, желтые — они радуют твой взгляд.

Ощути, как с каждым вдохом тебе становится легко. Ты чувству­ешь, как прозрачная энергия цветов заполняет тебя.

С этим ощущением ты легко и свободно взлетаешь над полем. Ощути, как легко и свободно ты летишь. Почувствуй, как твои мыс­ли становятся спокойными и безмятежными, спокойствие полно­стью охватывает тебя.

Теперь ты опускаешься ближе к цветам. Протягиваешь к ним руки. Чувствуешь, какие цветы мягкие и нежные. Ты опускаешься и снова стоишь на поле.

Глубоко вдохнув, ты чувствуешь, как легкая энергия заполнила каждую клеточку твоего тела.

Оглянись вокруг еще раз, запомни все, что видишь и ощущаешь.

Картинка медленно растворяется, поле исчезает, и ты медленно и спокойно открываешь глаза».


10

Занятие 6

Цели.

  • Изучение мотивов своего агрессивного поведения;

  • изуче­ние мотивов агрессивного поведения других людей.

План проведения:

1. Разминка: упражнения на доверие, взаимодействие и движение.

2. Основная часть: групповая дискуссия с анализом поведения
людей в различных конфликтных ситуациях.

  1. Релаксационные упражнения.

  2. Ритуал прощания.


Упражнение 1. «Приветствие»— на взаимодействие, эмпатию.


Психолог предлагает подросткам сначала поздороваться друг с дру­гом так, будто они только недавно расстались, а потом предлагает поздороваться так, будто они давно друг друга не видели.


Упражнение 2. «Связь»- на взаимодействие и реакцию.


Психо­лог просит подростков с помощью условных символов, например ко­лец, изобразить, как они оценивают сложившиеся отношения в группе, а потом просит сказать, как они собираются эти отношения сохранить.


Упражнение 3. «Шла Саша по шоссе»- на выявление у подрост­ков мотивов своего агрессивного поведения.


Данная игра является модификацией игры К. Фопеля «Тух-тиби-дух» и родилась в процессе занятий с группой родителей агрес­сивных детей. Игровое упражнение проводится в два этапа.


1-й этап. Каждый из участников получает карточку с какой-либо скороговоркой и вспоминает какую-либо ситуацию, в которой чувствовал себя раздраженным. Имитируя данную ситуацию, участ­ники, насупив брови и сжав кулаки, ходят по комнате в свободном направлении и бормочут себе под нос скороговорку (в удобном для них темпе) — ворчат. Время от времени они останавливаются друг перед другом и, потупив глаза, монотонно, тихим голосом произно­сят скороговорку, стараясь интонацией и тембром голоса передать свое неудовольствие, раздражение: «Шла Саша по шоссе...» После этого все продолжают бродить по комнате и ворчать себе под нос. По сигналу тренера первый этап игры заканчивается.


2-й этап. Участники с серьезными лицами ходят по комнате. Время от времени они останавливаются друг перед другом и серди­то, грозным голосом, трижды выкрикивают текст своей скороговор­ки. После этого продолжают молча ходить по комнате, до следую­щей встречи.


Обсуждение.Участники отвечают на вопросы тренера (психо­лога).

  • Что чувствовали после проведения 1-го и 2-го этапов игры?

  • В каком случае удалось в большей степени освободиться от своих отрицательных эмоций?

  • Наблюдал ли каждый из участников эффект катарсиса на втором этапе работы?

  • Как участники поступают в ре­альной ситуации, если кто-либо из близких постоянно ворчит или кричит на них?

  • Могли бы они посоветовать близким выразить гнев в другой форме?


Данная игра, как правило, вызывает оживление в группе, сни­мает излишнее эмоциональное напряжение в группе. Многие участ­ники, не выдерживая инструкции «говорить грозным голосом», на­чинают улыбаться и смеяться.


Упражнение 4. «Мир глазами агрессивного ребенка»направлено на изучение мотивов агрессивного поведения других людей.


Агрессивные дети часто имеют склонность приписывать враж­дебные намерения другим детям, с которыми они общаются, даже если последние не собираются совершать агрессивных поступков. Такая личностная характеристика получила название предвзятой атрибуции враждебности.

11

Упражнение проводится в кругу или в подгруппах по 6-8 чело­век.

Один из участников выполняет любое (неагрессивное) действие (встает, кладет ногу на ногу, выходит в центр круга, улыбается, под­мигивает и т. д.).

Сидящий рядом с ним комментирует это действие с позиции агрессивного подростка, остальные участники могут пред­лагать свои варианты комментариев.

Например: «Ты встал, потому что хочешь толкнуть ногой мой стул; ты улыбаешься, так как кто-то рассказал тебе про меня гадость...» и т. д.

