СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию учащихся. Программа соответствует стандарту основного общего образования, рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, ориентирована на усвоение обязательного минимума образования по биологии.
Рабочая программа курса биологии для 8 классов разработана на основе программы авторского коллектива под редакцией И.Н. Пономарёвой: Биология в основной школе. Программы. – М.: Вентана – Граф, 2005. Программа допущена Министерством образования РФ.Курс биологии в 8 классе «Человек и его здоровье» имеет комплексный характер.
Рассмотрено на заседании методического объединения естественно –математического протокол №___от _______ | Утверждено директор МБОУ СОШ №4 им. Л.А.Смык г. Липецка ______________В.Н.Игнатов приказ №______от ________ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №4 ИМЕНИ Л.А.СМЫК Г. ЛИПЕЦКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для 8 «А», 8 «Б» классов на 2016-2017 учебный год
учителя биологии Манаенковой Зои Алексеевны
Пояснительная записка
Курс биологии в 8 классе включает в себя основы различных биологических наук о человеке: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, микробиологии, генетики, эмбриологии. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Согласно данной программе, структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторяется материал 7 класса о нервно-гуморальной регуляции органов. Во второй части даётся обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике. В третьей, завершающей, части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и др.
Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как «результата» эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также навыков практической деятельности.
В программе предусматриваются лабораторные и практические работы. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения.
Программа разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего биологического образования.
Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех уровнях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей. Пища, которую мы едим. Воздух, которым мы дышим. Среда, в которой мы живем. - Все это объекты биологии.
Данная программа построена на принципиально новой содержательной основе — биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей и многомерности разнообразия уровней организации жизни, особенностей разных сред жизни; на основе понимания биологии как науки и как явления культуры.
Цели изучения учебного предмета
Цель программы — развивать у школьников в процессе биологического образования понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программы максимально направлены на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры.
Изучение биологии в 8 классе на базовом уровне направлено на достижение следующихцелей:
Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
Воспитание позитивного целостного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе.
Использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи изучения учебного предмета
Создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей. Обеспечить усвоение учениками знаний по анатомии, морфологии и гигиене человека в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 70 уроков. Продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков: умение работать с микроскопом, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, проводить биологические эксперименты, вести наблюдения в природе; умение распознавать клетки, ткани через лабораторные работы, уроки. Продолжить развивать у детей общеучебные умения: особое внимание уделить развитию информационной компетентности (умения находить необходимые сведения в тексте учебника и другой литературе, составлять план и конспект прочитанного) через систему разнообразных заданий для работы с учебником, подготовку детьми сообщений и рефератов, межпредметные домашние задания. Закрепить интерес к изучению биологии через разнообразные формы уроков развивать творческие способности учеников через систему креативных заданий.
Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: продолжить развитие внимания, памяти, особое внимание обратить на развитие мышления (способности производить анализ и синтез) развивать стремление добиваться особых успехов, продолжить формирование положительного отношения к учёбе через учебный материал уроков.
Формировать у учащихся коммуникативную ивалеологическую компетентности, особое внимание обратить на воспитание у восьмиклассников желания охранять природу, продолжить развивать умение жить в коллективе через учебный материал уроков, экскурсии.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Актуальность разработки программы заключается в необходимости приведения содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребёнок устремлён к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Программа ориентирована на деятельностный аспект биологического образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности. Возможности, потребности и интересы ребёнка.
Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех уровнях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки РФ от 05.03. 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями на 23 июня 2015 г.);
Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Примерная программа по биологии основного общего образования.
Приказ ОУ от 20.11.2013 № 313-о «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов(модулей);
Учебный план МБОУ СОШ № 4 г. Липецка на 2016 – 2017 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на уровне основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Обоснование выбора
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию учащихся. Программа соответствует стандарту основного общего образования, рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, ориентирована на усвоение обязательного минимума образования по биологии.
Рабочая программа курса биологии для 8 классов разработана на основе программы авторского коллектива под редакцией И.Н. Пономарёвой: Биология в основной школе. Программы. – М.: Вентана – Граф, 2005. Программа допущена Министерством образования РФ.Курс биологии в 8 классе «Человек и его здоровье» имеет комплексный характер.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Базисному учебному плану на изучение биологии в 8 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю),
что соответствует учебному плану и годовому календарному графику (35 учебных недель) МБОУ СОШ №4 имени Л.А.Смыкг.Липецка.
Для реализации программы используется учебник ДрагомиловА. Г. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш; Изд. 3-е, перераб. – М.: Вентана – Граф, 2012. - 272 с. : ил.
Информация о внесенных изменениях
Раздел «Организм человека. Общий обзор» - 3 часа, вместо рекомендуемых 4. Данный материал не представляет особой сложности, освободившийся час решено использовать как дополнительный при изучении более трудных тем.
