СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по экономическому развитию детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по экономическому развитию детей дошкольного возраста»

Содержание

стр

1. Целевой раздел.

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель рабочей программы

5

1.3. Планируемые результаты

5

2. Содержательный раздел

7

2.1.Содержание образования

7

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы

15

3. Организационный раздел

19

3.1.Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы

19

3.2. Распорядок и/или режим дня

21

3.3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и

воспитания. Нормативные документы

21

4. Содержание образовательного процесса

23


  1. Целевой раздел

    1. Пояснительная записка

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.

Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.

В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово- экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена — и этическими: честность, щедрость, экономность.

Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.

Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.

Рабочая программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно- трудового и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь. Рабочая программа экономического воспитания дошкольников предполагает опору на такие виды занятий, труда, которые помогают детям понять, что только хорошее качество результатов труда имеет ценность, освоить смысл понятия «брак в работе» и уразуметь, почему он не нужен никому — ни детям, ни взрослым. Данная рабочая программа разработана на основе ФОП ДО, ФГОС ДО, в соответствии с ОП ДО детского сада №12 «Ягодка» на основе примерной парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.

Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

    1. Цель рабочей программы — помочь детям дошкольного возраста войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Основные задачи рабочей программы

  • Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

  • Понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

  • Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

  • Осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

  • Признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

  • Рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

  • Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Основополагающие принципы Программы: научность, доступность, оптимальность в отборе содержания и определений.

Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

1.3. Планируемые результаты освоения Программы

В процессе нравственно-трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких базисных качеств экономической деятельности людей, как

экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие. Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков. В отдаленной же перспективе стоит цель — воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.

В результате освоения рабочей программы дети:

  • адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);

  • знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

  • знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;

  • понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);

  • знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);

  • знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;

  • адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;

  • в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;

  • любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;

  • бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);

  • следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;

  • с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;

  • проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);

  • замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;

  • объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;

  • проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;

  • переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;

  • сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе;

  • с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.

  1. Содержательный раздел
    1. Содержание образования

      1. Труд и продукт труда (товар)

Труд — основная деятельность человека, источник средств для его существования. Каждый человек имеет свою профессию (врач, строитель, педагог, космонавт, инженер, бизнесмен, банкир, рекламный агент, программист и др.). Знакомство с людьми разных профессий воспитывает уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть собственное дело, уважение к труду вообще. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения. Хорошая работа, интересная профессия — великое благо, которым следует дорожить.

Результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, художник пишет картину, парикмахер стрижет людей и т. п.).

Продукты труда — это мир вещей, который окружает нас. Вещи могут жить много лет, дольше, чем люди. Создать красивую вещь — это целое искусство, ею восхищаются люди многих поколений; красивые вещи как предметы искусства выставляются в музеях, продаются в антикварных магазинах и т. п. Продукты труда — это достаток людей, богатство страны: чем больше в ней производится разных товаров, тем лучше будут жить и дети, и взрослые.

За свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие, так как взрослые могут купить то, что нужно и им, и детям. Продукты (товары) можно приобрести (купить) за деньги. Где и как это делается в современном мире.

Основные понятия: труд, работа, продукт, продукция; заработная плата; рабочее место, рабочее время; профессия; предметы труда; товар, торговля; деньги.

Педагогические задачи:

  • формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада;

  • учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

  • поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;

  • стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

      1. Деньги и цена (стоимость)

Понятие «деньги» Что такое деньги и зачем они нужны:

  • Деньги как мера стоимости; история денег (первые в мире виды денег и курьезные виды денег: каменные диски большого размера, ракушки, птичьи перья и др.).

  • Виды денежных знаков (монеты, бумажные купюры).

  • Производство денег; почему нельзя «напечатать» денег сколько хочешь.

  • Какими деньгами пользуются в настоящее время в нашей стране, как они называются (рубль, копейка).

  • Деньги разного достоинства и разной покупательной способности.

  • Зарплата (деньги просто так не дают, их зарабатывают честным трудом), пенсии, пособия, стипендии.

  • Деньги как средство платежа, накоплений.

  • Обмен денег (причины, правила).

Закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег.

В каждой стране свои деньги. В России — рубли. Иностранные деньги называют по-разному: доллар, евро, юань, фунт стерлингов, швейцарский франк и др. Деньги некоторых зарубежных стран и стран СНГ. Обмен денег(валюты) одной страны на деньги (валюту) другой: когда и зачем он производится.

Откуда берутся деньги. Деньги зарабатывают. Деньги нельзя красть, клянчить, выпрашивать. Деньги просто так не даются. Тем, кто еще или уже не способен трудиться, помогают (близкие, общество, государство).

