2011 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 071901 Библиотековедение
Рекомендована ………………………………………………………………………….
Заключение №____________ от «____»__________201 _ г.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности «071901 Библиотековедение»
Программа дисциплины «Деловая культура» направлена на теоретические основы профессиональной культуры библиотекаря, ее специфику, формулирование понятия «профессиональной культуры библиотекаря». Главная цель дисциплины – выяснить сущность и специфику профессиональной культуры, дать определение нравственных установок, принципов, категорий, выяснить границу между дозволенным и недозволенным в библиотечной профессии. Данная дисциплина связана тесно с «Библиотековедением», «Экономикой и управлением библиотечным делом», «Этикой и психологией», «Культурой общения». Большое значение отводится нормативному аспекту профессиональной культуры библиотекаря, рассматриваются вопросы этических норм общения, искусству речи библиотекаря. Даются рекомендации умения работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Учебная дисциплина «Деловая культура» относится к циклу дисциплин по профессиональному модулю «Культурно-досуговая деятельность».
- организация просветительской работы среди разных категорий пользователей.
- использовать основные стратегии разрешения конфликтных ситуаций.
- общие вопросы этики и этикета делового общения.
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
наименование разделов и тем | содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | объем часов | уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Теоретические основы формирования деловой культуры. | | 10 | |
Тема 1.1. Введение. Предмет - деловая культура, и его назначение. | Содержание учебного материала | | |
1 | Предмет - деловая культура, и его назначение. Общие сведения об этической культуре. Профессиональная этика. Деловой этикет. Феномен культуры личности: факторы становления и развития. Опыт формирования деловой культуры в библиотеках. Назначение, сущность, познавательные функции. Понятие «деловая культура». | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся По данной теме студентам предлагается составление рефератов, докладов. | 1 | 2 |
Тема 1.2. Профессиональная культура библиотекаря: предмет и специфика. | Содержание учебного материала | | |
1 | Профессиональная культура библиотекаря. Определение профессиональной культуры библиотекаря. Специфические формы профессиональной морали и правил поведения. Задачи профессиональной культуры: границы между дозволенным и недозволенным. Моральные требования к преподавателям каждой профессиональной группы. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Деловая игра на базах учебной практики: «Конфликтные ситуации». | 1 | 2 |
Тема 1.3. Этика и культура поведения. | Содержание учебного материала | | |
1 | Определение этики и деловой культуры. Специфические формы профессиональной морали, правила поведения. Определение профессиональной этики и культуры – как совокупности нравственных норм, регулирующих поведение представителей определенных социальных групп общества, принадлежащих к данной профессии. Влияние на профессиональный уровень в коллективе. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составить конфликтную ситуацию 2. Дать мотивированный выход из данной ситуации. | 1 | 2 |
Тема 1.4. Особенности национальной культуры и этики. | Содержание учебного материала | | |
1 | Особенности национальной культуры и этики. Аргументы и их влияние на эффективность общения. Культура телефонного общения. Деловая беседа, умение вести переговоры. Особенности национальной этики. Подарки в нашей жизни. Поведение за столом. Секреты общения в поисках работы. Деловая переписка. Визитная карточка в деловой жизни. Деловой протокол. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подбор статей из профессиональной периодики по общению в библиотеке. | 1 | 2 |
Тема 1.5. Профессиональная идеология библиотекаря и законодательная база профессии. | Содержание учебного материала | | |
1 | Сущность профессиональной идеологии: ценности, идеалы, нормы убеждения и представления, принципы и правила поведения. Возрождение профессионального сознания. Система специальных ценностей библиотекаря: человек, информация, книга, культуры чтения. | 2 | 2 |
2 | Аспекты профессиональной идеологии библиотекаря: нравственная оценка профессии библиотекаря; система моральных отношений. Темперамент. Характер и воля. Эмоции и чувства. Способности — важное условие успеха в профессиональной деятельности. Законодательная база профессии, отношение к читателю, отношение специалиста к коллегам, отношение специалиста к обществу. |