Второй раздел «Опорно-двигательная система» изучается третьим, а вторым «Нейрогуморальная регуляция функций организма». При изучении всех систем органов организма одним из вопросов является вопрос регуляции деятельности. Считаю, что учащимся будет легче понять сущность регуляции отдельных систем, когда они будут знать общие принципы регуляции. Этот раздел включает 8 часов, вместо рекомендуемых 6 («Эндокринная система» -2 и «Нервная система» -4).
Раздел «Опорно-двигательная система» -6 часов, вместо рекомендуемых 4.
Четвертый раздел «Внутренняя среда организма. Кровь» и пятый раздел «Кровообращение. Лимфообращение» - 10 часов, вместо рекомендуемых 8.
Шестой раздел «Дыхательная система» - 6 часов, вместо рекомендуемых 4.
Седьмой раздел «Пищеварительная система» - 5 часов, вместо рекомендуемых 6 часов.
Восьмой раздел «Обмен веществ и энергии. Витамины» - 4 часа, вместо рекомендуемых 3.
В раздел «Кожа» - 4 часа, вместо рекомендуемых 3.
Экономия часов позволила запланировать последний раздел (14-й), который является логическим завершением курса: «Человек и окружающая среда» -6 часов.
Формы организации образовательного процесса
Уроки, в том числе нетрадиционные: урок – игра, урок – путешествие, урок – интервью;
Семинары;
Конференции;
Занятие – исследование;
Занятие-поиск.
Технологии обучения
На уроках используются следующие педагогические технологии:
Проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности);
Развивающее обучение (развитие личности и её способностей);
Дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);
Здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток);
Проектная деятельность (совместная учебно-познавательная деятельность или творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общественного результата.)
Технология системы адаптивного обучения, включающая в себя методы и приёмы, формы и средства игровых, диалоговых, коммуникативных, информационных технологий, проблемного и проектного обучения.
Механизмы функционирования ключевых компетенций обучающихся:
Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания – лабораторных и практических работ, экскурсий.
Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающегося в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.
Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности.
Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующего уровня образования. Результат образования оценивается системой трех взаимосвязанных компонентов: предметно-информационной, деятельностнокоммуникативной и ценностно-ориентационной.
Виды и формы контроля
Программой предусмотрены следующие формы организации образовательного процесса:
Общеклассныеформы:урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.
При изучении курса биологии используются следующие методы обучения:
Словесные- рассказ, беседа.
Наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные.
Практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Система контроляза уровнем учебных достижений учащихся в процессе реализации данной рабочей учебной программы включает разные формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый; репродуктивный и продуктивный, самостоятельные работы. Для контроля и коррекции знаний будут использоваться методы устного, письменного, лабораторного, компьютерного контроля:
Индивидуальный опрос;
Фронтальный опрос, беседа;
Выполнение заданий из учебника, карточек;
Решение биологических задач;
Составление схем, таблиц;
Письменные проверочные (контрольные) работы разных форм(тесты, текстовые задания, практические задания;
Обобщающие тематические контрольные работы.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации. В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Содержание рабочей программы
70 часов
Введение. Биологическая и социальная природа человека(1 час).
Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.
Организм человека. Общий обзор (3 часа).
Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.
Демонстрации:сходство человека и животных, строение и разнообразие клеток организма человека, ткани организма человека, органы и системы органов организма человека.
Лабораторная работа №1:« Изучение микроскопического строения тканей».
Практическая работа №1:«Распознавание на таблицах органов и систем органов человека».
Должны знать: признаки живого организма, признаки организма животного, место человека в системе органического мира, науки, изучающие человека и факторы его здоровья.
Понятия:уровни организации жизни: клетка, ткань, орган, система органов. Организм – единое целое. Раздражимость, хромосомы, биосинтез, ферменты, нуклеиновые кислоты,аминокислоты. Органоиды клетки, половой диморфизм, целом, двусторонняя симметрия, гетеротроф, гомеостаз.
Должны уметь:формулировать функции систем органов. Выделять общие признаки и различия человека и животных. Доказывать необходимость теоретических знаний для сохранения здоровья.
Нейрогуморальная регуляция функций (8 часов).
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система.Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции. Гормоны. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Демонстрации: нервная система, железы внешней и внутренней секреции.
Практическая работа №2:«Изучение строения головного мозга человека по муляжам».
Должны знать:нервно-гуморальная регуляция физиологических функций. Отличия гуморальной регуляции функций в организме от нервной регуляции. Отличия функций желез внешней, внутренней секреции и смешанных желез. Влияние гормонов на обменные процессы в организме. Роль половых гормонов. Нарушения гуморальной регуляции.
Понятия: эндокринные железы, гормон, нейрогормон, инсулин, адреналин, гипофиз, норадреналин, гипоталамус, надпочечники, щитовидная железа, поджелудочная железа, половые железы. Кретинизм, микседема, базедова болезнь, сахарный диабет.
Должны уметь:различать понятия « гуморальное» и «гормональное» воздействие. Устанавливать взаимосвязи функций нервной и эндокринной систем. Приводить конкретные примеры гуморального, гормонального и нервно-гуморального воздействия на функции организма.
