СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ на 2018/2019 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

на 2018/2019 учебный год

 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ на 2018/2019 учебный год»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Абакана «Детский сад «Умка»




Принята Утверждена

Педагогическим советом Приказом заведующего

МБДОУ «Д/с «Умка» МБДОУ «Д/с «Умка»

Протокол №1 от «31» августа2018г. от «31»августа2018г. №64











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

на 2018/2019 учебный год










Воспитатель:

Булдакова Т.Н.



















г. Абакан, 2018-2019 уч. год.







ТЕМА:


«Развитие логического мышления у детей   на основе занимательной математики«Логика»































Абакан

Пояснительная записка.

Программа дополнительных образовательных услуг «Логика» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования и  разработана на основе программ «Детство» авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева; «Играя - развиваюсь» А.Н. Бурова; «Маленькие гении» В.В. Воскобовича. Программа реализуется на базе МБДОУ Д\С Умка», в которых  утверждены основные принципы, цели и задачи.

Основные принципы:

  • само ценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии;

  • создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности, содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей.

Стандарт позволяет решить основную цель - обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.

ФГОС нацеливает на решение следующих задач:

  • сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;

  • формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

  • обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников.

В соответствии с ФГОС программа дополнительных образовательных услуг разработана с учётом требований к образовательной программы  и направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, его всестороннего и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Методика работы дополнительных образовательных услуг «Логика» направлена на освоение детьми задач образовательных областей:

  • коммуникативно-личностное развитие;

  • познавательно-речевое развитие;

  • художественно-эстетическое развитие;

  • физическое развитие.

Программа учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников группы, членов их семей и педагогов, и  ориентирована на сложившиеся традиции  группы.

Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают счет, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и размеров. Ребенок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметном и числовом уровнях. У детей расширяется общий кругозор и интеллектуальные возможности, складываются предпосылки для развития логического мышления. В умственном развитии ребёнка процессу овладения логическими отношениями принадлежит существенная роль.





























    Актуальность. 


Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас у нас в детском саду, завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения, врач ставит обоснованный диагноз, судья выносит аргументированный приговор, критик объективно оценивает фильм. Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, толковыми юристами, честными критиками, им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями.

Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом. Занимаясь с детьми, нами было замечено, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами.

В старшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться элементы логического мышления, которое необходимо развивать. 
Актуальность данного опыта обусловлена тем, что   начинать работу по становлению  высших психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. Детей необходимо учить, не только лепить, рисовать, считать, но и рассуждать, это и побудило создать кружок «Развитие логического мышления у детей  на основе занимательной математики «Логика»



















Цель программы: Развитие у детей  элементарного логического мышления используя современные педагогические технологии.

Задачи

 1.Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию, ограничению.

2.Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно–следственные связи, делать выводы.

3.Воспитывать у детей потребность умственно напрягаться, занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.

4.Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

5.Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству.

Эффективность занятий кружка достигается через использование современных образовательных технологий. В работе используются следующие технологии обучения:

    • здоровье сберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);

    • проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);

    • технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию);























                                                 Паспорт программы.

1

Наименование дополнительной образовательной услуги.

Программа  по дополнительной  образовательной услуге  «Развитие логического мышления у детей

 на основе занимательной математики «Логика»

2

Основание для разработки программы.

1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)

3.  Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

4. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования»

5. Образовательная   программа    МБДОУ   Д\С «Умка» на 2018 – 2019 учебный год старшей группы

6. Устав МБДОУ Д\С «Умка»

7. «Играя, развиваюсь».А.Н.Бурова

«Маленькие гении» В.В.Воскобович.

3

Заказчик программы.

Родители, педагоги  коллектива МБДОУ Д\С«Умка».

4

Организация-исполнитель.

Воспитатель второй младшей группы Булдакова Т.Н.

5

Целевая группа.

Вторая младшая группа

6

Составители

программы.

Воспитатель Булдакова Т.Н.

7

Цель программы.

Развитие логического мышления, формирование навыков учебной деятельности; подготовка к обучению в школе. 

Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

Создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей (ФГОС ДО  пункт 2.4)

8

Задачи

программы.

  • Учить оперировать свойствами, отношениями предметов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости по их форме, размеру.

  • Учить сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству

  • Учить проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата.

  • Учить рассказывать о выполнении или выполненном действии, составлять диалог с взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.

  • Формировать умение проявлять коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе,

 желание вовремя прийти на помощь сверстникам.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

9

Ожидаемый результат.

Дети должны уметь:

  • выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;

  • сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы  окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);

  • ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу;

  • разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;

  • называть главную функцию (назначение) предметов;

  • расставлять события в правильной последовательности;

  •  выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

  • применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;

  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

  • находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;

  • проводить аналогию между разными предметами;

  • запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.

  • работать в парах, подгруппах; проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.

10

Срок реализации программы.

Учебный год.










Учебный план.

Временной период

Количество занятий

(длительность занятия 15 мин.)

В неделю

2

В месяц

8

В год

64


Информационная часть программы

 Тип программы – авторская.

 Вид программы – развивающая

 Период обучения – 1 год.

 Состав обучающихся воспитанников – постоянный

Используемые методы и приемы: - практические (игровые);

- развития;

- исследования;

- экспериментирование;

- моделирование;

- воссоздание;

- преобразование;

- конструирование.

  1. Игровые приемы:

  • манипуляции с игровыми персонажами, фигурками;

  • побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности).

  1. Практические приемы:

  • манипуляция,

  • превращение,

  • складывание,

  • выбор,

  • складывание,

  • показ,

  • совместные действия,

  • сравнение.

  1. Словесные приемы:

  • диалог с игровыми персонажами,

  • объяснение,

  • описание,

  • рассказ,

  • сказка,

  • уточнение,

  • стимулирование и коррекции (поощрение, похвала, соревнование,  оценка),

  • игровая мотивация, метод предварительной ошибки (особенно при закреплении материала).

Формы организации работы с родителями:

  • консультации о подборе развивающих игр для детей 3-4 года;

  • индивидуальные беседы с рекомендациями для каждого конкретного ребенка;

  • развлечения, педагогические всеобучи - практикумы, собрания  с показом фрагментов деятельности детей;

  • совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы;

  • подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;

  • организация «Домашней игротеки»;

  • разъяснительная и образовательная работа.

Календарно-тематическое планирование по разделу «Математическое развитие»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

«Развитие логического мышления у детей   на основе занимательной математики«Логика»


Месяц

Тема

Программное содержание

Совместная деятельность

октябрь

«Найди клад»

Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.

Решение сказочных задач; Превращение квадрата «Домик».

Лабиринты» Найди клад

«Угадай-ка»

Развитие умения выявлять, абстрагировать и называть свойства ( цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета ( не красный, не треугольный и т.д.)

Д/и «На что похоже»; «Магазин посуды»; Игры  со счетными палочками.

«Домик» игра со счетными палочками.

Учить детей сосчитывать, сравнивать, воспроизводить количество предметов по образцу, числу с использованием цифр; обобщение трех групп предметов, действий по числу.

Выкладывание из палочек знакомых геометрических фигур. Превращение квадрата «Домик».

Ознакомление с понятиями  

«геометрическая фигура», «геометрическое место точек».

Формирование представления о геометрических фигурах; развитие памяти, логического мышления, умения работать с карандашом и бумагой. Воспитывать интерес к занятию.

Д/и: «Дорожные знаки». Вариант конструирования по логическим блокам Дьенеша: «Домино». Д/и: «Измени количество квадратов в фигуре», «Кубики для всех».


« Необычные фигуры»

Развитие способности к анализу, абстрагированию; умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий ( разветвленный алгоритм -  «выращивание дерева»); творческого мышления, воображения.

Д/и: «Дерево», Выкладывание из мозаики геометрических узоров.

«Кошечка» игра-конструирование.

Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать воображение, зрительный глазомер.

