Актуальность программы, педагогическая целесообразность, новизна
Экономика окружает каждого человека в детства. Жизнь общества зависит от экономических законов не меньше, чем от законов природы, количество или качество товаров и даже настроение людей, в конечном счёте, определяется экономическими законами. Данный курс был составлен в результате анкетирования учащихся 8 класса. Многие учащиеся ограничиваются основным 9-летним образованием, поэтому важно уже сейчас сформировать у них способность мыслить экономическими категориями. Будущим десятиклассникам курс поможет также определиться с выбором профиля.
Цель курса:
развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Задачи:
ознакомить учащихся с основными понятиями, закономерностями и принципами современной рыночной экономики; с тем, как они связаны между собой, как они действуют и используются в повседневной деловой практике;
развивать экономическое и хозяйственное мировоззрение, познавательные способности учащихся;
заинтересовать учащихся и сориентировать их в выборе будущей профессии.
В преподавании курса используется учебно – тематический комплект,
который соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. N 1067).
Экономика. : Учебник для 9 -10 классов. общеобразоват. учрежд/ И.В. Липсиц.- М.: Вита -Пресс, 2004.- 252с.
Введение в экономику: учебник для 9-10 классов общеобразовательных учреждений Автономов В.С.- М.: ВИТА-ПРЕСС,2013.-256 с.
Общая характеристика факультативного курса
Факультативный курс «Основы экономических знаний» включает в себя два раздела. Первый раздел даёт представление о современных теоретических обоснованиях тех или иных экономических явлений. Второй раздел программы посвящён практической экономике. Сердцевину любой экономики составляет производство, на котором создаётся экономический продукт путём преобразования экономических ресурсов общества. Учащиеся познакомятся с разнообразием видов и форм производственной деятельности.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 16 часов.
Контроль реализации программы
Текущий контроль – проверочные тесты
Методы работы: лекция, беседа, моделирование ситуаций, деловая игра, «понятийный диктант», подготовка сочинений
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать/понимать:
базовые экономическими понятиями;
особенности развития экономики России в контексте мировой экономики;
свои экономические права и обязанности, уважать свою и чужую собственность.
Уметь:
критически осмысливать экономическую информацию, осуществлять нормативный и позитивный анализ экономических явлений и событий;
принимать решения по экономическим проблемам путем выбора ответа на типичные экономические вопросы;
ориентироваться в текущей экономической информации и явлениях;
примененять экономические знания в повседневной жизни;
оценивать и аргументировать свою точку зрения по экономическим проблемам;
осуществлять поиск социальной информации.
Содержание факультативного курса
I. Экономическая теория ( 12 ч.)
Экономика и её роль в жизни общества (1ч.) Понятие об экономике как хозяйстве, о разных частях экономики и их взаимосвязи (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля). Потребность как экономическая категория. Экономические блага. Экономические услуги. Удовлетворение потребностей человека с помощью благ и услуг.
Факторы производства. Собственность (1ч.) Факторы производства и факторные доходы. Имущественные отношение. Понятие « собственность», формы собственности.
Экономический выбор и альтернативная стоимость (1ч.) Экономические действия людей – результат осознанного выбора. Рациональное поведение потребителя. Альтернативная стоимость как оценка упущенной выгоды, плата за принятое решение.
Типы экономических систем (1ч.) Экономическая система и её функции. Традиционная экономика. Централизованная экономика.
Рыночная экономика (3 ч.) Рынок и условия его функционирования. Конкуренция. Спрос. Закон спроса. Предложение. Закон предложения. Рыночное равновесие.
Деньги(1 ч.) Функции денег. Бартер. Обменные курсы валют.
Инфляция(1ч.) Номинальные и реальные доходы граждан. Формы сбережения граждан. Причины инфляция и её последствия.
Что такое безработица? (1 ч) Причины безработицы и её последствия. Виды безработицы; циклическая, фрикционная, структурная.
Принципы и методы налогообложения (1 ч.) Почему мы платим налоги. Прямые и косвенные налоги. Государственный бюджет.
Выполнение тестовых заданий в формате ОГЭ (1ч)
II. Элементы практической экономики (4 ч.)
Что мы знаем о производстве? (1ч.) Производство- основа жизнеобеспечения. Возможности производства. Виды производства. Показатели производственной деятельности. Издержки производства. Прибыль.
Рынок- это место продажи товаров? (1ч.) Понятие «рынок». Виды рынков. Монополия. Сущность и виды бирж. Деятельность бирж.
Дело, предпринимательство, бизнес - в чём разница? (1 ч.) Понятие «бизнес». Признаки предпринимательской деятельности. Востребованность бизнеса. История российского предпринимательства. Ресурсы, факторы и результаты бизнеса.
Реально ли стать богатым? (1 ч.) Выбор из ряда возможностей. Качества предпринимателя. Выбор формы предпринимательской деятельности. Регистрация фирмы. Программа первичных предпринимательских действий.
