Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско – краеведческой направленности
«Мой край родной»
Возраст детей: 10-16 лет
Срок реализации программы: 2 год(а)
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край родной» составлена на основе:
- Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – 273-ФЗ);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы))
- Письмо Министерства образования и науки Республики Бурятия от 20 января 2020 г. N 07-16/171 «Методические рекомендации по организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями и инвалидностью»
- Локальные акты Учреждения.
В рамках дополнительного образования возможно изучение географии своего края, района, области, региона. Изучение своей малой родины, ее географических особенностей позволяет раскрыть воспитательный и развивающий потенциал учащихся, любовь к своему краю, развивает общую и географическую культуру, формирует позитивное отношение к природе.
Направленность – туристско- краеведческая.
Новизна программы. Новизна программы заключается в ее интегративном характере. С одной стороны – это краеведение, с другой стороны – это использование образовательного потенциала туризма (практическая разработка туристических маршрутов своего населенного пункта, района, края, выбора темы и направления исследований). Изучение общих географических вопросов должно опираться на местный краеведческий материал, тогда и изучение географии как предмета будет более понятным, интересным и привлекательным для учащихся. Новизна программы и в использовании ресурса интеллектуального, физического, этического и креативного развития детей – это реальность, мир за пределами школы в учебное и каникулярное время.
Актуальность развития знаний, умений, интересов учащихся в области краеведения и туризма связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотизма, любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Актуальность программы также обусловлена её методологической значимостью. Необходимые для организации исследовательской деятельности знания и умения в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что изучение родного края способствует воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь обучающихся к поисково-исследовательской работе. Обучение проходит через исследовательскую деятельность обучающихся и самостоятельное приобретение знаний. Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания, т.к. программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, проблемы экологии и экономики, истории заселения и хозяйственного освоения территории, туристических особенностей территории. Особое внимание уделяется на локальный уровень, т.е. населенный пункт, в котором проживают школьники. На примере познания своей местности учащиеся изучают, наблюдают, описывают географическую действительность, создают географический образ своего края, получают первые туристические навыки. Важно, что в процессе реализации программы проходит обучение школьников проектной и исследовательской деятельности.
Цель - воспитание и развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей на основе познания своего края, теоретическое и практическое изучение природы родного края.
Задачи:
Обучающие:
сформировать знания учащихся об особенностях рельефа, климата, вод суши, биосферы на местном материале, ввести понятия о природном комплексе;
показать положительное и отрицательное влияние человека на компоненты и природный комплекс;
научить читать топографический план, физико-географическую картину своей республики;
познакомить учащихся с экологическими проблемами, путями их решения;
актуализировать представления о разнообразии природы своей республики, своей страны, мира и сложности протекающих в ней процессов;
сформировать представления о размещении природных и социально-экономических объектов;
сформировать знания о природных богатствах края, быте, традициях, культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве..
Развивающие:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами своего края;
развитие способности к целевому, причинному и вероятностному анализу ситуаций;
закрепление знаний, навыков, опыта деятельности и эмоционально-ценностных отношений, необходимых в повседневной жизни каждого человека;
развитие эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды, и убеждения в возможности решения;
продолжить работу по обучению школьников приёмам пространственного ориентирования в условиях своего населённого пункта и в сельской местности;
создавать основу для приобщения учащихся к простейшей исследовательской деятельности; в практической деятельности использовать метод наблюдения полевых исследований, сравнительный и картографический.
Воспитательные:
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, ориентации на своеобразие духовных традиций народов мира, бережного отношения к окружающей среде;
воспитание патриотического отношения к своей Родине: стремления к активному соучастию в решении социально-экономических, экологических, этнических и других проблем, как в государстве, так и в мире в целом;
воспитание основ экологической культуры, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих;
формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части Земли;
коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения.
Адресат программы.
Возраст детей. Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста – 10-16 лет. Но возможны изменения возрастного ограничения с учётом способностей обучающихся и при условии заинтересованности детей старшего или младшего возраста.
Категория детей. В группы набираются дети разного пола и категории, без предварительной подготовки.
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на первый год обучения. 72 часа.
Организация учебной деятельности.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа (2 по 45 мин. с 10 минутным перерывом)
Наполняемость групп: 18 человек.