Опорно- двигательная система (6 часов).
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.
Демонстрации:строение опорно-двигательной системы,скелета, распилов костей, позвонков, строение сустава, мышц и др.
Практическая работа №3: «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц».
Практическая работа №4: «Определение нарушения осанки и плоскостопия».
Практическая работа №5: «Измерение массы и роста своего организма».
Лабораторная работа №2:«Изучение отдельных видов костей».
Лабораторная работа №3: «Просмотр под микроскопом микропрепаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани».
Должны знать: строение и функции скелета. Особенности скелета в связи с прямохождением. Рост костей, возрастные изменения состава костей. Кости – резерв минеральных веществ. Строение и работа мышц, группы мышц. Взаимосвязь органов в опорно- двигательной системе. Влияние физических упражнений и труда на формирование скелета и мышц. Регуляция работы скелетных мышц, произвольные движения. Первая помощь при травмах.
Понятия:костный мозг, надкостница, сустав, осанка. Произвольные и непроизвольные движения, гиподинамия, активный отдых, утомление, рычаг. Миофибриллы, антагонисты и синергисты, актин и миозин.
Должны уметь:обосновывать необходимость активного отдыха, борьбы с гиподинамией. Выделять факторы, сохраняющие здоровье, и факторы, разрушающие его. Выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Оказывать первую помощь при травмах. Владеть приемами самоконтроля и самонаблюдения.
Внутренняя среда организма. Кровь (4 часа).
Внутренняя среда организма. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета.
Демонстрации:группы крови.
Лабораторная работа №4: «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)».
Должны знать:роль внутренней среды организма. Состав и функции крови. Процессы, обеспечивающие свертывание крови. Солевой состав плазмы. Группы крови, переливание крови. Форменные элементы крови и их функции. Виды иммунитета. Вклад Э.Дженнера, П.Эрлиха, Л.Пастера, И.И.Мечникова в развитие представлений об иммунитете.
Понятия:внутренняя среда, тканевая жидкость, фибрин, фибриноген, сыворотка, вакцина, плазма, тромб, физиологический раствор, СПИД, ВИЧ, малокровие, иммунитет, антитела, фагоциты, антигены, тромбофлебит, доноры и реципиенты.
Должны уметь:владеть приемами оказания первой помощи при кровотечениях, соблюдать правила общения с инфекционными больными.
Кровообращение. Лимфообращение (6 часов).
Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и кровеносные сосуды. Сердечно-сосудистые заболевания. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Связь кровеносной и лимфатической систем.
Демонстрации:кровеносная система, приемы оказания первой помощи при кровотечениях, лимфатическая система,торса человека, модели сердца, приборов для измерения артериального давления (тонометра и фонендоскопа) и способов их использования.
Практическая работа №6:«Подсчёт ударов пульса».
Практическая работа №7:«Измерение кровяного давления».
Практическая работа №8: «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».
Практическая работа №9:«Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений».
Должны знать:большой и малый круги кровообращения. Строение и работу сердца и сосудов. Регуляцию сердечнососудистой системы. Факторы, влияющие на деятельность сердечнососудистой системы.
Понятия:автоматизм сердца, пульс, гомеостаз.
Должны уметь:выделять факторы, отрицательно действующие на сердечнососудистую систему.
Дыхательная система (6 часов).
Дыхание.Механизм вдоха и выдоха.Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.Нервная и гуморальная регуляция дыхания.
Демонстрации:система органов дыхания, механизм вдоха и выдоха, приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего,торса человека, модели гортани и легких.
Практическая работа №10:«Определение частоты дыхания».
Должны знать:строение и функции органов дыхания. Регуляцию дыхательных движений. Произвольные и непроизвольные движения скелетных мышц. Механизм вдоха и выдоха. Газообмен в легких и тканях. Влияние окружающей среды на дыхательную систему. Взаимосвязь органов дыхания с другими системами органов. Первая помощь при нарушении дыхания.
Понятия:легочное (внешнее) дыхание, газообмен, тканевое дыхание, искусственное дыхание, жизненная емкость легких, легочные пузырьки, плевральная полость. Законы поверхности и объема, аэробное дыхание, оксигемоглобин.
Должны уметь:проводить самонаблюдение. Обосновывать демонстрационные опыты. Владеть приемами оказания первой помощи. Выделять факторы, вызывающие заболевания органов дыхательной системы.
Пищеварительная система (5 часов).
Питание. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение.Пищеварительная система.Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении.Профилактика гепатита и кишечных инфекций. Регуляция пищеварения.
Демонстрация:пищеварительная система, торса человека.
Лабораторная работа №5: «Изучение действия желудочного сока на белки, действие слюны на крахмал».
Практическая работа №11: «Определение норм рационального питания».
