МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Дагестан
«Колледж машиностроения и сервиса им. С. Орджоникидзе»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.05 Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Код и наименование специальности: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (в промышленности)
входящей в состав УГС 38.00.00 Экономика и управление
Квалификация выпускника: Бухгалтер
2017г.
ОДОБРЕНО Цикловой комиссией общегуманитарных дисциплин Протокол № ____ от «____» ______ 20___ г. Председатель ЦК _______________ Рикматуллаева М.М. | | УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебно-методической работе _____________ Гаджиева Д.С. «____» _____________ 20___ г. |
Рабочая программа учебной дисциплины «ОПД.05 Правовое обеспечение профессиональной деятельности» разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление утвержденного приказом Минобрнауки России от 28.07.2014г. № 832 (зарегистрировано в Минюсте России 19. 08.2014г. № 33638);
с учетом:
- Методических рекомендаций по разработке рабочей программы учебной дисциплины при реализации программы подготовки специалистов среднего звена, разработанных Отделом профессионального образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом колледжа на 2017/2018 учебный год.
Разработчик:
© Кичиева Наида Габибовна 2017
© ГБПОУ РД «Колледж машиностроения и сервиса им. С.Орджоникидзе» 2017
Содержание
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
1.1. Область применения программы 4
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы 4
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: 4
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: 5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 6
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины 7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 11
3.2 Информационное обеспечение обучения 11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.05 Правовое обеспечение профессиональной деятельности
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины1:
Освоение дисциплины должно способствовать формированию общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Освоение дисциплины должно способствовать овладению профессиональными компетенциями:
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на о с-нове рабочего плана счетов бухгалтерского учета
ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества органи-зации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации
имущества в местах его хранения.
ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответ-ствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей
(регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов
и сборов в бюджеты различных уровней.
ПК 3.2. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды.
ПК 3.4. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во вне-
бюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно -кассовым банковским операциям.
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное
и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые
декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать необходимые нормативно-правовые документы;
- защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско -процессуальным и
трудовым законодательством;
- анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с
правовой точки зрения;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения Конституции Российской Федерации;
- права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
- понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;
- законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
- организационно-правовые формы юридических лиц;
- правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;
- права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
- порядок заключения трудового договора и основания его прекращения;
- правила оплаты труда;
- роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения;
- право социальной защиты населения;
- право социальной защиты граждан;
- понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;
- виды административных правонарушении и административной ответственности;
- нормы защиты нарушенных прав и судебной порядок разрешения споров
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 85 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 57 часов;
объем времени обязательной части ППССЗ 57 час.
объем времени вариативной части ППССЗ 00 час.
самостоятельной работы обучающегося 28 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 85 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 57 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 18 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 28 |
в том числе: | 28 |
проработка конспектов занятий, учебной литературы; оформление отчетов по практическим занятиям, подготовка к их защите; подготовка и защита рефератов. |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Правовые обеспечение профессиональной деятельности» Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Право и этика | 15 | |
Тема 1.1. Правовое регулирование экономических отношений | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности. | 1 |
2 | Экономические отношения |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: - проработка конспектов по теме, нормативно-правовых актов - подготовка доклада на тему: Субъекты предпринимательской деятельности | 2 |
Тема 1.2. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Понятие и признаки юридического лица. Организационно-правовые формы юридических лиц. | 2 |
2 | Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц. | | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
1. | Решение ситуации по проблемам создания и прекращения предприятия | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся проработка конспектов занятий, учебной литературы. Составление реферата по теме: Виды юридического лица | 3 |
Раздел 2. Правовое регулирование договорных отношений в сфере хозяйственной деятельности | 27 |
Тема 2.1.Договорные отношения предприятий | Содержание учебного материала | 8 |
1 | Понятие и содержание договора. | 2 |
2. | Виды хозяйственных договоров | | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Составление договора купли-продажи | 2 |
Составления договора поставки | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся - Подготовка доклада по темам: «Договор купли-продажи», «Договор поставки». «Организационно правовые формы предприятий» - составить схему договорной работы на предприятии | 4 |
