-
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ФУРМАНОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Рассмотрена на заседании МК Председатель методической комиссии Протокол № 1 от «_____» ________ 201 г | Согласована Заместитель директора по УМР __________ С.Д.Муранова «_____» __________201 г. | Утверждаю Директор ОГБПОУ Фурмановский технический колледж _____________Н.А. Гречин Приказ №____от « _____» _______201 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 Психология общения
для специалистов среднего профессионального образования по
программам подготовки специалистов среднего звена
38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Срок обучения: 2 года 10 месяцев
Разработчик:
ОГБПОУ Фурмановский технический колледж
Преподаватель Е.В. Кузнецова
Введена в действие с « 01» сентября 2016 года
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Организация-разработчик:
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Фурмановский технический колледж
Разработчики: Зам.директора по УМР Муранова С.Д.
Зам.директора по УПР Круткова М.Н.
Преподаватель Кузнецова Е.В.
-
Содержание
1.Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
2. Структура и содержание учебной дисциплины
3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 Психология общения
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 38.02.04 Коммерция
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Психология общения» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
Часы на изучение выделены из вариативной части освоения ППССЗ.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- взаимосвязь общения и деятельности;
-цели, функции, виды и уровни общения;
-роли и ролевые ожидания в общении;
-виды социальных взаимодействий;
-механизмы взаимопонимания в общении;
-техники и приемы общения;
-правила слушания, ведения беседы, убеждения;
-этические принципы общения;
-источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 40 |
в том числе: | |
практические работы | 25 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
Промежуточная аттестация в форме: дифференцированный зачёт |
-
- 2.2. Тематический план учебных занятий по учебной дисциплины
- ОГСЭ 05.«Психология общения»
ИНДЕКС | Наименование разделов и тем | Количество часов |
| 3 курс | 40 |
ОГСЭ.05.01 | Психология как центральное составляющее звено знаний о человеке. | 1 |
ОГСЭ.05.02 | Взаимосвязь общения и деятельности | 6 |
ОГСЭ.05.03 | Цели, функции, виды и уровни общения | 11 |
ОГСЭ.05.04 | Роли и ролевые ожидания в общении | 2 |
ОГСЭ.05.05 | Виды социальных взаимодействий | 6 |
ОГСЭ.05.06 | Механизмы взаимопонимания в общении | 1 |
ОГСЭ.05.07 | Техники и приемы общения | 1 |
ОГСЭ.05.08 | Правила слушания, ведения беседы, убеждения | 4 |
ОГСЭ.05.09 | Этические принципы общения | 3 |
ОГСЭ.05.10 | Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов | 3 |
| Дифференцированный зачет | 2 |
| Итого: | 40 |
Внеаудиторная самостоятельная работа: | подготовка выступлений по заданным темам, докладов, рефератов, эссе, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др. | 20 |
| Всего: | 60 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.3. Содержание учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
| | 40 | | |
Тема 05.01 Психология как центральное составляющее звено знаний о человеке. | Содержание учебного материала Введение. Предмет курса, основные понятия и определения. Своеобразие психических процессов, свойств и состояний человека. | 1 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат: «Значение знаний о психологии для современной профессиональной деятельности» | 1 | 2 | |
Тема 05.02 Взаимосвязь общения и деятельности | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
Общение - основа человеческого бытия. Понятие об общении в психологии. Категории «общения» и «деятельности» в психологии. Способности – важное условие профессиональной деятельности. Общение как обмен информацией. Общение как межличностное взаимодействие. Общение как понимание людьми друг друга. Деловое общение. Формы общения: непосредственное, опосредованное; прямое, косвенное; межличностное, массовое. Типы межличностного общения: императивное, манипулятивное, диалогическое. | | | |
Практическая работа | 4 | 2,3 | |
1. | Определение навыков публичного выступления, умений аргументировать и убеждать | | | |
2. | Определение форм делового общения | |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | 2,3 | |
1. | Подготовить реферат на тему «Почему деловую беседу нельзя проводить спонтанно?» | | | |
2. | Подготовить сообщение на тему «Типы межличностного общения» | |
Тема 05.03 Цели, функции, виды и уровни общения | Содержание учебного материала | 3 | 2,3 | |
| Цели общения. Структура общения. Общение как форма взаимодействия. Структура общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Основные функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, функция установления отношений, функция оказания влияния Виды общения. Уровни общения. Виды общения. Вербальное общение. Невербальное общение. Экстрасенсорное общение. Уровни общения: макроуровень, мезауровень, микроуровень | | | |
