РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ
базовый уровень
5 класс
Пояснительная записка.
Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающего мира, изучает ее, применяя для этого разнообразные методы.
Геометрия – это раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение предметов, развивающий пространственные представления, образное мышление обучающихся, изобразительно-графические умения, приемы конструктивной деятельности, т.е. формирует геометрическое мышление.
Целью изучения до систематического курса геометрии – курса наглядной геометрии является всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 5-6-х классов с помощью методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретной задачной и житейской ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.
Геометрия как учебный предмет обладает большим потенциалом в решении задач согласования работы образного и логического мышления, так как по мере развития геометрического мышления возрастает его логическая составляющая.
Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека.
Одной из важнейших задач в преподавании наглядной геометрии является вооружение обучающихся геометрическим методом познания мира, а также определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности.
Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 классов и реализуется на основе следующих документов:
Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г № 1089
Учебный план МОБУ Лицей на 2013-2014 учебный год.
Примерная программа основного общего образования по математике. Математика. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. - М.; Вентена-Граф, 2008
Программы. Математика 5-6 классы. Авторы: И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, Москва 2009г
Программа углубленной работы в 5, 6 классах № 32, 1998 год
Программа соответствует учебнику «Математика» для пятого классов образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург –М. Мнемозина, 2004-2009 гг.
Цели курса.
Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на: развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи; формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).
Задачи курса.
Вооружить обучающихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить обучающихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент. Развитие логического мышления обучающихся строения курса, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, “в картинках”. На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач. Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся.
Для построения и развития непрерывной образовательной траектории в МОБУ Лицей и углубленного изучения предметов технического и естественнонаучного профиля на II ступени обучения в 5 А, 5 Б за счет компонента образовательного учреждения в рамках экспериментальной площадки введены по 34 часа в год (1 ч. в неделю) предмет «Наглядная геометрия», в том числе 19 часов для изучения теории, 13 часов для проведения практических работ, 2 часа – на повторение материала.
Учебно-тематический план.
Тема | Кол-во часов | теория | практика | практическая работа |
1.Введение.Простейшие геометрические фигуры. Точки, прямые, отрезки. | 10 | 6 | 3 | 1 |
2. Окружность. Угол. | 10 | 5 | 3 | 2 |
3. Фигуры на плоскости. | 6 | 4 | 1 | 1 |
4.Прямоугольный параллелепипед. Куб. | 5 | 4 | | 1 |
Зачетная работа. | 3 | | 1 | 2 |
Содержание программы курса «Наглядная геометрия»
Раздел, тема | Содержание учебного материала | Требования к уровню подготовки обучающихся | Основные виды деятельности обучающихся | Виды и формы контроля |
Введение. Простейшие геометрические фигуры. Точки, прямые, отрезки | Простейшие геометрические фигуры. Исторические сведения. Точки. Прямые. Их обозначения. Плоскость. Взаимное расположение точек и прямых. Отрезок. Расстояние между двумя точками (длина отрезка). Свойства расстояния между точками. Луч. | Знать: понятия плоскости, прямой, отрезка, луча, их обозначение. Определение параллельных и перпендикулярных прямых, их свойства. Уметь: показывать предметы, дающие представление о плоскости, строить параллельные и перпендикулярные прямые. | Урок-лекция Комбинированный урок | Тестирование, практическая работа. |
Окружность Угол | Окружность и круг. Радиус окружности. Диаметр окружности. Угол. Виды углов. Измерение углов. Биссектриса угла. | Знать: понятия окружности, круга и их элементов; угла, виды углов. Уметь: чертить окружность, угол, биссектрису угла; измерять углы. | Урок-лекция Комбинированный урок | Тестирование, практическая работа. |
Фигуры на плоскости | Ломаные. Многоугольник. Треугольник. Построение треугольников. | Знать: понятие ломаной, многоугольника; треугольника. Уметь: чертить ломаную, треугольник. | Урок-лекция Комбинированный урок | Тестирование, практическая работа. |
Прямоугольный параллелепипед. Куб | Прямоугольный параллелепипед, элементы прямоугольного параллелепипеда. Куб, элементы куба. | Знать: определение прямоугольного параллелепипеда; элементы прямоугольного параллелепипеда; знать свойства куба. Уметь: составлять различные фигуры. | Урок-лекция Комбинированный урок | Тестирование, практическая работа |
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся.
осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов
усвоить первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах,
научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира
усвоить практические навыки использования геометрических инструментов
научиться решать простейшие задачи на построение, вычисление
уметь изображать фигуры.
Уровень обязательной подготовки определяется следующим образом:
распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, их частные виды, четырехугольники, окружность, ее элементы)
уметь изображать геометрические чертежи согласно условию задачи
овладеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур
уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин, применяя некоторые свойства фигур
владеть алгоритмами простейших задач на построение
овладеть основными приемами решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент
уметь определять геометрическое тело по рисунку, видеть свойства конкретного геометрического тела.
Литература и средства обучения:
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5 – 6 классы: пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.
