МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Адыгея
Администрация муниципального образования "Тахтамукайский район"
МБОУ СШ № 27 а. Новая Адыгея
РАССМОТРЕНО руководитель ШМО ___________________ Слепушкина Е.А. Протокол №1 от «31» 08.2023 г. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ________________________ Ермоленко О.А. Протокол №1 от «31» 08.2023 г. | УТВЕРЖДЕНО директор школы ________________ Галамова М.А. Приказ №535 от «31» 08.2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4080118)
учебного предмета
«Литературное чтение на родном (русском) языке»
для обучающихся 1-4 классов
а. Новая Адыгея 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Литературное чтение является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Программа обеспечивает предметную подготовку младших школьников начальному курсу «Литературное чтение на родном (русском) языке», достаточную для продолжения образования в основной школе и создаёт дидактические условия для овладения обучающимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). Происходит знакомство обучающихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать еѐ для расширения своих знаний об окружающем мире. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Систематический курс литературного чтения на родном языке представлен в программе следующими содержательными линиями:
- развитие речи,
- произведения устного творчества народов России;
- произведения классиков отечественной литературы и современных писателей России;
- все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о слове, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует формирование коммуникативных умений и навыков.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о слове как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приемами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения. Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературы совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения литературного чтения на родном языке формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создает условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение литературного чтения в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Цель курса: - овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности
младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Литературное чтение на родном (русском) языке»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в 1классе отводится 33 часа (1 раз в неделю), во 2-4 классах отводится 17 часов (исходя из 34 рабочих недель по 0,5 ч в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Россия - наша Родина (2ч) П.Воронько «Лучше нет родного края»; Г Ладонщиков «Родное гнѐздышко», «Наша Родина» М.Матусовский «С чего начинается Родина».
Фольклор нашего народа (5 ч) Пословицы и поговорки о Родине, о детях, о правде, о добре и зле; о дружбе; «На ярмарке» Русские народные потешки и прибаутки, небылица. Народные песенки. Русская народная песня «Берѐзонька». Русские народные игры. Считалки. Игра «Вася – гусѐночек», «У медведя во бору». «Ни окошек, ни дверей». Народные загадки в стихах и прозе. Русские народные сказки. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Проект «Книжка-малышка»
О братьях наших меньших (5ч) М.М. Пришвин. Журка. Н.И. Сладков. Весенняя баня С.Я. Маршак. Зоосад. Б.В. Заходер. Птичья школа В.В. Бианки. Музыкальная канарейка. Посещение школьной библиотеки.
Времена года (5ч) И. Соколов-Микитов. Осень. А.Плещеев. Осень наступила К.Ушинский. Выпал снег. Н.Некрасов. Новогоднее поздравление снеговика. М.Пришвин. Цветут березки/ Жуковский В.А.Жаворонок И.С. Соколов-Микитов. Лето в лесу
А.Фет. Летний вечер Викторина по пройденным произведениям.
2 КЛАСС
Россия - наша Родина (2ч) В. Степанов «Что мы Родиной зовѐм» К. Паустовский «Моя Россия». Фольклор нашего народа (5 ч) Календарные народные праздники и обряды. «Мир фольклора – мир народной мудрости» «Мир пословиц и поговорок» «Загадки и народные приметы о временах года» Проект. Сборник «Фольклор нашего народа»
О братьях наших меньших (5ч) Г.А. Скребицкий. Пушок. К.Д. Ушинский. Чужое яичко Н.И. Сладков. Топик и Катя. А.Л. Барто. Бедняга крот. Е.И. Чарушин. Рябчонок. (Из цикла «Про Томку») Посещение городской библиотеки.
Времена года (5ч) В.Бианки. Как животные к холодам готовятся. Г.Х.Андерсен. Снеговик. А.Блок. Весенний дождь./Загадки про весну И. С. Соколов-Микитов. Бурундук. Опрос по пройденным произведения «Что? Где? Когда?»
3 КЛАСС
Россия - наша Родина (2ч) З. Александрова «Родина» А.Пришелец «Наш край» П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили» (о Новгородцах XII века — смелых мореплавателях) (выборочно рассказы) .
