Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Еланская основная общеобразовательная школа
Ртищевского района Саратовской области»
«Рассмотрено» Руководитель МО __________________________ Протокол № ___ «___» _______________201_ г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Еланская ООШ» ____________________________ Приказ № ___ от «___»_______________201_ г. |
Рабочая программа
дополнительного образования учащихся
Краеведение. История Саратовского края
7-9 классы
Учитель истории
Вдовина Светлана Анатольевна
Принято на заседании педагогического совета протокол № ___ от «___» __________201_ г. |
КРАЕВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ САРАТОВСКОГО КРАЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа полностью соответствует требованиям ФГОС, помогает формированию у школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию познавательных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям
Программа дополнительного образования «Краеведение. История Саратовского края» предназначена для обучающихся 7,8,9 классов. Программа составлена на основе нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.12 N273-ФЗ (ред.13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Историко-культурный стандарт;
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.)
Основной направленностью программы дополнительного образования является:
изучение родного края, построение содержания курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений сформированных у детей при изучении курсов Отечественной и зарубежной истории с 5 по 9 классы;
воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм, ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
В программе рассматриваются история Саратовского края, персоналии общественных деятелей, ученых, представителей различных конфессий, оказавших влияние на развитие социально-экономической и духовной жизни региона. Значимость программы заключается в возможности акцентировать связь истории зарубежных стран, истории России с историей Саратовского края. В соответствии с кодификатором элементов содержания итоговой государственной аттестации учащихся.
Образовательная область «Обществознание».
Назначение программы дополнительного образования «Историческое краеведение».
Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом.
воспитание патриотизма, уважения к истории, культуре, традициям своего народа, приобщение к ценностям культуры Российского государства.
Основным принципом исторического краеведения является научная объективность, сочетание исторического и культурологического подходов в изложении материала.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.
В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Изучая историческое краеведение на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания о родном крае, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем родного края.
Программа ориентирована:
на учебное пособие «История Саратовского Поволжья» (История России через историю регионов) / отв. Ред. В.Г. Петрович. – М.: ООО «Интеграция; Образование и наука», 2017.
Задачи программы «Краеведение. История Саратовского края»:
в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как Саратовского края, так и нашей страны в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.
формирование у учащихся целостного представления об историческом пути Саратовского края и судьбах населяющих его народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях;
формирование патриотичности, гражданственности, целостности в восприятии мира, гармоничного и разностороннего развития личности.
Цели программы «Краеведение. История Саратовского края»:
сформировать знания у учащихся об основных этапах истории родного края;
показать место и роль Саратовской губернии в отечественной истории;
выявить специфику родного края как региона, включающего в себя различные нации и народности, конфессии, государственные образования;
пользоваться приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей) - применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;
формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного опыта людей в прошлом и настоящем;
уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;
развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;
Сроки реализации программы 2 года.
Программа по курсу «Краеведение. История Саратовского края» рассчитана на 68 часа (2 года по 1 часу в неделю)
Логические связи предмета «Краеведение. История Саратовского края» и предметов естественнонаучного цикла расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом
Интегративное взаимодействие курсов краеведение и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе.
Формирование системы интегративных связей краеведения и предметов гуманитарного цикла значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков.
Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».
Предполагаемые результаты освоения программы дополнительного образования
В ходе изучения курса «Краеведение. История Саратовского края» учащиеся должны сформироваться:
знания основных дат и событий истории Саратовского края;
знания об истории основания Саратова и Саратовской губернии;
знания о развитии края с древности до наших дней;
знания важнейших достижений культуры и системы ценностей Саратовского края;
знания культуры народов края, конфессии;
умения высказывать собственные суждения об историческом наследии народов Саратовского края;
умения использовать знания об историческом пути и традициях народов Саратовского края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
умения ориентироваться в специфике различных наций и народностей, конфессий, представленных в нашем регионе;;
умения определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, касающихся различных периодов истории края.
В результате изучения истории края ученик должен:
знать (понимать):
• основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;
• изученные виды исторических источников;
уметь:
• соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы края, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
• искать информацию в архивах, библиотеках, музеях, Интернете, брать интервью;
• использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов, проектов.
Историческое краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.).
Учащиеся в процессе урочной и внеурочной деятельности приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях (например, в историко-краеведческом кружке) до поиска новых знаний (поисково-исследовательская деятельность в подростковых патриотических клубах, в походах по родному краю, экспедициях и пр.).
Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей Родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты :
готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
воспитание уважительного отношения к своему краю, городу, его истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
формирование основ исторической культуры, освоение всех этапов исторического развития Тульской области.
Предметные результаты:
расширение представления о происхождении и истории своего края
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Метапредметные результаты:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КРАЕВЕДЕНИЮ. ИСТОРИИ САРАТОВСКОГО КРАЯ. (68 часов)
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов |
1 | Саратовский край с древнейших времен до конца XVI в. | 5 |
2 | Саратовский край в конце XVI – ХVII в. | 3 |
3 | Саратовский край в XVIII веке | 5 |
4 | Саратовский край в XIX веке. | 8 |
5 | Саратовский край в начале XX века. | 7 |
6 | Край в условиях становления и развития советской общественно-политической системы. Форсированная модернизация (1921 – 1941 гг.) | 6 |
7 | Саратовская земля – прифронтовая территория. Жизнь населения в годы Великой Отечественной войны, вклад в Победу. | 4 |
8 | Послевоенное развитие Саратовского Поволжья (1945 – 1985 гг.). Саратовцы в условиях « развитого социализма» | 4 |
9 | Новые перемены на Саратовской земле. Из СССР – в новую Россию (1985-2000 гг.) | 5 |
10 | Культура, наука и образование Саратовского края в XX веке. | 7 |
11 | Конфессиональное многообразие Саратовского региона: прошлое и настоящее. | 7 |
12 | Саратовское Поволжье в XXI веке: край, устремлённый в будущее | 3 |
13 | Ртищево – перекрёсток России. | 3 |
14 | Подведение итогов | 1 |
| Итого: | 68 |
КАЛЕНДАРНО_ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ. ИСТОРИИ САРАТОВСКОГО КРАЯ
№ | Наименование тем | Кол-во часов | Дата - план | Дата - факт | корректировка |
1 | Введение | 1 | | | |
2 | Территория и население Саратовского Поволжья от первобытности до 13 века. | 1 | | | |
3 | Саратовский край в период Золотой Орды. Зависимость Русских земель от Золотой Орды | 1 | | | |
4 | Саратовское Поволжье в период распада Золотой Орды. | 1 | | | |
5 | Презентация исследовательских проектов по теме «Саратовский край с древнейших времен до конца XVI в.» | 1 | | | |
6 | Присоединение Саратовского края к Российскому государству. Начало его хозяйственного освоения Вхождение Нижнего Поволжья в состав России и основание Саратова. | 1 | | | |
7 | Саратовский край в XVII веке. | 1 | | | |
8 | Культура Саратовского края в XVII веке. | 1 | | | |
9 | Петровские преобразования в Саратовском Поволжье. Саратовский край в 18 веке. Экономическое освоение края. | 1 | | | |
10 | Пугачёвщина в Саратовском крае. | 1 | | | |
11 | Власть, управление и общественная жизнь в Саратовском Поволжье в XVIII веке. | 1 | | | |
12 | Культура Саратовского Поволжья в XVIII веке. | 1 | | | |
13 | Презентация исследовательских проектов по теме «Саратовский край в XVII – ХVIII вв.» | 1 | | | |
14 | Сельская жизнь Саратовского Поволжья ( XIX в.) | 1 | | | |
15 | Саратов и другие города края: возникновение, развитие, жизнь горожан (XIX в.) | 1 | | | |
16 | Власть, управление и общественная жизнь в Саратовском Поволжье в XIX веке. | 1 | | | |
17 | Наполеоновские войны и саратовское общество. Саратовцы – участники наполеоновских войн. | 1 | | | |
18 | Крымская (1853-1856 гг.) война и саратовское общество. | 1 | | | |
19 | Иностранные колонисты и их вклад в материальное и культурное развитие края. | 1 | | | |
20 | Культура Саратовского Поволжья в XIX веке. | 1 | | | |
21 | Презентация исследовательских проектов по теме «Саратовский край в XIX веке.» | 1 | | | |
22 | Сельская жизнь Саратовского Поволжья в начале XX века | 1 | | | |
23 | Саратов и другие города края в начале XX века. | 1 | | | |
24 | Власть, управление и общественная жизнь в Саратовском Поволжье в начале XX века. | 1 | | | |
25 | Саратовское Поволжье в Первой мировой войне. | 1 | | | |
26 | 1917 год в Саратовском Поволжье. | 1 | | | |
27 | Гражданская война и Саратовское Поволжье. | 1 | | | |
28 | Презентация исследовательских проектов по теме «Саратовский край в начале XX века.» | 1 | | | |
