СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования обучающихся. Краеведение. История Саратовского края

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Данная программа полностью соответствует требованиям ФГОС, помогает формированию у школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию познавательных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования обучающихся. Краеведение. История Саратовского края»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Еланская основная общеобразовательная школа

Ртищевского района Саратовской области»


«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________________________

Протокол № ___
«___» _______________201_ г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Еланская ООШ» ____________________________

Приказ № ___ от «___»_______________201_ г.


Рабочая программа

дополнительного образования учащихся

Краеведение. История Саратовского края

7-9 классы

Учитель истории

Вдовина Светлана Анатольевна


Принято на заседании

педагогического совета

протокол № ___ от

«___» __________201_ г.













КРАЕВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ САРАТОВСКОГО КРАЯ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа полностью соответствует требованиям ФГОС, помогает формированию у школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию познавательных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям


Программа дополнительного образования «Краеведение. История Саратовского края» предназначена для обучающихся 7,8,9 классов. Программа составлена на основе нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.12 N273-ФЗ (ред.13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • Историко-культурный стандарт;

  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.)


Основной направленностью программы дополнительного образования является:

  • изучение родного края, построение содержания курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений сформированных у детей при изучении курсов Отечественной и зарубежной истории с 5 по 9 классы;

  • воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм, ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.


В программе рассматриваются история Саратовского края, персоналии общественных деятелей, ученых, представителей различных конфессий, оказавших влияние на развитие социально-экономической и духовной жизни региона. Значимость программы заключается в возможности акцентировать связь истории зарубежных стран, истории России с историей Саратовского края. В соответствии с кодификатором элементов содержания итоговой государственной аттестации учащихся.


Образовательная   область «Обществознание».

Назначение программы дополнительного образования «Историческое краеведение».

  • Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

  • Формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом.

  • воспитание патриотизма, уважения к истории, культуре, традициям своего народа, приобщение к ценностям культуры Российского государства.


Основным принципом исторического краеведения является научная объективность, сочетание исторического и культурологического подходов в изложении материала.


Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.


В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.


Изучая историческое краеведение на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания о родном крае, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем родного края.


Программа ориентирована:

на учебное пособие «История Саратовского Поволжья» (История России через историю регионов) / отв. Ред. В.Г. Петрович. – М.: ООО «Интеграция; Образование и наука», 2017.




Задачи программы «Краеведение. История Саратовского края»:

  • в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как Саратовского края, так и нашей страны в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.

  • формирование у учащихся целостного представления об историческом пути Саратовского края и судьбах населяющих его народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях;

  • формирование патриотичности, гражданственности, целостности в восприятии мира, гармоничного и разностороннего развития личности.

Цели программы «Краеведение. История Саратовского края»:

  • сформировать знания у учащихся об основных этапах истории родного края;

  • показать место и роль Саратовской губернии в отечественной истории;

  • выявить специфику родного края как региона, включающего в себя различные нации и народности, конфессии, государственные образования;

  • пользоваться приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей) - применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;

  • формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного опыта людей в прошлом и настоящем;

  • уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;

  • развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;

Сроки реализации программы 2 года.



Программа по курсу «Краеведение. История Саратовского края» рассчитана на 68 часа (2 года по 1 часу в неделю)


Логические связи предмета «Краеведение. История Саратовского края» и предметов естественнонаучного цикла расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом

Интегративное взаимодействие курсов краеведение и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе.

Формирование системы интегративных связей краеведения и предметов гуманитарного цикла значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков.

Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».


Предполагаемые результаты освоения программы дополнительного образования


В ходе изучения курса «Краеведение. История Саратовского края» учащиеся должны сформироваться:

  • знания основных дат и событий истории Саратовского края;

  • знания об истории основания Саратова и Саратовской губернии;

  • знания о развитии края с древности до наших дней;

  • знания важнейших достиже­ний культуры и системы ценностей Саратовского края;

  • знания культуры народов края, конфессии;

  • умения высказывать собствен­ные суждения об историческом наследии народов Саратовского края;

  • умения использовать знания об истори­ческом пути и традициях народов Саратовского края в общении с людьми другой культуры, националь­ной и религиозной принадлежности;

  • умения ориентироваться в специфике различных наций и народностей, конфессий, представленных в нашем регионе;;

  • умения объяснять смысл изученных исторических событий и явлений;

  • умения определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, касающихся различных периодов истории края.