Зачем людям нужны деньги.

Цена (стоимость)

  • Как формируется стоимость: вложения средств, затраты труда, качество, спрос и предложение (например, почему яблоки зимой дорогие, а осенью дешевые).

  • Понятия «дорого» и «дешево», «дороже — дешевле».

Любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Прежде, чем что-либо приобрести, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. На дорогие вещи, которые очень нужны каждой семье (мебель, квартира, машина, дача, путешествие, компьютер и др.), взрослые понемногу откладывают деньги из общего бюджета семьи (копят), а потом эту вещь приобретают.

Торговля и торг

  • Торговля, купля-продажа; виды и формы торговли (товарами, услугами, ресурсами; оптом и в розницу; в магазине или по Интернету и т. п.).

  • Хозяин товара и продавец.

  • Этические аспекты торговли (честность, открытость информации, поддержка новичка, местного предпринимателя и т. п.).

Бюджет (на примере бюджета семьи)

  • Что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы». • Планирование расходов в соответствии с бюджетом; распределение бюджета; участие детей в планировании предстоящих покупок.

  • Понятия достатка, уровня жизни, показатели уровня жизни; богатство и бедность. Понятие «бюджет» как отправная точка домашней экономики. Планирование доходов и расходов на определенный период времени, исходя из учета постоянных платежей: за ЖКХ, детский сад, электроэнергию, газ; расходы на питание членов семьи, одежду, транспорт, культурно-бытовые нужды. Оставшиеся деньги считаются свободными.

Из чего складывается бюджет (все деньги, которые получают члены семьи: если сложить зарплату мамы и папы, стипендию брата и пенсию бабушки, — это все вместе и будет семейный бюджет). Нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что — в следующий раз (приоритетность, планирование).

Разве можно быть хорошим хозяином, не владея элементарными знаниями счета, не умея сравнивать и понимать, что выгодно, а что ведет к издержкам? (Например, дети обсуждают вместе с педагогом, что можно купить на 50 и на 300 рублей).

Смысл поговорок: «По одежке протягивай ножки», «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит» и др.

Источники дохода

Дети еще не научились зарабатывать, поэтому их обеспечивают родители и государство. Люди с маленькими доходами (пенсионеры, инвалиды и др.) не всегда могут приобрести то, что им нужно. Им должны помогать дети, которых они вырастили и воспитали. Людям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, могут

помочь благотворители. Благотворитель — не обязательно богач. Помочь могут люди любого достатка: и деньгами, и вещами, и делом — особенно, если соберутся, что называется, «всем миром».

Меценат, спонсор, благотворитель — суть понятий, общее и различия.

Основные понятия: деньги, валюта, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле; покупать, продавать, накопить, растратить, доход, зарплата, бюджет; выгодно, не выгодно, обмен.

Педагогические задачи: — познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны;

  • воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения);

  • дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.


      1. Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности.

Основная задача воспитательно-образовательной работы по данному блоку — воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к рекламе.

Важно объяснить детям, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты, ни накоплений), но и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных. Что такое реклама

Реклама: что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п.), где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т. д.).

Беседы о рекламе, запомнившейся детям.

Реклама в повседневной жизни ребенка (мама «рекламирует» кашу: «Ешь, она такая вкусная!»; друг «рекламирует» новую игрушку: «У меня вот какая суперская игра в

телефоне. Дам, так и быть, поиграть, а ты мне — три конфеты»; ребенок

«рекламирует» себя: «Я лучше всех знаю ответ, спросите меня!»).

Сочиняем рекламу

Создание детьми собственной рекламы (в форме рисунков, разнообразных игр, в стихах, прозе и др.) на темы: «Если бы у меня было свое дело…», «Народные промыслы» и т. п.

Основные понятия: реклама, рекламировать, воздействие рекламы. Педагогические задачи:

  • дать представление о рекламе, ее назначении;

  • поощрять объективное отношение детей к рекламе;

  • развивать у детей способность различать рекламные уловки;

  • учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой;

  • учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).

      1. Полезные экономические навыки и привычки в быту

Содержание данного блока реализуется в рамках изучения блоков «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама», а также в ситуациях повседневной жизни, на которые педагог обращает внимание детей.

Работа с детьми по данному блоку предполагает создание предпосылок для формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор общественно одобряемых способов экономического поведения (не жадничать, уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду и др).

