Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Георгиевская средняя общеобразовательная школа»
Локтевского района
Алтайского края
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель ШМО ЕМЦ Зам. директора по УВР Директор школы
______Волошина С.Н. ______Верменичева М.А. _________Зинченко Т.П.
Протокол №_______от Приказ №___________от
«___»__________2016г. «_____»___________2016 г. «____»______________2016г.
Рабочая программа
учебного предмета «Биология»
11 класс, среднего общего образования, базовый уровень
на 2016 - 2017 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы
по биологии для 5-11 классов. Автор В.В.Пасечник
- М.: Дрофа,2009.
Разработала: Миронова Л.А.
учитель биологии
первая квалификационная категория
с. Георгиевка, 2016г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Биология» 11 классов разработана на основе: Образовательной программы среднего (полного) общего образования образовательного учреждения МКОУ «Георгиевская СОШ» с учетом УМК автора В.В.Пасечника по биологии для 10-11 классов.
Используемый УМК:
Биология. 5-11 классы программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника /авт.- сост.Г.М.Пальдяева. М.: Дрофа, 2009.- 92с.
Каменский, А.А.Общая биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват учреждений /А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. – 3-изд стереот. – М.: Дрофа, 2010. – 367, /1/с.ил.
Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10-11 кл.: тематическое и поурочное планирование /в.В.Пасечник, Г.Г.Швецов. – М.: Дрофа, 2010. – 151, /9/с.
Пасечник, В.В.Биология. Общая биология. 10-11 классы: рабочая тетрадь к учебнику А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника «Биология. Общая биология. 10-11 классы» /В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов -3-е-изд., стереотип.. – М. : Дрофа, 2013. – 159, /1/с.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ на изучение на изучение курса биологии выделяет 70 часов, в том числе в XI классе – 35 часов (1 час в неделю), однако возможно изучение курса (в X или XI классе) при 2 часах в неделю.
Цели и задачи изучаемого предмета
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, экосистема); история развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развития современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общебиологическую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез ( о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности и возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Задачи курса: обучение учащихся знаниям и навыкам в рамках программы общеобразовательной школы по предмету «Биология».
Особенности отбора содержания и общей логики последовательности содержания, отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой: В связи с тем, что в авторской программе предусмотрен резерв свободного учебного времени – 5 часов, 2 часа в 10 класс: 3 часа в 11 класс: 1час в тему 4.2. - 4.2 5.* , 1 час в тему 5.2. – 5.2.3.* ?
В экскурсию «Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы) (урок 5.2.5.) входят задания для самостоятельных работ, составленные с учетом содержания практических работ «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» и практической работы «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности» (так предлагает автор). Отдельно эти практические работы не проводятся. 1 час в « Заключение» на Обобщение и повторение материала курса. Тематика и количество лабораторных и практических работ полностью совпадает с авторскими.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов по данной программе
Формы: тестирование, лабораторные и практические работы, работа с таблицами, выступления на уроках (доклады, ообщения, презентации, доказательность позиции в дискуссии), диктанты, устный и письменный опросы, самостоятельные и проверочные работы, работа по индивидуальным карточкам, схемам.
Способы проверки: тесты, вопросы.
Формы и методы работы с детьми, испытывающие сложности в обучении: индивидуальная, парная; словесные методы: словесные (рассказ, беседа, объяснение), наглядные (наблюдение, демонстрация)
Специфические методы в работе с детьми с ЗПР и ОВЗ:
1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения,
5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.
Краткая характеристика класса: 2 учащихся, обучаются по программе среднего общего образования, базовый уровень.
Нормы оценки и контроля знаний обучающихся
Критерии оценивания по предмету соответствуют положению «о системе оценок знаний, умений, навыков, компетенций учащихся основного, среднего общего образования МКОУ «Георгиевская СОШ» и УМК автора».
Критерии оценки устного ответа учащихся по биологии
При оценке учитывается:
- правильность и осознанность изложения содержания, полнота раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
- самостоятельность и логическая последовательность ответа.
ОЦЕНКА “5”
полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины;
ответ самостоятельный, выводы последовательны, грамотны.