Игра с палочками Х. Кюизенера. «Построй домик для кошечки»  Вариант конструирования по логическим блокам Дьенеша

«Поезда»

Упражнять детей в количественном  и порядковом счете, пространственной ориентировке, упорядочении палочек по длине, освоении состава числа, различении цифр, цвета; развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать, самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на них.

Разучиваем стихотворения С. Маршака: Вот семерка – кочерга.

 У нее одна нога. Игра с палочками Х. Кюизенера-построить поезд из цветных палочек    Кюизенера 

                                   

Решение логических задач.

Выкладывание элементов узора одежды хантов.

Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное  мышление. Учить рассуждать и делать выводы.    Познакомить детей с узорами хантыйской одежды  

Дидактические игры «К нам пришли гости», «Вежливый разговор», «Назови одежду», «Изготовь нарты»

ноябрь

«Дорожки»

Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.

Физкультминутка «Раз – согнулся, разогнулся».

Превращение квадрата «Летучая мышь

«Домино»

Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам

Д/игра: «Домино» "Исправь ошибку","Назови соседей"

«Собачка» игра-конструирование.

Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать воображение, зрительный глазомер. Закреплять умения составлять фигуры из частей

Игра:

«Архитекторы» Игра «Танграм» Красная книга Хакасии.

 Вариант конструирования по логическим блокам Дьенеша

Ознакомление с понятиями «замкнутая кривая».

Выкладывание из счетных палочек  элементов узора одежды народов Хакасии.

Закрепление усвоения порядка следования чисел натурального ряда; развитие памяти, мышления, сообразительности, умения ориентироваться по дорожным знакам и соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать интерес к занятию. Познакомить  детей с элементами узора одежды  народов Хакасии.

Легенда:

«Как богатырь победил медведя и почему реку назвали Абакан»

«Поймай тройку».

Учить детей сосчитывать, сравнивать, воспроизводить количество предметов по образцу, числу с использованием цифр.

Игра:

«Посчитаем с гномами» «В гостях у Петрушки» Игра «Какой по счету?»

Ознакомление с разными видами штриховки.

Развитие руки дошкольника, умения выполнять правила, практически применять знания о количественном составе числа из единиц в пределах 5-10 умений; умения использовать предметы при счете, сравнении и выполнять действия без предметов. Воспитывать интерес к математике.

Д/игра: «Найди и заштрихуй все цифры», “Волшебные лучики”  «Найди котят и щенят обвести их по контуру и заштриховать прямыми вертикальными линиями, адругих горизонтальными линиями.

«Веселый поезд»

Учиться строить все возможные комбинации из 3-х цветов с помощью перестановок. Упражнять  ребенка в умении  расставлять вагончики так, чтобы

 — каждый паровоз вез вагоны такого же цвета как он сам. Какой паровоз остался без вагонов? Сколько вагонов у каждого паровоза?

Игра с блоками Дьенеша. «Путешествие на поезде» Размести пассажиров по вагонам. Логическая задача «Детская железная дорога»

 Выкладывание  из палочек Кьюизнера  элементов узора одежды народов манси.

Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы. Продолжить знакомство с элементами узора одежды народов Хакасии.

Выкладывание  из палочек Кьюизнера  узоры одежды народов Хакасии.

декабрь

Работа в тетрадях.        

«Засели домик».

 Развитие классификационных умений. Продолжать учить детей рисовать узоры одежды  народов Хакасии.

Д/игры:

«Чей домик?»; Сколько было? Сколько стало? Сколько всего?»

 

«У кого в гостях Вини-пух и Пятачок?»

Развитие способности анализировать, сравнивать, обобщать. Учить сравнивать и обобщать фигуры.

«Назови ласково»;

«Узнай по описанию»;

«Цветы» игра со счетными палочками.

Составление различных фигур из палочек и преобразование их. Развитие творчества.

Игра:

"Танграм"«Что изменилось?»;

«Кто скорее соберёт?»; Составление геометрических фигур: Составить 2 равных треугольника из 5 палочек

« Загадки без слов».

