СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины «Деловая культура»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа учебной дисциплины

 

«ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА»

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины «Деловая культура»»















Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


« ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА»


наименование учебной дисциплины




















2011 г.






Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 071901 Библиотековедение

код наименование специальности

Организация: Обоянский филиал ОГОУ СПО «Курский колледж культуры»


Составитель: Орлова Лилиана Анатольевна, преподаватель

________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность


Рекомендована ………………………………………………………………………….

Заключение №____________ от «____»__________201 _ г.























© Обоянский филиал ОГОУ СПО «Курский колледж культуры». 2011

© Л.А. Орлова, составитель. 2011







СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4


  1. условия реализации учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Деловая культура»

наименование дисциплины


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности «071901 Библиотековедение»

Рабочая программа учебной дисциплины «Деловая культура» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, повышения квалификации и переподготовки, профессиональной подготовке.

Программа дисциплины «Деловая культура» направлена на теоретические основы профессиональной культуры библиотекаря, ее специфику, формулирование понятия «профессиональной культуры библиотекаря». Главная цель дисциплины – выяснить сущность и специфику профессиональной культуры, дать определение нравственных установок, принципов, категорий, выяснить границу между дозволенным и недозволенным в библиотечной профессии. Данная дисциплина связана тесно с «Библиотековедением», «Экономикой и управлением библиотечным делом», «Этикой и психологией», «Культурой общения». Большое значение отводится нормативному аспекту профессиональной культуры библиотекаря, рассматриваются вопросы этических норм общения, искусству речи библиотекаря. Даются рекомендации умения работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Деловая культура» относится к циклу дисциплин по профессиональному модулю «Культурно-досуговая деятельность».


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

иметь практический опыт:

- организация делового общения;

- формирования информационной культуры пользователя;

- организация просветительской работы среди разных категорий пользователей.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- общаться и работать с людьми;

- использовать в своей деятельности приемы делового и управленческого общения;

- организовывать работу с разными группами пользователей;

- использовать основные стратегии разрешения конфликтных ситуаций.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основы речевой культуры и ораторского искусства;

- общие вопросы этики и этикета делового общения.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.



2. СТРУКТУРА

И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

8

контрольные работы

-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

16






    1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА»


наименование разделов и тем

содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

объем часов

уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Теоретические основы формирования деловой культуры.




10


Тема 1.1.

Введение. Предмет - деловая культура, и его назначение.


Содержание учебного материала



1

Предмет - деловая культура, и его назначение. Общие сведения об этической культуре. Профессиональная этика. Деловой этикет. Феномен культуры личности: факторы становления и развития. Опыт формирования деловой культуры в библиотеках. Назначение, сущность, познавательные функции. Понятие «деловая культура».

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

По данной теме студентам предлагается составление рефератов, докладов.

1

2

Тема 1.2.

Профессиональная культура библиотекаря: предмет и специфика.


Содержание учебного материала



1

Профессиональная культура библиотекаря. Определение профессиональной культуры библиотекаря. Специфические формы профессиональной морали и правил поведения. Задачи профессиональной культуры: границы между дозволенным и недозволенным. Моральные требования к преподавателям каждой профессиональной группы.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Деловая игра на базах учебной практики: «Конфликтные ситуации».

1

2

Тема 1.3.

Этика и культура поведения.


Содержание учебного материала



1

Определение этики и деловой культуры. Специфические формы профессиональной морали, правила поведения. Определение профессиональной этики и культуры – как совокупности нравственных норм, регулирующих поведение представителей определенных социальных групп общества, принадлежащих к данной профессии. Влияние на профессиональный уровень в коллективе.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составить конфликтную ситуацию

2. Дать мотивированный выход из данной ситуации.

1

2

Тема 1.4.

Особенности национальной культуры и этики.


Содержание учебного материала



1

Особенности национальной культуры и этики. Аргументы и их влияние на эффективность общения. Культура телефонного общения. Деловая беседа, умение вести переговоры.

Особенности национальной этики. Подарки в нашей жизни. Поведение за столом. Секреты общения в поисках работы.