Фольклор нашего народа (5 ч) Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль Народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская народная сказка « Иван – Царевич и серый волк». Русская народная сказка «Летучий корабль». Русская народная сказка «Морозко». Русская народная сказка «Белая уточка». Русская народная сказка «По щучьему веленью». (на выбор)
Проект «Мои первые народные сказки»
О братьях наших меньших (5ч) К.Г. Паустовский. Жильцы старого дома. Г.А. Скребицкий. Сиротка. Н.И. Сладков. Непослушные Малыши Б.С. Житков. Охотник и собаки. И.П. Токмакова. Котята. Выставка книг о животных.
Времена года (5ч) Самые интересные книги, прочитанные летом. (Тема осень) «Очей очарованье»: осень в стихах и музыке.
К.Паустовский «Какие бывают дожди» А.Толстой. Сугробы. Н.Асеев. Лыжи. К.Паустовский. Стальное колечко. И. Соколов-Микитов. Русские сказки о природе Тестовая работа по пройденным материалам.
4 КЛАСС
Россия - наша Родина (2ч) С.Михалков «Государственный гимн Российской Федерации» В.Гудимов «Россия, Россия, Россия»
Фольклор нашего народа (5 ч) Виды устного народного творчества. Былины. Особенности былинных текстов. Былина «Волхв Всеславович». Былина «Вольга Святославич» Славянский миф. Особенности мифа. Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» Песня-слава «Русская земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море» Пословицы о Родине, о подвиге, о славе. Творческий проект на тему «Россия-родина моя».
О братьях наших меньших (5ч) Е.И. Носов. Хитрюга. В.В. Бианки .Сумасшедшая птица. В.П. Астафьев. Зорькина песня Г.А. Скребицкий. Кот Иваныч. К.Г. Паустовский. Теплый хлеб. Викторина по разделу «О братьях наших меньших».
Времена года (5ч) В.Бианки «Лесная газета» Литературная гостиная. И. Анненский.Снег. М.М.Пришвин. Рассказы о весне. Рассказы Н.И. Сладкова. Лес не школа, а всему учит. Проект «Любимое время года»
Формы обучения
Программой предусматривается проведение уроков в традиционной и нетрадиционной форме. На уроках используются парные, индивидуальные и групповые формы организации деятельности детей. Основной формой обучения является урок на основе учебных ситуаций с использованием ИКТ.
Сопутствующие формы обучения:
- наблюдение;
- проектные работы; - выставки;
- внеурочная деятельность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в 1-4 классах направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
8. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебным и моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Литературное чтение на родном языке».
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
1 КЛАСС
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются следующие умения:
- формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- формировать социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивому следованию в поведении социальным нормам, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
-осознавать ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» является формирование универсальных учебные действий (УУД). Регулятивные УУД: - предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи;
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий:
- составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.:
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громко--речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия;
- формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и понимать алгоритм выполнения заданий, предвосхищать результат;
- составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные УУД: - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы решения задач;
- ориентироваться в разнообразии способов решения задач, устанавливать причинно-следственные связи;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели;
- использовать общие приёмы решения задач, работать с учебником, ориентироваться в нем по содержанию (оглавлению) и с помощью значков;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.
Коммуникативные УУД: - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, принимать участие в обсуждении содержания прочитанного, следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности, соблюдать правила речевого этикета;
- определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» является сформированность следующих умений: - выделять главное, соотносить его с той или иной интонацией, читать по ролям, пересказывать текст, выразительно и осознанно читать целыми словами;
- читать выразительно по ролям, работать с иллюстрациями, находить главную мысль в произведении, развивать навык самостоятельного чтения, отрабатывать навык употребления в речи вежливых слов;
- соотносить содержание произведения с пословицами;
- характеризовать особенности прослушанного произведения (определять жанр, описывать поведение и характеры героев, и т. д.); формировать вежливые взаимоотношения с окружающими;
- читать вдумчиво и осознанно, формулировать личную оценку поступков героев прочитанных произведений;
- читать целыми словами, с элементами слогового чтения, понимать содержание прочитанного, пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку, упражняться в темповом чтении отрывков из произведений;
- делить текст на смысловые части, составлять план, пересказывать текст по картинному плану, работать с иллюстрациями, анализировать положительные и отрицательные действия героев;
- отвечать на вопросы, анализировать тон, настроение произведения, рассказывать о прочитанном, аргументировать своё мнение с привлечением текста произведения или других источников;
- находить заглавие текста, называть автора произведения, различать в практическом плане рассказ, стихотворение, декламировать наизусть;
- приводить примеры художественных произведений по изученному материалу, составлять собственные рассказы на заданную тему.
