СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Перспективная начальная школа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа включает пояснительную записку,календарно-тематическое планирование , контрольно-измерительные материалы

Просмотр содержимого документа
«Кимы 3 класс мои (Восстановлен)»

Входной тест по окружающему миру 14.09

3 класс

«Перспективная начальная школа»

1 вариант

  1. Почему с космического корабля Земля кажется голубой?....................................................

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Какую форму имеет Земля?.....................................................................................................

  2. За сколько часов Земля совершает полный оборот вокруг своей оси?.................................

  3. Как называется звезда, которая всегда показывает направление на север?

……………………………………………………………………………………………………………….

  1. Подчеркни слова, которые называют объекты живой природы?

Опёнок, кукла, муравей, облако, дуб, река, снег, черепаха, ромашка, автомобиль.

  1. Подчеркни свойства воды.

Вода растворяет речной песок, чистая вода не имеет вкуса, вода имеет приятный запах, чистая вода бесцветна, вода растворяет соль.

  1. Какой газ при питании зелёный лист усваивает из воздуха?.......................................................

  2. Выбери и подчеркни названия деревьев.

Тополь, сосна, крыжовник, липа, тюльпан, сирень.

  1. Выбери и подчеркни названия травянистых растений.

Одуванчик, чёрная смородина, подорожник, берёза, земляника.

  1. Выбери и подчеркни названия лиственных растений.

Кедр, рябина, лиственница, черёмуха, дуб.

  1. Выбери и подчеркни названия культурных растений.

Огурец, крапива, рожь, картофель, дуб, чеснок, ландыш, свёкла.

  1. Как называется часть гриба, тонкие нити, которые тянутся от его ножки?

…………………………………………………………………………………………………………………………………………….

  1. Выбери и подчеркни названия несъедобных грибов.

Бледная поганка, сыроежка, маслёнок, подосиновик, желчный гриб, ложный опёнок,.

  1. Подчеркни названия животных, которые относятся к земноводным.

Крокодил, утка, тритон, дельфин, лягушка, комар, жаба.

  1. Подчеркни названия птиц.

Страус, летучая мышь, пингвин, сойка, пчела, толстолобик, поползень.

  1. Какой город славится на весь мир льняными кружевами?.......................................................

  2. Как называется основной закон России?......................................................................................

  3. Подчеркни действия человека, которые вредят здоровью.

Курение, зарядка, длительная игра на компьютере, правильное питание, постоянное слушание музыки, малоподвижность, занятия спортом, закаливание.

  1. Что свойственно только человеку? Подчеркни.

Бегать, прыгать, плавать. Изобретать средства передвижения.

Придумывать орудия труда. Засыпать на зиму.

Ловить мошек на лету. Писать письма, сочинять стихи.

  1. Кем ты приходишься дедушке? Подчеркни.

Сыном, дочерью, сестрой, внуком, братом, внучкой.









Входной тест по окружающему миру. 14.09

2 вариант

«Перспективная начальная школа»

  1. Как называется ближайшая к Земле звезда?..................................................................

  2. Как называется линия, которая делит глобус на два полушария?......................................

  3. Как называется естественный спутник Земли?......................................................................

  4. За сколько дней Земля совершает полный оборот вокруг Солнца?.....................................

  5. Подчеркни слова, которые называют объекты неживой природы.

Гора, подъёмный кран, шмель, клевер, озеро, тарелка, туча, снег, стекло, дом.

  1. Подчеркни свойства воздуха.

Воздух белого цвета, не имеет запаха, плохо проводит тепло, хорошо пропускает солнечные лучи, прозрачный.

  1. Какой газ поглощает растение при дыхании?.....................................................................

  2. Подчеркни названия кустарников.

Шиповник, дуб, ромашка, ландыш, крыжовник, липа, подберёзовик, сирень.

  1. Подчеркни названия травянистых растений.

Ландыш, крапива, берёза, ель, крыжовник, ромашка.

  1. Подчеркни названия хвойных растений.

Лиственница, можжевельник, тополь, черёмуха, кедр, яблоня.

  1. Подчеркни названия дикорастущих растений.

Пшеница, капуста, подорожник, василёк, липа, осока, просо.

  1. Подчеркни названия съедобных грибов.

Сатанинский гриб, ложная лисичка, рыжик, опёнок, подосиновик, желчный гриб, сыроежка.

  1. Как называется наземная часть грибов – шляпка и ножка?..................................................

  2. Подчеркни названия животных, которые относятся к пресмыкающимся.

Ящерица, божья коровка, кузнечик, черепаха, жаба, крокодил, кабан, змея.

  1. Подчеркни названия млекопитающих.

Гребенчатый тритон, муравей, налим, жаба, слон, мышь, ящерица, кошка, дятел.

  1. Какой населённый пункт славится искусством росписи металлических подносов?

…………………………………………………………………………………………………

  1. Перечисли государственные символы России.

………………………………………………………………………………………………………………………………………….

  1. Подчеркни действия человека, которые помогают сохранять здоровье.

Курение, зарядка, длительная игра на компьютере, правильное питание, постоянное слушание музыки, малоподвижность, занятия спортом, закаливание.

  1. Что свойственно только человеку? Подчеркни.

Ползать, плавать, прыгать. Изобретать средства передвижения.

Сочинять рассказы и стихи. Засыпать на зиму.

Ловить на лету мошек. Делать запасы на зиму.

  1. Кем ты приходишься бабушке? Подчеркни.

Дочерью, сыном, сестрой, братом, внуком, внучкой.



















Тест за1 четверть 19.10.2016 г.

1 вариант




1. Основные стороны горизонта – это:

а) восток и запад

б) север и юг

в) север, юг, восток, запад

2. Компас – это прибор, по которому:

а) можно определить стороны горизонта

б) ориентируются в звездном пространстве

в) определяют только направление на север

3. План местности – это…

а) картинное изображение местности

б) чертеж ее вида сверху, выполненный в условных знаках

в) рисунок ее вида по кругу.

4. Самые высокие места на Земле показаны на карте …

а) желтым цветом

б) зеленым цветом

в) темно-коричневым цветом

г) синим цветом

5. Линия горизонта - это…

а) линия, где небо, как - будто сходится с землёй

б) место, где находится край Земли

в) местность, которую мы видим вокруг себя

Обведи буквы правильных ответов.

6.Что учёные называют телами?

а) Все предметы, которые нас окружают.

б) Только живые существа.

в) Части живых организмов.

7. Какими бывают состояния веществ?

а) Острыми, гладкими, колючими.

б) Холодными, горячими, тёплыми.

в) Твёрдыми, жидкими, газообразными.

8. Какими свойствами обладают жидкости?