Развитие умений расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям. Воспитывать инициативность и самостоятельность детей.

Выставка рисунков «Моя семья», «Край родной» Загадки , поговорки о нашем крае.

«Дом и  мебель для матрешки» игра - конструирование.

Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать воображение, зрительный глазомер.

«Украшение хакаскиморнаментом одежды»

«Угадай фигуру»

 Развитие логического мышления, умений кодировать и декодировать информацию о свойствах.

Д/игра:

«Забавные гимнасты» Игра:

«Подскажи словечко»

или "У бабушки на грядке выросли загадки"

Рисуем цветными палочками.

Развивать художественные способности детей (уметь воплощать свой замысел в рисунке, уметь выбирать средства необходимые для этого). Учить детей отбирать палочки нужного цвета и значения по словесному указанию взрослого, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать ориентацию детей в пространстве(«слева», «справа», «вверху», «внизу»), воображение, зрительный глазомер.

Игра:

«Палочки можно складывать»,

«Волшебные превращения», «Зашумления»

Решение логических задач.

Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное  мышление. Учить рассуждать и делать  выводы.

Игра:

 «В стране геометрических фигур». Игра:

«Найди фигуру».

«Продолжи цепочку»

январь

Работа в тетрадях.

Продолжить  знакомство с элементами узора одежды народов Хакасии

Д/игра:

«Путешествие по Хакасии» и выкладывание из палочек Кюизенера элементов узора народов Хакасии

«Построй дом».

Развитие логического мышления и внимания. Определение формы реальных предметов, сравнение их с геометрическими фигурами.

Игра

«Как узнать номера домов?»,

«Как разговаривают числа?»

«Белочка и ежик идут на день рождения» игровое упражнение.

Учить детей выбирать палочки указанного размера, составлять из палочек изображения  предметов простой формы. Развивать зрительный глазомер детей. Формировать  навыки самоконтроля и самооценки.

Д/игра:

«Путешествие по Абакану», «К кому идем на день рождение».

«Раздели блоки-2»

Развитие умений разбивать множество по двум  совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или». Развивать доказательное мышление.

Д/игра:

логические операции «не», «и», «или» (по карточкам)

«Пирамидка и лесенка» игра- конструирование.

Развивать у детей представление о цвете, представление о длине («длиннее-короче» и. т.д.) Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

Д/игра:

«Раз ступенька, два ступенька»

 «Что изменилось?»

Группирование по наличию/отсутствию одного свойства.

Убедиться, что блоки делятся только на две группы. Найти отличия.


Знакомство с понятиями» луч», «направление луча».

Развитие практической смекалки,  памяти,  логического  мышления; осознание практической необходимости сравнения рядом стоящих чисел в пределах 10, установление связи и отношений между ними. Воспитывать интерес к занятию.

Мнемотаблица  с  направлениями луча.Использование наглядного моделирования д/игра: «Волшебные лучи»

Решение логических задач

Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное  мышление. Учить рассуждать и делать  выводы.

Д/игра:

« Что изменилось?»

февраль

«Зоопарк»

Учить подбирать палочки в соответствии цвета и длины.

Игра «Путешествие в зоопарк»

«Где чей гараж?».

Развитие  умений классифицировать.

Графическая  схема определения у кого? что?

«Кошка и котенок» игра со счетными палочками.

Составлять различные фигуры из палочек и преобразовывать их. Развитие творчества. Учить выделять сходные и отличительные признаки геометрических  фигур(квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, ромб, трапеция).

Д/игра:

« Раздели фигуры»

«Помоги муравьишкам».

Развитие устойчивой связи  связи  между  образом  свойства и словами, которые его обозначают, умений  выявлять и абстрагировать свойства.

Игра:

«Волшебные дорожки» «Мы – строители»

Ознакомление с понятием «полуплоскость».

Развитие памяти, мышления, сообразительности, умение ориентироваться. Воспитывать интерес к занятию.

Д/игра:

«А ну-ка, сосчитай!»

«Найти пару».

Развитие восприятия, внимания, умение анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.