2 КЛАСС
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются следующие умения:
- формирование потребности в общении в коллективе;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- выражать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;
- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- адекватно воспринимать оценку учителя, выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Познавательные УУД: - строить речевое высказывание в устной и письменной форме; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия;
- оценивать своё задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении;
- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план;
Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» является сформированность следующих умений: - прогнозировать содержания раздела; развивать связную речь;
- наблюдать за настроением; оценивать авторское отношение к событиям;
- определять последовательность событий; уметь дать характеристику героя;
- понимать смысл произведения; давать характеристику и описание героя. отрабатывать выразительное чтение;
- сопоставлять главную мысль с пословицами;
- учиться высказывать своё мнение по отношению автора к герою, к событиям;
- декламировать наизусть; выбирать, рассматривать, иллюстрировать стихи детских писателей;
- отличать особенность юмористического рассказа;
- пересказывать по плану; ролевое чтение;
- передавать последовательность событий; выборочное чтение; пересказывать по картинному плану.
3 КЛАСС
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются следующие умения:
- сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается;
- находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят; осознавать значение юмора для отдыха, применять в своих высказываниях пословицы и поговорки,
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: - осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;
- читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.
Познавательные УУД: - проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании;
- выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные УУД: - находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ;
- строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы, оценивать достижения участников группы;
- вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» является сформированность следующих умений: - прогнозировать содержание раздела; читать стихотворение, отражая настроение; находить в стихотворении яркие образные слова и выражения; сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему; выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно; объяснять смысл выражений с опорой на текст; определять авторское отношение к изображаемому; придумывать стихотворные тексты; проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения;
- планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лирические тексты;. читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому.; сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение; находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. сочинять стихотворения; участвовать в творческих проектах; заучивать стихи наизусть; проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения .
- объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме; планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений; воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание; соотносить пословицу с содержанием произведения; отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста; придумывать свои вопросы к текстам.
- наблюдать за особенностями речи героев; понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям; придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей;
проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
4 КЛАСС
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются следующие умения:
- постигать смысл патриотического отношения к Родине;
- ориентация в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков других людей;
- регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
- чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
- чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
- представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках.
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- способность к самооценке.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
- самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;
- планировать собственную читательскую деятельность;
- участвовать в групповой работе;
- аргументировать собственный вывод;
- выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
- вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки;
- сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли;
- планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью.
Познавательные УУД: - работать с учебной статьей, выделять в ней узловые мысли, составлять план;
- пользоваться разными источниками информации для объяснения слов, словосочетаний;
- находить книги, нужные произведения, представлять сборник произведений;
- обращаться к разным источникам информации;
- использовать знания из разных областей в процессе освоения художественного произведения;
- осваивать исторический опыт народа и привлекать его для решения нравственных задач.
- использовать знания, полученные при изучении различных предметов в работе над текстом литературного произведения;
- углублять представления о патриотическом чувстве и нравственных качествах человека;
- понимать и оценивать состояние других людей и собственных переживаний;
- сопоставлять информацию по определенной теме, полученную из разных источников.