После проведения упражнения участники рассказывают о том, какая роль им ближе: роль агрессивного человека или невинной жертвы.

Бывали ли они когда-либо в похожих ситуациях, приписы­вая враждебные действия людям, которые, возможно, были не на­мерены их выполнять.

Данное упражнение помогает подросткам разобраться в соб­ственных чувствах и своем поведении, а также понять чувства и на­мерения других ребят.


Дыхательное релаксационное упражнение.


Инструкция: «Сядь удобно, выпрямись, чтобы шея, голова и позвоночник являли собой одну прямую линию, не горбись, но и не напрягайся. Поставь ступни ног плотно на пол, кисти рук положи на колени так, как тебе удоб­но. Ни руки, ни ноги не должны соприкасаться. Если ты можешь за­крыть глаза, закрой, если нет — посиди с открытыми глазами. Сей­час нужно будет сосредоточиться на своем дыхании.


Переменно-ноздревое дыхание.


Инструкция: «Зажми пальцем правую ноздрю, а через левую выдыхай столько, сколько можешь вдохнуть без напряжения. Затем без паузы начинай вдох — тоже до появления напряжения. Как только оно появится, зажми пальцем левую ноздрю и медленно выдыхай через правую. Затем без паузы вновь вдыхай. Повторяй этот цикл в течение двух минут».


Открой глаза. Как ты себя чувствуешь? Что ты ощущал во время выполнения упражнения?


А сейчас снова закрой глаза и представь лицо самого любимого человека.


Снова открой глаза; как самочувствие, кого представлял, какое сейчас настроение?


И еще раз закрой глаза».


Далее — текст визуа­лизации «Горы», (автор — Д. В. Ильина.)


«Теплый солнечный летний день. Ты сидишь на горной лужай­ке, покрытой зеленой мягкой травой. Твоя спина опирается на на­гретый солнцем камень. Вокруг тебя возвышаются величественные горы. В воздухе пахнет согретой солнцем травой, доносится легкий запах цветов и нагретых за день скал. Легкий ветерок ерошит твои волосы, нежно касается лица.


Ты оглядываешься вокруг. Со своего места ты видишь горный хребет, простирающийся вдаль, за горизонт. Солнечный луч плавно скользит вдоль склонов. Далеко впереди, почти за пределами слы­шимости, с каменного уступа медленно падает вода горного потока.


Вокруг стоит удивительная тишина: ты слышишь лишь далекий, чуть слышный шум воды, жужжание пчелы над цветком, где-то поет одинокая птица, ветер легко шелестит травой. Ты чувствуешь, каким спокойствием и безмятежностью дышит это место. Уходят заботы и тревоги, напряжение. Приятный покой охватывает тебя.


Ты поднимаешь глаза и видишь над собой небо, такое ясное, синее, бездонное, какое может быть только в горах. В синей вышине парит орел. Почти не шевеля могучими крыльями, он словно плывет в без­граничной синеве. Ты смотришь на него и случайно ловишь его взгляд. И вот уже ты — орел, и твое тело легко и невесомо. Ты паришь в небе, оглядывая землю с высоты полета, запоминаешь каждую подробность».


В завершении занятия проводится групповая дискуссия с анали­зом поведения людей в различных конфликтных ситуациях.


12

Занятие 7

Цели.

  • Отреагирование накопившихся отрицательных эмоций;

  • наработка навыков конструктивного поведения через ролевую игру;

  • обсуждение конструктивных способов разрядки гнева и агрессии.

План проведения:

1. Разминка: упражнения на движение, взаимодействие.

  1. Основная часть: упражнения на отреагирование эмоций, фор­мирование эмпатических реакций у подростка; ролевая игра с про­воцированием гнева и агрессии.

  2. Заключительное обсуждение с оценкой своей выдержки и конструктивности при разрешении конфликта.

4. Релаксационные упражнения.

5. Ритуал прощания (каждый обязательно должен попрощаться
со всеми остальными, поблагодарить и, если нужно, извиниться).


Упражнение 1. «Где мне сесть?»на взаимодействие, доверие и отреагирование эмоций.


На открытом пространстве подросткам предлагается приблизиться друг к другу на максимально удобное для общения расстояние. Психолог следит за тем, как ребята осу­ществляют этот процесс, и затем просит их объяснить, почему они выбрали такое расстояние. После этого он предлагает участникам удалиться друг от друга и общаться с этого расстояния, а потом объ­яснить, что они при этом испытывают и что изменилось. Выбрав наиболее комфортное пространственное размещение, подростки должны объяснить, какое эмоциональное состояние они испытыва­ют на различных дистанциях общения.

