СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебной дисциплине ОГСЭ.05 Психология общения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебной дисциплине ОГСЭ.05 Психология общения

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебной дисциплине ОГСЭ.05 Психология общения»

  1. ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  2. ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

  3. ФУРМАНОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

              1. Рассмотрена

                на заседании МК

                Председатель методической комиссии

                Протокол № 1 от

                «_____» ________ 201 г

                Согласована

                Заместитель директора по УМР

                __________ С.Д.Муранова


                «_____» __________201 г.

                Утверждаю

                Директор ОГБПОУ Фурмановский технический колледж

                _____________Н.А. Гречин

                Приказ №____от

                « _____» _______201 г










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.05 Психология общения

для специалистов среднего профессионального образования по

программам подготовки специалистов среднего звена


38.02.04 Коммерция (по отраслям)






Срок обучения: 2 года 10 месяцев











Разработчик:

ОГБПОУ Фурмановский технический колледж

Преподаватель Е.В. Кузнецова

Введена в действие с « 01» сентября 2016 года


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 38.02.04 Коммерция (по отраслям)


Организация-разработчик:

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Фурмановский технический колледж




Разработчики: Зам.директора по УМР Муранова С.Д.

Зам.директора по УПР Круткова М.Н.

Преподаватель Кузнецова Е.В.


































Содержание


1.Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

2. Структура и содержание учебной дисциплины

3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины









































1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОГСЭ.05 Психология общения


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 38.02.04 Коммерция


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Психология общения» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.

Часы на изучение выделены из вариативной части освоения ППССЗ.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- взаимосвязь общения и деятельности;

-цели, функции, виды и уровни общения;

-роли и ролевые ожидания в общении;

-виды социальных взаимодействий;

-механизмы взаимопонимания в общении;

-техники и приемы общения;

-правила слушания, ведения беседы, убеждения;

-этические принципы общения;

-источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;

самостоятельной работы обучающегося 20 часов.






2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:


практические работы

25

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

Промежуточная аттестация в форме: дифференцированный зачёт



  1. 2.2. Тематический план учебных занятий по учебной дисциплины
  2. ОГСЭ 05.«Психология общения»



ИНДЕКС

Наименование разделов и тем

Количество часов


3 курс

40

ОГСЭ.05.01

Психология как центральное составляющее звено знаний о человеке.


1

ОГСЭ.05.02

Взаимосвязь общения и деятельности

6

ОГСЭ.05.03

Цели, функции, виды и уровни общения

11

ОГСЭ.05.04

Роли и ролевые ожидания в общении

2

ОГСЭ.05.05

Виды социальных взаимодействий

6

ОГСЭ.05.06

Механизмы взаимопонимания в общении

1

ОГСЭ.05.07

Техники и приемы общения

1

ОГСЭ.05.08

Правила слушания, ведения беседы, убеждения

4

ОГСЭ.05.09

Этические принципы общения

3

ОГСЭ.05.10

Источники,

причины, виды и способы разрешения конфликтов


3


Дифференцированный зачет

2


Итого:

40

Внеаудиторная

самостоятельная работа:


подготовка выступлений по заданным темам, докладов, рефератов, эссе, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др.

20


Всего:

60

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета




2.3. Содержание учебной дисциплины  ОГСЭ.05 Психология общения

                                                            

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

 

1

2

3

4

 


 

 40

 

 

Тема 05.01

Психология как центральное составляющее звено знаний о человеке.


Содержание учебного материала

Введение. Предмет курса, основные понятия и определения. Своеобразие психических процессов, свойств и состояний человека.

1

1


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить реферат: «Значение знаний о психологии для современной профессиональной деятельности»

1

2


Тема 05.02 Взаимосвязь общения и деятельности

Содержание учебного материала


2

2


Общение - основа человеческого бытия. Понятие об общении в психологии. Категории «общения» и «деятельности» в психологии. Способности – важное условие профессиональной деятельности. Общение как обмен информацией. Общение как межличностное взаимодействие. Общение как понимание людьми друг друга. Деловое общение. Формы общения: непосредственное, опосредованное; прямое, косвенное; межличностное, массовое. Типы межличностного общения: императивное, манипулятивное, диалогическое.




Практическая работа

4

2,3


1.

Определение навыков публичного выступления, умений аргументировать и убеждать




2.

Определение форм делового общения


Самостоятельная работа обучающихся

3

2,3


1.

Подготовить реферат на тему «Почему деловую беседу нельзя проводить спонтанно?»




2.

Подготовить сообщение на тему «Типы межличностного общения»


Тема 05.03 Цели, функции, виды и уровни общения

Содержание учебного материала

3

2,3

 


 Цели общения. Структура общения.

Общение как форма взаимодействия. Структура общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения.

Основные функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, функция установления отношений, функция оказания влияния

 Виды общения. Уровни общения.

