МБДОУ «Детский сад № 77«Машенька»
Психологическое тестирование
«Способы выхода из конфликтной ситуации среди педагогов ДОУ»
Справка
Исследование проходило среди педагогов МБДОУ «Детский сад № 77 «Машенька» с помощью проективной методики «Червяк и яблоко» (Ав.: К.У. Томас и Р.Х. Килменн) для установления способов выхода из конфликтной ситуации среди участников УВП на базе ДОУ.
Для этого педагоги должны были нарисовать яблоко и червяка. После этого делается сообщение: «Яблоко висит на ветке, подползает к нему Червяк и говорит о том, что сейчас будет есть Яблоко». Участники должны поразмышлять над тем, что могло бы ответить яблоко червяку. Ответы каждый должен записать возле своего рисунка.
Делается сообщение о том, что существует 5 основных стилей поведения при конфликте, которые разработали К.У. Томас и Р.Х. Килменн. Это: 1- конкуренция (соперничество); 2- избегание; 3- приспособление; 4- приспособление; 5- сотрудничество.
Затем педагогом-психологом проводится анализ основных, наиболее приемлемых стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
Цель данного исследования состоит в том, чтобы определить реальные наиболее предпочтительные формы социального поведения педагогов в ситуации конфликта с учащимися, родителями, коллегами или администрацией, а также отношение к совместной деятельности.
Психологическое заключение
Всего приняли участие – 15 человек (100 %)
При проведении анализа основных, наиболее приемлемых стратегий поведения в конфликтных ситуациях среди педагогов ДОУ, которым они наиболее часто отдают свое предпочтение, были получены следующие результаты.
Из 5 основных стилей поведения при конфликте, которые разработали К.У. Томас и Р.Х. Килменн, из 15 участников
7 человек (47% ) отдали предпочтение стилю «Конкуренция»
Сущность стратегии: стремление добиться своего в ущерб другому.
(То есть конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера).
6 человек (40% ) отдали предпочтение стилю «Приспособление»
Сущность стратегии: сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов.
(Это предполагает повышенное внимание к интересам другого человека за счет собственных).
2 человека (13% ) отдали предпочтение стилю «Избегание»
Сущность стратегии: уход от ответственности за принятие решения.
(Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера).
Вывод: профессия педагога является одной из самых трудных, так как обязывает к постоянной самоотдаче, выдержке, терпению, самообладанию при взаимодействии с коллегами, воспитанниками и их родителями, требует больших душевных и энергозатрат при маленькой заработной плате. Но не смотря на все издержки профессии, следует находить в себе мудрость для выбора наиболее адекватных форм социального поведения в ситуации конфликта с учащимися, родителями, коллегами или администрацией, а также в отношении к совместной деятельности.
Составила педагог-психолог Капилевич Т.В. (14.01.19г)