Должны знать:пища как источник энергии. Взаимосвязь строения и функций органов пищеварения. Типы пищеварения. Нервно-гуморальная регуляция работы пищеварительной системы. Пищеварительные ферменты и специфичность их действия. Всасывание – сложный физиологический процесс. Барьерная роль печени. Практическое применение результатов изучения функций органов пищеварения, полученных в экспериментах И.П. Павлова. Предупреждение желудочно- кишечных заболеваний.
Понятия:пищеварение: внутриклеточное, внеклеточное, мембранное (пристенное). Нервно-гуморальная регуляция, фермент, железы. Ферменты: птиалин, мальтаза, пепсин, амилаза, липаза, лактаза. Пигмент желчи – билирубин. Панкреатит.
Должны уметь:раскрывать сходство и отличие процесса пищеварения человека и животных. Объяснять основные гигиенические требования, связанные с сохранением здоровья. Анализировать результаты экспериментов, выясняющих функции пищеварительной системы.
Обмен веществ и энергии. Витамины (4 часа).
Обмен веществ и превращения энергии. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины. Проявления авитаминозов и меры их предупреждения.
Практическая работа №12: «Измерение температуры тела».
Должны знать:процессы обмена органических веществ, минеральных солей и воды. Значение рационального питания.
Понятия:пластический и энергетический обмены. Гиподинамия, нормы питания, витамины.
Должны уметь:подтверждать конкретными примерами механизмы регуляции обмена веществ. Выделять факторы, способствующие сохранению и укреплению здоровья.
Выделение. Мочевыделительная система (2 часа).
Выделение. Мочеполовая система.Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
Демонстрации:мочеполовая система.
Должны знать:строение и функции выделительной системы.
Кожа (4 часа).
Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Закаливание организма.
Демонстрация:строение кожи, приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.
Практическая работа №13: «Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки».
Должны знать: строение кожи. Функции кожи: защитная, дыхательная, выделительная, метаболическая. Рецепторы кожи, позволяющие ощутить боль, давление, прикосновение, тепло, холод. Регуляция функций кожи, кожные рефлексы. Придатки кожи: волосы и ногти. Потовые и сальные железы. Влияние на кожу состояния организма и внешних воздействий. Физиологический механизм и методы закаливания. Гигиенические требования к одежде и обуви. Приемы первой помощи при ожогах и обморожении. Кожные заболевания. Понятия: эпидермис, дерма, подкожная жировая клетчатка, закаливание, терморегуляция, тепловой удар.
Должны уметь:оказывать первую помощь при ожогах и обморожении. Устанавливать взаимосвязь функций кожи с функциями выделительной, кровеносной, нервной и других систем единого организма. Обосновывать требования к соблюдению правил гигиены.
Индивидуальное развитие человека (4 часа).
Размножение и развитие. Наследование признаков у человека.Наследственные болезни, их причины и предупреждение.Роль генетических знаний в планировании семьи.Забота о репродуктивном здоровье.Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Развитие организма после рождения.
Демонстрация:модели зародышей человека и животных.
Должны знать:влияние различных факторов на развитие плода. Особенности внутриутробного и послеутробного развития человека. Условия правильного развития ребенка как биологического существа.
Понятия:рост, развитие, онтогенез, оплодотворение. Гамета, зигота, однояйцовые близнецы, плацента. Биогенетический закон, синдром Дауна, резус-фактор. Человек – социальное существо, сиамские близнецы.
Должны уметь:выделять факторы, влияющие на здоровье потомства. Составлять «кодекс» здорового образа жизни будущих родителей.
Органы чувств. Анализаторы (4 часа).
Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы.Нарушения зрения и слуха, их профилактика.Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы.
Демонстрации:анализаторы,модели черепа, глаза, уха.
Практическая работа №14: «Изучение изменения размера зрачка».
Практическая работа №15: Определение выносливости вестибулярного аппарата.
Практическая работа №16: Проверка чувствительности тактильных рецепторов.
Поведение и психика (7 часов).
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность.Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина.Условные и безусловные рефлексы.Биологическая природа и социальная сущность человека.Познавательная деятельность мозга.Сознание человека.Память, эмоции, речь, мышление.Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер.Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.Сон, его значение.
Демонстрации:модели головного мозга, двойственных изображений, выработки динамического стереотипа зеркального письма, иллюзий установки.
Практическая работа №17: «Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений. Иллюзии установки».
Практическая работа №18: «Влияние речевых инструкций на восприятие».
Человек и окружающая среда (6 часов).
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность.
Влияние физических упражнений на органы и системы органов.
Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.Человек и окружающая среда.Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.Значение окружающей среды как источника веществ и энергии.Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.
Практическая работа №19: «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье».