Самостоятельная работа обучающихся Составить схему профессиональных ценностей библиотекаря. | 1 | 2 |
Раздел 2. Психологические аспекты делового общения. | Практические занятия. | 8 | |
Тема 2.1. Культура общения в библиотеке. | Содержание учебного материала | | |
1 | Общение — основа человеческого бытия. Классификация общения. Роль восприятия в процессе общения. Понимание в процессе общения. Общение как взаимодействие. Общение как коммуникация. Характеристика общения в библиотеке как социально-психологической проблеме. Сущность общения в библиотеке: цели, средства, нормы, правила. Предмет общения, средства общения (вербальные и невербальные). Профессиональные качества библиотекаря по обслуживанию читателей. Личность и общение: нравственные качества библиотекаря в общении. Виды общения: деловое, стремление воздействовать на человека, общение ради общения. | | |
Практические занятия Практическая работа: «Психологические тесты» Тест № 1. Умеете ли вы излагать свои мысли? Тест № 2. Коммуникабельны ли вы? Тест № 3. Приятно ли с вами общаться? | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составить схему общения: профессиональные и личностные качества. | 1 | 3 |
Тема 2.2. Конфликты в деловом общении. | Содержание учебного материала | | |
1 | Конфликт и его структура. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях. Правила поведения в конфликтах. Определение «Конфликт». Виды конфликтов в библиотеке. Правила поведения в конфликтных ситуациях. Анализ конкретных ситуаций и выход из них. | | |
Практические занятия Практическая работа: «Психологические тесты» Тест № 4. Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения. Тест № 5. Умеете ли вы слушать? Тест № 6. Тип темперамента. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составить свод правил этикета (в библиотеке). | 1 | 3 |
Тема 2.3. Деловая беседа. | Содержание учебного материала | | |
1 | Деловая беседа. Использование риторики в различных формах индивидуальной и массовой работе библиотеки. Элементы ведения диалога с пользователями библиотеки. Методика подготовки к выступлению перед аудиторий. Психология воздействия речи. Роль внешнего облика библиотекаря, жестов, мимики, дикции и темпа речи. Роль речи в общении людей. Процесс слушания, виды: нерефлексивное и рефлексивное. Умение понимать личность, чувствовать эмоциональное состояние, знание правил поведения, умение выбирать правильный тон в разговоре. Необходимость высокого уровня межличностных отношений – главный элемент профессиональной компетентности. | | |
Практические занятия Практическая работа: «Психологические тесты». Тест № 7. Волевой ли вы человек? Тест № 8. Коммуникативные и организаторские способности (КОС). Тест № 9. Эмоциональная чувствительность. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Познакомиться с трудами Карнеги (выдающегося психолога) и выписать правила поведения в конспект. | 1 | 3 |
Тема 2.4. Успех делового общения. | Содержание учебного материала | | |
1 | Успех делового общения. Совокупность правил поведения, характеризующих внешнее проявление отношения к людям. Формы обращений: приветствие, обхождение с пользователями библиотеки. Свод правил профессионального поведения работников библиотеки: благожелательное отношение в библиотечной среде, вежливое отношение к посетителям, коллегам, тактичность, точность, исполнительность и обязательность. Соблюдение этикета во внешнем облике. Роль дизайна в библиотеке, форма деловой переписки. Деловой протокол. Влияние деловой культуры на авторитет библиотекаря. Телеграмма. Телефонограмма. Требования к телефонограмме. Письмо. Функции письма. Виды деловых писем. Формуляр письма. Требования к тексту письма. Факс. Оформление факса. | | |
Практические занятия Практическая работа: «Психологические тесты». Тест №10. Насколько вы конфликтны? Тест №11. Стратегия поведения в конфликте. Тест №12. Деловой протокол. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составить примеры конфликтных ситуаций, дать анализ, определить методы выхода из них. Составить протокол собрания (на выбор студента). | 1 | 3 |
Раздел 3. Деловая культура и информационные технологии. | | 4 | |
Тема 3.1. Техническое оснащение рабочего помещения. | Содержание учебного материала. | | |
1 | Компьютер, принтер, ксерокс, факс, автоматические средства передачи информации. Как правильно обращаться с компьютером, общий уход за компьютером. Правила обращения с ноутбуком. Принтер, ксерокс и как ими правильно пользоваться. | 2 | 2 |
