Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Фаустовская средняя общеобразовательная школа»
| УТВЕРЖДЕНА приказом от __________ № _______ |
Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
(базовый уровень)
для 10 класса
Составитель:
Лачкова Л. Н., учитель русского языка и литературы
г. Воскресенск
2016 год
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования / Министерство образования и науки РФ (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года)
-основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Фаустовской СОШ», на основе авторской программы Н.Г. Гольцовой «Русский язык. Программа курса 10-11 классы».- М.: Русское слово, 2004 г.
На изучение предмета «Русский язык» в 10 классе отводится 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
по русскому языку
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
создание устного и письменного речевого высказывания:
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
создавать устное высказывание на лингвистические темы;
владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
анализ текста и языковых единиц:
проводить разные виды языкового разбора;
опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические;
грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
эффективно использовать языковые единицы в речи;
соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Содержание программы «Русский язык» в 10 классе.
(68 часов)
Введение 1ч.
Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Формы существования русского национального языка (литературный, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художественной литературы. Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.
Лексика. Фразеология. Лексикография 10ч.
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимия в системе русского языка. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Лексикография1.
Фонетика. Графика. Орфоэпия 2 ч.
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения.
Морфемика и словообразование 4 ч.
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.
Морфемный разбор слова.
Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования.
Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.
Основные способы формообразования в современном русском языке.
Морфология и орфография13 ч.
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.
Принципы русской орфографии.
Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.
Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.
Правописание звонких и глухих согласных.
Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.
Правописание двойных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Гласные И и Ы после приставок.
Употребление Ъ и Ь.
Употребление прописных букв.
Правила переноса слов.
Части речи.
Имя существительное 6ч.
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.
Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода.
Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры.
Число имен существительных.
Падеж и склонение имен существительных.
Морфологический разбор имен существительных.
Правописание падежных окончаний имен существительных.
Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.
Имя прилагательное 5ч.
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные.
Качественные прилагательные.
Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения.
Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.
Прилагательные относительные и притяжательные.
Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.
Переход прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор имен прилагательных.
Правописание окончаний имен прилагательных.
Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий.
Правописание суффиксов имен прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.
Имя числительное 2ч.
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов.
Морфологический разбор числительных.
Склонение имен числительных.
Правописание имен числительных.
Употребление имен числительных в речи.
Особенности употребления собирательных числительных.
Местоимение 3ч.
Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.
Морфологический разбор местоимений.
Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений.
Глагол 7ч.
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.
Инфинитив как начальная форма глагола.
Категория вида русского глагола.
Переходность/непереходность глагола.
Возвратные глаголы.
Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования.
Категория времени глагола.
Спряжение глаголов.
Две основы глаголов. Формообразование глагола.
Морфологический разбор глагола.
Правописание глаголов.
Причастие как особая глагольная форма.
Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.
Морфологический разбор причастий.
Образование причастий.
Правописание суффиксов причастий,
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Переход причастий в прилагательные и существительные.
Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие. Слова категории состояния. 4ч.
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую.
Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.
Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния.
Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч.
Морфологический разбор слов категории состояния.
Служебные части речи. 8 ч.
Предлог 2ч.
Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова 2 ч.
Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.
Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.
Частицы 3 ч.
Частицы как служебная часть речи.
Разряды частиц.
Морфологический разбор частиц.
Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.
Междометие 1 ч.
Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова.
Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления
междометий.
Итоговое повторение 3ч.
Развитие речи – 5 , контрольных работ – 6 (к. дикт. -2)
Тематическое планирование.
№ раздела | Наименование раздела | Количество часов | Номера уроков |
1 | Введение | 1 | № 1 |
2 | Лексика. Фразеология. Лексикография | 10 (8+2) | № 2 - № 11 |
3 | Фонетика. Графика. Орфоэпия | 2 | № 12 -№ 13 |
4 | Морфемика и словообразование | 4 | № 14- № 17 |
5 | Морфология и орфография. | 13 | № 18- № 30 |
6 | Самостоятельные части речи | 27(24+3) | № 31 - № 57 |
7 | Служебные части речи | 8 | № 58 - №65 |
8 | Итоговое повторение | 3 | № 66 - № 68 |
Итого | | 68 | |
Календарно - тематический план
по русскому языку (10 класс)
на 2016-2017 учебный год.
№ уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Введение 1ч. |
-
| 1 | Слово о русском языке. | 01.09.-07.09 | |
Лексика. Фразеология. Лексикография 10 (8+2) |
-
| 1 | Слово и его значение. Однозначность и многозначность. | 01.09.-07.09 | |
-
| 2 | Изобразительно-выразительные средства русского языка (В8) | 08.09.-14.09. | |
-
| 3 | Р. р. Лингвистический анализ текста. (Демоверсия: В8). Подготовка к написанию сочинения-рассуждения | 08.09.-14.09. | |
-
| 4 | Омонимы, паронимы и их употребление. Работа со словарями. | 15.09.-21.09. | |
-
| 5 | Синонимы, антонимы и их употребление. Работа со словарями. | 15.09.-21.09. | |
-
| 6 | Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов | 22.09.-28.09. | |
-
| 7 | Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. | 22.09.-28.09. | |
-
| 8 | Р. р. Лексикография. Лексический анализ текста на основе работы со словарями | 29.09.-05.10. | |
-
| 9 | Контрольная работа № 1 по теме «Лексика. Фразеология». Тест. | 29.09.-05.10. | |
-
| 10 | Анализ контрольной работы. Готовимся к ЕГЭ. Обобщающий тренинг по лексике, фразеологии, лексикографии | 06.10.-18.10. | |
Фонетика. Графика. Орфоэпия 2 ч. |
-
| 1 | Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. | 06.10.-18.10. | |
-
| 2 | Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями. Готовимся к ЕГЭ. Обобщающий тренинг по фонетике, графике, орфоэпии. | 19.10.-25.10. | |
Морфемика. Словообразование 4 ч. |
-
| 1 | Состав слова. Морфемы. Морфемный анализ слова Готовимся к ЕГЭ. Обобщающий тренинг по морфемике. | 19.10.-25.10. | |
-
| 2 | Словообразование. Словообразовательный разбор слова. | 26.10.-01.11. | |
-
| 3 | Формообразование. Готовимся к ЕГЭ. Обобщающий тренинг по словообразованию | 26.10.-01.11. | |
-
| 4 | Контрольная работа № 2 по теме «Морфемика. Словообразование». Тест. | 02.11.-08.11. | |
Морфология. Орфография 51 ч. Принципы русской орфографии 13ч. |
-
| 1 | Анализ контрольной работы. Принципы русской орфографии. | 02.11.-08.11. | |
-
| 2 | Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова. | 09.11.-15.11. | |
-
| 3 | Употребление гласных после шипящих и Ц. Словарный диктант. | 09.11.-15.11. | |
-
| 4 | Правописание звонких и глухих согласных. | 16.11.-28.11 | |
-
| 5 | Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ | 16.11.-28.11 | |
-
| 6 | Правописание двойных согласных | 29.11.-05.12. | |
-
| 7 | Правописание гласных и согласных в приставках. Словарный диктант. | 29.11.-05.12. | |
-
| 8 | Правописание пре- и при-. | 06.12.-12.12 | |
-
| 9 | Гласные Ы-И после приставок. | 06.12.-12.12 | |
-
| 10 | Употребление Ъ и Ь. Словарный диктант. | 13.12.-19.12. | |
-
| 11 | Употребление прописных букв. Правила переноса слов | 13.12.-19.12. | |
-
| 12 | Контрольный диктант № 1 по теме «Морфемика. Словообразование. Морфология. Орфография». | 20.12.-26.12. | |
-
| 13 | Работа над ошибками диктанта. Готовимся к ЕГЭ. Обобщающий тренинг по орфографии. | 20.12.-26.12. | |
Части речи. Имя существительное 6 (4+2) |
-
| 1 | Систематизация знаний о частях речи. Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного. | 27.12.-09.01. | |
-
| 2 | Правописание падежных окончаний имен существительных | 27.12.-09.01. | |
-
| 3 | Гласные в суффиксах имен существительных | 10.01.-16.01. | |
-
| 4 | Правописание сложных имён существительных. Готовимся к ЕГЭ. Обобщающий тренинг по имени существительному | 10.01.-16.01. | |
-
| 5 | Р. р. Особенности рассуждения как типа речи. Практическая работа. Типологический анализ текста - рассуждения. | 17.01.-23.01. | |
-
| 6 | Р. р. Обучающее изложение текста - рассуждения. | 17.01.-23.01. | |
Имя прилагательное 5 ч. |
-
| 1 | Анализ изложения. Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного. | 24.01.-30.01. | |
-
