Протокол №1 от «31» августа2018г. от «31»августа2018г. №64
Булдакова Т.Н.
г. Абакан, 2018-2019 уч. год.
Программа дополнительных образовательных услуг «Логика» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования и разработана на основе программ «Детство» авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева; «Играя - развиваюсь» А.Н. Бурова; «Маленькие гении» В.В. Воскобовича. Программа реализуется на базе МБДОУ Д\С Умка», в которых утверждены основные принципы, цели и задачи.
В соответствии с ФГОС программа дополнительных образовательных услуг разработана с учётом требований к образовательной программы и направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, его всестороннего и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Методика работы дополнительных образовательных услуг «Логика» направлена на освоение детьми задач образовательных областей:
Программа учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников группы, членов их семей и педагогов, и ориентирована на сложившиеся традиции группы.
Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают счет, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и размеров. Ребенок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметном и числовом уровнях. У детей расширяется общий кругозор и интеллектуальные возможности, складываются предпосылки для развития логического мышления. В умственном развитии ребёнка процессу овладения логическими отношениями принадлежит существенная роль.
Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас у нас в детском саду, завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения, врач ставит обоснованный диагноз, судья выносит аргументированный приговор, критик объективно оценивает фильм. Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, толковыми юристами, честными критиками, им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями.
Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом. Занимаясь с детьми, нами было замечено, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами.
В старшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться элементы логического мышления, которое необходимо развивать.
Актуальность данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению высших психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. Детей необходимо учить, не только лепить, рисовать, считать, но и рассуждать, это и побудило создать кружок «Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики «Логика»
1.Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию, ограничению.
2.Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно–следственные связи, делать выводы.
3.Воспитывать у детей потребность умственно напрягаться, занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.
4.Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.
5.Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству.
Эффективность занятий кружка достигается через использование современных образовательных технологий. В работе используются следующие технологии обучения:
Тип программы – авторская.
Период обучения – 1 год.
- конструирование.
Месяц | Тема | Программное содержание | Совместная деятельность |
октябрь | «Найди клад» | Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину. | Решение сказочных задач; Превращение квадрата «Домик». Лабиринты» Найди клад |
«Угадай-ка» | Развитие умения выявлять, абстрагировать и называть свойства ( цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета ( не красный, не треугольный и т.д.) | Д/и «На что похоже»; «Магазин посуды»; Игры со счетными палочками. |
«Домик» игра со счетными палочками. | Учить детей сосчитывать, сравнивать, воспроизводить количество предметов по образцу, числу с использованием цифр; обобщение трех групп предметов, действий по числу. | Выкладывание из палочек знакомых геометрических фигур. Превращение квадрата «Домик». |
Ознакомление с понятиями «геометрическая фигура», «геометрическое место точек». | Формирование представления о геометрических фигурах; развитие памяти, логического мышления, умения работать с карандашом и бумагой. Воспитывать интерес к занятию. | Д/и: «Дорожные знаки». Вариант конструирования по логическим блокам Дьенеша: «Домино». Д/и: «Измени количество квадратов в фигуре», «Кубики для всех». |
| « Необычные фигуры» | Развитие способности к анализу, абстрагированию; умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий ( разветвленный алгоритм - «выращивание дерева»); творческого мышления, воображения. | Д/и: «Дерево», Выкладывание из мозаики геометрических узоров. |
