государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Стерлитамакский химико-технологический колледж
«РАССМОТРЕНО» | «УТВЕРЖДАЮ» |
на заседании ЦМК | Директор ГБПОУ СХТК |
технологического цикла | __________Г.А.Губайдуллин |
Протокол № __1__ | «___» __________ 2018 г. |
От « 01» _сентября__ 2018 г. | |
Председатель ЦМК ____ Н.Г.Абдеева | |
Рабочая программа
дисциплины
ОП.06. Теоретические основы химической технологии
18.02.06 Химическая технология органических веществ
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по специальности 18.02.06 Химическая технология органических веществ
Организация-разработчик: ГБПОУ СХТК
Разработчик:
Белякова Татьяна Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ Стерлитамакский химико – технологический колледж
Актуализировано с учетом профессиональных стандартов
Содержание
| стр. |
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
Структура и рабочее содержание учебной дисциплины | 8 |
Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 11 |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 12 |
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
ОП.06. Теоретические основы химической технологии
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности
18.02.06 Химическая технология органических веществ.
1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ
Дисциплина входит в:
ОП.00. Общепрофессиональные дисциплины
ОП.06. Теоретические основы химической технологии
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять материальные и энергетические расчеты технологических показателей химических производств;
- определять оптимальные условия проведения химико-технологических процессов;
- составлять и делать описание технологических схем химических процессов;
- обосновывать целесообразность выбранной технологической схемы и конструкции оборудования;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - теоретические основы физических, физико-химических и химических процессов;
- основные положения теории химического строения веществ;
- основные понятия и законы физической химии и
химической термодинамики;
- основные типы, конструктивные особенности и принцип работы технологического оборудования производства;
- основы теплотехники, теплопередачи, выпаривания;
- технологические системы основных химических производств и их аппаратурное оформление.
Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к освоению учебной дисциплины ППССЗ по специальности
18.02.06 Химическая технология органических веществ
ПК1.1 Подготавливать оборудование к безопасному пуску, выводу на технологический режим
ПК 1.2. Контролировать работу основного и вспомогательного оборудования, технологических линий, коммуникаций и средств автоматизации.
ПК1.3 Обеспечивать безопасную эксплуатацию оборудования при ведении технологического процесса
ПК1.4 Подготавливать оборудование к проведению ремонтных работ
ПК2.1 Подготавливать исходное сырье и материалы
ПК 2.2. Поддерживать заданные параметры технологического процесса с помощью контрольно-измерительных приборов и результатов аналитического контроля.
ПК2.3 Выполнять требования промышленной и экологической безопасности и охраны труда
ПК2.4 Рассчитывать технико-экономические показатели технологического процесса
ПК 2.5. Соблюдать нормативы образования газовых выбросов, сточных вод и отходов производства.
ПК3.1 Контролировать и вести учет расхода сырья, материалов, энергоресурсов, полупродуктов, готовой продукции и отходов
ПК3.2 Контролировать качество сырья, полуфабрикатов (полупродуктов) и готовой продукции
ПК 3.3. Выявлять и устранять причины технологического брака
ПК3.4 Принимать участие в разработке мероприятий по снижению расхода сырья, энергоресурсов и материалов
ПК 4.1. Планировать и координировать деятельность персонала по выполнению производственных заданий.
ПК 4.2. Организовывать обучение безопасным методам труда, правилам технической эксплуатации оборудования, техники безопасности.
ПК 4.3. Контролировать выполнение правил техники безопасности, производственной и трудовой дисциплины, требований охраны труда промышленной и экологической безопасности.
ПК 4.4. Участвовать в оценке и обеспечении экономической эффективности работы подразделения.
Содержание дисциплины ориентировано на формирование следующих общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Особенности реализации дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Особенности реализации рабочей программы учебной дисциплины для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья зависит от состояния их здоровья и конкретных проблем, возникающих в каждом отдельном случае. Данной категории студентов предоставляется неограниченный доступ к электронной образовательной среде (Интернет-ресурсам, ЭБС), выделяется дополнительное время при проведении текущего контроля, промежуточной и государственной итоговой аттестации.
При организации образовательного процесса студентам с нарушением слуха преподаватель:
в ходе занятия говорит немного громче и четче;
уделяет повышенное внимание специальным профессиональным терминам, а также использованию профессиональной лексики;
используемые специальные термины в ходе занятия прописывает на доске для лучшего их усвоения;
использует разнообразный наглядный материал (презентации, видеолекции, видеофайлы, видеофильмы);
проводит занятия в аудиториях, оснащенных интерактивными досками, компьютером,
При организации образовательного процесса студентам с речевыми нарушениями преподаватель:
предоставляет возможность письменно отвечать на поставленные вопросы при проведении текущего контроля знаний, промежуточной и итоговой аттестации;
использует оценочные средства в печатной форме или в форме электронного документа.