|
|
Практическая работа | 8 | 2,3 | |
| 1.Определение типа темперамента, влияние типа темперамента на особенности межличностного взаимодействия 2.Определение акцентуаций характера по методике К.Леонгарда 3.Определение коммуникативных навыков общения 4.Определение уровня общительности и стиля делового общения | | | |
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | 2,3 | |
| 1.Подготовить реферат: Взаимосвязь общения и деятельности 2. Подготовить мультимедийную презентацию «Особенности общения в современном мире» | | | |
|
Тема 05.04 Роли и ролевые ожидания в общении | | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
| Социальная роль, ее понятие. Виды и характеристики социальных ролей. Ролевые ожидания. Ролевой конфликт, его виды. Аспекты социальной роли: ролевое ожидание и ролевое исполнение. Ролевой конфликт, его виды. Характеристика внутриличностного, внутриролевого, личностно-ролевого и инновационного видов конфликтов | | |
| Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 2,3 | |
| Подготовить сообщение на тему «Психология малых групп: структура, развитие, групповые феномены» | | |
| | | | |
Тема 05.05 Виды социальных взаимодействий | | Содержание учебного материала Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа. Ориентация на понимание и ориентация на контроль. Теория обмена Дж. Хоманса, ее принципы. Позиции участников взаимодействия по Э.Берну. | 2 | 2,3 | |
| Практическая работа 1. Диагностика состояния агрессии по методике Ч.Д. Стелберга «Дифференцированное измерение тревожности» 2. Определение собственного типа темперамента | 4 | 2,3 | |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Подготовить сообщение по теме «Невербальные сигналы во взаимодействии с клиентом» 2. Подготовить реферат по теме: «Каким образом связаны между собой «действие» и «взаимодействие»? | 3 | 2,3 | |
Тема 05.06 Механизмы взаимопонимания в общении | | Содержание учебного материала Роль восприятия в процессе общения. Понимание в процессе общения. | 1 | 2 | |
|
Тема 05.07 Техники и приемы общения | | Содержание учебного материала Техники активного слушания. Техники налаживания контакта. Активные методы повышение коммуникативной компетентности: Т-группы, группы личностного роста, группы сенситивности | 1 | 2 | |
| Самостоятельная работа обучающихся Подготовить сообщение на тему «Секреты успешного общения» | 1 | 2,3 | |
Тема 05.08 Правила слушания, ведения беседы, убеждения | | Содержание учебного материала Типы собеседников. Правила ведения беседы. Техники для выявления скрытых мотивов и интересов собеседников. Правила слушания. Техники поведения в ситуации конфликта, просьбы и отказа. Техники влияния и противодействия. | 1 | 2 | |
| Практические работы 1.Применение техник и приемов эффективного общения в профессиональной деятельности 2.Разработка и проведение тренинга общения. 3. Ролевая игра «Проведение собеседования» | 3 | 2,3 | |
| Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат «Способы оптимизации общения в коллективе» | 2 | 2,3 | |
Тема 05.09 Этические принципы общения | | | | | |
Практические работы | 3 | 2,3 | |
| Использование приемов саморегуляции поведения в процессе межличностного общения Составление этического кодекса Разработка и проведение тренинга личностного роста | | | |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 2 | |
| Подготовить сообщение на тему «Имидж делового человека» Подготовить реферат на тему « Проблемы общения в истории этики и философии» | | | |
|
Тема 05.10 Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов
| Практические работы | 3 | 2,3 | |
|
| 1.Определение уровня конфликтности личности. Способы реагирования в конфликте (Опросник К. Томаса) 2.Социально-психологический тренинг «Общение в конфликтной ситуации» | 2 1 | 2,3 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
| Подготовить реферат на тему «Роль негативных эмоций в общении человека» | | |
| | | |
| Всего: в т. ч. Практические работы Самостоятельная работа Дифференцированный зачет | 60 25 20 | | |
- 2.3.1 Поурочное планирование по учебной дисциплине
- ОГСЭ.05«Психология общения»
Индекс | Название разделов и тем учебных занятий | 3 курс |
ОГСЭ 05.01 | Психология как центральное составляющее звено знаний о человеке. | 1 |
Введение | 1 |
ОГСЭ 05.02 | Взаимосвязь общения и деятельности | 6 |
Общение – основа человеческого бытия | 2 |
Способности – важное условие успеха в профессиональной деятельности | 3 |
Практическая работа «Определение навыков публичного выступления, умений аргументировать и убеждать» | 4 |
Практическая работа «Определение навыков публичного выступления, умений аргументировать и убеждать» | 5 |
Практическая работа «Определение форм делового общения» | 6 |
Практическая работа «Определение форм делового общения» | 7 |
ОГСЭ 05.03 | Цели, функции, виды и уровни общения | 11 |
Классификация общения | 8 |
Общение как форма взаимодействия | 9 |
Общение как форма коммуникации | 10 |