Данное упражнение помогает сформировать у подростков пред­ставления о зависимости эмоциональных реакций от ситуаций об­щения.


Упражнение 2. Ролевая игра с провоцированием гнева и агрессии, направленная на обучение подростка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации.


Упражнение проводится в несколько этапов:


  1. Сначала следует расспросить каждого подростка, в каких си­туациях ему трудно сдержать себя, при каких обстоятельствах (кто-, то толкнул, сказал неприятное, взял его вещь и т. п.) он проявляет вербальную и физическую агрессию. Пусть ребята составят пере­чень таких ситуаций (письменно), а затем проиграют их между со­бой, после чего выскажутся.

  2. Подростки с помощью психолога выбирают из перечня наи­менее конфликтную и проблемную (для каждого свою) ситуацию, в которой, с их точки зрения, им будет проще справиться с собствен­ными негативными поведенческими реакциями.

  3. Затем вместе обсуждают возможные варианты поведения в кон­кретной ситуации, записывая их в перечне напротив данной ситуации.

4. Далее следует обсудить и проанализировать последствия каж­дого выбранного варианта поведения и записать дальнейшее разви­тие ситуации.

Например:

Ситуация: Коля без спроса берет мои тетради.

Варианты поведения:

а) толкнуть его и отнять свои тетради;

б) ударить его и отнять свои тетради;

в) отнять свои и взять его тетради или спрятать его рюкзак в отместку;

г) сказать учительнице;

д) попросить вернуть тетради, если он не вернет, сказать учительнице.


Последствия: Коля толкнет меня в ответ. Я его ударю. Он ударит меня. Мы подеремся.


5.Выбрать позитивный вариант поведения в проблемной ситуации, причем право выбора остается за подростком, и закрепить его в ролевой игре. Для того чтобы процесс формирования навыка был более успешным, можно попросить ребят перед началом ролевой игры вообразить ситуацию, где им удается применить позитивный вариант поведения, а затем уже переходить непосредственно к ролевой игре.


13

6.Когда подростку удастся закрепить позитивную поведенческую реакцию в данной проблемной ситуации через ролевую игру и успешно применить ее в реальной жизни, нужно перейти к следующей, более проблемной и конфликтной для него ситуации.


Упражнение 3. «Обзывалки».

Цель — знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.


Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, цветов, грибов, рыб и т. п. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты...». Например: «А ты — морковка!»


В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты моя радость!..»


Игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе. Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.


В ходе обсуждения участники делают вывод о том, что данная игра способствует решению не только поведенческих проблем под­ростка, но и может быть использована на занятиях по классифика­ции предметов. Эта игра будет полезна не только агрессивным, но и обидчивым детям.


Опыт показывает, что у детей, получивших возможность вы­плеснуть, с разрешения педагога,

негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.


Упражнение 4. «Хочу сказать приятное другому человеку»— на формирование эмпатических реакций у подростка.

Задание состоит в том, чтобы участники, по очереди входя в помещение, сначала по­хвалили других, а потом себя.

По ходу выполнения задания психолог обращает внимание на ту похвалу, которая вызвала положительные реакции окружающих.

Затем он просит рассказать о том, что чув­ствовали подростки, когда их хвалили, и что больше им понрави­лось: слушать похвалу в свой адрес или самому хвалить другого.

В заключение психолог дает участникам задание похвалить сво­их родственников, друзей, знакомых и даже незнакомых людей.


Упражнение 5. «Спасибо».


Подростки благодарят друг друга и объясняют, чему они научились на занятиях и как планируют ис­пользовать полученный опыт взаимодействия в реальной жизни (в школе, семье и т. д.).


Релаксационное упражнение «Сдвинь камень».


Подростки лежат на спине. Психолог просит их представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8-12 сек.). Затем нога ставится в исходное положение; нога теплая, мягкая, отдыхает. Затем то же самое проделывается с левой ногой.


Релаксационное упражнение «Апельсин».


Ребята лежат на спине, голова чуть в бок, руки и ноги слегка расставлены в стороны.

Попросите детей представить, что к их правой руке подкатился апельсин. Пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.)

«Разожмите кулак, откатите апельсин (некоторые представляют, что они выжали сок), рука теплая…мягкая…отдыхает…»

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно сделать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты).

14

В конце занятия психолог дает подросткам домашнее задание.

Просит ребят завести свой личный блокнотик самонаблюдения.


Блокнотик самонаблюдения ведется в целях контроля над своим поведением и закрепления позитивных поведенческих навыков.

