СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дисциплины ОП.06. Теоретические основы химической технологии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа дисциплины ТОХТ разработана на основе ФГОС СПО  по специальности 18.02.06 Химическая технология органических веществ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дисциплины ОП.06. Теоретические основы химической технологии»

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Стерлитамакский химико-технологический колледж




«РАССМОТРЕНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

на заседании ЦМК

Директор ГБПОУ СХТК

технологического цикла

__________Г.А.Губайдуллин

Протокол № __1__

«___» __________ 2018 г.

От « 01» _сентября__ 2018 г.


Председатель ЦМК ____ Н.Г.Абдеева











Рабочая программа

дисциплины

ОП.06. Теоретические основы химической технологии


18.02.06 Химическая технология органических веществ


















Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по специальности 18.02.06 Химическая технология органических веществ




Организация-разработчик: ГБПОУ СХТК



Разработчик:

Белякова Татьяна Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ Стерлитамакский химико – технологический колледж



Актуализировано с учетом профессиональных стандартов



























Содержание



стр.

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины


4

  1. Структура и рабочее содержание учебной дисциплины


8

  1. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины


11

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины


12



1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

ОП.06. Теоретические основы химической технологии


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности

18.02.06 Химическая технология органических веществ.


1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ

Дисциплина входит в:

ОП.00. Общепрофессиональные дисциплины

ОП.06. Теоретические основы химической технологии


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- выполнять материальные и энергетические расчеты технологических показателей химических производств;

- определять оптимальные условия проведения химико-технологических процессов;

- составлять и делать описание технологических схем химических процессов;

- обосновывать целесообразность выбранной технологической схемы и конструкции оборудования;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - теоретические основы физических, физико-химических и химических процессов;

- основные положения теории химического строения веществ;

- основные понятия и законы физической химии и

химической термодинамики;

- основные типы, конструктивные особенности и принцип работы технологического оборудования производства;

- основы теплотехники, теплопередачи, выпаривания;

- технологические системы основных химических производств и их аппаратурное оформление.

Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к освоению учебной дисциплины ППССЗ по специальности

18.02.06 Химическая технология органических веществ

ПК1.1 Подготавливать оборудование к безопасному пуску, выводу на технологический режим

ПК 1.2. Контролировать работу основного и вспомогательного оборудования, технологических линий, коммуникаций и средств автоматизации.


ПК1.3 Обеспечивать безопасную эксплуатацию оборудования при ведении технологического процесса

ПК1.4 Подготавливать оборудование к проведению ремонтных работ

ПК2.1 Подготавливать исходное сырье и материалы

ПК 2.2. Поддерживать заданные параметры технологического процесса с помощью контрольно-измерительных приборов и результатов аналитического контроля.

ПК2.3 Выполнять требования промышленной и экологической безопасности и охраны труда

ПК2.4 Рассчитывать технико-экономические показатели технологического процесса

ПК 2.5. Соблюдать нормативы образования газовых выбросов, сточных вод и отходов производства.

ПК3.1 Контролировать и вести учет расхода сырья, материалов, энергоресурсов, полупродуктов, готовой продукции и отходов

ПК3.2 Контролировать качество сырья, полуфабрикатов (полупродуктов) и готовой продукции

ПК 3.3. Выявлять и устранять причины технологического брака

ПК3.4 Принимать участие в разработке мероприятий по снижению расхода сырья, энергоресурсов и материалов

ПК 4.1. Планировать и координировать деятельность персонала по выполнению производственных заданий.

ПК 4.2. Организовывать обучение безопасным методам труда, правилам технической эксплуатации оборудования, техники безопасности.

ПК 4.3. Контролировать выполнение правил техники безопасности, производственной и трудовой дисциплины, требований охраны труда промышленной и экологической безопасности.

ПК 4.4. Участвовать в оценке и обеспечении экономической эффективности работы подразделения.