ОЦЕНКА “4”
раскрыто основное содержание материала;
в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях.
ОЦЕНКА “3”
содержание учебного материала изложено фрагментально, не всегда последовательно;
определения понятий недостаточно четкие;
допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
ОЦЕНКА “2”
содержание учебного материала не раскрыто;
допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Критерии оценки теста по биологии
При оценке учитывается:
- правильность и осознанность выполнения задания, полнота раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
ОЦЕНКА “5”
полно раскрыто содержание заданий;
четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий,
верно использованы научные термины;
даны правильные ответы на 90-100% вопросов
ОЦЕНКА “4”
раскрыто основное содержание заданий;
в основном правильно даны определения понятий
в основном правильно использованы научные термины;
даны правильные ответы на 70-89% вопросов
ОЦЕНКА “3”
содержание заданий изложено фрагментально;
определения понятий недостаточно четкие;
допущены неточности в использовании научной терминологии.
даны правильные ответы на 50-69% вопросов
Отметка “2”
содержание заданий не раскрыто;
допущены грубые ошибки в определении понятий,
допущены грубые ошибки при использовании научной терминологии.
даны правильные ответы на менее 50% вопросов
Оценка выполнения лабораторных и практических работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Структура изучаемого предмета
Биология 11 класс
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
всего | теоретические | практические |
4. | Вид | 19 | 19 | 5 (в уроке) |
5. | Экосистемы | 12+1* | 12 | 1 и 5 (в уроке) |
| Заключение | 1+2* | 3 | - |
| Итого: | 35 | 34 | 1 +10 ( в уроке) |
Календарно – тематическое планирование
биология 11 класс
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Содержание | Формы, методы, средства, приемы | Материально-технические условия и информационные ресурсы | Дата |
план | факт |
Раздел 4. Вид (19 часов) |
4.1. | История эволюционных идей | 4 | | | | | |
4.1.1. (1) | История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка | 1 | История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка | Фронтальная беседа, рассказ, объяснение с элементами беседы | Учебник, рабочая тетрадь, портреты | 01.09 | |
4.1.2. (2) | Эволюционное учение Ч.Дарвина | 1 | Эволюционное учение Ч.Дарвина | объяснение, рассказ, объяснение с элементами беседы | Учебник, рабочая тетрадь, портрет таблица, сообщение | 08.09 | |
4.1.3. (3) | Борьба за существование и ее формы | 1 | Борьба за существование и ее формы | Фронтальная беседа, объяснение, самостоятельная работа с учебником | Учебник, рабочая тетрадь, презентация | 15.09 | |
4.1.4. (4) | Естественный отбор и его формы | 1 | Стабилизирующий отбор. Движущий отбор. Творческая роль отбора | Индивидуальный письменный опрос, объяснение с элементами беседы, самостоятельная работа с учебником | Учебник, рабочая тетрадь, презентация | 22.09 | |
4.2. | Современное эволюционное учение | 8 | | | | | |
4.2.1. (5) | Вид и его критерии Л.р. «Описание особей вида по морфологическому критерию» | 1 | Вид и его критерии | Объяснение с элементами беседы лабораторная работа | Учебник, рабочая тетрадь, схема | 29.09 | |
4.2.2. (6) | Популяция – структурная единица вида и единица эволюции. Л.р. Выявление изменчивости у особей одного вида | 1 | Популяция. Генофонд | Объяснение с элементами беседы, лабораторная работа | Учебник, рабочая тетрадь, видеоматериал, гербарные экземпляры, живые растения | 06.10 | |
4.2.3. (7) | Движущие силы эволюции и их влияние на генофонд популяции | 1 | Генетическое равновесие. Дрейф генов. Волны жизни. Изоляция | Объяснение с элементами беседы, заполнение схемы | Учебник, таблица, презентация | 13.10 | |
4.2.4. (8) | Результаты эволюции. Микроэволюция. Макроэволюция Л.р. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания» | 1 | Микроэволюция. Видообразование. Макроэволюция Переходные формы. Филогенетические ряды | Фронтальная беседа, объяснение с заполнение таблицы, составление схем | Учебник, рабочая тетрадь таблица | 20.10 | |
