государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Полевская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» (ГБОУ СО «Полевская школа»)
Согласовано: ____________ Руководитель МО Соколова Н.А. Протокол МО №____ от___________ | Утверждаю: ____________ Директор ОУ: Ишимбаева О.В. Протокол педсовета №___ от__________ |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Пластилиновая живопись»
для обучающихся 5, 6 классов
Составитель:
Васильева Надежда Александровна,
учитель
первой квалификационной категории
Полевской 2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Пластилиновая живопись» разработана на основе следующих источников литературы: Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись.Часть 1.- М.:Изд. «Скрипторий 2003», 2008г.; Давыдова Г.Н. Пластилинография. Детский дизайн. Часть 2.- М.:Изд. «Скрипторий 2003», 2013г.; Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.:Просвещение,1985г.; Лаптева Т.Е. «Пластилиновые чудеса. Забавные человечки». –М. Просвещение, 2011г.; Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. – М.: АСТ;СПб:Сова, 2006г.; Проснякова Т.Н. «Бабочки: Энциклопедия технологий прикладного творчества».-Самара:Изд. «Учебная литература», Изд.дом «Федоров»,2006.-48с.; Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. «Лепим из пластилина». – Ростов-на-Дону: Изд. «Феникс»,2003г.; Узорова О., Нефёдова Е. Физкультурные минутки.-М.:ООО «Издательство Астрель – АСТ-Ермак», 2004.; Фрейдман О. «Пластилиновые фигурки животных». – М.:Эксмо:Донецк:СКИФ, 2011г.; «Соленое тесто». М.Издательство «ЭКСМО»,2003 г.; Лебедева Е.Г. «Простые поделки из бумаги и пластилина».-М.Айрис-пресс, 2006 г.
Нормативно-правовое обеспечение данной программы соответствует действующему закону РФ и локальным актам образовательной организации.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально положительного восприятия искусства, которое способствует формированию эстетического отношения к действительности. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес.
Сегодня задача активизации творческих способностей детей приводит к необходимости поиска инновационных способов художественного выражения. Одним из таких способов является техника рисования пластилином - пластилиновая живопись.
Каждое новое творческое начинание для ребенка – это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «рука – мозг». Пластилиновая живопись - это своеобразный синтез рисования и лепки. Техника предусматривает предварительный набросок рисунка карандашом и дальнейшую работу с пластилином (нанесение пальчиками или стекой, тонкого слоя пластилина в соответствии с задуманным рисунком). Учитываются принципы последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков; краеведческого принципа, принципа связи всех видов искусств, связи сезонных изменений в природе, общественных событий, традиций.
Цель программы: формирование практических умений работы в технике пластилинография и развитие творческих способностей обучающихся.
Задачи программы: - развивать художественный вкус, чувство композиции, творческие способности;
- способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;
- формировать и развивать навыки ручного труда;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;
- воспитывать любовь к прекрасному, понимание красоты окружающего мира;
- развитие речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения.
Общая характеристика
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а также, их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей работе с пластилином меняется по мере развития овладения детьми навыками техники «пластилинография».
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
При проведении занятий следует учитывать уровень их знаний, умений и изобразительных навыков. Принцип построения занятий «от простого к сложному. Техника «пластилинография» способствует всестороннему развитию и познавательному интересу обучающегося, раскрывает творческий потенциал, самостоятельность.
Занятия помогают детям знакомиться с выразительными возможностями цвета, развить ассоциативно-образное мышление, способность различать большее количество цветовых оттенков, а также очень хорошо развивает мелкую моторику, координирует движения рук. Пластилинография – это огромная возможность для детей думать, искать, пробовать, самовыражаться. Проведение выставок работ, участие в конкурсах является результатом работы кружка.
В процессе обучения школьников пластилиновой живописи используются следующие методы и приемы:
- объяснительно-иллюстративный;
- метод проблемного изложения;
- частично-поисковый
создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;
сравнение нескольких вариантов композиционных решений;
использование заранее подготовленного наброска;
использование для набросков шаблонов и трафаретов;
показ последовательности работы, приемов нанесения пластилина;
дополнение работ природным, бросовым материалом, бисером, бусинками и.т.д;
использование художественных, литературных и музыкальных произведений.