Предметный (вещный) мир — это мир рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд, забота, желание, любовь, старание, усилия. Поэтому к вещам как продуктам труда следует относиться с уважением. Вещи живут дольше, чем люди. Ими могут пользоваться несколько поколений. Они могут рассказать, как жили люди раньше и как живут сейчас (музеи). Вещами следует

пользоваться по назначению, а ломать, портить вещи, обращаться небрежно (не бережно, не бережливо), выбрасывать их зря — недостойно, это осуждается всеми.

Представления о своем, чужом и общем. Какими вещами и деньгами ты имеешь право распоряжаться (дарить, давать в долг, выбрасывать и т. п.) самостоятельно, когда необходимо совместное решение (например, семейный бюджет, т. е. общие деньги семьи, обсуждается на семейном совете).

Умение прогнозировать последствия своих решений и действий с вещами и деньгами (если я выброшу, отдам, испорчу, то мне этого уже не вернуть, и т. п.). Хороший хозяин (хозяйка) — тот, кто умеет правильно, в интересах семьи, использовать доходы, распоряжаться семейным бюджетом, кто ничего не тратит зря.

Хороший хозяин в семье — одно из условий ее благополучия. Правильное распределение семейных доходов — целое искусство. Формирование умений экономить, делать сбережения, планировать, что купить сейчас, а что — позднее; предусматривать все предстоящие расходы — такие как оплата квартиры, воды, электроэнергии, детского сада, проездных билетов, обедов в школе, продуктов питания и т. д.; способность заранее позаботиться о сбережении средств на отдых, развлечения, подарки, крупные покупки. Копилка — полезная игрушка: как ею пользоваться и ради чего.

В детском саду и дома воспитание у детей полезных привычек и повседневное их закрепление: соблюдать чистоту и порядок, бережно пользоваться игрушками, книгами, материалами и инструментами для дидактических игр и труда, не тратить ничего зря (культура деятельности, умение быть занятым); показывать детям образец достойного поведения в быту (экономное отношение к воде и свету, бережное отношение к вещам и пр.).

Почему люди всегда осуждали неряшливость, расточительность. Воспитание у детей следующих привычек:

—бережного обращения со своими вещами и вещами, принадлежащими другим— взрослым, сверстникам;

—разумного использования материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.);

  • экономии воды, электроэнергии (выключать, если ими в данный момент никто не пользуется); — нетерпимости к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам.

Если экономить и беречь — хорошо, то почему же жадничать — плохо? Нравственные ориентиры в социально-экономической сфере

Примеры народной мудрости: пословиц, поговорок, сказок «Труд и продукт (товар)»

  • Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей», сказка Ш. Перро «Золушка», народная сказка «По щучьему велению», народная сказка «Морозко», сказки К.И. Чуковского

«Телефон», «Федорино горе», сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», народная сказка «Репка».

    • Пословицы и поговорки: «Терпение и труд все перетрут», «Дело мастера боится»,

«Без работы день годом кажется», «Какие труды, такие и плоды», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда!», «Береженая посуда два века стоит», «Не зарься на чужое, свое береги». «Деньги и цена (стоимость)»

    • Сказка К.И. Чуковского «Муха — цокотуха», сказка А.Н. Толстого «Золотой ключик», сказка Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», сказка Г.Х. Андерсена

«Дюймовочка».

  • Пословицы и поговорки: «Время — деньги», «Без копейки рубля нет», «Без хозяина деньги — черепки», «Деньги к деньгам льнут», «Ближняя копеечка дороже дальнего рубля». «Реклама»

  • Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах», сказка Г.Х. Андерсена «Новое платье короля», сказка С.В. Михалкова «Как старик корову продавал».

Что же важнее денег?

Представление о честном труде — в противоположность воровству, тунеядству. Почему люди ценят доброту, честность, благородство, способность сочувствовать, милосердие, стремление помогать тем, кто в этом действительно нуждается.

Понятия жертвы, жертвенности (отдать свое тому, кому нужнее). Полярные категории и поиски баланса. Жадность и щедрость. Трудолюбие и леность.

Представление о нравственном выборе как задаче, не имеющей готового ответа. Всегда ли обязательно делать выбор? Многовариантность решений (на примере нехватки того, что требуется всем): поделить поровну; разыграть; отдать тому, кому нужнее; сделать так, чтобы хватило на всех и т. п. (разыграть в лотерею последний кусок пирога — или испечь новый пирог, которого хватит на всех; поделить игрушки, играть всем вместе, наделать еще игрушек и т. п.)

Основные понятия: бережливый, хозяйственный, экономный, рачительный, щедрый, добрый, честный, запасливый и др.

Педагогические задачи:

  • формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь;

  • воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам;

  • воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей;

  • дать детям представление о творческом поиске лучшего решения (либо компромисса) в спорных ситуациях, в ситуациях трудного нравственного выбора и др.