Самонаблюдение весьма эффективно как метод контроля над своими негативными эмоциями и поведенческими реакциями, но и как метод, позволяющий снизить интенсивность негативных эмоций, а, следовательно, выровнять поведенческие реакции, сделать их более осознанными и спокойными.


По данной методике подростку предлагается вести запись самонаблюдение в блокнотике по следующей форме:

  1. Реальная ситуация, которая произошла с тобой (в школе, на улице, дома).

  2. Что ты при этом чувствовал? Что ты при этом думал?

  3. Что тебе хотелось сделать? Что ты сделал на самом деле?

  4. Знак (символ), если удалось проявить позитивный навык (избежать деструктивного поведения).


Знак (символ) может быть любым по желанию подростка. Это может быть с изображением любимого героя или рисунок, который делает сам ребенок (летящая ракета, звездочка, планета, цветок и т.п.). Знак должен нравиться ребенку, вызывать положительные чувства. У знака (символа) большая функциональная нагрузка. Она наглядно показывает ребенку его успехи, подкрепляет его чувство уверенности и состоятельности в ситуации.


Блокнотик самонаблюдений также помогает ребенку лучше осознать свои чувства, мысли и мотивы собственного поведения, что для агрессивного ребенка является весьма актуальной задачей.


Занятие 8

Цели.

  • Отработка конструктивных форм поведения;

  • дальнейшее обучение методам саморегуляции.


План проведения:

  1. Разминка: упражнения на движение, взаимодействие и реакцию.

  2. Основная часть: упражнения, направленные на обучение подростка приемлемым способам выражения гнева и на отреагирование негативной ситуации в целом; упражнения на

развитие у подростков позитивной самооценки, реконструкцию положительного «Я-образа».

  1. Заключительное обсуждение с оценкой результата тренировки.

  2. Обучение новым упражнениям релаксации и проверка усвоения прежних.

  3. Ритуал прощания.


Упражнение 1 «Пластическое изображение гнева, отреагирование гнева через движения».


  1. Попросите ребят встать (или сесть) в произвольную позу. Затем попросите их подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает у них наибольшее чувство гнева.

  2. Попросите их сосредоточиться на своих ощущениях и отметить, в каких частях (части) они наиболее сильные.

  3. Затем попросите их встать (если они сидели). Пусть подростки начнут совершать движения таким образом, чтобы максимально выразить те чувства (негативные ощущения), которые они испытывают. Причем побудительный импульс движения должен исходить из той части тела, где негативные чувства (ощущения) наиболее сильные. При этом не надо контролировать свои движения, важно выразить свои чувства.

  4. Обсудите с подростками:

  • легко ли выполнять упражнение;

  • в чем они испытывали затруднение;

  • что они чувствовали во время выполнения упражнения;

  • изменилось ли их состояние после выполнения упражнения.




15

Упражнение 2. «Письма гнева».


  1. Попросите подростка подумать о том человеке, который вы­зывает у него злость и активное неприятие, а также о связанных с этим человеком ситуациях, где данное чувство проявлялось особен­но остро.


  1. Попросите подростка написать письмо этому человеку (чаще это один из родителей или оба родителя, одноклассник, педагог).


Пусть в этом письме подросток честно и искренне расскажет, что он переживает, когда видит этого человека, когда слышит упре­ки, замечания, а возможно, и оскорбления в свой адрес, что ему хо­чется сделать в ответ.


Важно, чтобы подросток полностью выразил свои чувства, осво­бождаясь от них (предупредите ребенка, что, кроме него, это письмо никто никогда не увидит и не прочтет).


  1. После того как подросток напишет письмо, спросите его, что ему хочется сделать с ним: разорвать, скомкать, сжечь, просто выбросить, привязать к ниточке улетающего воздушного шарика и т. п.
    Важно не предлагать подростку варианты действий, а услышать его желание. Часто дети хотят уничтожить письмо, символически освобождаясь от негативного чувства.


  1. Обсудите с подростком:


  • трудно ли ему было писать письмо;

  • все ли он высказал, или что-то осталось невысказанным;

  • изменилось ли его состояние после написания письма.


Упражнение 3. «Реконструкция позитивного образа через дет­ские воспоминания»на развитие позитивной самооценки.


Упраж­нение проводится в небольшой группе. Один подросток-доброволец усаживается на «горячий стул», остальные дети располагаются по­лукругом.


Ход игры:


  1. Психолог просит подростков внимательно посмотреть на си­дящего на стуле (правило — «быть доброжелательным»). Подростки должны постараться, опираясь на свои ассоциации, описать и вы­сказать свои представления о том, каким был человек, сидящий на стуле, в раннем детстве (ассоциации — свободные, конкретный воз­раст не обязателен):


  • как он выглядел внешне;

  • какая была его любимая одежда;

  • какая была его любимая еда;

  • чем любил заниматься;

  • какие игрушки были любимыми;

  • какой был характер;

  • кто любимые сказочные герои;

  • на свое усмотрение все, что считаете возможным сказать (люби­мые друзья, сказки, мультфильмы и т. д.).