Формы работы:
беседы по ознакомлению с искусством;
занятия по рисованию и лепке;
интегрированные занятия;
организация выставок;
индивидуальная работа.
Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления.
Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе, который позволяет научить учащегося последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. В ходе занятия проводится физкультминутка в игровой форме; подготовка к занятию (установка на работу, инструменты, материалы и т.д.); инструктаж по технике безопасности; введение в новую тему: -загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о животных, растениях и т.д.); показ образца; рассматривание и анализ образца.
Практическая часть: показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков); самостоятельное изготовление детьми изделия по образцу.
Материал для работы:
пластилин
картон, оргстекло, фанера
трафареты, шаблоны
стеки, деревянные зубочистки, расческа, металлическое ситечко
бусинки, бисер, блестки, различные крупы (для художественного оформления работ)
Пластилин обычный – 8-14 цветов. При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость. Цветовая гамма достигается путем смешивания пластилина (цвет неба – белый с синим; морской волны - белый, зеленый, синий; лепестки подсолнуха – желтый и немножко красного и т.д.). Для основы картин используется плотный картон, но можно использовать и оргстекло, фанеру, клеенку. Если фон покрывается частично, то нужно применять картон с цветным покрытием, на котором не появляются масляные пятна от пластилина. Дополнительные природные материалы, пластмассовые детали, бижутерия, и т.д. используются для создания определенных эффектов. Для резанья пластилина, его нанесения на основу применяется стека. Для придания рельефности пластилиновым деталям можно использовать зубочистки, расчески, металлическое ситечко.
Основные приемы и способы изготовления пластилиновых картин
Подбор эскиза.
Подбор цвета пластилина, смешивание пластилина для получения необходимых тонов.
Выполнение фона, выбор цвета неба, земли в соответствии с замыслом картины; выбор приемов нанесения пластилиновых мазков. Создание картин начинаем с дальнего плана и постепенно продвигаемся к ближнему плану. Художественные образы могут быть выполнены, как в технике мазка, так и в технике барельефа. (Барельеф это один из видов рельефа, когда изображение выступает не менее чем на половину объема).
Разновидности пластилиновых картин
Плоскостное изображение картин
Плоскостное изображение пластилином подобно живописи маслеными красками, но наноситься пластичный материал не кистями, а стекой или размазывается по основе пальцами рук. Ручной способ нанесения пластилина более эффективен, потому что согретый пальцами материал ровно под давлением соединяется с основой.
Барельефное изображение
Преимущество пластилиновых картин заключается в возможности изображения выпуклых барельефных деталей, создающих зрительную реальность выполняемых художественных работ. Техника барельефа используется для создания архитектурных сооружений, транспортных средств, людей, животных. Эскиз образцов выполняется детьми на бумаге, затем вырезается. Далее подбирается пластилин нужного цвета. С помощью стеки вырезаем по контуру шаблона целое изображение. Готовые фигуры прикрепляем на основу, начиная с дальнего плана. Дополняем художественные образцы узорами в технике барельефа.
Аппликация
Подразделяются картины в зависимости от степени заполнения полотна. В одних картинах покрыта вся поверхность, а в других заполнена только часть, ограниченная контуром рисунка. Последний вид называется аппликацией.
Формат картин может быть различным. Для предметного рисования берется картон размером ½ листа формат А4, для сюжетного – в начале года ½ листа формат А4, к концу года целый лист формата А4.
Для расположения элементов используются композиционные приемы: выделение центра, равновесие частей, симметрии и асимметрии.
Основные приемы и техника нанесения мазков
Плоскостное изображение картин. От куска пластилина отрываем маленький, с горошину кусочек и, прижав его к основе, размазываем в нужном направлении.
Горизонтальное направление выбирается при передаче образа спокойного неба, земли.
Круговое направление выбираем при передаче образа кучевых облаков, волн.
Наклонное направление выбираем для изображения солнечных лучей.
Приемы лепки.
Использование элементов «конус».
Создание образов лиственных деревьев.
От кусочка пластилина отщипываем маленький кусочек и раскатываем его в форме конуса. Готовый элемент наносим на контур кроны куста, дерева; заполняем силуэт от внешнего контура к стволу растений.
Использование элемента «шар».
Создание образов лиственных деревьев.