4.2.5. (9) | Биологический прогресс и биологический регресс | 1 | Ароморфоз. Идиоадаптация. Дегенерация. Биологический прогресс. Биологический регресс | Фронтальная беседа, объяснение с элементами беседы | Учебник, рабочая тетрадь, схема | 27.10 | |
4.2.6. (10) | Синтетическая теория эволюции | 1 | Основные постулаты синтетической теории эволюции | объяснение, объяснение с элементами беседы, презентации | Учебник, рабочая тетрадь, презентация | 10.11 | |
4.2.7. (11) | Экскурсия. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы) | 1 | Знакомство с видами организмов в окрестности школы | Фронтальная беседа, самостоятельная работа в группах | Тетради, ручки, карандаши | 17.11 | |
4.2.8. (12) | Многообразие видов | 1 | Биоразнообразие. Устойчивость экосистем. Дарвинизм. Естественная классификация | Рассказ с элементами беседы, беседа с демонстрацией видеоматериалов, презентации, книг | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, Красная книга, книги | 24.11 | |
4.3. | Происхождение и развитие жизни на Земле | 3 | | | | | |
4.3.1. (13) | Гипотезы происхождения жизни на Земле. Пр.р. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле | 1 | Креационизм. Самопроизвольное зарождение. Гипотеза панспермии. Гипотеза биохимической эволюции | Объяснение с элементами беседы, практическая работа | Дополнительный раздаточный материал, учебник, рабочая тетрадь | 01.12 | |
4.3.2. (14) | Основные этапы развития жизни на Земле | 1 | Гипотеза биопоэза. Химическая эволюция. Предбиологическая эволюция. Биологическая эволюция | лекция с элементами беседы, объяснение с демонстрацией схем | Схема, учебник, рабочая тетрадь | 08.12 | |
4.3.3. (15) | Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции | 1 | Эра. Периоды. Ароморфоз | Фронтальная обобщающая беседа | Таблица, презентация, учебник, рабочая тетрадь | 15.12 | |
4.4. | Происхождение человека | 4 | | | | | |
4.4.1. (16) | Положение человека в системе животного мира | 1 | Антропология. Человек разумный | Фронтальная беседа, объяснение с элементами беседы | Таблица, учебник, рабочая тетрадь, презентация | 22.12 | |
4.4.2. (17) | Основные стадии антропогенеза. Пр.р. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека | 1 | Австралопитеки. Человек умелый. Питекантропы. Неандертальцы. Кроманьонцы | Рассказ, лекция с элементами беседы, практическая работа | Учебник, рабочая тетрадь, презентация | 12.01 | |
4.4.3. (18) | Движущие силы антропогенеза | 1 | Движущие силы антропогенеза | Фронтальная беседа, самостоятельная работа с учебником | Таблица, учебник, рабочая тетрадь | 19.01 | |
4.4.4. (19) | Происхождение человеческих рас | 1 | Человеческие расы | Фронтальная беседа, объяснение, самостоятельная работа с учебником, заполнение схемы | Презентация, сообщение, учебник, рабочая тетрадь | 26.01 | |
Раздел 5. Экосистемы (11+2* часов) | | | | | | Раздел 5. Экосистемы (11+2* часов) |
5.1. | Экологические факторы | 3 | | | | | |
5.1.1. (20) | Экология как наука. Среда обитания организмов и ее факторы | 1 | Экология. Среда обитания. Экологические факторы. Лимитирующие факторы. Толерантность | Фронтальная беседа, объяснение с элементами беседы | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, сообщение | 02.02 | |
5.1.2. (21) | Экологические ниши и типы экологических взаимодействий | 1 | Экологическое взаимодействие. Экологическая ниша. Местообитание. | фронтальная беседа, лекция с элементами беседы | Схема, презентация, учебник, рабочая тетрадь | 09.02 | |
5.1.3. (22) | Конкурентные взаимодействия | 1 | Конкуренция. Конкурентные отношения. Принцип Гаузе | Фронтальная беседа, рассказ, объяснение с элементами беседы | Учебник, рабочая тетрадь, презентация | 16.02 | |
5.2. | Структура экосистем | 4+1* | | | | | |
5.2.1. (23) | Экологические сообщества. Видовая пространственная структура экосистем | 1 | Экосистема. Биоценоз. Биосфера. Искусственные экосистемы | Объяснение с элементами беседы | Учебник, рабочая тетрадь, презентация | 24.02 | |
5.2.2. (24) | Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Пр.р. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) | 1 | Пищевая цепь. Пищевая сеть. Продуценты. Консументы. Редуценты. Круговорот веществ | Фронтальная, беседа, практическая работа, решение экологических задач | Учебник, рабочая тетрадь, презентация | 02.03 | |