  1. Пока участники высказываются, подросток, сидящий на «го­рячем стуле», молчит.

После того как выскажутся все ребята, психо­лог задает вопрос человеку, сидящему на «горячем» стуле:


  • «Что из того, о чем говорили ребята, совпадает с твоими воспоминаниями, а что не совсем?

  • Что ты любишь делать сейчас?»



16


  1. После того как все участники побывают на «горячем» стуле, проводится обсуждение:



  • Понравилось ли тебе быть на «горячем стуле»? Если понрави­лось, то что именно?


  • Что не понравилось?

  • Где ты себя лучше чувствовал: на «горячем» стуле или в группе?


  1. Занятие можно закончить рисунком на тему «Мои любимые детские воспоминания».


Данное упражнение поможет подросткам переключиться с вы­званных негативных эмоций, переживаний и воспоминаний на спокойную, позитивную игру, в которой каждый подросток сможет услышать про себя что-то приятное, вспомнить детство и попытать­ся увидеть себя глазами окружающих.


Два дыхательных упражнения.


Текст визуализации «Летний дождь» (автор — А. Г. Бреслав).


«Представь, что ты стоишь на опушке леса. Перед тобой рас­крывается великолепный вид на летний лес, залитые солнцем луга.


Воздух раскален от солнца и наэлектризован. Нет ни малейше­го ветерка. Душно. Все замерло в ожидании дождя. Ты чувствуешь, как подул слабый ветерок. Вот он становится все сильней и сильней. Солнце закрыла череда грозовых туч.


Почувствуй порывы пронизывающего ветра. Ощути, как ветер уносит все ненужное: беспокойство, разочарование, тревогу. Срод­нись с ветром. Почувствуй его силу и энергию. Теперь это твоя сила, твоя энергия.


Вот хлынул теплый летний ливень. Его прозрачные струи омы­вают тебя, принося с собой чистоту и ясность, наполняя тебя новой жизнью, новыми идеями.


Ты видишь, как дождь стихает. Небо очищается. Ты видишь, как вновь светит солнце, и чувствуешь себя обновленным, бодрым и уверенным».














17

Этап 3. Закрепляющий


Задачи:

  • обобщение сформированных на предшествующем этапе спосо­бов коммуникации;

  • перенос нового конструктивного опыта в реальную жизнь.


К закрепляющему этапу относятся занятия 9-11.

Занятие 9

Цель.

  • Закрепление конструктивных способов поведения.

План проведения.


  1. Разминка: упражнения на взаимодействие, осознавание соб­ственного эмоционального мира, а также чувств других людей.

  2. Основная часть:

  • тренинг поведения в ситуациях, провоци­рующих появление агрессии в среде сверстников;

  • ролевые игры на формирование умений сдерживать свои эмоции, на отработку кон­структивных форм поведения;

  • упражнения на обучение приемлемым способам выражения гнева, на отреагирование негативной ситуации в целом;

  • функциональная тренировка конструктивного поведения в ситуации конфликта.



  1. Заключительное обсуждение с оценкой результата тренировки.


  1. Релаксационные упражнения.


  1. Ритуал прощания.


  • Ролевая игра, направленная на взаимодействие, осознавание соб­ственного эмоционального мира, а также чувств других людей, на развитие эмпатии.


В начале занятия конструируется ситуация, в ко­торой подростки помогают одному из них справиться со сложным положением, причем проблему ребята выбирают сами.


Затем психолог просит каждого участника объяснить, что он чувствовал, когда помогал другому, и в итоге подводит всех к выво­ду о том, что помощь может вызывать радостные чувства и у того человека, который ее оказывает.

Данная игра помогает познакомить ребят с тем, как важно ис­пытывать сочувствие к другим людям.


  • Ролевая игра, направленная на формирование умений у подрост­ков сдерживать свои эмоции, на отработку конструктивных форм поведения.


Подросткам предлагается сначала определить роли ка­ких-то героев (персонажей). Согласно выбранным ролям строится ситуация общения, после чего участники должны объяснить, как из­менилось их эмоциональное состояние и поведение.


Вторая часть задания включает в себя моделирование ситуаций, в которых персонажи (герои) действуют как профессионалы, исполь­зуя соответствующие атрибуты. После этого участники должны объ­яснить, как изменились их эмоциональное состояние и поведение.


