Итоговое занятие по теме «Осень» в средней группе
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС»

Подготовила воспитатель МДОУ
«Детский сад №1 «Теремок»
Леванова Галина Григорьевна.
Цель: обобщить знания детей по теме: «Осень».
Задачи:
Обучающие:
- уточнить и расширить знания детей об осенней поре года.
- сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях, животных в осенний период.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес детей, внимание и память;
- развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Оборудование:
мультимедийная презентация «Время года-осень».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня вы узнаете много интересного. К нам пришли гости-ваши мамы и бабушки, нам надо быть вежливыми и поздороваться с ними.
Дети: Здравствуйте.
В: Ребята, ваши родные хотят посмотреть какие вы у меня умненькие. Вы внимательные ребята? Знаете правила как себя вести? Предлагаю вам сесть правильно, чтоб вам было удобно, спина к спинке стула, ноги прямые, вместе. Готовы?
- Тогда начинаем наше путешествие в страну знаний(в это время раздается звонок сообщения)
В.: Ребята, нам пришло электронное письмо.
Интересно, от кого оно?
Давайте откроем и все узнаем..
Чтобы узнать, нужно загадку отгадать:
-Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима.
Д.:- Осень. (Слайд 1)
В.: Да, ребята, это письмо от Осени. Давайте посмотрим, что же в конверте?
Письмо:
На лесной опушке я краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены,
И зазолотились листья у березы.
Ребята, я вас приглашаю в осенний лес.
В.: Принимаем приглашение осени?
Тогда в путь. Чтобы попасть в лес, нужно не сбиться с пути и выполнить упражнения. (звучит аудиозапись физминутки «Мы идем»» (Слайд 2)
В.-Дорога длинная, давайте отдохнем. У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
- Воспитатель: - Подходит к концу прекрасное время года, которое называется… осень. А мы знаем, что осень бывает какая?
( Ответы детей: ранняя, золотая и поздняя)
Игра "Погода осенью"
У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
• Когда идет дождь - дождливая.
• Когда дует ветер - ветреная
• Холодно - холодная
• Пасмурно - пасмурная
• Сыро - сырая
• Хмуро - хмурая
• Ясно - ясная
Игра:«Да или нет»
Осенью растут цветы? (Нет)
Осенью растут грибы? (Да)
Жаркий ветер прилетает? (Нет)
Туманы осенью плывут? (Нет)
Ну, а птицы гнезда вьют? (Нет)
К нам букашки прилетают? (Нет)
Звери норки закрывают? (Да)
Урожай люди собирают? (Да)
Птичьи стаи улетают? (Да) .
Часто – часто идут дожди? (Да)
Достаем мы сапоги? (Да)
Солнце светит очень жарко? (Нет)
Можно детям загорать? (Нет)
Ну, а что же надо делать – шорты, шляпки надевать? (Нет)
Или лучше в теплой куртке погулять? (Да)
В.- Вот вы и назвали приметы Осени.(Слайд 3)
В.- Всё ребята, мы пришли в лес. Давайте погуляем и полюбуемся осенним лесом. Посмотрите какой красивый осенний лес, какие разноцветные деревья, сколько листочков под ногами лежат. Лес полон сказок и чудес..
А какой запах. Давайте подышим свежим лесным воздухом.
Дыхательная гимнастика.
-Носиком вдыхаем.
Плечи мы не поднимаем.
Щеки мы не надуваем,
Через ротик плавно выдыхаем.
-Ой, какой ветер сильный поднялся(Слайд 4)
Ребята, посмотрите, листочки все разлетелись. А вы знаете, с какого дерева какой листочек?
(показывает на изображение деревьев: дуба, клёна и берёзы)
-Давайте прикрепим их к деревьям. Заодно Осень посмотрит, правильно ли вы определили, от какого дерева лист.(Слайд 5)
(дети соединяют листочек с деревом)
-А как у дуба листочки называются? (Дубовые).
- А у клёна? (Кленовые).
-А у берёзы? (Берёзовые). Умницы!
-А листочки все по цвету одинаковые? (Нет, разные).
-А почему? (Потому, что осенью все листья разного цвета.)
- Молодцы!
- У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»(с мячом)
Ветка - веточка,
Лист - листочек,
Дождь - дождичек,
Куст-кустик,
Ветер - ветерок,
Туча - тучка,
Дерево – деревце,
Солнце-солнышко.
-Ах, какие вы у меня молодцы….
-Наши глазки устали, давайте и для них гимнастику проведем.. Голову не поворачиваем, только глазки следят за листочками.
(Слайд 6)
-Ой,кто то шуршит в кустах,вы кого нибудь видите?(лупой дети находят лесовичка) (Слайд 7)
-Ребята,лесовичок спрашивает: «Все ли птицы остаются зимовать»? (некоторые улетают в тёплые края.)
- Как они называются? (Перелётные).
- Правильно. А почему они улетают в тёплые края? (Им здесь холодно.)
- А как называются птицы, которые остались у нас на зиму? (Зимующие).
-Лесовичок-старичок попросил вас разделить птиц на перелетных и зимующих, поможем? (дети «делят»птиц, называют их) (Слайд 8)
-Дикие и домашние животные перепутались, и лесовичок очень огорчился. ---Что же делать?(дети предлагают помощь) (Слайд 9)
-Назовите животное и скажите ,где оно живет…
-Осень приготовила нам еще одно испытание, но к нему нужно как следует приготовить наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
"Собираем листочки"
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.(сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы,(загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем
-Ребята в лесу очень хорошо, красиво, но нам пора возвращаться, а куда нам подскажет картинка, которую мы соберем из пазл (Слайд 10)
Вот и мы вернулись в свой любимый детский сад! (Дети садятся на свои стульчики).
- Ой, дети, посмотрите сюда ( на столе корзинка с яблоками). Это Осень нам оставила. После занятия я вас буду угощать лесными яблоками.
- Ребята, вам понравилось сегодняшняя прогулка в осенний лес?
( дети делятся впечатлениями)
- Кому мы сегодня помогли? ….
- Какие задания выполняли? ….
- Что особенно вам понравилось, запомнилось? ….
- А как вы считаете, кто лучше всех сегодня занимался? ….
- А кому еще нужно постараться? ….