При организации образовательного процесса студентам с нарушением зрения преподаватель:
представляет информацию в печатном виде с крупным шрифтом (16 - 18 пунктов);
изучаемый материал повторяет несколько раз для лучшего его усвоения;
предоставляет возможность во время занятия использовать звукозаписывающие устройства, диктофон и компьютеры во время занятий;
озвучивает во время занятия написанную на доске информацию;
оценочные средства распечатывает с увеличенным шрифтом;
обеспечивает студентов студентам с нарушением опорно-двигательного аппарата преподаватель:
использует разнообразный наглядный материал (презентации, видеолекции, видеофайлы, видеофильмы);
имеет методический материал для организации самостоятельной работы студентов на электронном носителе;
предусматривает возможность проведения индивидуальных консультаций посредством электронной почты;
использует оценочные средства в печатной форме или в форме электронного документа;
формы контроля проводит в виде письменных работ;
При организации образовательного процесса студентам с психическим нарушением (ЗПР) преподаватель:
в процессе обучения использует разнообразный наглядный материал (презентации, видеолекции, видеофайлы, видеофильмы);
для закрепления знаний, полученных на занятии, а также для выполнения практических работ, использует рабочие тетради или методические указания для выполнения самостоятельной работы в печатном виде;
изучаемый материал повторяет несколько раз для лучшего его усвоения;
для формирования у студента способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознания возникающих трудностей, формирования умения запрашивать и использовать помощь прибегает к психокоррекционной помощи психолога, социального педагога;
при изучении нового материала использует игровые технологии обучения, проблемное обучение, информационные технологии;
формы контроля проводит в виде письменных работ.
1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 81 часов (ОЧ-18; ВЧ-63), в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 12 часов; вариативной части – 42 часов;
самостоятельной работы обучающегося 27 часов (ОЧ-6ч. и ВЧ-21ч.).
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 81 (12 оч + 42вч+27сро) |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 54 (12 оч + 42 вч) |
в том числе: | |
лекции | 34(4+ВЧ30) |
практические занятия | 20(8+ВЧ12) |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 27(6+21ВЧ) |
в том числе: | |
самостоятельная работа внеаудиторная | 4 |
ответы на контрольные вопросы, работа с Интернет-ресурсами | 6 |
подготовка рефератов, сообщений, тематических кроссвордов | 4 |
составление тестов | 2 |
выполнение эскизов аппаратов | 2 |
выполнение технологических схем | 6 |
решение задач и упражнений | 3 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.06 Теоретические основы химической технологии Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Закономерности химико-технологических процессов (ХТП) | | 18 | |
Тема 1.1. Основные характеристики химико-технологических процессов | Содержание учебного материала | 12 |
1 | Классификация и основные показатели химико-технологических процессов (ХТП). | 2 | 2 |
2 | Этапы химико-технологического процесса .Принципиальная схема ХТП. Подготовка сырья к химической переработке | 2 | 2 |
3 | Классификация химических реакций. Равновесие в ХТП. Скорость ХТП. | 2 | 2 |
4 | Материальный и тепловой балансы. Термодинамические характеристики процессов. | 2 | 2 |
Практические занятия | 4 | |
1.Расчет материального баланса химико-технологического процесса. | 2 |
2.Расчет теплового баланса химико-технологического процесса . | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 |
1.Составление планов и тезисов ответов. | |
2.Решение задач по расчету основных показателей ХТП. | |
Тема 1.2. Гомогенные и гетерогенные химико-технологические процессы | Содержание учебного материала | 6ВЧ |
1 | Характеристика гомогенных и гетерогенных, обратимых и необратимых ХТП. | 2ВЧ | 2 |
2 | Катализ. Механизм действия катализаторов. Контактно-каталитические процессы. | 2ВЧ | 2 |
3 | Высокотемпературные процессы. Выбор оптимального технологического режима процесса | 2ВЧ | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4ВЧ | |
1.Выполнение эскизов аппаратов для проведения гомогенных и гетерогенных процессов. | |
2.Решение задач по определению скорости гомогенных и гетерогенных процессов. | |
Раздел 2. Химико-технологические системы | | 36 ВЧ |
Тема 2.1. Типы химико - технологических систем (ХТС) | Содержание учебного материала | 8ВЧ |
1 | Понятие и общая характеристика ХТС. Типы технологических связей. | 2ВЧ | 2 |
2 | Основные направления совершенствования ХТС. Технологические, операторные, структурные, функциональные схемы производств. | 2ВЧ | 2 |
| | | |
Практические занятия | 4ВЧ | |
1.Составление функциональной, структурной, операторной , технологической схемы химико-технологического процесса по вариантам. | 4ВЧ |
Самостоятельная работа обучающихся | 4ВЧ |
1.Составление плана и тезисов ответов по теме 2.1 Типы ХТС | |
2.Выполнение чертежей различных видов ХТС. | |
1 | 2 | 3 |
Тема 2.2. Производство основного органического синтеза | Содержание учебного материала | 28 ВЧ |
1 | Теоретические основы производства метанола. Назначение, свойства, сырье, способы получения, стадии производства. Аналитический и технологический контроль технологического режима. | 2ВЧ | 2 |
