Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N 1351 от 27 октября 2014г. по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.01 Дошкольное образование.
Организация-разработчик: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ванинский межотраслевой колледж (Центр опережающей профессиональной подготовки)»
Координатор (ответственный за разработку) – Бурдина А.С., заместитель директора по УР.
Протокол № 6 от 25.02.2020 г.
программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, а именно в
программах повышения квалификации и переподготовки.
У4 владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)
З1 особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;
З3 закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;
З5 возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;
З8 понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Введение в психологию. | 29 | |
Тема 1.1. Предмет, задачи, структура психологии | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Предмет психологии, ее задачи. |
2. | Отрасли психологии. Связь психологии с другими отраслями знаний. Значение психологических знаний в педагогической деятельности. |
Самостоятельная работа обучающихся № 1 | 3 | 3 |
1. | Составление опорных схем отраслей психологии и связи психологии с другими науками |
Тема 1.2. Методы исследования психологии | Содержание учебного материала | 4 | 3 |
1 | Понятие о методе научного познания в психологии. |
2 | Характеристика методов научного исследования психологии. Требования к их применению. |
Контрольная работа № 1: Психология как наука, методы исследования в психологической науке. | 1 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся № 2 | 3 | 3 |
1 | Составление сравнительной характеристики (анализа) методов исследования психологии. |
Тема 1. 3. Развитие психики и сознания. | Содержание учебного материала | 6 | 3 |
1 | Понятие о психике, ее структуре и функциях |
2 | Этапы эволюционного развития психики (А. Н. Леонтьеву – К. Э. Фабри), их характеристика. |
3 | Психологическая структура и свойства сознания |
Практические занятия № 1 | 4 | 3 |
1 | Изучение «Образа Я» (по методикам «Оценка самоотношения личности по В.В. Столину», «Измерение потребностей в достижениях по Ю.М. Орлову» и т.д.) |
Самостоятельная работа обучающихся № 3 | 4 | 3 |
1. | Подготовка сообщения «Сознательные и бессознательные проявления в поведении человека», «Особенности человеческого сознания» |
Раздел 2. Психология личности и деятельности. | 76 | |
Тема 2. 1. Человек как индивид. | Содержание учебного материала | 6 | 3 |
1 | Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект», их соотношение. |
2 | Темперамент как характеристика индивидных свойств человека |
3 | Психологические свойства темперамента. Характеристика разных типов темперамента |
4 | Учет индивидуальных свойств темперамента в воспитательном процессе |
Практические занятия № 2 | 2 | 3 |
1 | Диагностика психологических свойств темперамента |
Контрольная работа № 2: Темперамент человека | 1 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся № 4 | 4 | 3 |
1 | Составление рекомендаций по учету индивидуально-психологических особенностей дошкольников с разным типом темперамента в педагогическом процессе. Составление рекомендаций для родителей по учёту индивидуально-психологических особенностей дошкольников с разным типом темперамента |
Тема 2. 2. Человек как субъект, личность и индивидуальность. | Содержание учебного материала | 8 | 3 |
1 | Понятие о человеке как субъекте и личности. Структура личности. Личность и индивидуальность. |
2 | Понятие о характере. Структура и типология характера. |
3 | Понятие о способностях. Задатки. Уровни способностей. Одаренность, талант, гениальность. |
4 | Виды способностей. Условия развития разных видов способностей . |
Практические занятия № 3 | 2 | 3 |
1 | Изучение направленности личности |
Самостоятельная работа обучающихся № 5 | 4 | 3 |
1 | Составление подборки игр и упражнений на развитие творческих способностей дошкольников |
Тема 2. 3. Деятельность как способ существования. | Содержание учебного материала | 6 | 3 |
1 | Общее понятие о деятельности. Виды деятельности. Ведущая деятельность: понятие, значение ведущей деятельности в психическом и личностном развитии человека на разных стадиях онтогенеза. |
2 | Структура индивидуальной деятельности. Психологическая характеристика деятельности. |
Контрольная работа № 3: Деятельность: понятие, виды, структура. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся № 6 | 4 | 3 |
