Раздел 1.Введение в психологию
Задание 1.Найдите ключевые понятия.
1) Двигательная и психическая активность, направленная на взаимодействие (или избегание такового) с окружающей средой.
2) Социальная компенсация дефекта, заменяющего работу реальных физиологических систем. Система социальной помощи пожилым и инвалидам.
3) Активное вмешательство исследователя в жизнедеятельность испытуемого с целью создания условий, при которых обнаруживается какой- либо социально- психологический факт.
1) Жизнедеятельность
2) Социальное протезирование
3) Эксперимент
Задание 2. Найди четвертое лишнее. Обоснуйте свой ответ.
1.Танцевальная терапия, телесная терапия, анализ продуктов деятельности, гештальттерапия.
Анализ продуктов-метод психологического исследования, в котором исследователь анализирует дневниковые записи, архивные материалы, производственные документы, продукты трудовой или учебной деятельности и т. п. Актуальное поведение испытуемого при этом не наблюдается и не измеряется. В танцевальной, телесной, гештальтерапии исследуют эмоции, движение, чувства, физические упражнения, где необходимо присутствие испытуемого. Следовательно, лишний анализ продуктов.
2.Общая психология, социальная психология, юридическая психология, медицинская психология.
Общая психология – это наука, изучающая особенности возникновения и формирования познавательных процессов, состояний и свойств психики.
Социальная, юридическая, медицинская психология-это разделы в психологии изучающие эмоциональное и психическое поведение человека. Лишний термин- общая психология, т. к она изучает лишь научные свойства и формирование психики, а вышеперечисленная психология взаимодействует с самим человеком.
Задание 3. Составьте схему « Стадии человекоподобного интеллекта». Приведите примеры.
Стадии развития человекоподобного интеллекта
В активности животных, находящихся на этой стадии, четко выделяются два этапа: ориентировочно-исследовательский и исполнительской.
Ориентировочно-исследовательское поведение относят к врожденным, наследуемым формам поведенческой активности. Как правило, оно возникает под влиянием необычного, незнакомого фактора или события либо привычного раздражителя, но в необычном месте или в неожиданный момент. Внешние проявления такого поведения чрезвычайно разнообразны. Поза животного может быть напряженной и отражать возникновение внутреннего конфликта: «приблизиться или убежать?» Слух, зрение, обоняние и другие органы чувств предельно обострены, чтобы получить дополнительную информацию о качестве и свойствах происшедшего; учащаются дыхание и сердцебиение. Типичный пример, где демонстрируется кролик, впервые попавший в незнакомую обстановку эксперимента. Можно предположить, что во время ориентировочно-исследовательского поведения организм подготавливается к осуществлению другой, более специфической деятельности, например, к агрессии, спасению или поиску пищи.
На втором, исполнительском этапе животное реализует уже найденное, новое, правильное решение и быстро достигает поставленной цели. Находящиеся на этой стадии животные демонстрируют порой настоящие интеллектуальные способности, чем-то напоминающие человеческое мышление, в частности те его формы, которые наблюдаются у детей до 3-летнего возраста. Животные способны самостоятельно переносить однажды найденные решения задачи на новые условия и ситуации, хотя возможности переноса по сравнению с человеком еще весьма ограничены. На данной стадии животные способны изготавливать и использовать в своей практической деятельности, связанной с удовлетворением потребностей, элементарные орудия. Для них характерна развитая система общения и свой внутривидовой язык. Они способны в определенной степени понимать жесты, мимику и пантомимику человека и общаться на этом уровне с людьми. К этой стадии относятся собаки, обезьяны, дельфины.
Задание 4.Ответьте на вопрос. По каким признакам можно судить о том, что животное имеет психику, переживает, размышляет, что – либо представляет?