5.2.3.* (25) | Пр.р. Решение экологических задач | 1 | Решение экологических задач | Фронтальная беседа,индивидуальная практическая работа | Учебник, рабочая тетрадь | 10.03 | |
5.2.4. (26) | Причины устойчивости и смены экосистем. Пр.р. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум) | 1 | Сукцессия. Общее дыхание сообщества | Фронтальная беседа, объяснение с элементами беседы, практическая работа | Учебник, рабочая тетрадь, компьютерная динамическая модель «Аквариум» | 16.03 | |
5.2.5. (27) | Экскурсия Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы) | 1 | Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы) | Фронтальная, беседа, самостоятельная работа в группе | Блокноты, ручки, простые карандаши, фотоаппарат | 30.03 | |
5.3. | Биосфера – глобальная экосистема | 2 | | | | | |
5.3.1. (28) | Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И Вернадского о биосфере | 1 | Ноосфера. Живое вещество. Биогенное вещество. Биокосное вещество. Косное вещество | Фронтальная, индивидуальная, словесные, наглядные; объяснение, лекция с элементами беседы, фронтальная беседа | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, портрет, книги | 06.04 | |
5.3.2. (29) | Биологический круговорот. Эволюция биосферы | 1 | Биологический круговорот. Эволюция биосферы | Фронтальная беседа рассказ, объяснение с элементами беседы | Учебник, схемы, рабочая тетрадь, видеофрагмент | 13.04 | |
5.4. | Биосфера и человек | 3 | | | | | |
5.4.1. (30) | Последствия деятельности человека для природной среды. Правила поведения в природной среде | 1 | Загрязнения. Отходы производства. Природные ресурсы | Фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, книги | 20.04 | |
5.4.2. (31) | Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Пр.р. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения | 1 | Парниковый эффект. Истощение озонового слоя. Кислотные дожди | Фронтальная беседа, объяснение с демонстрацией пособий, лабораторная работа | Учебник, рабочая тетрадь, схема | 27.04 | |
5.4.3. (32) | Обобщающий урок-конференция «Экосистемы» | 1 | Закрепление основных понятий темы | Заслушивание и обсуждение сообщений, демонстрация презентации, обобщающая беседа | Сообщения, презентация | 04.05 | |
| Заключение | 1+2* | | | | | |
1*. (33) | Обобщение и повторение материала курса | 1 | Закрепление основных понятий курса | Фронтальная беседа, тестирование | Карточки с тестовыми заданиями, презентация | 11.05 | |
2. (34) | Итоговый урок-конференция «Роль биологии в настоящем и будущем человеческой цивилизации» | | Роль биологии в настоящем и будущем человеческой цивилизации. | Фронтальная беседа, заслушивание и обсуждение сообщений | Сообщения, презентация | 18.05 | |
3. (35) | Итоговый урок-конференция «Роль биологии в настоящем и будущем человеческой цивилизации» | 1 | Роль биологии в настоящем и будущем человеческой цивилизации. | Фронтальная; беседа, демонстрация презентации, заслушивание и обсуждение сообщений | Сообщения, презентация | 25.05 | |
| Итого: | 35 | | | | | |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родства живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Перечень обязательных практических, лабораторных, контрольных и других видов проверочных работ
Раздел | Тема | Название практических работ |
11 класс |
4. Вид | 4.3. Происхождение и развитие жизни на Земле. | 1.Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле. |
| | 2. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. |
5. Экосистемы | 5.2. Структура экосистем. | 3. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). |
| | 4. Решение экологических задач. |
| | 5. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). |
| | 6. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. |
| | 7. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. |
| | 8. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения. |
11 класс |
4. Вид | 4.2. Современное эволюционное учение. | 1. Описание особей вида по морфологическому критерию. |
| | 2. Выявление изменчивости у особей одного вида. |
| | 3. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания. |
Раздел | Тема | Название экскурсий |