а) Сохраняют форму.

б) Летучи.

в) Текучи.

9. Почему становится невидимым кусочек сахара в горячем чае?

а) Молекулы сахара улетучились.

б) Его скрывает коричневый цвет чая.

в) Он растворяется на отдельные молекулы, а они невидимы.

10. Распредели перечисленные слова в три колонки.

Сахар, ураган, солонка, резина, дождь, мяч.


Тела

Вещества

Явления природы





1Oval 2Oval 3Oval 4Oval 5Oval 6Rectangle 8Rectangle 9Oval 10Oval 11Oval 12Oval 13Oval 14Oval 15Oval 16Oval 17Oval 18Oval 191.Какие состояния вещества здесь изображены?

Oval 7Oval 20Oval 21Oval 22Oval 23AutoShape 24AutoShape 25







12. Впиши слово. Частицы, из которых состоят вещества называются ………………………………………….. .

13. Впиши слово. То, из чего состоит тело, называется …………………………………………………. .





Тест за1 четверть 19.10.2016 г.


2 вариант

1. Основные стороны горизонта – это:

а) восток и запад

б) север и юг

в) север, юг, восток, запад

2. Компас – это прибор, по которому:

а) можно определить стороны горизонта

б) ориентируются в звездном пространстве

в) определяют только направление на север

3. План местности – это…

а) картинное изображение местности

б) чертеж ее вида сверху, выполненный в условных знаках

в) рисунок ее вида по кругу.

4. Самые высокие места на Земле показаны на карте …

а) желтым цветом

б) зеленым цветом

в) темно-коричневым цветом

г) синим цветом

5. Линия горизонта - это…

а) линия, где небо, как - будто сходится с землёй

б) место, где находится край Земли

в) местность, которую мы видим вокруг себя

Обведи буквы правильных ответов.


Обведи буквы правильных ответов.

6.Вещество – это, то …

а) Из чего состоят тела.

б) Что может изменять форму.

в) Что люди используют в пищу.

г) Из чего делают вещи.

7.Из чего состоят вещества?

А) Из разных материалов.

Б) Из молекул и атомов.

В) Из лёгких маленьких частиц.

8. Какими свойствами обладают твёрдые тела?

а) Сохраняют свою форму.

б) Летучи.

в) Текучи.

9.Почему видна состоящая из невидимых молекул крупинка соли?

а) Молекулы имеют белый цвет.

б) В крупинке соли несколько молекул, и они близко расположены друг к другу.

в) Крупинка соли содержит миллионы молекул, они близко расположены друг к другу, поэтому она становиться видимой.

10. Распредели перечисленные слова в три колонки.

Стол, соль, смерч, сахарница, древесина, туман.

Тела

Вещества

Явления природы







11. Какие состояния вещества здесь изображены?


Rectangle 27Rectangle 28Oval 29Oval 30Oval 31Oval 32Oval 33Oval 34Oval 35Oval 36Oval 37Oval 38Oval 39Oval 40Oval 41Oval 42Oval 43Oval 44Oval 45Oval 46Oval 47Oval 48Oval 49Oval 50Oval 51Oval 52Oval 53





AutoShape 54AutoShape 55


12.Впиши слово. Любой предмет учёные называют ……………………………………. .

13. Впиши слово. Молекулы состоят из ………………………………………. .







Тест за 2 четверть 21.12

3 класс

«Перспективная начальная школа»

1 вариант



1.Какие свойства воды ты знаешь? Напиши .…………………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Что происходит с водой при нагревании? ....................................................................................

3. Что происходит с водой при замерзании? Выбери правильный ответ.

А) Сжимается Б) Расширяется

4.Как называется прибор для измерения температуры? …………………………………………

5. При какой температуре закипает вода?..............................................

6.Что из перечисленного не относится к этапам круговорота воды в природе?

1)Выпадение осадков 3)Просачивание и сток воды

2)Образование облаков 4)Смена времён года

7.Что происходит с водяным паром, когда он поднимается в верхние слои воздуха?

1)Нагревается 2)Охлаждается 3)Не изменяется

8.В каком состоянии находится вода в облаке?

1) В жидком 2) В твёрдом 3)В газообразном

9. О каких облаках идёт речь? Образуются на высоте 1-7 км . Они похожи на ярко-белые клочки ваты. Быстро движутся по небу, постоянно меняют свою форму.

1)Перистые 2) Дождевые 3)Слоистые 4)Кучевые




2 вариант

  1. Перечисли свойства воды .…………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

  1. Что происходит с водой при охлаждении? ………………………………………………………………….

  2. Как называется пластинка с делениями на термометре? ………………………………………

  3. При какой температуре начинает замерзать вода?...............................

  4. Как называется ядовитая жидкость внутри термометра ...........................................

6..Укажите лишнее в этапах круговорота воды в природе.

1)Выпадение осадков 3)Просачивание и сток воды

2)Испарение и образование облаков 4)Смена дня и ночи

7.Одинаковая ли температура воздуха у поверхности земли и высоко над ней?

1)Одинаковая

2)У земной поверхности выше, чем в верхних слоях воздуха.

3)В верхних слоях воздуха выше, так как они ближе к Солнцу.

8.В каком состоянии находится вода в тумане?

1)В жидком 2)В твёрдом 3) В газообразном

9. О каких облаках идёт речь? Образуются при встрече тёплого и холодного воздуха. Образуются низко над землёй. Являются вестниками дождей и снегопадов.

1)Перистые 2) Дождевые 3)Слоистые 4)Кучевые


Проверочная работа за 3 четверть 15.03


Вариант 1

1. Выпишите названия растений и животных, которые принадлежат к одному природному сообществу.

 Назови каждое сообщество. Напиши определение любого из получившихся сообществ.


 Пчела, кукушка, берёза, лягушка, лиса, тимофеевка, белка, ель, тростник, окунь, рогоз, кузнечик,
 клевер, крот.

 

__________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________

 

 2. И в лесу, и в саду растут деревья. Чем лес отличается от сада?

 

__________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________

 

3. Приведи пример пищевой цепочки леса.

__________________________________________________________________________________________

 

 4. Чем луг и поле похожи, а чем отличаются. Заполни таблицу.

 

сходство

различие










5. Составь пищевую цепочку сообщества «Поле» или сообщества «Луг». Обозначь сообщество:

__________________________________________________________________________________________

 





6. Перечисли горные магматические породы:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Какие осадочные породы ты знаешь?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


8. Из чего состоит любая горная порода? _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


9. Какие три минерала содержатся в граните? _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________


10 Из какого минерала сделан стержень у карандаша? _______________________________________________________________________ ________________________________________________


_____

Вариант 2

1. Выпишите названия растений и животных, которые принадлежат к одному природному сообществу.