«Кошечка» игра-конструирование. | Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать воображение, зрительный глазомер. | Игра с палочками Х. Кюизенера. «Построй домик для кошечки» Вариант конструирования по логическим блокам Дьенеша |
«Поезда» | Упражнять детей в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке, упорядочении палочек по длине, освоении состава числа, различении цифр, цвета; развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать, самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на них. | Разучиваем стихотворения С. Маршака: Вот семерка – кочерга. У нее одна нога. Игра с палочками Х. Кюизенера-построить поезд из цветных палочек Кюизенера |
Решение логических задач. Выкладывание элементов узора одежды хантов. | Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы. Познакомить детей с узорами хантыйской одежды | Дидактические игры «К нам пришли гости», «Вежливый разговор», «Назови одежду», «Изготовь нарты» |
ноябрь | «Дорожки» | Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам. | Физкультминутка «Раз – согнулся, разогнулся». Превращение квадрата «Летучая мышь |
«Домино» | Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам | Д/игра: «Домино» "Исправь ошибку","Назови соседей" |
«Собачка» игра-конструирование. | Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать воображение, зрительный глазомер. Закреплять умения составлять фигуры из частей | Игра: «Архитекторы» Игра «Танграм» Красная книга Хакасии. Вариант конструирования по логическим блокам Дьенеша |
Ознакомление с понятиями «замкнутая кривая». Выкладывание из счетных палочек элементов узора одежды народов Хакасии. | Закрепление усвоения порядка следования чисел натурального ряда; развитие памяти, мышления, сообразительности, умения ориентироваться по дорожным знакам и соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать интерес к занятию. Познакомить детей с элементами узора одежды народов Хакасии. | Легенда: «Как богатырь победил медведя и почему реку назвали Абакан» |
«Поймай тройку». | Учить детей сосчитывать, сравнивать, воспроизводить количество предметов по образцу, числу с использованием цифр. | Игра: «Посчитаем с гномами» «В гостях у Петрушки» Игра «Какой по счету?» |
Ознакомление с разными видами штриховки. | Развитие руки дошкольника, умения выполнять правила, практически применять знания о количественном составе числа из единиц в пределах 5-10 умений; умения использовать предметы при счете, сравнении и выполнять действия без предметов. Воспитывать интерес к математике. | Д/игра: «Найди и заштрихуй все цифры», “Волшебные лучики” «Найди котят и щенят обвести их по контуру и заштриховать прямыми вертикальными линиями, адругих горизонтальными линиями. |
«Веселый поезд» | Учиться строить все возможные комбинации из 3-х цветов с помощью перестановок. Упражнять ребенка в умении расставлять вагончики так, чтобы — каждый паровоз вез вагоны такого же цвета как он сам. Какой паровоз остался без вагонов? Сколько вагонов у каждого паровоза? | Игра с блоками Дьенеша. «Путешествие на поезде» Размести пассажиров по вагонам. Логическая задача «Детская железная дорога» |
Выкладывание из палочек Кьюизнера элементов узора одежды народов манси. | Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы. Продолжить знакомство с элементами узора одежды народов Хакасии. | Выкладывание из палочек Кьюизнера узоры одежды народов Хакасии. |
декабрь | Работа в тетрадях. «Засели домик». | Развитие классификационных умений. Продолжать учить детей рисовать узоры одежды народов Хакасии. | Д/игры: «Чей домик?»; Сколько было? Сколько стало? Сколько всего?» |
«У кого в гостях Вини-пух и Пятачок?» | Развитие способности анализировать, сравнивать, обобщать. Учить сравнивать и обобщать фигуры. | «Назови ласково»; «Узнай по описанию»; |
«Цветы» игра со счетными палочками. | Составление различных фигур из палочек и преобразование их. Развитие творчества. | Игра: "Танграм"«Что изменилось?»; «Кто скорее соберёт?»; Составление геометрических фигур: Составить 2 равных треугольника из 5 палочек |
« Загадки без слов». | Развитие умений расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям. Воспитывать инициативность и самостоятельность детей. | Выставка рисунков «Моя семья», «Край родной» Загадки , поговорки о нашем крае. |
«Дом и мебель для матрешки» игра - конструирование. | Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать воображение, зрительный глазомер. | «Украшение хакаскиморнаментом одежды» |
«Угадай фигуру» | Развитие логического мышления, умений кодировать и декодировать информацию о свойствах. | Д/игра: «Забавные гимнасты» Игра: «Подскажи словечко» или "У бабушки на грядке выросли загадки" |
