МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» с. Дивное
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ПМ.02 «ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЭЛЕКТРОПРОВОДОК»
основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих
по профессии 35.01.15 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве»
2 курс обучения
с. Дивное, 2019 г
Разработчик: | Маликов Расул Камалутдинович, мастер производственного обучения |
| Без квалификационной категории ГБПОУ «Агротехнического техникума» с.Дивное |
| |
| |
| | |
Рецензент | Переверзева Ольга Анатольевна, заместитель директора по учебно - заместитель директора по УМР |
(внутренний) | методической работе ГБПОУ АТ с. Дивное |
| соответствует требованиям к результатам освоения и условиям реализации |
| основной профессиональной образовательной программы подготовки |
| квалифицированных рабочих и служащих по профессии 35.01.15 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве» |
|
|
| |
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии _35.01.15. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве, 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство»
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Агротехнический техникум» с. Дивное
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 4 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 7 |
3. СТРУКТУРА и рабочее содержание профессионального модуля | 8 |
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 13 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 17 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02 Обслуживание и ремонт электропроводок.
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии:
35.01.15 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве», 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Обслуживание и ремонт электропроводок и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Выполнять техническое обслуживание внутренних и наружных силовых и осветительных электропроводок.
2. Выполнять ремонт внутренних и наружных силовых и осветительных электропроводок.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
технического обслуживания внутренних и наружных силовых и осветительных электропроводок;
ремонта внутренних и наружных силовых и осветительных электропроводок;
уметь:
определять трассы силовых и осветительных электропроводок;
диагностировать неисправности внутренних и наружных силовых и осветительных электропроводок;
выполнять технологические операции по ремонту внутренних и наружных силовых и осветительных электропроводок;
выполнять технологические операции по техническому обслуживанию внутренних и наружных силовых и осветительных электропроводок;
знать:
принципы передачи электрической энергии от источников потребителям;
основные источники электроснабжения;
характеристики потребителей электрической энергии в сельском хозяйстве;
структуру и построение систем электроснабжения сельскохозяйственных потребителей;
общие сведения об электрических сетях;
особенности сельских электрических сетей;
меры по профилактике ремонта внутренних и наружных силовых и осветительных электропроводок;
виды дефектов внутренних и наружных силовых и осветительных электропроводок, их признаки, причины, методы предупреждения и устранения;
способы определения трасс силовых и осветительных электропроводок
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 282 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 210 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 65 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 70 часов;
учебной 144 и производственной практики 108 – 252 часа.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Обслуживание и ремонт электропроводок, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1. | Выполнять техническое обслуживание внутренних и наружных силовых и осветительных электропроводок. |
ПК 2.2. | Выполнять ремонт внутренних и наружных силовых и осветительных электропроводок. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4 | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7 | Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. |
ОК 8 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ.02 Обслуживание и ремонт электропроводок.
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, часов | Учебная, часов | Производственная, часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК 2.1–22 | Раздел 1. Обслуживание и ремонт электропроводок | 97 | 97 | 65 | 32 | 108 | |
| Производственная практика | 108 | | | | | 108 |
| Всего: | 313 | 97 | 65 | 32 | 108 | 108 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел ПМ 1. Обслуживание и ремонт электропроводок | | 313 | |
МДК 02.01.Технология обслуживания и ремонта внутренних и наружных силовых и осветительных электропроводок. | | 65 |
Тема 1.Электроснабжение потребителей сельскохозяйственного производства | | 20 | |
Тема 1.1. Принципы передачи электрической энергии от источников к потребителям. | Содержание: 1.Основные источники электроснабжения. 2. Принципы передачи электрической энергии от источников к потребителям. 3.Общие сведения об электрических сетях: классификация, характеристики, основные элементы. 4. Характеристики потребителей электрической энергии в сельскохозяйственном производстве. 5.Системы распределения электрической энергии. 6. Особенности сельских электрических сетей. 7. Качество электрической энергии. | 2 2 2 2 2 2 2 | 2 1 1 1 2 2 |
Лабораторная работа: 1.Определить показатели качества и надежности электроснабжения. 2. Изучить схемы электроснабжения сельскохозяйственных потребителей. 3. Изучить назначение, классификации и устройство подстанций. 4.Ознакомиться со структурной схемой организации электроснабжения потребителей. | 2 2 2 2 | 3 3 3 2 3 |