29 | Общество и экономика региона после Гражданской войны. Особенности хозяйственного развития Саратовского Поволжья. | 1 | | | |
30 | От Саратовской губернии – к Саратовской области. | 1 | | | |
31 | Коллективизация в Саратовском Поволжье. | 1 | | | |
32 | Повседневная жизнь региона в 1920 – 1930-е годы | 1 | | | |
33 | Республика немцев Поволжья как исторический феномен на территории Саратовского Поволжья. | 1 | | | |
34 | Презентация исследовательских проектов по теме: «Край в условиях становления и развития советской общественно-политической системы. Форсированная модернизация (1921 – 1941 гг.)» | 1 | | | |
35 | Саратовцы на фронтах Великой Отечественной войны. | 1 | | | |
36 | Вклад саратовцев в победу над врагом: «У нас в этой войне не будет тыла» | 1 | | | |
37 | Культура Саратовского края во время Великой Отечественной войны | 1 | | | |
38 | Презентация исследовательских проектов по теме: «Саратовская земля – прифронтовая территория. Жизнь населения в годы Великой Отечественной войны, вклад в Победу.» | 1 | | | |
39 | Восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной войны. | 1 | | | |
40 | Саратовская область в период «оттепели» | 1 | | | |
41 | Саратовская область в период брежневской стабильности | 1 | | | |
42 | Презентация исследовательских проектов по теме: «Послевоенное развитие Саратовского Поволжья (1945 – 1985 гг.). Саратовцы в условиях « развитого социализма»» | 1 | | | |
43 | Трансформация советской системы во второй половине 1980-1990 гг.) | 1 | | | |
44 | Экономика региона в конце XX века | 1 | | | |
45 | Политическая жизнь в эпоху перемен | 1 | | | |
46 | Социальная повседневность региона | 1 | | | |
47 | Презентация исследовательских проектов по теме: Новые перемены на Саратовской земле. Из СССР – в новую Россию (1985-2000 гг.) | 1 | | | |
48 | Образование и наука | 1 | | | |
49 | Архитектура | 1 | | | |
50 | Мастера живописи. | 1 | | | |
51 | Театральная жизнь Саратова | 1 | | | |
52 | Музеи. | 1 | | | |
53 | Музыкальная культура Саратова | 1 | | | |
54 | Презентация исследовательских проектов по теме: Новые перемены на Саратовской земле. Из СССР – в новую Россию (1985-2000 гг.) | 1 | | | |
55 | Православие | 1 | | | |
56 | Старообрядчество | 1 | | | |
57 | Католицизм в российской истории: особенности развития и причины неприятия | 1 | | | |
58 | Ислам в Саратовском Поволжье | 1 | | | |
59 | Иудаизм в Саратовском Поволжье | 1 | | | |
60 | Основные тенденции развития современной религиозной ситуации в Саратовской области | 1 | | | |
61 | Презентация исследовательских проектов по теме: Конфессиональное многообразие Саратовского региона: прошлое и настоящее. | 1 | | | |
62 | Политическое развитие Саратовской области в начале третьего тысячелетия | 1 | | | |
63 | Экономическое развитие региона на современном этапе | 1 | | | |
64 | Направления социального развития и повседневная жизнь Саратовской области | 1 | | | |
65 | Ртищевская земля в прошлом. | 1 | | | |
66 | Современный город Ртищево. Перспективы развития | 1 | | | |
67 | Презентация исследовательских проектов по теме: «Ртищево – перекрёсток России.» | 1 | | | |
68 | Подведение итогов | 1 | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В учебной программе используется следующий учебно-методический комплект:
на учебное пособие «История Саратовского Поволжья» (История России через историю регионов) / отв. Ред. В.Г. Петрович. – М.: ООО «Интеграция; Образование и наука», 2017.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
ХРОНОС: Всемирная история в Интернете
http://www.hrono.ru
Всемирная история: Единое научно- образовательное пространство
http://www.worldhist.ru
История Отечества «СГУ» УМК том 1.882 – 1801 гг. «статпро» 2006
Всеобщая история “CorDis” УМК 2004
Электронная энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
Электронная энциклопедия «Энциклопедия история России (862-1917 гг.)»
ЛИТЕРАТУРА
«История Саратовского Поволжья» (История России через историю регионов) / отв. Ред. В.Г. Петрович. – М.: ООО «Интеграция; Образование и наука», 2017.
Громов А.А., Кузнецов И.А. Ртищево – перекрёсток России. – Саратов: Приволж. кн. Изд-во, 1997г.