  Назови каждое сообщество. Напиши определение любого из получившихся сообществ.


  Пчела, кукушка, берёза, лягушка, лиса, тимофеевка, белка, ель, тростник, окунь, рогоз, кузнечик,
  клевер, крот.

 

__________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________

 

  2. И в лесу, и в саду растут деревья. Чем лес отличается от сада?

 

__________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________

 

3. Приведи пример пищевой цепочки леса.


_____________________________________________________________________________________

4. Чем луг и поле похожи, а чем отличаются. Заполни таблицу.

 

сходство

различие










5. Составь пищевую цепочку сообщества «Поле» или сообщества «Луг». Обозначь сообщество:

__________________________________________________________________________________________





 


6. Из чего состоит твёрдая оболочка Земли? _______________________________________________________________________


7 . Из чего образуется торф? ______________________________________________________________________


8. Из чего сделан мел?___________________________________________________


9. Какой минерал имеет самую высокую твёрдость?________________________


. 10. Почему в скалах образуются трещины ? ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ __________________________________________________________________





Проверочная работа за 4 четверть 17.05

« Человек и природа»15.03

1. Если в квартире возник пожар, необходимо:

А) звонить по телефону 01;

Б) звонить по телефону 04;

В) ждать, когда он сам погаснет.

2. Дорожные знаки в виде круга с красной каймой:

А) предписывающие;

Б)предупреждающие;
В) запрещающие.

3. Какой газ необходим для дыхания?

А) азот;

Б) кислород;

В) углекислый газ.

4. Сведения о редких растениях и животных занесены:

А) в Почётную книгу;

Б) в Красную книгу.

5. Какая из цепей питания указана правильно?

А) дерево дятел жук-короед;

Б) гусеница растение птица;

В) рожь мышь змея орёл.

6. Шахты строят для добычи:

А) каменного угля;

Б) нефти;

В) глины.

7. Для разведения рыб служит:

А) ферма;

Б) прудовое хозяйство;

В) пасека.

8. Тепловая электростанция сокращенно называется:

А) АЭС;

Б)ГЭС;
В) ТЭС.

9. Деньги, которые выплачивают рабочим на предприятиях, - это:

А) стипендия;

Б) зарплата;

В) пенсия.

10. Ярослав Мудрый основал город:

А)Ярославль;
Б)Кострому;
В) Сергиев Посад.

11. Морскую границу с нашей страной имеют:

А)Норвегия и Исландия;
Б)Монголия и Северная Корея;
В) США и Япония.

12. Эйфелева башня, Версаль, собор Парижской Богоматери находятся:

А) в Италии;

Б) во Франции;

В) в Великобритании.








Итоговый тест по окружающему миру. 02.05

1 вариант 3кл


Ф.И.__________________________________


1.Какие вещества входят в состав воздуха?

1) водород, медь, цинк

2) хлор, фтор, йод

3) кислород, азот, углекислый газ


2.Какая из цепей питания указана правильно?

1) сосна – дятел – жук-короед

2) слизни – капуста – жаба

3) рожь – мышь – змеи – орлы


3.Как называется линия, которая делит земной шар на два полушария:

а) параллели б) экватор в) меридианы


4.Какое слово пропущено: яйцо – личинка - … - бабочка?

1) куколка 2) икринка 3) птенец


5.Уменьшенная модель земного шара:

а) карта б) компас в) глобус


6.Прибор для определения сторон горизонта называется

а) термометрб) компасв) барометр


7.Большие участки суши, окруженные со всех сторон океанами:

а) материки б) равнины в) горы


8.Вода в природе может находиться:

а) в двух состояниях

б) в трёх состояниях

в) в четырёх состояниях


9.Солнце – это:

а) планета б) звезда в) спутник


10.Показатели погоды - это -...

а) годовое количество осадков

б) температура воздуха, направление ветра, осадки

в) среднегодовая температура воздуха.


11.Какова главная заслуга леса?

а) много зелени,

б) сохраняет воду,

в) снабжение кислородом.


12.Переход воды из жидкого состояния в водяной пар-это:

1) нагревание 3) замерзание

2) испарение 4) охлаждение

13. Почва- это . . .

а) верхний плодородный слой земли,

б) недра земли

в) перегной, песок и глина

Итоговый тест по окружающему миру. 02.05

2 вариант 3 класс


Ф.И.__________________________________


1. Какое слово пропущено: икринка - … - взрослая рыба?

1) личинка 2) головастик 3) малёк


2.Уменьшенная модель земного шара:

а) карта б) компас в) глобус


3.Какие вещества входят в состав воздуха?

1) водород, медь, цинк

2) хлор, фтор, йод

3) кислород, азот, углекислый газ


4.Как называется линия, которая делит земной шар на два полушария:

а) параллели б) экватор в) меридианы


5.Вода в природе может находиться:

а) в двух состояниях

б) в трёх состояниях

в) в четырёх состояниях


6.Большие участки суши, окруженные со всех сторон океанами:

а) материки б) равнины в) горы


7.Какая из цепей питания указана правильно?

1) сосна – дятел – жук-короед

2) слизни – капуста – жаба

3) рожь – мышь – змеи – орлы


8. Прибор для определения сторон горизонта называется:

а) термометрб) компасв)барометр


9.Показатели погоды - это -...

а) годовое количество осадков

б) температура воздуха, направление ветра, осадки,

в) среднегодовая температура воздуха.


10.Почва- это . . .

а) верхний плодородный слой земли,

б) недра земли

в) перегной, песок и глина


11.Переход воды из жидкого состояния в водяной пар-это:

1) нагревание 3) замерзание

2) испарение 4) охлаждение


12.Какова главная заслуга леса?

а) много зелени,

б) сохраняет воду,

в) снабжение кислородом

13.Солнце – это:

а) планета б) звезда в) спутник







Просмотр содержимого документа
«контрол»



1 вариант

1.Что из перечисленного не относится к этапам круговорота воды в природе?

1)Выпадение осадков 3)Просачивание и сток воды

2)Образование облаков 4)Смена времён года


2.Что происходит с водяным паром, когда он поднимается в верхние слои воздуха?


1)Нагревается 2)Охлаждается 3)Не изменяется


3.В каком состоянии находится вода в облаке?


1) В жидком 2) В твёрдом 3)В газообразном


4. О каких облаках идёт речь? Образуются на высоте 1-7 км . Они похожи на ярко-белые клочки ваты. Быстро движутся по небу, постоянно меняют свою форму.


1)Перистые 2) Дождевые 3)Слоистые 4)Куче











2 вариант

1.Укажите лишнее в этапах круговорота воды в природе.