Практические занятия 1.Разобрать схему и основное оборудование понижающей трансформаторной подстанции 10/0,4 кВ. | 2 |
Контрольная работа | | 1 | |
| Самостоятельная работа при изучении темы 1.1 Практиковаться над подключением стенда «Электроснабжение квартиры». Научиться определять качество электрической энергии в домашних условиях при помощи устройства «Барьер». Изучить условия применения стабилизаторов и фильтров для улучшения качества электроэнергии. | 10 | |
Тема 2. Техническое обслуживание внутренних и наружных силовых и осветительных электропроводок | | 20 | |
Тема 2.1. Техническое обслуживание внутренних и наружных силовых и осветительных электропроводок. | Содержание: 1.Виды электропроводок (внутренние, наружные, скрытые, открытые). 2.Технология монтажа различных видов проводок (, струнных, тросовых, трубных и других). 3. Технологические операции по техническому обслуживанию внутренних и наружных силовых и осветительных проводок. 4.Особенности эксплуатации проводок в сельскохозяйственном производстве. 5.Определение трасс силовых и осветительных электропроводок. | 2 2 2 2 2 | |
Лабораторные работы 1.Ознакомление с инструментами и материалами для монтажа электропроводок. 2. Ознакомиться с различными видами контактных соединений и освоить приемы их выполнения. 3. Удаление изоляции на концах проводов различных сечений, выполнение колечек и пестиков на концах проводов и их лужение Опрессовка наконечников. 4.Соединение и ответвление одно проволочных проводов. Выполнение сращиваний и ответвлений жил проводов в соединительных и ответвительных коробках. Изолирование мест соединений. 5.Ознакомление с приемами работ по прокладке проводов всех марок сечением до 70 мм.кв .по подготовленным трассам. 6.Выполнение электропроводок в стальных, пластмассовых, бумажно- металлических трубах и рукавах, в кабельных каналах ,защитных устройств напряжением выше 1000 В. | 2 2 2 2 | 3 |
Практические занятия Освоить навыки монтажа установочной арматуры. | 2 | 3 |
| Самостоятельная работа при изучении темы 2.1 Примерная тематика: Техническая документация и общие условия производства электромонтажных работ. Организация электромонтажных работ. Общие сведения об электропроводках. Открытые, скрытые, внутренние, наружные электропроводки, струны, тросы, короба, лотки. Маркировка проводов, шнуров и кабелей. Конструкций проводов, шнуров и кабелей. Требования к монтажу электропроводок. Разобрать способы оконцевания и соединения жил проводов и кабелей. Открытые электропроводки внутри помещения. Скрытые электропроводки. Контроль качества выполненных электромонтажных работ. | 10 | 2 |
Тема 3.Ремонт внутренних и наружных силовых и осветительных электроустановок. | | 25 | |
Тема 3.1. Виды дефектов внутренних и наружных силовых и осветительных электропроводок. | Содержание: 1.Диагностировать неисправности внутренних и наружных силовых и осветительных электропроводок. 2.Виды дефектов внутренних и наружных силовых и осветительных электропроводок. 3. Признаки дефектов, их причины и устранения. 3.Методы предупреждения дефектов внутренних и наружных силовых и осветительных электропроводок. Практическая работа: 1.Выполнить осмотр и дефектацию высоковольтного оборудования. 2.Научиться находить неисправности электропроводки и приобрести навыки их устранения. | 2 2 2 2 2 2 | |
Тема 3.2. Ремонт внутренних и наружных силовых и осветительных электропроводок. | Содержание: 1.Технологические операции по ремонту внутренних и наружных осветительных и силовых электропроводок. 2.Меры по профилактике ремонта внутренних и наружных силовых и осветительных электропроводок. Практическая работа: 1.Выполнять технологические операции по ремонту внутренних и наружных силовых и осветительных электропроводок. 2.Выполнить текущий и капитальный ремонт разъединителей, выключателей нагрузки, высоковольтных выключателей. 3. Произвести измерение и испытание высоковольтного оборудования. | 2 2 2 2 4 | |
Контрольная работа по разделам №2,3 | | 1 | |
| Самостоятельная работа при изучении раздела №3: 1. Способы ремонта электропроводок. | 12 | |
Учебная практика. Виды работ: Работа по подготовке трасс электропроводок. Разметочные работы. Пробивные и крепежные работы. Прокладка проводов и кабелей различных типов электропроводок по подготовленным трассам. Монтаж электропроводок в стальных и изоляционных трубах. Монтаж проводок в кабельных каналах. Монтаж простых силовых сетей с прокладкой проводов всех марок сечением до 70 мм. кв. и небронированных кабелей, участие в монтаже распределительных ящиков, щитков, светофоров, пускорегулирующих приборов и аппаратов весом до 50 кг. | 108 |
Производственная практика. Виды работ: Произвести осмотр и мелкий ремонт основного оборудования понизительной трансформаторной подстанции 10/0,4 кВ. Монтаж электрического контакта проводов сечением до 10 мм. кв. Монтаж электрического контакта проводов сечением свыше 10 мм. кв. Произвести монтаж электропроводки плоскими проводами А,. П, П^В по сгораемым и несгораемым основаниям, скрыто и открыто. | 108 |
Всего: | 313 | |
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета, электромонтажной мастерской; лаборатории электроснабжения сельского хозяйства.
Технические средства обучения:
- проектор
- программное обеспечение общего и профессионального назначения
- комплект учебно-методической документации
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- наборы монтерских инструментов;
- провода и кабели различенных марок и сечений;
- установочная и осветительная аппаратура.
- рабочие места по количеству обучающихся;
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплекты образцов электрооборудования, инструментов и приспособлений;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно.