Прогнозируемые результаты
Прогнозируемые результаты:
Предметные результаты: освоения программы «Мой край родной» с учётом общих требований Стандарта должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
1) осознание значимости изучения краеведения для личного развития; формирование представлений о своей малой Родине;
2) достижение необходимого для продолжения образования уровня краеведческой компетентности;
3) умение самостоятельно выбирать интересующую краеведческую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
4) умение работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного края.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации по краеведению;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач посредством изучения речевой деятельности других народов, проживающих на территории района, республики;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
10) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою малую Родину, её историю;
2) формирование средствами краеведческого материала целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта краеведческой деятельности,
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего народа и других народов, живущих рядом; выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение навыками туристической деятельности;
7) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Способы определения результативности.
Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержанием программы:
- педагогическое наблюдение:
- педагогический анализ результатов (анкетирование, тестирование, участие воспитанников в учебно-исследовательских конференциях, конкурсах);
- мониторинг (контрольные задания и тесты, диагностика личностного роста и продвижения).
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель дополнительной образовательной программы «Мой край родной» – сформировать знания учащихся о родном крае, которые включают в себя историю, географию, экологию своей малой Родины.
Задачи:
Обучающие:
получить представление о своеобразии территории Республики Бурятия, Кяхтинского района, п.Хоронхой, природной, историко-культурной, хозяйственной ценности своей малой Родины;
сформировать представление об основных понятиях в краеведении;
обучить приёмам и навыкам исследовательской работы;
сформировать умение работать с различными источниками информации.
Развивающие:
формирование умения самостоятельно работать с различными источниками краеведения;
содействовать развитию творческих, интеллектуальных способностей обучающихся;
научить методам и приѐмам научного исследования
Воспитательные:
формировать чувство патриотизма обучающихся через краеведческие знания о республике, районе, поселке;
воспитать уважение к истории нашего поселка, района, республики, стремления сохранять и приумножать культурное достояние своей страны и всего человечества.
Ожидаемые результаты
В результате прохождения данной программы первого года обучения - обучающийся должен знать: - основные особенности топонимов, особенности географического положения района, республики, историю исследования, имена ученых, внесших наибольший вклад в изучение родного края; - геологическое строение и рельеф территории , основные виды полезных ископаемых, добываемых здесь; - виды внутренних вод , крупнейшие реки; - особенности климата ; экологические проблемы, проявляющиеся на территории родного края; основные достопримечательности. Уметь: - использовать для выполнения заданий различные источники краеведческой информации; - уметь анализировать природные закономерности и явлений, их связь, особенностями хозяйства территории. Владеть - методами получения краеведческих знаний; - приемами работы с географическими картами, компасом.
ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Начальный или входной контроль |
В начале учебного года | Определение уровня развития детей, их творческих способностей. | Беседа, опрос, тестирование, анкетирование. |
Текущий контроль |
В течение всего учебного года | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. | Педагогическое наблюдение, опрос, зачет, тест, самостоятельная работа, практическая работа |
Промежуточный или рубежный контроль |
По окончании изучения темы или раздела. В конце месяца, четверти, полугодия. | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения. | Викторина, тестирование. |
Итоговый контроль |
В конце учебного года. | Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. | Презентация творческих работ, защита проектов, видеоролики, фотоработы. |
Первый ГОД ОБУЧЕНИЯ
Учебно – тематический план
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | Формы контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Введение | 2 | 2 | - | |
2 | I Раздел Ориентирование | 10 | 5 | 5 | Зачет |
| Тема 1.1 Компас | | | | |
| Тема 1.2 Азимут. | | | | |
| Тема 1.3 Ориентирование. | | | | |
3 | II Раздел. История исследования и освоения территории Бурятии | 8 | 2 | 2 4 (Экскурсии) | Монтаж видеоролика |
| Тема 2.1 Первые исследования территории Бурятии научными экспедициями. | | | | |
4 | III Раздел. Географическое положение Республики Бурятия, Кяхтинского района, п.Хоронхой | 7 | 5 | 2 | Викторина |
| Тема 3.1 Республика Бурятия – малая Родина. Географическое положение и границы республики на карте России и мира. | | | | |
5 | IV Раздел. Общая характеристика природы территории Бурятии | 45 | 33 | 8 4 (Экскурсии) | Круглый стол Тест Творческая работа Географическая игра |
| Тема 4.1 Основные формы рельефа, их геологическое прошлое. | | | | |
| Тема 4.2 Климатообразующие факторы, влияющие на формирование климата своей местности. | | | | |
| Тема 4.3. Внутренние воды. | | | | |
6 | V Раздел. Мероприятия воспитывающего и познавательного характера | 3 | - | 3 | Игра Квест Путешествие |
| 6.1 Золотая осень | | | | |
| 6.2 Новый год | | | | |
| 6.3День Победы | | | | |
| Итого | 72 | 47 | 25 | |
Содержание программы
Введение. 2 ч.