| 2 | Правописание окончаний имён прилагательных | 24.01.-30.01. | |
-
| 3 | Правописание суффиксов имен прилагательных. | 31.01.-06.02. | |
-
| 4 | Правописание Н, НН в суффиксах имён прилагательных | 31.01.-06.02. | |
-
| 5 | Правописание сложных имен прилагательных. Готовимся к ЕГЭ. Обобщающий тренинг по имени прилагательному | 07.02.-13.02 | |
Числительное 2ч. |
-
| 1 | Имя числительное как часть речи. Склонение имён числительных. Правописание имён числительных. | 07.02.-13.02 | |
-
| 2 | Употребление имён числительных в речи. Готовимся к ЕГЭ. Обобщающий тренинг по имени числительному | 14.02.-20.02. | |
Местоимение 3 (2+1) |
-
| 1 | Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимений. | 14.02.-20.02. | |
-
| 2 | Правописание местоимений. Готовимся к ЕГЭ. Обобщающий тренинг по местоимению | 27.02.-03.03 | |
-
| 3 | Р. р. Написание сочинения – рассуждения. (ДВ: часть С) | 27.02.-03.03 | |
Глагол 2ч. |
-
| 1 | Анализ сочинений. Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола. | 06.03.-10.03. | |
-
| 2 | Правописание глаголов. Готовимся к ЕГЭ. Обобщающий тренинг по глаголу | 06.03.-10.03. | |
Причастие 2ч. |
-
| 1 | Причастие как глагольная форма. Морфологический разбор причастия. Образование причастий | 13.03.-17.03 | |
-
| 2 | Правописание суффиксов причастий. Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных Словарный диктант. | 13.03.-17.03 | |
Деепричастие 3 ч. |
-
| 1 | Деепричастие как глагольная форма. Морфологический разбор деепричастий. | 20.03.-24.03. | |
-
| 2 | Готовимся к ЕГЭ. Обобщающий тренинг по причастию и деепричастию | 20.03.-24.03. | |
-
| 3 | Контрольный тест № 3 по теме «Глагол. Причастие. Деепричастие» | 27.03.-31.03. | |
Наречие. Слова категории состояния 4ч. |
-
| 1 | Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречий. | 27.03.-31.03. | |
-
| 2 | Правописание наречий. Готовимся к ЕГЭ. Обобщающий тренинг по наречию. | 03.04.-07.04 | |
-
| 3 | Слова категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния. | 03.04.-07.04 | |
-
| 4 | Контрольная работа № 4 по теме «Наречие. Слова категории состояния». Тест. | 10.04.-20.04. | |
Служебные части речи. Предлог 2ч. |
-
| 1 | Предлог как служебная часть речи. Морфологический разбор предлога. | 10.04.-20.04. | |
-
| 2 | Правописание предлогов. Готовимся к ЕГЭ. Обобщающий тренинг по предлогу | 21.04.-27.04 | |
Союз 2ч. |
-
| 1 | Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Морфологический разбор союза. | 21.04.-27.04 | |
-
| 2 | Правописание союзов. Готовимся к ЕГЭ. Обобщающий тренинг | 28.04.-04.05. | |
Частицы 3ч. |
-
| 1 | Частицы. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. | 28.04.-04.05. | |
-
| 2 | Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. | 05.05.-11.05. | |
-
| 3 | Слитное и раздельное написание НЕ, НИ с различными частями речи. Готовимся к ЕГЭ. Обобщающий тренинг | 05.05.-11.05. | |
Междометие 1 ч. |
-
| 1 | Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометия. Готовимся к ЕГЭ. Обобщающий тренинг. | 12.05.-18.05. | |
Повторение и систематизация пройденного в 10 классе 3ч. |
-
| 1 | Повторение и систематизация пройденного в 10 классе. Подготовка к контрольному диктанту. | 12.05.-18.05. | |
-
| 2 | Итоговый контрольный диктант № 2 по теме «Повторение и систематизация пройденного в 10 классе» | 19.05.-25.05. | |
-
| 3 | Анализ итогового контрольного диктанта. Итоговый урок | 19.05.-25.05. | |
| | В том числе: | | |
| | уроков повторения | контрольных работ | развитие речи |
По программе | 68 | 3 | 6 (контр. дик. -2) | 5 |
Выполнено | | | | |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________ / ______________ /
«______» ______________2016г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
протокол № 1 от «____августа 2016г.
Руководитель ШМО
_____________ /_______________./