11 класс |
4. Вид | 4.2. Современное эволюционное учение. | 1. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы). |
5. Экосистемы | 5.2. Структура экосистем. | 2. Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы). |
Раздел | Тема | Демонстрации |
11 класс |
4. Вид | 4.2. Современное эволюционное учение. | Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: Критерии вида, популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, возникновение и многообразие приспособлений у организмов, образование новых видов в природе, эволюция растительного мира, эволюция животного мира, редкие и исчезающие виды. |
| 4.3. Происхождение жизни на Земле. | Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: формы сохранности ископаемых растений и животных. |
| 4.4. Происхождение человека. | Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: движущие силы антропогенеза, происхождение человека, происхождение человеческих рас. |
5. Экосистемы | 5.1.Экологические факторы. | Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: экологические факторы и их влияние на организмы. Биологические ритмы, межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. |
| 5.2. Структура экосистем. | Ярусность растительного сообщества, пищевые цепи и сети, экологическая пирамида, круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме, экосистема, агроэкосистема. |
| 5.3. Биосфера – глобальная экосистема. | Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: биосфера, круговорот углерода в биосфере, биоразнообразие. |
| 5.4. Биосфера и человек. | Глобальные экологические проблемы, последствия деятельности человека в окружающей среде, биосфера и человек, заповедники и заказники России. |
Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия
Биология. 5-11 классы программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника /авт.- сост.Г.М.Пальдяева. М.: Дрофа, 2009.- 92с.
Каменский, А.А.Общая биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват учреждений /А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. – 3-изд стереот. – М.: Дрофа, 2010. – 367, /1/с.ил.
Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10-11 кл.: тематическое и поурочное планирование /в.В.Пасечник, Г.Г.Швецов. – М.: Дрофа, 2010. – 151, /9/с.
Пасечник, В.В.Биология. Общая биология. 10-11 классы: рабочая тетрадь к учебнику А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника «Биология. Общая биология. 10-11 классы» /В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов -3-е-изд., стереотип.. – М. : Дрофа, 2013. – 159, /1/с.
Оборудование, приборы, дидактический материал
Микроскопы ученические, набор микропрепаратов «Общая биология», гербарий по курсу общей биологии, дидактические карточки
Список литературы
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1986.
Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
Киселева З.с. Мягкова А.Н. Генетика. Учеб.пособие по факультативному курсу для учащихся Х кл. М., Просвещение,1977
Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М., Просвещение, 2006.
Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.
Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.
Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.
1. .Богданова Т.Л. Общая биология в терминах и понятиях: Справоч. Пособие для СПТУ. М: Высш. Шк., 1988 -122с.
2. Высоцкая М.В. Биология. 10-11 класы: рефераты /сост. М.В.Высоцкая. – Волгоград: Учитель. 2007. – 224с.
3. Галактионов С.Г. Биологически активные. – М.: Мол. Гвардия, 1988. – 270/2/ с., ил. – (Эврика)
4. ЗахаровВ.Б. Биология. Тематические тестовые задания /В.Б Захаров, А.Ю Цибулевский, Н.И.Сонин, В.Я.Скворцова. –М.:Дрофа, 2011. – 281/7/с. – (Готовимся к ЕГЭ)
5. Калинова Г.С., Петросова Р.А., Никишова Е.А. Отличник ЕГЭ. Биология /ФИПИ. – Интнллект-Центр, 2010. – 256с.
6. Ловкова Т.А. Подготовка к олимпиадам по биологии. 8-11 классы /Т.А.Ловкова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 128с. – (Школьные олимпиады)
7. Ранов В.А. Древнейшие страницы истории человечества: Кн.для учащихся ст. классов сред.шк. – М.: Просвещение, 1988.- 158с. 8 л. ил.
8. Резникова В.З., Козлова Т.А.. Биология в таблицах. 6-11классы. Справочное пособие – М., Дрофа, 2002.