МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
____________________________________________________________________
Амурская область, город Зея, улица Ленина, дом 161; телефон 2-46-64;Е-mail: [email protected]
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР ____________ Л.В.Постных | УТВЕРЖДЕНА приказом МОАУ СОШ № 1 от _________ № _________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По обществознанию
9АБ класс
Учитель:__________________________
Пономарева Яна Вячеславовна,
высшая квалификационная категория
г.Зея, 2018
Структура Рабочей программы
Пояснительная записка.
1.1. Обоснование выбора программы.
1.2. Количество учебных часов.
1.3. Описание учебно-методического комплекта.
Планируемые результаты обучения.
Содержание программы.
Тематическое планирование
Календарно-тематический план
I. Пояснительная записка
1.1. Обоснование выбора программы
Настоящая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию (БУП-2004)- для 6-9 классов и соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФКГОС).
Выбранная Примерная программа по обществознанию соответствуют возрастным особенностям обучающихся 9 класса, поэтому рабочая программа, составленная на их основе, обеспечивает мотивацию учащихся к освоению базового уровня и обеспечивает освоение базовых понятий курса обществознания.
Программа соответствует содержанию учебниковОбществознание для 9 класса общеобразовательных учреждений. 11 – е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Учебники включены в действующий Федеральный перечень учебников.
1.2. Количество учебных часов
Учебный план МОАУ СОШ № 1 на изучение обществознания в 9 классе отводит 1 учебный час в неделю в течение всего года обучения, всего 34 урока.
1.3.Описание учебно-методического комплекта
Учебно-методический комплекс по обществознанию издательства «Русское слово» (А. И. Кравченко, Е. А. Певцова), который согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ, используемый для достижения поставленной цели в соответствии с Образовательной программой учреждения. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы и включает в себя:
Учебник:
1.Кравченко А.И. , Певцова Е.А. Обществознание для 9 классаобщеобразовательных учреждений. 11 – е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013.
Рабочая тетрадь:
1.Хромова И.С, Рабочая тетрадь по обществознанию. К учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание». 6 класс. – 5 – е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2015.
Пособия:
1. Кравченко А.И. Тесты по обществознанию 8-9 класс
2. Кравченко А.И Задачник по обществознанию 8-9 классы
3. Агафонов С.В. Схемы по обществознанию 8-9 класс (к учебникам А.И.Кравченко)
Данный УМК содержит обязательный минимум образования по обществознанию
II. Планируемые результаты обучения
2.1. Уровень подготовки обучающихся (планируемые результаты обучения) на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (ФКГОС), образовательной программой учреждения
К окончанию освоения данной программы обучающиеся должны
Знать/понимать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснятьвзаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решатьв рамках изученного материала познавательные и практические задачи,отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлятьпоиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
III. Содержание программы
3.1. Содержание
Введение. (1 час)
Основное содержание и задачи курса обществознания в 9 классе.
Повторение изученного в 8 классе.
Глава 1.Политическая сфера (13 часов).
Власть.
Три формы проявления влияния: сила, власть, авторитет. Государственная власть: исполнительная, законодательная, судебная (дать в виде схемы). Пирамида власти. Авторитет. Источники власти: сила и авторитет. Иерархия. Активное меньшинство. Оппозиция.
Государство.
Государство как основной институт политической системы. Определение «государство» в узком и широком смысле. Работа с документом: «Государства древности: мозаика фактов». Признаки государства. Суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Причины появления государства. Военная кампания.
Национально – государственное устройство.
Интеграция и дифференциация в современном обществе: объединение и отделение наций. Сепаратизм. Централизованное государство: держава и империя. Общенациональное (национальное) государство. Многонациональное государство. Централизация. Основные формы национально – государственного устройства: унитарная, федеративная, конфедеративная, содружество.
Формы правления.