1)Выпадение осадков 3)Просачивание и сток воды

2)Испарение и образование облаков 4)Смена дня и ночи


2.Одинаковая ли температура воздуха у поверхности земли и высоко над ней?


1)Одинаковая

2)У земной поверхности выше, чем в верхних слоях воздуха.

3)В верхних слоях воздуха выше, так как они ближе к Солнцу.


3.В каком состоянии находится вода в тумане?


1)В жидком 2)В твёрдом 3) В газообразном


4. О каких облаках идёт речь? Образуются при встрече тёплого и холодного воздуха. Образуются низко над землёй. Являются вестниками дождей и снегопадов.


1)Перистые 2) Дождевые 3)Слоистые 4)Кучевые


Просмотр содержимого документа
«17мая»

1 вариант 3кл


Ф.И.__________________________________


1.Какие вещества входят в состав воздуха?

1) водород, медь, цинк

2) хлор, фтор, йод

3) кислород, азот, углекислый газ


2.Какая из цепей питания указана правильно?

1) сосна – дятел – жук-короед

2) слизни – капуста – жаба

3) рожь – мышь – змеи – орлы


3.Как называется линия, которая делит земной шар на два полушария:

а) параллели б) экватор в) меридианы


4.Какое слово пропущено: яйцо – личинка - … - бабочка?

1) куколка 2) икринка 3) птенец


5.Уменьшенная модель земного шара:

а) карта б) компас в) глобус


6.Прибор для определения сторон горизонта называется

а) термометр б) компас в) барометр


7.Большие участки суши, окруженные со всех сторон океанами:

а) материки б) равнины в) горы


8.Вода в природе может находиться:

а) в двух состояниях

б) в трёх состояниях

в) в четырёх состояниях


9.Солнце – это:

а) планета б) звезда в) спутник


10.Кто основал Санкт –Петербург?

______________________________________________

11.Какова главная заслуга леса?

а) много зелени,

б) сохраняет воду,

в) снабжение кислородом.


12. Фреска –это _________________________________________________________________



13. Почва- это . . .

а) верхний плодородный слой земли,

б) недра земли

в) перегной, песок и глина






2 вариант 3 класс


Ф.И.__________________________________


1. Какое слово пропущено: икринка - … - взрослая рыба?

1) личинка 2) головастик 3) малёк


2.Уменьшенная модель земного шара:

а) карта б) компас в) глобус


3.Какие вещества входят в состав воздуха?

1) водород, медь, цинк

2) хлор, фтор, йод

3) кислород, азот, углекислый газ


4.Как называется линия, которая делит земной шар на два полушария:

а) параллели б) экватор в) меридианы


5.Вода в природе может находиться:

а) в двух состояниях

б) в трёх состояниях

в) в четырёх состояниях


6.Большие участки суши, окруженные со всех сторон океанами:

а) материки б) равнины в) горы


7.Какая из цепей питания указана правильно?

1) сосна – дятел – жук-короед

2) слизни – капуста – жаба

3) рожь – мышь – змеи – орлы


8. Прибор для определения сторон горизонта называется:

а) термометр б) компас в)барометр


9.Кто основал монастырь Троице-Сергиеву Лавру?

___________________________________________________


10.Почва- это . . .

а) верхний плодородный слой земли,

б) недра земли

в) перегной, песок и глина


11. «Сысой», «Лебедь», «Баран» - что это?___________________________


12.Какова главная заслуга леса?

а) много зелени,

б) сохраняет воду,

в) снабжение кислородом


13.Солнце – это:

а) планета б) звезда в) спутник





Просмотр содержимого документа
«Кимы окружающий мир»



ТЕСТ « О ЧЕМ РАССКАЗАЛА КАРТА»27.10.15

1. Основные стороны горизонта – это:

А) восток и запад

Б) север и юг

В) север, юг, восток, запад

2. Компас – это прибор, по которому:

А) можно определить стороны горизонта

Б) ориентируются в звездном пространстве

В) определяют только направление на север

3. План местности – это…

А) картинное изображение местности

Б) чертеж ее вида сверху, выполненный в условных знаках

В) рисунок ее вида по кругу.

4. Самые высокие места на Земле показаны на карте …

А) желтым цветом

Б) зеленым цветом

В) темно-коричневым цветом

Г) синим цветом

5. Линия горизонта - это…

А) линия, где небо, как - будто сходится с землёй

Б) место, где находится край Земли

В) местность, которую мы видим вокруг себя

6.Основной частью компаса является ______________________

7. Ваша семья пошла в лес, расположенный к северу от села. В каком направлении вы будете возвращаться домой? __________

8. Приведи сведения, которые могут помочь тебе определить направления по сторонам горизонта в лесу, если ты не взял с собой компас:

__________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________






















Тест по теме «Круговорот воды в природе. »15.12.15

3 класс

«Перспективная начальная школа»

1 вариант

1.Что из перечисленного не относится к этапам круговорота воды в природе?

1)Выпадение осадков 3)Просачивание и сток воды

2)Образование облаков 4)Смена времён года

2.Что происходит с водяным паром, когда он поднимается в верхние слои воздуха?

1)Нагревается 2)Охлаждается 3)Не изменяется

3.В каком состоянии находится вода в облаке?

1) В жидком 2) В твёрдом 3)В газообразном

4. О каких облаках идёт речь? Образуются на высоте 1-7 км . Они похожи на ярко-белые клочки ваты. Быстро движутся по небу, постоянно меняют свою форму.

1)Перистые 2) Дождевые 3)Слоистые 4)Куче


2 вариант

1.Укажите лишнее в этапах круговорота воды в природе.

1)Выпадение осадков 3)Просачивание и сток воды

2)Испарение и образование облаков 4)Смена дня и ночи

2.Одинаковая ли температура воздуха у поверхности земли и высоко над ней?

1)Одинаковая

2)У земной поверхности выше, чем в верхних слоях воздуха.

3)В верхних слоях воздуха выше, так как они ближе к Солнцу.

3.В каком состоянии находится вода в тумане?

1)В жидком 2)В твёрдом 3) В газообразном

4. О каких облаках идёт речь? Образуются при встрече тёплого и холодного воздуха. Образуются низко над землёй. Являются вестниками дождей и снегопадов.

1)Перистые 2) Дождевые 3)Слоистые 4)Кучевые

























Проверочная работа « Человек и природа»15.03

1. Если в квартире возник пожар, необходимо:

А) звонить по телефону 01;

Б) звонить по телефону 04;

В) ждать, когда он сам погаснет.

2. Дорожные знаки в виде круга с красной каймой:

А) предписывающие;

Б)предупреждающие;
В) запрещающие.