Для того чтобы узнать, имеются ли в сознании человека какие-либо мысли, образы, переживания, достаточно прямо спросить его об этом и попросить описать то, что он чувствует в данный момент времени. Но такой способ констатации наличия психических явлений не подходит для животных, у которых нет сознания. Даже если допустить, что сознание у животных имеется, то они не будут в состоянии нам что-то сообщить, поскольку не владеют речью. По каким тогда признакам можно судить о том, что животное имеет психику, переживает, размышляет, что-либо представляет? Об этом свидетельствуют объективные признаки психики, то есть такие, за которыми можно наблюдать или присутствие которых можно достоверно зафиксировать с помощью вполне надежных физических приборов. Это хорошо видимые извне движения частей тела животного, происходящие в нем физические или физиологические процессы, которые можно зарегистрировать с помощью соответствующих физических приборов. Объективным признакам противопоставляются субъективные, которые связаны с собственными ощущениями человека и описывают его внутренние переживания.
Типичными объективными признаками психических явлений выступают:
- двигательные, непроизвольные реакции, наблюдаемые у человека, сообщающего, что ему пришла в голову определенная мысль, например, мимика, жесты, пантомимика;
- телесные изменения, сопровождающие образы и эмоциональные переживания, например, изменение частоты пульса, ритмики и частоты сердечных сокращений, изменение электроэнцефалограммы, изменение электрического сопротивления кожи.
По этим же признакам по аналогии с человеком можно судить о наличии психики и у животных.
Раздел 2. Психология познавательных процессов
Задание1.Выберите особенности, которые характеризуют
1.Ощущение
2.Внимание
3.Память
4. Мышление
5. Воображение
6.Восприятие
7. Речь
А) Отражение прошлого опыта в виде чувств, переживаний, мыслей.
Б) Отражение предметов или явлений в совокупности их свойств.
В) Отражение действительности опосредованным путем с помощью знаков.
Г) Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира.
Д) Сосредоточенность и направленность сознания на предмет, который мы воспринимаем, представляем, о котором мыслим и говорим.
Е) Обобщенное, опосредованное и наиболее полное и точное отражение действительности.
Ж) Отражение новых образов и мыслей.
1-Г
2-Д
3-А
4-Е
5-Ж
6-Б
7-В
Задание 2.Найдите четвертое лишнее и обоснуйте ответ.
1.Гипомнезия, криптомнезия, гипермнезия, парамнезия
1).Лишнее гипермнезия, т. к это не заболевание, а способность. Происходит от греч. hyper - сверх и mneme - память, носящая, как правило, врожденный характер, запоминать информацию (наглядную, символическую) в большом объеме или на очень продолжительный срок ее хранения, или избыточное вспоминание в трансе различных событий, участников, деталей. А гипомнезия, криптомнезия и парамнезия - психические заболевания, связанные с ухудшением и расстройством памяти.
2Анализ, синтез, сравнение, суждение
Анализ, синтез, сравнение-это операции мышления, которые взаимосвязаны между собой, посредством которых человек ставит и решает задачу (вычленяет ее условия и требования, соотносит их друг с другом, выявляет искомое и т.д.). Суждение является основной формой результата мыслительного процесса, то к чему мы приходим в заключении, после анализа, синтеза, сравнения. Лишнее-суждение.
Задание 3.Проанализируйте ситуации.
1.Поразительный пример – случай, имевший место со знаменитым сказочником Якобом Гриммом. В 1794 году, когда ему было 9 лет, ему произвели удаление опухоли хирургическим путем. Наркоза и обезболивающих средств тогда еще не было, и мальчика отвлекали, рассказывали ему интересную историю. В последствии. Он утверждал, что эта история его так увлекла, что он совсем не чувствовал боли. О каком свойстве внимания идет речь?
2.Речь идёт о таком свойстве внимания, как отвлечение (переключение)- это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Рассказ настолько был интересным и увлекательным, что ребёнок переключил своё внимание и не замечал боли.
2.О каком свойстве восприятия идет речь?
И даже самый верный друг, шагающий с тобой,
Совсем иначе видит луг, и море и прибой…
Вам, как бы две Земли даны и каждому – Луна.
Вам все вселенные видны из одного окна.