1 | Психологический анализ привычек детей раннего и дошкольного возраста, моторных умений и навыков. |
Тема 2. 4. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. | Содержание учебного материала | 6 | 3 |
1 | Эмоции и чувства: понятие, общая характеристика. Функции эмоций. |
2 | Виды эмоций и чувств, их внешнее проявление, условия формирования. |
3 | Воля: понятие, общая характеристика. Взаимосвязь воли с другими сторонами психики. |
Практические занятия № 4 | 4 | 3 |
1 | Изучение влияния эмоций на познавательную деятельность детей раннего и дошкольного возраста |
Самостоятельная работа обучающихся № 7 | 2 | 3 |
1 | Анализ эмоций и чувств персонажей художественных произведений |
Тема 2. 5. Познавательная деятельность. | Содержание учебного материала | 12 | 3 |
1 | Общая характеристика познавательной деятельности и познавательных процессов. |
2 | Понятие о внимании, функции внимания. Виды и свойства внимания. Внимание и деятельность. |
3 | Понятие об ощущении и восприятии. Классификация ощущений и восприятий. Свойства ощущений и восприятия, их учет в образовательном процессе. |
4 | Понятие о памяти. Классификация видов памяти. Характеристика процессов памяти, закономерности памяти. |
5 | Понятие о мышлении. Классификация видов мышления. Операции и формы мышления. Индивидуальные особенности мышления. |
6 | Мышление и речь. Язык и речь. Функции и виды речи. |
7 | Понятие о воображении. Виды и функции воображения. Психологические механизмы воображения. |
Практические занятия № 5 | 6 | 3 |
1 | Изучение свойств внимания. |
2 | Решение психологических задач на анализ индивидуальных особенностей ощущений и восприятий, памяти, мышления и воображения дошкольников. |
3 | Изучение индивидуальных особенностей мышления и воображения дошкольников. |
Контрольная работа № 4: Познавательные процессы человека | 1 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся № 8 | 6 | 3 |
1 | Составление опорной схемы по теме «Память» |
2 | Составление рекомендаций для родителей о приёмах развития памяти у дошкольников. |
3 | Составление опорного конспекта по теме: «Мышление и речь» |
4 | Написание сочинения «Моё воображение» |
Раздел 3. Возрастная и педагогическая психология. | 93 | |
Тема 3. 1. Предмет, задачи, методы возрастной и педагогической психологии. | Содержание учебного материала | 3 | 3 |
1 | Предмет и задачи исследования возрастной и педагогической психологии |
2 | Взаимосвязь возрастной и педагогической психологии. |
Самостоятельная работа обучающихся № 9 | 4 | 3 |
1 | Сообщение: «Значение возрастной и педагогической психологии в освоении педагогической деятельности» |
Тема 3. 2. Основные закономерности психического развития. Возрастная периодизация. | Содержание учебного материала | 8 | 3 |
1 | Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л. С. Выготского |
2 | Понятие возраста. Возрастные кризисы. Сензитивные периоды. |
3 | Возрастные периодизации развития в трудах зарубежных и отечественных психологов. |
Практические занятия № 6 | 4 | 3 |
1 | Решение психологических задач на определение закономерностей психического развития |
Контрольная работа № 5: Закономерности психического развития, возрастные периодизации | 1 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся № 10 | 2 | 3 |
1 | Составление таблицы «Специфика методов исследования в возрастной и педагогической психологии» |
Тема 3. 3. Психическое развитие ребенка младенческого и раннего возраста | Содержание учебного материала | 6 | 3 |
1 | Кризис новорожденности. Период новорожденности. Основные новообразования новорожденности. |
2 | Социальная ситуация развития в младенческом возрасте. |
3 | Психические новообразования младенческого возраста. Кризис первого года жизни. |
4 | Зарождение самосознания. Кризис трех лет. |
Практические занятия № 7 | 4 | 3 |
1 | Решение психологических задач на анализ условий психического развития в младенчестве и раннем детстве. |
Самостоятельная работа обучающихся № 11 | 4 | 3 |
1 | Разработка рекомендаций для родителей по преодолению кризиса трехлетнего возраста. |
Тема 3. 4. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста | Содержание учебного материала | 6 | 3 |
1 | Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника. |
2 | Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте. |
3 | Развитие личности дошкольника. Кризис семи лет. |
4 | Особенности общение со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте. |
Практические занятия № 8 | 4 | 3 |
1 | Решение психологических задач на анализ индивидуально-возрастных особенностей развития дошкольника. |