Панчищина В.А., Гельфман Э.Г., Ксенева В.Н. и др. Математика: наглядная геометрия: учебное пособие для 5 – 6 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: 5 – 6 кл. – М.: Просвещение, 2009.
Смирнова Е.С. Курс наглядной геометрии: Методическая разработка для 5 кл.: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2009.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ ______________________________________________________ Амурская область, город Зея, улица Народная, д.21, г.Зея; телефон (416 58) 2 40 64
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙПРОГРАММЕ, утвержденной приказом МОБУ Лицей от 05.09.2013 № 159-од КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ базовый уровень 5 класс Автор: Богданова Анна Ивановна, учитель математики, МОБУ Лицей 2013 г. г. Зея |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебно-воспитательной
работе МОБУ Лицей
___________Т.Г.Решетникова
2013
Рассмотрена на заседании методического объединения учителей математики, физики, информатики
(протокол от 03.09.2013. № 1)
Руководитель МО __________ О.С. Капишова
Календарно-тематический план.
№ урока | Тема урока | Практика, контроль. | Дата проведения урока |
По плану | Фактическая |
| 1.Введение. Простейшие геометрические фигуры. Точки, прямые, отрезки (10 уроков) | | |
1 | Геометрия и геометрические фигуры. Исторические сведения | Комбинированный урок | 03.09.2013 | 03.09.2013 |
2 | Точки. Прямые. Их обозначения | Урок-лекция | 10.09.2013 | 10.09.2013 |
3 | Точки. Прямые. Их обозначения | Урок-практикум | 17.09.2013 | 17.09.2013 |
4 | Плоскость | Комбинированный урок | 24.09.2013 | 24.09.2013 |
5 | Взаимное расположение точек и прямых на плоскости. | Комбинированный урок | 01.10.2013 | Б 01.10.2013 А 02.10.2013 |
6 | Отрезок. Расстояние между двумя точками | Комбинированный урок самостоятельная работа | 08.10.2013 | Б 08.10.2013 А 15.10.2013 |
7 | Свойства расстояния между точками | Урок-лекция | 15.10.2013 | Б 15.10.2013 А 22.10.2013 |
8 | Свойства расстояния между точками | Урок-практикум | 22.10.2013 | Б 22.10.2013 А 01.11.2013 |
9 | Практическая работа № 1 | Урок-практикум | 29.10.2013 | |
| | | | |
10 | Луч | Урок-лекция | 12.11.2013 | 12.11.2013 |
| 2. Окружность. Угол (10 урока) | | |
11 | Окружность и круг | Комбинированный урок | 19.11.2013 | 19.11.2013 |
12 | Радиус окружности | Комбинированный урок самостоятельная работа | 26.11.2013 | 26.11.2013 |
13 | Диаметр окружности | Урок-лекция | 03.12.2013 | 03.12.2013 |
14 | Диаметр окружности | Урок-практикум | 10.12.2013 | 10.12.2013 |
15 | Угол. Виды углов | Комбинированный урок | 17.12.2013 | 17.12.2013 |
16 | Практическая работа № 2 | Урок-практикум | 24.12.2013 | 24.12.2013 |
| | | | |
17 | Измерение углов | Комбинированный урок | 14.01.2014 | 14.01.2014 |
18 | Биссектриса угла | Урок-лекция самостоятельная работа | 21.01.2014 | 21.01.2014 |
19 | Биссектриса угла | Урок-практикум | 28.01.2014 | 28.01.2014 |
20 | Практическая работа № 3 | Урок-практикум | 04.02.2014 | |
| 3. Фигуры на плоскости (6 урока) | | |
21 | Ломаная линия | Комбинированный урок | 11.02.2014 | 11.02.2014 |
22 | Замкнутая ломаная линия | Комбинированный урок | 18.02.2014 | 18.02.2014 |
23 | Многоугольник | Комбинированный урок самостоятельная работа | 25.02.2014 | 25.02.2014 |
24 | Треугольник | Урок-практикум | 04.03.2014 | 04.03.2014 |
25 | Виды треугольника. Построение треугольников | Комбинированный урок самостоятельная работа | 11.03.2014 | 11.03.2014 |
26 | Практическая работа № 4 | Урок-практикум | 18.03.2014 | 18.03.2014 |
| | | | |
| 4.Прямоугольный параллелепипед. Куб (5 урока) | | |
27 | Прямоугольный параллелепипед | Комбинированный урок | 01.04.2014 | 01.04.2014 |
28 | Элементы прямоугольного параллелепипеда | Комбинированный урок | 08.04.2014 | 08.04.2014 |
29 | Куб | Комбинированный урок самостоятельная работа | 15.04.2014 | 15.04.2014 |
30 | Элементы прямоугольного параллелепипеда и куба | Урок-практикум самостоятельная работа | 22.04.2014 | |
31 | Практическая работа № 5 | Урок-практикум | 29.04.2014 | |
| Повторение (3 урока) | | |
32 | Повторение | Урок обобщения, систематизации и корректировки знаний, умений, навыков | 06.05.2014 | |
33-34 | Зачетная работа | Урок-практикум | 13.05.2014 20.05.2014 | |