Теория 2 ч. Географическое краеведение. Источники знаний о родном крае.
Знакомство с различными источниками знаний о своем крае. Организация поиска, сбора и изучения материалов географического краеведения.
I Раздел. Ориентирование 10 ч.
Тема 1.1 Компас.
Теория 1 ч. Что такое компас. Значение изобретения компаса. Типы компасов. Устройство компаса Адрианова. Пять правил обращения с компасом. Ориентир, что может служить ориентиром. Визирование, визирный луч. Что такое движение по азимуту, когда оно применяется. Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты.
Практика 1ч. Работа с компасом.
Оборудование: компас, топографическя карта
Тема 1.2 Азимут. 4 ч.
Теория 2 ч. и Практика 2ч. Что такое азимут: определение, отличие азимута от простого угла (чертеж Обратный азимут, его определение. Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, 3. Промежуточные направления по сторонам горизонта: СВ, ЮВ, ЮЗ, СЗ, ССВ, СВВ, ЮВВ, ЮЮВ и т. д. Градусное значение основных и промежуточных направлений по сторонам горизонта. Направления в пространстве по сторонам тела: основные (справа, слева, впереди, сзади), дополнительные (справа - сзади, впереди - слева и т. д.). Память направлений.
Оборудование: компас, топографическя карта, транспортир
Тема 1.3 Ориентирование. 4 ч.
Теория 2 ч. Что такое ориентирование. Способы ориентирования.
Практика 2ч. Построить на бумаге из данной точки заданные азимуты (по направлениям СВ, Ю, ЮЗЗ и т. д.) и показать дугой величину азимута (выполнять на глаз без транспортира). Определить обратный азимут по данному; упражнение повторить несколько раз графически, а затем аналитически (прибавляя или вычитая из прямого азимута 180°). Упражнения на смешанное ориентирование (без применения компаса); графическое решение задач на смешанное ориентирование типа: "Справа мельница, слева дом лесника, на востоке озеро. Если повернуться лицом к мельнице, то озеро будет слева - сзади. Определи азимут на дом лесника". Ориентирование на местности по компасу, по местным признакам.
Оборудование: компас, топографическя карта, транспортир
II Раздел. История исследования и освоения территории Бурятии. 8 ч.
Тема 2.1 Первые исследования территории Бурятии научными экспедициями. 8 ч.
Теория 2 ч. История освоения и исследования территории Республики Бурятия, имена исследователей и путешественников.
Практика 2 ч.(4 ч. экскурсии). Составление хронологической таблицы исследования территории Бурятии научными экспедициями. Экскурсии в краеведческий музей им. В.А.Обручева и школьный музей.
III Раздел. Географическое положение Республики Бурятия. 7 ч.
Тема 3.1 Республика Бурятия – малая Родина. Географическое положение и границы республики на карте России и мира. 8 ч.
Теория 5 ч. Географическое Положение Республики Бурятия на карте Российской Федерации. Географическое положение Кяхтинского района на карте Республики Бурятия. Местоположение Хоронхойского сельского поселения. Особенности физико- и экономико-географического положения.
Практика 2 ч. Оценка географического положения Республики Бурятия. Обозначение границ региона на карте России. Географические координаты своего населенного пункта, столицы Бурятии – г. Улан –Удэ.
Оборудование :атлас Забайкалья, физическая карта России, Бурятии, историко-культурный атлас Бурятии
IV Раздел. Общая характеристика природы территории Бурятии. 45 ч.
Тема 4.1 Основные формы рельефа, их геологическое прошлое. 14 ч.
Теория 10 ч. Республика Бурятия как часть гор Южной Сибири. Основные формы рельефа территории Бурятии, их происхождение и изменение. Горные породы и полезные ископаемые. Влияние рельефа местности на условия жизни, хозяйственную деятельность людей, на особенности природы. Процессы, влияющие на образование рельефа территории. Рельеф территории своей местности.