    1. Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы

В основание оптимальной модели решения задач формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников может быть положена структурная дифференциация образовательного процесса (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, 1995), исходя из основных, наиболее адекватных дошкольному возрасту позиций взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность, и как организатора развивающей предметной среды.

В соответствии с этими позициями взрослого образовательный процесс включает две основные составляющие:

  1. совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми;

  2. свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Такая структурная модель образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3–7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3–5 лет).

Согласно предложенной модели, в основном составляющем блоке образовательного процесса — «партнерском» — в рамках совместной непринужденной деятельности взрослого с детьми должны решаться развивающие задачи самого широкого плана:

  • развитие инициативности детей во всех сферах деятельности, развитие общих познавательных способностей (в т. ч. сенсорики, символического мышления);

  • развитие культуры чувств и переживаний, способности к планированию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата;

  • освоение ребенком мироустройства в его природных и рукотворных аспектах (построение цельной картины мира).

Организующими в этом блоке являются формы совместной деятельности взрослого и детей (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы), а также тематическое наполнение, которое использует воспитатель, инициируя совместную партнерскую деятельность с детьми.

Все указанные формы совместной деятельности взрослого и детей, реализуя множественные развивающе-образовательные задачи, дают взаимоусиливающий эффект, и вместе с тем в каждой из них есть стержневая группа задач, требующая для своей реализации релевантное культурно-смысловое (тематическое) наполнение.

Стержневые развивающе-образовательные задачи вкупе с соответствующим содержанием (принципами их подбора и структурирования) являются опорами для воспитателя в гибком проектировании этих форм работы с детьми.

Наполнение партнерского блока образовательного процесса основывается на классической комплексно-тематической модели с той разницей, что воспитателю не задаются конкретные темы для проработки с детьми, а определяется лишь примерное движение по нескольким линиям, соответствующим формам взросло-детской активности, с помощью: вариантов примерных тематических циклов для

познавательно-исследовательской деятельности (наблюдения и экспериментирования), репертуара художественных произведений с различными вариантами выбора, различных типов и структуры работы для продуктивной деятельности, возможных способов и форм игровой деятельности. Конкретная конфигурация этих форм активности и их содержания проектируется самим воспитателем, который может выбрать любую из форм совместной деятельности с детьми и линию ее развертывания как основную, смыслообразующую, и строить от нее и через нее переходы к другим формам.

Существенной особенностью совместной партнерской деятельности взрослого и детей является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих детей. В то же время партнерская взросло-детская активность открыта для перепроектирования в соответствии с интересами детей и их субкультурой, которые проявляются и реализуются в свободной детской деятельности.

Применение сюжетно-ролевых игр как эффективная форма работы с детьми в сфере экономического воспитания. Данные игры знакомят детей с профессиональной деятельностью взрослых, вырабатывают элементарные практические знания о видах профессий, труде, оплате труда, цене товара, рациональном потреблении, планировании трат и т. д., например, могут быть проведены игры на следующие темы: магазин, почта, парикмахерская, ателье, банк, туристическая поездка, семья и др. Совместный просмотр и обсуждение с детьми мультфильмов, слайдов по финансовой грамотности, подготовленных исходя из возрастных ограничений.

Блок свободной самостоятельной деятельности детей наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды, которая для самих детей обеспечивает широкий выбор деятельности, соответствующей их интересам, позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально. Это материалы для традиционных детских деятельностей — игры, рисования, лепки, конструирования, а также предметное оснащение для самостоятельных физических упражнений, книги, художественные альбомы, материалы для дидактических упражнений.

Примером свободной деятельности детей служит творческий конкурс рисунков (примеры тематик: моя будущая профессия, я помогаю близким, мои добрые дела), а также конкурс творческих работ, поделок (примеры тематик: мой товар на ярмарку, игрушка своими руками).

Однако в свете ценностных ориентаций современного общества и требований школы, которые предполагают на выходе из дошкольного возраста первоначальное владение знаково-системными формами мышления и такими их средствами, как чтение, письмо, арифметический счет, для старшего дошкольного возраста (5–7 лет) возможно введение в образовательный процесс отдельных элементов учебной модели. Это предполагает включение в образовательный процесс еще одной составляющей — специально организованного обучения в форме «учебных» занятий с функцией (позицией) взрослого как учителя — регламентатора содержания и формы детской деятельности.

Позиция учителя становится возможной в результате усложнения и дифференциации партнерских отношений между взрослым и детьми и может вводиться лишь на фоне уже упрочившейся тенденции детей к инициативности (слишком ранний переход взрослого к учительской позиции и регламентированным учебным занятиям может резко затормозить развитие детской инициативности и самостоятельности).