Виды общения. Вербальное общение. Невербальное общение. Экстрасенсорное общение. Уровни общения: макроуровень, мезауровень, микроуровень



 

 

 

Практическая работа

8

2,3

 


1.Определение типа темперамента, влияние типа темперамента на особенности межличностного взаимодействия

2.Определение акцентуаций характера по методике К.Леонгарда

3.Определение коммуникативных навыков общения

4.Определение уровня общительности и стиля делового общения



 

 



Самостоятельная работа обучающихся

5

2,3

 


 1.Подготовить реферат: Взаимосвязь общения и деятельности

 2. Подготовить мультимедийную презентацию «Особенности общения в современном мире»




 

 

Тема 05.04 Роли и ролевые ожидания в общении


Содержание учебного материала

2

2



Социальная роль, ее понятие. Виды и характеристики социальных ролей. Ролевые ожидания. Ролевой конфликт, его виды. Аспекты социальной роли: ролевое ожидание и ролевое исполнение. Ролевой конфликт, его виды. Характеристика внутриличностного, внутриролевого, личностно-ролевого и инновационного видов конфликтов




Самостоятельная работа обучающихся

1

2,3



Подготовить сообщение на тему «Психология малых групп: структура, развитие, групповые феномены»








Тема 05.05 Виды социальных взаимодействий


Содержание учебного материала

Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа. Ориентация на понимание и ориентация на контроль. Теория обмена Дж. Хоманса, ее принципы. Позиции участников взаимодействия по Э.Берну.

2

2,3



Практическая работа

1. Диагностика состояния агрессии по методике Ч.Д. Стелберга «Дифференцированное измерение тревожности»

2. Определение собственного типа темперамента

4

2,3



Самостоятельная работа обучающихся

1.Подготовить сообщение по теме «Невербальные сигналы во взаимодействии с клиентом»

2. Подготовить реферат по теме: «Каким образом связаны между собой «действие» и «взаимодействие»?





3





2,3


Тема 05.06 Механизмы взаимопонимания в общении


Содержание учебного материала

Роль восприятия в процессе общения. Понимание в процессе общения.

1

2



Тема 05.07 Техники и приемы общения


Содержание учебного материала

Техники активного слушания. Техники налаживания контакта. Активные методы повышение коммуникативной компетентности: Т-группы, группы личностного роста, группы сенситивности


1

2



Самостоятельная работа обучающихся

  1. Подготовить сообщение на тему «Секреты успешного общения»

1

2,3


Тема 05.08 Правила слушания, ведения беседы, убеждения


Содержание учебного материала

Типы собеседников. Правила ведения беседы. Техники для выявления скрытых мотивов и интересов собеседников. Правила слушания. Техники поведения в ситуации конфликта, просьбы и отказа. Техники влияния и противодействия.

1

2







Практические работы

1.Применение техник и приемов эффективного общения в профессиональной деятельности

2.Разработка и проведение тренинга общения.

3. Ролевая игра «Проведение собеседования»


3

2,3



Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить реферат «Способы оптимизации общения в коллективе»

2

2,3


Тема 05.09 Этические принципы общения






Практические работы

3

2,3

 


  1. Использование приемов саморегуляции поведения в процессе межличностного общения

  2. Составление этического кодекса

  3. Разработка и проведение тренинга личностного роста



 

 


Самостоятельная работа обучающихся

2

2

 


  1. Подготовить сообщение на тему «Имидж делового человека»

  2. Подготовить реферат на тему « Проблемы общения в истории этики и философии»





 

 

Тема 05.10 Источники,

причины, виды и способы разрешения конфликтов



















Практические работы

3

2,3


 


1.Определение уровня конфликтности личности. Способы реагирования в конфликте (Опросник К. Томаса)

2.Социально-психологический тренинг «Общение в конфликтной ситуации»


2

1

2,3

 

Самостоятельная работа обучающихся


2

 


Подготовить реферат на тему «Роль негативных эмоций в общении человека»


 




 


Всего:

в т. ч.

Практические работы

Самостоятельная работа

Дифференцированный зачет


60

25

20





  1. 2.3.1 Поурочное планирование по учебной дисциплине
  2. ОГСЭ.05«Психология общения»

Индекс

Название разделов и тем учебных занятий

3 курс

ОГСЭ 05.01


Психология как центральное составляющее звено знаний о человеке.