В результате изучения истории края ученик должен:

знать (понимать):

• основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сфор­мировавшиеся в ходе исторического развития края;

• изученные виды исторических источников;

уметь:

• соотносить даты событий истории края с веком; определять по­следовательность и длительность важнейших событий истории края;

• использовать текст исторического источника при ответе на во­просы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

• показывать на исторической карте территории расселения наро­дов, границы края, города, места значительных исторических событий;

• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участни­ках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе тек­ста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творче­ских работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и со­бытий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терми­нов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических собы­тий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания исторических причин и исторического значения собы­тий и явлений современной жизни;

высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края;

объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиоз­ной принадлежности.

• искать информацию в архивах, библиотеках, музеях, Интерне­те, брать интервью;

• использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов, про­ектов.

Историческое краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познаватель­ной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.).

Учащиеся в процессе урочной и внеурочной деятельности приобре­тают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях (например, в историко-краеведческом кружке) до поиска новых знаний (поисково-исследовательская деятельность в под­ростковых патриотических клубах, в походах по родному краю, экспе­дициях и пр.).

Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей Родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических пред­ставлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.

Требования к уровню подготовки учащихся

Личностные результаты :

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

  • воспитание уважительного отношения к своему краю, городу, его истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

  • формирование основ исторической культуры, освоение всех этапов исторического развития Тульской области.

Предметные результаты:

  • расширение представления о происхождении и истории своего края

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Метапредметные результаты:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КРАЕВЕДЕНИЮ. ИСТОРИИ САРАТОВСКОГО КРАЯ. (68 часов)



п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

1

Саратовский край с древнейших времен до конца XVI в.

5

2

Саратовский край в конце XVI – ХVII в.

3

3

Саратовский край в XVIII веке

5

4

Саратовский край в XIX веке.

8

5

Саратовский край в начале XX века.

7

6

Край в условиях становления и развития советской общественно-политической системы. Форсированная модернизация (1921 – 1941 гг.)

6

7

Саратовская земля – прифронтовая территория. Жизнь населения в годы Великой Отечественной войны, вклад в Победу.

4

8

Послевоенное развитие Саратовского Поволжья (1945 – 1985 гг.). Саратовцы в условиях « развитого социализма»

4

9

Новые перемены на Саратовской земле. Из СССР – в новую Россию (1985-2000 гг.)

5

10

Культура, наука и образование Саратовского края в XX веке.

7

11

Конфессиональное многообразие Саратовского региона: прошлое и настоящее.

7

12

Саратовское Поволжье в XXI веке: край, устремлённый в будущее

3

13

Ртищево – перекрёсток России.

3

14

Подведение итогов

1


Итого:

68










КАЛЕНДАРНО_ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ. ИСТОРИИ САРАТОВСКОГО КРАЯ


Наименование тем

Кол-во

часов

Дата - план Дата - факт корректировка

1

Введение

1




2

Территория и население Саратовского Поволжья от первобытности до 13 века.

1




3

Саратовский край в период Золотой Орды. Зависимость Русских земель от Золотой Орды

1




4

Саратовское Поволжье в период распада Золотой Орды.

1




5

Презентация исследовательских проектов по теме «Саратовский край с древнейших времен до конца XVI в.»

1




6

Присоединение Саратовского края к Российскому государству. Начало его хозяйственного освоения Вхождение Нижнего Поволжья в состав России и основание Саратова.

1




7

Саратовский край в XVII веке.

1




8

Культура Саратовского края в XVII веке.

1




9

Петровские преобразования в Саратовском Поволжье. Саратовский край в 18 веке. Экономическое освоение края.

1




10

Пугачёвщина в Саратовском крае.

1




11

Власть, управление и общественная жизнь в Саратовском Поволжье в XVIII веке.

1




12

Культура Саратовского Поволжья в XVIII веке.

1




13

Презентация исследовательских проектов по теме «Саратовский край в XVII – ХVIII вв.»

1




14

Сельская жизнь Саратовского Поволжья ( XIX в.)

1




15

Саратов и другие города края: возникновение, развитие, жизнь горожан (XIX в.)

1




16

Власть, управление и общественная жизнь в Саратовском Поволжье в XIX веке.

1




17

Наполеоновские войны и саратовское общество. Саратовцы – участники наполеоновских войн.

1




18

Крымская (1853-1856 гг.) война и саратовское общество.

1




19

Иностранные колонисты и их вклад в материальное и культурное развитие края.