Учебно-тематический план
(70 часов, 2 часа в неделю)
№ | Название темы | Кол-во часов | Лабораторные и практические работы | Экскурсии |
1 | Введение. Общий обзор организма человека. | 4 | 2 | |
2 | Нейрогуморальная регуляция функций организма. | 8 | 1 | |
3 | Опорно-двигательная система. | 6 | 5 | |
4 | Внутренняя среда организма. | 4 | 1 | |
5 | Кровообращение. Лимфообращение. | 6 | 4 | |
6 | Дыхательная система. | 6 | 1 | |
7 | Пищеварительная система. | 5 | 2 | |
8 | Обмен веществ и энергии. Витамины. | 4 | 1 | |
9 | Мочевыделительная система. | 2 | | |
10 | Кожа. | 4 | 1 | |
11 | Индивидуальное развитие человека. | 4 | | |
12 | Органы чувств. | 4 | 3 | |
13 | Поведение и психика. | 7 | 2 | |
14 | Человек и окружающая среда. | 6 | 1 | |
| Итого: | 70 | 24 | 0 |
На проведение контрольных работ запланировано - 0: практических работ – 19;лабораторных работ – 5;экскурсий – 0; проектных исследований -0
Требования к уровню подготовки учащихся
Предметно –информационная составляющая образованности:
Знание признаков живых организмов; генов и хромосом; клеток, тканей, органов, систем органов организма человека.
Знание (понимание) особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; негативных последствий различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья человека; неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье.
Знание (понимание) собственных индивидуальных особенностей, природных задатков к приобретению знаний, умений.
Знание (понимание) специфики экологической ситуации в регионе и по месту жительства.
Знание (понимание) основных методов осуществления природоохранительной деятельности, применяемых в мире, регионе, конкретной местности.
Представление о способах сохранения и укрепления собственного здоровья.
Умение объяснять родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.
Умение применять те или иные приемы при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях.
Деятельностно- коммуникативная составляющая образованности:
Умение изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.
Умение распознавать и описывать на таблицах основные части и органоида клетки, органы и системы органов человека.
Умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения.
Умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках биологическую информацию
Умение регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье; соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека.
Умение использовать методы сохранения и укрепления здоровья.
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Участие в экологических акциях двора, школы, микрорайона.
Ценностно – ориентационная составляющая образованности:
Понимание ответственности за качество приобретенных знаний.
Понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей.
Умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Ориентация на постоянное развитие и саморазвитие.
Ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.
Литература и средства обучения
Литература для учителя:
1. Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. - М.: Дрофа, 2003. - 96с: ил.;
2. Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997.- 240с: ил.;
3. Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006. -144с
4. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;
5. Суханова Т.С. Биология/Экзамен для всех/,-М.:Вентана-Граф, 2004г.
6. ЩенниковВ.И.Биологиячеловека.-Донецк:ООО ПКФ ,,БАО,, ,2007г.
7. Алькамо И.Э. Биология/Учебное пособие/,-М.: АСТ * Астрель,2007г.
8. Шахламов В.А. Капиляры.,-М.:Веди,2004г.
9. Ващенко О.Л. Биология: Человек.8 класс/для преподавателей/.-Волгоград:Учитель,2008г.
10. Савельев С.В. Атлас мозга человека.-М.:Вентана-Граф,2004г.
Литература для учащихся:
1. ДрагомиловА.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2.—М.: Вентана-Граф, 2007;
2. Тарасов В. В. Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий. - М.: Дрофа, 2005. -96с.
3. Никишов А.И. Большой справочник школьника.5-11 класс.-М.:Дрофа,2007г.
4. Драгомилов А.Г. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.-М.:Вентана-Граф,2004г.
Интернет- ресурсы.
http://school-collection.edu.ru/) . «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»
http://www.fcior.edu.ru/
www.bio.1september.ru – газета «Биология»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://video.edu-lib.net – учебные фильмы
Оборудование:
Компьютер
Проектор
Диск или (диски) с электронными плакатами, презентациями, (электронный учебник) за весь курс биологии
Раздел Человек
Типы животных тканей
Скелет человека
Основные группы мышц человека
Физическая активность и здоровье. Гиподинамия
Внутренняя среда организма
Состав крови
Свертывание крови
Иммунитет
Схема кровообращения
Сердце тренированного и нетренированного человека
Газообмен в легких и тканях
Дыхательные движения
Заболевания желудочно-кишечного тракта.
Причина язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки
Витамины. Суточная норма потребления
Органы выделения
Строение кожи
Кожа - орган терморегуляции
Вегетативная нервная система
Схема рефлекторной дуги вегетативного рефлекса. Центробежный участок
Образование условных рефлексов
Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций организма
Анализаторы
Аккомодация
Нервно-гуморальная регуляция функций организма при стрессе
Влияние алкоголя на системы органов человека
Влияние алкоголя на организм человека
Влияние курения на организм человека
Натуральные объекты(Комплект микропрепаратов «Анатомия»)
Мультимедийные пособия (Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. «Человек и его здоровье»; Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. (Общая биология 11 класс)
Экранно- звуковые средства обучения. Видеофильмы.(Компакт -диск «Анатомия-1» (DVD); Компакт -диск «Анатомия-2» (DVD); Компакт -диск «Анатомия-3» (DVD); Компакт -диск «Анатомия-4» (DVD);Компакт -диск «Биология-1»(DVD);Компакт -диск «Биология-2»(DVD); Компакт -диск «Цитология»; Компакт -диск «Эволюция животного мира»)
Печатные пособия. Демонстрационные. (Комплект таблиц по биологии дем. «Анатомия-1»; Комплект таблиц по биологии дем. «Анатомия-2»)
Микроскопы (8шт.)