1

Введение

1

ОГСЭ 05.02


Взаимосвязь общения и деятельности

6

Общение – основа человеческого бытия

2

Способности – важное условие успеха в профессиональной деятельности

3

Практическая работа «Определение навыков публичного выступления, умений аргументировать и убеждать»

4

Практическая работа «Определение навыков публичного выступления, умений аргументировать и убеждать»

5

Практическая работа «Определение форм делового общения»

6

Практическая работа «Определение форм делового общения»

7

ОГСЭ 05.03


Цели, функции, виды и уровни общения

11

Классификация общения

8

Общение как форма взаимодействия

9

Общение как форма коммуникации

10

Практическая работа «Определение типа темперамента, влияние типа темперамента на особенности межличностного взаимодействия»

11

Практическая работа «Определение типа темперамента, влияние типа темперамента на особенности межличностного взаимодействия»

12

Практическая работа «Определение акцентуаций характера по методике К.Леонгарда»

13

Практическая работа «Определение акцентуаций характера по методике К.Леонгарда»

14

Практическая работа «Определение коммуникативных навыков »

15

Практическая работа «Определение коммуникативных навыков »

16

Практическая работа «Определение уровня общительности и стиля делового общения»

17

Практическая работа «Определение уровня общительности и стиля делового общения»

18

ОГСЭ 05.04


Роли и ролевые ожидания в общении

2

Понятие и виды социальной роли

19

Ролевые ожидания в общении

20

ОГСЭ 05.05


Виды социальных взаимодействий

6

Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция

21

Теория обмена Дж. Хоманса, ее принципы.

22

Практическая работа «Диагностика состояния агрессии по методике Ч.Д. Стелберга «Дифференцированное измерение тревожности»»

23

Практическая работа «Диагностика состояния агрессии по методике Ч.Д. Стелберга «Дифференцированное измерение тревожности»»

24

Практическая работа «Определение собственного типа темперамента»

25

Практическая работа «Определение собственного типа темперамента»

26

ОГСЭ 05.06


Механизмы взаимопонимания в общении

1

Роль восприятия в процессе общения.

27

ОГСЭ 05.07


Техники и приемы общения

1

Техники активного слушания и налаживания контакта

28

ОГСЭ 05.08


Правила слушания, ведения беседы, убеждения

4

Правила слушания и ведения деловой беседы

29

Практическая работа «Применение техник и приемов эффективного общения в профессиональной деятельности»

30

Практическая работа «Разработка и проведение тренинга общения»

31

Практическая работа «Ролевая игра «Проведение собеседования»

32

ОГСЭ 05.09


Этические принципы общения

3

Практическая работа «Использование приемов саморегуляции поведения в процессе межличностного общения»


33

Практическая работа «Составление этического кодекса»

34

Практическая работа «Разработка и проведение тренинга личностного роста»

35

ОГСЭ 05.10


Источники,

причины, виды и способы разрешения конфликтов


3

Практическая работа «Определение уровня конфликтности личности. Способы реагирования в конфликте (Опросник К. Томаса)»

36

Практическая работа «Определение уровня конфликтности личности. Способы реагирования в конфликте (Опросник К. Томаса)»

37

Практическая работа «Социально-психологический тренинг «Общение в конфликтной ситуации»

38

Дифференцированный зачет

39

Дифференцированный зачет

40



  1. 3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: столы, стулья, доска.

Технические средства обучения: проектор, мультимедийный экран, и другие технические средства, в том числе аудиовизуальные, компьютерные, телекоммуникационные.

    1. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления, Ростов-на Дону.: Издательство «Феникс», 2011г.

  2. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения, М.: Издательский центр «Академия», 2012г.

  3. Горбатов А.В., Елескина О.В. Деловая этика: учебное пособие/ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», 2012, 147с.

  4. Архипова В.Ф. Психология межличностных отношений: учебное пособие/В.Ф. Архипова, А.В. Голумидова,2012-124с.

Дополнительные источники:

  1. http://ru.wikipedia.org

  1. http://www.psyinst.ru/library

  1. http://www.grandars.ru

  2. Зарецкая И.И, Основы этики и психологии делового общения, М.: Издательство Оникс, 2011. – 224с


  1. 4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
  2. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины «психология общения» является дифференцированный зачет.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.


Оценка результатов самостоятельной работы

Оценка выполнения и защиты самостоятельной работы

Оценка умения применять техники и приемы эффективного общения

Оценка умения отстаивать свою точку зрения в корректной форме, приводить аргументы

Оценка умения использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- взаимосвязь общения и деятельности;

-цели, функции, виды и уровни общения;

-роли и ролевые ожидания в общении;

-виды социальных взаимодействий;

-механизмы взаимопонимания в общении;

-техники и приемы общения;

-правила слушания, ведения беседы, убеждения;

-этические принципы общения;

-источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.


Оценка устного и письменного опроса на выявление знаний:

-взаимосвязи общения и деятельности, целей, функций, видов и уровней общения;

-ролей и ролевых ожиданий в общении;

-видов социальных взаимодействий, механизмов взаимопонимания в общении;

-техник и приемов общения;

-правил слушания, ведения беседы, убеждения;

-этических принципов общения;

-источников, причин, видов и способов разрешения конфликтов.

Оценка дифференцированного зачета по учебной дисциплине