Практическая работа «Определение типа темперамента, влияние типа темперамента на особенности межличностного взаимодействия» | 11 |
Практическая работа «Определение типа темперамента, влияние типа темперамента на особенности межличностного взаимодействия» | 12 |
Практическая работа «Определение акцентуаций характера по методике К.Леонгарда» | 13 |
Практическая работа «Определение акцентуаций характера по методике К.Леонгарда» | 14 |
Практическая работа «Определение коммуникативных навыков » | 15 |
Практическая работа «Определение коммуникативных навыков » | 16 |
Практическая работа «Определение уровня общительности и стиля делового общения» | 17 |
Практическая работа «Определение уровня общительности и стиля делового общения» | 18 |
ОГСЭ 05.04 | Роли и ролевые ожидания в общении | 2 |
Понятие и виды социальной роли | 19 |
Ролевые ожидания в общении | 20 |
ОГСЭ 05.05 | Виды социальных взаимодействий | 6 |
Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция | 21 |
Теория обмена Дж. Хоманса, ее принципы. | 22 |
Практическая работа «Диагностика состояния агрессии по методике Ч.Д. Стелберга «Дифференцированное измерение тревожности»» | 23 |
Практическая работа «Диагностика состояния агрессии по методике Ч.Д. Стелберга «Дифференцированное измерение тревожности»» | 24 |
Практическая работа «Определение собственного типа темперамента» | 25 |
Практическая работа «Определение собственного типа темперамента» | 26 |
ОГСЭ 05.06 | Механизмы взаимопонимания в общении | 1 |
Роль восприятия в процессе общения. | 27 |
ОГСЭ 05.07 | Техники и приемы общения | 1 |
Техники активного слушания и налаживания контакта | 28 |
ОГСЭ 05.08 | Правила слушания, ведения беседы, убеждения | 4 |
Правила слушания и ведения деловой беседы | 29 |
Практическая работа «Применение техник и приемов эффективного общения в профессиональной деятельности» | 30 |
Практическая работа «Разработка и проведение тренинга общения» | 31 |
Практическая работа «Ролевая игра «Проведение собеседования» | 32 |
ОГСЭ 05.09 | Этические принципы общения | 3 |
Практическая работа «Использование приемов саморегуляции поведения в процессе межличностного общения» | 33 |
Практическая работа «Составление этического кодекса» | 34 |
Практическая работа «Разработка и проведение тренинга личностного роста» | 35 |
ОГСЭ 05.10 | Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов | 3 |
Практическая работа «Определение уровня конфликтности личности. Способы реагирования в конфликте (Опросник К. Томаса)» | 36 |
Практическая работа «Определение уровня конфликтности личности. Способы реагирования в конфликте (Опросник К. Томаса)» | 37 |
Практическая работа «Социально-психологический тренинг «Общение в конфликтной ситуации» | 38 |
Дифференцированный зачет | 39 |
Дифференцированный зачет | 40 |
-
- 3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: столы, стулья, доска.
Технические средства обучения: проектор, мультимедийный экран, и другие технические средства, в том числе аудиовизуальные, компьютерные, телекоммуникационные.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления, Ростов-на Дону.: Издательство «Феникс», 2011г.
Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения, М.: Издательский центр «Академия», 2012г.
Горбатов А.В., Елескина О.В. Деловая этика: учебное пособие/ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», 2012, 147с.
Архипова В.Ф. Психология межличностных отношений: учебное пособие/В.Ф. Архипова, А.В. Голумидова,2012-124с.
Дополнительные источники:
http://ru.wikipedia.org |
http://www.psyinst.ru/library |
http://www.grandars.ru Зарецкая И.И, Основы этики и психологии делового общения, М.: Издательство Оникс, 2011. – 224с |
- 4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
- Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины «психология общения» является дифференцированный зачет.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; - использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. | Оценка результатов самостоятельной работы Оценка выполнения и защиты самостоятельной работы Оценка умения применять техники и приемы эффективного общения Оценка умения отстаивать свою точку зрения в корректной форме, приводить аргументы Оценка умения использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - взаимосвязь общения и деятельности; -цели, функции, виды и уровни общения; -роли и ролевые ожидания в общении; -виды социальных взаимодействий; -механизмы взаимопонимания в общении; -техники и приемы общения; -правила слушания, ведения беседы, убеждения; -этические принципы общения; -источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. | Оценка устного и письменного опроса на выявление знаний: -взаимосвязи общения и деятельности, целей, функций, видов и уровней общения; -ролей и ролевых ожиданий в общении; -видов социальных взаимодействий, механизмов взаимопонимания в общении; -техник и приемов общения; -правил слушания, ведения беседы, убеждения; -этических принципов общения; -источников, причин, видов и способов разрешения конфликтов. Оценка дифференцированного зачета по учебной дисциплине |