Кусочек пластилина в форме шара прикладываем к основе и размазываем по направлению вниз. При выполнении мазка указательный или большой палец помещаем на шар из пластилина, немного отступив вниз, от верхнего края и делаем мазок.
Прикладываем шар к основе и размазываем сначала влево, затем вправо.
Выполнение образа хвойного дерева – ели (выполняется в одном или двух цветах): начинаем с нижних лап в направлении от края ветки к стволу. При двухцветной ели сначала наносим нижний мазок темного цвета, затем отступив от нижнего края, накладываем на него мазок светлого цвета. Двойные мазки наносятся по контуру, а затем хаотично внутри контура.
Использование элемента «валик».
Создание образов лиственных деревьев.
Кусочки пластилина раскатываем в длинные, тонкие валики. Первый валик выкладываем по внешнему краю кроны, слегка прижимаем, чтобы закрепить на основе. Затем придавливаем его пальцем, отступив от внешнего контура, размазываем по направлению к стволу по всей длине валика. После первого ряда делаем второй, отступив необходимое расстояние. Такими мазками покрываем всю крону дерева.
Способы лепки при создании объемных изображений
При создании объемных изображений применяются два способа лепки.
- Конструктивный (деталь собирается из отдельных частей).
- Пластичный (форма вытягивается из пластичной массы).
- Использование эффекта пушистости (эффект пушистости и рыхлости элементов картин достигается путем трения или продавливания пластилина через металлическое ситечко. Таким способом изображают мех животных, кораллы, растительность).
- Рельефность (рельефности на поверхности деталей можно получить продавливанием тонких бороздок кончиком зубочистки, стекой, расческой.
Использование эффекта «мраморности» (чтобы добиться эффекта «мраморности», т.е. изображения с разноцветными хаотическими разводами, пластилиновые валики разных цветов скручиваются жгутом, слегка перемешиваются, но не допускается полное поглощение красок. Колорит комбинируемых красок при нанесении на полотно должен просматриваться разноцветными разводами.
Описание места кружка в учебном плане
Класс | Часов в неделю | Всего часов |
5 | 1 час в неделю | 34 часа в год |
6 | 1 час в неделю | 34 часа в год |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Пластилиновая живопись»
Личностные результаты:
а) формирование у обучающегося ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками пластилинографии;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Регулятивные:
• проговаривать последовательность действий на занятии;
• учиться работать по предложенному плану;
•учиться совместно с преподавателем и другими учащимися давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии;
Познавательные:
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью преподавателя;
• делать предварительный отбор необходимой информации из различных источников (рисунок, таблица, видеофрагмент, репродукция);
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего коллектива;
• сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);
Коммуникативные:
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Совместно договариваться о правилах общения.
Предполагаемые результаты:
1. Получение обучающимися необходимых знаний и практических навыков для создания оригинальных изделий из пластилина.
2. Участие в выставках детского творчества.
3. Изготовление подарков своими руками.
4. Распространение технологии за пределами школы.
5. Приобщение детей к искусству.
Учащиеся научатся:
1. Свободно владеть лепным материалом.
2. Применять исходные формы (приемы) и умение выполнять их любых размеров и пропорций.
3. Правильно использовать приемы доработки исходных форм.
4. Использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм.
5. Пользоваться схемами с условными обозначениями, технологической картой в своей работе.
6. Получат возможность укрепить мелкую моторику пальцев рук.
7. Видеть пропорции и объем.
8. Фантазировать и развивать объемное мышление.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Место проведения занятий: учебный класс
Оценка деятельности учащихся осуществляется (контроль знаний) в конце каждого занятия. Работы оцениваются по следующим критериям:
• качество выполнения изучаемых на занятии приемов и операций и работы в целом;
• степень самостоятельности в выполнении работы;
• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Оценка носит только качественный характер деятельности каждого ученика на занятии: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации (исключая балльное оценивание).
Содержание программы на 5 класс (34 часа)
Введение. История возникновения пластилина. Материал для занятий. Вспомогательные инструменты и приспособления для занятий. Инструктаж по технике безопасности.
Выполнение элементов пластилинографии: «шар», «конус», «жгут», «валик». Знакомство с техникой «мазки» и эффектами «рельефность», «мраморность», «пушистость». Создание несложных картин на темы: «Незабудки» (цветы), «Ветка рябины» (ягоды и листья), «Живые яблочки на ветках» (птицы), «Осенние деревья».