Содержание дисциплины ориентировано на формирование следующих общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


1.4. Особенности реализации дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья


Особенности реализации рабочей программы учебной дисциплины для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья зависит от состояния их здоровья и конкретных проблем, возникающих в каждом отдельном случае. Данной категории студентов предоставляется неограниченный доступ к электронной образовательной среде (Интернет-ресурсам, ЭБС), выделяется дополнительное время при проведении текущего контроля, промежуточной и государственной итоговой аттестации.

При организации образовательного процесса студентам с нарушением слуха преподаватель:

  • в ходе занятия говорит немного громче и четче;

  • уделяет повышенное внимание специальным профессиональным терминам, а также использованию профессиональной лексики;

  • используемые специальные термины в ходе занятия прописывает на доске для лучшего их усвоения;

  • использует разнообразный наглядный материал (презентации, видеолекции, видеофайлы, видеофильмы);

  • проводит занятия в аудиториях, оснащенных интерактивными досками, компьютером,

  • увеличительными устройствами (лупа).

При организации образовательного процесса студентам с речевыми нарушениями преподаватель:

  • предоставляет возможность письменно отвечать на поставленные вопросы при проведении текущего контроля знаний, промежуточной и итоговой аттестации;

  • использует оценочные средства в печатной форме или в форме электронного документа.

  • При организации образовательного процесса мультимедийным проектором;

  • использует оценочные средства в печатной форме или в форме электронного документа.

При организации образовательного процесса студентам с нарушением зрения преподаватель:

  • представляет информацию в печатном виде с крупным шрифтом (16 - 18 пунктов);

  • изучаемый материал повторяет несколько раз для лучшего его усвоения;

  • предоставляет возможность во время занятия использовать звукозаписывающие устройства, диктофон и компьютеры во время занятий;

  • озвучивает во время занятия написанную на доске информацию;

  • оценочные средства распечатывает с увеличенным шрифтом;

обеспечивает студентов студентам с нарушением опорно-двигательного аппарата преподаватель:

  • использует разнообразный наглядный материал (презентации, видеолекции, видеофайлы, видеофильмы);

  • имеет методический материал для организации самостоятельной работы студентов на электронном носителе;

  • предусматривает возможность проведения индивидуальных консультаций посредством электронной почты;

  • использует оценочные средства в печатной форме или в форме электронного документа;

  • формы контроля проводит в виде письменных работ;

При организации образовательного процесса студентам с психическим нарушением (ЗПР) преподаватель:

  • в процессе обучения использует разнообразный наглядный материал (презентации, видеолекции, видеофайлы, видеофильмы);

  • для закрепления знаний, полученных на занятии, а также для выполнения практических работ, использует рабочие тетради или методические указания для выполнения самостоятельной работы в печатном виде;

  • изучаемый материал повторяет несколько раз для лучшего его усвоения;

  • для формирования у студента способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознания возникающих трудностей, формирования умения запрашивать и использовать помощь прибегает к психокоррекционной помощи психолога, социального педагога;

  • при изучении нового материала использует игровые технологии обучения, проблемное обучение, информационные технологии;

  • формы контроля проводит в виде письменных работ.


1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:


максимальной учебной нагрузки обучающегося 81 часов (ОЧ-18; ВЧ-63), в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 12 часов; вариативной части – 42 часов;

самостоятельной работы обучающегося 27 часов (ОЧ-6ч. и ВЧ-21ч.).

2. Структура и содержание учебной дисциплины


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

81 (12 оч + 42вч+27сро)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

54 (12 оч +

42 вч)

в том числе:


лекции

34(4+ВЧ30)

практические занятия

20(8+ВЧ12)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

27(6+21ВЧ)

в том числе:


самостоятельная работа внеаудиторная

4

ответы на контрольные вопросы, работа с Интернет-ресурсами

6

подготовка рефератов, сообщений, тематических кроссвордов

4

составление тестов

2

выполнение эскизов аппаратов

2

выполнение технологических схем

6

решение задач и упражнений

3

Итоговая аттестация в форме экзамена





















2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.06 Теоретические основы химической технологии

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Закономерности химико-технологических процессов (ХТП)




18


Тема 1.1.