Деловая переписка. Визитная карточка в деловой жизни. Деловой протокол.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подбор статей из профессиональной периодики по общению в библиотеке.

1

2

Тема 1.5.

Профессиональная идеология библиотекаря и законодательная база профессии.


Содержание учебного материала



1

Сущность профессиональной идеологии: ценности, идеалы, нормы убеждения и представления, принципы и правила поведения. Возрождение профессионального сознания. Система специальных ценностей библиотекаря: человек, информация, книга, культуры чтения.

2

2

2

Аспекты профессиональной идеологии библиотекаря: нравственная оценка профессии библиотекаря; система моральных отношений. Темперамент. Характер и воля. Эмоции и чувства. Способности — важное условие успеха в профессиональной деятельности. Законодательная база профессии, отношение к читателю, отношение специалиста к коллегам, отношение специалиста к обществу.

Самостоятельная работа обучающихся

Составить схему профессиональных ценностей библиотекаря.

1

2

Раздел 2.

Психологические аспекты делового общения.



Практические занятия.



8


Тема 2.1.

Культура общения в библиотеке.


Содержание учебного материала



1

Общение — основа человеческого бытия. Классификация общения. Роль восприятия в процессе общения. Понимание в процессе общения. Общение как взаимодействие. Общение как коммуникация. Характеристика общения в библиотеке как социально-психологической проблеме. Сущность общения в библиотеке: цели, средства, нормы, правила. Предмет общения, средства общения (вербальные и невербальные). Профессиональные качества библиотекаря по обслуживанию читателей. Личность и общение: нравственные качества библиотекаря в общении. Виды общения: деловое, стремление воздействовать на человека, общение ради общения.



Практические занятия

Практическая работа: «Психологические тесты»

Тест № 1. Умеете ли вы излагать свои мысли?

Тест № 2. Коммуникабельны ли вы?

Тест № 3. Приятно ли с вами общаться?

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составить схему общения: профессиональные и личностные качества.

1

3

Тема 2.2.

Конфликты в деловом общении.



Содержание учебного материала



1

Конфликт и его структура. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях. Правила поведения в конфликтах. Определение «Конфликт». Виды конфликтов в библиотеке. Правила поведения в конфликтных ситуациях. Анализ конкретных ситуаций и выход из них.



Практические занятия

Практическая работа: «Психологические тесты»

Тест № 4. Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения.

Тест № 5. Умеете ли вы слушать?

Тест № 6. Тип темперамента.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составить свод правил этикета (в библиотеке).

1

3

Тема 2.3.

Деловая беседа.


Содержание учебного материала



1

Деловая беседа. Использование риторики в различных формах индивидуальной и массовой работе библиотеки. Элементы ведения диалога с пользователями библиотеки. Методика подготовки к выступлению перед аудиторий. Психология воздействия речи. Роль внешнего облика библиотекаря, жестов, мимики, дикции и темпа речи. Роль речи в общении людей. Процесс слушания, виды: нерефлексивное и рефлексивное. Умение понимать личность, чувствовать эмоциональное состояние, знание правил поведения, умение выбирать правильный тон в разговоре. Необходимость высокого уровня межличностных отношений – главный элемент профессиональной компетентности.



Практические занятия

Практическая работа: «Психологические тесты».

Тест № 7. Волевой ли вы человек?

Тест № 8. Коммуникативные и организаторские способности (КОС).

Тест № 9. Эмоциональная чувствительность.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Познакомиться с трудами Карнеги (выдающегося психолога) и выписать правила поведения в конспект.

1

3

Тема 2.4.

Успех делового общения.


Содержание учебного материала



1

Успех делового общения. Совокупность правил поведения, характеризующих внешнее проявление отношения к людям. Формы обращений: приветствие, обхождение с пользователями библиотеки. Свод правил профессионального поведения работников библиотеки: благожелательное отношение в библиотечной среде, вежливое отношение к посетителям, коллегам, тактичность, точность, исполнительность и обязательность. Соблюдение этикета во внешнем облике.