Аппликация из пластилина. Барельеф. Дополнительный материал для украшения. Оформление картин в рамки. Создание более сложных картин с использованием всех изученных приемов, элементов, эффектов на темы:
а) Мир птиц: «Петушок с семьей», «Пингвины на льдине», «Совушка – сова», «Павлин».
б) Обитатели морей: «Мир моря», «Осьминог», «Кит».
в) Мир животных: «Три поросенка», «Панда», «Разные коты», «Жираф», «Мишка косолапый».
Выставка детских работ.
Содержание программы на 6 класс (34 часа)
Материал для занятий. Вспомогательные инструменты и приспособления для занятий. Инструктаж по технике безопасности.
«Воспоминание о лете»: «Желтоглазые ромашки», «Подсолнух».
Расписной пластилин, полученный методом разрезания: «Бабочки».
Пластилиновые фигурки животных: «Пчела на цветке», «Трудолюбивые муравьи», «Паук плетёт паутину».
Смешивание цветов. Объёмные фигурки. «Подводный мир» - «Ёрш», «Щука», «Рак», «Акула», «Осьминог».
«Птичье царство» - «В гнезде», «Цапля на болоте», «Снегири на заснеженной ветке», «Синичкина семья», «Дятел на сосне».
Коллективная работа «Рисунок на память».
Картинная галерея. Выставка работ.
Календарно-тематическое планирование занятий «Пластилиновая живопись»
5 класс (34 часа 1 час в неделю)
№ п/п | Дата | Кол –во часов | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся |
1 | | 1 | Вводное занятие. История возникновения пластилина. Правила работы с пластилином. Прием «мазки». Изготовление фона для картины способом смешивания цветов ( эффект «мраморности»). | Слушают объяснения учителя; знакомятся с инструктажем по технике безопасности при работе с пластилином, стекой, дополнительным материалом. Развивают навыки самоконтроля, работают с пластилином, приводят в порядок рабочее место |
2 | | 1 | Материал, вспомогательные предметы для работы «Осенние деревья». Эффекты «пушистости» и «мраморности». | Экспериментируют с материалом, работают по схеме, знакомятся с объемной формой предмета, приводят в порядок рабочее место |
3 | | 1 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. | Слушают и запоминают объяснение нового материала, дополняют начатую ранее работу (бисером, семенами, кофе), фантазируют. Формируют умение планировать работу. Приводят в порядок рабочее место |
4 | | 1 | «Незабудки». Элемент «шар». | Знакомятся с травянистым растением, рассматривают картинку. Самостоятельно изготавливают по текстовому плану, учатся видеть пропорции, выполняют изделие последовательно, приводят в порядок рабочее место |
5 | | 1 | «Незабудки». Элемент «жгут» (раскатывание, скручивание). |
6 | | 1 | «Ветка рябины». Элемент «жгут». Изготовление фона картины и контура веток. | Вспоминают деревце рябины. Опираясь на натуральный образец самостоятельно лепят, учатся видеть пропорции, объем; выполняют последовательно элемент «жгут», пробуют делать новые элементы. Приводят в порядок рабочее место |
7 | | 1 | «Ветка рябины». Элементы «шар», «валик». Изготовление листьев и ягод. |
8 | | 1 | «Живые яблочки на ветках». Прием скатывания, расплющивания. | Самостоятельно изготавливают по текстовому плану, учатся видеть пропорции, выполняют последовательно, фантазируют, развивают навыки самоконтроля. Вспоминают приемы деления. Приводят в порядок рабочее место |
9 | | 1 | «Живые яблочки на ветках». Прием деления на части с помощью стека. Эффект «рельефности». |
10 | | 1 | «Мир птиц». Изготовление фона картины | Слушают объяснения учителя, самостоятельно лепят, мешают разные цвета, приводят в порядок рабочее место |
11 | | 1 | Обсуждение выбора приема создания картины «Петушок с семьей». | Слушают и запоминают объяснение нового материала, учатся видеть пропорции, объем; выполняют последовательно, дополняют работу (бисером, семенами, кофе), фантазируют. Учатся видеть пропорции, умение планировать работу. Приводят в порядок рабочее место |
12 | | 1 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Оформление картины в рамку. «Петушок с семьей». |
13 | | 1 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина «Пингвины на льдине». | Слушают педагога, рассматривают картинки нелетающих морских птиц – пингвинов. Учатся видеть пропорции, фантазируют, развивают навыки самоконтроля, развивают мелкую моторику рук, глазомер, пространственное мышление. Приводят в порядок рабочее место |