Практика 4 ч. Знакомство и описание полезных ископаемых своей местности. Описание рельефа территории Бурятии . Нанесение главных форм рельефа на контурную карту.
Оборудование: атлас Забайкалья, физическая карта России, Бурятии, историко-культурный атлас Бурятии, образцы полезных ископаемых
Тема 4.2 Климатообразующие факторы, влияющие на формирование климата своей местности. 11 ч.
Теория 6 ч. Факторы, влияющие на формирование климата территории Бурятии и своей местности. Общая характеристика климата. Климатический пояс. Тип климата и его особенности. Климатические показатели. Погода зимой, весной, летом и осенью. Местные признаки погоды и ее прогноз. Предсказания природы. Приборы для метеорологических наблюдений и правила их использования. Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности жителей своего населенного пункта. Способы обработки информации: роза ветров, графики, диаграммы. Местные ветры, их описание.
Практика 4 ч. Метеорологические наблюдения за погодой, описание погоды по сезонам года, типа климата; обработка материалов. Оценка климатических условий п. Хоронхой для жизни и деятельности населения.
Оборудование: образец дневника наблюдения, атлас Забайкалья
Тема 4.3. Внутренние воды. 20 ч.
Теория 14 ч. Состав водных ресурсов. Основные речные системы, озера, пруды, болота, подземные воды, источники Республики Бурятия. Местоположение основных речных систем, озер, прудов, подземных источников. Водный режим объектов Питание и режим рек. Распространение опасных явлений, связанных с водами. Проблемы малых рек. Хозяйственное использование своей местности. Охрана вод.
Практика 2ч. (4 ч. Экскурсии). Описание самой крупной реки Бурятии – Селенги: падение, уклон, режим, величина годового стока, расход воды, источники питания, хозяйственное использование. Хозяйственное использование вод своей местности. Экологическая ситуация, проблемы охраны вод. Способы изучения гидрологических показателей воды (цветность, прозрачность, запах, вкус, жесткость).
Оборудование: фотографии видов внутренних вод, атлас Забайкалья, физическая карта России, Бурятии, историко-культурный атлас Бурятии
Итоговое занятие.
V Раздел. Мероприятия воспитывающего и познавательного характера.
Праздник «Золотая осень», Новый год, День Победы
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название разделов, тем | Сроки провед. занятия | Провед. занятия по факту | Место проведения занятия | Примечание |
| Введение | | | 1 кабинет | |
1 | Географическое краеведение. Источники знаний о родном крае. | | | | |
2 | Знакомство с различными источниками знаний о своем крае. Организация поиска, сбора и изучения материалов географического краеведения. | | | | |
| I Раздел. Ориентирование | | | | |
| Тема 1.1 Компас | | | | |
3-4 | Работа с компасом Практическая работа. Работа с компасом на местности | | | | |
| Тема 1.2 Азимут. | | | | |
5 | Что такое азимут и как его определять | | | | |
6 | Праздник «Золотая Осень» | | | | |
7-8 | Практическая работа Определение азимута географических объектов на местности | | | | |
| Тема 1.3 Ориентирование. | | | | |
9 | Что такое ориентирование | | | | |
10-11 | Практическая работа. Ориентирование на местности. | | | | |
12 | Зачет «Ориентирование» | | | | |
| II Раздел. История исследования и освоения территории Бурятии. | | | | |
| Тема 2.1 Первые исследования территории Бурятии | | | | |
13-14 | Первые исследования территории Бурятии | | | | |
15-16 | Практическая работа. Составление хронологической таблицы исследования территории Бурятии научными экспедициями. | | | | |
17-18 | Экскурсия в краеведческий музей им. Обручева. Основные этапы заселения территории Бурятии. | | | | |
19 | Экскурсия в школьный музей. Основание села Хоронхой. | | | | |
20 | Оформление результатов экскурсий | | | | |
| III Раздел. Географическое положение Республики Бурятия. | | | | |
| Тема 3.1 Республика Бурятия – малая Родина. | | | | |
21-22 | Географическое положение и границы Республики Бурятия, Кяхтинского района, п. Хоронхой | | | | |
23-24 | Оценка географического положения Республики Бурятия, Кяхтинского района, п. Хоронхой. Обозначение границ региона на карте России. | | | | |
25-26 | Круглый стол «Значение г.Кяхта в истории России» | | | | |
27 | Викторина «Мой край на карте России» | | | | |
| IV Раздел. Общая характеристика природы территории Бурятии (рельеф, полезные ископаемые, климат, внутренние воды) | | | | |