Данная игра помогает сформировать у ребят навыки эмоцио­нально стабильных реакций в ситуациях отсутствия предваритель­ного опыта.


18

Упражнение 1. «Эффективное взаимодействие»на обучение подростков выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми спо­собами.


1-й этап — вербальный вариант.

Группа работает парами. Один из участников каждой пары держит в руках какой-либо значимый для него предмет (книгу, часы, тетрадь и т. д.). Задача второго участни­ка состоит в том, чтобы уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда захочет.

Затем участники меняются ролями.


2-й этап — невербальный вариант.


Упражнение выполняется аналогично вербальному варианту, но с использованием только не­вербальных средств общения.

Обсуждение упражнения целесообразно проводить после проведе­ния обоих этапов.

В ходе обсуждения участники по кругу делятся свои­ми впечатлениями и отвечают на вопросы:

  • «Когда было легче просить предмет?

  • Какие слова или действия партнера побудили вас отдать его?»


Упражнение 2. «Галерея негативных портретов».


Упражнение 2а:


  1. Попросите подростков сесть поудобнее, расслабиться, глубоко вдохнуть 3-4 раза и закрыть глаза.

Затем попросите их представить, что они попали на небольшую выставку-галерею: «На ней выстав­лены фотографии (портреты) людей, на которых вы разгневались, которые вызывают у вас злость, которые, как кажется, поступили с вами несправедливо.


  1. Походите по этой выставке, рассмотрите портреты, обратите внимание, как они выглядят (цвет, размер, отдаленность, выражение лиц).

Выберите любой из них и остановитесь возле него.

Какие чув­ства вызывает у вас портрет этого человека?


  1. Мысленно выразите свои чувства, адресуя их портрету.

Не сдерживайте своих чувств, мысленно говорите все, что хочется ска­зать, не стесняясь в выражениях.

А также представьте, что вы делае­те с портретом все, к чему побуждают ваши чувства.


После того как вы сделали это упражнение, сделайте глубокий вдох 3-4 раза и откройте глаза».


Затем следует обсудить, упражнение с подростками:


  • что легко, а что трудно было сделать в этом упражнении;

  • что понравилось, что не понравилось;

  • кого они увидели в галерее, кого выбрали, на ком остановились;

  • как менялось их состояние в процессе выполнения упражнения;

  • чем отличаются чувства в начале ив конце упражнений.


Упражнение 2б:

  1. Попросите подростков сесть поудобнее, расслабиться, сделать 3-4 глубоких вдоха и закрыть глаза.

Далее следует та же инструк­ция о небольшой выставке-галерее портретов, что и в упражнении 1а).

После того как каждый ребенок выберет портрет (как правило, наиболее актуальный для него), попросите представить, что человек на портрете делает что-то такое, что наиболее злит его (возможна реальная ситуация).

Пусть подростки представят себя говорящими с этим человеком (каждый со своим).

19

  1. В ходе воображаемого диалога необходимо представить, как человек, который злит, становится все меньше и меньше ростом, а голос его становится слабее и слабее.


Далее попросите их понаблюдать за разговором как бы со сто­роны:


  • какими они видят себя;

  • как воспринимается вся ситуация в целом;

  • что они чувствовали в ходе выполнения упражнения;

  • как менялось состояние в ходе выполнения упражнения.


Обсудите все это с детьми после выполнения упражнения.


Упражнение 2в:

Попросите подростков разбиться на пары и сесть друг напротив друга.

Далее следует та же инструкция, что и в упражнении 1а о вы­ставке портретов; подростки могут обращаться к любому портрету в любой последовательности.

Попросите их определить:

  • что конкретно не нравится в человеке, представленном на порт­рете;

  • что максимально злит;

  • что хочется сделать в ответ этому человеку;

  • далее подростки проговаривают все это вслух своему партнеру напротив поочередно, начиная фразу со слов:

«В этом человеке мне не нравится...» то-то и то-то, на свое усмотрение, и заканчивая словами: «И поэтому я злюсь на него», «И потому мне хочется обругать его», «И потому мне хочется ударить его» и т. д.


После выполнения упражнения обсудите с подростками:


  • легко или трудно было говорить о своих чувствах партнеру;

  • легко или трудно было слушать партнера, когда он сообщал о своих чувствах;

  • изменилось ли эмоциональное состояние по отношению к тем людям, о которых они сообщили своим партнерам.


Упражнение 3. «Расслабление в позе морской звезды».


Это упраж­нение следует делать как завершающее после предыдущего комплекса или каких-либо других упражнений, содержащих элементы напряже­ния и расслабления.


Желательно упражнение выполнять под музыку.