Речь идёт о свойстве восприятия - апперцепция. Апперцепцией называется одно из основных психических свойств человека, которое выражается в условном восприятии окружающих явлений и предметов в зависимости от опыта, взглядов, интересов личности к тем или иным явлениям. Луна, земля одна, но каждый воспринимает её по-своему.
Задание 4.Осуществите выбор. Психические процессы это:
( Ощущение, воображение, настроение, память, восприятие, мышление, темперамент, характер, стресс).
К психическим процессам относятся: ощущение, воображение, память, мышление,
восприятие.
Задание 5. Назовите
1.виды произвольного воображения
2.Виды мышления
3. Свойства восприятия
1) Виды непроизвольного воображения: сновидения, фантазии, мечты, грёзы, галлюцинации, бред и т. д
2) Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
3) Свойства восприятия: предметность, константность, целостность и категориальность.
Раздел 3. Психология личности
Задание 1.Определите, какие эмоциональные состояния переживают герои.
1) Пьер испытывает гнев, ярость. Человек находится на короткое время в состоянии аффекта. Он ничего не замечает, накопившаяся злоба и ненависть нашла выход в вспышке ярости и гнева. Он долго копил злобу и ненависть к своей жене, недовольство жизнью, что в какой-то момент дошёл до точки кипения. В таком состоянии можно убить и не отдавать отчёта в содеянном, человек на мгновение теряет разум, им движет слепая ярость, нет контроля над собой.
2) Застигнутая врасплох девочка испытала страх. Директор значимая фигура, подсознательно его многие бояться и своим неожиданным появлением он ввёл её в ступор. Испуг и страх, смущение мешали ей сосредоточиться и сконцентрировать внимание. Когда он ушёл, девочка оказалась в привычной обстановке, в которой чувствовала себя уверенно и спокойно ответила материал.
Задание 2. Приведите в соответствие
1.Эмоции
2. Эмоциональное состояние
1) К эмоциям относятся: отвращение, радость, удивление, страх, страсть.
2) К эмоциональным состояниям: настроение, стресс, аффект, гнев, эмоциональный шок.
Задание 3.Назовите ключевое слово
1) Переживания, которые повышают активность человека, побуждающие к поступкам-называются астеническими эмоциями.
2) Кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль-называется аффект.
3) Эмоциональное состояние, возникающее при неудачах. сопровождающееся переживанием безысходности ,крушением надежд-называется фрустрация.
4) Относительно слабо выраженное и устойчивое эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности и поведении-настроение.
5) Коммуникативно-экспрессивная функция эмоций заключается в невербальном общении, т.е. мимикой, жестами, звуковыми сигналами.
Задание 4.Дайте характеристику заболеваниям
1) Болезнь Пика – это прогрессирующее заболевание ЦНС, которое характеризуется атрофией лобных и височных долей коры головного мозга и проявляется нарастающим слабоумием. Средний возраст начала заболевания 50-60 лет, хотя возможна и более поздняя, и более ранняя манифестация. Женщины болеют несколько чаще мужчин. Вследствие отмирания нейтронов при данном заболевании истончается кора головного мозга, борозды мозга углубляются, мозговые желудочки значительно увеличиваются, а граница между белым и серым веществом стирается. Клинически сопровождается симптомами тотального пресенильного слабоумия с распадом речи в виде нарушений логического мышления и восприятия, афазии и амнезии с апатией и экстрапирамидными расстройствами. Поведение пассивное, аспонтанное. Может наблюдаться грубость, сквернословие, непристойное поведение. Характерны стоячие обороты речи, стереотипная деятельность.
По клиническим симптомам сходно с болезнью Альцгеймера, но, в отличие от неё, болезнь Пика протекает более злокачественно, быстро приводит к распаду личности. При этом на первый план выходят именно расстройства личности и мышления, заслоняя нарушения памяти.