Формы правления по Аристотелю: основные (правильные) виды – монархия, аристократия, демократия; извращённые (неправильные) формы – тирания (автократия), олигархия, охлократия. Типы правления по Геродоту, Платону и Аристотелю: правление одного, правление немногих и правление многих или большинства . Монархия: абсолютная и ограниченная (конституционная) .Демократия. Республика: парламентская, президентская, смешанная (полупрезидентская) .Основные черты каждого вида республики. Демократия в РФ. Основные органы государственной власти в РФ и способы их образования. Власть в США. Импичмент.
Политические режимы.
Политический режим: демократический (либерально – демократический, парламентский) и недемократический (деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский, авторитарный) . Основные признаки авторитаризма. Парламентаризм и парламент. Однопалатный и двух палатный парламент.
Гражданское общество и правовое государство.
Гражданское общество как отражение реальности и как идеал или лозунг. Взаимосвязь понятий «гражданское общество», «гражданство» и «гражданин». Гражданство. Связь гражданства и избирательного права в историческом развитии. Политические права и свободы гражданина в современном демократическом государстве. Правовое государство и его признаки. Тоталитарное государство и его основные черты.
Голосование, выборы, референдум.
Активное и пассивное избирательное право. Активность избирателей. Выборы. Электорат. Референдум.
Политические партии.
Политическая партия. Конкуренция между партиями в борьбе за власть. Функции политической партии. Классификация политических партий. Партийная система. Многопартийность. Партийные блоки. Признаки политической партии: политическая программа, партийный устав, руководящие органы, разветвлённая сеть первичных местных организаций, активное участие в борьбе за власть. Политическая программа.
Повторительно-обобщающий урок по теме:
Характеристика основных видов деятельности учащихся
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;
• правильно определять инстанцию (государственный орган), в которую следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;
• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;
• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;
• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;
• различать факты и мнения в потоке информации;
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событийи процессов и делать обоснованные выводы.
Глава 2.Человек и его права (13 часов).
Право.
Социальные нормы. Дозволяющие , предписывающие, запрещающие правила, принятые в обществе. Юриспруденция, юристы, юридическая ответственность. Право. Признаки права. Права и обязанности. Обязанности гражданина. Ответственность. Правосознание. Функции права . Правовая культура личности. Нормы права . Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Гражданско - процессуальное и уголовно – процессуальное право. Гражданское право. Трудовое право, Семейное право. Иерархия правовых актов.
Закон и власть.
Взаимосвязь закона и власти. Ветви власти их основные институты (работа с текстом Конституции). Органы местного самоуправления (работа по главе 8 Конституции РФ).
Конституция.
Конституция. История возникновения конституций. Правовой статус человека. Международные документы в области охраны прав человека. Конституция РФ и её эволюция. Глава 2 Конституции РФ - Гражданин РФ и его права. Обязанности гражданина РФ. Президент РФ как гарант Конституции РФ.
Право и имущественные отношения.
Имущественные отношения. Собственник. Право собственности. Сделка. Гражданский кодекс РФ. Договор как вид сделки. Субъекты гражданского права. Моральный вред. Виды договоров. Иски.
Потребитель и его права.
Потребитель. Исполнитель. Основные права потребителей (по Закону о …). Изготовитель.
Труд и право.
Трудовое право. Трудовой договор. Трудовой кодекс. Трудовые права подростков.
Право, семья, ребёнок.
Семейное право. Права и обязанности супругов. Брачный контракт. Развод. Права и обязанности детей и родителей. Правоспособность и дееспособность. Опека и попечительство. Эмансипация. Общегражданские и политические права детей. Семейные права. Право на образование. Социальные права. Жилищное право. Трудовое право.
Преступление.
Преступление. Признаки преступления: деяние (действие или бездействие), общественная опасность, противоправность, виновность. Вина и её виды. Соучастники преступления: организатор, подстрекатель, пособник. Организованная преступность. Виды проступков: административные, гражданские и дисциплинарные. Ответственность за проступки и её виды. Презумпция невиновности. Подозреваемые и обвиняемые. Следователь. Криминалистика. Приговор: оправдательный или обвинительный. Наказание. Особенности наказания несовершеннолетних. Меры воспитательного воздействия.