Рисуем цветными палочками. | Развивать художественные способности детей (уметь воплощать свой замысел в рисунке, уметь выбирать средства необходимые для этого). Учить детей отбирать палочки нужного цвета и значения по словесному указанию взрослого, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать ориентацию детей в пространстве(«слева», «справа», «вверху», «внизу»), воображение, зрительный глазомер. | Игра: «Палочки можно складывать», «Волшебные превращения», «Зашумления» |
Решение логических задач. | Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы. | Игра: «В стране геометрических фигур». Игра: «Найди фигуру». «Продолжи цепочку» |
январь | Работа в тетрадях. | Продолжить знакомство с элементами узора одежды народов Хакасии | Д/игра: «Путешествие по Хакасии» и выкладывание из палочек Кюизенера элементов узора народов Хакасии |
«Построй дом». | Развитие логического мышления и внимания. Определение формы реальных предметов, сравнение их с геометрическими фигурами. | Игра «Как узнать номера домов?», «Как разговаривают числа?» |
«Белочка и ежик идут на день рождения» игровое упражнение. | Учить детей выбирать палочки указанного размера, составлять из палочек изображения предметов простой формы. Развивать зрительный глазомер детей. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. | Д/игра: «Путешествие по Абакану», «К кому идем на день рождение». |
«Раздели блоки-2» | Развитие умений разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или». Развивать доказательное мышление. | Д/игра: логические операции «не», «и», «или» (по карточкам) |
«Пирамидка и лесенка» игра- конструирование. | Развивать у детей представление о цвете, представление о длине («длиннее-короче» и. т.д.) Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. | Д/игра: «Раз ступенька, два ступенька» «Что изменилось?» |
Группирование по наличию/отсутствию одного свойства. | Убедиться, что блоки делятся только на две группы. Найти отличия. | |
Знакомство с понятиями» луч», «направление луча». | Развитие практической смекалки, памяти, логического мышления; осознание практической необходимости сравнения рядом стоящих чисел в пределах 10, установление связи и отношений между ними. Воспитывать интерес к занятию. | Мнемотаблица с направлениями луча.Использование наглядного моделирования д/игра: «Волшебные лучи» |
Решение логических задач | Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы. | Д/игра: « Что изменилось?» |
февраль | «Зоопарк» | Учить подбирать палочки в соответствии цвета и длины. | Игра «Путешествие в зоопарк» |
«Где чей гараж?». | Развитие умений классифицировать. | Графическая схема определения у кого? что? |
«Кошка и котенок» игра со счетными палочками. | Составлять различные фигуры из палочек и преобразовывать их. Развитие творчества. Учить выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур(квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, ромб, трапеция). | Д/игра: « Раздели фигуры» |
«Помоги муравьишкам». | Развитие устойчивой связи связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства. | Игра: «Волшебные дорожки» «Мы – строители» |
Ознакомление с понятием «полуплоскость». | Развитие памяти, мышления, сообразительности, умение ориентироваться. Воспитывать интерес к занятию. | Д/игра: «А ну-ка, сосчитай!» |
«Найти пару». | Развитие восприятия, внимания, умение анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. | Использование наглядной модели (схемы) «Найти пару». «Домино» |
«Раздели блоки-1» | Развитие умений разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию « не». | Д/игра: Найди нужный блок |
Решение логических задач. | Продолжать учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы. | Д/игра: Найди нужный блок |
март | «Помоги фигурам выбраться из леса». | Развитие логического мышления, умение рассуждать. | Использование мнемотаблицы с графическим планом: «Как выбраться из леса». Настольная игра «Непрерывная линия» |
«Найди свою дорожку». | Учить группировать блоки по наличию/отсутствию двух свойств. | Д/игра: «ДА ИЛИ НЕТ». |
«Стрекоза» игра со счетными палочками. | Учить детей сосчитывать , сравнивать, воспроизводить количество предметов по образцу, числу с использованием цифр; обобщение трех групп предметов, действий по числу. | Работа с карточками Д/игра: «КТО БОЛЬШЕ СЛОВ ПРИДУМАЕТ». |
Ознакомление с понятием «угол». | Развитие умений ориентироваться в пространстве, вести счет, последовательно располагать элементы в ряд элементы разной величины, используя правило: «Выбирай каждый раз самый большой, самый длинный…».Воспитывать интерес к математике. | Д/игра: «ЧТО ЛИШНЕЕ?» «ИСПРАВЬ ОШИБКУ». |