2) Шизофрения-психическое заболевание, которое протекает с быстро или медленно развивающимися изменениями личности особого типа (снижение энергетического потенциала, прогрессирующая интравертированность, эмоциональное оскудение, «дискордантность», т. е. утрата единства психических процессов). Развитие такого личностного дефицита (дефекта) тесно связано с различными, колеблющимися в своей интенсивности продуктивными симптомами и синдромами -неврозо- и психопатоподобными, аффективными, бредовыми, галлюцинаторными (преимущественно псевдогаллюцинаторными), гебефренными, кататоническими, а также онейроидным помрачением сознания. Хотя продуктивные симптомы болезни неспецифичны для шизофрении, их сочетание с особым личностным дефектом приводит к образованию характерных для этой болезни синдромов с закономерной динамикой. Развитие болезни, особенно ее выраженных форм, приводит к искажению или утрате прежних социальных связей, снижению психической активности, резкому нарушению поведения, особенно при обострении бреда, галлюцинаций и других продуктивных расстройств. Вследствие этого наступает значительная дезадаптация больных в обществе. Однако многие больные с благоприятным (мягкое, малопрогредиентное) течением болезни не нуждаются в длительной госпитализации, сохраняют способность к адаптации, в ряде случаев занимаются высокопродуктивной профессиональной, в том числе творческой, деятельностью. Аналогичные благоприятные возможности адаптации создаются при течении болезни с редкими приступами.
Раздел 4. Основы психологических знаний лиц пожилого возраста и инвалидов.
1. Дайте определение каждому процессу старения.
Старость — период жизни человека от утраты способности организма к продолжению рода до смерти. Характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, затуханием функций организма.
В этот период жизни люди, работающие по найму, как правило, имеют право прекращать работу и уходить на пенсию. Но имеется также некоторый процент работающих из общего числа пожилых людей. Термин «старость» нельзя определить точно, так как в разных обществах этот термин имеет разные значения. Во многих частях света люди считаются старыми из-за некоторых изменений в их активности и социальной роли. Например, люди могут считаться старыми, когда они становятся бабушками и дедушками, или когда они начинают выполнять меньшее количество работы. В России, в Европе, в США и во многих других странах люди считаются старыми, когда они прожили определённое количество лет.
Старость делится на несколько более коротких периодов жизни человека:
Преклонный (пожилой) возраст — 61—74 для мужчин, 56—74 для женщин. Это прежде всего ожидание, подготовка к пенсии. Для кого- то это возможность начать отдыхать, а для кого- то прекращение трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и ещё оставшейся энергией. С одной стороны, человек ещё может обеспечивать свою семью, включая внуков, а с другой стороны, предчувствие своей ненужности, когда он перестанет зарабатывать и будет жить лишь на свою пенсию.
Старческий возраст — 75—90 для мужчин, 75—90 для женщин. Когда человек уже освоил новый для себя статус, общение с такими же старцами, общение с членами своей семьи, которые либо используют свободное время старика, либо его опекают. Для стариков в этот период характерна подготовка к смерти, что выражается в частом хождение на кладбище, в церковь, в разговорах с близкими пожелания и обсуждение похорон.
Возраст долгожительства — более 90 лет. Затухание функций организма. Заканчивается смертью. Может характеризоваться общением с близкими, которые гордятся, что в их семье, роду, есть долгожитель. В основном общение с врачами, посещение больниц. Чаще старцев отдают в дома престарелых, т.к. за ними нужен особый уход, а как правило мало кто находит время следить за стариками.
Старение реально создает много психологических трудностей: ведь это годы «вынужденной праздности», часто проводимые в отрыве от работы с ощущением контраста «той» и «этой» жизни, которая многими воспринимается как унизительная. Вынужденное безделье часто становится патогенным фактором в соматическом и психическом отношении, поэтому многие стараются остаться трудоспособными, трудиться и приносить посильную пользу.
2. Объясните сущность психических процессов и их изменений у инвалидов и лиц пожилого возраста.