Попросите детей закрыть глаза и представить место, где они любят отдыхать, где они все­гда себя хорошо и безопасно чувствуют.

Затем пусть они представят, что находятся в этом месте и делают в этом месте то, от чего они испыты­вают радость и удовольствие (в другом варианте — то, что им хочется).

Продолжительность упражнения 1 -2 мин.

В конце упражнения попросите детей открыть глаза, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вдохнуть и встать.


Текст визуализации «Подъем на гору» (автор — А. Г. Бреслав).


«Ты видишь себя в долине. Неподалеку от тебя высится большая гора, и ее вид вызывает у тебя чувство приподнятости... Ты чувству­ешь, что тебе необходимо подняться на эту гору...


Ты подходишь к началу крутой тропы, ведущей вверх, и начина­ешь медленно подниматься по ней.

Ты идешь медленно и впитываешь все, что видят глаза: склон, камни, деревья, кустарники...


Постепенно ты начинаешь ощущать, как накапливается уста­лость в мышцах тела, особенно в мышцах ног, но по-прежнему про­должаешь подниматься...



20

Тропа заканчивается, перед тобой только вершина и каменный склон, по которому можно добраться до нее...

Ты продолжаешь под­ниматься, карабкаясь по камням.

Склон становится все круче и кру­че, и тебе постоянно приходится помогать себе руками...

Ты продолжаешь подниматься, воздух становится более про­хладным и разреженным...

Ты поднялся уже очень высоко, до уров­ня облаков... Они уже окружили тебя, и ты не видишь ничего, кроме обволакивающей белой дымки...

Путь все труднее, ты медленно и осторожно поднимаешься, хва­таясь руками за камни... Дыхание становится более частым...

Облака рассеиваются, ты поднялся уже очень высоко, воздух становится еще холоднее... Однако ты чувствуешь себя хорошо...

Ты поднялся на вершину, тебя охватывает чувство радости и не­обычайного подъема.

Ты осматриваешься вокруг, смотришь вниз и видишь долину, из которой начинал свой путь... Тебя охватывает чувство радости и гордости, ощущение успешно пройденного пути и удовлетворение от того, что ты достиг намеченной цели. Запомни эти ощущения...

Теперь медленно и спокойно спускайся.

Спуск проходит быстро и гладко, и вот уже ты стоишь внизу, по-прежнему сохраняя чувство радости от достижения цели и ощущение победы над собой и об­стоятельствами.

Запомни это чувство...»


Занятие 10

Цель.

  • Закрепление конструктивных способов поведения.

План проведения:

1. Разминка: игры на движение и реакцию.

  1. Основная часть: тренинг поведения в ситуациях возможных будущих конфликтов в семье и школе.

  2. Упражнения на эмпатию, на развитие позитивной самооцен­ки, на формирование осознавания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей.

  1. Заключительное обсуждение с оценкой результата тренировки.

  2. Релаксационные упражнения.

  3. Ритуал прощания.


Упражнение 1. «Символическое (пластическое, через рисунок) изображение эмоций»(игры с карточками) — на формирование осо­знавания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, на развитие эмпатии.


Упражнение выполняется в группе (парах, тройках).


Для работы понадобятся заранее заготовленные карточки с на­званиями чувств.

Это могут быть страх, обида, горечь, грусть, ра­дость, восхищение, злость, вдохновение, удовольствие, благодарность, растерянность, удивление, отвращение, досада, нетерпение, испуг, пе­чаль, смущение, любовь, гнев, сострадание, жалость.


  1. Участникам раздаются карточки с названиями чувств. Они знакомятся с ними, но не показывают окружающим. Психолог про­сит подростков вспомнить ситуацию, в которой они испытывали по­добное чувство (в соответствии с карточкой). Затем каждый участ­ник должен пластически изобразить чувство, написанное на его кар­точке, в виде «памятника» или небольшой пантомимы (некоторым детям проще изобразить чувство через рисунок).

Задача остальных участников — отгадать, «памятник» какому чувству они видят.

Же­лательно, чтобы высказались все участники.


  1. После завершения этой части подростки рассаживаются в круг.

Психолог просит детей объяснить:

  • как они понимают слова, указанные на карточке;

  • что значат эти чувства;

  • в каких ситуациях они могут возникать;

  • могут ли они рассказать случай из своей жизни, когда у них воз­никло подобное чувство.

21

Если чей-нибудь рассказ о собственных чувствах вызвал живой отклик и желание поделиться своей жизненной ситуацией, в кото­рой возникло подобное чувство, то не следует этому мешать.

Чем больше актуализируется чувств и жизненных ситуаций, тем лучше.