2 | Практика пользования факсом. Отправка факса, получение факса. Как с помощью факсимильного аппарата (факса) сделать копию документа. Замена, установка бумаги в факсе. Устройства и средства физической обработки документов. Компьютерные средства обработки документов. |
Самостоятельная работа обучающихся Практика пользования факсом, отправка и получение факса. | 1 | 2 |
Тема 3.2. Эргономика и оптимальные условия труда за компьютером. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Эргономика и оптимальные условия труда за компьютером. Организация рабочего места, обеспечение оптимальных условий труда. Санитарные и гигиенические нормы. Интерьер рабочего помещения. | | |
Самостоятельная работа обучающихся Составить доклад на тему: «Эргономика и оптимальные условия труда за компьютером». | 1 | |
Раздел 4 Проявление индивидуальных особенностей в деловом общении. | | 10 | |
Тема 4.1. Свободный доступ к информации. | Содержание учебного материала | | |
1 | Роль информации в обслуживании пользователя. Задачи библиотек в области информационного обеспечения. Оперативное представление информации, справочная работа (совет, помощь в поиске информации, организация, печать, работа в системе ИРИ, ДОР и т.д.) | 2 | 2 |
2 | Использование компьютерной техники в информационном обслуживании пользователей. Свобода предоставления информации. |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составить примеры обращения пользователя за информацией в библиотеку. 2. Дать анализ примеров обращения за информацией по вопросам для анализа. | 1 | 2 |
Тема 4.2. Роль библиотекаря в удовлетворении тематических запросов. | Содержание учебного материала | | |
1 | Роль библиотекаря в удовлетворении тематических запросов. Многообразие взаимоотношений библиотекаря и читателя. Ведущая роль тематических запросов в библиотечном споре. Влияние личности библиотекаря на выбор литературы по различным отраслям знания. | 2 | 2 |
2 | Роль значения психологии читателей в удовлетворении тематических запросов. Виды воздействия библиотекаря на выбор литературы: позитивный и отрицательный. |
Самостоятельная работа обучающихся Составить примеры позитивного и отрицательного влияния библиотекаря на выбор книги. | 1 | 3 |
Тема 4.3. Приоритетное обслуживание, работа с особыми группами пользователей. | Содержание учебного материала | | |
1 | Привилегированное обслуживание в библиотеках различного типа и вида. Профессиональная обязанность – представления информации любому читателю. Новые формы услуг для читателя. Закон «О библиотечном деле» о приоритетном обслуживании социально незащищенных групп населения. Формы организации досуга инвалидам, слабовидящим и инвалидам др. категорий. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составить примеры контрольных ситуаций и вопросы для анализа. 2. Разработать одну из форм обслуживания инвалидов на основе базы учебной практики. | 1 | 3 |
Тема 4.4. Конфиденциальность чтения. Недопустимость цензуры в библиотеке. | Содержание учебного материала | | |
1 | Конфиденциальность чтения. Коммерциализация библиотечных услуг. Доступность информации. Сохранение государственной, коммерческой и личной тайны чтения – важная этическая проблема. Закон «О библиотечном деле» о конфиденциальности чтения в России и других зарубежных странах. | 2 | 2 |
2 | Формы проявления цензуры в библиотеках. Использование новых носителей информации. Изменение книгопечатной культуры. Компьютерные игры, телевизионные передачи, видеофильмы, аудиокассеты. Свободное приобретение и предоставление читателю «запрещенной» литературы. Вред цензуры. Элемент цензуры в отборе литературы. |
Самостоятельная работа обучающихся Дать анализ примерами из контрольной ситуации по вопросам. | 1 | 3 |
Тема 4.5 Управлении персоналом, методы и стиль руководства. | Содержание учебного материала | | |
1 | Понятие «управление персоналом». Уважение к своим сотрудникам, требовательность к себе, умение разговаривать с подчиненными. Знание личностных особенностей сотрудников и умение создать коллектив, способный выполнить задачи библиотеки. Методы и стиль руководства: пассивный стиль, агрессивный, Культура управления персоналом: умение слушать, четко формулировать задание. Выделять реальную проблему, объяснить особенности ситуации идти на переговоры и компромисс. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составить правила общения в коллективе библиотеки. | 1 | 3 |
Зачет | 7 | |
Всего: | 32 | |
лаборатории…………………………………………………..…...
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.