Контрольная работа № 6: Психическое развитие дошкольника | 1 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся № 12 | 4 | 3 |
1 | Изучение психологической готовности ребенка к школе. Разработка рекомендаций родителям по подготовке ребенка к школе. |
Тема 3. 5. Особенности психического развития младшего школьника | Содержание учебного материала | 6 | 3 |
1 | Адаптация к школе. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте. |
2 | Развитие познавательных процессов обучающихся начального общего образования. |
3 | Личностное развитие младшего школьника. Влияние учебной деятельности на самосознание и самооценку |
4 | Особенности общения обучающихся начального общего образования со сверстниками и взрослыми.. |
Практические занятия № 9 | 4 | 3 |
1 | Анализ причин и последствий дезадаптации ребенка к школьному обучению. |
2 | Изучение особенностей взаимоотношения обучающихся младшего школьного возраста со сверстниками |
Контрольная работа № 7: Психология обучающихся младшего школьного возраста. | 1 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся № 13 | 4 | 3 |
1 | Составление подборки игр и упражнений на развитие познавательных и эмоционально-волевых процессов обучающихся начального общего образования |
Тема 3. 6. Особенности психического развития подростка | Содержание учебного материала | 6 | 3 |
1 | Становление личности в подростковом возрасте. |
2 | Взаимоотношения подростка со сверстниками. |
3 | Особенности подросткового кризиса. |
Контрольная работа № 8: Особенности психического развития подростка | 1 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся № 14 | 4 | 3 |
1 | Составление рекомендаций для учителей и родителей по учету в процессе общения с подростками основных новообразований в структуре их личности. |
Тема 3. 7. Особенности психического развития в юношеском возрасте | Содержание учебного материала | 4 | 3 |
1 | Социальная ситуация развития в юношеском возрасте |
2 | Профессиональное самоопределение. |
3 | Отношения с людьми в ранней юности. |
Самостоятельная работа обучающихся № 15 | 2 | 3 |
1 | Составление опорных схем возрастного развития в юношеском возрасте |
Тема 3. 8. Психологические основы коррекционно -педагогической работы с детьми с отклонениями в развитии | Содержание учебного материала | 4 | 3 |
1 | Виды отклонений в развитии и поведении детей и подростков. |
2 | Причины девиантного поведения подростков. |
Практические занятия № 10 | 2 | 3 |
1 | Подготовка презентации «Роль индивидуального подхода в преодолении дезадаптации» |
Самостоятельная работа обучающихся №16 | 4 | 3 |
1 Составление рекомендаций для родителей по предупреждению и коррекции девиантного поведения |
Раздел 4. Психология творчества и одаренности. | 25 | |
Тема 4. 1. Теория творческой деятельности. Творческая личность | Содержание учебного материала | 4 | 3 |
1 | Творчество, его закономерности и признаки. Виды творчества. Критерии творчества. |
Самостоятельная работа обучающихся № 17 | 4 | 3 |
1. | Подбор упражнений и игр на развитие творческого мышления и воображения детей раннего и дошкольного возраста; обучающихся младшего возраста |
Тема 4. 2. Одаренность и ее природа | Содержание учебного материала | 4 | 3 |
1 | Одаренность и способности. Творческая одаренность. |
2 | Проблемы одаренных детей. Особенности взаимоотношений одаренных детей со сверстниками и взрослыми. |
Самостоятельная работа обучающихся № 18 | 4 | 3 |
1. | Составление библиографии современной литературы по психологии творчества |
Тема 4. 3. Особенности педагогической деятельности с одаренными детьми. | Содержание учебного материала | 4 | 3 |
1 | Стратегии обучения одаренных детей. Педагогическое творчество в работе с одаренными детьми. |
Контрольная работа № 9: Психолого-педагогические аспекты работы с одаренными детьми | 1 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся № 19 | 4 | 3 |
1 | Сопоставительный анализ содержания образования одаренных детей в России и за рубежом. |
Промежуточная аттестация | Экзамен | 3 |
Всего Теоретических Практических Самостоятельная работа | 223 107 46 70 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
педагогики и психологии.
- комплект учебно-наглядных пособий, включающий презентации по некоторым темам дисциплины.
- мультимедиапроектор, экран.
1.Дубровина, И.В.Психология:[Текст] учебник для студ.сред. учеб.заведений/И.В. Дубровина,Е.Е.Данилова,А.М.Прихожан; под ред.И.В.Дубровиной.-9-е изд.,стер.- М.:Издательский центр «Академия», 2013.- 464с.