14 | | 1 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Оформление картины в рамку. «Пингвины на льдине». |
15 | | 1 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина «Мир моря». | Слушают пояснения педагога. Вспоминают и называют морских обитателей. Самостоятельно изготавливают по текстовому плану, рассматривают и анализируют образец, учатся видеть пропорции, формируют навыки работы двумя руками, выполняют последовательно. Вносят коррективы в свой первоначальный замысел. Приводят в порядок рабочее место |
16 | | 1 | Использование различных приемов, эффектов и дополнительного материала (бисера) для украшения картин из пластилина. Оформление картины в рамку «Мир моря». |
17 | | 1 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина «Три поросенка». | Вспоминают персонажей сказки, их имена, образы. Самостоятельно изготавливают по образцу, учатся видеть пропорции, развивают общую ручную умелость, выполняют последовательно, фантазируют, развивают навыки самоконтроля. Приводят в порядок рабочее место |
18 | | 1 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Оформление картины в рамку. «Три поросенка». |
19 | | 1 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина «Кит». | Слушают педагога, вспоминают животных океана, участвуют в беседе. Рассматривают и анализируют образец, учатся видеть пропорции, выполняют последовательно, аккуратно изделие по текстовому плану. Приводят в порядок рабочее место |
20 | | 1 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Оформление картины в рамку «Кит». |
21 | | 1 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина «Панда». | Слушают педагога, рассматривают картинку с изображением животного, участвуют в беседе, отвечают на вопросы Самостоятельно изготавливают по образцу, учатся видеть пропорции, выполняют последовательно, фантазируют, развивают навыки самоконтроля. Приводят в порядок рабочее место |
22 | | 1 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Оформление картины в рамку «Панда». |
23 | | 1 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина «Совушка - сова» | Слушают педагога, участвуют в беседе, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, устанавливают причинно- следственные связи. Самостоятельно изготавливают по текстовому плану, рассматривают и анализируют образец, учатся видеть пропорции, выполняют последовательно. Приводят в порядок рабочее место |
24 | | 1 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Оформление картины в рамку. «Совушка – сова». |
25 | | 1 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. | Слушают и запоминают объяснение нового материала, учатся видеть пропорции, объем. Учатся выполнять новые приемы и эффекты из пластилина. Приводят в порядок рабочее место |
26 | | 1 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина «Разные коты». | Самостоятельно изготавливают по текстовому плану, учатся видеть пропорции, выполняют последовательно, фантазируют, развивают навыки самоконтроля. Используют дополнительный материал для оформления изделия. Приводят в порядок рабочее место |
27 | | 1 | Использование различных приемов, эффектов и дополнительного материала (бисер, бусинки) при создании картин из пластилина. Оформление картины в рамку «Разные коты». |
28 | | 1 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина «Павлин». | Слушают и запоминают объяснение нового материала, узнают о павлине дополнительную информацию. Участвуют в беседе, выполняют работу последовательно, используют дополнительный материал (бисер, семена, зерна кофе), учатся видеть пропорции фантазируют. Учатся передавать движение. Приводят в порядок рабочее место |
29 | | 1 | Использование различных приемов, эффектов и дополнительного материала (бисер, перья) при создании картин из пластилина. Оформление картины в рамку «Павлин». |
30 | | 1 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Коллективная творческая работа. «Мишка косолапый» | Слушают педагога, выполняют последовательно, учатся видеть пропорции, фантазируют, развивают навыки самоконтроля, приводят в порядок рабочее место |