 Использование наглядной модели (схемы) «Найти пару». «Домино»

«Раздели блоки-1»

Развитие умений разбивать множество по одному свойству на два  подмножества, производить логическую операцию « не».

Д/игра:

 Найди нужный блок

Решение логических задач.

Продолжать учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное  мышление. Учить  рассуждать и делать выводы.

Д/игра: 

Найди нужный блок

март

«Помоги фигурам выбраться из леса».

Развитие логического мышления,  умение рассуждать.

Использование мнемотаблицы  с графическим планом: «Как выбраться из леса». Настольная игра «Непрерывная линия»

«Найди свою дорожку».

Учить группировать блоки по наличию/отсутствию двух свойств.

Д/игра: 

«ДА ИЛИ НЕТ». 

«Стрекоза»  игра со счетными палочками.

Учить детей сосчитывать , сравнивать, воспроизводить количество предметов по образцу, числу с использованием цифр; обобщение трех групп предметов,  действий по числу.

Работа с карточками Д/игра: «КТО БОЛЬШЕ СЛОВ ПРИДУМАЕТ». 

Ознакомление с понятием «угол».

Развитие умений  ориентироваться в пространстве,  вести счет, последовательно  располагать элементы  в  ряд  элементы разной величины, используя правило: «Выбирай каждый раз самый большой, самый длинный…».Воспитывать интерес к  математике.

Д/игра: 

«ЧТО ЛИШНЕЕ?»  

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ». 

«Автотрасса(построй дорожку)».

Развитие умений выделять свойства в  предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий(линейный алгоритм).

Загадки на движение «Отгадай, где я».

Ознакомление с понятием «прямой угол».

Развитие умения классифицировать множества  и называть цвет, форму, размер, толщину; обучение навыку последовательного расположения в ряд в двух направлениях (по возрастанию и убыванию)элементов на глаз. Воспитывать интерес  к математике.

Д/игра:

 «ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?» «ПРИДУМАЙ САМ». 

«Где, чей гараж?» Построй дом.

Развивать способность к абстрагированию, анализу, декодированию.

Рассматривание иллюстраций «Транспорт на улицах нашего города».

Решение логических задач.

Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы.

Д/игра: 

«ИГРА В ЗАГАДКИ». 

апрель

«Разноцветные вагончики».

Учить детей находить соответствие цвета с длиной и числом.

Д/игра:

 «СТОП! ПАЛОЧКА, ОСТАНОВИСЬ!». 

«Дружат – не дружат» (сходство-отличие).

Учить , что одни и те ж предметы могут иметь сходство и различие одновременно.

Д/игра:

«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

«Бабочка» игра со счетными палочками.

Составление различных фигур из палочек(ОЛЕНЯ) и преобразование их. Развитие творчества.

Д/игра: 

«ВСПОМНИ РАЗНЫЕ СЛОВА». «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО». 

Ознакомление с понятием «острый угол». Сравнение чисел.

Развитие памяти, воображения, умений выявлять, абстрагировать и называть в предметах цвет, форму, размер, толщину; сравнивать числа, воспитывать интерес к занятию.

Д/игра:

«Сравни и заполни»

«Две дорожки».

Развитие умений выделять и абстрагировать свойства, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.

Д/игра: 

«ПРИДУМАЙ САМ». «НЕ ОШИБИСЬ!» 

Ознакомление с понятием « тупой угол».

Развитие аналитической деятельности, умение классифицировать, работать с кодовыми карточками. Воспитывать интерес к занятию.

Д/игра:

«Рассеянный художник»

Закрепление понятий «острый угол», «прямой угол», «тупой угол» .Сравнение чисел 6 и7. Решение логических задач.

Развитие творческого воображения, умение анализировать, сравнивать, обобщать; закрепление навыков счета до 10. Воспитывать интерес к математике.

 Д/игра:

«Где какие фигуры лежат» с блоками Воскобовича

Решение логических задач.        Работа в тетрадях.

Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы.  .

Д/игра:

«Заполни пустые клетки» с блоками Воскобовича

май

«Где спрятался Джерри».