С возрастом у пожилых людей снижается эффективность познавательных функций, прежде всего восприятия и памяти. Для старения характерны: ухудшение памяти, замедление процесса восприятия, изменение логического мышления. Серьёзные недостатки памяти-один из признаков деменции, наиболее распространённой формой, которой является болезнь Альцгеймера. Деменция(приобретённое слабоумие)-глобальное ухудшение интеллектуального функционирования, происходящего в результате атрофии центральной нервной системы; болезнь мозга, при котором нарушаются корковые функции, включая память, мышление, ориентацию, понимание, способности к обучению и способности к суждению, речь. Проявление деменции у разных людей протекает по-разному. Часто считается, что это ухудшение или потеря памяти, которая особенно очевидна при обучении новой информации, в языке, в представлениях и др. способностях. Такое ухудшение не осознаётся человеком. Шансы заболеть слабоумием у доживших до 80 лет возрастают и увеличиваются в геометрической прогрессии. По мере прогрессирования болезни становится всё труднее получить информацию, в чём нуждается такой человек. Поэтому очень важно учитывать особенности пожилых больных. Страдающие болезнью Альцгеймера часто испытывают страх и подвержены панике. Нарушения памяти происходят в равной степени на события прошлого и настоящего. Сохраняется высокая потребность в общении, в беседе со сверстниками. Инвалидизация при деменции характеризуется: нарушениями памяти, изменением мышления, нарушением способности к обучению, высоким уровнем стресса, обострённой чувствительностью к социальному и физическому окружению.
3.Дайте психологическую характеристику личности инвалида и лицам пожилого возраста.
В жизни личностью называют человека, который отличается от других устойчивыми психологическими особенностями и поступками. Такой человек принимает самостоятельные решения, преодолевает трудности, возникающие на его пути. Он обладает ярко выраженной индивидуальностью, имеет собственное мнение, свою мораль, убеждения, твёрдо и последовательно их придерживается. С возрастом меняются психологические особенности, поступки, своё место в обществе и отношение к окружению. Физическое состояние, самочувствие во многом определяет место человека в семье и в обществе. Болезненный характер физического увядания определяет форму психического старения и в целом психическую жизнь. Типы старения выделяют позитивные и отрицательные.
Позитивные, психологически благополучные типы старости:
1) продолжение общественной жизни после выхода на пенсию, активное и творческое отношение;
2) устройство собственной жизни, материальное благополучие, хобби, развлечения, самообразование; хорошая социальная и психологическая приспособленность;
3) приложение сил в семье, на благо другим её членам, чаще это женщины. Хандры и скуки нет ,но удовлетворённость жизнью ниже, чем в первых двух группах;
4) смысл жизни связывается с укреплением здоровья, характерно более для мужчин. Этот вид жизнедеятельности даёт определённое моральное удовлетворение, но иногда сопровождается повышенной тревожностью, мнительностью в отношении здоровья.
Отрицательные типы развития:
1) агрессивные ворчуны;
2) разочаровавшиеся в себе и в собственной жизни, одинокие и грустные неудачники, глубоко несчастные.
Эмоциональное переживание удовлетворённости жизнью в старости связано с оценкой пожилыми людьми смысла своей жизни для других, с наличием жизненной цели и временной перспективы, связывающей их настоящее и будущее. Неудовлетворённость жизнью как переживание связано с оценкой внешних и внутренних условий жизни и складывается из озабоченности своим ухудшающимся здоровьем, внешностью, нехваткой материальных средств, отсутствием физической и моральной поддержки, фактической изоляции.
.
Список используемой литературы:
Андреева Г.М. Социальная психология : учеб. для высш. учеб. заведений / Г.М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2010. – 378 с.
Глуханюк Н.С. Поздний возраст и стратегии его освоения / Н.С. Глуханюк, Т.Б. Гершкович. – Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2007. – 112 с.
Еникеев М.И. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев: учеб., 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби, Проспект, 2007. – 440 с.
Ефимова Н.С. Психология общения : практикум по психологии : учеб. пособие / Н.С. Ефимова. – М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2009. – 192 с.
Кравченко А.И. Общая психология : учеб. пособие / А.И. Кравченко. – М. : Проспект, 2010. – 432 с.
Краснова О.В. Психология личности пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями здоровья