Коммуникативные УУД: - оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
- владеть диалогической формой речи;
- корректно строить речь при решении коммуникативных задач;
- работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
- объяснять и обосновывать собственные выводы;
- распределять роли;
- планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью;
- собирать информацию по выбранной теме;
- участвовать в подготовке сборника творческих работ, викторины.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» является сформированность следующих умений: - устанавливать связи названия с темой текста, мысль текста; различать позиции автора и героев стихотворения. Правильность чтения:
чтение вслух с соблюдением ударения, основных норм литературного произношения;
- говорить о позициях автора и героев; читать выразительно, соблюдая ритм стихотворения;
- читать вслух доступный текст целыми словами;
- осмысливать цели чтения; характеризовать героев произведения;
- работать с книгой, с иллюстрацией; составлять вопросы; правильное построение ответов;
- выявлять связи названия с темой текста, мысль текста; уметь задавать вопросы по содержанию прочитанного текста и отвечать на них;
- построить небольшое монологическое высказывание; краткий, полный, выборочный пересказ прочитанного;
- участвовать в диалоге о прочитанном произведении; правильное выразительное чтение;
- совершенствовать умения работать с книгой; понимать значение чтения в жизни человека;
- определять эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения; ответы на вопросы по содержанию прочитанного.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Мир детства | 22 | | | |
2 | Россия — Родина Моя | 7 | 1 | | |
3 | Резервное время | 4 | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 0 | 0 | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Россия – наша Родина | 2 | | | |
2 | Фольклор нашего народа | 5 | | | |
3 | О братьях наших меньших | 5 | | | |
4 | Времена года | 5 | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 17 | 0 | 0 | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Россия – наша Родина | 2 | | | |
2 | Фольклор нашего народа | 5 | | | |
3 | О братьях наших меньших | 5 | | | |
4 | Времена года | 5 | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 17 | 0 | 0 | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Россия – наша Родина | 2 | | | |
2 | Фольклор нашего народа | 5 | | | |
3 | О братьях наших меньших | 5 | | | |
4 | Времена года | 5 | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 17 | 0 | 0 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | С.А. Баруздин. «Самое простое дело». Слушание текста. Ответы на вопросы. | 1 | 0 | 0 | | |
2. | Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент). Слушание текста. Ответы на вопросы. | 1 | 0 | 0 | | |
3. | Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент). Учебный диалог. | 1 | 0 | 0 | | |
4. | Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы«Волшебные сказки»). Слушание текста. Ответы на вопросы. | 1 | 0 | 0 | | |
5. | Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы«Волшебные сказки»). Воспроизведение услышанного текста с опорой на ключевые слова | 1 | 0 | 0 | | |
6. | М.Ю.Лермонтов. «Парус». Пополнение словарного запаса: работа со словарем. | 1 | 0 | 0 | | |
7. | Т.В. Толстая. «Детство Лермонтова». Слушание текста. Ответы на вопросы. | 1 | 0 | 0 | | |
8. | С.Л. Прокофьева «Самый большой друг». Составление плана для пересказа. Пересказ текста с опорой на серию рисунков к сказке. | 1 | 0 | 0 | | |
9. | М.Л. Михайлов «Лесные хоромы». Ознакомительное чтение. Ответы на вопросы. | 1 | 0 | 0 | | |
10. | М.Л. Михайлов «Лесные хоромы». Выборочное чтение. Работа с иллюстрациями. | 1 | 0 | 0 | | |
11. | И.А. Мазнин «Давайте будем дружить друг с другом». Понимание текста. Работа с иллюстрациями. | 1 | 0 | 0 | | |
12. | Н.К. Абрамцева «Цветы и зеркало». Составление вопросов к тексту. | 1 | 0 | 0 | | |
13. | Л.Н. Толстой «Лгун»(басня). Жанры произведений. | 1 | 0 | 0 | | |
14. | «Враль» (русская народная сказка). Жанры фольклорных произведений. | 1 | 0 | 0 | | |
