СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности: "Мы создаём проект"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В прошедшеи учебном году предложили вести курс: "Мы создаём проект". Публикую рабочую программу курса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности: "Мы создаём проект"»

х. Николовка


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Николо - Березовская средняя общеобразовательная школа



Утверждено:

Директор МБОУ Николо- Березовской СОШ: _________

Приказ от 31.08.2016 года № 130









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УРОВЕНЬОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5 КЛАСС

«Мы создаем проект»

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 34


 

Направление: общеинтеллектуальное.

Вид деятельности: познавательная.

Возраст школьников: 10-12 лет.

Учитель: Колбасин Виктор Павлович













2016 год


Пояснительная записка

Образовательная программа внеурочной деятельности «Мы создаем проект» составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./, программы А.И.Савенкова «Я исследователь».

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Работа над проектами - это способ формирования общих УУД:

-организационных (регулятивных),

- интеллектуальных (познавательных),

-оценочных (личностных),

- коммуникативных.

Кроме того, работа над проектами позволяет: -обрести ученикам ощущение успешности, независящее от успеваемости,- научиться применять полученные знания, - организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Направление программы: общеинтеллектуальное.

Тип программы: программа внеурочной деятельности.

Возраст детей участвующих в реализации программы: 10-12 лет.

Цель программы: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

  1. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

  1. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

  1. Формирование умения решать творческие задачи.

  2. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).


Виды внеурочной деятельности – познавательная.

Формы внеурочной деятельности-

  1. Игры, опыты;

  2. Работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;

  3. Интеллектуальные головоломки;

  4. Практические занятия;

  5. Работа в компьютерном классе;

  6. Дискуссии, беседы.

  7. Участие в конкурсе исследовательских работ и творческих проектов.


Психолого-педагогические принципы реализации программы

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

- системность организации учебно-воспитательного процесса;

- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.


Сроки реализации программы – 1 год.

Режим занятий- 1 раз в неделю


Планируемые результаты внеурочной деятельности

Ученик получит возможность научиться:

- видеть проблемы;

-ставить вопросы;

-выдвигать гипотезы;

-давать определение понятиям;

-классифицировать;

-наблюдать;

-проводить эксперименты;

-делать умозаключения и выводы;

-структурировать материал;

-готовить тексты собственных докладов;

-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

-Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

-Целеполагать (ставить и удерживать цели);

-Планировать (составлять план своей деятельности);

-Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

-Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

-Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).





Личностные универсальные учебные действия


У ребенка формируются:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

-способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

-основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Способы оценки достижения планируемых результатов внеурочной деятельности

Результативность и целесообразность выявляется с помощью комплекса диагностических методик. В начале года проводится беседа-опрос учащихся по усвоению и пониманию ранее полученных знаний. В течение года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. А в конце каждого года обучения проводится тестирование и анкетирование учащихся и родителей на осознание важности и ценности исследовательской деятельности для учащихся.

Критерии и нормы их оценки:

Критерии:

1. Способность оперировать понятиями: тема, проблема, цель, задачи, гипотеза, наблюдение, опыт, вывод, способ, метод

2. Способность понимания причинно-следственных связей в природе: явление, событие, сходство и различие, общность, совместимость и несовместимость

3. Сформированность исследовательских умений, проявленных в ходе учебной деятельности: видеть проблемы разных социально-педагогических ситуаций, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, осуществлять наблюдения, опыты, сбор информации, высказывать суждения, делать выводы

4. Способность создавать проект на интересующую тему с помощью исследований и аргументации (защиты) своих идей

Оценка сформированности компетенций определяется по 3-х бальной системе:

3- умение полностью сформировано (высокий уровень)

2- умение сформировано частично (средний уровень)

1- умение сформировано частично (ниже среднего уровня)

0- умение не сформировано

Требования к оценке видов деятельностей (компетенций)

3 – ученик свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему и формулирует её, ставит цель и планирует свою деятельность по её решению, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, аргументируя причинно-следственными связями, создаёт и защищает проект.

