Федеральное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области»
УТВЕРЖДАЮ
Директор_______ О.В.Князькова
Приказ № от _26.08._.2020г.
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружок
"Героические страницы истории"
Основное общее образование
(федеральный государственный образовательный стандарт)
ФГОС ОООО
Составитель: учитель истории и обществознания
Никитина А.В.
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по работе кружка составлена составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС), Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт, Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», Концепции духовно-нравственного и патриотического развития и воспитания личности гражданина России.
В процессе воспитания и образования детей в современной школе особое место занимает школьный музей. Школьный музей может и должен быть важнейшим элементом воспитания. Огромное значение для развития патриотического сознания нового поколения имеют музеи и залы, посвящённые событиям Великой Отечественной войны.
Раздел, посвященный экскурсионной работе, в основном направлен на формирование практических навыков подготовки и проведения экскурсий по музейной экспозиции. Наличие актива школьников, имеющих специальную подготовку, позволит более эффективно включать школьную экспозицию школьного музея в учебно-воспитательный процесс.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Набор в группу свободный.
Возраст обучающихся по данной программе - 14-19 лет.
Данная программа предназначена для детей, желающих работать в школьном музее. Школьники, обучающиеся по данной программе, проявляют интерес к истории, краеведению.
Программа рассчитана на 34 часа 1 час в неделю.
Раздел 1. Планируемые результаты обучения.
В результате занятий в кружке учащиеся получат возможность:
Формировать и развивать практические навыки подготовки и проведения экскурсий, реализовать свой творческий потенциал, интерес к событиям и участникам Великой Отечественной войны, к истории Отечества; уважения к труду и подвигу старшего поколения. Учащиеся освоят теорию и практику музейного дела, разовьют навыки работы с историческим и экспозиционным материалом, научатся составлять текст экскурсии, общаться с аудиторией, разовьют мышление, память и речь.
Предметные результаты – приобретение учащимися знаний по истории Великой Отечественной войны , умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах.
Личностные результаты – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
Метапредметные результаты – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
Учащиеся научатся:
В предметной сфере:
Свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах Великой Отечественной войны, происходивших на территории Можайского района в 1941-42 гг.
В личностной сфере:
Уважению к истории страны и к подвигам советских солдат и военачальноков, основанному на знании исторических фактов.
В метапредметной сфере:
Навыкам по организации и проведению экскурсий в музее, навыкам по учету и классификации музейных предметов.
Учащиеся получат возможность научиться:
В предметной сфере:
Теории и практике музейного дела и экскурсионной работы.
В личностной сфере:
Достижениям высокого уровня гражданского и патриотического сознания, самостоятельного мышления.
В метапредметной сфере:
Достижение высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания.
Содержание программы.
Программа состоит из трех разделов:
1. Сто великих музеев мира, Музеи Москвы, Санкт-Петербурга,
2.Основы музееведения.
3.Основы экскурсионной работы.
Раздел 100 великих музеев мира, Музеи Москвы и Санкт- Петербурга:
В связи со спецификой школы, экскурсии проводиться не могут. Занятия по данной тематике проводятся в классе и музее на основе имеющейся литературы, видеоматериалов и виртуальных экскурсий.
Раздел « Основы музееведения «.
-Направления деятельности музея: научно-фондовая работа, экспозиционно-выставочная деятельность, образовательная деятельность музея.
-Музейные фонды. Основной и вспомогательный фонды.
-Музейная инвентаризация. Правила учета и хранения музейных предметов.
-Оформление экспозиции музея. Стенды. Витрины. Выставки. Тематико-экспозиционный план.
Раздел « Основы экскурсионной работы «.
-Вводное занятие. Виды экскурсий.
-Показ и рассказ в экскурсии.
-Разработка фрагмента экскурсии.
-Итоговые занятия. Представление фрагмента экскурсии.
Раздел 3. Тематическое планирование.
Кружок «Героические страницы истории»
Учитель Никитина А.В.
Количество часов 34, 1 час в неделю.
№ | Тема | Кол часов | Контроль знаний | Сроки исполнения |
1 | ЭКСКУРСИОННОЕ ДЕЛО. | 14 | | |
2 | ОСНОВЫ МУЗЕЕВЕДЕНИЯ | 20 | Проект «Пробная экскурсия» | |
Итого | | 34 | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Кружок «Героические страницы истории»
Учитель Никитина А.В.
Количество часов 34, 1 час в неделю.
№ урока | Название разделов. Тема урока. | Дата проведения по плану | Дата проведения фактически | Примечания |
ЭКСКУРСИОННОЕ ДЕЛО. |
1. | Экскурсия и ее сущность | 05.09 | | |
2. | Экскурсия и ее сущность | 12.09 | | |
3. | Классификация экскурсий | 19.09 | | |
4. | Классификация экскурсий | 26.09 | | |
5. | Технология подготовки экскурсий | 03.10 | | |
6. | Технология подготовки экскурсий | 10.10 | | |
7. | Специфика организации музейной экскурсии | 17.10 | | |
8. | Специфика организации музейной экскурсии | 24.10 | | |
9. | Специфика показа на экскурсии | 31.10 | | |
10. | Специфика показа на экскурсии | 14.11 | | |
11. | Специфика рассказа на экскурсии | 21.11 | | |
12. | Специфика рассказа на экскурсии | 28.11 | | |
13. | Требования к экскурсоводу | 05.12 | | |
14. | Требования к экскурсоводу | 12.12 | | |
ОСНОВЫ МУЗЕЕВЕДЕНИЯ |
15 | Понятие «музей» Музейный предмет и его свойства. | 19.12 | | |
16 | Понятие «музей» Музейный предмет и его свойства. | 26.12 | | |
17 | Социальные функции музея. Музейная коммуникация | | | |
18 | Социальные функции музея. Музейная коммуникация | | | |
19 | Классификация музеев | | | |
20 | Государственная музейная сеть н ее современное состояние | | | |
21 | Объект, предмет и метод музееведения | | | |
22 | Объект, предмет и метод музееведения | | | |
23 | Структура музееведения. Музееведение в системе наук | | | |
24 | Организация научно-исследовательской работы в музее | | | |
25 | Организация научно-исследовательской работы в музее | | | |
26 | Понятие «фонды музея». Научная организация музейных фондов | | | |
27 | Понятие «фонды музея». Научная организация музейных фондов | | | |
28 | Изучение музейных предметов | | | |
29 | Изучение музейных предметов | | | |
30 | Комплектование фондов музея | | | |
31 | Комплектование фондов музея | | | |
32 | Учет и хранение музейных фондов | | | |
33 | Учет и хранение музейных фондов | | | |
34 | Культурно-образовательная деятельность музеев | | | |
Литература:
Музееведение. На пути к музею ХХ1 века: музейная экспозиция. – 1996.
Словарь актуальных музейных терминов // Музей. - № 5. – 2009. Российская музейная энциклопедия. В 2т. – М., 2001.
Добрина Н.А. Экскурсоведение: учебное пособие. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2012.