3. Какой газ необходим для дыхания?

А) азот;

Б) кислород;

В) углекислый газ.

4. Сведения о редких растениях и животных занесены:

А) в Почётную книгу;

Б) в Красную книгу.

5. Какая из цепей питания указана правильно?

А) дерево дятел жук-короед;

Б) гусеница растение птица;

В) рожь мышь змея орёл.

6. Шахты строят для добычи:

А) каменного угля;

Б) нефти;

В) глины.

7. Для разведения рыб служит:

А) ферма;

Б) прудовое хозяйство;

В) пасека.

8. Тепловая электростанция сокращенно называется:

А) АЭС;

Б)ГЭС;
В) ТЭС.

9. Деньги, которые выплачивают рабочим на предприятиях, - это:

А) стипендия;

Б) зарплата;

В) пенсия.

10. Ярослав Мудрый основал город:

А)Ярославль;
Б)Кострому;
В) Сергиев Посад.

11. Морскую границу с нашей страной имеют:

А)Норвегия и Исландия;
Б)Монголия и Северная Корея;
В) США и Япония.

12. Эйфелева башня, Версаль, собор Парижской Богоматери находятся:

А) в Италии;

Б) во Франции;

В) в Великобритании.








Итоговый тест по окружающему миру. 17.05

1 вариант 3кл


Ф.И.__________________________________


1.Какие вещества входят в состав воздуха?

1) водород, медь, цинк

2) хлор, фтор, йод

3) кислород, азот, углекислый газ


2.Какая из цепей питания указана правильно?

1) сосна – дятел – жук-короед

2) слизни – капуста – жаба

3) рожь – мышь – змеи – орлы


3.Как называется линия, которая делит земной шар на два полушария:

а) параллели б) экватор в) меридианы


4.Какое слово пропущено: яйцо – личинка - … - бабочка?

1) куколка 2) икринка 3) птенец


5.Уменьшенная модель земного шара:

а) карта б) компас в) глобус


6.Прибор для определения сторон горизонта называется

а) термометрб) компасв) барометр


7.Большие участки суши, окруженные со всех сторон океанами:

а) материки б) равнины в) горы


8.Вода в природе может находиться:

а) в двух состояниях

б) в трёх состояниях

в) в четырёх состояниях


9.Солнце – это:

а) планета б) звезда в) спутник


10.Показатели погоды - это -...

а) годовое количество осадков

б) температура воздуха, направление ветра, осадки

в) среднегодовая температура воздуха.


11.Какова главная заслуга леса?

а) много зелени,

б) сохраняет воду,

в) снабжение кислородом.


12.Переход воды из жидкого состояния в водяной пар-это:

1) нагревание 3) замерзание

2) испарение 4) охлаждение

13. Почва- это . . .

а) верхний плодородный слой земли,

б) недра земли

в) перегной, песок и глина

Итоговый тест по окружающему миру. 17.05

2 вариант 3 класс


Ф.И.__________________________________


1. Какое слово пропущено: икринка - … - взрослая рыба?

1) личинка 2) головастик 3) малёк


2.Уменьшенная модель земного шара:

а) карта б) компас в) глобус


3.Какие вещества входят в состав воздуха?

1) водород, медь, цинк

2) хлор, фтор, йод

3) кислород, азот, углекислый газ


4.Как называется линия, которая делит земной шар на два полушария:

а) параллели б) экватор в) меридианы


5.Вода в природе может находиться:

а) в двух состояниях

б) в трёх состояниях

в) в четырёх состояниях


6.Большие участки суши, окруженные со всех сторон океанами:

а) материки б) равнины в) горы


7.Какая из цепей питания указана правильно?

1) сосна – дятел – жук-короед

2) слизни – капуста – жаба

3) рожь – мышь – змеи – орлы


8. Прибор для определения сторон горизонта называется:

а) термометрб) компасв)барометр


9.Показатели погоды - это -...

а) годовое количество осадков

б) температура воздуха, направление ветра, осадки,

в) среднегодовая температура воздуха.


10.Почва- это . . .

а) верхний плодородный слой земли,

б) недра земли

в) перегной, песок и глина


11.Переход воды из жидкого состояния в водяной пар-это:

1) нагревание 3) замерзание

2) испарение 4) охлаждение


12.Какова главная заслуга леса?

а) много зелени,

б) сохраняет воду,

в) снабжение кислородом

13.Солнце – это:

а) планета б) звезда в) спутник


Просмотр содержимого документа
«пояснительная записка»

347450 Ростовская область, Зимовниковский район, улица Школьная №10 телефон (886376) 3-56-49

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Северная казачья средняя общеобразовательная школа №13

«Утверждаю»

Приказ от 31.08.16 120

Директор __________

Сивокобыльской Н.В.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По окружающему миру

Уровень общего образования (класс) начальное общее образование 3класс



Количество часов 68 (2 часа в неделю)


Учитель Ширина Марина Борисовна


Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Перспективная начальная школа» по окружающему миру О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов Академкнига 2012
















х. Гашун











Пояснительная записка.

Реализация рабочей программы по окружающему миру обеспечивается следующими нормативно - правовыми документами:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.

2.Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» ( с изменениями - приказы от 26.11.10 № 1241, от 22.09.11 № 2357, от 18.12.12 №1060, от 29.12. 14 № 1643)

3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

а) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №38 от 26.012016 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

4.Примерная программа начального общего образования ФГОС второго поколения. Предмет «Окружающий мир». Составитель Е.С. Савинов Москва. Издательство «Просвещение» 2015 год.

5. Программа четырехлетней начальной школы «Перспективная начальная школа» составитель Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Предмет окружающий мир Москва Акдемкнига\учебник 2012 год

6. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Северная КСОШ №13 на 2016-2017 учебный год от 31.08.2016 №120

7. Учебный план МБОУ Северная КСОШ№13 на 2016-2017 учебный год №120 от 31.08.2016 год


Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личност­ных, познавательных коммуникативных, регулятивных).

Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования:

сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта (опыта городской жизни - с развитой ин­фраструктурой, с разнообразными источниками информации);

последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализиро­вать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений - работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;

изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах его

познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;

воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоро­вому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в приро­де, быту, обществе

Общая характеристика учебного предмета.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.

С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.

Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и программой по окружающему миру предмет  «Окружающий мир» изучается в 3 классе по 2 часа в неделю. Общий объём учебного времени в год 68 часов. План МБОУ Северной КСОШ №13 на 2016-2017 учебный год предусматривает на изучение предмета « Окружающий мир »2 часа в неделю, 68 часов в год.