| Тема 4.1 Основные формы рельефа, их геологическое прошлое. | | | | |
28-29 | Рельеф территории Республики Бурятия | | | | |
30 | Особенности рельефа Кяхтинского района | | | | |
31-32 | Практическая работа. Знакомство и описание полезных ископаемых своей местности | | | | |
33-34 | Практическая работа . Описание рельефа территории Бурятии по типовому плану. Нанесение главных форм рельефа на контурную карту. | | | | |
35-36 | Геологическое строение территории | | | | |
37-38 | Байкальско-Становая область Байкальской горной страны гор Южной Сибири | | | | |
30-40 | Забайкальская область Байкальской горной страны гор Южной Сибири | | | | |
41 | Тест «Рельеф и полезные ископаемые» | | | | |
| Тема 4.2 Климатообразующие факторы, влияющие на формирование климата своей местности. | | | | |
42-43 | Факторы, влияющие на формирование климата своей местности. | | | | |
44-45 | Практическая работа. Метеорологические наблюдения за погодой, описание погоды по сезонам года, типа климата; обработка материалов. | | | | |
46-47 | Местные ветры: култук, сарма, верховик, баргузин | | | | |
48-49 | Практическая работа. Оценка климатических условий Кяхтинского района, п.Хоронхой для жизни и деятельности населения. | | | | |
50-51 | Опасные явления природы, зарегистрированные на территории Бурятии. Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности населения республики. | | | | |
52 | Тест «Климат» | | | | |
| Тема 4.3 Внутренние воды. | | | | |
53-54 | Внутренние воды Республики Бурятия | | | | |
55-56 | Характеристика самой крупной реки Бурятии - Селенга. Комплексное описание реки. Выявление источников загрязнения реки. | | | | |
57-58 | Реки и озера Кяхтинского района, п.Хоронхой | | | | |
59-60 | Экскурсия на р. Селенга | | | | |
61-62 | Практическая работа. Ландшафты поймы реки | | | | |
63-64 | Опасные явления, связанные с водами своей местности и их предупреждение. | | | | |
65-66 | Экскурсия. Природные ландшафты Кяхтинского района, п. Хоронхой. Зарисовки и фотографии природных ландшафтов. | | | | |
67-68 | Дар природы – озеро Байкал. | | | | |
69 | Практическая работа Хозяйственное использование вод своей местности. Экологическая ситуация, проблемы охраны вод. | | | | |
70-71 | Творческая работа «Мой край родной» | | | | |
72 | Итоговое занятие | | | | |
Методическое обеспечение программы
Учебная деятельность.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по освоению предметного содержания образовательной программы
(по уровням)
Название уровня | СТАРТОВЫЙ | БАЗОВЫЙ | ПРОДВИНУТЫЙ |
Баллы | 3 | 4 | 5 |
Способ выполнения деятельности | Репродуктивный | Продуктивный | Творческий |
Метод исполнения деятельности | С подсказкой, по образцу, по опорной схеме. | По памяти, по аналогии | Исследовательский |
Основные предметные умения и компетенции обучающегося | Освоение и овладение основными знаниями, умениями. Применение полученных знаний в выполнении работы (умение работать с опорными схемами, технологическими картами и т.д.). | Умение самостоятельно подбирать, комбинировать, работать с литературой, технологическими картами и т.д. | Креативность в выполнении практических заданий, Умение добывать и перерабатывать информацию из разных источников. |
Деятельность учащегося | Актуализация знаний. Воспроизведение знаний и способов действий по образцам, показанным другими (педагогом, книгой). Произвольное и непроизвольное запоминание (в зависимости от характера задания). | Восприятие знаний и осознание проблемы. Внимание к последовательности и контролю над степенью реализации задуманного. Мысленное прогнозирование очередных шагов работы. Запоминание (в значительной степени непроизвольное). | Самостоятельная разработка и выполнение творческих проектов. Самоконтроль в процессе выполнения и самопроверка его результатов. Преобладание непроизвольного запоминания материала, связанного с заданием. |
Деятельность педагога | Составление и предъявление задания на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности. Руководство и контроль за выполнением. | Постановка проблемы и реализация ее по этапам. | Создание условий для выявления, реализации и осмысления познавательного интереса, образовательной мотивации, построение и реализации индивидуальных образовательных маршрутов. |
Принцип формирования учебных групп.