Календарно-тематический план по курсу «Биология» 8 «А» класс
№ | Тема урока (с указанием раздела) | Количество часов | Дата проведения урока | Дата фактического проведения урока |
Раздел №1.Введение. Науки о человеке и их значение (1 час) | ||||
1. | Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. | 1 | 01.09.16 | 01.09.16 |
Раздел №2. Общий обзор организма человека (3 часа). | ||||
2. | Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Практическая работа №1:«Распознавание на таблицах органов и систем органов человека». | 1 | 05.09.16 | |
3. | Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. | 1 | 08.09.16 | |
4. | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Лабораторная работа №1: «Изучение микроскопического строения тканей». | 1 | 12.09.16 | |
Раздел №3. Нейрогуморальная регуляция функций организма (8 часов). | ||||
5. | Нейро- гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. | 1 | 15.09.16 | |
6. | Нервная система. | 1 | 19.09.16 | |
7. | Спинной мозг, строение и функции. | 1 | 22.09.16 | |
8. | Головной мозг, строение и функции. Практическая работа №2: «Изучение строения головного мозга человека по муляжам». | 1 | 26.09.16 | |
9. | Соматическая и вегетативная нервная система. | 1 | 29.09.16 | |
10. | Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | 1 | 03.10.16 | |
11. | Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции. | 1 | 06.10.16 | |
12. | Гормоны. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. | 1 | 10.10.16 | |
Раздел №4. Опорно-двигательная система (6 часов). | ||||
13. | Опора и движение. | 1 | 13.10.16 | |
14. | Опорно-двигательная система. Практическая работа №3: «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц». | 1 | 17.10.16 | |
15. | Лабораторная работа №2:«Изучение отдельных видов костей». | 1 | 20.10.16 | |
16. | Лабораторная работа №3: «Просмотр под микроскопом микропрепаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани». | 1 | 24.10.16 | |
17. | Профилактика травматизма. Практическая работа №4: «Определение нарушения осанки и плоскостопия». | 1 | 27.10.16 | |
18. | Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Практическая работа №5: «Измерение массы и роста своего организма». | 1 | 07.11.16 | |
Раздел №5.Внутренняя среда организма (4 часа). | ||||
19. | Внутренняя среда организма. Значение постоянства внутренней среды организма. | 1 | 10.11.16 | |
20. | Кровь. Группы крови. Переливание крови. Лабораторная работа №4:«Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)». | 1 | 14.11.16 | |
21. | Лимфа. Тканевая жидкость. | 1 | 17.11.16 | |
22. | Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. | 1 | 21.11.16 | |
Раздел №6. Кровообращение. Лимфообращение (6 часов). | ||||
23. | Транспорт веществ. | 1 | 24.11.16 | |
24. | Кровеносная система. Значение кровообращения. Практическая работа №6: «Подсчёт ударов пульса». | 1 | 28.11.16 | |
25. | Сердце и кровеносные сосуды. Практическая работа №7:«Измерение кровяного давления». | 1 | 01.12.16 | |
26. | Сердечно-сосудистые заболевания. Практическая работа №8: «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». | 1 | 05.12.16 | |
27. | Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Практическая работа №9: «Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений». | 1 | 08.12.16 | |
28. | Лимфатическая система. Связь кровеносной и лимфатической систем. | 1 | 12.12.16 | |
Раздел №7. Дыхание (6 часов). | ||||
29. | Дыхание. Механизм вдоха и выдоха. Практическая работа №10:«Определение частоты дыхания». | 1 | 15.12.16 | |
30. | Дыхательная система. | 1 | 19.12.16 | |
31. | Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. | 1 | 22.12.16 | |
32. | Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. | 1 | 26.12.16 | |
33. | Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | 1 | 29.12.16 | |
34. | Нервная и гуморальная регуляция дыхания. | 1 | 09.01.17 | |
Раздел №8. Пищеварение (5 часов). | ||||
35. | Питание. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. | 1 | 12.01.17 | |
36. | Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. | 1 | 16.01.17 | |
37. | Пищеварение. Пищеварительная система. Практическая работа №11: «Определение норм рационального питания». | 1 | 19.01.17 | |
38. | Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Лабораторная работа №5: «Изучение действия желудочного сока на белки, действие слюны на крахмал». | 1 | 23.01.17 | |
39. | Профилактика гепатита и кишечных инфекций. Регуляция пищеварения. | 1 | 26.01.17 | |
Раздел №9.Обмен веществ и энергии (4 часа). | ||||
40. | Обмен веществ и превращения энергии. Практическая работа №12: «Измерение температуры тела». | 1 | 30.01.17 | |
41. | Пластический и энергетический обмен. | 1 | 02.02.17 | |
42. | Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. | 1 | 06.02.17 | |
43. | Витамины. Проявления авитаминозов и меры их предупреждения. | 1 | 09.02.17 | |
Раздел №10.Выделение (2 часа). | ||||
44. | Выделение. Мочеполовая система. | 1 | 13.02.17 | |
45. | Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. | 1 | 16.02.17 | |
Раздел №11. Кожа (4 часа). | ||||
46. | Покровы тела. | 1 | 20.02.17 | |