2 | Аппаратурное оформление производства метанола. Основные типы, конструктивные особенности и принцип работы технологического оборудования производства. | 2ВЧ | 2 |
Практические занятия | 4ВЧ | |
1.Составление технологической схемы производства метанола по ГОСТ. Составление функциональной, структурной, операторной схемы производства метанола. | 4ВЧ |
Самостоятельная работа обучающихся | 6ВЧ |
1.Выполнение эскизов аппаратов производства метанола. | |
2.Составление таблиц для систематизации учебного материала с помощью персонального компьютера | |
3.Решение задач на определение технико-экономических показателей | |
| |
3 | Теоретические основы производства синтетического бутадиен-стирольного каучука. Назначение, свойства, сырье, способы получения, стадии производства | 2 ВЧ | 2 |
4 | Аппаратурное оформление производства бутадиена. Основные типы, конструктивные особенности и принцип работы технологического оборудования производства. | 2 ВЧ | 2 |
5 | Аппаратурное оформление производства стирола. Основные типы, конструктивные особенности и принцип работы технологического оборудования производства. | 2 ВЧ | 2 |
6 | Химико-технологический процесс сополимеризации бутадиена и стирола. Перспективы развития производства каучуков | 2 ВЧ | 2 |
Практические занятия | 4 ВЧ | |
1.Составление функциональной, структурной, операторной , технологической схемы химико-технологического процесса производства бутадиена и стирола | 4ВЧ |
Самостоятельная работа обучающихся | 2ВЧ |
Составление опорных конспектов по теме «Производство полимеров» | |
| | |
7 | Процессы окисления. Производство уксусной кислоты. Теоретические основы. Контроль сырья и готовой продукции. | 2ВЧ | 2 |
8 | Технологическая схема производства уксусной кислоты | 2 ВЧ | 2 |
Практические занятия | 4ВЧ | |
1.Составление функциональной, структурной, операторной , технологической схемы химико-технологического процесса производства уксусной кислоты | 2 | |
2 Составление технологической схемы производства уксусной кислоты по ГОСТ. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 5ВЧ | |
1.Выполнение эскизов аппаратов производства | | |
2.Составление таблиц для систематизации учебного материала, презентаций с помощью персонального компьютера | | |
| 81 час (18 ОЧ, 63 ВЧ) | |
3. Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины не требует наличия мастерских и лабораторий. Необходимо наличие специализированного кабинета теоретических основ химической технологии
Оборудование кабинета:
модели и макеты аппаратов; мультимедийное оборудование; интерактивная доска; компьютерный тренажер; магнитная доска, схемы – тренажеры.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Москвичев Ю.А. Теоретические основы химической технологии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. завед.- М.:Издат.центр «Академия», 2016.-272с
Сороко В.С. и др. Основы химической технологии. - Л.: Химия, 1986. http://www.twirpx.com/file/508544/
Кутепов А.М. и др. Общая химическая технология. - М.: Высшая школа, 1990. http://www.twirpx.com/file/23678/
Мухленов И.П. и др. Расчеты химико - технологических процессов. — Л.: Химия, 1976. http://www.twirpx.com/file/208618/
Фурмер И.Э. и др. Общая химическая технология - М.: Высшая школа ,1986. http://www.twirpx.com/file/1062257/
Дополнительные источники:
И. П. Мухленов и др. Теоретические основы химической технологии - Л.: Химия,1984. http://books.crimea.ua/cat3/kniga2542.html
Иоффе И.Л. Проектирование процессов и аппаратов химической технологии: Учебник для техникумов.- Л.: «Химия»,1991. - 352 с., ил. http://www.twirpx.com/file/23719/
.Основные процессы и аппараты химической технологии: Пособие по проектированию/ Г. С. Борисов, В. П. Брыков, Ю. И. Дытнерский и др. Под ред. Ю. И. Дытнерского, 2 - е изд., перераб. и дополн. М.: Химия, 1991 - 496с. http://www.twirpx.com/file/149546/
. А. Г. Амелин и др. Общая химическая технология - Л.: Химия, 1977. http://www.twirpx.com/file/159296/
Журнал Теоретические основы химической технологии http://www.choicejournal.ru/show.php?id=1322
Интернет-ресурсы:
http://www.twirpx.com
www.xumuk.ru
13. http://revolution.allbest.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
-читать, выбирать, изображать, составлять и описывать технологические схемы; | Оценка на практическом занятии |
- выполнять материальные и энергетические расчеты технологических показателей химических производств; | Оценка на практических занятиях. |
-определять оптимальные условия проведения химико-технологических процессов; | Оценка на практических занятиях. |
-обосновывать целесообразность выбранных технологических схем; | Оценка на практическом занятии |
- обосновывать целесообразность выбранной технологической схемы и конструкции оборудования; | Оценка на практическом занятии. |
Знать: | |
- теоретические основы физических, физико- химических и химических процессов; | Тестирование, устный опрос |
- основные положения теории химического строения веществ; | Тестирование |
- основные понятия и законы физической химии и химической термодинамики; | Тестирование, устный опрос |
- основные типы, конструктивные особенности и принцип работы технологического оборудования производства; | Оценка на практическом занятии |
-типичные технологические системы химических производств и их аппаратурное оформление; | Оценка на практическом занятии |
-основы теплотехники, теплопередачи, выпаривания; | Оценка на практическом занятии и тестирование. |
10