31 | | 1 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Коллективная творческая работа. «Осьминог». | Самостоятельно изготавливают по образцу, учатся видеть пропорции, выполняют последовательно, фантазируют, развивают навыки самоконтроля, приводят в порядок рабочее место |
32 | | 1 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Коллективная творческая работа. «В зоопарке» | Самостоятельно изготавливают по текстовому плану, учатся видеть пропорции, выполняют последовательно, фантазируют, развивают навыки самоконтроля. Создают сюжетную композицию, дополняют образы разным материалом. Приводят в порядок рабочее место |
33 | | 1 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Коллективная творческая работа. «В зоопарке» |
34 | | 1 | Картинная галерея. Выставка работ учащихся. | Видят результат своего труда. Сравнивают, получают положительные эмоции от выставки |
Календарно-тематическое планирование занятий «Пластилинография»
6 класс (всего 34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п | Дата | Кол – во часов | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся |
1 | | 1 | Вводное занятие. Правила работы с пластилином. Материал, вспомогательные предметы для работы. Упражнения в изготовлении базовых форм. | Слушают объяснения учителя, повторяют инструктаж по технике безопасности, работают с пластилином, развивают навыки самоконтроля. Приводят в порядок рабочее место. |
2 | | 1 | «На лугу. Желтоглазые ромашки». | Экспериментируют с материалом, работают по схеме. Приводят в порядок рабочее место. |
3 | | 1 | «Подсолнух». Вырезание лепестков и листьев. | Слушают и запоминают объяснение нового материала, используют в работе дополнительный материал (бисер, семена, зерна кофе). Самостоятельно изготавливают по текстовому плану, учатся видеть пропорции, выполняют последовательно. Приводят в порядок рабочее место |
4 | | 1 | «Подсолнух». Семечки. Форма «шар». |
5 | | 1 | «Бабочки». Расписной пластилин, полученный методом разрезания. | Учатся видеть пропорции и объём изделия, создают расписной пластилин. Соблюдают ТБ. Самостоятельно лепят по образцу, учатся видеть пропорции, объем; выполняют последовательно, пробуют новые элементы, приводят в порядок рабочее место |
6 | | 1 | «Бабочки». Крылья, туловище. Вырезание по шаблону. |
7 | | 1 | «Стрекоза». Расписной пластилин, полученный методом разрезания. | Слушают рассказ педагога о насекомом, обитающем в наших краях, отвечают на вопросы педагога. Выбирают цвета для изготовления изделия. Самостоятельно изготавливают по текстовому плану, учатся видеть пропорции, выполняют последовательно, фантазируют, развивают навыки самоконтроля |
8 | | 1 | «Стрекоза». Нанесение фона, элементы пейзажа. |
9 | | 1 | Коллективное панно «У воды». | Работают все вместе, предлагают новые элементы в панно. Развивают общую ручную умелость. Формируют умение планировать работу |
10 | | 1 | «Пчела на цветке». Нанесение фона. Смешивание цветов. | Слушают объяснения учителя, самостоятельно лепят, смешивают разные цвета, учатся видеть пропорции, объем; выполняют последовательно, дополняют работу (бисером, семенами), фантазируют, приводят в порядок рабочее место |
11 | | 1 | «Пчела на цветке». Пластилиновые фигурки животных. |
12 | | 1 | «Трудолюбивые муравьи». Муравейник. | Слушают педагога, выполняют последовательно, учатся видеть пропорции, фантазируют, развивают навыки самоконтроля, используют природный материал. |
13 | | 1 | «Трудолюбивые муравьи». Объемные фигурки муравьёв. |
14 | | 1 | «Паук плетет паутину». Паутина. Форма «жгут». | Самостоятельно изготавливают по текстовому плану, рассматривают и анализируют образец, учатся видеть пропорции, выполняют последовательно. Стараются видеть взаимосвязь объемных форм |
15 | | 1 | «Паук плетет паутину». Объёмные фигурки пауков. |
16 | | 1 | «Ёрш». Нанесение фона – изображение воды. Смешивание цветов. | Самостоятельно изготавливают по образцу, учатся видеть пропорции, выполняют последовательно, фантазируют, развивают навыки самоконтроля, приводят в порядок рабочее место |
17 | | 1 | «Ёрш». Водная растительность. Изображение рыбы. |