Роль дизайна в библиотеке, форма деловой переписки. Деловой протокол. Влияние деловой культуры на авторитет библиотекаря. Те­ле­грам­ма. Те­ле­фо­но­грам­ма. Тре­бо­ва­ния к те­ле­фо­но­грам­ме. Пись­мо. Функ­ции пись­ма. Ви­ды де­ло­вых пи­сем. Фор­му­ляр пись­ма. Тре­бо­ва­ния к тек­сту пись­ма. Факс. Оформ­ле­ние фак­са.



Практические занятия

Практическая работа: «Психологические тесты».

Тест №10. Насколько вы конфликтны?

Тест №11. Стратегия поведения в конфликте.

Тест №12. Деловой протокол.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составить примеры конфликтных ситуаций, дать анализ, определить методы выхода из них.

  2. Составить протокол собрания (на выбор студента).

1

3

Раздел 3.

Деловая культура и информационные технологии.



4


Тема 3.1.

Техническое оснащение рабочего помещения.


Содержание учебного материала.



1


Компьютер, принтер, ксерокс, факс, автоматические средства передачи информации.

Как правильно обращаться с компьютером, общий уход за компьютером. Правила обращения с ноутбуком. Принтер, ксерокс и как ими правильно пользоваться.

2

2

2

Практика пользования факсом. Отправка факса, получение факса. Как с помощью факсимильного аппарата (факса) сделать копию документа. Замена, установка бумаги в факсе. Устройства и средства физической обработки документов. Компьютерные средства обработки документов.

Самостоятельная работа обучающихся

Практика пользования факсом, отправка и получение факса.

1

2

Тема 3.2.

Эргономика и оптимальные условия труда за компьютером.


Содержание учебного материала

2

2

1


Эргономика и оптимальные условия труда за компьютером. Организация рабочего места, обеспечение оптимальных условий труда. Санитарные и гигиенические нормы. Интерьер рабочего помещения.



Самостоятельная работа обучающихся

Составить доклад на тему: «Эргономика и оптимальные условия труда за компьютером».

1


Раздел 4

Проявление индивидуальных особенностей в деловом общении.




10


Тема 4.1.

Свободный доступ к информации.


Содержание учебного материала



1

Роль информации в обслуживании пользователя. Задачи библиотек в области информационного обеспечения. Оперативное представление информации, справочная работа (совет, помощь в поиске информации, организация, печать, работа в системе ИРИ, ДОР и т.д.)

2

2

2

Использование компьютерной техники в информационном обслуживании пользователей. Свобода предоставления информации.

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составить примеры обращения пользователя за информацией в библиотеку.

2. Дать анализ примеров обращения за информацией по вопросам для анализа.

1

2

Тема 4.2.

Роль библиотекаря в удовлетворении тематических запросов.


Содержание учебного материала



1

Роль библиотекаря в удовлетворении тематических запросов. Многообразие взаимоотношений библиотекаря и читателя. Ведущая роль тематических запросов в библиотечном споре. Влияние личности библиотекаря на выбор литературы по различным отраслям знания.

2

2

2

Роль значения психологии читателей в удовлетворении тематических запросов. Виды воздействия библиотекаря на выбор литературы: позитивный и отрицательный.

Самостоятельная работа обучающихся

Составить примеры позитивного и отрицательного влияния библиотекаря на выбор книги.

1

3

Тема 4.3.

Приоритетное обслуживание, работа с особыми группами пользователей.


Содержание учебного материала



1

Привилегированное обслуживание в библиотеках различного типа и вида. Профессиональная обязанность – представления информации любому читателю. Новые формы услуг для читателя. Закон «О библиотечном деле» о приоритетном обслуживании социально незащищенных групп населения.

Формы организации досуга инвалидам, слабовидящим и инвалидам др. категорий.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составить примеры контрольных ситуаций и вопросы для анализа.

2. Разработать одну из форм обслуживания инвалидов на основе базы учебной практики.

1

3

Тема 4.4.