Таким образом, в группах старшего дошкольного возраста (5–7 лет) образовательный процесс может приобрести трехчастную структуру (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, 1995). Все три составляющие образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста должны быть уравновешены, образуя гармоничное единство, как в отношении типа взаимодействия взрослого с детьми, так и в отношении баланса свободной/регламентированной деятельности детей, инициатив взрослого и ребенка. Соответственно, даже в старшем дошкольном возрасте удельный вес регламентированных учебных занятий в целостном образовательном процессе должен быть очень невелик.

Учебный блок образовательной деятельности вводится лишь для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) при решении задач формирования у них предпосылок

знаково-системных форм мышления. Данный учебный блок вместе с позицией взрослого-учителя обеспечивают непосредственную подготовку ребенка к систематическому обучению в школе. Ни воспитатель, ни дети не свободны здесь в своем движении. Воспитатель должен опираться на специально разработанную систему задач, последовательно вводящую детей в эти знаковые реальности, т.е. должен иметь общий временной план действий и конкретные цели занятий в виде учебной программы.

В целом предложенная модель образовательного процесса дает воспитателю достаточно точек опоры для реализации задач по формированию предпосылок финансовой грамотности, создает пространство гибкого проектирования образовательного процесса под детские интересы, а в старшем дошкольном возрасте обеспечивает психологическую подготовку к школьной ступени образования.

  1. Организационный раздел
    1. Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы.

Для реализации рабочей программы необходимы материально-технические условия, позволяющие достичь обозначенных ею целей и выполнить соответствующие задачи, в т. ч.:

— осуществлять все виды деятельности ребенка, как индивидуальной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их образовательных потребностей;

  • организовывать участие родителей воспитанников (законных представителей), педагогических работников и представителей общественности в разработке основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также мотивирующей образовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную деятельность;

  • использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);

  • обновлять содержание основной образовательной Программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей), с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей;

  • обеспечивать эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышение их профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой компетентности и мастерства мотивирования детей;

  • обеспечивать эффективное управление с использованием технологий управления проектами и знаниями, управления рисками, технологий разрешения конфликтов, информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.

Необходимо создать материально-технические условия, обеспечивающие:

  1. возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы;

  2. выполнение организацией требований:

  • санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:

  • к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность оборудованию и содержанию территории; помещениям, их оборудованию и содержанию;

  • • естественному и искусственному освещению помещений;

  • отоплению и вентиляции;

  • водоснабжению и канализации; •

  • организации питания;

  • медицинскому обеспечению;

  • приему детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность;

  • организации режима дня;

  • организации физического воспитания;

  • личной гигиене персонала;

  • пожарной безопасности и электробезопасности;

  • по охране здоровья воспитанников и охране труда работников организации;

  1. возможность беспрепятственного доступа воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, к объектам инфраструктуры детского сада.

    1. Распорядок и/или режим дня

Рабочая программа может быть реализована в течение четырех лет (во всех возрастных группах). Оптимальный режим работы с детьми по рабочей программе — не реже одного раза в месяц.

При этом необходимо в процессе повседневной деятельности группы закреплять экономические знания детей, полученные во время занятий (например, собираясь с детьми на прогулку, обратить их внимание на необходимость выключать свет в помещении и показать при этом, что колесико счетчика электроэнергии начинает крутится медленнее), в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей (помогая сервировать, аккуратно обращаться со столовыми приборами, выключать воду после мытья рук, не оставлять пищу в тарелке и куски хлеба на столах и т. п.)

    1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. Нормативные документы
  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

  3. Примерная парциальная программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей 5–7 лет, разработанная по заказу министерства образования РФ и Банка России.

  4. ОП ДО детский сад №12 «Ягодка»

4. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Программа дополнительного образования “Экономика для малышей” разработана и предлагается для детей дошкольного возраста 3–7 лет и рассчитана на 4 года обучения.

Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.

Цели: учить понимать смысл экономических явлений, ценить окружающий предметный мир как результат труда людей; уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; осознавать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»; вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

































ПРИМЕРНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ Первый год обучения

Месяц

Тема, содержание работы

Решаемые цели и задачи

Кол-во

часов

Первый год обучения

1

2

3



СЕНТЯБРЬ

I. Что такое товар, продавцы товара.

В гости к Гному Эконому и Фее Экологии

Дать понятие об экономике. Показать, что каждая вещь – это товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, культурные, бытовые и др.; познакомить с организацией «Гринпис»; пополнять активный словарный запас, развивать умение делать умозаключение на основе

опытов; воспитывать желание экономно относиться к природным ресурсам.