Развитие логического мышления, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков символов и декодировать ее.

 Д/ игра:

«Муравьи»

Ознакомление с понятие «треугольник». Виды треугольников. Сравнение чисел 8и 9.  

Развитие соображения, памяти, конструктивных  способностей, умение преобразовывать одни математические объекты в другие. Воспитывать интерес к занятию.

Д/игра:

«Сравни и заполни»

     «Аквариум» игра со счетными палочками.

Составление различных фигур из палочек и преобразование их. Развитие творчества.

Д/игра:

« Построй из геометрических фигур «Аквариум»

Ознакомление с понятие «квадрат», «прямоугольник». Сравнение чисел 9 и 10. Преобразование одной фигуры в другую.

Развитие сообразительности, воображения, логического мышления, памяти; закрепление навыков счета до 10.Воспитывать интерес к математике.

Д/игра: «Конструктор» «Где чей дом?»

Действие «сложение».

Учить находить сумму с помощью палочек разного цвета.(Найти палочки равные сумме фиолетовых и розовых. Запись в цифрах 6+2=8).

Д/игра:

«Сколько? Какой?»

Ознакомление с понятиями «пятиугольник», «многоугольник».

Развитие умений выделять свойства предметов, абстрагировать их, следовать определенным правилам при решении практических задач; самостоятельно составлять алгоритм простейших действий. Воспитывать интерес к математике.

Д/игра:

«Почини одеяло» «Космонавты»

«Раздели блоки -3».

Развитие умений разбивать множества по трем совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или», доказательности мышления.

Д/игра:

«с блоками Воскобовича»

Решение логических задач.

Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы

Д/игра: 

«Заполни квадрат»




































Литература:

  1. Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»

  2. Т.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж: ИП Лакоценин С.С. 2009.

  3. Воскобович В.В., Харько Т.Г. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты», С-Петрбург, 2003.

  4. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Просвещение, М., 1990.

  5. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», АКЦИДЕНТ, С-Петербург,1997.                                                                                                                

  6. Т.Г.Харько «Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса», ДЕТСТВО-ПРЕСС, С-Петербург, 2013.

  7.  План-программа образовательной воспитательной работы в детском саду.

 Под ред. З. А. Михайловой, Спб., 2000г.

  1.  Никитин Б.А. «Развивающие игры», Спб., 1996г

  2.  Смоленцова А.А., Пустовой О.В. «Математика до школы» Спб., 2002г.

  3.  Воскобович В.В., «Сказка о малыше Гео, Вороне Метре и Я». Воскобович В.В., Детство-Экспресс, 1996г.

  4. Чеплашкина И.И. «Математика – это интересно».

  5.  Паршина Л.А. Современная технология развития  умственных и творческих способностей детей с помощью игры «Геоконт». Сборник ВОИПКРО.

     13. Образовательная   программа    МБДОУ Д\С «Умка» на 2015-2016гг.

     14. Устав МБДОУ Д\С «Умка»

     15.  «Играя, развиваюсь».А.Н.Бурова

     16.  «Маленькие гении» В.В.Воскобович.Богуславская З. М., Смирнова Е. О.  

            Развивающие игры. – М.: Пр., 1991

     17.  Зак А. З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей.

            – Ярославль, Академия развития, 1998.

    18. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному

          воспитанию дошкольников.- М.: Просвещение, 1973.М.:

    19. Делай и играй. Обучающие игры, чтение и счет для детей младшего возраста.

         - М., Росмэн, 1997



Ресурсы Интернета

  1. На сайте секции ТРИЗ БГИ

  2. Ивин А.А. Логика: Учебник для гуманитарных факультетов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.http://psylib.org.ua/books/ivina01/index.htm

  3. Попов Ю.П. Учебник по логике http://works.tarefer.ru/46/100036/index.html

  4. Челпанов Г.И. «Учебник логики» — Изд. 11-е, доп., М.: URSS, 2009 — 264 с.http://www.krotov.info/lib_sec/shso/37_chelpanov.html