47. | Уход за кожей, волосами, ногтями. Практическая работа №13: «Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки». | 1 | 27.02.17 | |
48. | Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | 1 | 02.03.17 | |
49. | Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Закаливание организма. | 1 | 06.03.17 | |
Раздел №12. Воспроизведение и развитие человека (4 часа). | ||||
50. | Размножение и развитие. | 1 | 09.03.17 | |
51. | Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. | 1 | 13.03.17 | |
52. | Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. | 1 | 16.03.17 | |
53. | Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Развитие организма после рождения. | 1 | 27.03.17 | |
Раздел №13. Органы чувств (4 часа). | ||||
54. | Органы чувств, их роль в жизни человека. | 1 | 30.03.17 | |
55. | Анализаторы. Практическая работа №14: «Изучение изменения размера зрачка». | 1 | 03.04.17 | |
56. | Нарушения зрения и слуха, их профилактика. Практическая работа №15: Определение выносливости вестибулярного аппарата. | 1 | 06.04.17 | |
57. | Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Практическая работа №16: Проверка чувствительности тактильных рецепторов. | 1 | 10.04.17 | |
Раздел №14. Поведение и психика (7 часов). | ||||
58. | Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. | 1 | 13.04.17 | |
59. | Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина . Условные и безусловные рефлексы. | 1 | 17.04.17 | |
60. | Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. | 1 | 20.04.17 | |
61. | Практическая работа №17: «Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений. Иллюзии установки». Практическая работа №18: «Влияние речевых инструкций на восприятие». | 1 | 24.04.17 | |
62. | Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. | 1 | 27.04.17 | |
63. | Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. | 1 | 04.05.17 | |
64. | Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон, его значение. | 1 | 08.05.17 | |
Раздел №15. Человек и окружающая среда (6 часов). | ||||
65. | Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | 1 | 11.05.17 | |
66. | Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. | 1 | 15.05.17 | |
67. | Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. | 1 | 18.05.17 | |
68. | Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. | 1 | 22.05.17 | |
69. | Практическая работа №19: «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье». | 1 | 25.05.17 | |
70. | Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. | 1 | 29.05.17 | |
Календарно-тематический план по курсу «Биология» 8 «Б» класс
№ | Тема урока (с указанием раздела) | Количество часов | Дата проведения урока | Дата фактического проведения урока |
Раздел №1.Введение. Науки о человеке и их значение (1 час) | ||||
1. | Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. | 1 | 05.09.16 | 01.09.16 |
Раздел №2. Общий обзор организма человека (3 часа). | ||||
2. | Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Практическая работа №1:«Распознавание на таблицах органов и систем органов человека». | 1 | 07.09.16 | |
3. | Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. | 1 | 12.09.16 | |
4. | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Лабораторная работа №1: «Изучение микроскопического строения тканей». | 1 | 14.09.16 | |
Раздел №3. Нейрогуморальная регуляция функций организма (8 часов). | ||||
5. | Нейро- гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. | 1 | 19.09.16 | |
6. | Нервная система. | 1 | 21.09.16 | |
7. | Спинной мозг, строение и функции. | 1 | 26.09.16 | |
8. | Головной мозг, строение и функции. Практическая работа №2: «Изучение строения головного мозга человека по муляжам». | 1 | 28.09.16 | |
9. | Соматическая и вегетативная нервная система. | 1 | 03.10.16 | |
10. | Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | 1 | 05.10.16 | |
11. | Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции. | 1 | 10.10.16 | |
12. | Гормоны. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. | 1 | 12.10.16 | |
Раздел №4. Опорно-двигательная система (6 часов). | ||||
13. | Опора и движение. | 1 | 17.10.16 | |
14. | Опорно-двигательная система. Практическая работа №3: «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц». | 1 | 19.10.16 | |
15. | Лабораторная работа №2:«Изучение отдельных видов костей». | 1 | 24.10.16 | |
16. | Лабораторная работа №3: «Просмотр под микроскопом микропрепаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани». | 1 | 26.10.16 | |
17. | Профилактика травматизма. Практическая работа №4: «Определение нарушения осанки и плоскостопия». | 1 | 07.11.16 | |
18. | Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Практическая работа №5: «Измерение массы и роста своего организма». | 1 | 09.11.16 | |
Раздел №5.Внутренняя среда организма (4 часа). | ||||
19. | Внутренняя среда организма. Значение постоянства внутренней среды организма. | 1 | 14.11.16 | |
20. | Кровь. Группы крови. Переливание крови. Лабораторная работа №4:«Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)». | 1 | 16.11.16 | |