1


ОКТЯБРЬ

2.Какие бывают товары? Уроки Гнома Эконома; Учебные путешествия.

Учить детей решать проблемную ситуацию.

Углубить представление о многообразии товаров, воспитывать бережное отношение к вещам.

1


НОЯБРЬ

  1. Производство товара и его цена

    1. О том, как непросто дело делается и от чего зависит, много ли товаров в магазин

2. Как Гном Эконом помогает Мише сделать

«Подарок ко дню рождения»

Дать понятие зависимости процесса производства от времени;

- прежде чем товар на прилавок положить, нужно создать его своим трудом.

Показать, как покупка вещи для подарка производится с учетом интересов и желаний именинника; воспитывать умение разделять радость друга.

1


ДЕКАБРЬ

  1. Реклама

    1. «Как можно узнать о товаре» - экономические минутки

    2. Как Сорока Мишин товар хвалила

Познакомить детей с рекламой, раскрыть ее важность.

Дать понятие о том, что такое реклама, для чего она нужна и как ее лучше организовать.

1


ЯНВАРЬ

IV. Деньги и цена

1. Как Миша на собственных ошибках учился цену назначать.

Подвести к элементарному пониманию зависимости расходов на товар с его ценой, учить делать выводы.

1


ФЕВРАЛЬ

V. Покупательная сила денежных знаков

1. Интересные покупки.

2. а) Кто купит больше? Решение проблемы.

б)Продолжи предложение

Учить детей считать, сравнивать числа, составлять число из меньших чисел. Помочь понять покупателю силу

денежных знаков.

Подвести детей к осознанию зависимости достоинства монеты от ее покупательной способности, к пониманию функции денег как меры стоимости.

1


МАРТ

VI. Бюджет, доходы, накопления и расходы

1. Как Миша учился деньги делить

Раскрыть представления детей о доходах и их динамике (увеличение, уменьшение).

Закрепить представление о расходах и доходах.

1


АПРЕЛЬ

VII. Копейка. Монета. Деньги

1. «Муха по полю пошла, Муха денежку нашла…»

Раскрыть детям двузначность числа на наглядном материале. Закрепить понятия: монета, копейка; показать

количественный состав числа из единиц (набор копеек).

1


МАЙ

VIII. Хочу быть предприимчивым.

1. Узнай самого себя.

IX. Итоговое занятие. Путешествие по стране Экономике.

Учить познавать самих себя, общаться, фантазировать, мыслить нестандартно.

Повысить интерес старших дошкольников к получению экономических знаний

  • учить работать в команде

  • учить находить коллективный ответ путем обсуждения

  • закрепить представление детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение года.

1

Второй год обучения

Месяц

Тема, содержание

работы

Решаемые цели и задачи

Количество

часов

Второй год обучения

1

2

3



СЕНТЯБРЬ

I. что такое товар, продавцы товара.

Как Миша из покупателя превратился в продавца

Дать представление о многообразии товаров, развивать познавательный интерес.

1


ОКТЯБРЬ

Какие бывают товары? а) Почему не все можно купить и продать.

Экономическая минутка.

Формировать умение анализировать и делать умозаключение.

Развивать умение производить операции купли – продажи.

1


НОЯБРЬ

II.Производство товара и его цена

1.Заводы нашего города.

- «Задай вопрос» - игровая ситуация;

-«Внимательно посмотри» -игровое задание.

Учить ценить результаты труда и прививать уважительное отношение к изготовителям товаров.

Сформировать у детей первичное представление о заводах и фабриках города: местонахождение,

выпускаемой продукции, товарных знаков.

1


ДЕКАБРЬ

III. Реклама

1.Угадай, какая это профессия

2. Рекламное агентство

Уточнить знания о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве.

Учить детей выполнять определенные игровые действия, развивать сотворчество, инициативу, коммуникабельность.

1


ЯНВАРЬ

IV. Деньги и цена

1. Поможем Мише

Пробуждать у детей желание соучаствовать, оказывать помощь;

развивать практические навыки в процессе изготовления муляжей

моркови, грибов, ягод, корзиночек и др. «товаров» (для игры «Магазин»)

1


ФЕВРАЛЬ

  1. Покупательная сила денежных знаков

    1. а) Кто купит больше? Решение проблемы.

б) Продолжи предложение.

2. Супермаркет.

«Как поступить» - проблемная ситуация

Показать разнообразие товаров, развивать умение самостоятельно осуществлять процесс купли – продажи, вступать в диалог; воспитывать культуру общения.