Основные характеристики химико-технологических процессов

Содержание учебного материала

12


1

Классификация и основные показатели химико-технологических процессов (ХТП).

2

2

2

Этапы химико-технологического процесса .Принципиальная схема ХТП. Подготовка сырья к химической переработке

2

2

3

Классификация химических реакций. Равновесие в ХТП. Скорость ХТП.

2

2

4

Материальный и тепловой балансы. Термодинамические характеристики процессов.

2

2

Практические занятия

4








1.Расчет материального баланса химико-технологического процесса.

2

2.Расчет теплового баланса химико-технологического процесса .

2

Самостоятельная работа обучающихся

6

1.Составление планов и тезисов ответов.


2.Решение задач по расчету основных показателей ХТП.


Тема 1.2.

Гомогенные и гетерогенные химико-технологические процессы

Содержание учебного материала

6ВЧ

1

Характеристика гомогенных и гетерогенных, обратимых и необратимых ХТП.

2ВЧ

2

2

Катализ. Механизм действия катализаторов. Контактно-каталитические процессы.

2ВЧ

2

3

Высокотемпературные процессы. Выбор оптимального технологического режима процесса

2ВЧ

2

Самостоятельная работа обучающихся

4ВЧ


1.Выполнение эскизов аппаратов для проведения гомогенных и гетерогенных процессов.


2.Решение задач по определению скорости гомогенных и гетерогенных процессов.


Раздел 2.

Химико-технологические системы



36 ВЧ

Тема 2.1.

Типы химико - технологических систем (ХТС)

Содержание учебного материала

8ВЧ

1

Понятие и общая характеристика ХТС. Типы технологических связей.

2ВЧ

2

2

Основные направления совершенствования ХТС. Технологические, операторные, структурные, функциональные схемы производств.

2ВЧ

2





Практические занятия

4ВЧ


1.Составление функциональной, структурной, операторной , технологической схемы химико-технологического процесса по вариантам.

4ВЧ

Самостоятельная работа обучающихся

4ВЧ

1.Составление плана и тезисов ответов по теме 2.1 Типы ХТС


2.Выполнение чертежей различных видов ХТС.







1

2

3

Тема 2.2.

Производство основного органического синтеза











Содержание учебного материала

28 ВЧ

1

Теоретические основы производства метанола. Назначение, свойства, сырье, способы получения, стадии производства. Аналитический и технологический контроль технологического режима.

2ВЧ


2

2

Аппаратурное оформление производства метанола. Основные типы, конструктивные особенности и принцип работы технологического оборудования производства.

2ВЧ



2

Практические занятия

4ВЧ


1.Составление технологической схемы производства метанола по ГОСТ.

Составление функциональной, структурной, операторной схемы производства метанола.

4ВЧ

Самостоятельная работа обучающихся

6ВЧ

1.Выполнение эскизов аппаратов производства метанола.


2.Составление таблиц для систематизации учебного материала с помощью персонального компьютера


3.Решение задач на определение технико-экономических показателей




3

Теоретические основы производства синтетического бутадиен-стирольного каучука. Назначение, свойства, сырье, способы получения, стадии производства

2 ВЧ

2

4

Аппаратурное оформление производства бутадиена. Основные типы, конструктивные особенности и принцип работы технологического оборудования производства.

2 ВЧ

2

5

Аппаратурное оформление производства стирола. Основные типы, конструктивные особенности и принцип работы технологического оборудования производства.

2 ВЧ

2

6

Химико-технологический процесс сополимеризации бутадиена и стирола. Перспективы развития производства каучуков

2 ВЧ

2

Практические занятия

4 ВЧ


1.Составление функциональной, структурной, операторной , технологической схемы химико-технологического процесса производства бутадиена и стирола

4ВЧ

Самостоятельная работа обучающихся

2ВЧ

Составление опорных конспектов по теме «Производство полимеров»





7

Процессы окисления. Производство уксусной кислоты. Теоретические основы. Контроль сырья и готовой продукции.