Повторительно-обобщающий урок по теме: Человек и его права.
Характеристика основных видов деятельности учащихся
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;
• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
• объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становлениеи развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.
Глава 3.Духовная сфера (7 часов).
Что такое культура.
Культура в широком и узком смысле. Культура народа. Культурный комплекс. Этикет. Культурное наследие. Культурные универсалии.
Культурные нормы.
Культурные нормы. Привычки. Манеры. Этикет. Обычай. Традиция. Вкус. Увлечение. Мода. Церемония. Ритуал. Нравы. Мораль общества. Обычное право. Санкции.
Формы культуры.
Формы культуры: элитарная, массовая, народная. Разновидности культуры: субкультура и контркультура. Элитарная культура и её признаки. Народная культура. Фольклор. Массовая или общедоступная культура.
Религия.
Понятие религии. Мифология. Фетишизм. Анимизм. Мировые религии.
Искусство.
Искусство в широком и узком смысле слова. Искусство и художественная культура. Красота. Добро. Истина.
Образование.
Исторические этапы и типы развития школы. Основные права и обязанности ученика . Устав школы .
Наука.
Наука как самая сложная область интеллектуальной деятельности человека. Функции науки Классификация науки .
Повторительно-обобщающий урок по теме: Духовная сфера.
Характеристика основных видов деятельности учащихся
• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры; распознавать и различать явления духовной культуры;
• описывать различные средства массовой информации;
• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
• видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение;
• описывать процессы создания, сохранения, трансляциии усвоения достижений культуры;
• характеризовать основные направления развитияотечественной культуры в современных условиях;
• осуществлять рефлексию своих ценностей.
Итоговое повторение.(1 час)
IV. Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Количество часов (34 ч.) |
| Теория | контроль |
1 | Введение. | 1 | |
2 | Политическая сфера | 11 | 1 |
3 | Человек и его права | 12 | 1 |
4 | Духовная сфера | 6 | 1 |
5 | Итоговый урок | | 1 |
| Итого | 30 | 4 |
V. Календарно-тематический план
№ урока | Название темы и урока | Кол-во часов | § учебника | Кален-ые сроки | Основные понятия и термины | Виды самостоятельных работ | Контроль | Домашнее задание |
| 1. Политическая сфера | 13 ч. | | план | факт | | | | |
1 | Власть. | 1ч | §1 | | | Сила, авторитет, власть, иерархия власти | Р.т з.1,4 | | §1 Р.т з.6,7,8 |
2 | Ветви власти | 1ч | | | | иерархия власти | | Входной контроль | |
3 | Государство. | 1ч | §2 | | | Государство, суверенитет, государственная монополия | Р.т з.2,5 | | §2 Р.т з.1,6 |
4 | Внешние и внутренние функции государства | 1ч | | | | | | | |
5 | Формы государства | 1ч | §3 | | | Национально-государственное устройство, сепаратизм, централизованное государство, империя | Р.т з.1,3,4 | | §3 Составить синквейн «Сепаратизм» |
6 | Национально-государственное устройство. Формы национально-государственного устройства | 1ч | | | | | | | |
7 | Формы правления | 1ч | §4 | | | Монархия, аристократия, демократия, тирания, олигархия, республика, импичмент | Р.т з.5- заполнить схемы | | §4 Р.т з.1,2,3 |
8 | Политические режимы | 1ч | §5 | | | Авторитаризм, тоталитаризм, парламент | Р.т з.1 | | §5 Р.т з.4,5,6 |