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата календ. | Дата факт. | Планируемые результаты | Примечание |
Экономическая теория (12ч.) |
1 | Экономика и её роль в жизни общества | 1 | 7.09 | | Знать: значение понятие «экономика»; виды потребностей людей; причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены Уметь: приводить примеры, разграничивая понятия экономики как науки и хозяйства; составлять схему «Потребности людей» | |
2 | Факторы производства. Собственность. | 1 | 14.09 | | Знать: понятия «факторы производства». «факторные доходы», «собственность» Уметь: характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности; называть основания для приобретения права собственности; анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой прав собственности | |
3 | Экономический выбор и альтернативная стоимость. | 1 | 21.09 | | Знать: понятия «альтернативная стоимость» Уметь: приводить примеры принятия решений на основе экономического выбора; развивать умение планировать свои действия | |
4 | Типы экономических систем | 1 | 28.09 | | Знать: понятие «экономическая система» Уметь: характеризовать командную и традиционную экономическую систему; развивать умение планировать свои действия | |
5-7 | Рыночная экономика | 3 | 5.10 12.10 19.10 | | Знать: понятия «спрос», «предложение», «конкуренция» Уметь характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни; характеризовать условия функционирования рыночной экономической системы, описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги | |
8 | Деньги | 1 | 26.10 | | Знать: понятие «деньги», причины изобретения денег Уметь: называть функции денег и приводить примеры; характеризовать роль денег как средства обмена и сбережения | |
9 | Инфляция | 1 | 9.11 | | Знать: понятия: «инфляция», «номинальные и реальные доходы», «формы сбережения», «семейный бюджет» Уметь: различать номинальные и реальные доходы граждан; называть и иллюстрировать примерами формы сбережения граждан; оценивать способы использования сбережений своей семьи с точки зрения экономической рациональности. | |
10 | Что такое безработица | 1 | 16.11 | | Знать: понятие «безработица» Уметь характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики; называть и описывать причины безработицы; различать экономические и социальные последствия безработицы; объяснять роль государства в обеспечении занятости; оценивать собственные возможности на рынке труда | |
11 | Принципы и методы налогообложения | 1 | 23.11 | | Знать: понятия «налоги», «государственный бюджет» Уметь: различать прямые и косвенные налоги; раскрывать смысл понятия «госбюджет»; Развивать умение представлять собственную точку зрения, планировать свои действия. | |
12 | Выполнение тестовых заданий в формате ОГЭ | 1 | 30.11 | | Знать: основные понятия и термины | |
Элементы практической экономики (4 ч.) |
13 | Что мы знаем о производстве? | 1 | 7.12 | | Знать: понятия «производство», «объём производства», «валовой доход», «выручка», «издержки» Уметь: характеризовать виды производства, моделировать поведение производителя на рынке | |
14 | Рынок – это место продажи товаров? | 1 | 14.12 | | Знать: понятия «биржа», «брокер», «брокерские конторы» Уметь: описывать механизм действия рынка и бирж; составлять краткий конспект лекции | |
15 | Дело, предпринимательство, бизнес - в чём разница? | 1 | 21.12 | | Знать: понятие «предпринимательство». историю бизнеса в России Уметь: называть основные черты и признаки бизнеса | |
16 | Реально ли стать богатым? | 1 | 28.12 | | Знать: понятия «стартовый капитал», «коммуникабельность», «компетентность» Уметь: систематизировать и обобщать знания, полученные на предыдущих занятиях | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Экономика. : Учебник для 9 -10 классов. общеобразоват. учрежд/ И.В. Липсиц.- М.: Вита -Пресс, 2004.- 252с.
2.Введение в экономику: учебник для 9-10 классов общеобразовательных учреждений Автономов В.С.- М.: ВИТА-ПРЕСС,2013.-256 с.
3. Элективные курсы по обществознанию ( экономика и социальное проектирование); для предпрофильной подготовки и профильного обучения в 9-11 классах: метод. пособие/ сост. Т. А. Корнева, О. В. Козачек. В.В. Черников; под ред. О.В. Козачек, В. В. Черникова.- М.: Глобус, 2007.-137с.
Интернет-ресурсы:
1. Архив учебных программ и презентаций.- Режим доступа: http://www. rusedu.ru
2. Архив презентаций PowerPoint. - Режим доступа: http://power-p.ru/load/obshhestvoznanie/11
3. Виртуальный кабинет истории и обществознания.- Режим доступа: http:// ant-m,ucoz.ru
4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection/edu.ru
5. Интернет-портал « Pro школу», ru - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/user/Safonova50/folder/13727
6. Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ) - Режим доступа: http://www.ege.edu.ru
7. Портал Единый экзамен.- Режим доступа: http://www.probaege.edu.ru
8. Федеральный центр тестирования.- Режим доступа: http://www.infomarker.ru/top8.html - RUSTEST.RU
9. Портал ФИПИ - Федеральный институт педагогических измерений.- Режим доступа: http://www.fipi.ru
Учебно-практическое оборудование:
Ноутбук, проектор
9