Принцип разновозрастного единства - обеспечивает сотрудничество учащихся разных возрастов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
Формы организации занятия и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Формы: индивидуальная работа и групповая работа.
Работа с источником и обработка собранных материалов; беседа, лекция, рассказ; занятие-беседа с элементами творчески-поисковых заданий; круглые столы; экскурсии и экспедиции; путешествие; игра; практическое занятие; конкурс или викторина; тестирование; зачет; творческие работы, мини-исследования.
Методы: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; поисково-исследовательский; метод проектов (позволяет организовать самостоятельную деятельность детей по разработке проекта; методы мотивации творческой деятельности.
Технологии и методики.
Используются технологии КТД, исследовательского (проблемного) обучения , технология развития критического мышления.
Технология коллективной творческой деятельности - это организация совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Возрастные этапы технологии творчества:
Младшие школьники: игровые формы творческой деятельности; освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты.
Средние школьники: творчество; участие в массовых мероприятиях.
Старшие школьники: выполнение творческих проектов, исследовательские работы;.
Технологическая цепочка группового творческого воспитательного дела:
1. подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу – занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес);
2. психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.);
3. коллективное планирование. Можно построить в форме «мозгового штурма» в виде ответов на вопросы (коллектив делится на микрогруппы, которые обсуждают ответы на вопросы: для кого? где и когда? как организовать? кто участвует? кто руководит? Затем заслушиваются варианты ответов каждой группы и осуществляется совместный выбор лучшего варианта);
4. коллективная подготовка дела. Выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана;
5. собственно сама деятельность. Осуществление разработанного плана;
6. завершение, подведение итогов (круглый стол). Ответы на вопросы: что удалось, почему? Что не получилось? Как улучшить?
7. результаты коллективного дела.
Технология исследовательского (проблемного) обучения – это организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится нае поиск новых познавательных ориентиров.
Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.
Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.
В программе используется технология критического мышления. Характерными особенностями критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Критическое - направленное мышление, поскольку оно направлено на получение желаемого результата.
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.
Дидактический материал.
атласы ( Забайкалья, Республики Бурятия);
материал для проверки знаний;
перечень практических работ;
специальная и методическая литература.
фотографии природы;
учебное пособие «География Бурятии»;
музейные экспонаты краеведческого музея г. Кяхта и школьного музея; научно - познавательные фильмы;
тематические плакаты;
карты местности;
Интернет-ресурсы;
Викторины и тематические игры.
Воспитывающая деятельность включает различные формы воспитательной работы: беседы, мероприятия, экскурсии, игры, презентации.
Развивающая деятельность включает:
наличие и развитие природных и приобретенных умений, навыков.
учёт индивидуальных особенностей.
Техническое обеспечение программы
Занятия проводятся в кабинете географии. Имеются компасы, географические и топографические карты, ноутбук, проектор.
Основополагающая литература педагога для реализации программы
Байкал. Атлас. – Москва, 1993.- 160 с.
Забайкалье. Атлас.- Москва – Иркутск, 1967. – 176 с.
Историко-культурный атлас Бурятии. Основной том. Москва, 2001. – 680 с.
Материалы Национального Архива Республики Бурятия (НАРБ)
Методика историко-краеведческой работы в школе. Пособие для учителей. / Под ред. Н.С. Борисова. – М., 2005
Эрдынеева М.О., Б.А.Чернов «География Бурятии» 8-9 класс – У-Удэ, 1994. – 128 с.
ЭОР
Рекомендуемая литература для воспитанников, родителей
Историко-культурный атлас Бурятии. Основной том. Москва, 2001. – 680 с.
Материалы фондов краеведческого музея им.В.А.Обручева г.Кяхта, школьного музея
Необычайная Кяхта. – Улан-Удэ, 2011. – 191с.
Хрестоматия по истории Бурятии: документы и материалы с древнейших времен до 1917 г. – Улан-Удэ, 1986, 224с.