| Зачет по теме «Формы государства» | 1ч | | | | | | | |
9 | Гражданское общество и правовое государство | 1ч | §6 | | | Гражданское общество, гражданство, правовое государство | Р.т з.3 | | §6 |
10 | Голосование, выборы, референдум | 1ч | §7 | | | Активное избирательное право, пассивное избирательное право, электорат, референдум | Составить синквейн «Референдум» | | §7 Р.т з.1,2,5 |
11 | Политические партии | 1ч | §8 | | | Политическая партия, | Работа в группах: составление «Программы партии» | | §8 Р.т з.1,3,4,6 |
12 | Однопартийная и многопартийная системы их особенности, преимущества и недостатки | 1ч | | | | многопартийность, политическая программа | | | Повторить §1-7 |
13 | П-о урок по теме: Политическая сфера | 1ч | | | | | | Тест | |
| 2. Человек и его права | 13ч. | | | | | | | |
14 | Право | 1ч | §9 | | | Социальные нормы, право, норма права, отрасль права, правовая культура | Составление кластера «Правовая культура» | | §9 Р.т з.1,2,4 5,6,7 |
15 | Закон и власть | 1ч | §10 | | | Федеральное собрание, правительство, Президент, правоохранительные органы, | Р.т з.1,4 | | §10 Р.т з.2,3 |
16 | Конституция | 1ч | §11 | | | Конституция, правовой статус человека, гражданство, конституционные обязанности | Составить схему «Структура Конституции РФ» | | §11 Р.т з.4 |
17 | Право и имущественные отношения. | 1ч | §12 | | | Имущественные отношения, право, собственности, | Р.т з.6 | | §12 Р.т з.3,5 |
18 | Сделка и договор | 1ч | | | | сделка, договор, иск | | | |
19 | Потребитель и его права | 1ч | §13 | | | Потребитель, исполнитель, изготовитель | Решение ситуаций и их анализ | | §13 |
20 | Труд и право. | 1ч | §14 | | | Трудовое право, детский труд | Составление трудового договора | контроль | §14 |
21 | Трудовой договор | 1ч | | | | | | | §14 Р.т з.2 |
22 | Право, семья, ребенок . | 1ч | §15 | | | правоспособность, дееспособность | Решение жизненных ситуаций с использованием Семейного кодекса | | §15 |
23 | Брачный договор. | 1я | | | | Брачный контракт, | | | §15 Р.т з.2,3,4 |
24 | Правонарушение и виды юридической ответственности. | 1ч | §16 | | | Правонарушение, проступок, наказание несовершеннолетних, | Таблица сравнительная « Уголовное и гражданское правонарушение» Р.т З. 2,3 | | §16 Р.т з.4,5 |
25 | Преступление | 1ч | | | | преступление | | | Повторить § 9-15 |
26 | П-О по теме: Человек и его права | 1ч | | | | | | Тест | |
| 3 Духовная сфера | 8 ч | | | | | | | |
27 | Что такое культура | 1ч | §17 | | | Культура, культурный комплекс, этикет, культурное наследие | Составить синквейн «Культура» Р.т З. 1, 2 | | §17 Р.т З. 5 |
28 | Культурные нормы | 1ч | §18 | | | Культурные нормы, манеры, обычаи, традиции, привычки, мода, нравы, мораль, санкции, обычное право | Р.т З. 1,2,3 | | §18 Р.т З. 4,5 |
29 | Формы культуры. Искусство и религия | 1ч | §19,20, 21 | | | Элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура, контркультура | Р.т З. 2,3 к §19 | | §19-21 Р.т З. 5 к §20 Р.т З. 4 к §21 |
30 | Образование и наука | 1ч | §22,23 | | | Система образования, наука | Составить таблицу «Формы образования» | | §22,23 Р.т З. 3,5к §22 Р.т З. 1,2к §23 Повторить § 17-21 |
31 | П-о по теме: Духовная сфера | 1ч | | | | | | Тест | Повторить § 1-7 Повторить § 9-15 |
32 | Подготовка к итоговой годовой контрольной работе | 1ч | | | | | | | |
33 | Итоговая контрольная работа | 1ч | | | | | | | |
34 | Итоговый урок по курсу «Обществознание» | 1ч | | | | | | | |