2- ученик свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему, но затрудняется в её формулировке, ставит цель, но в планировании задач ограничивается минимумом, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, но не может самостоятельно создавать проект и защищать с помощью аргументов.

1- ученик знает понятия по структуре проекта, но затрудняется в выборе темы, формулировке проблемы, цели, планировании задач, выдвижению гипотез, но проявляет интерес к исследованию, проведению опытов, делает соответствующие выводы, но без помощи проект не составит и не защитит.

0- ученик не понимает смысла в исследовании и не интересуется данным видом деятельности.

Формами подведения итогов реализации программы являются ежегодные конкурсы исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь» проходящие в школе, в городе, в области (заочные).


3. Учебно–тематический план:

5 класс

№ занятия

Тема

Всего

часов

Аудиторных

Практика

1, 2

Наблюдение и экспериментирование

2

2


3, 4

Методы исследования

2

2


5, 6

Наблюдение и наблюдательность

2

1

1

7

Совершенствование техники экспериментирования

1

1


8

Интуиция и создание гипотез

1

1


9, 10

Правильное мышление и логика

2

2


11, 12

Искусство делать сообщения

2

2


13

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

1

1


14

Семинар «Как готовиться к защите»

1

1


15

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

1

1


16, 17, 18

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

3

2

1

19, 20

Коллективная игра-расследование

2

2


21 -27

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

7

7


28

Семинар

1

1


29, 30

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

2

1

1

31, 32

Подготовка собственных работ к защите

2

2


33, 34

Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов

2

2


35

Обобщающее занятие

1

1



Календарно – тематическое планирование 5 класс:


занятия

Тема

Дата проведения

1.

2.

Наблюдение и эксперимент (теория)

Наблюдение и эксперимент (опыты)


3.

4.

Методы исследования

Методы исследования


5.

6.

Наблюдение и наблюдательность

Наблюдение и наблюдательность


7.

Интуиция и создание гипотез


8.

Интуиция и создание гипотез


9.

10.

Правильное мышление и логика

Логические рассуждения


11.

12

Искусство делать сообщения

План доклада, реферата.


13

Искусство задавать вопросы и отвечать на них


14

Семинар «Как готовиться к защите»


15

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования


16.

17.

18

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований


19.

20.

Коллективная игра-расследование


21

22

23

24

25

26

27

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований


28

Семинар


29.

30.

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся


31.

32

Подготовка собственных работ к защите


33.

34

Собственная защита исследовательских работ.

Защита творческих проектов


35

Обобщающее занятие













4. Содержание учебного материала


5 класс (35 часов)

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями. Выбор помощников в работе над проектом. Этапы работы над проектом. Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность». Проблема. Решение проблемы . Выработка гипотезы-предположения. Цель проекта. Задачи проекта. Сбор информации для проекта. Знакомство с интересными людьми. Интервью. Обработка информации. Отбор значимой информации. Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка». Играем в ученых. Это интересно. Тест «Чему ты научился?» Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение). Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация». Значимость компьютера в создании проектов. Презентация. Знаком ли ты с компьютером? Совмещение текста выступления с показом презентации. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта. Тест «Советы проектанту». Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ». Играем в ученых. Это интересно. Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности. Памятка жюри конкурсов. Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией. Играем в ученых. Это интересно. Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта.

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.


5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.


5. Учебно-методический комплекс программы


Для учителя: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методические пособия для 1-4 классов. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём


6. Список литературы

1. Белова,Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей.-3-е изд./

2. Белых,С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [текст]/С.Л.Белых//Исследовательская работа школьников.-2006.-№18.-с.68-74

3.Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
4.Савенков, А.И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст]/ А.И.Савенков//Одаренный ребёнок.-2005.-№1.-с.30-33.

5.Савенков, А.И. Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование [Текст] /А.И.Савенков// Школьные технлогии.-1998.-№4.-с.144-148.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!