1




20

Культура Саратовского Поволжья в XIX веке.

1




21

Презентация исследовательских проектов по теме «Саратовский край в XIX веке.»

1




22

Сельская жизнь Саратовского Поволжья в начале XX века

1




23

Саратов и другие города края в начале XX века.

1




24

Власть, управление и общественная жизнь в Саратовском Поволжье в начале XX века.

1




25

Саратовское Поволжье в Первой мировой войне.

1




26

1917 год в Саратовском Поволжье.

1




27

Гражданская война и Саратовское Поволжье.

1




28

Презентация исследовательских проектов по теме «Саратовский край в начале XX века.»

1




29

Общество и экономика региона после Гражданской войны. Особенности хозяйственного развития Саратовского Поволжья.

1




30

От Саратовской губернии – к Саратовской области.

1




31

Коллективизация в Саратовском Поволжье.

1




32

Повседневная жизнь региона в 1920 – 1930-е годы

1




33

Республика немцев Поволжья как исторический феномен на территории Саратовского Поволжья.

1




34

Презентация исследовательских проектов по теме: «Край в условиях становления и развития советской общественно-политической системы. Форсированная модернизация (1921 – 1941 гг.)»

1




35

Саратовцы на фронтах Великой Отечественной войны.

1




36

Вклад саратовцев в победу над врагом: «У нас в этой войне не будет тыла»

1




37

Культура Саратовского края во время Великой Отечественной войны

1




38

Презентация исследовательских проектов по теме: «Саратовская земля – прифронтовая территория. Жизнь населения в годы Великой Отечественной войны, вклад в Победу.»

1




39

Восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной войны.

1




40

Саратовская область в период «оттепели»

1




41

Саратовская область в период брежневской стабильности

1




42

Презентация исследовательских проектов по теме: «Послевоенное развитие Саратовского Поволжья (1945 – 1985 гг.). Саратовцы в условиях « развитого социализма»»

1




43

Трансформация советской системы во второй половине 1980-1990 гг.)

1




44

Экономика региона в конце XX века

1




45

Политическая жизнь в эпоху перемен

1




46

Социальная повседневность региона

1




47

Презентация исследовательских проектов по теме: Новые перемены на Саратовской земле. Из СССР – в новую Россию (1985-2000 гг.)

1




48

Образование и наука

1




49

Архитектура

1




50

Мастера живописи.

1




51

Театральная жизнь Саратова

1




52

Музеи.

1




53

Музыкальная культура Саратова

1




54

Презентация исследовательских проектов по теме: Новые перемены на Саратовской земле. Из СССР – в новую Россию (1985-2000 гг.)

1




55

Православие

1




56

Старообрядчество

1




57

Католицизм в российской истории: особенности развития и причины неприятия

1




58

Ислам в Саратовском Поволжье

1




59

Иудаизм в Саратовском Поволжье

1




60

Основные тенденции развития современной религиозной ситуации в Саратовской области

1




61

Презентация исследовательских проектов по теме: Конфессиональное многообразие Саратовского региона: прошлое и настоящее.

1




62

Политическое развитие Саратовской области в начале третьего тысячелетия

1




63

Экономическое развитие региона на современном этапе

1




64

Направления социального развития и повседневная жизнь Саратовской области

1




65

Ртищевская земля в прошлом.

1




66

Современный город Ртищево. Перспективы развития

1




67

Презентация исследовательских проектов по теме: «Ртищево – перекрёсток России.»

1




68

Подведение итогов

1






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


В учебной программе используется следующий учебно-методический комплект:

на учебное пособие «История Саратовского Поволжья» (История России через историю регионов) / отв. Ред. В.Г. Петрович. – М.: ООО «Интеграция; Образование и наука», 2017.



ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ


ХРОНОС: Всемирная история в Интернете

http://www.hrono.ru

Всемирная история: Единое научно- образовательное пространство

http://www.worldhist.ru

История Отечества «СГУ» УМК том 1.882 – 1801 гг. «статпро» 2006

Всеобщая история “CorDis” УМК 2004

Электронная энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Электронная энциклопедия «Энциклопедия история России (862-1917 гг.)»


ЛИТЕРАТУРА

  1. «История Саратовского Поволжья» (История России через историю регионов) / отв. Ред. В.Г. Петрович. – М.: ООО «Интеграция; Образование и наука», 2017.

  2. Громов А.А., Кузнецов И.А. Ртищево – перекрёсток России. – Саратов: Приволж. кн. Изд-во, 1997г.