21. | Лимфа. Тканевая жидкость. | 1 | 21.11.16 | |
22. | Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. | 1 | 23.11.16 | |
Раздел №6. Кровообращение. Лимфообращение (6 часов). | ||||
23. | Транспорт веществ. | 1 | 28.11.16 | |
24. | Кровеносная система. Значение кровообращения. Практическая работа №6: «Подсчёт ударов пульса». | 1 | 30.11.16 | |
25. | Сердце и кровеносные сосуды. Практическая работа №7:«Измерение кровяного давления». | 1 | 05.12.16 | |
26. | Сердечно-сосудистые заболевания. Практическая работа №8: «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». | 1 | 07.12.16 | |
27. | Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Практическая работа №9: «Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений». | 1 | 12.12.16 | |
28. | Лимфатическая система. Связь кровеносной и лимфатической систем. | 1 | 14.12.16 | |
Раздел №7. Дыхание (6 часов). | ||||
29. | Дыхание. Механизм вдоха и выдоха. Практическая работа №10:«Определение частоты дыхания». | 1 | 19.12.16 | |
30. | Дыхательная система. | 1 | 21.12.16 | |
31. | Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. | 1 | 26.12.16 | |
32. | Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. | 1 | 28.12.16 | |
33. | Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | 1 | 09.01.17 | |
34. | Нервная и гуморальная регуляция дыхания. | 1 | 11.01.17 | |
Раздел №8. Пищеварение (5 часов). | ||||
35. | Питание. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. | 1 | 16.01.17 | |
36. | Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. | 1 | 18.01.17 | |
37. | Пищеварение. Пищеварительная система. Практическая работа №11: «Определение норм рационального питания». | 1 | 23.01.17 | |
38. | Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Лабораторная работа №5: «Изучение действия желудочного сока на белки, действие слюны на крахмал». | 1 | 25.01.17 | |
39. | Профилактика гепатита и кишечных инфекций. Регуляция пищеварения. | 1 | 30.01.17 | |
Раздел №9.Обмен веществ и энергии (4 часа). | ||||
40. | Обмен веществ и превращения энергии. Практическая работа №12: «Измерение температуры тела». | 1 | 06.02.17 | |
41. | Пластический и энергетический обмен. | 1 | 08.02.17 | |
42. | Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. | 1 | 13.02.17 | |
43. | Витамины. Проявления авитаминозов и меры их предупреждения. | 1 | 15.02.17 | |
Раздел №10.Выделение (2 часа). | ||||
44. | Выделение. Мочеполовая система. | 1 | 20.02.17 | |
45. | Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. | 1 | 22.02.17 | |
Раздел №11. Кожа (4 часа). | ||||
46. | Покровы тела. | 1 | 27.02.17 | |
47. | Уход за кожей, волосами, ногтями. Практическая работа №13: «Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки». | 1 | 01.03.17 | |
48. | Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | 1 | 06.03.17 | |
49. | Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Закаливание организма. | 1 | 13.03.17 | |
Раздел №12. Воспроизведение и развитие человека (4 часа). | ||||
50. | Размножение и развитие. | 1 | 15.03.17 | |
51. | Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. | 1 | 27.03.17 | |
52. | Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. | 1 | 29.03.17 | |
53. | Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Развитие организма после рождения. | 1 | 03.04.17 | |
Раздел №13. Органы чувств (4 часа). | ||||
54. | Органы чувств, их роль в жизни человека. | 1 | 05.04.17 | |
55. | Анализаторы. Практическая работа №14: «Изучение изменения размера зрачка». | 1 | 10.04.17 | |
56. | Нарушения зрения и слуха, их профилактика. Практическая работа №15: Определение выносливости вестибулярного аппарата. | 1 | 12.04.17 | |
57. | Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Практическая работа №16: Проверка чувствительности тактильных рецепторов. | 1 | 17.04.17 | |
Раздел №14. Поведение и психика (7 часов). | ||||
58. | Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. | 1 | 19.04.17 | |
59. | Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина . Условные и безусловные рефлексы. | 1 | 24.04.17 | |
60. | Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. | 1 | 26.04.17 | |
61. | Практическая работа №17: «Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений. Иллюзии установки». Практическая работа №18: «Влияние речевых инструкций на восприятие». | 1 | 03.05.17 | |
62. | Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. | 1 | 08.05.17 | |
63. | Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. | 1 | 10.05.17 | |
64. | Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон, его значение. | 1 | 15.05.17 | |
Раздел №15. Человек и окружающая среда (6 часов). | ||||
65. | Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | 1 | 17.05.17 | |
66. | Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. | 1 | 22.05.17 | |
67. | Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. | 1 | 29.05.17 | |
68. | Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. | 1 | 29.05.17 | |
69. | Практическая работа №19: «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье». | 1 | | |
70. | Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. | 1 | | |