2ВЧ

2

8

Технологическая схема производства уксусной кислоты

2 ВЧ

2

Практические занятия

4ВЧ


1.Составление функциональной, структурной, операторной , технологической схемы химико-технологического процесса производства уксусной кислоты

2


2 Составление технологической схемы производства уксусной кислоты по ГОСТ.

2

Самостоятельная работа обучающихся

5ВЧ


1.Выполнение эскизов аппаратов производства



2.Составление таблиц для систематизации учебного материала, презентаций с помощью персонального компьютера




81 час (18 ОЧ, 63 ВЧ)


3. Условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины не требует наличия мастерских и лабораторий. Необходимо наличие специализированного кабинета теоретических основ химической технологии

Оборудование кабинета:

модели и макеты аппаратов; мультимедийное оборудование; интерактивная доска; компьютерный тренажер; магнитная доска, схемы – тренажеры.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Москвичев Ю.А. Теоретические основы химической технологии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. завед.- М.:Издат.центр «Академия», 2016.-272с

  2. Сороко В.С. и др. Основы химической технологии. - Л.: Химия, 1986. http://www.twirpx.com/file/508544/

  3. Кутепов А.М. и др. Общая химическая технология. - М.: Высшая школа, 1990. http://www.twirpx.com/file/23678/

  4. Мухленов И.П. и др. Расчеты химико - технологических процессов. — Л.: Химия, 1976. http://www.twirpx.com/file/208618/

  5. Фурмер И.Э. и др. Общая химическая технология - М.: Высшая школа ,1986. http://www.twirpx.com/file/1062257/

Дополнительные источники:

  1. И. П. Мухленов и др. Теоретические основы химической технологии - Л.: Химия,1984. http://books.crimea.ua/cat3/kniga2542.html

  2. Иоффе И.Л. Проектирование процессов и аппаратов химической технологии: Учебник для техникумов.- Л.: «Химия»,1991. - 352 с., ил. http://www.twirpx.com/file/23719/

  3. .Основные процессы и аппараты химической технологии: Пособие по проектированию/ Г. С. Борисов, В. П. Брыков, Ю. И. Дытнерский и др. Под ред. Ю. И. Дытнерского, 2 - е изд., перераб. и дополн. М.: Химия, 1991 - 496с. http://www.twirpx.com/file/149546/

  4. . А. Г. Амелин и др. Общая химическая технология - Л.: Химия, 1977. http://www.twirpx.com/file/159296/

  5. Журнал Теоретические основы химической технологии http://www.choicejournal.ru/show.php?id=1322


Интернет-ресурсы:

  1. http://www.twirpx.com

  2. www.xumuk.ru

13. http://revolution.allbest.ru

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:


-читать, выбирать, изображать, составлять и описывать технологические схемы;

Оценка на практическом занятии

- выполнять материальные и энергетические расчеты технологических показателей химических производств;


Оценка на практических занятиях.

-определять оптимальные условия проведения

химико-технологических процессов;


Оценка на практических занятиях.

-обосновывать целесообразность выбранных технологических схем;

Оценка на практическом занятии

- обосновывать целесообразность выбранной

технологической схемы и конструкции

оборудования;



Оценка на практическом занятии.

Знать:


- теоретические основы физических, физико-

химических и химических процессов;


Тестирование, устный опрос

- основные положения теории химического

строения веществ;


Тестирование

- основные понятия и законы физической химии и химической термодинамики;


Тестирование, устный опрос

- основные типы, конструктивные особенности и принцип работы технологического оборудования

производства;


Оценка на практическом занятии

-типичные технологические системы химических производств и их аппаратурное оформление;

Оценка на практическом занятии

-основы теплотехники, теплопередачи,

выпаривания;


Оценка на практическом занятии и тестирование.






10