4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Нестеренко В. М. Технология электромонтажных работ (2-е изд.)
Учебное пособие для СПО М: Академия, 2018
Учебники и учебные пособия
1.1. Акимова Н.А., Котеленец Н.Ф., Сентюрихин Н.И. Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования. 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 304 с.
1.2. Сибикин Ю.Д. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий. В 2 кн. Кн. 1: учебник для нач. проф. образования / Ю.Д. Сибикин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 208 с.
1.3. Сибикин Ю.Д. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий. В 2 кн. Кн. 2: учебник для нач. проф. образования / Ю.Д. Сибикин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с.
1.4. Сибикин Ю.Д. Электробезопасность при эксплуатации электрических установок промышленных предприятий: учебник для нач. проф. образования / Ю.Д. Сибикин, М.Ю. Сибикин – М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 240 с.
1.5. Коломиец А.П. Устройство, ремонт и обслуживание электрооборудования в сельскохозяйственном производстве. Электрическое и электромеханическое оборудование: учебник. – М.: Академия. 2008. – 368с.
Справочники:
2.1. Москаленко В.В. Справочник электромонтера: учеб. пособие для нач. проф. образования / В.В. Москаленко. – 5-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.
2.2. Сибикин Ю.Д. Справочник электромонтера по ремонту электрооборудования промышленных предприятий: учеб. пособие для нач. проф. Образования. - М.: Издательский центр «РадиоСофт», 2010. - 256 с.
2.3. Нестеренко В.М
. Технология электромонтажных работ: учеб. пособие для нач. проф. образования / В.М. Нестеренко, А.М. Мысьянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 592 с.
Журналы:
«Инновации. Технологии. Решения»
«Инструмент. Технология. Оборудование»
«Информационные технологии»
Научно-практический журнал. «Электрооборудование: эксплуатация и ремонт»
Электронное научно-техническое издание «Наука и образование»
Сайты: http://eor.edu.ru
http://elektroinf.narod.ru/ - библиотека электромонтера
http://www.electromonter.info/ - справочник электромонтера
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Образовательное учреждение располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ практических занятий необходимых для изучения данного модуля и, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ОПОП обеспечивает:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессионального модуля в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении и в организациях, где обучающиеся проходят производственную практику.
Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной (36 часов в неделю) и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению профессионального модуля ПМ.02 Обслуживание и ремонт электропроводок. (18 часов в неделю). Длительность урока профессионального модуля составляет 90 минут, с перерывом - 10 мин. продолжительность учебной практики (производственного обучения) - не более 6 часов в день.
Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля «Обслуживание и ремонт электропроводок» является изучение теоретического материала междисциплинарных курсов: Основы технического черчения, Основы электротехники, Техническая механика с основами технических измерений. Основы материаловедения и технология общеслесарных работ и прохождения учебной (производственного обучения) практики для получения первичных профессиональных навыков по каждому из основных видов профессиональной деятельности.
Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную (производственное обучение) практику и производственную практику в рамках профессионального модуля, которые проводятся концентрированно. Производственную практику в рамках профессионального модуля рекомендуется проводить концентрированно.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие среднего профессионального или высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Обслуживание и ремонт электропроводок.» и профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве». Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Преподаватели междисциплинарных курсов должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты - преподаватели междисциплинарных курсов: Основы технического черчения; Основы электротехники; Техническая механика с основами технических измерений.
Мастера производственного обучения: наличие 5-6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные и общие компетенции) | Основные показатели оценки результата |
ПК 2.1. Выполнять техническое обслуживание внутренних и наружных силовых и осветительных электропроводок. | - приобрести знания особенностей производства электроэнергии и работы электрических станций ; - освоить системы, схемы и распределение электрической энергии потребителям; - освоить и закрепить знания номенклатуры, классификации и типов трансформаторов, схемы потребительских подстанций; - соответствие выполненных работ требованиям ПУЭ, техническим условиям и охране труда. |
ПК 2.2. Выполнять ремонт внутренних и наружных силовых и осветительных электропроводок. . | - демонстрация качественного выполнения технического обслуживания сельскохозяйственных силовых и осветительных электропроводок; - обоснованный выбор технологического оборудования, инструментов и приспособлений при выполнении работ; - соответствие выполненных работ требованиям ПУЭ, техническим условиям и охране труда. |
ОК 1. Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней значимый интерес | демонстрация интереса к будущей профессии; портфолио учащегося; участие в конкурсах профессионального мастерства; кружковая работа; внешняя активность учащегося |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем | обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области технического обслуживания машинно-тракторных агрегатов; демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | - демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач | - нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; - использование различных информационных источников |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | - демонстрация навыков информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; - работа со средствами Интернет, в различных поисковых системах |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами | взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения |
ОК 7. Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности | - обоснование выбора и применение методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологии технологического обслуживания и ремонта оборудования; - демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач |
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | - демонстрация к исполнению воинской обязанности |