1

МАРТ

VI. Бюджет, доходы, накопления и расходы

  1. Знакомимся с новой профессией: «Миша – брокер»

  2. а) Биржа – брокер б) «Что дешевле»

в) Хозяин товара – брокер - покупатель

Дать детям понятие о том, кто такой брокер и чем он занимается.

Закрепить знание детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос. Сформировать умение ориентироваться в цене товара, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене. Развивать самостоятельность в выборе решения.

1


АПРЕЛЬ

VII. Копейка. Монета. Деньги

1.«Поможем Буратино…»

Закрепить умение различать монеты; развивать способность сопереживать, помогать.

1

МАЙ

  1. Хочу быть предприимчивым. 1.Учимся

устанавливать контакты.

  1. Итоговое занятие. Путешествие по стране Экономике.

Учить познавать самих себя, общаться, фантазировать, мыслить нестандартно.

Повысить интерес старших дошкольников к получению экономических знаний

  • учить работать в команде

  • учить находить коллективный ответ путем обсуждения

  • закрепить представление детей о

сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение года.

1

Требования к уровню подготовки:

Дети должны иметь представление: о товаре и многообразии товаров; о производстве товаров; о цене товара и ее зависимости от качества товара; о цене оптовой; о цене розничной; о торговле как особом роде деятельности; о торговой прибыли; о формах торговли: оптовой и розничной; о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью привлечь потребителей и увеличить спрос.

Третий год обучения

Цели: развивать способность выполнять действия по решению задач с экономическим содержанием; формировать практические навыки выполнения арифметических действий; воспитывать интерес к ролевым взаимоотношениям.

Месяц

Тема

Решаемые цели и задачи

Кол – во

часов

Третий год обучения


1

2

3



СЕНТЯБРЬ

Наши семьи

1.Экономика, как наука о домашнем хозяйстве.

Выделять в окружающем мире экономические характеристики. Воспитывать познавательный интерес к экономической действительности.

1

ОКТЯБРЬ

2.Откуда берутся товары и услуги

Конкретизировать понятия

«товар», «услуга»; учить отличать товары от услуг



НОЯБРЬ

II. Орудия труда, материалы (ресурсы). Экономия.

1. Кому что нужно для работы

2. Труд, его виды. Профессии людей.

Закрепить знания об орудиях труда повара, плотника, художника- оформителя, кассира, закройщика; выделить их роль в изготовлении товара, сформировать умение рационально использовать материал.

Рассмотреть виды труда: сельскохозяйственный, ремесленный, домашний. Учить выделять цепочку трудовых действий.

Уточнить и расширить представления детей о профессиях;

показать значимость профессий для общества.

1


ДЕКАБРЬ

III. Экономические явления: выставка – реклама - обмен

1. Встреча товаров у Гнома Эконома.

Способствовать осознанию ребенком связей между названием производителя и продукцией; расширять представления о назначении рекламы и ее видах, воспитывать уважение к труду

рекламных агентов

1


ЯНВАРЬ

IV.Сбережения

(накопления)

1. Домик - копилка

Учить детей считать, производить

действия сложения и вычитания над числами, дать понимание сущности понятий: накопление, денежная прибыль, долг. Расширить представления детей о расходах и доходах, подвести к пониманию сущности понятия сбережения.

1


ФЕВРАЛЬ

V. Экономические явления: обмен-бартер- рынок

1. На острове Заплуталия

2. Интересный обмен

Развивать умение подмечать в сказочных действиях экономические явления, учить преодолевать препятствия, радоваться своим и чужим достижениям; учить

выделять слова и действия, относящиеся к экономике.

Раскрыть сущность операции

натурального обмена.

1


МАРТ

VI. Количество и качество результатов труда.

1. Мебельная мастерская.

2. Фирма «Строитель»

Раскрыть детям значение качественной продукции и ее пользы для человека. Учить конструировать на примере изготовления мебели для Миши, используя шаблон и

дополнительные детали, изгибая их с помощью линейки.

Показать значимость экономичного отношения к природным ресурсам, познакомить со строительными

профессиям.

1


АПРЕЛЬ

VII. Валюта

1. Волшебное превращение денежки.

Познакомить с валютой как денежной единицей страны, других стран.

1


МАЙ

  1. 1. Хочу быть предприимчивым.

Правила предпринимателя.

  1. Итоговое занятие.

«Что, где, когда»

Учить познавать самих себя, общаться, фантазировать, мыслить нестандартно – одним словом, быть предприимчивыми, инициативными, организованными

Повысить интерес старших дошкольников к получению экономических знаний

  • учить работать в команде

  • учить находить коллективный ответ путем обсуждения

  • закрепить представление детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение года

1

Четвертый год обучения

Месяц

Тема

Решаемые цели и задачи

Кол-во

часов

Четвертый год обучения


1

2

3

4


СЕНТЯБРЬ

Наши семьи

1. а) Слова «хочу» и

«надо».