В связи с тем, что в школьном расписании урок Окружающий мир стоит по вторникам и средам , 08.03.2017 и 09.05 2017 является государственными праздниками и объявлены выходными днями. То фактически на изучение предмета Окружающий мир отводится 66 часов. Учебный материал будет изучен в результате уплотнения темы «Путешествие в прошлое»




Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты 

Включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



Метапредметные результаты

включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.


Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты,

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
1) -понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

-сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

-осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

-освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

Содержание учебного предмета.

Человек и природа

Общие представления о форме и размерах Земли. Глобус_ модель земного шара. Параллели и меридианы. Нулевой меридиан. Экватор. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Карта полушарий (Южное и Северное, Западное и Восточное). Физическая карта России. Контурная карта. Материки и океан на глобусе и на карте полушарий. Реки и озера.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общие представления, условные обозначения равнин и гор на карте). Образование оврагов. Меры предупреждения и борьбы с оврагами. Самые крупные равнины и на территории России (Юго-Восточная и Западно – Сибирская равнины). Особенности поверхности и родного края (краткая характеристика на основе наблюдений и собеседования с взрослыми). Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас.

Вещества, тела, частицы. Вещество - это то, из чего состоят все природные объекты (то, что нас окружает, но не создано человеком) и предметы (это то, что создано человеком). Природные тела (тела живой природы) - человек, животные, грибы, растения, микробы. Небесные или космические тела (звезды, планеты, метеориты ) искусственные тела - предметы. Молекулы и атомы - мельчайшие частицы, из которых состоят вещества.

Разнообразие веществ. Примеры веществ: вода, сахар, соль. Природный газ и др. твердые вещества, жидкости и газы. Три состояния воды - твердое, жидкое,








газообразное. Свойства воды в жидком, твердом и газообразном состояниях. Вода - растворитель. Растворы в природе. Почему воду надо беречь.

Термометр и его устройство. Измерение температуры воды с помощью термометра.

Круговорот воды в природе.

Воздух - это смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха. Значение воздуха для человека, животных, растений.

Погода и ее составляющие: движение воздуха- ветер, температура воздуха, туман, облака (форма облаков и их высота над поверхностью Земли), осадки, роса, иней. Измерение температуры воздуха. Приборы, определение направление ветра (флюгер) и силу ветра (анемометр). Приметы, позволяющие приблизительно определить силу ветра (слабый, умеренный, сильный, ураган). Наблюдения за погодой своего края. Дневник наблюдений за погодой. Условные знаки для ведения «Дневника наблюдений за погодой».

Горные породы: магматические, осадочные. Разрушение горных пород. Полезные ископаемые (твердые, жидкие, газообразные). Условные обозначения полезных ископаемых на карте. Искусственные материалы из каменного угля и нефти. Свойства полезных ископаемых (известняк, мрамор, глина, песок). Бережное отношение людей к расходованию полезных ископаемых.

Почва. Образование почвы и ее состав. Значение почвы для живых организмов. Цепи питания. Значение почвы в хозяйственной жизни человека.

Природные сообщества. Лес, луг, водоем, болото- единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Человек и природные сообщества. Значение лесов. Безопасное поведение в лесу.

Луг и человек. Надо ли охранять болото? Дары рек и озер. Безопасное поведение у водоема. Человек - защитник природы. Природа будет жить (размножение животных). Взаимосвязь в природном сообществе (например, клевер – шмели- мыши-кошки). Природные сообщества родного края (два- три примера). Посильное участие в охране природы родного края.


Человек и общество

Права и обязанности человека по охране природы и окружающей среды (статья Конституции российской Федерации: гражданин обязан защищать природу и окружающую среду). Право человека на благоприятную среду (статья 42 Конституции). Российские заповедники. Растения и животные Красной книги России (условные обозначения Красной книги России, изображение животных Красной книги России на юбилейных серебряных и золотых монетах).

Лента времени. Последовательность смены времен года. Лента времени одного года: зима (декабрь, январь, февраль)- весна (март, апрель, май)- лето (июнь, июль, август)- осень (сентябрь, октябрь, ноябрь). Век - отрезок времени в 100 лет. Лента времени истории строительства Московского Кремля (XII век - деревянный, XIV век - белокаменный, XV век - из красного кирпича). Имена великих князей, связанных с историей строительства Московского Кремля.

Города России. Города «Золотого кольца». Имена великих князей - основателей городов (Ярослав Мудрый - Ярославль, Юрий Долгорукий - Кострома, Переславль - Залесский). Основные достопримечательности городов «Золотого кольца» (храмы XVI -XVII вв., Троице- Сергиева лавра (монастырь) в Сергиеве Посаде- XIV в., музей «Ботик» в Переславле - Залесском; фрески Гурия Никитина и Силы Савина в Ярославле и Костроме- XVII в.; «Золотые ворота», фрески Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире- XII в.).

ГородСанкт - Петербург. План – карта Санкт-Петербурга (XVIII в.). строительство города. Санкт- Петербург - морской и речной порт. Герб города. Достопримечательности города: Петровская (Сенатская) площадь, памятник Петру I «Медный всадник». Петропавловская крепость (Петровские ворота, Петропавловский собор). Адмиралтейство. Городской остров (домик Петра). Летний сад. Зимний дворец. Эрмитаж.

Правила безопасного поведения

Правила поведения в быту с водой, электричеством, газом. Соблюдение правил техники безопасности при проведении опытов со стеклянным термометром.

Повышение температуры тела как один из серьезных поводов обратиться за помощью (советом) к взрослым.

Соблюдение правил безопасного поведения на дороге при гололеде

( учет дополнительного времени, походка, положение рук и школьного рюкзака, дополнительная опасность при переходе дороги на «зебре»).

Быстрая помощь человеку, на котором тлеет (загорелась) одежда.

Правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, и местах торфяных разработок. Правила безопасного поведения у водоемов весной (ледоход), летом (купание, переправа через водные пространства).

Правила безопасного поведения при обнаружении следов Великой Отечественной войны (заржавевшие патроны, гранаты, мины). Телефон службы спасения МЧС.


Тематическое планирование.