Тема 2.2 Тема Обязательства | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Ответственность за нарушение договорных обязательств | | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 2 |
1 | Разбор ситуационных задач по договорным обязательствам |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Тема 2.3 Претензионная работа | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Сущность рассмотрения хозяйственных споров | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 4 |
1 | Составление претензии. |
2 | Составление искового заявления | |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка реферата по темам: 1.Претензионный порядок урегулирования споров. 2.Ответственность за нарушение договорных обязательств. 3.Рассмотрение экономических споров в арбитражных судах. | 3 |
Раздел 3. Трудовое право | 36 |
Тема 3.1. Правовое регулирование трудовых отношений | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Основные понятия и источники трудового права. Трудовые правоотношения. | 2 |
2. | Порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения. | | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 2 |
1 | Составление трудового договора. |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Составление доклада по темам: 1. Изменение и расторжение трудового договора. 2. Порядок увольнения работника. 3.Виды государственной поддержки безработных граждан | 3 |
Тема 3.2. Рабочее время и время отдыха, Оплата труда | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Режим рабочего времени | 2 |
2 | Значение режима времени отдыха | 2 |
3 | Правовое регулирование заработная плата. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Составление реферата по темам: 1. Структура и виды рабочего времени 2. Совместительство и сверхурочная работа. Составить расчет заработной платы | 3 |
Тема 3.3. Трудовая дисциплина и материальная ответственность | Содержание учебного материала | 8 |
1 | Понятие и методы обеспечения дисциплины труда. | 2 |
2 | Понятие и виды материальной ответственности сторон. | | |
3. | Трудовые споры и порядок их рассмотрения | | |
Лабораторные работы | , | 3 |
Практические занятия | - |
Рассмотрение ситуационных задач по трудовым спорам | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Составление реферата по темам: 1. Дисциплинарные проступки и дисциплинарные взыскания. 2. Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности.. | 4 |
Тема. 3.4. Правовое регулирование занятости и трудоустройства | Содержание учебного материала | 4 |
1. | Правовое обеспечение социальной защиты граждан | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практическое занятие | - |
Составление резюме | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат на тему: «Пенсии, и ее виды» Провести сравнительный анализ «Отличия базовой пенсии от накопительной». | 2 |
Раздел 4 Административная ответственность | 7 |
Тема 4.1. Административные ответственность | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Понятие и значение административных правонарушений. | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат по теме: 1.Правовые последствия незаконного увольнения. 2. Судебный порядок разрешения споров. | 1 |
Тема 4.2. Защита нарушенных прав | Содержание учебного материала | 3 |
1. | Рассмотрение дел об административном правонарушении | 2 | 2 |
2. | Порядок наложения взысканий | 1 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат на тему: 1. «Административные правонарушения» 2.Виды ответственности и меры государственного принуждения. | 1 |
Всего: | 85 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
Оборудование учебного кабинета:
− 30 посадочных мест для студентов;
− рабочее место преподавателя;
− нормативно-правовые документы;
− комплект учебно-методических пособий
Технические средства обучения:
- интерактивная доска;
- телевизор, DVD-проектор;
- мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. А.И.Тыщенко «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»,
учебник/под ред. Ростов-на-Дону, 2014
2. Правовое обеспечение профессиональной деятельности:
Учебник / Под ред.Д. О. Тузова, В. С. Аракчеева — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014
3. Правовое обеспечение профессиональной деятельности:
Учебник / Под ред. Румынина В.В. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013
Дополнительные источники:
1. Пантюхин А.В., Смирнова Е.В. Предпринимательское право: Учебное
пособие. - М.: ТК Велби, КноРус, 2009.
2 Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред.
К.Н.Гусова. - М., 2009.
3 Куренной A.M. Трудовые споры: Практический комментарий. - М., 2010.
4. Четвериков В.С. Административное право: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.
5. Айзин С. - М., Тихомиров М.Ю. Юридическая служба на предприятии:
настольная книга юрисконсульта. - М.: 2009.
Интернет – ресурсы:
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, самостоятельных работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
уметь: | |
| Оценка результатов практических занятий |
| Оценка результатов практических занятий |
| Экспертная оценка решений практических ситуаций |
знать: | |
| Оценка фронтального и индивидуального опроса во время аудиторных занятий |
| Оценка выполнения тестовых заданий |
| Оценка выполнения индивидуальных заданий подготовка и защита доклада |
| Оценка решений правовых ситуаций |
- организационно-правовые формы юридических лиц | Оценка выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы |
- правовое положение субъектов предпринимательской деятельности | Оценка выполнения тестовых заданий |
- права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности | Оценка выполнения тестовых заданий |
- порядок заключения трудового договора и основания его прекращения | Оценка фронтального и индивидуального опроса во время аудиторных занятий |
- правила оплаты труда | Оценка решений правовых ситуаций |
- роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения; - право социальной защиты населения | Оценка выполнения индивидуальных заданий подготовка и защита доклада |
- право социальной защиты граждан | Оценка выполнения тестовых заданий |
- понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника | Оценка решений правовых ситуаций |
- виды административных правонарушении и административной ответственности | работа с текстом Кодекса об административных правонарушениях, подготовка доклада и презентации |
- нормы защиты нарушенных прав и судебной порядок разрешения споров | Оценка решений правовых ситуаций |
1
7