15. | В.А. Осеева «Почему?»Ознакомительное чтение. Чтение вслух. | 1 | 0 | 0 | | |
16. | В.А. Осеева «Почему?»Выборочное чтение. Сопоставление темы и названия произведения. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев | 1 | 0 | 0 | | |
17. | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (отрывок). Понимание текста: работа со словарем. | 1 | 0 | 0 | | |
18. | А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры». Изобразительные и выразительные средства: эпитеты. | 1 | 0 | 0 | | |
19. | В.В. Лунин «Я видела чудо». Р.С. Сеф «Чудо». Сравнение содержания текстов. Чтение наизусть. | 1 | 0 | 0 | | |
20. | С.А. Иванов «Снежный заповедник». Чтение вслух. Ответы на вопросы. Составление вопросов к тексту. | 1 | 0 | 0 | | |
21. | М.М. Пришвин «Закат солнца», «Осинкам холодно». Работа в парах: чтение вслух друг другу | 1 | 0 | 0 | | |
22. | М.С. Харитонов «Учитель вранья». Ознакомительное чтение. Учебный диалог. | 1 | 0 | 0 | | |
23. | М.С. Харитонов «Учитель вранья». Понимание текста: понимание значения незнакомых слов в тексте с опорой на контекст. | 1 | 0 | 0 | | |
24. | В.Ф. Тендряков «Весенние перевёртыши». Чтение вслух. Понимание текста. Ответы на вопросы. Нахождение информации. | 1 | 0 | 0 | | |
25. | П.А. Синявский «Рисунок». Ф.П. Савинов«Родное». Понимание текста: сравнение содержания текстов нескольких произведений | 1 | 0 | 0 | | |
26. | С.А. Махотин «Этот дом со скрипучим крыльцом». В.А. Осеева «Колыбельная песенка». Учебный диалог и обсуждение вопроса «С чего начинается Родина?» | 1 | 0 | 0 | | |
27. | В.Ф. Боков «Откуда начинается Россия?». К.Д. Ушинский «Наше Отечество». Учебный диалог и обсуждение вопросов «Почему Россию называют Отечеством? Почему Россию называют матушкой?». | 1 | 0 | 0 | | |
28. | В. Тяптин «Ах, природа Тульская!». Г. Лялина «Приезжайте в Тульский край». Понимание текста: сравнение содержания текстов. | 1 | 0 | 0 | | |
29. | Русские народные загадки о солнце.А.Н. Толстой «Петушки». С.В. Сахарнов«Мезень» (отрывок).Творческое задание: составление загадок. | 1 | 0 | 0 | | |
30. | Русские народные загадки о солнце. И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной...».Е.В. Липатова. «Луна похожа на ежа».Понимание текста: наблюдение за характерными олицетворениями, эпитетами. | 1 | 0 | 0 | | |
31. | В. М. Катанов. «Жар-птица». Соотношение образа «жар-птицы» с образом из произведений других видов искусств. | 1 | 0 | 0 | | |
32. | С. В. Востоков. «Два яблока». Жанры произведений. Понимание основного смысла. | 1 | 0 | 0 | | |
33. | Проверочная работа по результатам обучения. | 1 | 1 | 0 | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 1 | 0 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | В. Степанов «Что мы Родиной зовем» | 1 | 0 | 0 | | |
2. | К. Паустовский «Моя Россия» | 1 | 0 | 0 | | |
3. | Календарные народные праздники и обряды. | 1 | 0 | 0 | | |
4. | «Мир фольклора – мир народной мудрости» | 1 | 0 | 0 | | |
5. | «Мир пословиц и поговорок» | 1 | 0 | 0 | | |
6. | «Загадки и народные приметы о временах года» | 1 | 0 | 0 | | |
7. | Проект. Сборник «Фольклор нашего народа» | 1 | 0 | 0 | | |
8. | Г.А. Скребицкий. Пушок. | 1 | 0 | 0 | | |
9. | К.Д. Ушинский. Чужое яичко | 1 | 0 | 0 | | |
10. | Н.И. Сладков. Топик и Катя. | 1 | 0 | 0 | | |
11. | А.Л. Барто. Бедняга крот. | 1 | 0 | 0 | | |
12. | Е.И. Чарушин. Рябчонок. (Из цикла «Про Томку») Посещение городской библиотеки. | 1 | 0 | 0 | | |
13. | В.Бианки. Как животные к холодам готовятся. | 1 | 0 | 0 | | |
14. | Г.Х.Андерсен.Снеговик. | 1 | 0 | 0 | | |
15. | А.Блок.Весенний дождь./Загадки про весну | 1 | 0 | 0 | | |
16. | И. С. Соколов-Микитов.Бурундук. | 1 | 0 | 0 | | |
17. | Опрос по пройденным произведениям «Что? Где? Когда?» | 1 | 0 | 0 | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 1 | 0 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | З. Александрова «Родина»/ А.Пришелец «Наш край» | 1 | 0 | 0 | | |
2. | П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили» (о Новгородцах XII века — смелых мореплавателях) (выборочно рассказы) | 1 | 0 | 0 | | |
3. | Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши. | 1 | 0 | 0 | | |
4. | В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. | 1 | 0 | 0 | | |
5. | Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль | 1 | 0 | 0 | | |
6. | Народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская народная сказка « Иван – Царевич и серый волк». Русская народная сказка «Летучий корабль». Русская народная сказка «Морозко». Русская народная сказка «Белая уточка». Русская народная сказка «По щучьему веленью». (на выбор) | 1 | 0 | 0 | | |
7. | Проект «Мои первые народные сказки» | 1 | 0 | 0 | | |
8. | К.Г. Паустовский. Жильцы старого дома. | 1 | 0 | 0 | | |
9. | Г.А. Скребицкий. Сиротка. | 1 | 0 | 0 | | |
10. | Н.И. Сладков. Непослушные Малыши | 1 | 0 | 0 | | |
11. | Б.С. Житков. Охотник и собаки. | 1 | 0 | 0 | | |
12. | И.П. Токмакова. Котята. Выставка книг о животных. | 1 | 0 | 0 | | |
13. | Самые интересные книги, прочитанные летом. (Тема осень) «Очей очарованье»: осень в стихах и музыке. К.Паустовский «Какие бывают дожди» | 1 | 0 | 0 | | |
14. | А.Толстой. Сугробы. Н.Асеев. Лыжи. | 1 | 0 | 0 | | |
15. | К.Паустовский. Стальное колечко. | 1 | 0 | 0 | | |
16. | И. Соколов-Микитов. Русские сказки о природе. | 1 | 0 | 0 | | |
17. | Тестовая работа по пройденным материалам. | 1 | 1 | 0 | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 1 | 0 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | С.Михалков «Государственный гимн Российской Федерации» | 1 | 0 | 0 | | |
2. | В.Гудимов «Россия, Россия, Россия» | 1 | 0 | 0 | | |
3. | Виды устного народного творчества. Былины. Особенности былинных текстов.Былина «Волхв Всеславович». Былина «Вольга Святославич» | 1 | 0 | 0 | | |
4. | Славянский миф. Особенности мифа. | 1 | 0 | 0 | | |
5. | Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». | 1 | 0 | 0 | | |
6. | Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» Песня-слава «Русская земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море» | 1 | 0 | 0 | | |
7. | Пословицы о Родине, о подвиге, о славе. Творческий проект на тему «Россия-родина моя». | 1 | 0 | 0 | | |
8. | Е.И. Носов. Хитрюга. | 1 | 0 | 0 | | |
9. | В.В. Бианки .Сумасшедшая птица. | 1 | 0 | 0 | | |
10. | В.П. Астафьев. Зорькина песня | 1 | 0 | 0 | | |
11. | Г.А. Скребицкий. Кот Иваныч. | 1 | 0 | 0 | | |
12. | К.Г. Паустовский. Теплый хлеб. Викторина по разделу «О братьях наших меньших» | 1 | 0 | 0 | | |
13. | В.Бианки «Лесная газета» | 1 | 0 | 0 | | |
14. | Литературная гостиная. И. Анненский.Снег. | 1 | 0 | 0 | | |
15. | М.М.Пришвин. Рассказы о весне. | 1 | 0 | 0 | | |
16. | Рассказы Н.И. Сладкова. Лес не школа, а всему учит. | 1 | 0 | 0 | | |
17. | Проект «Любимое время года» | 1 | 1 | 0 | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 1 | 0 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1.Авторская программа Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, ПетленкоЛ.В., Романовой В.Ю., Ковган Т.В. по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке», входящая в образовательную область «Родной язык и родная литература». Сборник рабочих программ 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2019.
2.Литературное чтение. В 2-х частях Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение» 1 класс
3. Литературное чтение. В 2-х частях Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение» 2 класс.
4. Литературное чтение. В 2-х частях Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение» 3 класс.
5. Литературное чтение. В 2-х частях Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение» 4 класс.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов.
Пособия для учащихся
1. Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов.
2. Портреты поэтов и писателей.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с программой обучения (по возможности).
2. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности ).
3. Мультимедийные (цифровые)образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы (по возможности).
4. iteach.ru – сетевые проекты для начальной школы.
5. It –n.ru – сеть творческих учителей.
6. openclass.ru