Раздел программы

Характеристики основных видов деятельности ученика

1

Человек и природа

характеризовать глобус, карту и план и их условные обозначения; находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;

определять объекты на географической карте с помощью условных знаков; сравнивать и различать формы земной поверхности;

моделировать формы земной поверхности из глины и пластилина;

проводить групповые наблюдения во время экскурсии «формы земной

поверхности и водоемы»;

называть сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море,

озеро, пруд, болото);

находить на географической карте разные водоемы и определять их

название;

характеризовать формы земной поверхности;

ориентироваться на местности при помощи компаса;

приводить примеры веществ;

сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;

исследовать свойства воды в ее трех агрегатных состояниях;

исследовать в группах свойства воздуха;

сравнивать свойства воды и воздуха;

извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника,

хрестоматии и других дополнительных источников;

характеризовать круговорот воды в природе;

исследовать в группах свойства полезных ископаемых;

различать изученные полезные ископаемые;

характеризовать природные сообщества;

опытным путем выявить условия необходимые для жизни растений;

определить характер взаимоотношений человека и природы, находить

примеры влияния человека на природу;

помнить необходимость соблюдения правил поведения в лесу, на лугу и в поле;



2


Человек и общество

описывать достопримечательности Московского Кремля;

различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические

события с датами;

находить место изучаемого события на ленте времени;

находить на карте города «Золотого кольца» и Санкт –Петербург;

искать необходимую информацию из книг и других источников;

соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами

правления великих князей;

находить на ленте времени место изученного исторического события; проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны,

связанные с охраной природы;

использовать дополнительные источники информации.


3

Правила безопасного поведения.

понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в лесу,

у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные

пространства;

понимать необходимость соблюдать правила безопасности в гололед;

пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования

своего самочувствия при простуде.

пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования

своего самочувствия при простуде; соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время

купания летом, при переправе через водные пространства;

соблюдать правила безопасности в гололед;

сознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение.




Система оценки планируемых результатов.

Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.






















Календарно –тематическое планирование по окружающему миру

п/п

Тема (раздел)

Возможные виды деятельности,

формы кон­троля

Домашнее

задание

Дата



1

Наш мир знакомый и загадочный

ч.1 с.5-6

коллективная


ч.1: с.5-6

06.09


2

Изображение Земли на

глобусе и карте-4час

Глобус - модель земного шара

ч.1: с.7-11

хр. с.7-11


коллективная,

работа в паре

Ч.1.с.7-11

Хр.с.7-11

07.09


3

Материки и океаны на глобусе

ч.1: с.12-14

Т1: с. 3-4

коллективная,

индивидуальная

ч.1: с.12-14

Т 1: с. 3-4

Хр.

С. 12-15


13.09


4

Формы поверхности Земли.

ч.1: с.15-18

Т 1: с. 5

Входная контрольная работа

коллективная,



тест

ч.1: с.15-18

Т1: с. 5

14.09


5

О чем рассказала гео­графическая карта-7часов

Географическая карта

тест

ч.1: с. 19-24

Т 1: с. 6-7

работа с картой, работа в паре

ч.1: с. 19-24

хр.с. 17-20

20.09


6

Учимся читать карту

ч.1: с.25-27

Т 1: с. 8-9

работа с картой

ч.1: с.25-27

хр.с. 21-24

21.09


7

План местности

ч.1: с.28-30

Т 1: с.10

коллективная, работа в паре

ч.1: с.28-30


27.09


8

Холмы и овраги

ч.1: с.31-34

Т 1: с.11-12

чтение по це­почке

Хр.с.25-

27

28.09


9

Стороны горизонта

ч.1: с.35-37

Т 1: с.13-15

коллективная, индивидуальная

Хр.с.28-

30

04.10


10

Ориентирование на мест­ности. Компас

.1: с.38-43

Т 1: с.16-17

работа в паре, практическая работа

Хр.с. 31-32

05.10


11

Изображение Земли на глобусе и карте. Ориенти­рование на местности

работа в группе

ч.1: с.42

11.10


12

Из чего все на свете-4 часа

Тела, вещества, частицы

ч.1: с.43-48

Т 1: с.18-20

работа в паре, практическая работа

Хр. С. 33-35

12.10


13

Твердые вещества, жидко­сти и газы

ч.1: с.49-52

Т 1: с.21

практическая работа

Хр. С. 36-38

18.10



14

Контрольная работа за 1 четверть

тест

Хр. С. 36-38

19.10


15

Вода - необыкновенное вещество

ч.1: с.53-56

Т 1: с.22

практическая работа

Хр .с . 39-40

25.10


16

Вода и ее свойства-5 часов

Первое заседание клуба

Свойства воды в жидком состоянии

ч.1: с.57-62

Т 1: с.23

работа в группе,

практическая

работа

Хр. 41-44

26.10


17

Термометр и его устрой­ство. Тест

ч.1: с.63-67

Т 1: с.24-25


работа в паре, практическая работа


ч.1: с.63-67

Т 1: с.24-25



08.11






18

Второе заседание клуба

Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)

ч.1: с.68-71

Т1: с.26

работа в группе,

практическая

работа

ч.1: с.68-71

Т 1: с.26

09.11


19-20

Свойства воды в газооб­разном состоянии

ч.1: с.72-75

Т 1: с.27

Тестовая работа по теме

« Вода и ее свойства»



Коллективная индивидуальная

ч.1: с.72-75

Т 1: с.27


15.11

16.11


21

Чудесные превращения воды 7часов

Круговорот воды в природе

коллективная,

работа в паре

ч.1: с.76-80

Т1: с.28

22.11


22

Туман и облака

ч.1: с.81-84

Т1: с.29

коллективная,

работа в паре

ч.1: с.81-84

Т1: с.29

23.11


23

Осадки

ч.1: с.81-84

Т1: с.29

коллективная, индивидуальная

Хр.с.54-58

29.11


24

Третье заседание клуба

Вода – растворитель

ч.1: с.85-87

Т1: с.30

работа в группе,

практическая

работа

Хр.с.59-60

30.11


25

Растворы в природе

ч.1: с.88-90

Т1: с.31-33

практическая работа

ч.1: с.88-90


06.12


26-27

Почему воду надо беречь?

ч.1: с.91-95

Т1: с.34-35

Родники Ростовской области

Тестовая работа по теме

« Круговорот воды в природе»

работа в паре





тест

ч.1: с.91-95


07.12

13.12


28

Воздух и его свойства


Океан, которого нет на карте и глобусе

ч.1: с.96-99

Т1: с.36


практическая работа

Хр.с. 61-64

14.12


29

Воздух - это смесь газов

тест

ч.1: с.100-102

Т1: с.37-38

практическая работа

Хр.с. 65-68

20.12


30

Контрольная работа за 2 четверть

индивидуальная

Хр.с. 65-68

21.12


31

Четвертое заседание клу­ба

Свойства воздуха

ч.1: с.103-110

Т1: с.39-40

работа в группе, индивидуаль­ная, практиче­ская работа

ч.1: с.103-110


27.12


32

Движение воздуха-4часа

Температура воздуха

ч.1: с.111-114

Т1: с.41

коллективная, работа в паре

Хр.с. 69-72

28.12



33

Ветер

ч.1: с.115-119

Т1: с.42

коллективная, индивидуальная

Хр. С. 73-75

17.01


34

Что такое погода?