б) «Хочу» - «надо» - делаю выбор

Познакомить с экономической концепцией понятий «хочу» и «надо».

Расширить представления детей о различных возможностях, которые им могут быть предоставлены, о необходимости выбора в жизни каждого человека

1



ОКТЯБРЬ


1.Что мы знаем о наших семьях?

Повторить изученные понятия: отдых, работа, профессия, экономика, потребности.

Формировать представление об обязательном выполнении домашних обязанностей каждым членом семьи, необходимость взаимопомощи.

1


НОЯБРЬ

II. Орудия труда, материалы (ресурсы). Экономия.

1. Продукты труда и его результат.

Необходимость оплаты

за труд

2. Как сделать быстрее Чего один не сделает – сделаем вместе.

Учить устанавливать связь между качеством материала и продуктом труда; самостоятельно выстраивать цепочку трудового процесса. Воспитывать уважение к результату труда.

Показать детям, что результат работы зависит от выбранного способа действий. Раскрыть детям значение качества выпускаемой продукции и ее пользы для человека

1


ДЕКАБРЬ

III. Экономические явления: выставка – реклама - обмен

  1. Как Миша решил фабрику построить

  2. Кто чем занят на Мишиной фабрике?

  3. Как на Мишиной фабрике деньги потерялись

Рассказать детям о том, как появляются предпринимательские идеи.

Показать детям, что совместный труд и использование рациональных способов работы уменьшают трудовые затраты, экономят силы и время. Раскрыть цепочку связей в трудовой деятельность, закрепить понятие о взаимозависимости трудовых процессов, значение ответственности за качество продуктов труда.

Дать понятие о разделении труда и о том, почему все работают по-разному.

Рассказать детям о том, что такое

издержки производства и зачем их нужно подсчитывать.

1


ЯНВАРЬ

IV. Сбережения (накопления)

1Что такое

сберегательный банк и что в нем нужно сберегать

Миша – банкир Путешествие в сказку

Раскрыть детям сущность понятия

«функции денег как средства накопления»

Закрепить понятия накопление, выгода. Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления, выделять слова и действия, относящиеся к экономике, учить давать

нравственную оценку поступкам героев.

1


ФЕВРАЛЬ

V. Экономические явления: обмен-бартер- рынок

1. Интересный обмен 2. Экономическая

минутка

Раскрыть сущность операции натурального обмена.

Расширять знания детей о натуральном обмене товаров, подвести их к пониманию смысла выражения

«равноценный обмен».

Анализировать мыслительную деятельность детей.

1


МАРТ

VI. Количество и качество результатов труда.

1. В кафе «Лакомка»

Раскрыть детям зависимость цены товара от количества, вложенного в него труда. Развивать коммуникативные

навыки, диалогическую речь.

1


АПРЕЛЬ

VII. Валюта

1 Путешествие рубля; Игра «Турагентство».

  1. Игра "МУЗЕЙ средств".

  2. а) Бартер.

б) Путешествие товара в разные страны.

Дать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах. Совершенствовать навыки счета, умение производить арифметические действия, развивать самостоятельность мышления. Дать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах.

Расширить представление детей о бартере как операции взаимообмена товарами, о деньгах как средстве обмена товара между людьми.

1


МАЙ

VIII.

1.Итоговое занятие.

«Что, где, когда»

Учить познавать самих себя, общаться, фантазировать, мыслить нестандартно – одним словом, быть предприимчивыми, инициативными, организованными. Повысить интерес старших

дошкольников к получению экономических знаний

  • учить работать в команде

  • учить находить коллективный ответ путем обсуждения

  • закрепить представление детей о

сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение года

1

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу периода обучения:

Дети должны иметь представление: о производстве как воздействии человека на природу с целью создания экономических благ; о производителе, о собственных затратах производителя, о прибыли производителя; о материальных затратах, о трудовых затратах, об увеличении прибыли за счет снижения затрат; о качестве производимого товара; о потребителе; о товарах и услугах; о различных видах ресурсов (природных, экономических, трудовых); о банке как посреднике на рынке денег, принимающем вклады и предоставляющем займы; о банковском проценте как цене, которую платят за использование чужих денег; об обмене (бартере).




Рекомендуемая литература
  1. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.

  2. Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с.

  3. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.

  4. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017.

№ 8. С. 349–351.

  1. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. № 9.

  2. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.

  3. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

  4. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.

  5. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.

Интернет-ресурсы:

www.cbr.ru — официальный сайт Банка России

fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура» минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки

Российской Федерации

вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!