18 | | 1 | «Щука». Объемное изображение рыбы. Водоросли. | Самостоятельно изготавливают по текстовому плану, рассматривают и анализируют образец, учатся видеть пропорции, выполняют последовательно, приводят в порядок рабочее место |
19 | | 1 | «Щука». Вырезание по шаблону плавников, полос на спинку щуки. |
20 | | 1 | «Рак». Объёмное изображение туловища. | Самостоятельно изготавливают по образцу, учатся видеть пропорции, выполняют последовательно, фантазируют, развивают навыки самоконтроля. Развивают глазомер, пространственное мышление. |
21 | | 1 | «Рак». Объемное изображение клешней. |
22 | | 1 | «Осьминог». Объёмное изображение осьминога. | Рассматривают и анализируют образец, самостоятельно изготавливают по образцу, учатся видеть пропорции, выполняют последовательно, приводят в порядок рабочее место |
23 | | 1 | Коллективное панно «Подводный мир» | Самостоятельно изготавливают по текстовому плану, рассматривают и анализируют образец, учатся видеть пропорции, выполняют последовательно. Развивают мелкие мышцы пальцев рук. |
24 | | 1 | «В гнезде». Нанесение фона. Крыша. Форма пластина. | Слушают и запоминают объяснение нового материала, рассматривают картинки и иллюстрации. Участвуют в беседе. Учатся видеть пропорции и объем; дополняют работу (бисером, семенами, природным материалом). |
25 | | 1 | «В гнезде». Объёмное изображение птицы. |
26 | | 1 | «Цапля на болоте». Нанесение фона. Прибрежная растительность. | Слушают педагога, участвуют в беседе. Самостоятельно изготавливают по текстовому плану, учатся видеть пропорции, выполняют последовательно, фантазируют, развивают навыки самоконтроля, приводят в порядок рабочее место |
27 | | 1 | «Цапля на болоте». Объёмное изображение птицы. |
28 | | 1 | «Снегири на заснеженной ветке». Иней на ветке. | Слушают педагога, выполняют последовательно, учатся видеть пропорции, фантазируют, развивают навыки самоконтроля. Самостоятельно изготавливают по образцу, учатся видеть пропорции, выполняют последовательно, фантазируют, развивают навыки самоконтроля. Приводят в порядок рабочее место |
29 | | 1 | «Снегири на заснеженной ветке». Вырезание птицы по шаблону. |
30 | | 1 | «Синичкина семья». Нанесение фона. Переход цвета от темного к светлому. | Слушают и запоминают объяснение нового материала, учатся видеть пропорции, выполняют последовательно, дополняют работу (бисером, семенами). Вносят коррективы в первоначальный замысел |
31 | | 1 | «Синичкина семья». Объемное изображение птицы. Смешивание цветов. |
32 | | 1 | «Дятел на сосне». Нанесение фона. Ствол сосны. | Самостоятельно изготавливают по текстовому плану, учатся видеть пропорции, выполняют последовательно, фантазируют, развивают навыки самоконтроля. Приводят в порядок рабочее место |
33 | | 1 | «Дятел на сосне». Объемное изображение птицы. |
34 | | 1 | Картинная галерея. Выставка работ учащихся | Видят результат своего труда, своей фантазии. Сравнивают, получают положительные эмоции от выставки |
Материально-технического обеспечения образовательного процесса
Средства обучения:
1. Доска для лепки.
2. Стеки.
3. Салфетки.
4. Пластилин.
5. Картон для основы.
6. Схемы-опоры.
7. Таблицы-памятки.
8. Технологические карты.
9. Образцы работ.
10. Трафареты, шаблоны.
Список литературы
1. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись.Часть 1.- М.:Изд.
«Скрипторий 2003», 2008г.
2. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Детский дизайн. Часть 2.- М.:Изд. «Скрипторий 2003», 2013г.
3. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.:Просвещение,1985г.
4. Лаптева Т.Е. Пластилиновые чудеса.Забавные человечки . –М. Просвещение,2011г
5. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. – М.: АСТ;СПб:Сова,2006г.
6. Проснякова Т.Н. Бабочки: Энциклопедия технологий прикладного творчества.-Самара:
Изд. «Учебная литература», Изд.дом «Федоров», 2006.-48с.
7. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. – Ростов-на-Дону: Изд.
«Феникс»,2003г.
8. Узорова О., Нефёдова Е. Физкультурные минутки.-М.:ООО «Издательство Астрель –
АСТ-Ермак», 2004.
9.Фрейдман О. Пластилиновые фигурки животных. – М.:Эксмо:Донецк:СКИФ, 2011г.