ч.1: с.120-122

Т1: с.43-33

работа в паре, индивидуальная

Хр.с. 76

18.01


35

Урок-соревнование

Заключительный урок по теме: «Вода и воздух»

работа в группе


24.01


36

Тайны недр земли- 7 часов

Горные породы

ч.2: с.5-8

Т2: с.2-3

коллективная, индивидуальная

Хр. С. 77-79

25.01


37

Разрушение горных пород.тест

ч.2: с.9-11

Т2: с.2-3

практическая работа, индивидуальная

Хр.с.80-82

31.01


38

Что такое минералы?

Ч. 2. С. 12-15

групповая

Хр.с. 83-84

01.02


39

Полезные ископаемые

ч.2: с.16-21

Т 2: с.5

Полезные ископаемые Ростовской области.


работа в паре, индивидуальная

ч.2: с.16-21


07.02


40-41

Пятое заседание клуба Свойства полезных ископаемых

ч.2: с.22-25

Т 2: с.6-7

практическая работа, групповая

ч.2: с.22-25

08.02

14.02


42

Почему надо беречь полез­ные ископаемые

ч.2: с.26-30

Т 2: с.8-9

коллективная, индивидуальная

ч.2:с.26-30

вопросы

15.02


43

Почва - 3часа

Как образуется почва

ч.2: с.31-34

Т 2: с. 10-11

работа в паре

ч.2: с.31-34 вопросы

21.02


44

Шестое заседание клуба

Почва и её состав.

ч.2: с.35-38

Т 2: с. 12-14

Почвы Ростовской области

практическая работа

ч.2: с.35-38

Т2: с. 12-14

22.02


45

Седьмое заседание клуба

Зачем и как люди заботятся о почве

ч.2: с.39-42

Т 2: с.15

групповая

ч.2: с.39-42

Т2: с.15

28.02


46-47

Природные сообще­ства14часов

Лес и его обитатели

ч.2: с.43-49

Т 2: с.16-17

Работа в паре

ч.2: с.43-49

Т2: с.16-17

01.03

07.03


48

Луг и его обитатели

тест

ч.2: с.50-54 Т2: с. 18


индивидуальная

Хр.с. 92-96

08.03

07.03

49

Поле и его обитатели.

ч.2: с.55-58

Т 2: с. 19

Обитатели полей и лугов Ростовской области

работа в паре

ч.2: с.55-58

вопросы

14.03


50

Контрольная работа за 3 четверть

тест

ч.2: с.55-58

вопросы

15.03


51

Пресные водоемы и его

обитатели

ч.2: с.59-64

Т2: с.20-22

Обитатели Донских водоёмов


Работа в паре


тест

ч.2: с.59-64

Т2: с.20-22


21.03


52

Болото и его обитатели

ч.2: с.69-73

Т 2: с.25-26

работа в паре

ч.2: с.69-73

Т2: с.25-26

22.03


53

Восьмое заседание клуба

Безопасное поведение в лесу.

ч.2: с.74-78

Т2: с.27-28

работа в группе, индивидуальная

ч.2: с.74-78

Т2: с.27-28

04.04


54

Луг и человек

ч.2: с.79-82

Т 2: с.29-30

коллективная, индивидуальная

ч.2: с.79-82

Т2: с.29-30

05.04


55

Надо ли охранять болота?

ч.2: с.83-85

Т 2: с.31

коллективная, индивидуальная

ч.2: с.83-85

Т2: с.31

11.04


56

Дары рек и озер

ч.2: с.86-89

Т 2: с.3

Дары Донских водоёмов


Работа с картой

ч.2: с.86-89

Т2: с.

12.04


57

Девятое заседание клуба

Безопасное поведение у водоемов и на дороге

ч.2: с.90-93

Т 2: с.33


коллективная,

индивидуальная

ч.2: с.90-93

Т2: с.33


18.04


58

Человек-защитник природы.

Заповедники Ростовской области

ч.2: с.94-96

Т2: с.34

коллективная, индивидуальная

ч.2: с.94-96

Т2: с.34

19.04


59

Природа будет жить

ч.2: с.97-102


Т 2: с.35-37

работа в паре

ч.2: с.97-102


Т2: с.35-37

25.04


60

Путешествие в прошлое-10часов

Лента времени.

История донского казачества

ч.2: с.103-107


Т 2: с.38

работа в паре

ч.2: с.103-107


Т2: с.38

26.04



61

Итоговая контрольная работа

тест

ч.2: с.103-107


02.05


62-63

Золотое кольцо

ч.2: с.108-123

Т 2: с.39-41

работа в паре,

групповая, индивидуальная

ч.2: с.108-123

Т2: с.39-41



03.05

09.05



03.05

64-65

Десятое заседание клуба « путешествие по санкт- Петербургу»

ч.2..с.124-136

Т..2.с.42-44

коллективная


ч.2..с.124-136

Т..2.с.42-44


10.05

16.05


66

Контрольная работа №4

индивидуальная

ч.2..с.124-136


17.05


67

Урок- путешествие «Достопримечательности

Донской земли»


коллективная

сообщение « Достопримечательности моего хутора»

23.05


68

Заключительный урок. Письмо в клуб

« Ключ и заря»

повторение изученного


коллективная,

индивидуальная

ч.2: с.137-139

24.05




Учебно – методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1-4 класс: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник.2013

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.,Окружающий мир. 1-4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник. 2013

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 1-4 класс. – М: Академкнига/ Учебник. 2013

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник.2013

Магнитная доска.

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор.

Принтер.

Мультимедийные образовательные ресурсы.

Таблицы по окружающему миру

№1 Ядовитые грибы (у.№47,48,49.)

№2 Съедобные грибы (у.№47,48,49.)

№3 Ядовитые растения (у.№47,48,49.)

№4 Лекарственные растения (у.№47,48,49.)

№6 Культурные растения (у.№49.)

№10 Многообразие растений(урок №47,№48,49.)

№11 Перелётные птицы (урок №47,№48,49.)

№12№13,№14 Дикие звери (урок №47,№48,49.)

№17 Зимующие птицы (урок №47,№48,49.)

№19, №20 Многообразие беспозвоночных (урок №47,№48,49.)

№21 Многообразие позвоночных (урок №50,51,52,56)

№ 23 Редкие и вымирающие животные (урок№59)

№24 Карта полушарий (урок№5)

№35 Лес (урок№45-47)

№36 Луг(№48)

№44 Планета Земля (урок №2,3)

№46 Солнечная система (урок №2)

№47 Ориентирование на местности.(урок №10)