  • Ролевая игра, в которой «агрессор» проигрывает роль «жертвы».


Игра проводится в парах.


  1. Психолог просит подростков (каждого) составить список си­туаций (обстоятельств), в которых они, как правило, выбирают агрес­сивный стиль поведения (больно бьют, портят вещи, проявляют вер­бальную агрессию и т. п.).


  1. Затем каждый выбирает ту из них, которая является для него наи­более типичной, и проигрывает ее вместе с другим подростком. Причем в первом варианте игры каждый проигрывает роль самого себя.

Это нуж­но для того, чтобы в следующем варианте ролевой игры, где «агрессив­ный» подросток играет роль «жертвы», а его партнер — самого «агрес­сивного» подростка, он смог максимально точно отобразить манеру не­вербального поведения «агрессивного» подростка (его позу, интонацию, взгляд), а также использовал в игре типичные для данного подростка вы­ражения (слова) и манеру физического агрессивного поведения.

Нель­зя забывать, что это игра, в которой соблюдается правило «Не делай больно».


По окончании ролевой игры обсудите вместе с подростками:


  • как они себя чувствовали в роли жертвы;

  • что они чувствовали по отношению к «нападающему», что они думали о нем;

  • изменилось ли их отношение (как «агрессоров») к ситуации в целом и к «жертве» в частности;

  • если да, то можно ли изменить свое поведение в данной ситуа­ции, сделать его более конструктивным, менее агрессивным.


  1. Обсудите вместе с подростками эти новые варианты.


Упражнение 2. «Мне в тебе нравится...»— на развитие позитив­ной самооценки и реконструкцию положительного «Я-образа».


Упражнение выполняется в небольшой группе (6-8 человек).


Для работы понадобится клубок мягкой и пушистой шерсти (же­лательно привлекательного цвета) или небольшая мягкая игрушка.


  1. Подростки вместе с психологом садятся в круг. Психолог про­сит передать клубок соседу, сидящему слева (по часовой стрелке), со словами «Мне в тебе нравится...». Закончить фразу нужно ком­плиментом. Положительно отметить можно цвет глаз, волос, деталь одежды, черту характера, какой-либо поступок, учебное достижение и т. п. Начинает упражнение сам ведущий. Каждый участник, пере­давая клубок, оставляет часть нити у себя. В результате, когда клу­бок возвращается к ведущему, нить образует замкнутый круг, симво­лически объединяющий группу в единое целое. Психолог обращает внимание участников на то, что ниточка их всех объединила.


  1. Через несколько секунд (8-10 секунд) психолог возвращает клубок соседу, сидящему справа (против часовой стрелки), со сло­вами «А мне в тебе нравится...», заканчивая фразу комплиментом. Каждый участник группы, передавая клубок, наматывает свою часть нити на клубок. В результате клубок (со смотанными нитками) воз­вращается к ведущему).


  1. Не выходя из круга, следует обсудить с участниками, что они чувствовали, когда:


  • получали клубок и слышали в свой адрес комплимент;

  • сами передавали его и говорили комплимент соседу;

  • что было для них труднее, а что проще;

  • что они чувствовали, когда нить объединила их.


Лучше, если подросток, который захочет высказаться, будет держать в руках клубок.


22


Упражнение 3. «Копилка хороших поступков»(из К. Фопеля) — на развитие позитивной самооценки.


Это упражнение предлагается проделывать в конце каждого этапа работы.


Цель данного упраж­нения — научить подростков фиксировать в своем сознании поло­жительные поступки и достижения, которых им удалось добиться за время работы с психологом, вместо того чтобы помнить о своих ошибках, промахах и неудачах.


  1. Попросите подростков подумать о прошедшей неделе и мыс­ленно вспомнить (день за днем) обо всех хороших поступках, кото­рые им удалось совершить на прошедшей неделе.


  1. Пусть ребята возьмут лист бумаги с фломастерами и запишут три хороших поступка, которые более значимы для них, чем все остальные.

Например, выполнили сложное и неприятное для них домашнее задание, написали реферат, приняли участие в выполне­нии стенгазеты, выучили наизусть длинное стихотворение или сами вычистили свои ботинки.


  1. После того как подростки запишут свои хорошие поступки, пусть они похвалят себя одним спокойным предложением за все три события.

Например: «Марина, ты на самом деле здорово это сде­лала!» или «У меня это действительно хорошо получилось!».

Пусть они запишут это хвалебное предложение на свой лист с хорошими поступками цветными фломастерами.

Занятие 11

Цель.

  • Завершение работы группы.


План проведения.

  1. Заключительное тестирование.

  2. Итоговое обсуждение достижений всего цикла.

  3. Пожелания.