Конфиденциальность чтения. Недопустимость цензуры в библиотеке.


Содержание учебного материала



1

Конфиденциальность чтения. Коммерциализация библиотечных услуг. Доступность информации. Сохранение государственной, коммерческой и личной тайны чтения – важная этическая проблема. Закон «О библиотечном деле» о конфиденциальности чтения в России и других зарубежных странах.

2

2

2

Формы проявления цензуры в библиотеках. Использование новых носителей информации. Изменение книгопечатной культуры. Компьютерные игры, телевизионные передачи, видеофильмы, аудиокассеты. Свободное приобретение и предоставление читателю «запрещенной» литературы. Вред цензуры. Элемент цензуры в отборе литературы.

Самостоятельная работа обучающихся

Дать анализ примерами из контрольной ситуации по вопросам.

1

3

Тема 4.5

Управлении персоналом, методы и стиль руководства.


Содержание учебного материала



1

Понятие «управление персоналом». Уважение к своим сотрудникам, требовательность к себе, умение разговаривать с подчиненными. Знание личностных особенностей сотрудников и умение создать коллектив, способный выполнить задачи библиотеки. Методы и стиль руководства: пассивный стиль, агрессивный, Культура управления персоналом: умение слушать, четко формулировать задание. Выделять реальную проблему, объяснить особенности ситуации идти на переговоры и компромисс.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составить правила общения в коллективе библиотеки.

1

3

Зачет

7


Всего:

32


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия:

учебного кабинета «Организационно-управленческой деятельности»

лаборатории…………………………………………………..…...


Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения: компьютер

Психологические тесты

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:


3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:


  1. Алтухова, Г.А. Профессиональная этика библиотекаря [Текст] / Г.А. Алтухова. – М.: МГУКИ ИПО Профиздат., 2001. – 107с.


  1. Антонова, Л.Е. Этика и психология профессиональной деятельности [Текст]: учебно-методич.пособие для училищ культуры и искусств / Л.Е. Антонова. – М.: 2005. – 206с.


  1. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения [Текст]: учебник для нач. проф. образования / Г. М. Шеламова. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 160 с.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:


  1. Библиотекарь и читатель: проблемы общения. [Текст]: метод.пособие / Рос.нац.б-ка. – СПб, 1993. – 130с.


  1. Власов, Л.В. Деловое общение [Текст] / Л.В. Власов, В.К. Сементовская. – Л.: Ленинздат, 1980. – 79с.


  1. Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях [Текст]: учебно-метод. пособие / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор и др. – 2-е изд., перераб. – М.: Школьная б-ка, 2003. – 296с.


  1. Зайцева, Т.А. Современные методики делопроизводства в библиотеке [Текст]: учебно-методич. пособие / Т.А. Зайцева. – М.: Либерея, 2004. – 126 с.


  1. Корнеги, Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей [Текст] / Д. Крнеги. – М.: Прогресс, 1990. – 660с.


  1. Полонский, В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник [Текст] / В.М. Полонский. – М.: Новая школа, 1995. – 256с.


  1. Суслова, И. М. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности [Текст]: уебник для вузов культуры и искусств / И. М. Суслова, В. К. Клюев ; под общ. ред. И. М. Сусловой; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - СПб.: Профессия, 2009. - 600с.






4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


Использование в своей деятельности приемов делового и управленческого общения.

устный опрос;

практическая работа;

Общение и работа с людьми.

тестирование;

Умение организовывать работу с разными группами пользователей;

практическая работа;

индивидуальная работа;

Использование основных стратегий разрешения конфликтных ситуаций.

тестирование;

контрольная работа.

Знания:


основы речевой культуры и ораторского искусства;

устный опрос;

практическая работа;

общие вопросы этики и этикета делового общения;

индивидуальная работа;

тестирование;

принципы управления персоналом.

Контрольный опрос.


Завершается изучение данного курса зачетом.

Зачет можно проводить в различной форме: устный опрос; практическая работа;

индивидуальная работа; тестирование; контрольная работа.

Студенты должны показать умение работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.


4