2.Палагина, Н.Н.Психология развития и возрастная психология:[Текст] учебное пособие для вузов/Н.Н.Палагина.-М.:Московский психолого-социальный институт,2012.-288
1.Ермолаева,М.В.Психология развития:[Текст]/М.В.Ермолаева -3-е изд.,стер.- М.:Издательство Московского психолого-социального института; 2006.-376с.
2.Глуханюк, Н.С. Практикум по общей психологии:[Текст]Учеб.пособие/ М.В.Глуханюк ,Е.В.Дьяченко,С.Л.Семёнова.- 3-е изд.- М.:Издательство Московского психолого-социального института; 2006.-224с
3.Мудрик,А.В. психология и воспитание:[Текст] Учеб.пособие/А.В. Мудрик-3-е изд.,стер.- М.:Издательский центр «Академия»,2007.- 324с.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формируемые ОК, ПК | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
У1 применять знания по психологии при решении педагогических задач; | ОК 1-11 ПК 1.1 -1.4, 2.1-2.7, 3.1-3.4, 5.2, 5.3 | - оценка результатов выполнения практических работ; |
У2 выявлять индивидуальные и типологические особенности воспитанников. | ОК 1-11 ПК 1.1 -1.4, 2.1-2.7, 3.1-3.4, 4.2-4.4, 5.2, 5.3 | - оценка результатов выполнения практических работ; - оценка результатов выполнения индивидуальных заданий; - оценка результатов выполнения исследовательских заданий. |
У3 применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации воспитанников; | ОК 1-11 ПК 1.1 -1.4, 2.1-2.7, 3.1-3.4, 4.2-4.4, 5.2, 5.3 | -оценка выполнения контрольной работы. |
У4 владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской) | ОК 1-11 ПК 1.1 -1.4, 2.1-2.7, 3.1-3.4, 4.2-4.4, 5.2, 5.5 | -оценка результатов выполнения практических работ; |
У5 организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства | ОК 1-11 ПК 2.1-2.7, 3.1-3.4, 4.2-4.4, 5.2, 5.3 ВПК 5.7 | -тестовый контроль; |
З1 особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой; | ОК 1-11 ПК 1.1 -1.4, 3.1-3.4, 4.2-4.4, 5.2, 5.3 | - тестовый контроль; |
З2 основы психологии личности; | ОК 1-11 ПК 2.1-2.7, 3.1-3.4, 4.2-4.4, 5.2, 5.3 | - тестовый контроль; |
З3 закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности; | ОК 1-11 ПК 1.1 -1.4, 2.1-2.7, 3.1-3.4, 4.2-4.4, 5.5 ВПК 5.8 | - оценка выполнения контрольной работы; |
З4 возрастную периодизацию; | ОК 1-11 ПК 1.4, 2.1-2.7, 3.1-3.4, 4.2-4.4, 5.2, 5.3 | - тестовый контроль; |
З5 возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании; | ОК 1-11 ПК 1.1 -1.4, 2.7, 3.1-3.4, 4.2-4.4, 5.2, 5.3 | - оценка выполнения контрольной работы; |
З6 особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте; | ОК 1-11 ПК 1.1 -1.4, 2.1-2.7, 3.1-3.4, 5.2, 5.3 | - тестовый контроль; |
З7 групповую динамику; | ОК 1-11 ПК 1.1 -1.4, 2.1-2.7, 3.1-3.4, 4.2-4.4, 5.2, 5.5 | - тестовый контроль; |
З8 понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения; | ОК 1-11 ПК 1.1 -1.4, 2.1-2.7, 3.1-3.4, 4.2-4.4, 5.2, 5.3 ВПК 5.6 | - оценка выполнения контрольной работы |
З9 основы психологии творчества. | ОК 1-11 ПК 1.1 -1.4, 2.1-2.7, 3.1-3.4, 4.2-4.4, 5.2, 5.5 | - оценка выполнения контрольной работы. |
З10 специфику дошкольного образования и особенности организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста | ОК 1-11 ПК 1.1 -1.4, 2.1-2.7, 3.1-3.4, 4.2-4.4, 5.2, 5.5 | - оценка выполнения контрольной работы. |
З11 основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста | ОК 1-11 ПК 2.1-2.7, 3.1-3.4, 4.2-4.4, 5.2, 5.5 | - оценка выполнения контрольной работы. |
З12 общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте | ОК 1-11 ПК 1.1 -1.4, 2.1-2.7, 3.1-3.4,4.4, 5.2, 5.5 | - оценка выполнения контрольной работы. |