«Автотрасса(построй дорожку)». | Развитие умений выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий(линейный алгоритм). | Загадки на движение «Отгадай, где я». |
Ознакомление с понятием «прямой угол». | Развитие умения классифицировать множества и называть цвет, форму, размер, толщину; обучение навыку последовательного расположения в ряд в двух направлениях (по возрастанию и убыванию)элементов на глаз. Воспитывать интерес к математике. | Д/игра: «ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?» «ПРИДУМАЙ САМ». |
«Где, чей гараж?» Построй дом. | Развивать способность к абстрагированию, анализу, декодированию. | Рассматривание иллюстраций «Транспорт на улицах нашего города». |
Решение логических задач. | Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы. | Д/игра: «ИГРА В ЗАГАДКИ». |
апрель | «Разноцветные вагончики». | Учить детей находить соответствие цвета с длиной и числом. | Д/игра: «СТОП! ПАЛОЧКА, ОСТАНОВИСЬ!». |
«Дружат – не дружат» (сходство-отличие). | Учить , что одни и те ж предметы могут иметь сходство и различие одновременно. | Д/игра: «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» |
«Бабочка» игра со счетными палочками. | Составление различных фигур из палочек(ОЛЕНЯ) и преобразование их. Развитие творчества. | Д/игра: «ВСПОМНИ РАЗНЫЕ СЛОВА». «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО». |
Ознакомление с понятием «острый угол». Сравнение чисел. | Развитие памяти, воображения, умений выявлять, абстрагировать и называть в предметах цвет, форму, размер, толщину; сравнивать числа, воспитывать интерес к занятию. | Д/игра: «Сравни и заполни» |
«Две дорожки». | Развитие умений выделять и абстрагировать свойства, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. | Д/игра: «ПРИДУМАЙ САМ». «НЕ ОШИБИСЬ!» |
Ознакомление с понятием « тупой угол». | Развитие аналитической деятельности, умение классифицировать, работать с кодовыми карточками. Воспитывать интерес к занятию. | Д/игра: «Рассеянный художник» |
Закрепление понятий «острый угол», «прямой угол», «тупой угол» .Сравнение чисел 6 и7. Решение логических задач. | Развитие творческого воображения, умение анализировать, сравнивать, обобщать; закрепление навыков счета до 10. Воспитывать интерес к математике. | Д/игра: «Где какие фигуры лежат» с блоками Воскобовича |
Решение логических задач. Работа в тетрадях. | Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы. . | Д/игра: «Заполни пустые клетки» с блоками Воскобовича |
май | «Где спрятался Джерри». | Развитие логического мышления, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков символов и декодировать ее. | Д/ игра: «Муравьи» |
Ознакомление с понятие «треугольник». Виды треугольников. Сравнение чисел 8и 9. | Развитие соображения, памяти, конструктивных способностей, умение преобразовывать одни математические объекты в другие. Воспитывать интерес к занятию. | Д/игра: «Сравни и заполни» |
«Аквариум» игра со счетными палочками. | Составление различных фигур из палочек и преобразование их. Развитие творчества. | Д/игра: « Построй из геометрических фигур «Аквариум» |
Ознакомление с понятие «квадрат», «прямоугольник». Сравнение чисел 9 и 10. Преобразование одной фигуры в другую. | Развитие сообразительности, воображения, логического мышления, памяти; закрепление навыков счета до 10.Воспитывать интерес к математике. | Д/игра: «Конструктор» «Где чей дом?» |
Действие «сложение». | Учить находить сумму с помощью палочек разного цвета.(Найти палочки равные сумме фиолетовых и розовых. Запись в цифрах 6+2=8). | Д/игра: «Сколько? Какой?» |
Ознакомление с понятиями «пятиугольник», «многоугольник». | Развитие умений выделять свойства предметов, абстрагировать их, следовать определенным правилам при решении практических задач; самостоятельно составлять алгоритм простейших действий. Воспитывать интерес к математике. | Д/игра: «Почини одеяло» «Космонавты» |
«Раздели блоки -3». | Развитие умений разбивать множества по трем совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или», доказательности мышления. | Д/игра: «с блоками Воскобовича» |
Решение логических задач. | Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы | Д/игра: «Заполни квадрат» |
Под ред. З. А. Михайловой, Спб., 2000г.
13. Образовательная программа МБДОУ Д\С «Умка» на 2015-2016гг.
14. Устав МБДОУ Д\С «Умка»
15. «Играя, развиваюсь».А.Н.Бурова
16. «Маленькие гении» В.В.Воскобович.Богуславская З. М., Смирнова Е. О.
Развивающие игры. – М.: Пр., 1991
17. Зак А. З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей.
– Ярославль, Академия развития, 1998.
18. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному
19. Делай и играй. Обучающие игры, чтение и счет для детей младшего возраста.